Выбор редакции
19 сентября, 13:15

Очистил он, понимаешь...

Финский парень Йон Хеллевиг очистил рост ВВП от роста кредитных обязательств государств.

18 сентября, 20:43

Google объединила на одном сайте инструменты для предпринимателей и стартапов

Google запустила проект, который объединил инструменты для бизнеса, программы и акселераторы и другие продукты для стартапов. О запуске Startup with Google сообщили в компании.

18 сентября, 16:58

Самоудобряющаяся кукуруза: стартап из MIT угрожает индустрии объемом $80 млрд

Компания Ginkgo Bioworks создает зерновые ГМО-растения, способные самостоятельно производить азотные удобрения

Выбор редакции
18 сентября, 00:28

Сочинение школьницы о русском мире потрясло рунет

Оригинал взят у matveychev_oleg в Сочинение школьницы о русском мире потрясло рунетВладимир ЮдинИнтернет буквально переполнен публикациями сочинения ученицы 11 класса Анны Ждановой, 16-ти лет, участницы областного конкурса юнкоров «Свой голос» и многочисленными комментариями к нему.Прежде чем высказать своё мнение об этом сочинении, предлагаю вам лично с ним познакомиться.В последнее время в западной и в либеральной отечественной публицистике много пишут о русском варварстве на фоне европейской цивилизованности.. Но если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь народов, полистать героические страницы истории русского народа, то возникает совсем другая картина.Например, в русском языческом пантеоне никогда не было бога войны, в то время как среди европейских народов понятие о воинственном божестве доминировало, весь эпос построен вокруг войн и завоеваний.Русский человек после победы над иноверцами никогда не стремился насильственно обратить их в свою веру.В былине «Илья Муромец и Идолище» русский богатырь освобождает Царьград от поганого Идолища, но отказывается быть воеводою города и возвращается на родину.В древнерусской литературе отсутствует тема обогащения при завоеваниях, разбоях, в то время как сюжеты на эту тему распространены в западноевропейской литературе.Герои «Песни о Нибелунгах» одержимы поиском зарытого клада – золота Рейна. Главный герой древней английской поэмы «Беовульф» погибает, «насытив зренье игрой самоцветов и блеском золота… В обмен на богатства жизнь положил я».Ни одному из героев русского эпоса не приходит в голову жизнь положить в обмен на богатства. Более того, Илья Муромец не способен принять откуп, предлагаемый разбойниками, – «золотой казны, платья цветного и коней добрых сколько надобно». Он, не сомневаясь, отвергает путь, где «богату быть», но добровольно испытывает дорогу, где «убиту быть».И не только в эпосе, но и в легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках русского народа долг личной или родовой чести не имеет ничего общего с долгом личной или родовой мести. Принятие мести как такового вообще отсутствует в русском фольклоре, оно как бы изначально не заложено в «генетическом коде» народа, а русский воин всегда был воином-освободителем. И в этом – отличие русского человека от западноевропейского.Русский историк и философ Иван Ильин писал: «Европа не знает нас… потому что ей чуждо славянорусское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением и лишь потом умом и волею. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости». Русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности.Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними. Русский человек всегда наслаждается естественной свободой своего пространства… Он всегда «удивлялся» другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей…О милосердии и справедливости русского человека свидетельствует добрососедское отношение к народам присоединённых территорий. Русский народ не творил таких злодеяний, как просвещённые европейцы на завоёванных землях.В национальной психологии было некое сдерживающее нравственное начало. От природы сильный, выносливый, динамичный народ был наделён удивительной выживаемостью. На силе духа основывались и знаменитое русское долготерпение, и терпимость к другим.Под непрерывными нашествиями со всех сторон, в невероятно суровых климатических условиях русский народ колонизировал огромные территории, не истребив, не поработив, не ограбив и не перекрестив насильно ни один народ.Колониальная политика западноевропейских народов искоренила аборигенов трёх материков, превратила в рабов население огромной Африки и неизменно метрополии богатели за счёт колоний.Русский народ, ведя не только оборонительные войны, присоединяя, как и все большие народы, большие территории, нигде не обращался с завоёванными, как европейцы. От европейских завоеваний лучше жилось европейским народам, ограбление колоний обогащало метрополии. Русский народ не грабил ни Сибирь, ни Среднюю Азию, ни Кавказ, ни Прибалтику. Россия сохранила каждый народ, в неё вошедший. Она была их защитницей, обезпечивала им право на землю, собственность, на веру, обычаи, культуру.Россия никогда не была националистическим государством, она принадлежала одновременно всем, в ней живущим. Русский народ имел только одно «преимущество» – нести бремя государственного строительства.В результате было создано уникальное в мировой истории государство, которое русский народ защищал своей кровью, не щадя жизни. Именно потому, что на его долю выпали такие страдания и колоссальные жертвы, мой народ принял, как свою собственную боль, страдания других народов под гнётом гитлеровских фашистов. И после освобождения родной страны с таким же самопожертвованием, с такой же энергией освободил пол-Европы.Вот какой был героизм! Вот какой силы духа людей рождает русская земля! И думается мне, что на такой подвиг даже великий народ не может решиться один раз в века.Патриотизм, который продемонстрировал русский солдат на полях Великой Отечественной войны – это патриотизм высочайшей пробы, которого не знала ни мировая, ни отечественная история. И я никогда не соглашусь с высказываниями в прессе о русском «варварстве» и европейской «добродетельности».Я горжусь, что такими красивыми, стойкими, мужественными и выносливыми были наши предки, наши героические предки, а мы – их потомки!…Нередко сетуют: у нас, дескать, перевелась настоящая, патриотичная молодёжь… Сочинение Анны Ждановой убедительно опровергает это заблуждение. В свои 16 лет одарённая девушка обладает мудростью, талантом изложения исторических фактов, ясным умом и настоящей любовью к прошлому и настоящему русской нации, своей принадлежностью к которой она по праву гордится.Нам, в свою очередь, тоже остаётся гордиться, что наша страна способна выращивать таких детей, как эта девушка. Уверен, ни в одной стране мира ни один ученик не способен написать такое глубокое, правдивое, патриотичное сочинение, великолепное и по содержанию, и по стилю, и по идее.Светлого и счастливого пути тебе, Анна Жданова! Вот с таких учащихся нужно брать пример не только нашей молодёжи, но и всем гражданам России.Спасибо и учителям Радьковской школы Прохоровского района! Вы воспитываете настоящих патриотов нашей многострадальной Отчизны. Пусть конкурс юнкоров «Свой голос» успешно продолжает открывать молодые, светлые таланты!Владимир Юдин, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ,член Союза писателей России, г. ТверьОтсюда

Выбор редакции
17 сентября, 14:11

Мстислав Ростропович: "Руководство страны вело себя, как банда подонков" (1989)

