Экономика СНГ, ТС и экс СЭВ
Экономика СНГ, ТС и экс СЭВ
Тема
Макроэкономика
25 февраля, 00:09

Росстат: Спада в производстве больше нет. Да его там и не было…

Стат.ведомство, после того как (i) резко ускорило рост промышленного производства с ноября прошлого года, пересмотрев дефляторы исходных продуктов-представителей, изначально существующих в стоимостном представлении (в результате промышленность, где еще в 3-ем квартале и октябре наблюдалось сжатие к прошлому году, закончила год с приличным ростом выпуска), и (ii) скорректировало годовую динамику ВВП с учетом сплошного обследования предприятий МСБ, в результате она заметно улучшилось против ожиданий  (а не из-за отнесения на ВВП ядерного горючего и прочих полезных потребителю вещей), в новом году продолжило деятельность по улучшению статистического имиджа российской экономики.Возможно, нашими статистиками движет похвальное желание как-то не ударить в грязь лицом против «лежащей 3 года подряд в руинах» экономики Украины. Там промпроизводство выросло в прошлом году на 2.8% (у нас, по уточненным данным, на 1.3%), а их ВВП – по оценке, на основе показателей за 4 квартала - на 1.7-1.8% (у нас – сжался ещё на 0.2%). Ну тем не менее - с учётом поправок и уточнений - наш проигрыш в цифрах получается не такой уж и обидный.До основанья… А зачем?На сей раз отыскивание пасхальных яиц в исходных статистических данных совпало с (iii) переходом на ОКВЭД2 в части видов деятельности и ОКПД2 в части продукции (притом, что переход на ОКПД1 был сравнительно недавно, 7 лет назад), в целях гармонизации с классификацией в Европейском экономическом сообществе (интересно, кто нас там ждёт?). Вдобавок Росстат поменял программу расчетов, концентрируя теперь все исходные данные в центре, вместо облстатов. В итоге индексов промышленного производства, как и других высокочастноных объёмных показателей, больше нет, и всё снова начинается с нуля. Правда, Росстат сделал ретроспективу по новым классификациям за 2 последних года, и отнес индексы к некоей базе 2014г. Однако насколько отражают эти собранные и подсчитанные задним числом показатели реальное положение дел в производстве, остается только гадать.Достаточно отметить, что сжатие промышленного производства в 2015г., составлявшее в старой методике -3.4%, теперь оценивается всего в -0.8%. Особенно улучшилась динамика обрабатывающей промышленности, где раньше в 2015г. был спад в 5.4%, а теперь он уменьшился до -1.3%. Показатели прошлого года тоже улучшены. По производству в целом – до (как уже написано выше) +1.3% против +1.1% в предыдущем релизе, по обработке – до 0.5% против 0.1% (напомню, что последняя корректировка произошла по отношению к показателям, уже улучшившим свою динамику после уточнений методики подсчёта с ноября прошлого года).Упражнение на сложение яблок с апельсинамиВ результате в последовательных помесячных показателях промпроизводства видим теперь вполне благостную динамику.  Небольшой, в среднем в 1.5% к среднемесячным выпускам 2014г., спад наблюдался лишь в первые 5 месяцев 2015г., когда промышленность прошла «дно» (и правда ведь!) и развернулась к росту, достигнув среднегодового уровня «докризисного» 2014г. уже в начале прошлого 2016г. А сейчас «докризисный» уровень выпуска превзойден уже на 1.2-1.3%. Не стремясь ни в коей мере подвергать сомнению новые данные Росстата, на всякий случай приведу графики, полученные «склейкой» их обновленных данных за 2015-17гг. с их же старыми индексами по «докризисный» 2014г. включительно.Как видим, картина в части обрабатывающей промышленности, при склейке с данными, не подвергнутыми дополнительной «дефляции», выглядит уже не столь оптимистично. До «докризисных» объемов и даже до показателей начала 2012г. построенный так индекс не дотягивает. И к тому же он несколько напоминает по своему рисунку графики доходов и продаж, никаким методическим изыскам не поддающихся. Но, на них конечно, помимо внутреннего производства повлиял и сжавшийся импорт потребительских товаров, так что судить о производстве по уровню потребления нельзя. Но такой грустный график – последний раз, и в основном для избежания в дальнейшем когнитивного диссонанса у потенциального читателя.  Со следующего обзора промпроизводства перейду уже к динамике с 2014г., отталкиваясь от базы Росстата. Будем видеть/накликивать в экономике рост и надеяться на лучшее!

03 февраля, 13:01

Правительство запланировало продажи

Кабинет министров утвердил трёхлетний план приватизации государственных активов.Как сообщил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, в 2017-2019 годах планируется продать госпакеты акций 500 компаний. Кроме того, приватизации подлежат 300 федеральных государственных бюджетных учреждений и свыше 1 тыс. других объектов, находящихся в государственной собственности. По данным источника "Интерфакса", среди включённых в план приватизации компаний — такие гиганты, как ВТБ, РЖД и "Почта России": "РЖД, там определённые акции, они разные. Разговор шёл о ВТБ. Потом по "Почте России", но для этого надо принять соответствующий закон."В ВТБ доля государства за три года сократится с имеющихся 60,9% акций до блокирующего пакета (25% плюс 1 акция). В этом году планируется продать 10,9%, в последующие два года — 25% минус 1 акцию. Также пойдут на продажу и доли государства в ряде других компаний. Например, госпакет в компании "АЛРОСА" уменьшится с 33% до 29% минус 1 акция. Кроме того, планом предусмотрена координация продажи акций, которые принадлежат Якутии и якутским улусам (районам).Появятся новые совладельцы и у принадлежащего государству на 100% "Совкомфлота" — там планируется оставить в госсобственности только 25% минус 1 акцию.Среди других включённых в план компаний, госдоля в которых уменьшится — "Транснефть", ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), "Россети" и "Ростелеком". Также правительство намерено полностью выйти из госучастия в капитале "Приокского завода цветных металлов" и производственного объединения "Кристалл".Как сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев, несколько покупателей уже выразили заинтересованность в приобретении пакетов акций Новороссийского порта, принадлежащих государству и "Транснефти", но решение по их продаже окончательно пока не принято. Также он подчеркнул, что пакеты государства и "Транснефти" могут быть проданы как "в одни руки", так и разным покупателям: "Пока вопрос продажи пакетов акций в рассмотрении: там желающих приобрести пакеты уже несколько, в разных вариациях."Всего за три года, по прогнозам Минфина и правительства, поступления в бюджет от реализации этого плана составят более 165 млрд рублей: в 2017 году — 138,2 млрд, в 2018-м — 13,6 млрд и в 2019-м — 13,9 млрд рублей. Как отмечают различные источники, принятый план обозначен правительством как прогнозный, его обсуждение продолжится в рабочем порядке, коррективы будут вноситься параллельно с реализацией, поэтому возможно изменение как списка приватизируемых госактивов, так и получаемые от этого суммы.Кандидат экономических наук, профессор РАЕН Дмитрий Минин (Великий Новгород) считает, что приватизация госпакетов пойдёт на пользу экономике России: "Приватизация — вещь хорошая, потому что при переводе организаций в частные руки управление ими становится более эффективным. Процедура приватизации должна проходить неспешно и пошагово, именно так, как это запланировано сделать в ближайшее время. Важно, что в список госактивов для продажи попали крупные госкорпорации, такие, как "Транснефть" , "Совкомфлот", РЖД. Государство передаст часть их активов в частные руки, в этом есть плюсы как для бюджета России, так и для самих компаний. В результате приватизации больше налогов поступит в бюджет, а компания в ходе смены менеджмента начнёт более эффективно работать. Покупатели финансовых пакетов найдутся быстро, потому наши компании по сравнению с их западными аналогами по официальным коэффициентам стоят в три-пять-семь раз дешевле. Поскольку сейчас только начинается выход из глобального мирового экономического кризиса, передачу части активов в частные руки можно расценивать как выход из сложной ситуации для получения прибыли и развития государственной экономики."Кандидат экономических наук, заведующий сектором мониторинга и анализа развития национальной инновационной системы Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) Александр Гусев в комментарии для "Давыдов.Индекс" утверждает, что правительство вынуждено идти на такую обширную приватизацию для покрытия дефицита бюджета: "Приватизация в данном случае — вынужденная мера, целью которой является компенсация дефицита бюджета. Мне кажется, мало кто из российских бизнесменов станет участвовать в приватизации и сможет себя проявить. Скорее всего, там будет зарубежный капитал: либо это будут иностранные инвесторы, либо капитал, выведенный из страны — такой вариант тоже возможен. На самом деле, приватизация — это жест отчаяния. Надо понимать, какие будут бенефициары. Может быть, бенефициары, поучаствовав в приватизации, отдадут эти акции опять государству по низким ценам. Приватизация — это игра, в которую приходится играть не от хорошей жизни.С приходом частников в госкомпании ничего толком не изменится, потому что на этих предприятиях и организациях государство оставит за собой контрольный пакет. Если же предприятие продадут полностью, тогда можно ожидать всего чего угодно, вплоть до ликвидации.Приватизация вряд ли пройдёт по намеченному плану. В лучшем случае в 2017 году процедура состоится. А вот что будет в 2018-2019 годах, пока нереально спрогнозировать."Ну, как-то так.Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».Ссылки в тему:Правительство приняло план приватизации на 2017-2019 годыПриватизации утвердили планПравительство утвердило прогнозный план приватизации на 2017-2019 годыИсточник рассказал о деталях программы приватизации на 2017-2019 годы

