Экономика СНГ, ТС и экс СЭВ
Экономика СНГ, ТС и экс СЭВ
Тема
Макроэкономика
28 ноября, 02:09

Бюджет

Для тех русских экономистов, которые специализируются на троллинге не Америки с её необеспеченным долларом и необъятным долгом, а неумех из Минфина и ЦБ РФ, при приближении конца года наступает пора предсказаний скорого бюджетного краха, печатания денег и обвала рубля. Совершаемое из года в год открытие состоит в том, что из-за полумесячной новогодней пьянки в декабре бюджет несет фактически двойной расход по зарплатам, пенсиям и прочим социальным выплатам января, выдаваемым перед Новым годом. В добавок к ним прибавляются расходы по закрытию госконтрактов в последние месяцы года.Возникающий в результате этого сезонного всплеска расходов повышенный дефицит ноября и особенно декабря (в прошлом году дефицит этих 2 месяцев дал 2/3 всего годового дефицита бюджета, в т.ч. декабрьский – 57%) приводит к сезонному всплеску ликвидных активов банков. Если нет наложения других факторов, вроде предновогоднего падения цены нефти год и 2 назад, или нестандартного кредитования Роснефти Банком России в декабре 2014г., вызвавшую валютную панику и набег на банки, то сам себе этот краткосрочный всплеск ликвидности не имеет далеко идущих последствий, поскольку её избыток всегда поглощается сильным бюджетным профицитом в январе.К тому же Минфин уже 10 лет как для смягчения годового цикла колебаний ликвидности размещает депозиты в банках, изымая их в ноябре-декабре. Так, в прошлом году за 10 мес. федеральным бюджетом в банках было размещено 1.05 трлн. руб., из них для финансирования дефицита ноября-декабря изъято 800 млрд. На 1 ноября т.г. на депозитах в банках фед. бюджетом было размещено ещё больше – 1.2184 трлн.ДоходынеНо может быть, из-за недобора плановых доходов в нынешнем году Минфин действительно чрезмерно «зажал» расходы в первые 10 месяцев года, оставив на последние месяцы чрезмерный «навес» не исполненных обязательств? В прошлом году план доходов был перевыполнен на 3%, в т.ч. не нефтегазовых – на 5.7%, что привело к умеренному дефициту (на 0.3 п.п. меньше плановых 2.9% ВВП) даже при некоторых доп. расходах (+1.2% к начальному плану). В тек. году из-за сильного недобора нефтегазовых доходов (вероятно, они окажутся на 20-22% меньше годового плана) общие доходы, наоборот, могут не дотянуть 4-5% до плана (напомню, что в отличие от прошлогоднего, бюджет нынешнего года не корректировался в момент критического падения цен нефти в его начале).Расходы Тем не менее, график финансирования большинства статей расходов внутри года в целом не отклоняется от обычной сезонности и с поправкой на эту сезонность за истекшие 10 мес. довольно точно соответствовал плану. При этом реальные (с поправкой на инфляцию) среднемесячные расходы федерального бюджета оставались примерно на уровне прошлогодних. Единственной крупной статьёй бюджетных расходов, реальные расходы по которой растут (на 10-11% против прошлогодних) остаются военные, и их финансирование не отстаёт от плана.Наиболее крупное сокращение расходов отмечается по статье «Социальная политика» (в октябре – около 10% в год. сопоставлении в реальном выражении) из-за инфляционного обесценения пенсий и т.п. Однако никакого «зажима» таких (мандатных) расходов и переноса их на конец года, понятное дело, быть не может.Единственная крупная статья, которая за первые 10 мес.  недофинансирована против плана (примерно на 15%) – «национальная экономика», т.е. инвестиции, включая докапитализацию компаний и банков с госучастием. Но вероятно, что эти расходы и не будут доведены до планового уровня в ноябре-декабре, а перейдут на следующий год. Ведь инвестиции могут упираться не в выделение денег, а в сроки разработки и согласования проектов, темпы выполнения работ подрядными организациями и т.п. Тем более что реальный фактический уровень расходов по этой статье примерно на 5% ниже прошлогоднего.Так что какого-то особенного всплеска расходов в конце года, которой мог бы сам по себе угрожать ценовой стабильности и обменному курсу, похоже, не предвидится. Рублю, кроме колебаний цены нефти, ничто особо не грозит.ФинансированиеХотя дефицит нынешнего года, очевидно, заметно превысит как прошлогодние 2.6% ВВП, так и плановые 3% ВВП т.г. (дефицит 10 мес. – 2.3% ВВП против прошлогодних 1.1% за соотв. период), в его финансировании значительно снизился вес чистого кредитования (списания со счетов) ЦБ, главную роль в котором играет т.н. «расходование Резервного фонда» (в тек. году оно пока ограничилось периодом с апреля по август).Суммарное сокращение остатков на счетах Минфина за 10 мес. т.г. было лишь 172 млрд. руб., против втрое большей суммы в прошлом году за такой же период (503 млрд.). Суммируя с приведенными выше размерами увеличения депозитов в банках, можно оценить приросты ликвидности банков через бюджетный канал, т.е. «монетизации» дефицита, как сказали бы поколением ранее.Уменьшение чистого кредита ЦБ («эмиссионного финансирования» в советской лексике) в финансировании дефицита в тек. году компенсировано: (1) приростом госдолга (на 410 млрд. руб. за 10 мес. в рублях и инвалюте; за аналогичный период прошлого года госдолг, наоборот, сократился на 306 млрд.); (2) приватизацией на 397.1 млрд. руб. (против 5.1 млрд. за 10 мес. прошлого года).Макроэкономические следствия приватизации контр. пакета Башнефти и иных планов РоснефтиОсновное поступление от приватизации связано с продажей «Роснефти» 50.08% акций «Башнефти» за 329.7 млрд руб., поступивших в бюджет в октябре. При этом Роснефть не прибегала к займам, рефинансированном в ЦБ (как в декабре 2014г.), и, следовательно, выплата этой суммы в бюджет привела к соответствующему сжатию ликвидности банков (остатков на корреспондентских и депозитных счетах в ЦБ). Но поскольку к моменту платежа наблюдался довольно заметный избыток остатков на корсчетах банков, созданный сокращением остатков на бюджетных счетах в августе-сентябре на 420 млрд. руб. (без учета курсовой переоценки валютных счетов). Это позволило нейтрализовать влияние «увода» 330 млрд. с денежного рынка на уровень ставок на межбанковском и депозитном рынках, избежав их роста.В целом можно заключить, что передача Роснефти контрольного пакета Башнефти были прекрасно и заблаговременно спланирована, и скоординирована на макроэкономическом уровне. Такой же тщательной макроэкономической «обвязки» потребует и объявление Роснефти о планируемом размещении облигаций на 1.07 трлн. руб., из которых не менее 710.85 млрд руб. предполагается затратить на «байбэк» у правительства 19.5% собственных акций.Чтобы нейтрализовать связывание более 700 млрд. руб., составляющих от трети до половины всей суммы остатков на корсчетах российских банков и избежать кризиса ликвидности и скачка ставок вверх, потребуется либо «зеркальное» рефинансирование со стороны ЦБ (по опыту декабря 2014г. это может вызвать панику на рынке), либо предварительное «эмиссионное» (из Резервного фонда) финансирование бюджетного дефицита с сокращением размещения облигаций госдолга, как это было сделано в августе-сентябре.

