2012. Итоги года
2012. Итоги года
Тема
Выбор редакции
30 января 2013, 17:32

Стоимость сделок M&A в Китае снизилась в 2012 году на 26% - PwC

Активность в сфере слияний и поглощений КНР снизилась в прошедшем году до самого низкого уровня за пять лет, говорится в обнародованном в среду докладе PricewaterhouseCoopers (PwC).

Выбор редакции
30 января 2013, 15:55

Немцы выпили рекордно низкое количество пива

Немцы теряют интерес к главному напитку страны пиву. По данным официальной статистики, в 2012 г. пивовары смогли продать всего 9,65 млрд литров пенного напитка, что является минимальным показателем со дня объединения Германии.

Выбор редакции
29 января 2013, 00:44

Россия по итогам 2012 года обогнала Германию по прозрачности бюджета

Россия по итогам 2012 года обогнала Германию по прозрачности бюджета

25 января 2013, 07:30

Четверть убыточных банков РФ по итогам 2012 года - иностранные "дочки"

Сам ЦБ пока для себя это не объяснил: возможно, к убыткам привела повышенная прозрачность и честность этих банков, но также не исключено, что часть из них не развивают бизнес в РФ, а просто существуют, несут расходы, превышающие доходы, и терпят убытки.

22 января 2013, 20:07

Производство алюминия в мире упало за год на 1,3%

Производство алюминия в мире по итогам 2012 г. упало на 1,3%, составив 43,431 млн тонн. Об этом говорится в отчете организации International Aluminium Institute.В декабре производство алюминия упало на 42,3% до 2,157 млн тонн с 3,738 млн тонн годом ранее.В 2012 г. в Китае произвели 17,992 млн тонн металла (+ 1,2%), в странах Африки - 1,636 млн тонн (- 9,4%), в Северной Америке - 4,851 млн тонн (- 2,4%), Южной Америке – 2,053 млн тонн (- 6%), странах Азии - 2,535 млн тонн (без изменений), Западной Европе - 3,605 млн тонн (- 10,5%), Центральной и Восточной Европе - 4,323 млн тонн (без изменений), Океании - 2,178 млн тонн (- 5,6%), Ближнего Востока - 3,658 млн тонн (+ 5%).Прибыль Alcoa оправдала ожидания рынка9 января отчитался алюминиевый гигант Alcoa. Чистая прибыль в IV квартале составила $242 млн против убытка в $191 млн годом ранее. Результат в целом совпал с ожиданиями аналитиков, и на этом фоне уже на вечерней сессии акции компании выросли на 1,3%. Инвесторы обычно рассматривают отчет Alcoa как индикатор всей мировой экономики, так как алюминий используется практически во всех ключевых отраслях: автомобильной, авиационной и других, не менее важных. В компании ожидают, что 2013 г. станет более успешным с точки зрения тенденций в мировой экономике, а рост спроса на алюминий ускорится до 7%.ЦеныСредняя отпускная цена Alcoa в IV квартале составила $2325 за тонну металла. При этом средняя спотовая цена на Лондонской бирже металлов выросла на 3,9% до $1,999.Согласно опросу аналитиков, проведенному агентством Bloomberg, средняя цена на алюминий в этом году составит $2150, в 2014 г. составит $ 2292, а в 2015 г. поднимется до $ 2400.

Выбор редакции
22 января 2013, 18:02

Стоимость жилья в США выросла на 5,9% в 2012 году

Стоимость жилой недвижимости в США увеличилась в 2012 г. на 5,9%, что стало максимальным ростом с 2006 г. Об этом говорится в исследовании компании Zillow, которая занимается исследованием рынка жилья.Эксперты считают, что цены на дома растут в течение 5 последних кварталов, что в два раза выше средних темпов роста долгосрочного тренда, которые составляют 3%.Впрочем, ждать высоких темпов роста цен на жилье, как и в 2012 г., не стоит. Согласно оценкам Zillow в 2013 г. рост цен на жилье замедлится до 3,3%. Цены на жилье выросли в 254 из 366 крупных городов США.

22 января 2013, 13:24

Как изменились налоги в мире за последний год

Ставки налогов в разных странах постоянно меняются. Государства, с одной стороны, стремятся повысить ставки косвенных налогов с целью увеличения доходов бюджетов, а с другой стороны, снизить ставки налога на прибыль, чтобы привлечь инвесторов. Консалтинговая фирма KPMG International выпустила очередное ежегодное исследование Corporate and Indirect Tax Rate Survey.Исследование показало, что средняя ставка косвенных налогов по миру увеличилась на 0,17% и достигла 15,5% при практически не изменившейся ставке налога на прибыль. Наиболее заметным событием в 2012 г. стало введение Пилотной программы по НДС в Шанхае и ее последующее расширение еще на 10 провинций Китая. Мнение эксперта Тим Гиллис глава практики по косвенным налогам КПМГ "Мы ожидаем, что средняя ставка косвенных налогов по миру в 2013 году продолжит расти, поскольку большее количество государств продолжит экономическое восстановление. В 2013 году ставка НДС возрастет еще в ряде стран, включая Финляндию, Доминиканскую Республику и Кипр". При этом средняя ставка налога на прибыль по миру осталась практически на прежнем уровне. Регион Налог на прибыль, 2011 г. Налог на прибыль, 2012 г. Рост/снижение Косвенные налоги, 2011 г. Косвенные налоги, 2012 г. Рост/снижение Африка 28,55% 29,02% 0,47% 14,17% 14,57% 0,4% Северная Америка 34% 33% -1% 5% 5% - Азия 23,1% 22,89% -0,4% 11,84% 12,24% 0,4% Европа 20,88% 20,5% -0,38% 19,71% 20% 0,29% Латинская Америка 29,02% 28,03% -0,72% 12,78% 12,79% 0,01% Океания 28,6% 28,6% - 12,92% 12,92% - ЕС 22,8% 22,6% -0,2% 20,76% 21,13% 0,37% ОЭСР 25,5% 25,25% -0,25% 18,53% 18,85% 0,32% Мир в целом 24,52% 24,43% -0,09% 15,33% 15,50% 0,17% Самые высокие и низкие ставкиСамые высокие ставки налога на прибыль были в Объединенных Арабских Эмиратах (55%), США (40%) и Японии (38,01%). Ссылки по теме Где вести бизнес дешевле: налоги, энергия, труд Самые низкие ставки налога на прибыль в странах, где установлен данный налог, были в Черногории (9%), Сербии, на Кипре, в Парагвае и Катаре (10%). При этом необходимо отметить, что "номинальная налоговая ставка" может отличаться от фактической "эффективной налоговой ставки". Так, например, в Объединенных Арабских Эмиратах на практике корпоративный налог на прибыль не взимается.Что же касается косвенных налогов, то самыми высокими они были в Венгрии (27%), Исландии (25,5%), Швеции, Дании, Норвегии и Хорватии (25%).