26 января, 17:01

Доходы россиян: падение ускорилось

Неутешительные новости приходят из Росстата. Падение реальных доходов россиян, которое, к слову, продолжается, уже третий год, по итогам 2016 года ускорилось вдвое.За минувший год доходы россиян сократились на 5,9% против показателей в 3,2%, зафиксированных в 2015 году. Сильнее всего доходы россиян падали в августе — 8,5%. Причем это стало худшим показателем за семь лет. Затем падение несколько замедлилось — 5,6% в октябре — но ближе к концу года темпы снижения вновь стали быстрее: по итогам декабря падение реальных доходов составило 6,1%.По сравнению с 2015 годом темпы падения ускорились на 84% — с 3,2% до 5,9%. Если сравнить с 2014 годом, сокращение увеличилось более, чем в восемь раз — тогда эта цифра была всего 0,7%. Правда, тогда показатели рассчитывались без учета Крыма и Севастополя.Падение реальных доходов россиян продолжается уже третий год, причем за последние 26 месяцев статисты ни разу не зафиксировали хотя бы минимальный прирост денежных накоплений. Последний раз увеличение доходов — в 2,1% — было отмечено в октябре 2014 года. Между тем, еще в ноябре 2016 года первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов заявлял, что падение реальных доходов россиян завершилось.В номинальном выражении доходы населения в 2016 году составили 30 тыс. 775 рублей в месяц, продемонстрировав рост на 1%. Средняя заработная плата по итогам 2016 года составила 36 тыс. 703 рублей в месяц, увеличившись на 7,7%. Правда, в реальном выражении средняя зарплата в 2016 году увеличилась лишь на 0,6%.Несколько дней назад Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ опубликовал данные, согласно которым в четвертом квартале прошлого года 39% россиян заявляли об ухудшении своего материального положения. Однако, уверяют авторы исследования, россияне адаптировались к этому процессу, так как негативные оценки данной ситуации постепенно снижаются.— Цифры свидетельствуют об одном: население уже адаптировалось к «новой реальности», то есть «подтянуло пояса», по возможности сократив расходы и оптимизировав свою потребительскую корзину на более низком уровне доходов. Сказался и психологический эффект относительной стабилизации макроэкономической ситуации в стране, — сказал директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.В минувшем декабре вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что федеральная служба статистики недооценивает количество бедных в России. Согласно официальным данным, за чертой бедности находятся 20,3 млн россиян или почти 14% населения страны, однако по словам зампреда правительства, с самоощущением людей дела обстоят гораздо хуже, так как тех, кто считает себя бедным в России гораздо больше.Директор Центра аналитических исследований «Социум» Павел Храпов в беседе с «Давыдов.Индекс» рассказал, что такие тенденции, как падение доходов, обычно продолжаются три-четыре года, а потом наступают определенные перемены — тренды меняются либо в ту, либо в другую сторону.— С 2014 года я прогнозировал стагнацию, даже депрессию. Так и произошло. В 2017 году эта стагнация должна завершиться. А вот как – это вопрос. На мой взгляд, события могут развиваться по двум сценариям. Во-первых, они могут быть ситуативными, когда при колебании ситуации перед сменой направления, перед улучшением, все-таки делается шаг назад, как на бирже — перед ростом всегда есть небольшой спад. Еще один вариант – продолжение рецессии, когда ситуация уходит в минус.В то же время эксперт считает, что выдержать возможное ухудшение качества жизни россиянам вполне по силам:— Возможно, туристический поток из России уменьшился, но несущественно. Я смотрю на улицы Новосибирска и вижу, что количество машин не уменьшается, а растет. Я вижу, что в крупных торговых центрах люди покупают не только хлеб и воду. Это кризис?Преподаватель Забайкальского государственного университета, кандидат социологических наук Георгий Зимирев считает, что в таких ситуациях приводить не среднюю цифру, а смотреть каждый регион отдельно.— Опираясь, например, в расчетах на среднюю зарплату в 30 тысяч рублей, экономисты из министерств рискуют ошибиться в итоговых цифрах. В разных регионах доходы людей разные. Где-то такого снижения просто нет. Если говорить о нашем регионе — регионе с очень скромным достатком — то здесь значительная часть населения уже ощутила на себе падение реальных доходов.Что касается того финансового порога, который принято называть «чертой бедности», то о нем можно говорить, когда население будет не в состоянии оплачивать коммунальные услуги и начнет ограничивать себя в самом необходимом — в пище, — резюмировал он.Ну, как-то так.Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».Ссылки в тему:Падение реальных доходов россиян ускорилось почти в два разаИсследование: почти 40% россиян уверены в ухудшении своего материального положенияГолодец предупредила о росте числа бедных «по самоощущению»

18 января, 07:25

Кредитование в России на конец 2016

Совокупный объем кредитов нефинансовому сектору (бизнес, население и госорганы), номинированных в рублях со стороны российских банков составляет 31.5 трлн. руб на начало декабря 2016. По отношению к ноябрю 2014 рост всего на 2.9%, т.е. фактически рублевое кредитование с 2014 стагнирует. После небольшого делевереджа в середине 2015, с тех пор пиковый годовой рост не превышал 3.5%, а на конец 2016 всего лишь 2.7%Однако, учитывая накопленную инфляцию за 2 года сокращение реального кредитования составило едва ли не четверть. Последний раз нечто подобное наблюдалось в кризис 2009, но в чуть более мягкой форме. Тогда последовало стремительно кредитное безумие с конца 2010 по конец 2014, ну а дальше вы все сами знаете: невменяемый перфоманс Набиуллиной, санкции, коллапс рубля и падение цен на нефть в 4 раза.В период кредитного безумия совокупный кредитный баланс вырос в 2.5 раза.Основным поглотителем рублевых кредитов является бизнес, а население примерно в 2 раза по объему отстает. Как можно заметить, бизнес кредитование хоть как то, но делает попытки роста, а кредитование населения находится ощутимо ниже уровня 2014. Однако падение стабилизировалось и рисуются попытки роста.Что касается просрочек по кредитам, то сейчас банки и экономика находятся в худшем положении с 90х годов. По историческим меркам 8.5% просрочек по кредитам нефин.сектора – это много и на 1.5 п.п. выше, чем наихудшее положение в 2009-2010. У населения около 8% просрочек, а у бизнеса под 9%.Заметно более катастрофическая обстановка наблюдается в просрочках по валютным кредитам, где у населения уже выше 30% - тренд устойчиво восходящий.Сами по себе валютные кредиты сокращаются в объеме, а свыше 95% в структуре занимают кредиты для бизнеса. Население имеет совсем незначительное количество и объем валютных кредитов.Краткий обзор по кредитованию в России свидетельствует о стабилизации ухудшения качества кредитного портфеля у банков, сами кредиты прекратили сокращаться, но видимого улучшения не наблюдается до сих пор ни по одному показателю. Т.е. на дне без признаков роста.Продолжение следует...