Беседа Галины Келлерман с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской (К пятнадцатилетию их эмиграции). Текст приводится по изданию: "Континент", 1989. №60.На фото: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Прага, 1965 год. РИА НовостиМ. Р.: Сейчас исполняется пятнадцать лет со дня нашего изгнания из Советского Союза. У меня эта дата на два месяца раньше, чем у Гали. Я прибыл на Запад, в Лондон, на самолете, с моей собакой и моей виолончелью, с одним чемоданом, 26-го мая 1974 года. Галя, соответственно, прибыла на два месяца позже. Так вот, теперь мы с ней вместе празднуем пятнадцать лет нашего пребывания на Западе. Именно празднуем, а не плачем и не устраиваем похороны.Г. В.: Да, мы празднуем, хотя путь мы прошли совсем не легкий. Моральный путь, потому что перенести то потрясение, которое мы испытали, вынужденно покинув нашу страну, было совсем непросто.М. Р.: Собственно, главное потрясение мы пережили четыре года спустя после нашего отъезда на Запад, когда нас лишили советского гражданства. 15-го марта 1978 года.Г. В.: Возвращаясь к нашему отъезду, замечу, что выехали мы без копейки денег, ничего не имея за душой. Мы оба выехали в возрасте 47 лет, с двумя детьми, одной было 16, другой 18 лет. Для них это, конечно, тоже была огромная ломка. Так и выехали, у Славы - виолончель, у меня - голос, и за плечами 30-летняя карьера. Но оглядываясь на прожитые на Западе 15 лет, мы можем друг друга только поздравить за то, что мы сделали здесь. И это - не только творческие результаты. Да, можно сказать, что мы счастливы.М. Р.: При этом мы ни одного дня, ни одного часа не думали о нашем материальном положении, мы думали о том, что мы должны делать в нашем искусстве, а богатство пришло к нам как-то автоматически. И в искусстве мы делали именно то, что считали для себя жизненно важным. В Советском Союзе нас, мягко говоря, лимитировали, и когда нас оттуда выгнали, наше искусство задышало широко. И это широкое наше дыхание было здесь признано. Признано за 15 лет нашей жизни тут не меньше, чем за 30 лет карьеры там.Г. В. : Да, в Советском Союзе, отдавая жизнь искусству и служа своему народу без остатка, мы получили в результате от советского правительства такой плевок, что забыть это невозможно. Притупляется с годами боль, но оскорбление и унижение остаются в памяти.М. Р.: Возвращаясь к нашей судьбе, я хочу сказать, что это был не только плевок правительства. Когда нас лишили гражданства, было организовано собрание артистов Большого театра, были и разные другие собрания против нас как предателей. Правда, нужно сказать, к чести многих, и мы с Галей их никогда не забудем, что советскому правительству нё удалось организовать письмо с подписями против нас. Как мне известно, Эмиль Гилельс отказался подписать, Рихтер отказался, два или три раза был вызван в Смольный музыкальный руководитель Ленинградского оркестра Темирканов, и он отказался подписать. Так что не удалось собрать подписи, и акция была сорвана.И вот что я еще хочу сказать. Недавно в «Огоньке» была опубликована замечательная статья Емельянова. Я уже несколько месяцев нахожусь под впечатлением этой статьи. Статья вскрыла настоящий нарыв. Сейчас, в период гласности, мое имя уже было один раз упомянуто в советской прессе в положительном контексте. В «Советской культуре» было сказано, что было бы хорошо, чтобы Ростропович и Барышников приехали в Союз с гастролями. И вот я наткнулся на письмо-отклик в той же газете. Одна читательница пишет: «А я бы таких предателей, как Барышников и Ростропович, не пускала к нам на гастроли». Нас часто спрашивают на Западе, хотим ли мы в нынешней обстановке вернуться в Советский Союз. Должен сказать, что на половинчатость, в которой находится сейчас Шаляпин (об этом и статья в «Огоньке»), я не согласен. Я никогда по-настоящему не вернусь (может быть, приеду на гастроли с Вашингтонским симфоническим оркестром, которым дирижирую уже 12 лет), так же, как и Галина, пока к нам будет половинчатое отношение. Емельянов пишет в «Огоньке», что советское правительство тогда Шаляпина уничтожило, лишило его званий, паспорта, подданства, отобрало все имущество.Г. В.: И, кстати, ему тоже было около 50-ти, когда он покинул родину, и начинать жизнь тоже пришлось с нуля.М. Р. : А сейчас официально ничего не было сказано. Ведутся дискуссии, вернуть Шаляпину звание народного артиста РСФСР или не вернуть. Это обсуждается в печати, создается музей Шаляпина. Но, в общем-то, на высоком правительственном уровне не признано, что руководство страны вело себя, как банда подонков, что великий артист был оболган. Так что пока советское правительство не признает открыто, что мы были оплеваны, нашей ноги там не будет. Нам был нанесен моральный ущерб, мы не подаем на советское правительство в суд на возмещение этого ущерба, утраченного здоровья, укороченной жизни. Материальная сторона нас не интересует: «Международная книга» до сих пор получает проценты за мои и Галины пластинки. И пусть получают. Мы никогда против этого не протестовали. Это все мелочи. Но о моральном ущербе мы помним. И на каком уровне нас оболгали, на таком пусть и извиняются. И с нами не пройдет у властей тот номер, который проходит с эмигрантами, готовыми любой ценой попасть в Союз, всячески вскочить на коня перестройки, на коня гласности и гарцевать. Мы за такими сенсациями не гонимся.Г. В.: С этой гласностью и перестройкой идет, как мне кажется, какая-то игра. Ведь можно одним махом решить всю двусмысленность: напечатать «Архипелаг ГУЛАГ» и солже- ницынское письмо «Жить не по лжи», за что он и был изгнан, напечатать Максимова... Ведь все то, чем живет сейчас Советский Союз, начинали эти люди. Тут живут изгнанные писатели Владимов, Войнович, Аксенов. А вот Галич, Некрасов, Тарковский уже успели умереть. Но тогда-то в России о них во весь голос и заговорили. Значит, ждут, пока мы все здесь станем покойниками, потому что перед мертвыми не надо извиняться?М. Р.: Как человек умирает, так делают его своим. А с живыми разговаривать не желают. Или уж если разговаривают, то как-то «под столом».Г. В.: Недавно позвонила мне одна служащая советского посольства. «Ах, Галина Павловна, как было бы чудно, если бы вы пришли к нам сегодня в посольство на прием! Мы устраиваем прием для тех, кто помогал армянам, а поскольку вы и ваш муж тоже помогали, мы вас приглашаем». А я ее спрашиваю: «Да мы же враги народа. Кто же вам разрешил нас приглашать?» На что дама добродушно отвечает: «Ну что вы, раз мы приглашаем, значит, нам разрешили. Ведь ваши имена в советской печати упоминают. И потом мы хотели поблагодарить Мстислава Леопольдовича за концерт в Гранд-Опера в пользу Армении».- Так что же советское посольство не поблагодарило Ростроповича тут же, в театре?- Вот мы и хотели бы это сделать сегодня на приеме.- Нет, на прием мы не пойдем, - сказала я, - а если сочтете нужным, можете поблагодарить письменно.Конечно, никакой благодарности не последовало и до сих пор. Кстати, сумма, собранная Ростроповичем на нескольких концертах в пользу Армении в Лондоне, Париже, Вашингтоне, Италии и т. д., перевалила за полмиллиона долларов. Надеюсь, что они попали по назначению!М. Р.: Армянам мы, действительно, помогали много. Но это совсем другое дело.Г. В. : Это был естественный порыв.М. Р.: Я презираю тех людей, которые думают, что мои концерты, которые я даю сейчас в изобилии, чтобы помочь армянскому народу в его несчастье, - способ заискивания перед советской властью. Я в этом не нуждаюсь.Г. В.: Действительно, что это за детские игры идут! Издайте указ Верховного Совета, свалите всю вину на Брежнева, который был маразматиком, хотя 18 лет правил страной. Скажите, что вели себя как последние скоты с людьми искусства и науки, признайте свою вину, принесите извинения, пригласите тех, кто желает, вернуться. Вот и все! Ведь умеют же на прошлых вождей вину сваливать. Вот теперь все на Сталина валят. Сосчитать не могут, сколько миллионов он ухлопал, двадцать или сорок. А ведь он во главе партии стоял, не сам же он ходил и стрелял.М. Р. : Я вам скажу так. Вот написали обо мне в советской энциклопедии. Цитирую: «Ростропович. Виолончелист и дирижер. Участвовал в конкурсах музыкантов-исполнителей. (Даже не сказано, что я первые призы получал!) Лишен советского гражданства за деятельность, наносящую ущерб престижу Советского Союза». Тогда зачем же меня приглашать туда, если мои концерты наносят ущерб престижу? Какого чёрта со мной связываться? АЛ. Брежнев, который лишил нас нашего крова, он, великий полководец и писатель, не нанес никакого урона престижу СССР?Г. В. : Недавно Слава играл в Карнеги Холл, был концерт в пользу Армении. И была статья в «Сов. культуре», где были перечислены участники концерта. Славу там назвали, но участвовал в концерте и бывший советский музыкант А. Торадзе, а его не назвали, участвовал В. Виардо, который и по сей день имеет советский паспорт, но и его не назвали. А почему? Потому что они остались на Западе? Но ведь они тоже помогали армянам! Так что трудно верить всему, что там происходит.М. Р.: Но все же, читая советскую прессу, я чувствую, какие большие перемены произошли в Советском Союзе. Действительно, больше гласности, больше открытости.Г. К. : В любом случае, все, что выделаете, войдет в золотой фонд русской культуры!М. Р. : Есйи это будет, то независимо от того, где мы находимся.Г. В.: То же случилось и с Шаляпиным, и с Рахманиновым, и со Стравинским. И сейчас советская власть с удовольствием их себе присвоила. Теперь они считаются гордостью не просто русской культуры, но советской. А ведь советская власть сегодня пришла, завтра ее, может быть, не будет, но эти имена останутся.М. Р.: А ведь до войны произведения Рахманинова были запрещены, только во время войны их начали исполнять.Г. В. : Да я в первый послевоенный год еще романсы Рахманинова петь не могла! А как Шаляпина хаяли, анафеме предавали! Стравинский был запрещен...