22 января 2013, 13:04

В 2012 г. в России продали 2,76 млн авто на $71 млрд

Продажи новых автомобилей в России в 2012 г. увеличились в денежном выражении на 21% до $71 млрд, в количественном выражении - на 10% до 2,76 млн единиц, отмечает PricewaterhouseCoopers (PWC). В 2012 г. в России продали 2,76 млн авто на $71 млрд При этом продажи новых российских автомобилей в 2012 г. сократились на 3% до $6,7 млрд, продажи иномарок российского производства увеличились на 32% до $31,2 млрд, продажи импортных новых автомобилей увеличились на 17% до $33,1 млрд. Продажи российских автомобилей в прошлом году сократились на 6,5% до 580 тыс. единиц, продажи иномарок российского производства увеличились на 17% до 1,215 млн единиц, продажи импортных новых автомобилей выросли на 15% до 965 тыс. единиц. Продажи легковых автомобилей в России в 2013 г. увеличатся на 5% в годовом выражении до 2,9 млн единиц, полагают аналитики PwC.При этом продажи автомобилей под российскими брендами сохранятся на уровне прошлого года и составят 580 тыс. единиц. Продажи иномарок российского производства увеличатся на 9% до 1,33 млн единиц, а импорт легковых авто увеличится на 3% до 990 тыс. единиц. Объем российского авторынка в 2013 г. увеличится за счет роста ВВП России, снижения уровня безработицы и стабильного курса доллара США к рублю, полагает PWC.

22 января 2013, 13:04

В 2012 г. в России продали 2,76 млн авто на $71 млрд

Продажи новых автомобилей в России в 2012 г. увеличились в денежном выражении на 21% до $71 млрд, в количественном выражении - на 10% до 2,76 млн единиц, отмечает PricewaterhouseCoopers (PWC). В 2012 г. в России продали 2,76 млн авто на $71 млрд При этом продажи новых российских автомобилей в 2012 г. сократились на 3% до $6,7 млрд, продажи иномарок российского производства увеличились на 32% до $31,2 млрд, продажи импортных новых автомобилей увеличились на 17% до $33,1 млрд. Продажи российских автомобилей в прошлом году сократились на 6,5% до 580 тыс. единиц, продажи иномарок российского производства увеличились на 17% до 1,215 млн единиц, продажи импортных новых автомобилей выросли на 15% до 965 тыс. единиц. Продажи легковых автомобилей в России в 2013 г. увеличатся на 5% в годовом выражении до 2,9 млн единиц, полагают аналитики PwC.При этом продажи автомобилей под российскими брендами сохранятся на уровне прошлого года и составят 580 тыс. единиц. Продажи иномарок российского производства увеличатся на 9% до 1,33 млн единиц, а импорт легковых авто увеличится на 3% до 990 тыс. единиц. Объем российского авторынка в 2013 г. увеличится за счет роста ВВП России, снижения уровня безработицы и стабильного курса доллара США к рублю, полагает PWC.

22 января 2013, 13:04

В 2012 г. в России продали 2,76 млн авто на $71 млрд

Продажи новых автомобилей в России в 2012 г. увеличились в денежном выражении на 21% до $71 млрд, в количественном выражении - на 10% до 2,76 млн единиц, отмечает PricewaterhouseCoopers (PWC). В 2012 г. в России продали 2,76 млн авто на $71 млрд При этом продажи новых российских автомобилей в 2012 г. сократились на 3% до $6,7 млрд, продажи иномарок российского производства увеличились на 32% до $31,2 млрд, продажи импортных новых автомобилей увеличились на 17% до $33,1 млрд. Продажи российских автомобилей в прошлом году сократились на 6,5% до 580 тыс. единиц, продажи иномарок российского производства увеличились на 17% до 1,215 млн единиц, продажи импортных новых автомобилей выросли на 15% до 965 тыс. единиц. Продажи легковых автомобилей в России в 2013 г. увеличатся на 5% в годовом выражении до 2,9 млн единиц, полагают аналитики PwC.При этом продажи автомобилей под российскими брендами сохранятся на уровне прошлого года и составят 580 тыс. единиц. Продажи иномарок российского производства увеличатся на 9% до 1,33 млн единиц, а импорт легковых авто увеличится на 3% до 990 тыс. единиц. Объем российского авторынка в 2013 г. увеличится за счет роста ВВП России, снижения уровня безработицы и стабильного курса доллара США к рублю, полагает PWC.