15 января, 21:01

Гайдаровский форум-2017. Как это было?

В Москве прошел Гайдаровский форум, на котором лейтмотивом стало оздоровление экономики России. Разумеется, путем реформ. Эксперты и спикеры форума обсуждали, в основном, уже озвученные варианты - например, прогрессивную шкалу налогообложения, принципиально новых рецептов озвучено не было. Российской экономике обещают рост - сдержанно оптимистичные прогнозы звучат на фоне некоторого роста нефтяных котировок. Хотя рост расходов населения пока не дает повода для улыбок. У правительства не так много возможностей, чтобы вытянуть экономику из замедления. Например, первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов настаивал на изменениях в налогообложении и сулил снятие санкций (которые, впрочем, на тот момент уже были продлены правительством США еще на год). Пока же этого не произошло, кабмин намеряя продолжить программу по приватизации госсобственности. «В ближайшее время пройдет совещание по утверждению окончательного плана продаж госдолей крупных предприятий частным компаниям на 2017–2019 годы», - сказал Шувалов. Глава МЭР Максим Орешкин тоже был настроен довольно оптимистично. В частности, по отношению к национальной валюте, из чего глава ведомства сделал вывод, что укрепление рубля может помочь России с поиском инвесторов. «Макроэкономическая политика — это не вопрос достижения инфляционных уровней, а вопрос стабилизации ожиданий, в том числе со стороны бизнеса, над чем активно работает правительство и Центральный банк», — сказал он. Также представители правительства особенно подчеркнули, что крайне негативные прогнозы по поводу исчерпания резервов страны не подтвердились - сказалось влияние подорожавшей нефти. Что актуализировало вопрос введения новой системы налогообложения, т.н. прогрессивной шкалы, которая должна была заработать с 2019 года. Ее, как пояснили представители МЭР, продолжают обсуждать в правительстве. А вот глава кабмина Дмитрий Медведев сказал, что вопрос с внедрением прогрессивной шкалы вообще отложен в долгий ящик. Его поддержал и глава минфина Антон Силуанов, который сказал, что текущая система налогообложения приносит достаточно денег в казну - лишь бы подтянуть собираемость. С другой стороны, глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова напомнила, что Россия до сих пор «сидит на нефтяной игле», что едва ли можно расценивать как позитивный факт для экономики страны, которая крайне уязвима при такой ситуации. Вновь выступил с предложением структурных реформ глава ЦСР Алексей Кудрин. «Старая модель экономики не работает, а новая еще не сформировалась», — отметил он.Впрочем, возможно старые рецепты действительно сработают. По крайней мере, оценки международных экспертов нельзя назвать негативными. «Наш прогноз на данный момент, пятилетний прогноз роста экономики России, прогноз, который основан на нынешней экономической политике, предполагает рост ВВП РФ в среднем лишь на 1,5%. Таким образом, мы полагаем, что для более быстрого роста потребуются некоторые изменения политики, реформы и структурные изменения, которые повысят потенциал экономики», - сказал ТАСС первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвид Липтон.

19 декабря 2016, 21:36

Почему национализация — лучшее, что могло произойти с ПриватБанком?

Вчера, 18 декабря, Кабинет Министров Украины сообщил о входе государства в капитал ПАО «Приватбанк». Согласно этому решению 100% акций банка теперь будет принадлежать государству в лице Министерства финансов. Итак, хотели многие того или нет, но […]

28 ноября 2016, 02:09

Бюджет

Для тех русских экономистов, которые специализируются на троллинге не Америки с её необеспеченным долларом и необъятным долгом, а неумех из Минфина и ЦБ РФ, при приближении конца года наступает пора предсказаний скорого бюджетного краха, печатания денег и обвала рубля. Совершаемое из года в год открытие состоит в том, что из-за полумесячной новогодней пьянки в декабре бюджет несет фактически двойной расход по зарплатам, пенсиям и прочим социальным выплатам января, выдаваемым перед Новым годом. В добавок к ним прибавляются расходы по закрытию госконтрактов в последние месяцы года.Возникающий в результате этого сезонного всплеска расходов повышенный дефицит ноября и особенно декабря (в прошлом году дефицит этих 2 месяцев дал 2/3 всего годового дефицита бюджета, в т.ч. декабрьский – 57%) приводит к сезонному всплеску ликвидных активов банков. Если нет наложения других факторов, вроде предновогоднего падения цены нефти год и 2 назад, или нестандартного кредитования Роснефти Банком России в декабре 2014г., вызвавшую валютную панику и набег на банки, то сам себе этот краткосрочный всплеск ликвидности не имеет далеко идущих последствий, поскольку её избыток всегда поглощается сильным бюджетным профицитом в январе.К тому же Минфин уже 10 лет как для смягчения годового цикла колебаний ликвидности размещает депозиты в банках, изымая их в ноябре-декабре. Так, в прошлом году за 10 мес. федеральным бюджетом в банках было размещено 1.05 трлн. руб., из них для финансирования дефицита ноября-декабря изъято 800 млрд. На 1 ноября т.г. на депозитах в банках фед. бюджетом было размещено ещё больше – 1.2184 трлн.ДоходыНо может быть, из-за недобора плановых доходов в нынешнем году Минфин действительно чрезмерно «зажал» расходы в первые 10 месяцев года, оставив на последние месяцы чрезмерный «навес» не исполненных обязательств? В прошлом году план доходов был перевыполнен на 3%, в т.ч. не нефтегазовых – на 5.7%, что привело к умеренному дефициту (на 0.3 п.п. меньше плановых 2.9% ВВП) даже при некоторых доп. расходах (+1.2% к начальному плану). В тек. году из-за сильного недобора нефтегазовых доходов (вероятно, они окажутся на 20-22% меньше годового плана) общие доходы, наоборот, могут не дотянуть 4-5% до плана (напомню, что в отличие от прошлогоднего, бюджет нынешнего года не корректировался в момент критического падения цен нефти в его начале).Расходы Тем не менее, график финансирования большинства статей расходов внутри года в целом не отклоняется от обычной сезонности и с поправкой на эту сезонность за истекшие 10 мес. довольно точно соответствовал плану. При этом реальные (с поправкой на инфляцию) среднемесячные расходы федерального бюджета оставались примерно на уровне прошлогодних. Единственной крупной статьёй бюджетных расходов, реальные расходы по которой растут (на 10-11% против прошлогодних) остаются военные, и их финансирование не отстаёт от плана.Наиболее крупное сокращение расходов отмечается по статье «Социальная политика» (в октябре – около 10% в год. сопоставлении в реальном выражении) из-за инфляционного обесценения пенсий и т.п. Однако никакого «зажима» таких (мандатных) расходов и переноса их на конец года, понятное дело, быть не может.Единственная крупная статья, которая за первые 10 мес.  недофинансирована против плана (примерно на 15%) – «национальная экономика», т.е. инвестиции, включая докапитализацию компаний и банков с госучастием. Но вероятно, что эти расходы и не будут доведены до планового уровня в ноябре-декабре, а перейдут на следующий год. Ведь инвестиции могут упираться не в выделение денег, а в сроки разработки и согласования проектов, темпы выполнения работ подрядными организациями и т.п. Тем более что реальный фактический уровень расходов по этой статье примерно на 5% ниже прошлогоднего.Так что какого-то особенного всплеска расходов в конце года, которой мог бы сам по себе угрожать ценовой стабильности и обменному курсу, похоже, не предвидится. Рублю, кроме колебаний цены нефти, ничто особо не грозит.ФинансированиеХотя дефицит нынешнего года, очевидно, заметно превысит как прошлогодние 2.6% ВВП, так и плановые 3% ВВП т.г. (дефицит 10 мес. – 2.3% ВВП против прошлогодних 1.1% за соотв. период), в его финансировании значительно снизился вес чистого кредитования (списания со счетов) ЦБ, главную роль в котором играет т.н. «расходование Резервного фонда» (в тек. году оно пока ограничилось периодом с апреля по август).Суммарное сокращение остатков на счетах Минфина за 10 мес. т.г. было лишь 172 млрд. руб., против втрое большей суммы в прошлом году за такой же период (503 млрд.). Суммируя с приведенными выше размерами увеличения депозитов в банках, можно оценить приросты ликвидности банков через бюджетный канал, т.е. «монетизации» дефицита, как сказали бы поколением ранее.Уменьшение чистого кредита ЦБ («эмиссионного финансирования» в советской лексике) в финансировании дефицита в тек. году компенсировано: (1) приростом госдолга (на 410 млрд. руб. за 10 мес. в рублях и инвалюте; за аналогичный период прошлого года госдолг, наоборот, сократился на 306 млрд.); (2) приватизацией на 397.1 млрд. руб. (против 5.1 млрд. за 10 мес. прошлого года).Макроэкономические следствия приватизации контр. пакета Башнефти и иных планов РоснефтиОсновное поступление от приватизации связано с продажей «Роснефти» 50.08% акций «Башнефти» за 329.7 млрд руб., поступивших в бюджет в октябре. При этом Роснефть не прибегала к займам, рефинансированном в ЦБ (как в декабре 2014г.), и, следовательно, выплата этой суммы в бюджет привела к соответствующему сжатию ликвидности банков (остатков на корреспондентских и депозитных счетах в ЦБ). Но поскольку к моменту платежа наблюдался довольно заметный избыток остатков на корсчетах банков, созданный сокращением остатков на бюджетных счетах в августе-сентябре на 420 млрд. руб. (без учета курсовой переоценки валютных счетов). Это позволило нейтрализовать влияние «увода» 330 млрд. с денежного рынка на уровень ставок на межбанковском и депозитном рынках, избежав их роста.В целом можно заключить, что передача Роснефти контрольного пакета Башнефти были прекрасно и заблаговременно спланирована, и скоординирована на макроэкономическом уровне. Такой же тщательной макроэкономической «обвязки» потребует и объявление Роснефти о планируемом размещении облигаций на 1.07 трлн. руб., из которых не менее 710.85 млрд руб. предполагается затратить на «байбэк» у правительства 19.5% собственных акций.Чтобы нейтрализовать связывание более 700 млрд. руб., составляющих от трети до половины всей суммы остатков на корсчетах российских банков и избежать кризиса ликвидности и скачка ставок вверх, потребуется либо «зеркальное» рефинансирование со стороны ЦБ (по опыту декабря 2014г. это может вызвать панику на рынке), либо предварительное «эмиссионное» (из Резервного фонда) финансирование бюджетного дефицита с сокращением размещения облигаций госдолга, как это было сделано в августе-сентябре.

