Реформа экономики и гос. управления
Реформа экономики и гос. управления
Тема
Выбор редакции
18 января, 11:16

Путин о реформе Конституции (полная сборка всех высказываний)

Реформа Конституции по факту стала ключевой элемент политической жизни России. Всё остальное будет так или иначе отстраиваться от конституционной реформы.Первое, с чего стоит начинать ознакомление с таким вопросом — это первоисточник. Что сказал о реформе Конституции президент России Владимир Путина в своем Послании Федеральному собранию в 2020 году? Как впоследствии Путин комментировал конституционную реформу? Чем больше интерпретаций (а их уже много и будет еще больше), тем важнее ознакомиться с первоисточником. Полную подборку всех высказываний Путина о реформе Конституции смотрите в видео: https://youtu.be/xyZsYA0k3bkПодписка на аналитическую почтовую рассылку «Знать и понимать!»: http://4friends.suКороткие комментарии по горячим темам:Телеграм — https://t.me/friend_blog (прежде всего, здесь)ВК — https://vk.com/malahov_vkФБ — https://www.facebook.com/friendrusЖЖ — https://friend.livejournal.comТвиттер — https://twitter.com/malahovy

16 января, 05:34

Самые масштабные изменения политической системы РФ за 30 лет

Историческое событие - первая попытка в современной России масштабной перекройки Конституции РФ, причем касающиеся самого принципа государственного устройства и баланса власти. Для чего это делается? Очевидно – трансферт власти в 2024.Суть конституционной реформы заключается в децентрализации власти и переподчинении органов государственного управления. Современный остов государственной системы базируется скорее на принципе монархии и близкой к абсолютной власти президента/администрации президента с марионеточным правительством и Парламентом (Совета Федерации и Государственной Думы).В новой парадигме планируется создать некий внешний неизбираемым орган государственной власти в виде ГосСовета, который переподчинит на себя Парламент чуть менее, чем полностью. Т.е. де-факто некое теневое правительство, которое будет возглавлять Путин без необходимости избираться и отчитываться. При этом важные изменения вносятся в сам Парламент. Государственная дума должна быть наделена возможностью избирать премьер-министра и в конечном итоге формировать правительство, т.е. всех федеральных министров. При этом Президент формально лишается возможности назначать премьер-министра и федеральных министров, но сохраняет за собой право отстранения их от должности, что является неким противоречием, предполагающим возможный саботаж. Скорее всего этот пункт будет подкорректирован в финальной версии.Полномочия Конституционного суда будут расширены до оценки нормативно-правовых актов государственной власти, как федерального, так и регионального уровня. Однако при этом Совет Федерации наделяется функцией модератора судей Конституционного и Верховного суда с возможностью отстранения. Принцип назначения по итогам консультаций с Советом Федерации может быть применён и в отношении прокуроров регионов. Помимо этого, назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации.Таким образом, в новой концепции баланс власти сильно смещен в сторону Парламента, где ГосДума наделена прямой функцией формирования правительства, а Совет Федерации соотвественно судебный и силовой блок – назначение и модерация. При этом сам Парламент, по всей видимости, прямо или косвенно будет подчинен Госсовету. Из этого следует, что роль президента существенным образом снижается и больше смещается к церемониальной и представительской функции, чем к реальным рычагам управления.Новой принцип государственного устройства может нести определенные риски, т.к. ГосДума в нынешнем составе абсолютно недееспособна – это сборище политических импотентов, преимущественно безвольных и некомпетентных объектов внешнего управления.Прежде всего управления администрацией президента. ГосДума, по сути, никогда, с момента своего основания не была самостоятельной структурой, а после 2000 года особенно. Последние 20 лет делалось все, чтобы превратить ее в балаган всяких, мягко говоря, сомнительных личностей, полностью подчиненных администрации президента и вызывающих отвращение у большей части населения. Никакой реальной оппозиции там нет. Полностью ручная, плюшевая структура, не способна к формированию автономной повестки дня и выработке самостоятельных решений. И вот всю эту, простите, шушеру и клоунаду, хотят наделить реальными полномочиями? Да вы издеваетесь?! Поэтому в действительности, администрация президента в нынешнем составе просто сменит вывеску на Госсовет, а Парламент в полном составе так и останется марионеточной и полностью зависимой структурой. С тем отличием, что, если раньше была хотя бы имитация избирательного процесса. Да, кривая имитация, с тупой госпропагандой и спойлерами на выборах, то теперь это будет теневой, неизбираемый орган государственной власти, наделенный практически неограниченными полномочиями. Поэтому это скорее еще больший отход от демократический процедур и прозрачности.Второе важное событие – это отставка правительства целиком и полностью. Это неоднократно случалось в истории России. В 90-х годах регулярно, в конце 90-х едва ли не раз в квартал. При Путине дважды – февраль 2004 и сентябрь 2007. Каждый раз причины и конъюнктура были разными.Сейчас это делается с двумя мотивационными «кластерами». Первое, рейтинги Путина на историческом минимуме. Нынешний состав правительства вообще не про развитие, т.е. никак и никаким боком. В лучшем случае стабилизация и консервация текущего положения дел, но перестройка системы под новые вызовы – это не про них. Я это называл «деградацией и одичанием». В принципе, так и получилось. Первый пул майских указов 2012 года был провален чуть менее, чем полностью. Второй пул майских указов от 2018 года идет по проторенной и знакомой дорожке, те. очередной провал. Мы уже получили минус 8 лет и являемся одной из самых слабых крупных стран мира по темпах экономического развития за последнее десятилетие.Путину нужны результаты. Еще потерять 4 года нельзя. К 2024 году так или иначе будут сводить баланс и подходить к трансферту с 12-15 годами деградации как-то не особо вдохновляет. Там от рейтинга вообще ничего не останется. Нужен положительный фон. Конечно, звериный вой пропагандистов и вся эта пропагандиская требуха и патока бомбардирует неокрепшие умы населения весьма агрессивно, но правду все равно не скрыть, так или иначе все выплывет наружу. Команда Медведева про что угодно, но только не про развитие, поэтому нужно было принимать сложное решение.Мишустин выглядит наиболее выигрышно. Он один из немногих, кто добился реальных успехов в ФНС в деле автоматизации, систематизации налоговых сборов. Прогресс действительно колоссальный и его работа заслуживает уважения. Это свидетельствует о том, что выбор был сделан в пользу результата, а не имитации бурной деятельности. Как будет работать Мишустин на посту премьер министра неизвестно, как не ясен вопрос с командой и методами управления, но в целом выбор скорее перспективный. Правда не столь очевидный вопрос с бизнесом, не исключено, что налоговая удавка может даже вырасти, а прибыли бизнеса упадут. Ресурс под развитие надо откуда то брать, а население обчистили до донышка! Поэтому отставка, с одной стороны, должна поднять рейтинги Путина в рамках концепции «царь хороший, бояре плохие», и вот вы же хотели отставки? Так получайте! С другой стороны, на место Медведева приходит функционер с точки зрения развития и технологий, а не с точки зрения выстраивания системы под себя.Второй мотивационный «кластер» — это подготовка плацдарма под Госсовет и зачистка бунтующих лагерей. Этим займется Медведев. Уход предельно мягкий в режиме ухода на «теплые квартиры», т.е. в резерв, как выводят в резерв на футбольном или хоккейном матче. Скорее всего большая часть федеральных министров сохранят должности, а Медведев, как наиболее близкий и доверенный к Путину будет готовить Госсовет, одновременно с этим обелится за время публичного бездействия.Поэтому то, что мы видим это достаточно неплохая игра карточных шулеров за столом, когда эквилибристика при тасовке колоды карт приводит к тому, что все как бы на месте, а порядок немного изменился. Но достаточно изящно, стоит признать. Да, набрались мастерства ))