22 января 2013, 08:56

Беларусь: Итоги 2012 года

Нефтяные и калийные сюрпризы на финише 2012 годаКак и ожидалось, Кремль с помощью нефтяного рычага мобилизует белорусские власти на принятие решений по важным для российского бизнеса сделкам.В числе первых после декабрьских встреч в Москве на высшем уровне оказались договоренности по экспорту калийных удобрений через совместную компанию – ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК, акционерами ее являются «Уралкалий» и «Беларуськалий»). Это случилось 28 декабря, во время визита в Минск главного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова. По «странному» стечению обстоятельств, именно в эти дни в Москве решался важнейший для Беларуси вопрос – нефтяной.27-28 декабря в Москве находилась белорусская делегация под руководством первого вице-премьера Владимира Семашко. Ее визит также оказался результативным. Как сообщила пресс-служба белорусского правительства, в первом квартале 2013 года Беларусь получит 5,75 млн. тонн нефти (хотя российская «Транснефть» до недавнего времени твердо заявляла, что объем поставок нефти в Беларусь составит 18,5 млн. тонн – то есть, каждый квартал по 4,6 млн. тонн). Таким образом, итоговая цифра рассчитана исходя из годового объема 23 млн. тонн, на чем и настаивала белорусская сторона. При этом согласование баланса продолжится в следующем году.Несмотря на усилия А. Лукашенко и его переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, баланс по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2013 год Беларусь и Россия пока не подписали.Надо полагать, что это – дело времени и следующих совместных сделок «по более глубокой кооперации». По крайней мере, именно таким видится этот процесс после частично разрешившихся чудесным образом на финише года нефтяной и калийной проблем.Заметим, что почва для недавнего визита в Минск главного акционера «Уралкалия» С. Керимова была подготовлена на высшем политическом уровне. 19 декабря А. Лукашенко и В. Путин в Москве обсуждали вопросы «экономического взаимодействия», в том числе формирование нефтяного баланса, а также, как сообщила пресс-служба белорусского президента, белорусско-российское взаимодействие в сфере экспорта калийных удобрений. По итогам этой встречи А. Лукашенко заявил, что с Россией достигнута договоренность о поставках не 18,5 млн. тонн, о чем тогда заявляла «Транснефть» со ссылкой на Минэнерго РФ, а 23 млн. тонн. Вероятно, такая договоренность есть. Как можно предположить, Россия согласна поставить в Беларусь столько нефти, сколько ей надо, но в обмен на конкретные результаты в конкретных сделках.Решение калийный вопросов, как видим, сдвинулось с мертвой точки, – и Кремль отпустил нефтяной рычаг.Акционеры БКК, наконец, договорилисьНапомним, российский акционер БКК - компания «Уралкалий» еще в начале 2011 года инициировала смену юрисдикции БКК (спецэкспортер белорусский и российских калийных удобрений) на швейцарскую. Бизнесмен Сулейман Керимов, который был вовлечен в процесс передела российского калийного рынка, сразу же после объединения «Уралкалия» и «Сильвинита» приехал к А. Лукашенко с идеей перенести офис БКК в Швейцарию и создать там «Союзкалий». Перенос офиса БКК в другую юрисдикцию, как заявлялось, позволит получить компании более дешевое финансирование и позволит уйти от потенциальных санкций.Белорусские власти мучительно принимали решение по этому вопросу. Оказалось, что у этой идеи немало противников. Но поскольку проект «Союзкалия» патронирует Кремль (передел российского калийного рынка проводился под его патронатом), летом 2012 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и вице-премьер Беларуси Сергей Румас поручили концерну «Белнефтехим», Минпромторгу России при участии «Уралкалия» и «Беларуськалия» представить предложения по созданию СП «Союзкалий» к 1 сентября 2012 года. А. Лукашенко тоже потребовал от правительства до 1 сентября полностью решить вопросы, связанные с работой БКК. Он пригрозил, что «больше возни вокруг этого быть не должно, даже если нам придется наши отношения с россиянами («Уралкалием». – прим. авт.) пересмотреть».Акционеры БКК согласились, что «Союзкалий» будет работать на тех же принципах, которые были прописаны при создании БКК: доли «Уралкалия» и «Беларуськалия» в продажах будут зависеть от максимальных производственных мощностей каждого из предприятий. Но им не удалось согласовать 2 ключевых вопроса: соотношения объемов продаж калийных удобрений на внешних рынках и формирование формулы цены на калийные удобрения.При создании БКК они договорились, что экспортные квоты будут распределяться между ними исходя из их установленных производственных мощностей. Тогда доля «Беларуськалия» составляла 60%, «Уралкалия» – 40%, но позже была скорректирована.После объединения «Уралкалия» с «Сильвинитом» максимальные мощности «Уралкалия» в 2012 г. увеличились до 12,5 млн. тонн, у «Беларуськалия» они составляют 10,3 млн. тонн. Белорусская сторона посчитала несправедливым сложившийся к этому времени раздел объемов продаж в БКК между «Уралкалием» и «Беларуськалием»: 47,5% к 52,5% соответственно. Белорусская сторона хотела иметь 49,15%, российскому акционеру отводилось 50,85% продаж.При этом белорусская сторона принципиально настаивала на одноканальной системе продаж калийных удобрений через БКК, ибо в отличие от «Беларуськалия», который все 100% своей экспортной продукции продавал через БКК, «Уралкалий» значительную долю хлоркалия продает через своего тредейра – «Уралкалий-трейдинг». Белорусская сторона при определении формулы цены также хотела учитывать в экспорте поставки железнодорожным транспортом «Уралкалия» в Китай. Эту позицию стороны долгое время не могли согласовать.28 декабря по итогам переговоров с руководством «Уралкалия» премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович в эфире телеканала «Беларусь1» заявил, что акционеры сняли спорные вопросы. «По всем спорным вопросам, которые обсуждались почти целый год, были найдены принципиальные решения, которые устраивают обе стороны», – сказал М. Мясникович.Как было отмечено, стороны согласовали политику продаж калийных удобрений в 2013-2015 гг. Пропорции продаж на 2013 год зафиксирована следующим образом: 48,3% – это белорусские калийные удобрения, в 2014 году – 49%, в 2015 – 50% на 50%.По словам М. Мясниковича, стороны также «практически договорились о формуле цены, которая была одним из самых сложных вопросов». Кроме того, белорусская сторона потребовала, при определении цены учитывалось также и качество калийных удобрений. Ведь в Беларуси, кроме порошкообразных, выпускается много гранулированных удобрений, которые стоят дороже. Следовательно, доходность и прибыль «Беларуськалия» должны быть выше. И по этому вопросу, как было отмечено, «есть понимание с российской стороны».О «Союзкалии» публично не вспомнилиА что же с «Союзкалием»? Акционеры ранее договорились, что «Союзкалий» будет создан на паритетных началах – «Уралкалию» и «Беларуськалию» будет принадлежать по 50% в «Союзкалии» и что новый трейдер будет зарегистрирован в Швейцарии. Более того, гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер ранее заявлял, что компания будет создана в начале 2013 г., а к концу первого полугодия начнет практическую работу. Белорусская сторона уточняла, что создание «Союзкалия» займет от 6 до 9 месяцев, что обусловлено длительной процедурой согласования новой компании антимонопольными комитетами некоторых государств.После создания трейдера и завершения всех технических моментов все контракты будут переведены на «Союзкалий», после чего БКК перестанет быть трейдером «Уралкалия» и «Беларуськалия», рассказал в сентябре В. Баумгертнер. Как было сказано, в какой-то период БКК и «Союзкалий» будут юридически существовать параллельно друг другу, но с определенного момента бизнес будет полностью переведен на «Союзкалий», а контракты будут перезаключаться. «Как только заработает «Союзкалий», мы выйдем из БКК», – заявил гендиректор «Уралкалия».