М. Р.: А сейчас музей Шаляпина делают. Поэтому я и говорил об этой статье Емельянова. Анафеме Шаляпина предавали открыто, а теперь признание какое-то общественное, но не государственное. И люди не знают, как ко всему этому относиться.Г. В.: Начинать надо с официальной реабилитации, а не труп из могилы тащить. Кстати, жену в могиле оставили, а Шаляпина тело перетащили.М. Р.: В другом «Огоньке» появились отклики на статью Емельянова. Они меня очень заинтересовали, и единственный, с кем я на 100% согласен, это с актером Ульяновым. Он написал, что не нужно возвращать Шаляпину звание народного артиста РСФСР. Он это подробно не обосновывает, но я понимаю его логику. Ведь с тех пор звание народного артиста подверглось такой инфляции, сейчас такие, извиняюсь, нули получают его, что возвращать ему звание народного артиста и даже не СССР, а РСФСР, - это просто издевательство. И там же, среди откликов, есть удивительное письмо, подписанное двумя народными артистами СССР, Е. Образцовой и Е. Нестеренко. Они считают, что звание Шаляпину должно быть возвращено немедленно, и даже улица должна быть названа его именем, но ему они считают нужным возвратить звание народного артиста РСФСР, а сами подписываются «народные артисты СССР». И это их не смущает! А ведь какой позор! Ну как им не стыдно! Мне хотелось бы об этом написать в «Огонек», но я удержался. Я писать в советскую прессу не имею права, как враг народа. Я, например, имею звание народного артиста СССР, но ІПаляпин-то был намного выше меня. Как же можно ему возвращать не имеющее ценности звание народного артиста РСФСР? А эти люди позволяют себе такую наглость по отношению к Шаляпину.Г. К. : Можете ли вы оба подвести итоги 15-ти лет вашего пребывания на Западе?Г. В.: В искусстве всё ясно. Ростропович играет почти каждый день, играет и дирижирует, ездит по всему свету. Иногда с ним езжу и я, но мне это безумно трудно, признаюсь. Я не знаю, как у него сил хватает, но нормальному человеку этот темп вынести невозможно. Теперь в смысле житейском. Ну, какие у нас серьезные новости? Дочери наши вышли замуж, у одной, у младшей, Елены, - двое сыновей. Одному нашему внуку уже пять лет, зовут его Иван, другому - два с половиной года, зовут его Сергей. Вот это самое ценное приобретение в нашей жизни здесь, на Западе. Мы очень счастливы и гордимся этим. Внуки говорят по-русски, а старший еше и по- немецки и по-английски. Что еще? Получаем награды, ордена.М. Р.: Я хочу сказать о чисто творческих успехах. Я сейчас кончаю двенадцатый сезон в качестве музыкального директора Национального Симфонического оркестра Вашингтона. Я горжусь, что из очень посредственного оркестра я превратил его в один из лучших оркестров Америки. Мы каждый год совершаем турне. Скоро будет, например, четвертое турне в Японии. Четыре раза мы ездили в Европу с большим успехом. Ездим по всему миру. Бывали в Южной Америке, на Дальнем Востоке и так далее. Что же касается репертуара, то в будущем году я с моим оркестром подхожу к определенному рубежу: я продирижировал в наших концертах в Вашингтоне более чем сотней больших симфоний, в том числе всеми симфониями Малера, Брамса, Бетховена. Я продолжаю осваивать новый репертуар не только для виолончели (по существу, для виолончели я и создал новый репертуар), но и для симфонического оркестра. Мы заказываем произведения, в том числе симфонии, многим композиторам мирового масштаба.Мы впервые исполнили последнее произведение знаменитого английского композитора Уильяма Уолтона. Не закончил своей Оратории для нас Бенжамин Бриттен. Но мы уже исполняли и в Англии, и в Америке первую часть этой Оратории, работу над которой оборвала смерть великого композитора. Именно Вашингтонский оркестр был первым исполнителем нескольких произведений К. Пендерецкого, В. Лютославского, французского композитора Анри Дютийё. Больше 30-ти произведений были исполнены оркестром впервые в мире. Все эти произведения посвящены моему оркестру и мне. Эта дирижерская деятельность приносит мне огромное удовлетворение. Я горжусь тем, что организовал два мировых фестиваля: огромный фестиваль Прокофьева, который шел почти три месяца во Франции (это была моя инициатива), и только что прошедший в Англии фестиваль Шостаковича. Теперь я готовлюсь отмечать столетие моего великого учителя и друга Прокофьева.Сейчас осталось в живых только два человека, Рихтер и я, которым Прокофьев посвятил свои произведения. Я продолжаю, конечно, помогать молодежи, виолончелистам, молодым музыкантам. Поэтому для меня является огромной честью, что Франция, город Париж, устраивает в будущем году четвертый международный конкурс моего имени, и в нем, я думаю, впервые будут участвовать советские молодые виолончелисты. Сейчас в Советской Союзе вышло полное собрание сочинений Д. Д. Шостаковича. В этом собрании сочинений к каждому произведению есть аннотация. По поводу Первого и Второго концерта для виолончели написано так. Это произведение исполнялось впервые такого-то числа, в зале Ленинградской филармонии, оркестр - заслуженный коллектив республики. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижер - Мравинский, а солист не указан. Здорово, правда? Концерт для виолончели с оркестром, а кто играл на виолончели - не сказано. Получается, раз не написали, значит, как будто этого и не было. И не играл никто на виолончели, просто один аккомпанемент и был. То же самое и с посвященными Шостаковичем Вишневской двумя вокальными циклами. Детская возня какая-то...Г. В.: А помнишь, Слава, как ты купил мне в подарок видеокассету с фильмом-оперой, в котором я снималась, «Катерина Измайлова». Сели мы смотреть. Начинаются титры: «Катерина Измайлова», Ленфильм. Роли исполняют: Катерина Измайлова - никого нет, пустое место. А дальше идут все фамилии, кто какую роль поет. Смех, да и только.Г. К. : Вы еще поете на сцене?Г. В.: Я оставила оперную сцену в 1982 году, завершив свою карьеру исполнением партии Татьяны здесь, в Париже. Это - та партия, с которой я начинала в Большом Театре в 1952 году. А в 1982 году, тридцать лет спустя, я участвовала в цикле из восьми спектаклей, которыми дирижировал Слава в Гранд- Опера. До этого мы поставили «Евгения Онегина» во Флоренции, за что, кстати, получили тогда «Золотую сцену», медаль, что присуждается в Италии лучшей опере года. В 1977 году мне была присуждена премия здесь, во Франции, как лучшей певице мира. И тем не менее, в 1982 году я пришла к выводу, что надо оставить оперную сцену. Это - не трагедия. В конце концов приходит время, когда певица должна с достоинством и своевременно уйти из театра и лучше на несколько дней раньше, чем хотя бы на неделю позже. Видно, Бог меня вразумил, и я так поступила. А публика недоумевала, почему надо было в такой форме покинуть сцену.Но я сцену вообще не оставила. Я пою оперы в концертном исполнении и продолжаю концертную деятельность, делаю пластинки. Вот в прошлом году я записала «Войну и мир» снова, почти через тридцать лет после того, как я записала ее в 1958 году в Москве, с Мелик-Пашаевым, в Большом театре. А сейчас дирижировал Ростропович. Мы сделали полную запись всего, что написано Прокофьевым, для двух вечеров, тогда как в записи Большого театра была лишь примерно половина музыки. Тогда, в 1958 году, я получила Гран-При за эту запись, и вот сейчас новая наша «Война и мир» также удостоена Гран-При «Золотой Орфей». Конечно, для всех это - большая честь, но, согласитесь, что певица, получившая премию за ту же партию два раза, с разрывом в тридцать лет, имеет право этим гордиться. В прошлом году мы записали «Бориса Годунова», где я пела и Марину Мнишек, и шинкарку. Дирижировал тоже Ростропович. Эта запись будет использована для готовящегося сейчас фильма. Кроме того, я начала заниматься режиссерской работой.М. Р. : Я хочу кое-что добавить. Конечно, запись «Бориса Годунова» будет иметь огромный резонанс, я в этом не сомневаюсь. Но до этого Вишневская сделала потрясающую, с моей точки зрения, запись оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». И эту оперу мы сделали в первой редакции. Вообще, если меня спросят, какой самый заметный след я оставил в музыке, включая мою виолончельную деятельность, я назову запись этих двух опер, «Леди Макбет» Д. Шостаковича и «Войны и мира» С. Прокофьева. Ведь это - мои идолы, мои учителя, и это - моя форма преклонения перед ними.Г. В.: Так вот, я занялась режиссерской работой. В 1986 году я поставила «Царскую невесту», Слава дирижировал. Получился, как все говорили, хороший и красивый спектакль. На следующий год мы повторили этот же спектакль в Вашингтоне с другими артистами, но в том же оформлении, а потом поставили его в Римской опере. В прошлом году я поставила «Иоланту» с молодыми певцами в Англии на фестивале Бриттена, где каждый год даю свой мастер-класс. И в дальнейшем буду делать пластинки и заниматься режиссурой. Одним словом, делать то, чего по-настоящему хочется. Приходит время, когда нужно получать удовольствие от жизни, а не только бесконечно трудиться. Я ведь пою уже 44 года, и теперь хочу пожить посвободнее, хоть я и не обленилась, и голос звучит... Но иногда так хочется наконец-то съесть мороженое!..Да, забыла о самом главном - о моей книге «Галина»! Я начала ее писать еще в 1980-м году и закончила в 1984. Тут же она была издана по-английски в Америке и Англии, где стала бестселлером, а затем ее издали во Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Японии и т. д., в общей сложности уже на 14 языках, включая и русский. В Париже я получила за нее премию критиков и премию Академии Искусств. Интересно, что несколько месяцев тому назад ко мне обратились из редакций советских журналов «Юность» и «Советская музыка» с просьбой разрешить им опубликовать отдельные главы из книги. Я дала согласие, с условием, что без моего разрешения не будет сделано никаких изменений или сокращений в тексте. Посмотрим, удастся ли им...Г. К. : Ваша слава принесла вам и материальную обеспеченность, не так ли?