19 ноября, 00:05

Счетная палата предупредила о развале инфраструктуры России

Материально-техническая база российской экономики — инфраструктура, технологии, оборудование — устарела, износ основных фондов превысил 50%, а денег на модернизацию в достаточном объеме в бюджете нет.Об этом заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая на пленарном заседании Госдумы в пятницу.По ее словам, лишь для того, чтобы остановить процесс стремительного ветшания промышленной, транспортной и другой инфраструктуры нужны инвестиции в размере 4 триллиона рублей в год.«И это только минимальный объем средств, чтобы остановить негативную тенденцию, без которого мы не можем говорить о модернизации экономики», — заявила Голикова. www.finanz.ru/novosti/aktsii/schetnaya-palata-predupredila-o-razvale-infrastruktury-rossii-1001534097

17 октября, 20:00

Конец «Дружбе»: Россия отказывается от украинских нефтепроводов

13 октября 2016 года Российская сторона официально известила Украину, что она отказывается от эксплуатации украинских магистральных нефтепроводов. АК "Транснефтепродукт" более не собирается продолжать соглашение от 1995 года, согласно которому она обеспечивала стабильную работу магистральных нефтепроводов и обеспечивала тем самым транзит российских нефтепродуктов и нефти по территории Украины.Россия много лет готовила это заявление и теперь готова полностью отказаться от украинского нефтяного транзита, а для Украины это станет началом конца как транзитной державы и надо честно признаться, что она сделала для этого все возможное и даже немного больше.Продолжение здесь.

16 октября, 07:00

Золотодобывающая промышленность России: итоги 2015 года и прогноз развития отрасли до 2020 г.

http://www.miningworld.ru/ru-RU/images/files/1-Kashuba_Zolotodobyvaiushchaia-promyshlennost-Ros.aspxhttps://yadi.sk/i/U-B5FCNXuUEX9

Выбор редакции
12 октября, 15:02

Узбекистан после Каримова: камо грядеши?

Сергей БирюковСмерть Ислама Каримова означала окончание целой эпохи в жизни Республики Узбекистан. И.о. Президента Узбекистана до момента проведения новых выборов утвержден теперь уже бывший премьер-министр республики Шавкат Мирзиеев. Политическая поддержка со стороны России и Китая означает определенные гарантии стабильности – однако остаются вопросы о внутренних факторах, определяющих перспективы и риски транзита власти в стране.Прежде всего, для любого из разумных и дееспособных потенциальных преемников И. А. Каримова едва ли существует принципиальная альтернатива проводившейся им в течение двух с половиной десятилетий политике, суть которой заключалась в укреплении национального суверенитета, многовекторности во внешней политике, избегании участия в кажущихся обременительными внешних союзах, особой роли государства в регулировании всех общественных процессов, проведении социально-экономической модернизации при основной опоре на собственные ресурсы. Помимо этого, политическая элита Узбекистана, при всех имеющихся внутренних спорах и противоречиях, едва ли могла пойти и согласиться на утрату собственного государства из-за клановых или групповых амбиций и споров. Наконец, для всех присутствующих в Центральноазиатском регионе политических игроков, включая и Российскую Федерация, дестабилизация Узбекистана крайне невыгодна. Из этого, как мне представляется, и нужно исходить, формируя наше итоговое мнение о происходящем сегодня в Узбекистане.Говоря о характере политического наследия ушедшей эпохи, следует признать, что Ислам Каримов – это безусловно незаурядный государственный деятель, бывший советский партийный функционер и технократ-управленец, последовательно реализовавший в своей стране – Узбекистане - постсоветский проект государственного строительства. Именно, Ислам Каримов - архитектор политической, социально-экономической, политико-идеологической моделей, сложившихся и определивших лицо его страны в течение последних двух с половиной десятилетий. Попробуем оценить его наследие и перспективы дальнейшего развития страны, которую он возглавлял.Среди характерных черт трех вышеобозначенных моделей, соответственно, могут быть выделены:Этатизм – помещение государства в центр политической и экономической жизни страны, превращение его в гаранта политического и социального порядка, в главный инструмент развития страны. Воплощением этой модели стала выпестованная Каримовым на основе технократического принципа и персональной лояльности государственная бюрократия – вертикальная структура, призванная обеспечить единство страны, ранее разделенной по клановому и территориальному принципам.Идея самодостаточной узбекистанской государственности, истоки которой возводятся к эпохе Амир Темура (Тамерлана), история которой рассматривается как непрерывная, а российско-имперский и советский период – как нарушение естественного хода истории, следствием чего стала реализация постсоветской модели десоветизации (в идеологии, пропаганде, политическом воспитании, топонимике, политике исторической памяти и др.).Модель «светского исламизма» - апелляция к ценностям ислама, с одновременным недопущением их политизации и любого толкования, противоречащего интересам государства, которое принципиально остается светским.Модель экономики, сочетающая элементы протекционизма, дирижизма, мобилизационные и распределительные практики – с последовательным отказом от элементов советского патернализма, с сознательным сохранением дешевой рабочей силы и ограниченного потребления у граждан. Промышленная политика, стратегия первичной индустриализации (импортзамещения) и обеспечения занятости, последовательное развитие системы профессионально-технического образованияОчаговая модернизация сверху – когда государство разрабатывает и поддерживает инвестиционные проекты по наиболее перспективным направлениям.Отказ от интеграции во внешнеполитические объединения – с приоритетом двусторонних отношений с другими государствами. Отказ от евразийской интеграции – в той интерпретации, в которой ее продвигали и продвигают Россия, Казахстан, Беларусь.Таким образом, Исламу Каримову удалось обеспечить переход бывшей союзной республики в стадию переходной постсоветской, и затем – в стадию суверенной самостоятельной государственности. Удалось избежать крушения государственности, втягивания государства в гражданскую войну по примеру соседнего Таджикистана, социально-экономической катастрофы и необратимой социально-экономической деградации. Удалось осуществить первичную индустриализацию страны (уйдя от доминировавшей ранее односторонней «аграрной» модели), реализовать ряд успешных бизнес-проектов с привлечением иностранных инвесторов (прежде всего из Китая и Южной Кореи), избежать масштабной деградации инфраструктуры и социальной сферы, модернизировать транспортную систему, относительно успешно управлять демографическими процессами.Наряду с достижениями Узбекистана, следует упомянуть и о существующих проблемах.Одна из основных проблем – отсутствие фигуры, соразмерной И.Каримову – с его уникальным политическим и управленческим опытом, восходящим к советской эпохе, с его политической волей и харизмой. В современном политическом классе Узбекистана, при всем уважении, соразмерные ему фигуры отсутствуют.Во-вторых, проблема бюрократии (известная еще со времен М. Вебера) – которая осознает себя как класс и нуждается в сильном политическом руководстве (направляющей руке). С уходом политического лидера, выпестовавшего новую узбекистанскую бюрократию и побудившего ее служить задачам независимого развития, подобная проблема неизбежно становится актуальной.В-третьих, проблема дальнейшей судьбы взятой на вооружение Исламом Каримовым модели «светского исламизма», предполагавшей сохранение светского характера государства (при неизбежной апелляции к ценностям ислама) с недопущением «политизации ислама». В самой республике и за ее пределами сохраняются силы, стремящиеся поставить само существование этой модели под сомнение – что необходимо принимать во внимание новому руководству страныВ-четвертых, относительная либерализация, которая является неизбежной в ситуации политического транзита, должна иметь определенную меру в сложносоставном узбекистанском обществе. И основная проблема состоит в определении самой этой меры, которая бы не угрожала интересам стабильного развития государства и общества.В-пятых, неизбежно встает вопрос о мере и степени либерализации узбекистанской экономики (которая частично началась после 2013 года) – не приведет ли она к социальному расслоению (как это бывает в случае либерализации) и росту социального напряжения.В-шестых, весьма значимыми выглядят проблема известного дефицита внутренних ресурсов (и не только сырьевых) для дальнейшей модернизации (вторичной индустриализации), которая не может быть решена за счет одного только привлечения зарубежных инвестиций, а равно и демографическая проблема и связанная с ней проблема избыточных трудовых ресурсов, особенно на селе.В-седьмых, никуда не исчезает проблема не слишком благоприятного для страны географического положения (отсутствие выхода к морям и океанам, соседство с нестабильным Афганистаном, непростые взаимоотношения с ближайшими соседями по ЦАР – Таджикистаном и Кыргызстаном, включая не только вопрос о границах и контроле за водными ресурсами, но и конфликтогенную ситуацию в межэтнических отношениях, и в том числе в трансграничном измерении).Как будут выглядеть в этой ситуации внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегии Узбекистана? Очевидно, что последовательное стремление в сторону геополитической и геоэкономической самодостаточности, скорее всего, сохранится, равно как и продолжится лавирование между присутствующими в регионе игроками. Вместе с тем, подобная линия во внешней политике не исключает существенных внутренних рисков, особенно в изменяющейся внутрирегиональной ситуации. Поэтому тесные двухсторонние отношения Узбекистана с такими влиятельными региональными игроками, как Китай, Казахстан и Россия, являются ключевым залогом успеха любых проектов суверенного и стабильного развития этой страны.УзбекистанСергей Бирюков