Между тем, по имеющимся данным, до недавнего времени белорусские власти по прежнему сомневались в целесообразности создания «Союзкалия». На прошедших в Минске 28 декабря переговорах с руководством «Уралкалия» вопрос о создании «Союзкалия» публично не прозвучал. Не стал прямо комментировать ситуацию и М. Мясникович. «Много в СМИ было разговоров: будет Белорусская калийная кампания, не будет БКК. По этому вопросу я хочу успокоить общественное мнение: БКК будет активно наращивать объемы реализации в 2013 году, в том числе за счет уменьшения тех калийных удобрений, которые реализуются сегодня через «Уралкалий трейдинг», то есть компании, принадлежащей «Уралкалию», – отметил Мясникович.Интригующий указТаким образом, интрига с созданием «Союзкалия» по-прежнему сохраняется. Возможно, это тактический ход – стороны решили решать вопросы за кулисами и шаг за шагом. Пока они урегулировали (или, как сказал М. Мясникович, почти урегулировали) спорные вопросы по политике и цене продаж удобрений через БКК. Логично, что следующим шагом может стать создание «Союзкалия».Надо полагать, что торг здесь тоже возможен.А. Лукашенко своим указом N 566, текст которого был опубликован на Национальном правовом портале 27 декабря, неожиданно для многих участников рынка расширил перечень спецэкспортеров хлоркалия. Согласно указу, в Беларуси статусом спецэкспортера калийных удобрений, помимо ОАО «Беларуськалий» и БКК могут быть наделены иные организации, определенные президентом страны. «Исключительное право внешней торговли (в части экспорта) минеральными или химическими калийными удобрениями закрепляется за государством и реализуется ОАО «Беларуськалий», ЗАО «Белорусская калийная компания» и иными организациями, определенными президентом Беларуси», – говорится в документе. При этом вывозить калийные удобрения за пределы Беларуси может исключительно «Беларуськалий» путем реализации калийных удобрений БКК и иным организациям, определенным президентом.Ранее в Беларуси статусом спецэкспортера были наделены только «Беларуськалий» и БКК. При этом «Беларуськалий» осуществлял вывоз калийных удобрений за пределы Беларуси и их реализацию БКК, которая, в свою очередь, продавала калийные удобрения за пределами страны.Принятие такого указа означает, что фактически А. Лукашенко лишил БКК права эксклюзивного экспортера.Комментируя подоплеку принятия этого документа, в концерне «Белнефтехим» отметили, что в связи с падением экспорта производственные мощности «Беларуськалия» загружены не в полном объеме. Поэтому при наличии дополнительных каналов сбыта «Беларуськалий» получит резерв для увеличения объемов производства калийных удобрений.Очевидно, что этот указ не мог не вызвать вопросов у российского акционера БКК. М. Мясникович подтвердил, что «эта тема также была предметом рассмотрения с российской стороной». И вслед за чем поспешил заверить, что «Беларуськалий» не будет торговать калийными удобрениями, а как и раньше будет заниматься производством калийных удобрений.Своя калийная играИзначально было ясно, что разрывать отношения в БКК не собиралась ни одна, ни вторая сторона. Не нужен этот разрыв «Беларуськалию», у которого нет своей трейдерской сети. Абсолютно не выгоден такой сценарий и для «Уралкалия», который постоянно заявляет о синергитеческом эффекте совместной работы с «Беларуськалием». Тем более, что «Уралкалий», как отмечают аналитики, куплен для перепродажи, поэтому главная задача компании сейчас – позитивные сигналы для роста котировок акций.Тогда в чем смысл калийного указа?Пока на этот вопрос ответить трудно. Участники рынка также в недоумении, зачем белорусской стороне потребовалось разрушать монополию БКК на экспорт удобрений.Можно лишь предположить, что белорусские власти хотят создать свой аналог «Уралкалия-трейдинга», чтобы таким образом «уравновесить» экспортный баланс в БКК.Есть еще одна версия. Стоит напомнить постоянные заявления А. Лукашенко о том, что БКК должна заниматься не только продажей калийных удобрений, но также сложными, смешанными удобрениями (NPK-удобрения). Вслед за чем «Уралкалий» дал понять, что для российского акционера этот вопрос сейчас не является приоритетным. Как было сказано, «Союзкалий» будет этим заниматься, «если это будет создавать какую-то дополнительную стоимость, давать какой-то синергетический эффект с точки зрения экономии расходов». «Но пока серьезно это не прорабатывается», – заявил В. Баумгертнер.Может быть, белорусская сторона хочет сыграть на опережение и создать собственную структуру для торговли NPK-удобрениями?Кроме того, не могут не вызывать вопросов также последние инициативы белорусского руководства на калийном «фронте».В ноябре состоялся визит белорусской правительственной делегации в Казахстан, Бангладеш и Индию, об итогах которого 20 ноября А. Лукашенко рассказал премьер-министр М. Мясникович. По итогам этой встречи пресс-служба президента сообщила об открывающихся больших перспективах в работе с этими государствами в области поставок калийных удобрений. Было сказано, что Индия готова покупать у Беларуси 2,7 млн. тонн калийных удобрений, что составляет фактически ее полную потребность. По словам М. Мясниковича, в ближайшее время Беларусь посетят представители Министерства химической промышленности и удобрений Индии для переговоров по формуле цены на 2013 и последующие годы.Также замминистра иностранных дел Беларуси Сергей Алейник 21 ноября на пресс-конференции рассказал, что Беларусь планирует поставлять в Индию ежегодно 2,1-2,7 млн. тонн калийных удобрений.«В ходе переговоров премьер-министров Беларуси и Индии речь шла о заключении долгосрочной договоренности по поставкам калийных удобрений в Индию, и такая договоренность принципиально достигнута. Мы ожидаем, что в течении ближайших двух недель делегация Индии приедет в Беларусь и этот вопрос будет обсуждаться в ходе переговоров», – сказал замминистра. При этом Алейник добавил, что «формула цены – предмет коммерческой договоренности между субъектами хозяйствования двух стран».Кроме этого, как было сказано, Беларусь планирует поставлять до 1 млн. тонн калийных удобрений в Бангладеш.На эти высказывания можно было не обращать внимания, если бы они не касались заключения калийных контрактов. Подчеркнем, что ведение переговоров с партнерами, ценовая политика экспортных продаж, заключение контрактов – все это прерогатива БКК (которая для этой цели и создавалась), а не белорусского правительства.СправкаСогласно данным Белстата, в январе-октябре 2012 г. экспорт белорусских калийных удобрений снизился на 19,2% до 3 млн. 233,7 тыс. тонн (в пересчете на 100% действующего вещества).М. Мясникович отметил, что средняя цена продажи калийных удобрений компании в 2011 г. составляла 410 USD/тонну, а по итогам 10 месяцев цена выросла до 433 USD/тонну. Белорусская сторона рассчитывает, что в 2013 г. объемы реализации и валютной выручки будут восстановлены на уровне 2011 г.http://nmnby.eu/news/analytics/5043.htmlБелорусская нефтепереработка - 2012: короткий ренессанс и скандал с растворителямиНефтеперерабатывающая промышленность Беларуси, работавшая в 2012 году в максимально льготных условиях поставок российской нефти, пережила короткий ренессанс и вышла к 2013 году с прибылью, завершенными масштабными инвестпроектами, но понесла существенные имиджевые потери, которые отразились в целом на реальном секторе экономики страны. Скандал с "растворительным" бизнесом стал основным событием года в отрасли.Все так хорошо начиналось:В 2012 году Беларусь, после достаточно длительного периода жестких условий импорта нефти из РФ, получила максимально льготный режим. Впервые, начиная с 2007 года, республика смогла получать из России весь объем нефти без квот и пошлин.В 2011 году, несмотря на подписанные и ратифицированные белорусской стороной межправительственные документы о том, что республика сможет свободно импортировать нефть из РФ, Беларусь столкнулась с требованием российских нефтяных компаний уплатить премии переработчикам. Отраслевой концерн "Белнефтехим" расценил это как деформированную экспортную пошлину на нефть. Тем не менее, в течение 2011 года Беларусь уплачивала российским НК премии в размере $5,5-6 за баррель, что привело к удорожанию сырья примерно на $45 на тонну.Кроме того, сохраненный концерном запрет для давальческих компаний полностью распоряжаться готовой продукцией привел к полному отказу российских компаний перерабатывать нефть на условиях процессинга. В 2011 году на белорусских НПЗ перерабатывалась нефть либо белорусских давальцев, либо нефть, закупленная собственно заводами. Стоимость процессинга была снижена с $60 до $1,5 за тонну. Таким образом, НПЗ полностью лишились прибыли, получаемой от этой услуги.