М. Р.: Неинтересно заниматься перечислением нашего имущества, сколько у нас квартир, в каких странах. Конечно, нам так удобнее - иметь квартиры или дома там, где мы часто и подолгу бываем, в Париже, в Вашингтоне, в Лондоне. Понятно, что работая так, как мы работаем, и пользуясь таким признанием, денег мы зарабатываем много. Но мы не стараемся их копить, заводить счета, покупать акции. Когда я играю или Галина поет, мы тратим свой труд, свой пот. Я кончаю концерт, я весь мокрый. И я не хочу иметь деньги, которые я кладу в банк. Я хочу обменять свой пот на пот другого человека, который тоже работал. Поэтому, когда я получаю деньги за концерт, я стремлюсь купить нечто, сделанное другим. Благодаря этой философии, мы с Галей окружили себя «русской атмосферой». Каждая наша квартира - это русский остров. Мы любим русское искусство, мы - воспитанники России, мы вращаемся вокруг нашей русской орбиты, и в искусстве, и в жизни. Вот посмотрите на стены. Это - портрет Бестужевой, жены декабриста, работы Боровиковского. Известный в Советском Союзе портрет, за ним очень охотились советские музеи, потому что не то в Русском музее, не то в Эрмитаже есть портрет Бестужева, а парный портрет его жены находится у нас. Вот портрет работы Репина, вот этюд маслом Иванова к его картине «Явление Христа народу».Здесь вы видите этюд Савицкого, вот еще портрет работы Боровиковского, а вот очень ценная подписная картина Венецианова, «Первые шаги». Мы очень любим русский фарфор. В этой горке у нас собран совершенно уникальный фарфор. Вот, например, фарфоровая группа, которая называется «Демьянова уха». Сделали ее на Императорском заводе Николая І-го, и она числится в большом императорском каталоге этого завода как единственный экземпляр. Короче, собираем все русское. Здесь вы видите, например, всю русскую мебель. В целом, у нас большое количество русских картин, много картин Репина, Левицкого, Айвазовского, Шишкина. Это греет нашу душу. И мы покупаем эти произведения искуства не для того, чтобы поместить деньги, а чтобы до смерти продолжать жить в русской обстановке, из которой нас искусственно вырвали.Г. К. : Расскажите о кантате Д. Шостаковича, которую вы недавно исполнили в США. Как попало к вам это не известное до сих пор сатирическое произведение Шостаковича?М. Р. : О, это потрясающая история, но часть ее я должен скрыть. Я не могу рассказать, как попала ко мне эта кантата. При жизни Д. Шостакович, со свойственным ему сарказмом, мне ее напевал. Вернее, напевал куски из нее, мотивчики, весьма известные в Советском Союзе: песня «Сулико», Лезгинка и т. д. Напевал он их на подлинные «бессмертные» тексты речей товарища Жданова и товарища Сталина о музыке, а также использовал речь «примкнувшего к ним Шепилова». Все эти речи он аранжировал на народную музыку. Шепилов, например, подан под Комаринскую. И когда слышишь их под такую музыку, понятнее, какие кретины правили искусством и страной. Увековечил он их! Это, действительно, гениальное произведение, и я был счастлив открыть его слушателям. Я уверен, что не нанес этим ущерба семье, вдове, дочери.Если бы я думал, что могу поставить их под удар, я бы этого не сделал. Но сейчас, в период гласности, в период справедливой травли товарища Сталина, опус Шостаковича, как мне кажется, более чем кстати. Это не только гениальное сочинение, это еще и важнейшее сочинение. Почему? Как известно, Волков написал так называемые мемуары о Шостаковиче, где говорится, какой он был контра. В это же время в Советском Союзе издают пластинки с речами Шостаковича. Альбом так и называется: «Говорит Шостакович». Именно говорит, хотя это - вовсе не его специальность. Он ведь написал достаточно музыки. В этом альбоме собраны все речи Шостаковича, на пленумах, на заседаниях Союза композиторов, одним словом, публичные выступления. И эти записи, где он воздавал хвалу советскому правительству, были собраны по крохам. И вот возникает вопрос, где правда. В тех речах, которые он был вынужден говорить? С другой стороны, друзья, и мы в том числе, можем констатировать, что он ненавидел всю систему. Чему же верить? И вот это музыкальное произведение дает недвусмысленный ответ, с кем он был и против кого.Г. В.: В этом сочинении даже не ненависть, а уничтожающее презрение к ничтожествам.М. Р.: Мировая премьера была в Вашингтоне, по-анг- лийски. И мне ужасно хотелось взять запись речи Жданова и отправить ее студентам Ленинградского университета с маленьким письмом такого примерно содержания: «Дорогие студенты! Вот речь человека, имя которого носит ваш университет, положенная на музыку великим гением вашего города Шостаковичем». Но я не успел, потому что постановлением правительства имена Жданова и Брежнева отовсюду сняты. Слава Богу!Г. К. : Не хотите ли вы рассказать о благотворительных концертах, которые вы даете?М. Р. : Я в среднем даю от 120 до 150 концертов в год. И из них от 30 до 40 концертов - благотворительные. Причем, стоит дать один благотворительный концерт, как тут же получаешь сотни писем с просьбами дать концерты в пользу больных проказой и в пользу штайнеровских школ, да и для тысячи других проектов. Проблема в том, что у меня все дни расписаны на три года вперед, и трудно всем помочь. Кстати, за первые четыре года нашей жизни на Западе я благотворительных концертов дал куда меньше, всего 70, но именно эти концерты и послужили поводом для лишения нас советского гражданства, ибо было сказано, что я дал 70 концертов в фонд антисоветских организаций. Туда входили такие, например, антисоветские организации, как Фонд Клод Помпиду, Фонд сохранения диких животных, Фонд охраны китов, которые тоже попали в антисоветчики. Но я и сейчас продолжаю помогать фондам охраны природы, например, следующий мой благотворительный концерт в Вашингтоне будет посвящен слонам, которые варварски истребляются. Два месяца тому назад я вернулся из Индии, где я провел три недели, давая благотворительные концерты, прослушивая молодых музыкантов.Я помог собрать деньги для слепых, для глухих, для бездомных. А когда узнал о горе армянского народа, я моментально откликнулся. Мы с Галей дали концерт в Лондоне. Я уже пять концертов сыграл. Следующий концерт в пользу Армении я буду играть в Винченце, в Италии. И, возможно, именно эта деятельность вызывает общественный резонанс, приносит общественное признание. И те награды, которые мы за эти годы получили, включают и признание душевности. У Гали, например, три французских ордена, в том числе орден Почетного Легиона. Таких наград не удостоился ни один советский артист. И опять же, наша бескорыстная помощь горестям людским, зверям, которые целыми породами вымирают, вызывает, наверное, большую симпатию. А кто мы? Мы - русские, и через нас идет симпатия нашему народу. Да, мы любим свой народ и страдаем за него. И мы будем счастливы, если наш народ избавится от своих страданий. Мы будем счастливы, если русский народ, советский народ, будет сыт. Мы до сих пор, живя среди невероятного западного изобилия, не можем к нему привыкнуть. Повсюду рынки, магазины, километры витрин и рядов, заваленных вкусной, разнообразной, дешевой едой. Смотришь на это и думаешь о своих... И спрашиваешь себя: ну почему там-то этого нет? И за пятнадцать лет мы так и не разучились страдать за свой народ.Г. В.: Столько жертв принесено, жизней загублено, а за что и для чего?Г. К. : Как вы, Слава, отреагировали на восстановление ваше в Союзе композиторов?М. Р.: Я об этом узнал от членов моего оркестра. Сразу все вокруг меня загудело. Журналисты просят интервью, со всего мира мне прислали кучу поздравительных телеграмм. Многие, правда, спутали и думали, что мне восстановили гражданство. Так что поздравляли меня с восстановлением справедливости, с обретением вновь Родины. Но я не дал ни одного комментария, и только для «Континента» скажу, почему. Дело в том, что для меня все это явилось полным сюрпризом. Я ведь не знал, что меня исключили из Союза композиторов! И у меня где-то теплилась надежда, что, быть может, мои коллеги меня там сохранили, а оказывается, было постановление об исключении меня из Союза композиторов 27-го марта 1978 года, в день моего рождения. Но я-то об этом ничего не знал.Это нигде не было напечатано, а было сделано, говоря блатным языком, тихой сапой, И когда мне сообщили о восстановлении, я расстроился, потому что для меня было новостью, что я был оттуда изгнан. Теперь осталось проверить мраморную доску в Московской консерватории. Мне сказали, что меня оттуда не выскребли, но кто знает? Нет, наверно, не выскребли, это ведь очень дорого. Там имена Рахманинова, Скрябина... Для меня было великой честью попасть на эту доску. Но вот еще характерная история. Одна музыкантша приехала в Москву, посетила Московскую консерваторию. И первое, что она сказала - хочу посмотреть класс, где преподавал Ростропович. На что ей тут же ответили: «Знаете, такого класса нету, потому что он очень мало преподавал, все время ездил за границу, у него и класса постоянного не было». Так вот, я хочу напомнить Московской консерватории, что я преподавал в классе № 19 и провел в этом классе сотни часов моей жизни. Я преподавал там более двадцати лет, был профессором. Это - класс, из которого вышла целая плеяда виолончелистов. И пусть теперь при гласности не стесняются об этом говорить.Г. К. : Но официально вас известили о восстановлении в Союзе композиторов?М. Р. : Да, была телеграмма, довольно сухая, просто извещение о восстановлении. Я ничего на нее не ответил. Что же, Хренников изгонял, Хренников и восстановил.Г. К. : Когда вас, Слава, принимали в члены Академии Искусств, постоянный ее секретарь Марсель Ландовский в своей речи подчеркнул три причины этого избрания: во-первых, высочайшая профессиональность; во-вторых, деятельность по популяризации современной французской музыки я, в-третьих, гражданская позиция. Как известно, в Академии Искусств только сорок мест, я это включает все виды искусств, кроме литературы. Так что не зря членов этой Академии называют бессмертными. А на чье место вас избрали?М. Р.: Меня избрали на место скульптора Генри Мура. Такая там система: нового члена можно избрать только тогда, когда один из старых умирает.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