15 января, 16:43

Правительство России уходит в отставку в полном составе

Глава кабинета министров России Дмитрий Медведев заявил президенту страны Владимиру Путину, что правительство РФ в полном составе уходит в отставку.

Выбор редакции
20 ноября 2019, 07:00

В правительстве создадут новый орган управления структурными реформами

Минэкономразвития разработало пакет структурных реформ, реализация которых критически необходима для ускорения российской экономики. Для оперативного управления Максим Орешкин предложил создать в правительстве новую структуру

Выбор редакции
30 апреля 2019, 22:04

Опять не с того конца взялись за проблему.

Власть озаботилась в очередной раз избытком нормативных актов, мешающим жить и работать. (Всего разных нормативов набралось, как говорят 80000.)Эта проблема ещё из СССР.Когда я участвовал в строительстве Камчатской ТЭЦ-2, то часто ездил в Киев во ВНИПИЭнергоПром.(Это проектный институт) Так там у них была секретная ото всех подборка нормативных актов по темам, имеющим к ним отношение.Так вот: один сотрудник института, знакомый с подборкой, говорил, что на каждый нормативный акт есть по крайней мере 3 нормативных акта, прямо противоречащих ему и не менее 30ти противоречащих косвенно. Проектировщики использовали это для отбивания поползновений со стороны ведомств и заказчиков.Типа ответа пожарникам: ваш ведомственный норматив №№ противоречит постановлению Госплана №№. Предлагаю Вам выйти в Сов.мин. за разъяснением. И т.п. пунктов на 20 их претензий.После этого тех пожарников больше не видели. Наверное до сих пор ждут разъяснений.Теперь Медведев анонсировал "гильотину", которая будет оставлять только необходимые нормативы. Остальные по задумке будут считаться не действительными.Ну, во первых, не понятно, как исполнители будут отличать одно от другого? Какие из них уже гильотинировали, а какие ишшо не? В экономике воцарится хаос.А во вторых, продуцирование нормативов это процесс динамический. Их выпускают все, кому не лень. От безымянных муниципальных чиновников до администрации президента.Выпускают с целью:Увеличить себе финансированиеУвеличить штатыОправдать своё существование.Добавить полномочий своему ведомству и себе лично.Увеличить взяткоёмкость со стороны лоббистов и виноватых.Увеличить количество оснований для взымания штрафов в дополнение к налогам.Эти цели достигаются путём введения запретов на всё и вся. И регулированиев мельчайших деталях всего. Например, в период всеобщей сертификации был такой пункт в подзаконном акте: "А также другой сельскохозяйственный инвентарь". Под который по смыслу подпадали лопаты и вилы.Их, конечно, никто не сертифицировал. Но представляете, какой простор для вымогания взяток и штрафов с продавцов лопат?А мне в тот период предложили сертифицировать дулёвский фарфор, закупленый мной с завода. И для этого предложили сдать в Метрологию или один сервиз целиком, или по одному предмету с каждого сервиза. На выбор. Обещали провести сертификацию месяца за три. Но можно и ускорить "если будет время". А в самой метрологии в коридорах стояли штабеля ящиков с шампанским, с конфетами , соками и прочей снедью, сданными на "сертификацию".Я плюнул на закон и распродал сервизы по партизански.А сейчас выдвинута ещё одна инициатива: разрешить торговлю сертифицированной продукцией только сетевым монополистам. Если инициатива пройдёт, всех покупателей загонят в ашаны, а продавцов в подполье по типу фарцов в СССР.Именно такие нормативы проходят на ура. Все остальные саботируются чиновной братией.Кто-то из членов Политбюро сказал:"Мы думали, что страной правит Политбюро. Но в процессе перестройки мы поняли, что страной правят миллионы столоначальников".Так вот: создадут комиссию из сотни чиновников. Они там что то гильотинируют. Ну пусть 20 нормативов в день. За этот же день миллион клерков по всей огромной стране выпустят 200 нормативов. Часто слегка переделаных из гильотинировных.Чтобы решить проблему удушения экономики чиновным прессом (Которое становится всё более явным) надо взяться с другого конца:Запретить всем ведомствам страны издавать подзаконные акты. Вообще всем! Пусть подают предложения куда следует.Запретить практику введение в действие государственных нормативов местными постановлениями "с некоторой местной спецификой"Разогнать миллион чинарей, занятых всем этим делом. Без этого всё остальное бессмысленно.Всё нормотворчество сосредоточить в одном органе. В развитых странах это может делать только парламент. Но у нас для этого надо разогнать половину паразитов-думаков и сократить состав Думы до количества в пропорциях к населению хотя бы как в США для предания Думе хоть какой то дееспособности.Для начала кодифицировать и систематизировать все имеющиеся подзаконные акты в цифровой форме по темам. Чтобы можно было их охватить взгладомСоздавать кодексы нормативных актов по отраслям народного хозяйства. (Сельское хозяйство, Строительство, Торговля и т.д.) По мере создания которых отменять ведомственные и территориальные нормативные акты в отдельном приложении к соответствуюшему кодексу.Опубликовать кодексы по мере их утверждения.А иначе вся эта затея с гильотинированием превратится в еврейский шум, издалека похожи на работу и попил бабла.И процесс тихо издохнет после очередной смены власти в Кремле.

24 января 2019, 23:53

"По национальному богатству Россия отстает от США в 50 раз". Валерий Фадеев о бедности и неравенстве