10 октября, 16:41

Золотое «Сколково»: гигантские деньги тратили с купеческим размахом

Средняя зарплата — 468 тысяч и 300 тысяч в месяц на квартиру

16 сентября, 13:29

Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых (16.09.2016)

Совет директоров Банка России 16 сентября 2016 года принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых, учитывая замедление инфляции в соответствии с прогнозом и снижение инфляционных ожиданий при сохранении неустойчивой экономической активности. Вместе с тем для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I-II квартале 2017 года. С учетом принятого решения и сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики годовой темп прироста потребительских цен составит около 4,5% в сентябре 2017 года и в дальнейшем снизится до целевого уровня 4% в конце 2017 года. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу. Принимая решение по ключевой ставке, Совет директоров Банка России исходил из следующего. Первое. Инфляция заметно снизилась, что соответствует базовому прогнозу Банка России. По оценке, годовой темп прироста потребительских цен сократился до 6,6% по состоянию на 12 сентября 2016 года после 7,2% в июле. Однако снижение инфляции, в частности, было обусловлено динамикой курса рубля в условиях более благоприятной, чем ожидалось ранее, внешнеэкономической конъюнктуры. Наблюдающееся в этих условиях медленное снижение темпов роста цен на непродовольственные товары является признаком ослабления дезинфляционного влияния внутреннего спроса. В последние месяцы сезонно сглаженные показатели месячных темпов прироста потребительских цен остаются повышенными. Сохранение ключевой ставки на уровне 10,00% в течение достаточно продолжительного времени сформирует денежно-кредитные условия, необходимые для закрепления тенденции к дальнейшему устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса. Снижению темпов роста потребительских цен будет также способствовать стабилизация рубля и ожидаемый хороший урожай. Это создаст условия для дальнейшего снижения инфляционных ожиданий. С учетом принятого решения и сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики, по прогнозу Банка России, годовая инфляция составит около 4,5% в сентябре 2017 года и в дальнейшем снизится до целевого уровня 4% в конце 2017 года. Второе. Банк России рассчитывает, что принятое решение по ключевой ставке и ее поддержание на достигнутом уровне снизит инфляционные ожидания. В настоящее время структура рыночных процентных ставок по срокам до погашения и результаты опросов показывают, что участники рынка прогнозируют более быстрое снижение процентных ставок, чем Банк России. При этом их прогнозы по инфляции на конец 2017 года превышают целевой показатель Банка России в 4%. В действительности потенциал снижения номинальных ставок ограничен, и умеренно жесткие денежно-кредитные условия будут сохраняться в экономике достаточно длительное время. Это обусловлено необходимостью поддержания положительных реальных процентных ставок на уровне, который обеспечит спрос на кредит, не приводящий к повышению инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям. Третье. Продолжающееся оживление производственной активности остается неустойчивым. Сохраняется её неоднородность по отраслям и регионам. По оценке Банка России, умеренно жесткие денежно-кредитные условия не препятствуют восстановлению экономической активности, и основные препятствия лежат в структурной области. Рынок труда подстраивается к новым экономическим условиям, безработица сохраняется на стабильном невысоком уровне. Продолжается развитие процессов импортозамещения, а также расширения несырьевого экспорта по некоторым позициям, наметились дополнительные точки роста в промышленности, в том числе в высокотехнологичных производствах. В то же время они пока не могут обеспечить уверенную положительную динамику производства в целом. Одновременно наблюдается стагнация или замедление темпов роста выпуска в отдельных отраслях, продолжают сокращаться инвестиции. Для развития и закрепления позитивных тенденций необходимо время. Положительный квартальный прирост ВВП ожидается уже во втором полугодии текущего года, однако в 2017 году темпы прироста ВВП будут невысокими — менее 1%. Данный прогноз исходит из консервативных предпосылок о низких темпах роста мировой экономики, среднегодовой цены на нефть около 40 долларов США за баррель и сохранении структурных ограничений развития российской экономики. Четвертое. Сохраняются риски того, что инфляция не достигнет целевого уровня 4% в 2017 году. Это связано главным образом с инерцией инфляционных ожиданий и возможным ослаблением стимулов домашних хозяйств к сбережениям. Пока не достигнута определённость в отношении конкретных мер бюджетной консолидации, в том числе индексации зарплат и социальных выплат, на среднесрочном горизонте. Негативное влияние на курсовые и инфляционные ожидания может оказывать и волатильность мировых товарных и финансовых рынков. Для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I-II квартале 2017 года. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 октября 2016 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени. Процентные ставки по операциям Банка России (% годовых) Назначение Вид инструмента Инструмент Срок c 14.06.2016 c 19.09.2016 Предоставление ликвидности Операции постоянного действия Кредиты «овернайт»; сделки «валютный своп» (рублевая часть); ломбардные кредиты; РЕПО 1 день 11.50 11.00 Кредиты, обеспеченные золотом 1 день 11.50 11.00 от 2 до 549 дней1 12.00 11.50 Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами 1 день 11.50 11.00 от 2 до 549 дней1 12.25 11.75 Операции на открытом рынке (минимальные процентные ставки) Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами1 от 1 до 3 недель2, 3 месяца, 18 месяцев2 10.75 10.25 Ломбардные кредитные аукционы1, 2 36 месяцев 10.75 10.25 Аукционы РЕПО и валютный своп от 1 до 6 дней3, 1 неделя 10.50 (ключевая ставка) 10.00 (ключевая ставка) Абсорбирование ликвидности Операции на открытом рынке (максимальные процентные ставки) Депозитные аукционы от 1 до 6 дней3, 1 неделя Операции постоянного действия Депозитные операции 1 день, до востребования 9.50 9.00 Справочно: Ставка рефинансирования4 1 Кредиты, предоставляемые по плавающей процентной ставке, привязанной к уровню ключевой ставки Банка России. 2 Проведение аукционов приостановлено с 1.07.2016. 3 Операции «тонкой настройки». 4 Значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 года приравнено к значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. Значения ставки рефинансирования до 01.01.2016 Процентные ставки по операциям Банка России, проведение которых приостановлено