17 сентября, 07:00

Одна вокруг света: путь к сердцу Африки лежит через Марокко

Одиннадцатая серия блога о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Марокко — путь от Сеута до Рабата

Выбор редакции
16 сентября, 07:22

Первым делом самолеты: в Краснодарском авиаучилище впервые набирают девушек

В Краснодарском авиаучилище впервые в России набирают девушек. Конкурс высокий. Будущие летчицы должны обладать не только отличными знаниями, но и крепким здоровьем.

15 сентября, 17:37

Открылся виртуальный музей с трехмерными моделями 20 тысяч животных

Американские биологи открыли виртуальный музей oVert, где уже можно посмотреть на 20 тысяч трехмерных моделей позвоночных животных. Это примерно 80 процентов ныне существующей фауны. Власти США выделили 2,5 миллиона долларов на разработку проекта.

15 сентября, 16:11

Неправильный мед

В Рибовилле, Франция, несколько лет назад местные пчеловоды столкнулись с феноменом — их пчелы дали мёд синего, зеленого и коричневого цветов. Вкус мёда также отличался от привычного. Президент местного союза пчеловодов Андре Фри (Andre Frieh) вместе с остальными фермерами провёл расследование.Оказалось, что ... ... виной всему стал завод по производству биогаза, на котором в качестве топлива использовались отходы производства популярных конфет M&M’s. Отходы хранились в открытых контейнерах, а пчёлы, обнаружив сладкий источник, перестали собирать цветочную пыльцу.Завод по производству биогаза, на котором в качестве топлива использовались отходы производства популярных конфет M&MА бывает вообще в естественных условиях мед какого то другого цвета, отличного от отттенков желтого или коричневого?

Выбор редакции
14 сентября, 10:30

Впервые выращена живая костная ткань

Впервые в истории современной трансплантологии ученым удалось вырастить самую настоящую костную ткань. Этих успехов удалось достичь ученым из Шотландии и Ирландии. Как пишет журнал Nature Biomedical Engineering, это может стать настоящим прорывом в медицине. Ежегодно миллионы людей проходят через сложнейшие хирургические операции, часто требующие удаления костей. На помощь могут придти искусственные транспланты, которые заменяют суставы […]

Выбор редакции
14 сентября, 01:06

Обалдеть! И это кактус... Колючий, но какой красивый!!!