Валерий Фадеев, Секретарь Общественной палаты РФ. Глава из книги, готовящейся к публикации. «Эксперт» №4 (1104) 21 января 2019Неравенство и бедностьКак-то с небольшой делегацией Общественной палаты мы посещали Новгородскую область и заехали в поселок Краснофарфорный. Поселок этот расположен недалеко от райцентра Чудово, километрах в ста тридцати от Петербурга. В этом поселке есть фарфоровая фабрика, что очевидно из названия. Эту фабрику построил в 1899 году Иван Кузнецов, родственник Матвея Кузнецова — того самого, который производил знаменитый кузнецовский фарфор. Фабрика исправно работала в советское время, на ней трудились четыреста человек. Теперь фабрика закрыта, в Краснофарфорном нет никаких рабочих мест, кроме бюджетных — учителей, врачей, служащих и т. п. Живут огородами, ловят рыбу в реке Волхов. Многие мужчины вахтовым методом работают в Петербурге, например сторожами. Мы зашли на почту, это даже не здание, а большой металлический контейнер. Спрашиваем у работницы: «Какая у вас зарплата?» Говорит: «Семь тысяч». — «А знаете, какую годовую премию выписали вашему начальнику — руководителю “Почты России”»? — «Да все мы знаем», — отвечает она спокойно, без злобы и без претензии…А премию тогда выписали руководителю «Почты России» 95 миллионов рублей. Сделано это было законно, в соответствии с правилами, установленными правительством. Да и руководитель «Почты России», как говорят, вполне профессиональный менеджер, даже добившийся некоторых успехов за время управления этой государственной структурой. Формально — какие претензии? Но разве это нормально, разве это можно принять, когда доход руководителя даже не частной, а государственной компании превышает доход рядового работника, почтальона, в тысячу раз?!Когда говорят о характеристике неравенства по доходам, обычно используют децильный коэффициент — отношение суммарных доходов 10% наиболее обеспеченных граждан к суммарным доходам 10% самых бедных. По данным Росстата, это соотношение за последние десятилетия колеблется в узком диапазоне 14–16 единиц. По моим расчетам, децильный коэффициент за последнюю четверть века никогда не опускался ниже 20 единиц. Но, впрочем, и 15 тоже много. Заметим, что децильное соотношение таково не потому, что доходы 10% более обеспеченных граждан очень высоки, а потому, что доходы самых бедных чрезвычайно низки. И поэтому проблема неравенства и проблема бедности тесно переплетаются. По сути, это две стороны одной проблемы.Есть разные, несколько отличающиеся оценки заработков в России. Но, пожалуй, можно признать, что 80% работающих получают на руки меньше 45 тыс. рублей в месяц. Не менее двадцати миллионов граждан России живут за чертой бедности — они не могут позволить себе ничего, кроме еды дурного качества и одежды, качества еще худшего. А на другом фланге… В Москве не менее сотни ресторанов мирового класса с соответствующими ценами, за год в России продано примерно 125 тыс. автомобилей премиум-класса, аэропорты Москвы и некоторых крупных городов заставлены бизнес-джетами".Такое неравенство — следствие разрушения советского народнохозяйственного комплекса. Советская власть стремилась размещать производительные силы по территории страны так, чтобы развивать отсталые районы. Причем зачастую критерий собственно экономической эффективности был не главным, решения принимались исходя из эффективности социальной или даже политической — так развивались окраины, в частности республики Северного Кавказа, и построенные промышленные предприятия вели к быстрому развитию этих республик. С переходом к новой системе управления экономикой, в которой единственным критерием эффективности стал рыночный успех, многие предприятия рухнули, особенно те, которые создавались исходя из социальных интересов. Поэтому разница экономического потенциала российских регионов сегодня выглядит вопиюще.В среднем по России валовая добавленная стоимость на одного человека составляет 444 тыс. рублей (данные 2015 года, Росстат). В Москве этот показатель составляет 1 млн 103 тыс. рублей, а в Ивановской области всего 165 тыс. рублей. На Северном Кавказе этот показатель еще ниже, в Ингушетии, например, 116 тыс. рублей. Вот интересное сопоставление трех соседних регионов: Свердловская область — добавленная стоимость 411 тыс. рублей на человека, Тюменская область (без автономных округов, где добывается нефть) — 625 тыс. рублей, а Курганская область — всего 208 тыс. рублей, в три раза меньше, чем в соседней Тюменской. В результате население Курганской области за постсоветское время сократилось с 1 млн 107 тыс. человек до 854 тыс., потеря 23%, а население Тюменской области возросло на 17%. Конечно, один из факторов этого разброса — качество управления в регионах. Но нельзя же в таком важном вопросе, как равномерность развития страны, делать ставку на везение — достанется региону толковый губернатор или нет!