15 сентября, 11:55

Украине разморозили финпомощь // МВФ одобрил выделение Киеву еще $1 млрд

Международный валютный фонд (МВФ) санкционировал выделение Украине первого после реструктуризации долга транша финпомощи — в размере $1 млрд. Возможность кредитовать страны, имеющие неурегулированные долги, в данном случае $3 млрд перед РФ, фонд утвердил еще в конце прошлого года, однако переговоры заняли больше времени, чем ожидалось. Россия, как заявлял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов, не согласна с решением, но продолжит переговоры в досудебном порядке.

28 июня, 09:40

Внешнеторговое сальдо РФ в январе-мае упало на 50%

Положительное сальдо торгового баланса в январе-мае 2016 г. по сравнению с январем-маем 2015 г. снизилось на 48,9% до $38,5 млрд, сообщается в мониторинге Минэкономразвития.

16 июня, 13:25

ЕАЭС и Шелковый путь: новый мировой порядок

В рамках ПМЭФ состоится презентация аналитического доклада "Экономический пояс евразийской интеграции" о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и "Экономического пояса Шелкового пути".

31 мая, 14:17

Заседание Высшего Евразийского экономического совета

В заседании в узком составе приняли участие Президент России Владимир Путин, Президент Казахстана, Председатель ВЕЭС Нурсултан Назарбаев, Президент Армении Серж Саргсян, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. Встреча продолжилась с участием членов делегаций.

20 апреля, 08:00

Нефть и экономика Татарстана

http://realnoevremya.ru/analytics04.12.2015 Полярные эксперименты «Татнефти» обернулись убытками почти в 7 миллиардов http://realnoevremya.ru/today/1898608.02.2016 В чем секрет парадоксального роста промышленности Татарстана? http://realnoevremya.ru/analytics/23348Укрупненная структура ВРП Татарстана по видам экономической деятельности (по данным 2013 года)Структура обрабатывающей промышленности Татарстана (по данным 2015 года)28.03.2016 «Татарстанский парадокс»: республика в плюсе за счет нефтехимии и нефтедобычи http://realnoevremya.ru/analytics/269001 марта пресс-служба Минфина России сообщила: средняя цена нефти марки Urals, основной товар российского экспорта, в январе – феврале 2016 года снизилась на 42,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $29,69 за баррель. В январе – феврале 2015 года средняя цена нефти Urals составляла $51,81 за баррель.Двукратное падение цен на нефть весьма здорово ударило и по налоговым поступлениям, зависящим от нефтяных котировок. Так, например, поступление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (нефть) по Татарстану в январе – феврале 2016 года составило 16,9 млрд рублей и сократилось относительно января – февраля прошлого года на 23,6% (минус 5,2 млрд рублей). И это несмотря на увеличение ставки налогообложения (с 766 рублей за тонну в 2015 году до 857 рублей в 2016-м)! И хотя поступления по этому налогу полностью уходят в федеральный бюджет, все равно это такой неявный индикатор неблагополучия.Девальвация, увы, не смогла хоть отчасти компенсировать двукратное падение «нефтяных» цен: доллар вырос в январе – феврале 2016-го к январю – февралю 2015-го на 21,5%, и его средняя рублевая оценка составила 76,73 рубля за доллар. По евро рост оказался еще меньше — всего 15,6%.В Татарстане в январе – феврале 2016 года продолжалось действие «татарстанского парадокса». По итогам января – февраля 2016-го в целом по России зафиксировано падение индекса промышленного производства на 0,7%, но в Татарстане зафиксирован рост – индекс промышленного производства республики вырос в 2015 году на 2,2%!Мы уже писали о том, что объяснение такого парадокса кроется в мощном увеличении нефтедобычи и, соответственно, объемов экспорта. Если падают долларовые цены на нефть, а девальвация не компенсирует должным образом падения, то как реагируют экспортеры, чтобы закрыть падение выручки? Ответ прост: они стараются по возможности по максимуму нарастить физические объемы производства (добычи). Парадоксальный рост промышленности Татарстана получился именно за счет нереально резкого за последнее десятилетие в истории Татарстана наращивания темпов добычи нефти.Именно благодаря приросту индекса добычи природных ископаемых за январь – февраль 2016-го на 5,4% (в России +2,8%), а также связанным с нефтедобычей отраслям. В нефтепереработке Татарстана прирост составил 4,2% (в России — сокращение на 2,6%), в химическом производстве — +0,2%, мы не сваливаемся в отрицательную зону, как вся Россия, где индекс промышленного производства хуже, чем в Татарстане (-0,7%).Добыча нефти у нас ведется просто стахановскими темпами. Так, по группе компаний «Татнефть» за январь 2016-го добыто 2 327 285 т нефти (+4,2% к январю 2015-го).Годовые темпы прироста добычи полезных ископаемых в ТатарстанеСущественно выросла и проходка по новому бурению — за январь 2016 года она составила 64,0 тыс. м. Действительно, стахановские темпы: темпы бурения выросли по отношению к 2014 году в 2,5 раза!Помесячная проходка по новому бурению в тыс. мЧем плоха такая интенсификация добычи? Ее мотивы в общем-то понятны: кто сокращает или просто не наращивает добычу нефти, тот теряет не только доходы, но и рынок. Рациональное поведение состоит в том, чтобы тоже добычу наращивать, если издержки пока позволяют. Предельные издержки (маржинальные, то есть дополнительные издержки на извлечение каждого дополнительного барреля нефти) в «Татнефти» по добыче нефти на освоенных месторождениях очень низки: в третьем квартале 2015 года расходы на добычу нефти составили в среднем 279,0 руб./барр., или около $4,5 за баррель (у «Роснефти», кстати, около $3,0 за баррель).Плохо другое: такая интенсификация добычи чревата преждевременным истощением месторождений со всеми вытекающими последствиями. Другими словами, детям и внукам нашим нефть может и не достаться.Есть такое понятие: оптимальная разработка месторождения. Бурят не просто скважины там, где идет нефть, а сетку скважин на месторождении. Некоторые дают очень большой дебет: нефть идет быстро, хорошо, под высоким давлением. А в других частях – еле-еле. Но зато такие скважины дают возможность опустошать месторождение равномерно, то есть извлекать из него максимум нефти. И вот в свое время советскими нефтяниками на уникальных гигантских месторождениях вроде Ромашкинского использовался как раз этот варварский метод: быстренько отбирать нефть, которая легко дается, а в других частях месторождения накачивать под землю воду, чтобы немного поддерживать давление. В результате такого неравномерного извлечения большая часть нефти остается под землей, извлечь ее уже невозможно. На том же Ромашкинском месторождении после варварской эксплуатации в советский период сейчас скважинная жидкость состоит на 86% из воды и только 14% – из нефти. Так что «Татнефть» — уже больше водопроводная компания. Поэтому такой вынужденный поворот в сторону варварской эксплуатации наших месторождений – это очень горькое явление. Но деваться некуда: без наращивания добычи и ее экспорта экономика отрасли окажется в глубоком проигрыше.