В конце 2011 года "Белнефтехим" и российские НК подписали пакет долгосрочных соглашений, которые оговаривали условия импорта нефти на 2012-2015 годы. В числе документов впервые был и баланс по нефтепродуктам, согласно которому Беларусь обязалась в течение 2012 года поставить в РФ 5,8 млн тонн моторного топлива - автобензинов и дизельного топлива.Нефтяной баланс на 2012 год предусматривал импорт в Беларусь из РФ 21,5 млн тонн нефти, с возможностью получать весь объем трубопроводным транспортом.Кроме того, российские давальцы получили возможность самостоятельно распоряжаться продукцией, выработанной на белорусских НПЗ из ввезенного сырья.Столь комфортные условия привели к тому, что в 2012 году на белорусские НПЗ вернулись российские давальческие структуры, удельный вес процессинга вырос до необходимых для нормальной работы заводов 50%. Беларусь отказалась от импорта азербайджанской нефти: объемы ее поставок составили за весь год около 330 тыс. тонн против около 1 млн тонн в 2011 году.В уходящем году оба белорусских НПЗ - Мозырский и ОАО "Нафтан" - работали с максимальной загрузкой производственных мощностей. Такая ситуация сохранялась вплоть до сентября текущего года. В сентябре МНПЗ остановил часть мощностей на месячный плановый капремонт, а в октябре произошло сокращение поставок нефти из РФ.По итогам полугодия оба белорусских НПЗ сработали с прибылью свыше Br1 трлн против убытков в 2011 году.Однако не только производство традиционных нефтепродуктов явилось двигателем для развития этой валообразующей отрасли белорусской экономики.Растворители, разбавители и ТБДЛетом 2012 года, когда в республике уверенно закрепились достаточно высокие темпы прироста объемов производства нефтепродуктов, белорусская общественность открыла для себя новый экономический термин - "сублимированные нефтепродукты".Если исходить из темпов роста объемов производства, которые были максимальными в начале года (73,2% в январе, на фоне крайне низкой базы января 2011 года, 25,6% в феврале и 24,7% в марте), можно сделать вывод, что схема организации производства в Беларуси так называемых сублимированных нефтепродуктов начала действовать именно в феврале текущего года.Как стало известно к лету текущего года, в Беларуси, при участии крупных частных нефтетрейдеров - компаний "Трайпл", "Интерсервис", "Юнивест-М" и российских нефтяных компаний - было организовано производство и экспорт растворителей, разбавителей и смазочных материалов. Они производились из беспошлинного российского сырья (нафты) путем добавления к ней изопропиловых и других спиртов и, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, экспортировались с территории Беларуси за пределы РФ без взимания экспортных пошлин.Между тем, Беларусь, согласно межправсоглашению с РФ, обязана перечислять пошлины от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в бюджет РФ.По итогам января-октября в бюджет РФ Беларусь перечислила $3,2 млрд пошлин от экспорта нефтепродуктов. За этот период республика поставила на внешние рынки 15,1 млн тонн нефтепродуктов на общую сумму около $12,7 млрд, исходя из среднеконтрактных цен на 10 месяцев в $840 за тонну.По данным Белстата, максимальных объемов импорт из РФ прямогонного бензина достиг в июле, когда в страну за месяц было ввезено около 330 тыс. тонн легких дистиллятов. В целом за 7 месяцев их импорт составил немногим более 1,8 млн тонн, на общую сумму почти в $1 млрд.Произведенные по данной схеме на белорусских НПЗ растворители и разбавители экспортировались в страны ЕС, в основном в Латвию.Между тем, схема беспошлинных поставок нефтепродуктов из Беларуси в 2012 году работала не только в западном направлении.В уходящем году Беларусь активно занималась поставками в Украину топлива биодизельного улучшенного (ТБД), которое производилось в республике из импортного (российского) дизтоплива, путем добавления к нему биоэтанола. Согласно ТК ТС, данный вид топлива не облагается экспортными пошлинами при вывозе за пределы ТС. Эту схему также реализовывали частные белорусские нефтетрейдеры.В итоге в 2012 году Беларусь стала основным поставщиком на украинский рынок дизтоплива, обеспечив около 80% импортных поставок, по автобензинам белорусские экспортеры освоили около двух третей украинского розничного рынка.Данная ситуация привела к возобновлению украинским правительством своих намерений ввести квоты и пошлины на импортное, в том числе и белорусское, моторное топливо, несмотря - то, что такое спецрасследование было проведено в 2011 году и завершилось безрезультатно.На протяжении мая-августа белорусские власти категорически отрицали тот факт, что в Беларуси действуют подобные схемы. В то же время, ни в одном профильном ведомстве, в том числе и в концерне "Белнефтехим", не могли пояснить, на каких мощностях в республике организовано такое производство.В то же время, в июле российский премьер Дмитрий Медведев потребовал от белорусских и российских ведомств совместно разобраться в этом вопросе. В Минске на протяжении месяца работала российская межведомственная рабочая группа.В сентябре глава правительства Михаил Мясникович впервые официально признал существование этой схемы и заявил о ее прекращении.Однако, как показывали данные статистики, ввоз нафты в крайне незначительных объемах продолжался в первые месяцы осени.Кроме того, в сентябре российская сторона впервые официально заявила о том, что бюджет РФ из-за действия данной схемы недополучил около $1,5 млрд нефтяных пошлин. Позднее глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил о том, что потери российского бюджета, по экспертным данным, оцениваются в $2,5 млрд.Российская сторона также выразила и недовольство действиями Беларуси на украинском рынке, однако серьезного развития эта тема впоследствии не получила.Симметричный ответВ конце сентября 2012 года стало известно о том, что РФ на IV квартал сокращает примерно на 1,3 млн тонн - до 4 млн тонн - объемы поставок нефти для белорусских НПЗ. Как поясняли в тот период российские и белорусские эксперты, поводом для сокращения поставок стало действие "растворительных схем", а также тот факт, что "Беларусь получила существенный переизбыток нефти".Уже в октябре поставки нефти из России в Беларусь сократились на 22% по сравнению с сентябрем и составили 1 млн 347 тыс. тонн. В октябре белорусская и российская стороны начали переговоры по балансу на октябрь-декабрь и достигли через довольно продолжительное время определенного компромисса. В ноябре поставки составили около 1,6 млн тонн, что позволило несколько стабилизировать ситуацию.В декабре, согласно планам "Транснефти", Беларусь получит 1,95 млн тонн российской нефти.Практически одновременно с переговорами о балансе на IV квартал, Беларусь начала с РФ переговоры о балансе на 2013 год, заявив о намерении импортировать в будущем году 23 млн тонн нефти.Однако, по последним данным, российская сторона изъявила готовность поставить не более 18,5 млн тонн нефти и напомнила Минску о неисполнении в 2012 году обязательств по поставкам в РФ моторного топлива, отметив, что баланс исполнен примерно на 5%.В данной связи концерн "Белнефтехим" был вынужден констатировать, что на протяжении года предлагал моторное топливо на российских торговых площадках, однако из-за более высокой цены, которая складывалась исходя из цен поставки сырья, покупателей на белорусский бензин и дизтопливо не находилось.На 2013 год РФ, которая с 1 января запрещает использование бензина стандарта евро-2, запрашивает у Беларуси 3,3 млн тонн моторного топлива, из которого только 0,2 млн тонн составит дизель.Таким образом, переговоры по балансу на 2013 год осложнились в связи с позицией белорусской стороны, которая настаивает на обеспечении хотя бы минимальной прибыльности таких поставок."На сегодняшний день стороны достигли договоренности о том, что автобензины будут реализовываться по цене закрытия предыдущих биржевых торгов. Таким образом, по бензинам будет обеспечена минимальная рентабельность, поставки дизтоплива останутся убыточными", - сообщил в данной связи агентству "Интерфакс-Запад" участник белорусского рынка нефтепереработки.Нафты больше не будетЕще одним итогом, с которым белорусская нефтепереработка и реальный сектор страны в целом завершают год, становятся поправки в Таможенный кодекс, направленные на ликвидацию "растворительного" бизнеса.