Некоторые свежие управленческие решения ведут к углублению неравенства. Возьмем программу роста заработной платы учителей и врачей. Было принято решение, что рост зарплаты этих категорий работников будет разным по регионам страны и будет соотноситься со средним доходом (заработной платой) в регионе. Казалось бы, это справедливо: учитель или врач будет сравнивать свою зарплату с тем, сколько получают его знакомые или родственники, то есть его окружение конкретно в этом городе. Если регион бедный, прибавки меньше, если побогаче — прибавка выше, но относительный уровень зарплат в разных регионах будет одинаковый. Однако такой подход с точки зрения регионального неравенства ошибочен. В данном случае имеет значение не только относительный прирост дохода, но и абсолютный. Здесь важно вспомнить о структуре расходов домохозяйства в зависимости от размера дохода. Бедные домохозяйства тратят бо́льшую долю денег на питание, на дешевую одежду, плюс, конечно, коммунальные расходы и транспорт.Естественно, по мере роста дохода, расходы на самое необходимое — на питание, на квартплату — не растут пропорционально, их доля уменьшается. А значит, появляется возможность потратить больше денег на бытовую технику, мебель, на отдых, потом и на автомобиль или квартиру по ипотеке. Представим, что в одном регионе средняя зарплата учителя была 15 тыс. рублей, а в другом — 30 тыс. рублей. Государственное решение выполнено, жалованье учителей увеличено в два раза, и теперь в первом регионе средняя зарплата учителя составляет 30 тыс. рублей, а во втором — 60. Однако абсолютный прирост зарплаты в первом регионе составил 15 тыс., а во втором — 30. Ясно, что больший прирост дохода более значительно изменил структуру потребления. Во втором регионе у учителя появилось больше возможностей, качество его жизни изменилось в большей степени, чем у его коллеги в первом регионе. Таким образом, пропорциональная прибавка жалованья увеличила разрыв в качестве жизни в двух регионах.Неравенство возможностейОт уровня развития региона зависит другой уровень неравенства — неравенство возможностей. Если в регионе, в городе не развиты производительные силы, нет большого количества предприятий, куда можно пойти работать, какую карьеру планировать молодому человеку? И едут мужики — ивановские, орловские, курские — в Москву работать сторожами, а новгородские — в Петербург, как будто ни на что больше они не способны. Но семью-то как-то надо кормить. Говорят, неравенство — источник экономического роста, а борьба с неравенством навредит экономике, снизит ее эффективность, подорвет конкурентоспособность. Здесь происходит подмена. Навредить экономике может не борьба с излишним неравенством, а уравниловка, независимость вознаграждения от результатов труда. Такое явление наблюдалось в советской экономике. Но сейчас и признаков уравниловки не наблюдается.А вот вред избыточного неравенства в центре внимания современных экономистов. Вот только три глубокие книги последнего десятилетия: Джозеф Стиглиц, «Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему»; Том Пикетти, «Капитал в XXI веке»; Энтони Аткинсон, «Неравенство: как с ним быть?»; Амартия Сен, «Идея справедливости». Стиглиц и Сен, между прочим, лауреаты Нобелевской премии по экономике. Работы в этом направлении сегодня мейнстрим экономических и социальных наук, эти авторы не маргиналы, как часто у нас пытаются представить ученых, стоящих на позициях необходимости достижения общественной пользы и справедливости, они — лидеры. А маргиналами становимся мы, здесь, в России, с нашим религиозным почтением к пресловутому «вашингтонскому консенсусу».Общее место, что избыточное неравенство может привести к социальной нестабильности. Этому есть практические исторические подтверждения. В теоретическом отношении старые классические экономисты рассуждали об общем благе. Избыточное неравенство уменьшает сумму общего блага (общей пользы), поскольку каждая дополнительная единица дохода в пользу богатых имеет все меньшую пользу. Вот несложный пример, разъясняющий этот тезис. Какова ценность одной тысячи рублей? Одинакова ли она для всех? Кто-то скажет: конечно, одинакова, в условиях свободного рынка на тысячу рублей всякий может купить один и тот же товар или одну и ту же услугу. Однако этот ответ неверен. Небогатый пенсионер, получивший прибавку к пенсии в тысячу рублей, такую прибавку заметит. Он сможет купить на эту тысячу двадцать литров молока или несколько килограммов мяса либо сходить с внуком в кино. Для него тысяча рублей — заметная сумма, это — ценность. Но когда богатый человек или даже представитель верхнего среднего класса заказывает в московском не самом дорогом ресторане бокал вина за тысячу рублей, он не задумывается об этой сумме, она для него не представляет никакой ценности. Отсюда понятно, что общее благо зависит от того, как распределяется доход в обществе.