19 ноября 2016, 00:05

Счетная палата предупредила о развале инфраструктуры России

Материально-техническая база российской экономики — инфраструктура, технологии, оборудование — устарела, износ основных фондов превысил 50%, а денег на модернизацию в достаточном объеме в бюджете нет.Об этом заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая на пленарном заседании Госдумы в пятницу.По ее словам, лишь для того, чтобы остановить процесс стремительного ветшания промышленной, транспортной и другой инфраструктуры нужны инвестиции в размере 4 триллиона рублей в год.«И это только минимальный объем средств, чтобы остановить негативную тенденцию, без которого мы не можем говорить о модернизации экономики», — заявила Голикова. www.finanz.ru/novosti/aktsii/schetnaya-palata-predupredila-o-razvale-infrastruktury-rossii-1001534097

17 октября 2016, 20:00

Конец «Дружбе»: Россия отказывается от украинских нефтепроводов

13 октября 2016 года Российская сторона официально известила Украину, что она отказывается от эксплуатации украинских магистральных нефтепроводов. АК "Транснефтепродукт" более не собирается продолжать соглашение от 1995 года, согласно которому она обеспечивала стабильную работу магистральных нефтепроводов и обеспечивала тем самым транзит российских нефтепродуктов и нефти по территории Украины.Россия много лет готовила это заявление и теперь готова полностью отказаться от украинского нефтяного транзита, а для Украины это станет началом конца как транзитной державы и надо честно признаться, что она сделала для этого все возможное и даже немного больше.Продолжение здесь.

16 октября 2016, 07:00

Золотодобывающая промышленность России: итоги 2015 года и прогноз развития отрасли до 2020 г.

http://www.miningworld.ru/ru-RU/images/files/1-Kashuba_Zolotodobyvaiushchaia-promyshlennost-Ros.aspxhttps://yadi.sk/i/U-B5FCNXuUEX9

Выбор редакции
12 октября 2016, 15:02

Узбекистан после Каримова: камо грядеши?