В частности, белорусская сторона согласилась с предложениями РФ, которые предусматривают дополнения и изменения в статью 239 ТК ТС. Эти изменения предусматривают, что для совершения операций по переработке иностранных товаров будет допускаться использование только товаров Таможенного союза, которые не облагаются экспортными пошлинами."Положение о том, что при совершении операций по переработке иностранных товаров можно использовать только товары ТС, кроме тех, которые облагаются экспортными пошлинами, говорит о том, что фактически вводится запрет на включение прямогонного бензина (нафты) в режим переработки и последующего получения из него растворителей и разбавителей, которые при экспорте не облагаются пошлинами", - пояснил агентству источник в отрасли.Он также уточнил, что инициативы российской стороны касаются изменения перечня товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки. Там, в него будут включены, как ожидается, ациклические спирты и их производные, биодизельное топливо и его смеси, не содержащие или содержащие менее 70% массы нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.Именно этими обстоятельствами обусловлен и отказ частного нефтетрейдера "Интерсервис" от строительства мини-НПЗ на базе переданного компании Новополоцкого завода белково-витаминных концентратов. Предполагалось, что на этом НПЗ мощностью до 1,5 млн тонн в год по первичной переработке, будут производиться "инновационные нефтепродукты".В настоящее время, как сообщили агентству "Интерфакс-Запад" участники рынка, частные нефтетрейдеры пока не готовы заявить о своих планах по традиционной давальческой переработке нефти на белорусских НПЗ. "Баланса на 2013 год нет, условия игры непонятны, растворительный бизнес закрыт, поэтому о перспективах говорить сложно", - сказал собеседник агентства.Экономически и политически обидноВ настоящее время и белорусские, и российские эксперты сходятся во мнении, что условия работы белорусской нефтянки в 2013 году во многом определяются "не вполне прозрачными" схемами, которые и белорусские, и российские компании использовали в 2012 году.Однако, российская сторона официально не предъявляла Беларуси требование возвратить упущенные $1,5 млрд нефтяных пошлин. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович в ноябре назвал эту сумму "мифической" и отметил, что вопрос о неправомерности действий Минска на нефтяном поле обсуждается с большим опозданием. По его словам, "стороны должны обсуждать условия игры, когда еще находятся на берегу, а когда уже пустились в плавание, обсуждать это поздно".В то же время, посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции, посвященной подведению итогов года, заявил, что России "и экономически, и политически обидно" от таких действий Беларуси.Белорусские эксперты также отмечают, что в Москве испытывают определенное разочарование и в связи с тем, что в 2012 году не произошло ни одной знаковой приватизационной и инвестиционной сделки из тех, которые планировались. Не произошло объединения МАЗа и КАМАЗа, не решен вопрос о допуске российской стороны к приватизации "Беларуськалия". На самой ранней, предварительной стадии находятся переговоры о создании альянса между КАМАЗом и МЗКТ, а также об альянсе "Ростсельмаша" и "Гомсельмаша". Кроме того, не создан "Союзкалий", имеются трения и среди акционеров Белорусской калийной компании. Российские НК не получили доступа к активам в белорусской нефтепереработке, открытым остается вопрос об участии "Газпрома" в приватизации ОАО "Гродно Азот".Все эти аспекты, полагают в Минске, затрудняют подписание баланса на 2013 год и дают основания полагать, что в последующие годы белорусская нефтепереработка едва ли получит такие же льготные условия работы.http://www.interfax.by/news/belarus/122803Беларусь в январе- октябре 2012 года поставила на экспорт 3 млн 233,7 тыс. тонн калийных удобрений (в пересчете на 100% действующего вещества), говорится в материалах Национального статистического комитета республики (Белстата). По данным Белстата, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года объем экспорта хлоркалия снизился на 19,2%. Для сравнения, в январе-июне 2012 года экспорт хлоркалия снизился на 18,3%.В то же время за десять месяцев текущего года среднеконтрактные экспортные цены на калийные удобрения выросли на 3,6% и составили $733 за 1 тонну действующего вещества.По итогам января-октября 2012 года основной объем экспорта пришелся на страны дальнего зарубежья, куда было поставлено 3 млн 100,8 тыс. тонн калийных удобрений (на 19,3% меньше).Также, по данным Белстата, в январе-октябре произошло падение объемов экспорта азотных удобрений - на 29%, до 168,8 тыс. тонн (в пересчете на 100% азот). В то же время, по итогам 1 полугодия отмечалось сокращение экспорта на 59,9%. Практически весь объем экспорта по итогам десяти месяцев пришелся на страны дальнего зарубежья - 125,8 тыс. тонн, что на 29,3% меньше по сравнению с январем-октябрем 2011 года.Помимо падения объемов экспорта азотных удобрений в физическом выражении, произошло и снижение стоимостных показателей: среднеконтрактные цены за десять месяцев снизились на 14,9%, до $826 за 1 тонну действующего вещества.В Белоруссии азотные удобрения производит ОАО "Гродно Азот" (Гродненская область), которое специализируется на выпуске аммиака жидкого технического, азотных удобрений (карбамид, карбамидо-аммиачная смесь, сульфат аммония), метанола технического, капролактама, а также топлива биодизельного, двуокиси углерода жидкой.ПО "Беларуськалий" является единственным производителем хлоркалия в Беларуси, а также одним из крупнейших поставщиков калийных удобрений на мировой рынок. Доля предприятия в мировом производстве калийных удобрений составляет около 15%, в мировом экспорте калия - свыше 16%. Предприятие реализует свою продукцию через ЗАО "Белорусская калийная компания" (БКК, трейдер "Уралкалия" и "Беларуськалия" на зарубежных рынках). БКК была учреждена на паритетных условиях РУП ПО "Беларуськалий" и ОАО "Уралкалий" в декабре 2005 года. В настоящее время акционерами БКК являются ОАО "Беларуськалий" (45%), Белорусская железная дорога (5%) и ОАО "Уралкалий" (50%).http://www.interfax.by/news/belarus/122675В Беларуси до конца первого полугодия 2013 года внутренние цены на калийные удобрения должны быть доведены до мирового уровня. Такое решение содержится в совместном плане действий правительства Беларуси и Национального банка страны по достижению в 2013 году параметров макроэкономического прогноза. В настоящее время в Беларуси на внутреннем рынке действуют льготные цены на калийные удобрения, составляющие около $15 за тонну (в физическом весе) против мировых цен в размере порядка $450.В среднем поставки хлоркалия на внутренний рынок составляют около 1,5 млн тонн в год.http://www.interfax.by/news/belarus/122804Canpotex, трейдер североамериканских Potash Corp., Agrium и Mosaic, 31 декабря объявила о заключении контракта с китайской Sinochem на поставку 1 млн тонн хлоркалия в первом полугодии 2013 года. Цена хлоркалия снижена на $70 за тонну по сравнению с ценой прошлого контракта, заключенного в марте 2012 года - до $400 за тонну.http://www.interfax.by/news/world/123223По итогам 11 месяцев 2012 года, сальдо внешних платежей, с учетом выплат в российский бюджет, перешло в отрицательную плоскость и дефицит составил $74,4 млн. В январе-октябре положительное сальдо внешних платежей составляло $229 млн, в январе-сентябре - $471,8 млн, в январе-августе - $977 млн.В январе-ноябре 2012 года Беларусь перечислила в бюджет РФ $3 млрд 497,5 млн экспортных пошлин на нефтепродукты, в том числе в ноябре $306,6 млн, в октябре $261,8 млн, в сентябре - $266,9 млн, в августе - $252,3 млн.Без учета этих платежей, которые фактически представляют собой надбавку к цене импорта российской нефти, положительное сальдо внешних платежей Беларуси в январе-ноябре 2012 года составило $3,42 млрд, что в 2,4 раза больше по сравнению с январем- октябрем 2011 года.http://www.interfax.by/news/belarus/123017http://naviny.by/rubrics/economic/2013/01/08/ic_media_infografic_113_4225/Гид по белорусской прессеhttp://magazine.kyky.org/blog/50e7d987ab370c57fc000222http://belnetmon.livejournal.com/2183501.html