Современные ведущие экономисты представляют и абсолютно прагматические аргументы. Излишнее неравенство тормозит экономический рост. Это происходит вследствие снижения спроса со стороны ущемленных групп населения. А богатеющая прослойка, в пользу которой перераспределяются доходы, не предъявляет массового спроса, ее «удел» — эксклюзив. Но именно массовый спрос дает мощные и масштабные импульсы экономике.Но государство же помогает бедным! — воскликнут наблюдатели либертарианского толка, а впрочем, и охранители, боящиеся любых изменений, по сути, не верящие в силу собственного государства, будто, что ни тронь, государство сразу и повалится. Есть многочисленные пособия — и людям с доходами ниже прожиточного минимума, и многодетным матерям, и безработным… Это так, но, во-первых, пособия часто так малы, например детские, что они, скорее, вызывают не благодарность, но обиду и еще большее чувство несправедливости, а во-вторых, и это главное, эти меры просто вызывающе далеки от той политики, которая действительно способна уменьшить неравенство в стране.Нужна дискуссия, целью которой станет выработка решений по преодолению неравенства, повышению справедливости в обществе и, как ни парадоксально это покажется ортодоксальным экономистам, заправляющим сегодня в России, как следствие, и по выходу на траекторию экономического развития. От этой дискуссии уклоняться нельзя. Вот как пишет Энтони Аткинсон: «Необходим “национальный диалог” о распределении доходов, учитывающий более широкую тему неравномерного — в ущерб нижним и средним имущественным классам — распределения плодов растущей экономики. Такой диалог должен не только утвердить этический подход к оплате труда, но и определить уровни социальных трансфертов и доходов с капитала».Такой общенациональный диалог, вскрывающий проблемы неравенства и несправедливости, не будет будоражить бунтарские настроения, а наоборот, будет способствовать созданию атмосферы доверия в обществе, доверия между властью и обществом. Он покажет, что власть не уклоняется от обсуждения самых животрепещущих, самых острых проблем, не пытается ускользнуть от этих проблем с помощью пропаганды, а готова вместе с обществом их решать.Какие вопросы должны стать в повестку дня этой дискуссии.НалогиСамая популярная в этом контексте тема у нас в России — повышение подоходного налога (НДФЛ) на большие заработки. Не будем пока касаться фундаментальной темы — связи шкалы подоходного налога и уровня развития современного государства. Мировой опыт свидетельствует, что социальное государство, такое, каким оно было построено в XX веке, неизбежно предполагает прогрессивную шкалу налогообложения. Поэтому плоская шкала налогообложения, которой у нас принято гордиться, признак некоторой простоты государства. Однако сторонники плоской шкалы сумели представить тех, кто выступает за прогрессивный налог, маргиналами, ничего не понимающими в экономике. В ходу отговорка: надо увеличивать национальный пирог, тогда каждому достанется больше. Но пирог почему-то не растет. Более того, все громче разговоры о том, что надо отказаться от социального государства, оно уже в прошлом, России нужна современная либертарианская политика. Не будем пока о принципах, разберем некоторые цифры.Иногда говорят: давайте будем брать повышенный налог, скажем, с 20% самых богатых граждан России. Но проблема в том, что большинство из этих 20% наиболее обеспеченных граждан вовсе не богаты. Доходы этой группы начинаются примерно с пятидесяти тысяч рублей в месяц — это доналоговый доход наименее обеспеченного из этих 20%. Мы не можем считать такого гражданина, с ежемесячным доходом в пятьдесят тысяч рублей, примерно семьсот евро, богатым и драть с него повышенный подоходный налог. С людей, которые только-только зарабатывают, чтобы купить в кредит недорогой автомобиль или небольшую квартиру по ипотеке. Это было бы абсолютно несправедливо.Но в России есть действительно богатые граждане. Опросы Росстата их не выявляют, они не попадают в выборку, да и афишировать свои доходы эти граждане не хотят. Их почти нет и в статистике налоговой службы. По данным ФНС за 2015 год, около 34 тыс. человек задекларировали доход свыше 10 млн рублей в год, из них 427 получили доход свыше миллиарда рублей (более 17 млн долларов). И это все богатые граждане России? А как же разговоры о выводе капитала, о скупке зарубежной недвижимости? А кто же строит огромные дома под Москвой, а кто покупает шикарные автомобили, которые мы видим в крупных городах? Неужели только эти тысячи людей? Нет, их не тысячи, их гораздо больше.Оценка расходов на люксовое потребление позволяет более или менее точно оценить число действительно богатых жителей нашей страны. Такую работу делают маркетинговые компании, обслуживающие торговцев яхтами, бриллиантами, замками и проч. Такую работу проделали в 2017 году коллеги в журнале «Эксперт».