Сергей БирюковСмерть Ислама Каримова означала окончание целой эпохи в жизни Республики Узбекистан. И.о. Президента Узбекистана до момента проведения новых выборов утвержден теперь уже бывший премьер-министр республики Шавкат Мирзиеев. Политическая поддержка со стороны России и Китая означает определенные гарантии стабильности – однако остаются вопросы о внутренних факторах, определяющих перспективы и риски транзита власти в стране.Прежде всего, для любого из разумных и дееспособных потенциальных преемников И. А. Каримова едва ли существует принципиальная альтернатива проводившейся им в течение двух с половиной десятилетий политике, суть которой заключалась в укреплении национального суверенитета, многовекторности во внешней политике, избегании участия в кажущихся обременительными внешних союзах, особой роли государства в регулировании всех общественных процессов, проведении социально-экономической модернизации при основной опоре на собственные ресурсы. Помимо этого, политическая элита Узбекистана, при всех имеющихся внутренних спорах и противоречиях, едва ли могла пойти и согласиться на утрату собственного государства из-за клановых или групповых амбиций и споров. Наконец, для всех присутствующих в Центральноазиатском регионе политических игроков, включая и Российскую Федерация, дестабилизация Узбекистана крайне невыгодна. Из этого, как мне представляется, и нужно исходить, формируя наше итоговое мнение о происходящем сегодня в Узбекистане.Говоря о характере политического наследия ушедшей эпохи, следует признать, что Ислам Каримов – это безусловно незаурядный государственный деятель, бывший советский партийный функционер и технократ-управленец, последовательно реализовавший в своей стране – Узбекистане - постсоветский проект государственного строительства. Именно, Ислам Каримов - архитектор политической, социально-экономической, политико-идеологической моделей, сложившихся и определивших лицо его страны в течение последних двух с половиной десятилетий. Попробуем оценить его наследие и перспективы дальнейшего развития страны, которую он возглавлял.Среди характерных черт трех вышеобозначенных моделей, соответственно, могут быть выделены:Этатизм – помещение государства в центр политической и экономической жизни страны, превращение его в гаранта политического и социального порядка, в главный инструмент развития страны. Воплощением этой модели стала выпестованная Каримовым на основе технократического принципа и персональной лояльности государственная бюрократия – вертикальная структура, призванная обеспечить единство страны, ранее разделенной по клановому и территориальному принципам.Идея самодостаточной узбекистанской государственности, истоки которой возводятся к эпохе Амир Темура (Тамерлана), история которой рассматривается как непрерывная, а российско-имперский и советский период – как нарушение естественного хода истории, следствием чего стала реализация постсоветской модели десоветизации (в идеологии, пропаганде, политическом воспитании, топонимике, политике исторической памяти и др.).Модель «светского исламизма» - апелляция к ценностям ислама, с одновременным недопущением их политизации и любого толкования, противоречащего интересам государства, которое принципиально остается светским.Модель экономики, сочетающая элементы протекционизма, дирижизма, мобилизационные и распределительные практики – с последовательным отказом от элементов советского патернализма, с сознательным сохранением дешевой рабочей силы и ограниченного потребления у граждан. Промышленная политика, стратегия первичной индустриализации (импортзамещения) и обеспечения занятости, последовательное развитие системы профессионально-технического образованияОчаговая модернизация сверху – когда государство разрабатывает и поддерживает инвестиционные проекты по наиболее перспективным направлениям.Отказ от интеграции во внешнеполитические объединения – с приоритетом двусторонних отношений с другими государствами. Отказ от евразийской интеграции – в той интерпретации, в которой ее продвигали и продвигают Россия, Казахстан, Беларусь.Таким образом, Исламу Каримову удалось обеспечить переход бывшей союзной республики в стадию переходной постсоветской, и затем – в стадию суверенной самостоятельной государственности. Удалось избежать крушения государственности, втягивания государства в гражданскую войну по примеру соседнего Таджикистана, социально-экономической катастрофы и необратимой социально-экономической деградации. Удалось осуществить первичную индустриализацию страны (уйдя от доминировавшей ранее односторонней «аграрной» модели), реализовать ряд успешных бизнес-проектов с привлечением иностранных инвесторов (прежде всего из Китая и Южной Кореи), избежать масштабной деградации инфраструктуры и социальной сферы, модернизировать транспортную систему, относительно успешно управлять демографическими процессами.Наряду с достижениями Узбекистана, следует упомянуть и о существующих проблемах.Одна из основных проблем – отсутствие фигуры, соразмерной И.Каримову – с его уникальным политическим и управленческим опытом, восходящим к советской эпохе, с его политической волей и харизмой. В современном политическом классе Узбекистана, при всем уважении, соразмерные ему фигуры отсутствуют.Во-вторых, проблема бюрократии (известная еще со времен М. Вебера) – которая осознает себя как класс и нуждается в сильном политическом руководстве (направляющей руке). С уходом политического лидера, выпестовавшего новую узбекистанскую бюрократию и побудившего ее служить задачам независимого развития, подобная проблема неизбежно становится актуальной.В-третьих, проблема дальнейшей судьбы взятой на вооружение Исламом Каримовым модели «светского исламизма», предполагавшей сохранение светского характера государства (при неизбежной апелляции к ценностям ислама) с недопущением «политизации ислама». В самой республике и за ее пределами сохраняются силы, стремящиеся поставить само существование этой модели под сомнение – что необходимо принимать во внимание новому руководству страныВ-четвертых, относительная либерализация, которая является неизбежной в ситуации политического транзита, должна иметь определенную меру в сложносоставном узбекистанском обществе. И основная проблема состоит в определении самой этой меры, которая бы не угрожала интересам стабильного развития государства и общества.В-пятых, неизбежно встает вопрос о мере и степени либерализации узбекистанской экономики (которая частично началась после 2013 года) – не приведет ли она к социальному расслоению (как это бывает в случае либерализации) и росту социального напряжения.В-шестых, весьма значимыми выглядят проблема известного дефицита внутренних ресурсов (и не только сырьевых) для дальнейшей модернизации (вторичной индустриализации), которая не может быть решена за счет одного только привлечения зарубежных инвестиций, а равно и демографическая проблема и связанная с ней проблема избыточных трудовых ресурсов, особенно на селе.В-седьмых, никуда не исчезает проблема не слишком благоприятного для страны географического положения (отсутствие выхода к морям и океанам, соседство с нестабильным Афганистаном, непростые взаимоотношения с ближайшими соседями по ЦАР – Таджикистаном и Кыргызстаном, включая не только вопрос о границах и контроле за водными ресурсами, но и конфликтогенную ситуацию в межэтнических отношениях, и в том числе в трансграничном измерении).Как будут выглядеть в этой ситуации внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегии Узбекистана? Очевидно, что последовательное стремление в сторону геополитической и геоэкономической самодостаточности, скорее всего, сохранится, равно как и продолжится лавирование между присутствующими в регионе игроками. Вместе с тем, подобная линия во внешней политике не исключает существенных внутренних рисков, особенно в изменяющейся внутрирегиональной ситуации. Поэтому тесные двухсторонние отношения Узбекистана с такими влиятельными региональными игроками, как Китай, Казахстан и Россия, являются ключевым залогом успеха любых проектов суверенного и стабильного развития этой страны.УзбекистанСергей Бирюков

10 октября 2016, 16:41

Золотое «Сколково»: гигантские деньги тратили с купеческим размахом

Средняя зарплата — 468 тысяч и 300 тысяч в месяц на квартиру

16 сентября 2016, 13:29

Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых (16.09.2016)

Совет директоров Банка России 16 сентября 2016 года принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых, учитывая замедление инфляции в соответствии с прогнозом и снижение инфляционных ожиданий при сохранении неустойчивой экономической активности. Вместе с тем для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I-II квартале 2017 года. С учетом принятого решения и сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики годовой темп прироста потребительских цен составит около 4,5% в сентябре 2017 года и в дальнейшем снизится до целевого уровня 4% в конце 2017 года. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу. Принимая решение по ключевой ставке, Совет директоров Банка России исходил из следующего. Первое. Инфляция заметно снизилась, что соответствует базовому прогнозу Банка России. По оценке, годовой темп прироста потребительских цен сократился до 6,6% по состоянию на 12 сентября 2016 года после 7,2% в июле. Однако снижение инфляции, в частности, было обусловлено динамикой курса рубля в условиях более благоприятной, чем ожидалось ранее, внешнеэкономической конъюнктуры. Наблюдающееся в этих условиях медленное снижение темпов роста цен на непродовольственные товары является признаком ослабления дезинфляционного влияния внутреннего спроса. В последние месяцы сезонно сглаженные показатели месячных темпов прироста потребительских цен остаются повышенными. Сохранение ключевой ставки на уровне 10,00% в течение достаточно продолжительного времени сформирует денежно-кредитные условия, необходимые для закрепления тенденции к дальнейшему устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса. Снижению темпов роста потребительских цен будет также способствовать стабилизация рубля и ожидаемый хороший урожай. Это создаст условия для дальнейшего снижения инфляционных ожиданий. С учетом принятого решения и сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики, по прогнозу Банка России, годовая инфляция составит около 4,5% в сентябре 2017 года и в дальнейшем снизится до целевого уровня 4% в конце 2017 года. Второе. Банк России рассчитывает, что принятое решение по ключевой ставке и ее поддержание на достигнутом уровне снизит инфляционные ожидания. В настоящее время структура рыночных процентных ставок по срокам до погашения и результаты опросов показывают, что участники рынка прогнозируют более быстрое снижение процентных ставок, чем Банк России. При этом их прогнозы по инфляции на конец 2017 года превышают целевой показатель Банка России в 4%. В действительности потенциал снижения номинальных ставок ограничен, и умеренно жесткие денежно-кредитные условия будут сохраняться в экономике достаточно длительное время. Это обусловлено необходимостью поддержания положительных реальных процентных ставок на уровне, который обеспечит спрос на кредит, не приводящий к повышению инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям. Третье. Продолжающееся оживление производственной активности остается неустойчивым. Сохраняется её неоднородность по отраслям и регионам. По оценке Банка России, умеренно жесткие денежно-кредитные условия не препятствуют восстановлению экономической активности, и основные препятствия лежат в структурной области. Рынок труда подстраивается к новым экономическим условиям, безработица сохраняется на стабильном невысоком уровне. Продолжается развитие процессов импортозамещения, а также расширения несырьевого экспорта по некоторым позициям, наметились дополнительные точки роста в промышленности, в том числе в высокотехнологичных производствах. В то же время они пока не могут обеспечить уверенную положительную динамику производства в целом. Одновременно наблюдается стагнация или замедление темпов роста выпуска в отдельных отраслях, продолжают сокращаться инвестиции. Для развития и закрепления позитивных тенденций необходимо время. Положительный квартальный прирост ВВП ожидается уже во втором полугодии текущего года, однако в 2017 году темпы прироста ВВП будут невысокими — менее 1%. Данный прогноз исходит из консервативных предпосылок о низких темпах роста мировой экономики, среднегодовой цены на нефть около 40 долларов США за баррель и сохранении структурных ограничений развития российской экономики. Четвертое. Сохраняются риски того, что инфляция не достигнет целевого уровня 4% в 2017 году. Это связано главным образом с инерцией инфляционных ожиданий и возможным ослаблением стимулов домашних хозяйств к сбережениям. Пока не достигнута определённость в отношении конкретных мер бюджетной консолидации, в том числе индексации зарплат и социальных выплат, на среднесрочном горизонте. Негативное влияние на курсовые и инфляционные ожидания может оказывать и волатильность мировых товарных и финансовых рынков. Для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I-II квартале 2017 года. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 октября 2016 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени. Процентные ставки по операциям Банка России (% годовых) Назначение Вид инструмента Инструмент Срок c 14.06.2016 c 19.09.2016 Предоставление ликвидности Операции постоянного действия Кредиты «овернайт»; сделки «валютный своп» (рублевая часть); ломбардные кредиты; РЕПО 1 день 11.50 11.00 Кредиты, обеспеченные золотом 1 день 11.50 11.00 от 2 до 549 дней1 12.00 11.50 Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами 1 день 11.50 11.00 от 2 до 549 дней1 12.25 11.75 Операции на открытом рынке (минимальные процентные ставки) Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами1 от 1 до 3 недель2, 3 месяца, 18 месяцев2 10.75 10.25 Ломбардные кредитные аукционы1, 2 36 месяцев 10.75 10.25 Аукционы РЕПО и валютный своп от 1 до 6 дней3, 1 неделя 10.50 (ключевая ставка) 10.00 (ключевая ставка) Абсорбирование ликвидности Операции на открытом рынке (максимальные процентные ставки) Депозитные аукционы от 1 до 6 дней3, 1 неделя Операции постоянного действия Депозитные операции 1 день, до востребования 9.50 9.00 Справочно: Ставка рефинансирования4 1 Кредиты, предоставляемые по плавающей процентной ставке, привязанной к уровню ключевой ставки Банка России. 2 Проведение аукционов приостановлено с 1.07.2016. 3 Операции «тонкой настройки». 4 Значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 года приравнено к значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. Значения ставки рефинансирования до 01.01.2016 Процентные ставки по операциям Банка России, проведение которых приостановлено