21 января 2013, 18:16

В Европе закрылось 511 банков в 2012 году

По итогам 2012 г. в Евросоюзе закрылось 511 банков, сообщается в докладе ЕЦБ. Таким образом, общее количество банков сократилось до 9,076 тыс.Непосредственно в еврозоне количество кредитных учреждений сократилось до 7,059 тыс. Больше всего банков закрылось в Люксембурге – 124. Далее идет Франция с 105 закрытыми учреждениями. На третьей строчке Италия, где закрылось 55 финансовых организаций.В Европейском центробанке отмечают, что прекращение работы части банков произошло не только по причине банкротства, но и в результате слияния и поглощения.В относительном выражении больше всего исчезло банков в Словакии. Там остановили свою работу 30% организаций. Люксембург второй - 22%. На третьем месте Франция с 9%.Всего со времен основания еврозоны в 1999 г. число банков сократилось на 28%. В абсолютном значении финансовая система потеряла 2,797 тыс. банков. Самыми крупными банковско-финансовыми секторами остаются Германия и Франция, вместе составляя 42% всех банков еврозоны.

18 января 2013, 03:03

Промышленное производство в Украине сократилось почти на 2% в 2012 году

Промышленное производство в Украине в декабре 2012 года по отношению к аналогичному периоду 2011 сократилось на 7,6%. Об этом сообщают «Украинские новости» со ссылкой на Госслужбу статистики. По отношению к ноябрю 2012 года производство сократилось на 3,9%. За весь 2012 год производство сократилось по отношению к 2011 году на 1,8%.

17 января 2013, 13:57

В 2012 г. Россия добыла 4,248 млн тонн биоресурсов

По предварительным данным, добыча биоресурсов в России в прошлом году увеличилась на 0,54% в годовом выражении до 4,248 млн тонн, сообщает Росрыболовство. В 2012 г. Россия добыла 4,248 млн тонн биоресурсов "По предварительным данным агентства, объем добычи водных биоресурсов (без учета объемов вылова во внутренних водоемах и аквакультуры) за прошлый год составил 4,248 млн тонн. С учетом корректировки данный показатель будет в пределах индикатора, заложенного в Федеральной целевой программе (4,3 млн тонн), либо несколько превышать его", - отмечает Росрыболовство. В 2011 г. вылов рыбы в России увеличился на 4,9% до 4,225 млн тонн. По мнению Росрыболовства, выдача разрешений на вылов водных биоресурсов идет в региональных управлениях Росрыболовства без задержек. К январю удовлетворено более 4,5 тыс. заявок, 197 заявок находится на рассмотрении.

17 января 2013, 12:24

Налоговые поступления в РФ выросли на 13,1% в 2012 г

Объем поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ в прошлом году составил 10,998 трлн руб., что предполагает рост на 13,1% по сравнению с 2011 г. Об этом заявил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.Он рассказал, что объем поступлений налогов в федеральный бюджет вырос с 2011 г. на 15% и составил, по предварительным данным, 5,16 трлн руб.При этом такой рост обеспечен увеличением нефтегазовых доходов, без их учета поступление налогов выросло на 10,8% и составило 2,76 трлн руб.Мишустин также заявил, что поступление имущественных налогов выросло на 20%, хотя основной период их уплаты – первая половина года.

Выбор редакции
16 января 2013, 22:28

Итоги года: продуктовый ритейл

Михаил Бурмистров - Генеральный директор "INFOLine - Аналитика". http://expert.ru/2012/12/27/news-21_45/

16 января 2013, 11:50

Продажи автомобилей в Европе упали на 7,8% в 2012 г.

Продажи автомобилей в Европе в декабре упали до минимума более чем за два года на фоне рецессии на юге региона, что привело к сокращениям в Ford Motor, General Motors и Renault SA.

Выбор редакции
14 января 2013, 13:50

Россия в 2012 г. поставила рекорд по экспорту риса

По предварительным итогам, экспорт российского риса в 2012 г. достиг исторически максимального значения - 334 тыс. тонн, что в два раза превышает показатель в 2011 г., сообщает Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Россия в 2012 г. поставила рекорд по экспорту риса Почти в равных количествах за рубеж поставлены рисовая крупа и рис-сырец. "Наш рис становится все более популярным на внешних рынках благодаря высокому качеству и конкурентному уровню цен", - отмечает ИКАР. Самые большие объемы российского риса приобрела Ливия. Турция, которая в 2009 - 2011 гг. занимала ведущее место в списке покупателей, переместилась на второе место. Основная доля закупок обеих стран - рис-сырец. "Рис-крупу традиционно импортировали в основном страны бывшего СССР", - поясняет ИКАР. При этом Египет, который производит и экспортирует рис, впервые за последние годы закупил в России почти 17 тыс. тонн рисовой крупы.