01 марта, 17:22

Газ для населения Украины подорожает с апреля на 50%

Глава Национальной комиссии государственного регулирования энергетики и коммунальных услуг Украины Дмитрий Вовк сообщил также об увеличении цены и на централизованное отопление в среднем на 80%. Цены на газ и отопление повышаются по указанию МВФ.

26 февраля, 08:20

Приватизация в России. Страну с молотка? Опять?

Либералами-западниками из финансово-экономического блока правительства активно готовится план приватизации стратегической госсобственности. В самый тяжелый период для страны с точки зрения геополитической обстановки с 40-х годов 20 века, в самой худшей экономической ситуации с 1998 года, в условиях финансовой блокады и в сильнейший банковский кризис за 15 лет. Кстати, в момент, когда активы под приватизацию не стоят ничего (долларовый индекс РТС на уровнях 2003-2004, а рублевый индекс ММВБ с учетом инфляции там же).Более худших условий себе представить невозможно и это тогда, когда социально-экономическая и геополитическая ситуация накалена до предела, а политическая система, объективно говоря, держится на каких-то парах.В мировой практике и современной истории нет ни одной крупной страны, которая проводит приватизацию государственного имущества для финансирования оборотной деятельности. Если приватизации в западных или азиатских странах и происходят, то во-первых, незначительные (сотые или реже десятые доли процента от ВВП), с жестко оговоренными условиями и долгосрочным проектом развития. Даже дикие африканские племена не продают свои реликвии и драгоценности, чтобы финансировать текущую деятельность за исключением тех случаев, когда реликвии забирают принудительно экспроприаторы, приставив оружие к голове.У властей существуют намерения расстаться со стратегическими государственными активами для финансирования дефицита бюджета, причем без каких-либо планов по инвестированию полученных доходов в создание налогооблагаемой базы и отраслей с высокой добавленной стоимостью. Это абсолютно беспрецедентная практика.Чисто российский ноу-хау точно также, как практика душить и уничтожать экономику в условиях кризиса через экстремально жесткую денежно-кредитную политику и радикальное снижение реальных (с учетом инфляции) расходов бюджета (так называемый агрессивный бюджетный секвестр). Ни одна нормальная и национал ориентированная власть ничего подобного не делает. Подтверждено мировой практикой.Итак, последний масштабный цикл приватизациив современной истории произошел в период с 1992 по 1997 года в России, СНГ и странах СЭВ, плюс в некоторых странах Азии после распада СССР в фазе Великого Разграбления госсобственности бандформированиями под всевидящим оком и согласием США (за исключением Азии, где активы передавались национал ориентированной элите).А после 90-х? Речь идет не о точечных, микроскопических продажах, которые происходили и в западных странах, и в Китае, Бразилии, а о государственной программе приватизации объемом от 3% ВВП и сроком реализации менее 3 лет. Где еще? Угадаете? Греция и … Украина! Как вы догадались подобная практика продажи госсобственностью происходит в тотально оккупированных странах, т.е. с полностью утраченным суверенитетом.На Украине программа приватизации еще не стартовала и идет аудит, согласование объектов и цен. А в Греции полным ходом, да.Когда в Греции начались долговые проблемы (2010), она была практически сразу отрезана от международных рынков капитала. Говорить о критическом экономическом кризисе в Греции в период с 2008 по 2010 не приходится в сравнении с другими европейскими странами. Накопленное падение ВВП Греции с 2 кв 2008 по 2 кв 2010 составило 8.6%. Да, это значительно глубже, чем по Еврозоне (-3.4%), но меньше, чем в Латвии (-20%), Литве (-15%), Эстонии (-16%), на уровне Словении (-8.4%), чуть хуже Венгрии (-7%) за тот период. Если сравнивать с маленькими и зависимыми странами, то экономика Греции не была чем-то хуже в кризис 2009.Но долги Греции были огромные, которые финансировались и рефинансировались преимущественно за счет европейских денег. Не буду заострять внимание на специфике и формате греческого кризиса, т.к. много об этом писал 3-5 лет назад, однако Греция столкнулась с невозможностью заимствовать на рынке при дефиците под 14% от ВВП, при этом не имея эмиссионных возможностей (эмиссия происходит через централизованное управление и распределение в ЕЦБ, а региональные ЦБ лишены этой возможности).Тогда была создана тройка: МВФ, ЕЦБ, Еврокомиссия, которые решали проблемы Греции. Эпопея весьма занятная, как боевик смотрелся, а временами, как трагикомедия, но было интересно. Хронология и специфику греческого кризиса пересказывать не буду.Остановлюсь на главном. После череды бесконечных заседаний и переговоров - над Грецией было установлено внешнее управления. Страна была лишена возможности проводить собственную экономическую политику, не говоря уже о денежно-кредитной. Экономическая политика для Греции была сформирована окончательно в марте 2012 при реструктуризации долгов Греции. Этим занималась Еврокомиссия при активном содействии МВФ. Вот тот самый эпохальный документ о передачи суверенитета в руки еврочиновников и международных кредиторов.Этому предшествовали массовые народные бунты, протесты, несколько этапов отставки правительства и смена премьер министра. В Греции президент не имеет власти, а страной управляет премьер министр и парламент. Никто не хотел брать на себя такую ответственность. За время долгового кризиса власть сменилась 5 раз. Георгиос Папандреу (ноя 2011), Лукас Пападимос (май 2012), Панайотис Пикрамменос (июнь 2012), Антонис Самарас (янв 2015) и Алексис Ципрас.Экономическая часть документа большая, но если свести в несколько предложений – сокращать госрасходы на все, что можно сократить и даже на то, что нельзя резать не менее трети в реальном выражении и повышать налоги. Точно также, как в России, но отличие в том, что Грецию принуждали под дулом пистолета, а наши деятельности делают это добровольно. Когда все страны Еврозоны хоть плохо, но как-то оправлялись от кризиса, то Греция полетела в ад. От минус почти 9% в кризис 2008-2010, Греция упала еще на 20%(!) с тех низов. Совокупное падение от докризисных уровней составляет более 37%, а инвестиции упали в ТРИ раза до уровней конца 70-х.Но главное, конечно приватизация. Международные кредиторы получили власть над Грецией и создали план приватизации государственного имущества.Основное препятствие в том, что в Греции практически нет прибыльных активов и нет крупных государственных предприятий, которые сейчас или в будущем смогут генерировать положительных денежный поток привлекательный для международных кредиторов. По изначальному плану приватизации должно быть взято под контроль не менее 19 млрд евро активов с 2012 по 2015 включительно. Это около 10% от ВВП Греции.План приватизации воистину дьявольский. С молотка идет вообще все, что хоть имеет какую-то ценность. Растаскивают все, что к полу не приколочено, впрочем, берут даже то, что приколочено ))Вы возможно слышали о Hellenic republic asset development fund (taiped)? Это структура, которая выставляет на конкурс объекты для приватизации и по декларации, якобы ищет наилучшие условия сделок по наибольшим ценам. Однако, как я мог судить, практически все сделки проходят заметно ниже сопоставимых объектов в других странах, что не удивительно. Фондовый рынок Греции на исторических минимумах, покупатели требуют огромный дисконт и продавец (государство Греции) вынуждено реализовать за бесценок, чтобы выполнить директивы МВФ и Еврокомиссии по приватизации активов, уложившись в план. Грубо говоря, реализуют по бросовым ценам.Это земли и острова.Это транспортная инфраструктура: порты, аэропорты, железные дороги.