Основные расходы сверхбогатых — элитная недвижимость, дорогие автомобили, товары класса люкс. По каждому из этих рынков есть оценки их емкости. Просуммировав эти рынки, получим оценку расходов богатых. Зная примерно частоту покупок и количество элитной недвижимости, можно оценить число богатых людей. Таких действительно богатых людей, доходы которых не замечает государство, примерно 0,5% населения страны, или 200–300 тыс. домохозяйств. Расчеты показывают, что, если бы все эти люди полностью платили НДФЛ по ставке 13%, российская казна пополнилась бы примерно на 500 млрд рублей.Создатели российской налоговой системы гордятся плоской шкалой подоходного налога. Ее введение в начале 2000-х годов позволило значительно увеличить поступления в казну этого налога — налогоплательщики стали выходить из тени и платить больше. Это действительно так. Но расчеты показывают, что в России реальная шкала подоходного налога не плоская, а регрессивная — богатые налогоплательщики платят по ставке не 13%, а гораздо ниже. Есть, конечно, исключения. Лично я знаком с одним крупным предпринимателем, который исправно платит 13% НДФЛ — несколько сотен миллионов рублей в год. Но таких людей среди богатых немного.Говорят, что полностью собрать с этих людей налог невозможно. Богатые люди искушены в искусстве управления деньгами. Но, во-первых, общество, по крайней мере, должно знать, что большинство богатых не платят налоги полностью, что является хорошим аргументом против повышения подоходного налога на малые и средние доходы. Во-вторых, почему бы не попробовать меры по сбору налога с богатых. Например, начать официально сопоставлять декларируемые доходы и расходы таких граждан. И в случае превышения расходов над доходами спрашивать об источнике такого превышения.У нас ведутся разговоры о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. С теоретической точки зрения такая мера была бы правильной. Как уже было сказано, опыт самых богатых государств доказывает, что социальное государство с необходимостью применяет повышенный налог на высокие доходы. Исключений из этого правила нет. Однако приведенные выше данные свидетельствуют, что сегодня введение в России прогрессивной шкалы налогообложения не даст дополнительных доходов, богатые граждане действительно найдут способы не платить налог в полном объеме. Но это вовсе не означает, что государство должно расписаться в своем бессилии, как это иногда даже публично делают высокопоставленные чиновники. Министр финансов Антон Силуанов заявил в прошлом году в программе «Познер» на Первом канале следующее: «Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, могут вообще вывезти деньги из нашей страны… С другой стороны, плоская шкала наша, 13-процентная, она достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, которое мы договорились не трогать в предстоящие шесть лет, наверное, было бы неправильно…» Звучит это по меньшей мере несправедливо в отношении малообеспеченных людей. Богатые умные, а бедные — глупые? И, как мы уже знаем, богатые часто не платят даже 13% со своих доходов.Итак, промежуточный вывод. В России сложилось неравенство в уплате НДФЛ: в реальности у нас регрессивная шкала подоходного налога. Примерная сумма ухода от него (заметим, в основном некриминального характера) составляет 500 млрд рублей. Ссылки на хитрость богатых людей разбиваются замечанием лауреата Нобелевской премии по экономике Кеннета Эрроу: «Жизнеспособность всякой экономики в значительной мере зависит от определенного уровня нравственной дисциплины в обществе».Первым делом государство должно найти способы побудить богатых исполнить свой элементарный долг — заплатить с дохода 13%, как это делают даже самые бедные жители страны. И только после этого, когда «уровень нравственной дисциплины» повысится, можно говорить о введении прогрессивного налога, который мог бы дать в бюджет государства еще порядка триллиона рублей (при скромном повышении налога). Если исходить из официальной цифры количества людей, живущих ниже прожиточного минимума, примерно двадцать миллионов человек, эти полтора триллиона могли бы дать каждому бедному по шесть тысяч рублей в месяц, что вывело бы этих людей из зоны фактической нищеты. Я сейчас не призываю раздавать деньги, речь идет о принципиальных порядках объема дополнительных средств.Стоимость активов государстваГосударственные активы могли бы стать мощным инструментом преодоления неравенства и бедности. Какие это активы? Во-первых, государственные компании и компании с государственным участием, их много — Сбербанк, ВТБ, «Газпром», «Аэрофлот» и проч. Сегодня принято считать, что эти акционерные общества действуют в условиях рынка так же, как и частные компании, их задача — максимизация прибыли. Критики такого подхода считают, что компании с государственным участием должны строить свою работу так, чтобы максимизировать пользу для всего хозяйства страны. В том числе они могли бы помогать решать задачу борьбы с бедностью и неравенством. Хотя справедливости ради надо заметить, что элементы такой работы есть. Например, льготные авиабилеты для дальневосточников. Но пока это только случайные элементы.