15 сентября 2016, 11:55

Украине разморозили финпомощь // МВФ одобрил выделение Киеву еще $1 млрд

Международный валютный фонд (МВФ) санкционировал выделение Украине первого после реструктуризации долга транша финпомощи — в размере $1 млрд. Возможность кредитовать страны, имеющие неурегулированные долги, в данном случае $3 млрд перед РФ, фонд утвердил еще в конце прошлого года, однако переговоры заняли больше времени, чем ожидалось. Россия, как заявлял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов, не согласна с решением, но продолжит переговоры в досудебном порядке.

28 июня 2016, 09:40

Внешнеторговое сальдо РФ в январе-мае упало на 50%

Положительное сальдо торгового баланса в январе-мае 2016 г. по сравнению с январем-маем 2015 г. снизилось на 48,9% до $38,5 млрд, сообщается в мониторинге Минэкономразвития.

16 июня 2016, 13:25

ЕАЭС и Шелковый путь: новый мировой порядок

В рамках ПМЭФ состоится презентация аналитического доклада "Экономический пояс евразийской интеграции" о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и "Экономического пояса Шелкового пути".

31 мая 2016, 14:17

Заседание Высшего Евразийского экономического совета

В заседании в узком составе приняли участие Президент России Владимир Путин, Президент Казахстана, Председатель ВЕЭС Нурсултан Назарбаев, Президент Армении Серж Саргсян, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. Встреча продолжилась с участием членов делегаций.

20 апреля 2016, 08:00

Нефть и экономика Татарстана

http://realnoevremya.ru/analytics04.12.2015 Полярные эксперименты «Татнефти» обернулись убытками почти в 7 миллиардов http://realnoevremya.ru/today/1898608.02.2016 В чем секрет парадоксального роста промышленности Татарстана? http://realnoevremya.ru/analytics/23348Укрупненная структура ВРП Татарстана по видам экономической деятельности (по данным 2013 года)Структура обрабатывающей промышленности Татарстана (по данным 2015 года)28.03.2016 «Татарстанский парадокс»: республика в плюсе за счет нефтехимии и нефтедобычи http://realnoevremya.ru/analytics/269001 марта пресс-служба Минфина России сообщила: средняя цена нефти марки Urals, основной товар российского экспорта, в январе – феврале 2016 года снизилась на 42,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $29,69 за баррель. В январе – феврале 2015 года средняя цена нефти Urals составляла $51,81 за баррель.Двукратное падение цен на нефть весьма здорово ударило и по налоговым поступлениям, зависящим от нефтяных котировок. Так, например, поступление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (нефть) по Татарстану в январе – феврале 2016 года составило 16,9 млрд рублей и сократилось относительно января – февраля прошлого года на 23,6% (минус 5,2 млрд рублей). И это несмотря на увеличение ставки налогообложения (с 766 рублей за тонну в 2015 году до 857 рублей в 2016-м)! И хотя поступления по этому налогу полностью уходят в федеральный бюджет, все равно это такой неявный индикатор неблагополучия.Девальвация, увы, не смогла хоть отчасти компенсировать двукратное падение «нефтяных» цен: доллар вырос в январе – феврале 2016-го к январю – февралю 2015-го на 21,5%, и его средняя рублевая оценка составила 76,73 рубля за доллар. По евро рост оказался еще меньше — всего 15,6%.В Татарстане в январе – феврале 2016 года продолжалось действие «татарстанского парадокса». По итогам января – февраля 2016-го в целом по России зафиксировано падение индекса промышленного производства на 0,7%, но в Татарстане зафиксирован рост – индекс промышленного производства республики вырос в 2015 году на 2,2%!Мы уже писали о том, что объяснение такого парадокса кроется в мощном увеличении нефтедобычи и, соответственно, объемов экспорта. Если падают долларовые цены на нефть, а девальвация не компенсирует должным образом падения, то как реагируют экспортеры, чтобы закрыть падение выручки? Ответ прост: они стараются по возможности по максимуму нарастить физические объемы производства (добычи). Парадоксальный рост промышленности Татарстана получился именно за счет нереально резкого за последнее десятилетие в истории Татарстана наращивания темпов добычи нефти.Именно благодаря приросту индекса добычи природных ископаемых за январь – февраль 2016-го на 5,4% (в России +2,8%), а также связанным с нефтедобычей отраслям. В нефтепереработке Татарстана прирост составил 4,2% (в России — сокращение на 2,6%), в химическом производстве — +0,2%, мы не сваливаемся в отрицательную зону, как вся Россия, где индекс промышленного производства хуже, чем в Татарстане (-0,7%).Добыча нефти у нас ведется просто стахановскими темпами. Так, по группе компаний «Татнефть» за январь 2016-го добыто 2 327 285 т нефти (+4,2% к январю 2015-го).Годовые темпы прироста добычи полезных ископаемых в ТатарстанеСущественно выросла и проходка по новому бурению — за январь 2016 года она составила 64,0 тыс. м. Действительно, стахановские темпы: темпы бурения выросли по отношению к 2014 году в 2,5 раза!Помесячная проходка по новому бурению в тыс. мЧем плоха такая интенсификация добычи? Ее мотивы в общем-то понятны: кто сокращает или просто не наращивает добычу нефти, тот теряет не только доходы, но и рынок. Рациональное поведение состоит в том, чтобы тоже добычу наращивать, если издержки пока позволяют. Предельные издержки (маржинальные, то есть дополнительные издержки на извлечение каждого дополнительного барреля нефти) в «Татнефти» по добыче нефти на освоенных месторождениях очень низки: в третьем квартале 2015 года расходы на добычу нефти составили в среднем 279,0 руб./барр., или около $4,5 за баррель (у «Роснефти», кстати, около $3,0 за баррель).Плохо другое: такая интенсификация добычи чревата преждевременным истощением месторождений со всеми вытекающими последствиями. Другими словами, детям и внукам нашим нефть может и не достаться.Есть такое понятие: оптимальная разработка месторождения. Бурят не просто скважины там, где идет нефть, а сетку скважин на месторождении. Некоторые дают очень большой дебет: нефть идет быстро, хорошо, под высоким давлением. А в других частях – еле-еле. Но зато такие скважины дают возможность опустошать месторождение равномерно, то есть извлекать из него максимум нефти. И вот в свое время советскими нефтяниками на уникальных гигантских месторождениях вроде Ромашкинского использовался как раз этот варварский метод: быстренько отбирать нефть, которая легко дается, а в других частях месторождения накачивать под землю воду, чтобы немного поддерживать давление. В результате такого неравномерного извлечения большая часть нефти остается под землей, извлечь ее уже невозможно. На том же Ромашкинском месторождении после варварской эксплуатации в советский период сейчас скважинная жидкость состоит на 86% из воды и только 14% – из нефти. Так что «Татнефть» — уже больше водопроводная компания. Поэтому такой вынужденный поворот в сторону варварской эксплуатации наших месторождений – это очень горькое явление. Но деваться некуда: без наращивания добычи и ее экспорта экономика отрасли окажется в глубоком проигрыше.