Конечно же, это туристическая инфраструктура: отели, рестораны, различные объекты недвижимости, спорт площадки, центры и гольф- клубы.Это нефтегазовые греческие компании, как например Hellenic Petroleum S.A (HELPE), Public Gas Corporation (DEPA) и десятки других.Это телекоммуникационные, металлургические и сельскохозяйственные компании всех типовИ еще очень много.План продажи - тутВот, что в предпродажной фазе – тут, а это, что продали буквально «на днях» – тут. Отчеты о продажах – тут.Отчет за 2015.В этих данных не учитываются предметы исторического наследия, драгоценности, реликвии, которых в Греции невероятно много, учитывая ее историю.C чего начали:Страну растаскивают по частям. Продают ВСЕ!Что касается России. Пока окончательного плана приватизации в России еще нет, есть настойчивые намерения и готовность. Планируют слить Роснефть (69.5%->50%) и Башнефть, РЖД в два этапа (100%->90%->75%), ВТБ (60.09%->50%), Русгидро (67%->50%), АЛРОСА (43.9% -> 25%), Ростелеком (43% -> 0%), Аэрофлот (51.17%->25%), Софкомфлот (100%->25%), обнулиться в Шереметьево и Внуково. Также хотят продать стратегические оборонные предприятия: Вертолеты Россия, Уралвагонзавод (100% -> 75%), ОАК (100% -> 50%). Не исключено, что после 2017 (к 2018 и далее) выйдут из контрольных пакетов Сбербанка, ВТБ, Газпрома, Роснефти.О полном списке, документ по котором согласован еще в 2014 - здесьТолько не нужно мне говорить, что в мировой практике крупнейшие предприятия принадлежат частным собственникам. Мне это прекрасно известно, т.к. перед глазами реестр собственников всех публичных компаний планеты и мне прекрасно известна специфика функционирования. Элита, что в Западной Европе, США или в Китае профессиональна, эффективна и что самое главное- национал ориентирована, те. не занимаются зловредной деятельностью, противоречащей интересам страны, а нацелены на развитие бизнеса, повышение конкурентоспособности.В России все иначе. История приватизации в России – это история разрушения или воровства. Либо компании, полученные частными собственниками при приватизации, вскоре становятся убыточными и неэффективными, а соответственно распродаются по частям и впоследствии уничтожаются. Это активно проходило в 90-е для текстильной, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, электронной, химической промышленности и в 21 веке для электроэнергетики. Либо же ожесточенно разворовываются, что происходило и происходит с нефтегазовыми и металлургическими корпорациями. Примеры, где приватизация помогла практически нет, разве что ЭОН Россия (бывшая ОГК 4) и Автоваз, где произошло хотя бы технологическое обновление за счет западных компаний.В российской специфике, в том числе учитывая экономические и геополитические обстоятельства, приватизация невозможна. Необходима наоборот максимальная консолидация стратегических активов во избежание утечек и для повышения контроля, т.к. утрата контроля может привести к катастрофе. Невозможно продавать активы структурам, которые враждебно относятся к России и никак себя не ассоциируют со страной. Дефакто, речь идет о передачи системозначимых активов, либо враждебно настроенным западным инвесторам, либо не менее враждебно настроенным российским олигархам, торговавшим Россией оптом и в розницу последние 25 лет.Ну что тут можно сказать? Объективно, власть сейчас находится не в том положении, чтобы наглеть, звереть и терять субординацию. Учитывая все эти геополитические и социально-экономические проблемы, власть каждый день должна ползать на коленях и просить у народа прощения. Каждый день, стирая ноги в кровь. За свою некомпетентность, вредительство и неспособность разрешать стоящие вызовы перед страной. Терпение народа ангельское, а то, что они вытворяют со страной – непозволительно. Это можно воспринимать и идентифицировать, как красную черту, последний рубеж. Если планы приватизации реализуются, то последствия могут быть очень-очень трагическими для тех, кто это придумал и проводит. Не обязательно сразу, но с такими тенденциями и с такими антинародными подходами очная ставка с народом вероятна, где люди припомнят все грехи элиты и властей за 25 лет. Это не забывается. Как минимум, изначально это будет выражаться в утрате доверия к власти, в снижении рейтинга со всеми вытекающими.Утраты контроля над важнейшими активами в нынешних обстоятельствах смерти подобна. Тем более дико, когда такой ресурс используется для решения сугубо краткосрочных экономических или политических проблем. Например, укрепление центрального аппарата власти, чтобы примаслить, задобрить олигархов для нейтрализации перспектив дворцового переворота. В стиле, как крупнейшие господряды в 2015 отдавались сами знаете кому. Другими словами, отдать народные активы (в ущерб интересам страны) подлецам и подонкам, которые предавали и продавали страну 25 лет. Нет и не может быть ничего более безумное, чем это. А продажа госсобственности для финансирования дефицита бюджета и краткосрочных проблем – это апогей кретинизма в терминальной стадии.Уже скоро запустят государственную пропагандистскую машину, где объяснят, что план приватизации может быть классифицированным, как технологическая сингулярность, когда принимаемые решения настолько сложны и гениальны, что оказываются недоступными для понимания простыми смертными, а сам процесс приватизации исключительно правильный и полезный для экономики, страны, народа и так далее по списку. Пожалуйста, не стоит вестись на эту убогую пропаганду. Никогда не слушайте тех, кто будет оправдывать приватизацию государственной собственности в России в нынешних обстоятельствах, учитывая российскую специфику и состав элиты, где пробы ставить негде. Это подлецы, которые либо слишком глупы, чтобы не понимать очевидных вещей, либо являются враждебным элементом для народа России – национал предатели.Обратите внимание, что власть не программу выхода из кризиса готовят, а приватизацию. Сказываются корни и «гены» 90-х, когда в элиту попадали худшие их худших, наиболее отмороженные из бандитской среды, которые никогда и ничего в своей жизни не создали, а могут только разрушать и продавать. Не развиты механизмы созидания и конструктива, зато хорошо развиты хватательные рефлексы и разрушительный потенциал. Печально все это. Все выглядит так, как в 90-х. Тогда приватизацию проводили под шумок в самый тяжелый период для страны, когда активы не стоили ничего и тоже со знакомыми словами, прям слово в слово.Прошло 20 лет и ничего не изменилось. Феноменально.Последствия приватизации в России могут быть необратимыми. Не рекомендую. Это очень опасно. Я бы назвал это самоубийством.Вообще, это позорище. В России политика примерно, как в Греции в фазе терминального разложения и оккупации западными кредиторами. Не исключено, что в перспективе приватизация готовится, как выплата репараций в пользу США за проигрыш в геополитической войне 2014 - по сей день. То, что не успели разграбить в первый этап приватизации (1992-1997) разграбят сейчас.  Принимаемые решения показывают, что никакое противостояние они вести не собираются, потому что если собирались, то занимались бы экономикой, а не приватизацией. Отказ от развития экономики эквивалентен акту о безоговорочной капитуляции. По другому не бывает. Другими словами, такое идиотское и откровенное самоубийственное решение о приватизации можно хоть как то логически обосновать в рамках подготовки акта о полной и безоговорочной капитуляции, что укладывается в формацию принимаемых решений и ментальную сущность элиты, где пробы ставить негде. Если бы был остаток рассудка и совести с намерениями развивать страну, то в нынешних обстоятельствах они бы даже слово вымолвить боялись о приватизации, а тут прям рвутся, как ошалевшие.