Это цитата сообщения DALIDAS_1 Оригинальное сообщениеОбалдеть! И это кактус... Колючий, но какой красивый!!! Обалдеть! И это кактус... Колючий, но какой красивый!!!

Выбор редакции
13 сентября, 22:28

SocGen: низкая волатильность - признак обвала

Рынки во всем мире уже некоторое время стоят перед лицом исторически низкой волатильности. Societe Generale полагает, что это давно пора принять во внимание.

13 сентября, 21:55

Госструктурам США запретили антивирус Касперского

Министерство внутренней безопасности США заявило о том, что американские госучреждения должны отказаться от продукции российского разработчика антивирусного программного обеспечения "Лаборатория Касперского".

Выбор редакции
13 сентября, 09:34

Берем на заметку, головоломки для тренировки мозга!

Кому не знакомо чувство удовлетворения, которое наступает после решения сложной головоломки?Возьмите ручку, листок бумаги и попробуйте разгадать вот эти загадки.1. Если я у вас есть, вы хотите мной поделиться. Если вы мной поделитесь, меня у вас уже не будет. Что же я такое?2. Вы хотите выбраться из лабиринта и натыкаетесь на три двери. Дверьслева ведет в кишащее чертями пекло. Дверь в центре ведет кбезжалостному убийце. Дверь справа ведет ко льву, который не ел уже тримесяца. Какую дверь вы выберете?3. Есть пять мешочков с золотом, которые кажутся одинаковыми, и вкаждом из них по десять золотых монет. В одном из пяти мешочковподдельное золото. Настоящие монеты и поддельные монеты выглядятабсолютно одинаково, за исключением того, что поддельные монеты весят1,1 грамма каждая, а настоящие золотые монеты весят 1 грамм каждая. Увас есть абсолютно точные цифровые весы, которыми вы можетевоспользоваться только один раз. Как вы определите, в каком мешочкеподдельное золото?4. Старик умирает, оставляя двух сыновей. Согласно его воле, сыновьядолжны устроить скачки и таким образом решить, кому достанетсянаследство. В завещании сказано, что наследство получит тот, чья лошадьбудет бежать медленнее. Сыновья сели на лошадей и поскакали, нопоскольку они оба сдерживали своих скакунов, то так и не выяснили, чьялошадь скачет медленнее. Тогда они пошли к мудрецу за советом. Послевстречи с мудрецом братья снова сели на лошадей и поскакали — на этотраз во весь опор. Что же сказал им мудрый человек?5. Если вы положите меня на мой бок, я превращусь в бесконечность.Если вы разрежете меня пополам, и превращусь в ничто. Что же я такое?6. Фермеру нужно перевезти лису, курицу и мешок с зерном через рекуна лодке. Но лодка маленькая, и фермер не может перевезти все сразу, онможет взять их в лодку только по одному. Если фермер посадит в лодкулису, то, оставшись без присмотра на этом берегу или на том, курицасъест зерно. И, конечно, лиса съест курицу, если фермер повезет мешок сзерном. Так, как же должен действовать фермер в такой ситуации?7. Если у вас есть 7-минутные песочные часы и 11-минутные песочные часы, то, как же вам сварить яйцо ровно за 15 минут?8. Вы идете по дороге и приходите к развилке. Одна тропинка ведет ксмертельной опасности; другая — к вечному счастью. Вы не знаете, какаяименно куда ведет. Тут к вам подходят два брата, которые знают, куда васприведет каждая тропинка. Один брат всегда говорит правду, а другойвсегда лжет. Вы можете задать им только один вопрос. Как же вамвыяснить, по какой тропинке пойти?9. Какое число продолжает эту последовательность чисел: 1, 11, 21, 1211, 111221, 312211, ______?10. Четыре человека подходят к узкому мосту через реку, на котороммогут одновременно находиться только двое. Темно, и у них есть лишь одинфонарь, чтобы осветить путь по мосту. Человек А может пересечь мост за 1минуту, Б – за 2 минуты, В – за 5 минут, а Г – за 8 минут. Когда двачеловека идут по мосту вместе, они должны двигаться со скоростью того, укого шаг медленнее. Смогут ли они все пройти через мост за 15 минут илименьше?11. Во время переписи мужчина сказал работнице, переписывающейнаселение, что у него трое детей. Когда она спросила его о возрастедетей, он ответил: «Если перемножить числа их возраста, то получится 72года. А сумма чисел их возрастов такая же, как и номер моей квартиры».Женщина подошла к входной двери и посмотрела на номер квартиры. «Я всееще не могу сказать, какого возраста ваши дети», — пожаловалась она.Мужчина ответил: «О, конечно, не можете, ведь я забыл сказать вам, чтосамый старший из них любит шоколадный пудинг». После этих слов женщинабыстро записала возраст трех детей. Так сколько же им лет?12. Вы находитесь в темной комнате, где есть свеча, камин и газовая лампа. У вас только одна спичка, так что вы зажжете сначала?Ответы1. Секрет2. Дверь справаОбъяснение: Если лев не ел в течение трех месяцев, то он, наверняка, мертв.3. Возьмите одну золотую монету из первого мешка, две из второгомешка, три из третьего мешка, четыре из четвертого мешка и пять изпятого мешка. Взвесьте все эти монеты и посмотрите, какой результатотобразится на весах. Если число на весах заканчивается на .1, значит,поддельное золото находится в первом мешочке. Если число заканчиваетсяна .2, то фальшивые монеты во втором мешочке, если результатзаканчивается на .3, тогда … Вы, наверное, поняли.4. Поменяться лошадьмиОбъяснение: После того как они поменяют лошадей, тот, кто выиграетскачки, получит наследство, потому что он, по факту, владелецпроигравшей лошади (которая бежит медленнее).)5. Цифра 8Объяснение: На боку 8 выглядит как символ бесконечности, разрезанное пополам, 8 превращается в два нуля).6. Фермер должен сделать все следующим образом:Сначала перевезти курицу через реку.Вернуться с пустой лодкой.Перевезти зерно через реку.Вернуться с курицей обратно.Перевезти лису через реку.Вернуться с пустой лодкой.Перевезти курицу через реку.7. Чтобы сварить яйцо ровно за 15 минут, выполните следующие действия:Запустите и те и другие песочные часы, как только начнете варить яйцо.После того как в 7-минутных часах весь песок пересыплется, переверните их, чтобы снова запустить.Через 4 минуты, когда пересыплется весь песок в 11-минутных часах, снова переверните и запустите 7-минутные песочные часы.Подождите, пока пересыплется весь песок в 7-минутных часах, что займетеще четыре минуты, вот таким образом вы и отсчитаете ровно 15 минут,необходимых вам для приготовления яйца.8. Спросите каждого брата: «На месте своего брата, на какую бы тропинку вы указали, как на ту, что приведет к вечному счастью?»Объяснение: Скажем, путь справа ведет к вечному счастью. После того,как вы зададите свой вопрос, оба брата скажут вам одно и то же: «Онуказал бы на левую тропинку, как на ту, что ведет к вечному счастью».Понятно, что, в любом случае, вам надо пойти по другой тропинке,потому один из них говорит правду о том, что является ложью, а другойврет о том, что является правдой».9. 13112221Объяснение: Каждое следующее число является словесным представлениемпредыдущего числа. Вам просто надо последовательно проговаривать цифры.Таким образом, начинаем просто с 1 (один). Чтобы получилось следующеечисло, проговариваем предыдущее как «одна единица» или «одна – 1»«единица – 1», т.е. «11». Дальше мы проговорим «11» как «две – 2»«единицы – 1», т.е. «21». Затем проговорим «21» как «одна – 1» «двойка –2» и «одна – 1» «единица – 1», т.е «1211». Дальше число 1211 проговоримследующим образом – «одна – 1» «единица – 1», «одна – 1» «двойка – 2» и«две – 2» «единицы – 1», так получаем следующее число, т.е. «111221».Теперь проговорим полученное число словами и получим следующее число –«три – 3» «единицы – 1», «две – 2» «двойки – 2» и «одна – 1» «единица –1», т.е «312211». И понятно, что за этим будет идти … (проговаривайтепро себя) «13112221».10. Да, они все могут пересечь мост ровно за 15 минут.Объяснение: Группа из четырех человек должна действовать следующим образом:Сначала A и Б пересекают мост, и A возвращается с фонариком назад. Это занимает 3 минуты.Затем через мост переходят В и Г, а Б возвращается с фонариком. Это займет еще 10 минут.Наконец, A и Б снова пересекают мост. Это займет еще 2 минуты.11. Детям 3, 3 и 8 лет.Объяснение: Ключом к разгадке является то, что женщина смотрит наномер квартиры. Другими словами, она знает сумму чисел детскихвозрастов.Однако, она все еще не может сказать, сколько лет детям. Значит, онатеряется между несколькими возможностями. Действительно, есть два наборачисел (2,6,6) и (3,3,8), если их перемножить, то получится 72, и суммы уних равные.После того, как мужчина говорит, что его старший ребенок любитшоколадный пудинг, женщина легко делает выбор в пользу набора чисел 3,3, 8. Ведь в наборе 2, 6, 6 нет «самого старшего».12. Спичку