Во-вторых, Фонд национального благосостояния. Его называют «подушкой безопасности», он страхует государственный бюджет на случай дурной конъюнктуры на нефтяном рынке. Было бы правильно, если бы этот фонд решал определенные экономические и социальные задачи, в том числе в отношении неравенства. Кроме того, управление ФНБ вызывает вопросы. Например, в 2017 году фонд заработал 50 млрд. рублей при средней стоимости активов порядка 4 трлн рублей, доходность составила примерно 1,2% годовых. Доходность аналогичного норвежского фонда обычно в разы выше.Относительно государственных активов Аткинсон пишет: «Целью фискальной политики государства должно стать возвращение к ситуации, когда ему принадлежит чистый положительный капитал значительной величины. Разумеется, достижение этой цели способствовало бы и сокращение государственного долга (для России неактуально, наш государственный долг невелик. — В. Ф.), но это лишь одна сторона уравнения. Другой стороной является накопление государственных активов… Государство могло бы использовать полученный доход для попыток сократить неравенство в обществе».Возьмем теперь, шире, все активы страны. Национальное богатство России оценивается очень невысоко. Вот данные по некоторым странам Credit Suisse Research Institute, эта организация каждый год оценивает богатство мира. Россия по этому показателю на девятнадцатом месте. И если наш объем ВВП (по номиналу) меньше американского в 12 раз, то по национальному богатству мы отстаем в пятьдесят раз! Стоимость нашего народного богатства категорически не соответствует хозяйственному потенциалу нашей страны.Скажут: мы только начали развиваться после катастрофы девяностых годов, не успели накопить богатства. Это не так. Природные ресурсы страны никуда не делись. А они в целом самые большие в мире. Советская инфраструктура хотя и обветшала, но худо-бедно обеспечивает функционирование хозяйственного комплекса и социальной сферы. Кроме того, за последние два десятилетия проведена частичная модернизация инфраструктуры, например электроэнергетической отрасли. По уровню доходов населения мы в среднем вышли на советский уровень. (Подчеркиваю: в среднем, поскольку наименее обеспеченные слои населения живут гораздо хуже, чем в СССР). Таким образом, наше серьезное отставание по народному богатству страны не объективно. Наше богатство может быть оценено гораздо выше. А столь незначительно оно из-за неумения работать на финансовых рынках, непонимания, что такое капитал, из-за боязни использовать активы для развития финансовых рынков с целью снижения стоимости денег и, как следствие, ускорения экономического роста.Эта проблема напрямую касается размера пенсий по возрасту. Говорят, что доходность вложений пенсионных денег в России очень низка. Но ведь это дело правительства — добиться роста финансовых рынков, а значит, и доходности пенсионных накоплений. Необходима специальная государственная политика по управлению государственными активами с целью повышения их стоимости. Часть этих активов может принадлежать (быть передана) пенсионному фонду. И если стоимость активов будет расти, пенсионный фонд получит дополнительный ресурс для повышения пенсий.Некоторые выводыДля преодоления избыточного неравенства, а значит, в определенной степени и бедности, нужна специальная широкая политика. Она включает в себя по меньшей мере следующие направления:1. Усилия в области налоговой политики, призванные побудить богатых людей полностью заплатить подоходный налог. На втором шаге, когда этическая атмосфера вокруг налоговой проблемы изменится в лучшую сторону, от цинизма к участию, следует вводить прогрессивную шкалу налогообложения.2. Наращивание стоимости государственных активов, создание специального центра для этой работы. Часть дохода, полученного за счет роста стоимости активов и дивидендов, направить на цели преодоления неравенства и бедности. В частности, на рост пенсий.3. Организация размещения производительных сил в отсталых регионах и населенных пунктах. Эта работа не может быть отдана исключительно на откуп руководства регионов. Нужен федеральный центр (или субфедеральные центры на уровне округов), который имел бы в своем распоряжении масштабный инвестиционный ресурс. Нужна такая стратегия пространственного развития страны, в которой нашлось бы место не только мегаполисам и агломерациям. В частности, речь может идти о восстановлении полной цепочки аграрного производства.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