26 февраля, 02:09

Правительство отказалось оценивать свою работу по борьбе с кризисом

В отчете о выполнении антикризисного плана в 2015 году, который правительство направило в Госдуму, не содержится оценка действий кабинета министров, узнали «Ведомости»

15 февраля, 16:52

Путин предложил бизнесу регулярно встречаться с правоохранителями при посредничестве Кремля

Президент России Владимир Путин предложил бизнесу организовать регулярные встречи с правоохранителями при посредничестве Кремля, планирует сам периодически в них участвовать. Глава государства озвучил предложение на встрече с руководителем Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным, передает РИА «Новости». «Предложение заключается в том, чтобы на площадке администрации президента выстроить такой диалог между бизнесом и правоохранительной сферой, но не прямой, а при посредничестве администрации президента, с тем чтобы не отдельные компании, не физические, или даже отдельные юридические лица, формулировали свои претензии и просьбы, а чтобы объединения предпринимателей, скажем РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России», с одной стороны, и такие министерства и ведомства, как Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ, Следственный комитет, скажем, на уровне специально назначенных заместителей министров могли бы хотя бы раз в квартал при посредничестве администрации президента проводить встречи», – сказал Путин. По его словам, на таких встречах можно будет «выявлять тонкие места и вещи, которые беспокоят, с одной стороны, правоохранительную систему, которая обязана обеспечивать интересы всего общества, а, с другой стороны, бизнес-сообщество». «С тем чтобы и разрабатываемые нормативные акты, и, что очень важно, правоприменительная практика после принятия этих актов соответствовали интересам государства в целом», – указал президент. Шохин назвал это предложение очень эффективным инструментом. «Давайте продумаем механизм. Можно когда-то и с моим участием, и с участием руководителей соответствующих правоохранительных органов, а когда-то с участием, скажем, руководителя администрации президента и заместителей руководителей соответствующих ведомств», – сказал Путин. Глава РСПП напомнил, что два года назад президент РФ такую встречу организовал. «У нас очень продуктивный разговор был о том, что действительно в настоящий момент мешает бизнесу, какие проблемы можно снять через поправки в законах, что через правоприменительную практику», – добавил Шохин. Со своей стороны глава государства отметил, что необходимо продумать механизм. «Можно когда-то и с моим участием, и с участием руководителей соответствующих правоохранительных органов, а когда-то с участием, скажем, руководителя администрации президента и заместителей руководителей соответствующих ведомств», – заявил Путин. Ранее в понедельник пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщал, что Владимир Путин планирует провести традиционную ежегодную встречу с президентом РСПП Александром Шохиным. Закладки:

13 февраля, 08:33

Федеральный бюджет за январь 2016 – рост налогов и радикальное сокращение расходов