Выбор редакции
13 сентября, 00:06

Кубанское село начала ХХ века в фотографиях и открытках

Оригинал взят у armavi в Крупнейшее село Российской империи в фотографиях и открыткахВ конце XIX – начале ХХ в. в России было немало крупных торговых и фабрично-заводских селений, выполнявших многие типично городские функции и имевших представительный внешний облик. Тут достаточно вспомнить такие пункты, как Орехово-Зуево, Балаково, Кимры, Покровскую слободу и многие другие. Однако мало кто знает, что самым большим и «урбанизированным» селом предреволюционной Российской империи был располагавшийся в Кубанской области Армавир, преобразованный в город только в 1914 г. Городовое же положение здесь было введено только через год, когда в свои права вступили новые муниципальные органы власти.Накануне преобразования в город в селении Армавире проживало не менее 60 тысяч человек. Здесь имелось около тысячи магазинов, товарная биржа, 15 кредитно-финансовых организаций, в том числе отделение Государственного банка и единственный в регионе собственный Северо-Кавказский коммерческий банк с главной конторой в Армавире. Разнообразную продукцию выпускали 70 фабрик и заводов (маслобойных, мукомольных, поташных, пивоваренных, кирпичных, ватных, гвоздильных, стеклянных, чугунолитейных и машиностроительных), а также десятки мастерских. В масштабах всей страны Армавир приобретает значение главного центра по выпуску подсолнечного масла. Благодаря постоянно возраставшему притоку разнообразного люда, открываются около сотни гостиниц, заезжих и постоялых дворов.  Усиленно работали две железнодорожные станции Владикавказской и Армавир-Туапсинской железных дорог. Благодаря удачному расположению на главной магистрали Владикавказской железной дороги, в центре густонаселенных и плодородных кубанских земель, в начале ХХ века Армавир превратился в важнейший торговый пункт Северного Кавказа, а по объемам промышленного производства занял в регионе второе место, уступая только Екатеринодару.Село получает известность и в качестве значительного культурного центра, где располагались крупнейшие на Кубани мужская и женская гимназии, десятки школ, библиотеки, музей, зимний драматический театр, концертные залы, кинематографы и цирк, в формате больших столичных изданий выходила ежедневная газета. Современники сравнивали село Армавир с богатым губернским или областным центром, называя его «Кубанской Америкой», «Кавказской Москвой» и «Кубанским Манчестером». Центральные улицы застраивались капитальными зданиями магазинов, складов, гостиниц, банков и доходных домов. Здесь устраиваются булыжные мостовые, кирпичные и асфальтовые тротуары, проводятся линии водопровода, электричества и телефона. В 1913 г. местные извозчики жалуются в сельскую газету «Отклики Кавказа» на большое количество автомобилей, отбивающих у них доходы.В начале ХХ в. Армавир заявляет о себе как крупный центр революционной борьбы, партийной и общественно-политической жизни. Достаточно сказать, что в период первой российской революции 1905-1907 гг. здесь располагались центры северокавказских организаций социал-демократов и социалистов-революционеров, действовали самые активные в регионе группировки анархистов. И в первой и во второй Государственной думе были представители села Армавир – В.И.Лунин и П.Г.Кудрявцев.Впрочем, не хочется уподобляться краеведам, ничего не знающим и не ценящим кроме своего болота. Старый Армавир был местом вопиющих социальных контрастов и дичайшей несправедливости. На фоне миллионных богатств и роскошных палаццо местных крезов тысячи простых сельчан перебивались с хлеба на воду. В Армавире отсутствовала какая-либо система социальной поддержки малоимущих. До 1913 г. здесь работала только одна бесплатная больница аж на 4 кровати! Потом она была расширена до 16 коек. Не было ни народного дома, ни одного детского приюта, ни богадельни. Замощены булыжником были лишь небольшие отрезки нескольких центральных улиц. Весь же остальной 60-ти тысячный Армавир тонул в грязи. Это не красное словцо, а обычная картина, когда даже в центре лошади извозчиков увязали и насмерть захлебывались в наполненных липкой грязью лужах. Летом население задыхалось от пыли. В Армавире не имелось ни одного общедоступного сада. На улицах промышляли банды воров и убийц, с которыми малочисленная и плохо оплачиваемая сельская полиция совладать не могла. Село в начале ХХ в. получает печальную славу главного разбойничьего гнезда на Кубани. Алкоголизм, проституция, нищета, попрошайничество, жульничество и разбой составляли картину повседневности дореволюционного Армавира. Жить здесь порой было просто опасно, и те проблемы, с которыми в других местах худо-бедно старались справляться городские власти, в Армавире с его архаичным волостным устройством оставались не решенными на протяжении десятилетий. Местное сельское правление представляло интересы только коренных жителей, которыми считались черкесо-гаи (черкесские армяне), составлявшие в 1910-е гг. не более чем 10% от всего населения. Неудивительно, что иногородние сельчане вели упорную борьбу за преобразование Армавира в город, растянувшуюся на 30 лет. Любопытно, что тут даже государь, прямо выступавший за необходимость такой реформы, ничего поделать не мог. Но это уже отдельная и очень длинная история. В данном сообществе приоритет имеют все-таки не буквы, а картинки. Вот как выглядело село Армавир в начале ХХ века. Некоторые фотографии относятся уже к советскому времени, но представлены на них дома, возведенные еще в сельскую бытность Армавира.