01 марта 2016, 17:22

Газ для населения Украины подорожает с апреля на 50%

Глава Национальной комиссии государственного регулирования энергетики и коммунальных услуг Украины Дмитрий Вовк сообщил также об увеличении цены и на централизованное отопление в среднем на 80%. Цены на газ и отопление повышаются по указанию МВФ.

26 февраля 2016, 08:20

Приватизация в России. Страну с молотка? Опять?

Либералами-западниками из финансово-экономического блока правительства активно готовится план приватизации стратегической госсобственности. В самый тяжелый период для страны с точки зрения геополитической обстановки с 40-х годов 20 века, в самой худшей экономической ситуации с 1998 года, в условиях финансовой блокады и в сильнейший банковский кризис за 15 лет. Кстати, в момент, когда активы под приватизацию не стоят ничего (долларовый индекс РТС на уровнях 2003-2004, а рублевый индекс ММВБ с учетом инфляции там же).Более худших условий себе представить невозможно и это тогда, когда социально-экономическая и геополитическая ситуация накалена до предела, а политическая система, объективно говоря, держится на каких-то парах.В мировой практике и современной истории нет ни одной крупной страны, которая проводит приватизацию государственного имущества для финансирования оборотной деятельности. Если приватизации в западных или азиатских странах и происходят, то во-первых, незначительные (сотые или реже десятые доли процента от ВВП), с жестко оговоренными условиями и долгосрочным проектом развития. Даже дикие африканские племена не продают свои реликвии и драгоценности, чтобы финансировать текущую деятельность за исключением тех случаев, когда реликвии забирают принудительно экспроприаторы, приставив оружие к голове.У властей существуют намерения расстаться со стратегическими государственными активами для финансирования дефицита бюджета, причем без каких-либо планов по инвестированию полученных доходов в создание налогооблагаемой базы и отраслей с высокой добавленной стоимостью. Это абсолютно беспрецедентная практика.Чисто российский ноу-хау точно также, как практика душить и уничтожать экономику в условиях кризиса через экстремально жесткую денежно-кредитную политику и радикальное снижение реальных (с учетом инфляции) расходов бюджета (так называемый агрессивный бюджетный секвестр). Ни одна нормальная и национал ориентированная власть ничего подобного не делает. Подтверждено мировой практикой.Итак, последний масштабный цикл приватизациив современной истории произошел в период с 1992 по 1997 года в России, СНГ и странах СЭВ, плюс в некоторых странах Азии после распада СССР в фазе Великого Разграбления госсобственности бандформированиями под всевидящим оком и согласием США (за исключением Азии, где активы передавались национал ориентированной элите).А после 90-х? Речь идет не о точечных, микроскопических продажах, которые происходили и в западных странах, и в Китае, Бразилии, а о государственной программе приватизации объемом от 3% ВВП и сроком реализации менее 3 лет. Где еще? Угадаете? Греция и … Украина! Как вы догадались подобная практика продажи госсобственностью происходит в тотально оккупированных странах, т.е. с полностью утраченным суверенитетом.На Украине программа приватизации еще не стартовала и идет аудит, согласование объектов и цен. А в Греции полным ходом, да.Когда в Греции начались долговые проблемы (2010), она была практически сразу отрезана от международных рынков капитала. Говорить о критическом экономическом кризисе в Греции в период с 2008 по 2010 не приходится в сравнении с другими европейскими странами. Накопленное падение ВВП Греции с 2 кв 2008 по 2 кв 2010 составило 8.6%. Да, это значительно глубже, чем по Еврозоне (-3.4%), но меньше, чем в Латвии (-20%), Литве (-15%), Эстонии (-16%), на уровне Словении (-8.4%), чуть хуже Венгрии (-7%) за тот период. Если сравнивать с маленькими и зависимыми странами, то экономика Греции не была чем-то хуже в кризис 2009.Но долги Греции были огромные, которые финансировались и рефинансировались преимущественно за счет европейских денег. Не буду заострять внимание на специфике и формате греческого кризиса, т.к. много об этом писал 3-5 лет назад, однако Греция столкнулась с невозможностью заимствовать на рынке при дефиците под 14% от ВВП, при этом не имея эмиссионных возможностей (эмиссия происходит через централизованное управление и распределение в ЕЦБ, а региональные ЦБ лишены этой возможности).Тогда была создана тройка: МВФ, ЕЦБ, Еврокомиссия, которые решали проблемы Греции. Эпопея весьма занятная, как боевик смотрелся, а временами, как трагикомедия, но было интересно. Хронология и специфику греческого кризиса пересказывать не буду.Остановлюсь на главном. После череды бесконечных заседаний и переговоров - над Грецией было установлено внешнее управления. Страна была лишена возможности проводить собственную экономическую политику, не говоря уже о денежно-кредитной. Экономическая политика для Греции была сформирована окончательно в марте 2012 при реструктуризации долгов Греции. Этим занималась Еврокомиссия при активном содействии МВФ. Вот тот самый эпохальный документ о передачи суверенитета в руки еврочиновников и международных кредиторов.Этому предшествовали массовые народные бунты, протесты, несколько этапов отставки правительства и смена премьер министра. В Греции президент не имеет власти, а страной управляет премьер министр и парламент. Никто не хотел брать на себя такую ответственность. За время долгового кризиса власть сменилась 5 раз. Георгиос Папандреу (ноя 2011), Лукас Пападимос (май 2012), Панайотис Пикрамменос (июнь 2012), Антонис Самарас (янв 2015) и Алексис Ципрас.Экономическая часть документа большая, но если свести в несколько предложений – сокращать госрасходы на все, что можно сократить и даже на то, что нельзя резать не менее трети в реальном выражении и повышать налоги. Точно также, как в России, но отличие в том, что Грецию принуждали под дулом пистолета, а наши деятельности делают это добровольно. Когда все страны Еврозоны хоть плохо, но как-то оправлялись от кризиса, то Греция полетела в ад. От минус почти 9% в кризис 2008-2010, Греция упала еще на 20%(!) с тех низов. Совокупное падение от докризисных уровней составляет более 37%, а инвестиции упали в ТРИ раза до уровней конца 70-х.Но главное, конечно приватизация. Международные кредиторы получили власть над Грецией и создали план приватизации государственного имущества.Основное препятствие в том, что в Греции практически нет прибыльных активов и нет крупных государственных предприятий, которые сейчас или в будущем смогут генерировать положительных денежный поток привлекательный для международных кредиторов. По изначальному плану приватизации должно быть взято под контроль не менее 19 млрд евро активов с 2012 по 2015 включительно. Это около 10% от ВВП Греции.План приватизации воистину дьявольский. С молотка идет вообще все, что хоть имеет какую-то ценность. Растаскивают все, что к полу не приколочено, впрочем, берут даже то, что приколочено ))Вы возможно слышали о Hellenic republic asset development fund (taiped)? Это структура, которая выставляет на конкурс объекты для приватизации и по декларации, якобы ищет наилучшие условия сделок по наибольшим ценам. Однако, как я мог судить, практически все сделки проходят заметно ниже сопоставимых объектов в других странах, что не удивительно. Фондовый рынок Греции на исторических минимумах, покупатели требуют огромный дисконт и продавец (государство Греции) вынуждено реализовать за бесценок, чтобы выполнить директивы МВФ и Еврокомиссии по приватизации активов, уложившись в план. Грубо говоря, реализуют по бросовым ценам.Это земли и острова.Это транспортная инфраструктура: порты, аэропорты, железные дороги.