В условиях кризиса весьма оригинальна реакция правительства на сокращение кормовой базы от реализации нефти и газа. Повышаем налоги и кратно сокращаем расходы. Метод оригинален тем, что подобным образом не поступает ни одна крупная страна в мире. Это российский ноу-хау! ))Расходы федерального бюджета в январе 2016 сократились в 2.2 раза относительно января 2015 и на 9% меньше, чем в 2014. В номинальном выражении, а учитывая накопленный рост цен за 2 года, секвестр достигает 60% к 2015. С учетом инфляции январские расходы более, чем в два раза ниже 2012-2013 и почти на 30% ниже 2011.Основное сокращение расходов в январе произошло за счет обороны и поддержки национальной экономики. На оборону расходы сократились в 53 раза (!), а на национальную экономику почти в 8 раз. Также сокращаются совокупные расходы на образование и культуру. Месячные показатели достаточно волатильны, т.к. расходы правительства по месяцам распределены неравномерно и в одни периоды возможен перерасход, а в другие наоборот – недорасход, тогда как с накопленным итогом расходы выравниваются. Тем не менее, даже годовые расходы показывают сокращение.Расходы на образование и медицину за ненадобностью сокращают и поддержку экономики тоже режут. Номинальный рост совокупных расходов федерального правительства в 2015 был обеспечен обороной и социальным обеспечением.С учетом инфляции картина еще более удручающая. В условиях сильнейшего за 20 лет кризиса на поддержку экономики (статья «национальная экономика») тратится меньше, чем в относительно благополучных 2011-2012. Расходы на образование самые низкие за 10 лет. Под образованием подразумевается высшее образование, тогда как школы и детские сады проходят через бюджеты субъектов РФ. Да и на здравоохранение тратится на 37% меньше, чем в 2012.В 2016 ожидается 5-10% сокращение номинальных расходов практически на все статьи бюджета, за исключением обороны и социалки. С учетом инфляции падение будет в среднем на 17% к 2015. Предполагается, что расходы бюджета в 2016 должны будут ниже на 35-50% (с учетом инфляции) относительно 2011-2012 в категории образование и здравоохранение и примерно на 30-35% ниже в плане поддержки национальной экономики.Масштаб сокращение гос.расходов более агрессивный, чем это наблюдалось в Греции и почти также, как на Украине. В плане секвестра государственного бюджета сейчас в мире нет ни одной крупной страны, где происходило подобное. Стран ПИГС даже рядом не стоят. Испания минус 14% сокращение совокупных расходов правительства с учетом изменения цен за 4 года, Италия минус 6% за аналогичный период. Россия минус 23% с 2012 по 2016 (а без оборонки минус 33%). Рядом Греция (на 30% грохнулись, но более плавно снижались, у нас за пару лет, у них за 5 лет), Кипр около 25% и Украина под 35%.Полная расшифровка расходов федерального правительства в номинальном выражении в млрд руб за годДоходы сократились на 18%. В январе выпадение доходов от внешнеэкономической деятельности составило примерно два раза. На три четверти выпадение доходов от нефтегаза было компенсировано исключительно агрессивным ростом сбора налогов на товары и услуги, реализуемые в РФ.Рост на 44% с 297 до 428 млрд. Из них НДС вырос с 215 до 300, а акцизные сборы с 82 до 128 млрд (+56%). Данные месячные не совсем показательны точно также, как и по расходами. Лучше смотреть годовые.Полные доходы за календарный год ниже. В другой классификацииВ 2015 номинальные доходы сократились на 850 млрд руб, а в текущих раскладах (на 2016) они еще могут сократиться на 1.5 трлн до примерно 12 трлн руб, если нефть останется на 35 в среднем за год, а рубль 80. Кстати, доля нефтегазовых доходов с 2006 по 2008 была в среднем 43%, с 2011 по 2014 около 50%. В кризис 2009 – 41% за счет снижения нефтегазовых поступлений, в 2015 – 43%, а в 2016 будет около 41%. Т.е. структура бюджета за последние 10 лет особо не меняется, никакой диверсификации не происходит. Доходы, связанные с внутренним спросом, показали рост в 2015 примерно на 12% в номинале – это около 350 млрд, тогда как от нефтегаза выпало 1.6 трлн. В этом году от нефтегаза можем потерять еще 1.8 трлн.В целом можно признать, что даже без принуждения от МВФ (а Грецию и Украину принуждали) Россия догоняет их и пытается обойти на повороте в плане удушения экономики. Стараются изо всех сил, это видно невооруженным глазом. Сектора, которые способны создавать налогооблагаемую базу никак не развиваются. Даже намерений никаких нет, о чем правительство заявляло много раз и в особенности на омерзительном гайдаровском форуме.  Сырьевая рента схлопывается, а как показывает текущий кризис в России больше ни одна отрасль не способна генерировать не то, что сопоставимый денежный поток, а даже компенсация на треть невозможна. Попытки удушения экономики через рост налогов и сборов ни к чему хорошему никогда не приводили даже в условиях экономического роста, а при сильнейшем кризисе за 20 лет – это приведет к окончательной деградации экономики России со всеми вытекающими последствиями.Судя по тем данным, что предоставляет минфин РФ, правительство гарантирует ухудшение социально-экономической обстановки в 2016. К сожалению, будет только хуже… Почему я начал статью с "российского ноу-хау"? Более вменяемые власти обычно стараются всеми возможными средствами сдерживать рост налогов и сборов при кризисе, при этом, как минимум удерживая расходы в реальном выражении около нуля, а обычно наоборот увеличивают, затыкая проблемные области в экономике и развивая отрасли, способные создавать налогооблагаемую базу в будущем. Одновременно с этим, смягчая денежно-кредитную политику, закрывая кассовые разрывы и дисбалансы в фин.системе. В России все наоборот. Буквально кратное снижение расходов, попытки всеми силами поднять налоговое бремя, а ЦБ РФ обещает ужесточить ДКП в случае усугубления кризиса в России. Вы только вдумайтесь во весь этот бред!Власти РФ объявило войну России на уничтожение! )) Работают в два смычка, так сказать, из-за бугра русофобы в лице США подгаживают, но так легко, играючи, а здесь лупят буквально кувалдой.P.S Ну хорошо, что хоть армию не раздолбали. Увеличение расходов на ОПК и перевооружение считаю исключительно верным решением.

10 февраля, 16:17

На черный день: как изменилось потребление россиян за год

Модель экономического поведения россиян изменилась: в условиях падения реальных зарплат люди откладывают необязательные покупки и все больше сберегают

10 февраля, 09:57

Bloomberg: ФРГ призывает Украину пойти навстречу РФ в вопросе реструктуризации долга

Министерство финансов Германии, выступающее посредником в вопросе реструктуризации украинского долга перед Россией на $3 млрд, призывает Украину пойти на встречу России и предложить ей более выгодные условия, сообщает Bloomberg источник, близкий к ходу переговоров. Официальных комментариев по данному вопросу пока нет. Ранее источник Bloomberg сообщил, что российская сторона отклонила новые предложения Украины по реструктуризации долга, которые вчера Минфин Германии передал России. В Минфине России заявили, что эти предложения не могут считаться началом добросовестных переговоров, так как не признают официальный статус долга. Отмечается, что предложенные условия хуже, чем для коммерческих кредиторов. Напомним, в январе глава Минфина РФ Антон Силуанов в ответ на очередные заявления руководства Украины о готовности договариваться с Россией по реструктуризации…

09 февраля, 08:17

Чистый импорт и экспорт России за 2015 год

По данным ФТС РФ:Видно, что Россия есть мировой поставщик сырья и чистый потребитель продукции высокого передела и продовольствия.