12 сентября, 23:33

Умберто Эко. "Перечни в массовой культуре"

Умберто Эко (1932-2016) — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист. Ниже размещен фрагмент из его книги "Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов" (М., 2009). Мария Элена Вейра да Сильва. "Библиотека", 1949. Париж, Центр Жоржа ПомпидуПоэтика списка пронизывает также многие аспекты массовой культуры, однако цель здесь иная, чем в авангардном искусстве. Вспомним такие знаменитые визуальные секвенции, как парад девушек в перьях, спускающихся по лестнице, из фильма "Безумства Зигфельда", или серию прыжков в воду и всевозможных русалок из телешоу "Красавицы на воде", или многочисленные шествия из фильма "Парад в огнях рампы", или дефилирующих моделей из фильма "Роберта" — и так вплоть до нынешних дефиле высокой моды. Здесь появление все новых и новых завлекательных прелестниц призвано всего лишь создать ощущение изобилия, удовлетворить гигантоманию, показать не один чудный образ, но много, очень много предоставить в распоряжение потребителя неисчерпаемый запас сладострастных соблазнов. Так в былые времена сильные мира навешивали на себя груды драгоценностей; так в некоторых американских ресторанах можно заплатить при входе, а потом заказывать все, что душе угодно, выбирая из феноменального количества блюд.Техника перечня не предполагает, что что-то в миропорядке сомнительно; наоборот, эта техника гласит, что доступное всем и каждому изобилие - это верная модель упорядоченного общества. Снабжение клиента списками всевозможных соблазнов присуще обществу, в котором вызрела массовая культура. Маркс в начале "Капитала" пишет; «богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как скопление товаров». Символических мест такого скопления много: это и витрины, где выставлены ряды предметов, порой чрезмерные, но на самом деле предполагается, что витрина - лишь выборка из того, что можно найти внутри; это и промышленные выставки, где продукции больше, нежели экспонатов в любом музее, однако же самим названием провозглашается, что экспозиция неполна и что число предметов, которые предлагаются, бесконечно. Это и прославленные Вальтером Беньямином «пассажи», которые один парижский путеводитель XIX века определял как «крытые стеклом коридоры со стенами, облицованными мрамором», где «расположились в ряд самые изысканные магазины, что делает подобный пассаж городом и даже миром в миниатюре».Это, наконец, универсальные магазины, некогда прославленные Золя в романе "Дамское счастье" - не что иное, как перечень самого себя. С другой стороны, еще Шпитцер говорил о «базарном духе» в связи с некоторыми перечислениями у Бальзака, по времени совпадающими с открытием в Париже первых универсальных магазинов, как, например, в следующем отрывке из "Набросков и фантазий": «Это был совершенно особый дом, удивительная панорама, настоящая галерея лиц, ярмарка обличий, состояний и мнений: женщины обворожительные, женщины просвещенные, женщины невинные, женщины оробевшие, женщины разбогатевшие, женщины кокетливые, актеры, литераторы, ораторы, прозаики, поэты, судьи, адвокаты, дипломаты, академики, менялы, галликанцы, ультрамонтанцы, республиканцы, монархисты, паписты, бонапартисты, хартисты, орлеанисты, анархисты, аллармисты, новеллисты, фельетонисты, памфлетисты, публицисты, журналисты, артисты - все они тут, все трутся друг о друга, сходятся, расходятся, толкаются...»Илья Кабаков. Человек обречен в пространстве собственной квартиры, из серии Десять персонажей, 1985. Париж, Центр Жоржа ПомпидуНекоторые медийные перечни пришли на смену Кунсткамерам и сокровищницам прошлого, стали музеями диковин и чудес, особенно популярными в Соединенных Штатах. Таковы многочисленные экспозиции Ripley's Believe or not («Хотите верьте, хотите нет», музей, основанный Робертом Рипли), где выставлены забальзамированная усохшая голова дикаря с острова Борнео, скрипка, целиком сделанная из спичек, двухголовый теленок, сирена, найденная в 1842 году, гитара, переделанная из французского биде XVIII века, собрание затейливых надгробных камней, пыточная камера в виде Нюрнбергской Девы, статуя факира, прожившего всю жизнь в цепях, китаец с двумя зрачками. Все эти диковины объединяет то обстоятельство, что ни один раритет не является подлинным, потому что музеев Рипли много и все они одинаковые.В то же время существует и музей покойного президента США Линдона Джонсона, где хранятся 40 тысяч красных контейнеров со всеми документами, относящимися к его политической деятельности, полмиллиона фотографий, воспоминания о его школьной жизни, фотографии свадебного путешествия, множество фильмов, рассказывающих о заграничных поездках президентской четы, которые постоянно демонстрируются посетителям, восковые фигуры, одетые в свадебные платья дочерей Люси и Линды, реконструкция в натуральную величину Овального зала Белого Дома, красные туфельки балерины Марии Толчиф, партитура с подписью пианиста Вана Клиберна, головной убор из перьев, который был на Кэрол Чэннинг в мюзикле Hello Dolly! (экспонаты артистов, выступавших в Белом Доме), подарки от представителей разных государств, индейский головной убор из перьев, портреты, выложенные из спичек, мемориальные доски в форме ковбойской шляпы, салфеточки с вышитым американским флагом, меч, подаренный королем Таиланда, и образцы лунной породы, привезенные астронавтами.Дон Жако. Garbo's, 2001. Нью-Йорк, Галерея Луиса К. МейзелаИ наконец - царь всех списков мира, Интернет, бесконечный по определению, так как постоянно находится в развитии, самая настоящая паутина, лабиринт, а не аккуратное древо, Интернет, увлекающий в невообразимо мистическую, абсолютно виртуальную упоенность, Интернет, предоставляющий в наше распоряжение каталог информации, от которого мы чувствуем себя богатыми и всесильными, но зато теряем представление о том, что в нем относится к данным реального мира, а что нет, и утрачиваем способность отличать истину от ерунды.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

12 сентября, 20:06

Художественная футурология: в Москве проходит выставка работ, созданных роботом по эскизу художника

Подробности: https://ru.rt.com/976n Подписывайтесь на RT Russian - http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=rtrussian RT на русском — http://russian.rt.com/ Vkontakte — http://vk.com/rt_russian Facebook — http://www.facebook.com/RTRussian Twitter — http://twitter.com/RT_russian Periscope — http://www.periscope.tv/RT_russian/ Livejournal — http://rt-russian.livejournal.com/ Odnoklassniki — http://ok.ru/rtrussian Telegram — https://telegram.me/rt_russian Viber — https://chats.viber.com/rtrussian

12 сентября, 19:05

Презентация юбилейного iPhone. Трансляция окончена

Сегодня особенный день, а именно день традиционной осенней презентации Apple!Во-первых, нам покажут гигантский новый кампус Apple Park и специально построенный зал, где пройдёт эта и последующие презентации – Театр Стива Джобса.Во-вторых, именно сегодня Apple должна представить юбилейный, 10-й по счёту iPhone – скорее всего, он будет называться iPhone X. Флагман, вероятно, получит новую конструкцию корпуса (стальная рамка вместо цельного алюминиевого основания) и мощный процессор A11. Большой OLED-дисплей, который займёт почти всю переднюю панель, будет перекликаться со стеклянной задней панелью, то есть из металла останется только боковая рамка. Кнопка "Домой" при этом уйдёт в прошлое.Вместо Touch ID смартфон обзаведётся функцией распознавания лиц Face ID. Лица будет узнавать 3D-камера на передней панели – эта система может использоваться, например, при подтверждении платежей или просто для авторизации.iPhone X поступит в продажу с тремя доступными объёмами памяти – 64, 256 и 512 GB. Цвета корпуса классические: чёрный, серебристый и золотой. Стартовая цена 64-гигабайтного "Икса" в США составит, предположительно, $999.Кроме того, Apple представит обновлённые версии смартфонов предыдущего поколения, но вместо буквы "S" они обзаведутся цифрой 8 в названии. Либо флагман, либо iPhone 8, либо оба сразу получат функцию Animoji, способную распознавать эмоции владельца и наделять ими "оживлённые" эмодзи. А ещё нам покажут новые Apple Watch, улучшенное Apple TV и всё остальное, без чего фанаты Стива Джобса и его детища не могут жить. Давайте смотреть!Если онлайн не отображается на Varlamov.ru, читайте его здесь.

Выбор редакции
12 сентября, 16:31

Средний чек россиян увеличился до 518 рублей

Среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин в августе потратил 518 руб. — на 15 руб. больше, чем в июле, сообщается в исследовании холдинга Romir. По сравнению с августом прошлого года средний чек вырос на 4 процентных пункта. «Основной вклад в рост среднего чека внесли Центральный округ страны и Москва в особенности, где рост среднего чека оказался значительно выше среднего»,— говорится в сообщении Romir.Исследование основано на данных потребления 30 тыс. россиян, 11 тыс. домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тыс. человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Ранее сообщалось, что снижение реальных располагаемых доходов происходит на фоне роста реальных зарплат, более быстрого, чем рост доходов, темпа увеличения расходов домохозяйств…