Выбор редакции
14 января 2013, 13:50

Россия в 2012 г. поставила рекорд по экспорту риса

По предварительным итогам, экспорт российского риса в 2012 г. достиг исторически максимального значения - 334 тыс. тонн, что в два раза превышает показатель в 2011 г., сообщает Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Россия в 2012 г. поставила рекорд по экспорту риса Почти в равных количествах за рубеж поставлены рисовая крупа и рис-сырец. "Наш рис становится все более популярным на внешних рынках благодаря высокому качеству и конкурентному уровню цен", - отмечает ИКАР. Самые большие объемы российского риса приобрела Ливия. Турция, которая в 2009 - 2011 гг. занимала ведущее место в списке покупателей, переместилась на второе место. Основная доля закупок обеих стран - рис-сырец. "Рис-крупу традиционно импортировали в основном страны бывшего СССР", - поясняет ИКАР. При этом Египет, который производит и экспортирует рис, впервые за последние годы закупил в России почти 17 тыс. тонн рисовой крупы.

13 января 2013, 18:03

ВВС РФ-2012: на пороге скачка

  2012-й стал первым годом по-настоящему массового обновления ВВС России. Военному ведомству переданы десятки машин разных классов, что позволяет формировать уже целые подразделения на новой технике. В ближайшие годы этот процесс должен резко повысить способности ВВС решать боевые задачи, в том числе за рубежом. Перевооружение: не только численность   Сообщения о поставках в войска новой и модернизированной техники уже перестали удивлять: переоснащение касается всех видов Вооруженных сил России. Более интересны те новые свойства, которые обретает армия, авиация и флот, получая новые боевые машины и вспомогательную технику. ВВС России эти изменения касаются в первую очередь: объем поставок новой авиационной техники в прошедшем году превысили 150 самолетов и вертолетов всех классов, без учета машин, проходящих ремонт и модернизацию. С учетом некоторого временного лага, необходимого для освоения новых машин сначала инструкторами центров боевого применения, а затем и строевыми летчиками, это означает, что в ближайшие год-два достигнут готовности первые строевые подразделения тактической авиации, полностью укомплектованные новой техникой. Для ВВС России это будет означать ряд существенных изменений. Во-первых, возрастут возможности боевых действий на большом удалении от баз: как за счет большей дальности полета, так и за счет того, что все новые боевые самолеты ВВС России имеют возможность дозаправки в воздухе. При этом в качестве танкеров могут выступать не только штатные заправщики ВВС - Ил-78, но и боевые самолеты, оснащенные контейнерами УПАЗ - унифицированных подвесных агрегатов заправки. В чем-то эта методика напоминает практику альпинистов, когда ассистирующая пара, несущая дополнительные баллоны с кислородом, отдает их своим товарищам, цель которых - непосредственное покорение вершины. Во-вторых, резко возрастают возможности поражения наземных целей. Вплоть до последнего времени Россия, по сути, располагала только одним самолетом фронтовой (тактической) авиации, способным применять против наземных целей достаточно широкую номенклатуру управляемого вооружения - это бомбардировщик Су-24. Сегодня такой возможностью обладают все новые боевые самолеты ВВС - включая истребители МиГ-29СМТ, Су-30СМ и Су-35, а также модернизированные машины. Первую скрипку в борьбе с наземными целями будут по-прежнему играть ударные машины - Су-34, модернизированные Су-24М2 и многоцелевые истребители Су-30СМ, но сам по себе рост числа самолетов, способных применять высокоточное оружие, означает серьезное изменение боевых возможностей ВВС в ближайшие годы. Этот рост подкрепляется также увеличением закупок собственно высокоточных боеприпасов, объем производства которых в текущем десятилетии должен вырасти многократно. Следующим существенным фактором является модернизация системы обучения и боевой подготовки летного состава ВВС. Поставки учебных самолетов нового поколения, нового наземного оборудования, вкупе с увеличившимся до ста часов в год и более средним налетом, позволяет ожидать большей эффективности использования новой техники в возможных боевых действиях. Напомним, что дефицит подготовленных пилотов в строевых подразделениях до последнего времени был одной из главных бед ВВС России. Чего ждать? Происходящие изменения, сами по себе положительные, недостаточны для того, чтобы говорить о полноценном возрождении ВВС России. Для этого необходим ряд дополнительных мер, в числе которых на первом месте - улучшение инфраструктуры базирования и системы обеспечения боевых действий. Новое руководство Минобороны уже заявило о расширении прежних планов модернизации военных аэродромов, однако этим дело не ограничится. Необходимым условием является рост числа "спецбортов" ВВС и морской авиации - самолетов, предназначенных для разведки, радиоэлектронной борьбы, дальнего радиолокационного обнаружения и управления и т.д. Эти машины, как правило, создающиеся на базе коммерческих лайнеров, сегодня являются необходимым элементом современных Военно-воздушных сил, отсутствие которого не позволяет эффективно использовать даже самые современные боевые самолеты. И снова о заправке Отдельно следует упомянуть и о специализированных самолетах-заправщиках. Компенсировать их дефицит с помощью упомянутых выше контейнеров УПАЗ можно лишь отчасти. Минобороны России предполагает серийное строительство новых летающих танкеров на основе запущенного в серию в Ульяновске модернизированного варианта самолета Ил-76, однако есть и еще один вариант получения машин, способных выполнять эти задачи. В России на хранении находится несколько десятков гражданских авиалайнеров Ил-62 и Ил-86, в значительной части сохранивших летный ресурс. Переделка коммерческих машин в летающие танкеры, как непосредственно при постройке, так и уже готовых самолетов - достаточно распространенная практика, и, возможно, ВВС России стоит обратить внимание на этот резерв. Ремонт и модернизация лайнеров с установкой новых двигателей и оборудования, если этим вопросом заняться сейчас, может дать ВВС России во второй половине 2010-х годов 30-40 крупных летающих танкеров, которые отнюдь не будут для них лишними. Если ограничиться лишь постройкой новых самолетов, такое число может быть поставлено только к концу 2020-х годов, при этом за счет уменьшения количества транспортников и летающих радаров, которые также строятся на основе Ил-76. Говоря о новых машинах этого класса, стоит рассмотреть также варианты создания летающих танкеров для тактической и армейской авиации на основе более легких самолетов - типа Ан-148/158 или проектируемого многофункционального транспортного самолета МТС. Эти машины куда дешевле в постройке и эксплуатации, чем их более тяжелые собратья, при этом четырехмоторный летающий танкер с десятками кубометров топлива нужен далеко не всегда. Появление "тактических танкеров" в количестве хотя бы 40-50 единиц резко повысит гибкость тактической авиации, а также позволит задуматься об оснащении оборудованием для дозаправки в воздухе вертолетов армейской авиации, что до сего дня в России никогда не практиковалось. В идеале собственным отрядом заправщиков должна располагать каждая авиабаза тактической авиации ВВС России или авиации ВМФ. Как минимум, эскадрилья таких машин должна быть в распоряжении командующего Военно-воздушными силами каждого из военных округов и флотов. При этом задумываться над подобными проблемами следует "уже вчера" - характерные для потенциальных театров военных действий российских ВВС расстояния, будь то Центральная Азия, Тихий океанили Заполярье - требуют полетов на расстояния, превышающие стандартные. Илья Крамник, по материалам: Сделано у нас