Конечно же, это туристическая инфраструктура: отели, рестораны, различные объекты недвижимости, спорт площадки, центры и гольф- клубы.Это нефтегазовые греческие компании, как например Hellenic Petroleum S.A (HELPE), Public Gas Corporation (DEPA) и десятки других.Это телекоммуникационные, металлургические и сельскохозяйственные компании всех типовИ еще очень много.План продажи - тутВот, что в предпродажной фазе – тут, а это, что продали буквально «на днях» – тут. Отчеты о продажах – тут.Отчет за 2015.В этих данных не учитываются предметы исторического наследия, драгоценности, реликвии, которых в Греции невероятно много, учитывая ее историю.C чего начали:Страну растаскивают по частям. Продают ВСЕ!Что касается России. Пока окончательного плана приватизации в России еще нет, есть настойчивые намерения и готовность. Планируют слить Роснефть (69.5%->50%) и Башнефть, РЖД в два этапа (100%->90%->75%), ВТБ (60.09%->50%), Русгидро (67%->50%), АЛРОСА (43.9% -> 25%), Ростелеком (43% -> 0%), Аэрофлот (51.17%->25%), Софкомфлот (100%->25%), обнулиться в Шереметьево и Внуково. Также хотят продать стратегические оборонные предприятия: Вертолеты Россия, Уралвагонзавод (100% -> 75%), ОАК (100% -> 50%). Не исключено, что после 2017 (к 2018 и далее) выйдут из контрольных пакетов Сбербанка, ВТБ, Газпрома, Роснефти.О полном списке, документ по котором согласован еще в 2014 - здесьТолько не нужно мне говорить, что в мировой практике крупнейшие предприятия принадлежат частным собственникам. Мне это прекрасно известно, т.к. перед глазами реестр собственников всех публичных компаний планеты и мне прекрасно известна специфика функционирования. Элита, что в Западной Европе, США или в Китае профессиональна, эффективна и что самое главное- национал ориентирована, те. не занимаются зловредной деятельностью, противоречащей интересам страны, а нацелены на развитие бизнеса, повышение конкурентоспособности.В России все иначе. История приватизации в России – это история разрушения или воровства. Либо компании, полученные частными собственниками при приватизации, вскоре становятся убыточными и неэффективными, а соответственно распродаются по частям и впоследствии уничтожаются. Это активно проходило в 90-е для текстильной, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, электронной, химической промышленности и в 21 веке для электроэнергетики. Либо же ожесточенно разворовываются, что происходило и происходит с нефтегазовыми и металлургическими корпорациями. Примеры, где приватизация помогла практически нет, разве что ЭОН Россия (бывшая ОГК 4) и Автоваз, где произошло хотя бы технологическое обновление за счет западных компаний.В российской специфике, в том числе учитывая экономические и геополитические обстоятельства, приватизация невозможна. Необходима наоборот максимальная консолидация стратегических активов во избежание утечек и для повышения контроля, т.к. утрата контроля может привести к катастрофе. Невозможно продавать активы структурам, которые враждебно относятся к России и никак себя не ассоциируют со страной. Дефакто, речь идет о передачи системозначимых активов, либо враждебно настроенным западным инвесторам, либо не менее враждебно настроенным российским олигархам, торговавшим Россией оптом и в розницу последние 25 лет.Ну что тут можно сказать? Объективно, власть сейчас находится не в том положении, чтобы наглеть, звереть и терять субординацию. Учитывая все эти геополитические и социально-экономические проблемы, власть каждый день должна ползать на коленях и просить у народа прощения. Каждый день, стирая ноги в кровь. За свою некомпетентность, вредительство и неспособность разрешать стоящие вызовы перед страной. Терпение народа ангельское, а то, что они вытворяют со страной – непозволительно. Это можно воспринимать и идентифицировать, как красную черту, последний рубеж. Если планы приватизации реализуются, то последствия могут быть очень-очень трагическими для тех, кто это придумал и проводит. Не обязательно сразу, но с такими тенденциями и с такими антинародными подходами очная ставка с народом вероятна, где люди припомнят все грехи элиты и властей за 25 лет. Это не забывается. Как минимум, изначально это будет выражаться в утрате доверия к власти, в снижении рейтинга со всеми вытекающими.Утраты контроля над важнейшими активами в нынешних обстоятельствах смерти подобна. Тем более дико, когда такой ресурс используется для решения сугубо краткосрочных экономических или политических проблем. Например, укрепление центрального аппарата власти, чтобы примаслить, задобрить олигархов для нейтрализации перспектив дворцового переворота. В стиле, как крупнейшие господряды в 2015 отдавались сами знаете кому. Другими словами, отдать народные активы (в ущерб интересам страны) подлецам и подонкам, которые предавали и продавали страну 25 лет. Нет и не может быть ничего более безумное, чем это. А продажа госсобственности для финансирования дефицита бюджета и краткосрочных проблем – это апогей кретинизма в терминальной стадии.Уже скоро запустят государственную пропагандистскую машину, где объяснят, что план приватизации может быть классифицированным, как технологическая сингулярность, когда принимаемые решения настолько сложны и гениальны, что оказываются недоступными для понимания простыми смертными, а сам процесс приватизации исключительно правильный и полезный для экономики, страны, народа и так далее по списку. Пожалуйста, не стоит вестись на эту убогую пропаганду. Никогда не слушайте тех, кто будет оправдывать приватизацию государственной собственности в России в нынешних обстоятельствах, учитывая российскую специфику и состав элиты, где пробы ставить негде. Это подлецы, которые либо слишком глупы, чтобы не понимать очевидных вещей, либо являются враждебным элементом для народа России – национал предатели.Обратите внимание, что власть не программу выхода из кризиса готовят, а приватизацию. Сказываются корни и «гены» 90-х, когда в элиту попадали худшие их худших, наиболее отмороженные из бандитской среды, которые никогда и ничего в своей жизни не создали, а могут только разрушать и продавать. Не развиты механизмы созидания и конструктива, зато хорошо развиты хватательные рефлексы и разрушительный потенциал. Печально все это. Все выглядит так, как в 90-х. Тогда приватизацию проводили под шумок в самый тяжелый период для страны, когда активы не стоили ничего и тоже со знакомыми словами, прям слово в слово.Прошло 20 лет и ничего не изменилось. Феноменально.Последствия приватизации в России могут быть необратимыми. Не рекомендую. Это очень опасно. Я бы назвал это самоубийством.Вообще, это позорище. В России политика примерно, как в Греции в фазе терминального разложения и оккупации западными кредиторами. Не исключено, что в перспективе приватизация готовится, как выплата репараций в пользу США за проигрыш в геополитической войне 2014 - по сей день. То, что не успели разграбить в первый этап приватизации (1992-1997) разграбят сейчас.  Принимаемые решения показывают, что никакое противостояние они вести не собираются, потому что если собирались, то занимались бы экономикой, а не приватизацией. Отказ от развития экономики эквивалентен акту о безоговорочной капитуляции. По другому не бывает. Другими словами, такое идиотское и откровенное самоубийственное решение о приватизации можно хоть как то логически обосновать в рамках подготовки акта о полной и безоговорочной капитуляции, что укладывается в формацию принимаемых решений и ментальную сущность элиты, где пробы ставить негде. Если бы был остаток рассудка и совести с намерениями развивать страну, то в нынешних обстоятельствах они бы даже слово вымолвить боялись о приватизации, а тут прям рвутся, как ошалевшие.