17 января 2019, 15:16

Россия повысит эффективность бюджетных расходов в 2019–2024 годах

Правительство РФ одобрило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг.

10 мая 2018, 01:34

Неуловимый Джо

Сроки, назначавшиеся В.Путиным по «вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира», в течение последних 11 лет Даты заявлений В.Путина 21.11.2007 15.01.2008 15.06.2011 24.09.2011 11.04.2012 12.12.2013 07.05.2018 Назначенные сроки вхождения в «5-ку» В течение 10 лет К2020году За10 лет За5 лет В ближайшие 2-3 года Уже вошла До 2024 года Годы исполнения поручений 2017 2020 2021 2016 2014-2015 2013 2024 Выступление В.Путина на форуме сторонников президента России21 ноября 2007 г.Россия, о которой мы сегодня говорим, сегодня вернулась в первую десятку крупнейших экономик мира. И это далеко не предел. Независимые эксперты и у нас в стране, и за рубежом абсолютно точно убеждены: если продолжится нынешний курс развития страны, сохранятся темпы прироста экономики – Россия в течение 10 лет способна войти в первую пятерку ведущих крупнейших экономик мира. И мы это обязательно сделаем.http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24713Встреча В.Путина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания15 января 2008 годаНапомню, что мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020 году войти в пятёрку крупнейших экономик мира. Мы совершенно точно способны эту задачу решить – мы обязательно её сделаем.http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24773Выступление В.Путин на 100-й сессии Международной конференции труда15 июня 2011 г.По нашим оценкам, в начале будущего года российская экономика должна полностью преодолеть последствия кризисного спада. Может быть, даже уже в конце этого года. Но уже сейчас мы вплотную работаем над долгосрочными планами и стратегией посткризисного развития, ставим перед собой амбициозную задачу – за предстоящее десятилетие ввести Россию в пятёрку крупнейших экономик мира, а по ВВП на душу населения подняться с нынешних 19,7 тыс. долларов к более чем 35 тыс. долларов на человека. Для достижения этих целей необходимо как минимум в 2 раза повысить производительность труда, а в несырьевых, высокотехнологичных сферах это ещё большая планка –где-то в 3–4 раза надо будет сделать.http://archive.government.ru/docs/15577/Выступление В.Путина на съезде партии «Единая Россия»24 сентября 2011 г.Поэтому объективное требование одно: темпы нашего развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Нужно вновь вернуться к тому, что было совсем недавно, несколько лет назад, до кризиса, и раскрутить маховик экономического развития, темпов роста до 6–7 процентов в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира. Абсолютно реальная задача.Причём это должен быть не сырьевой, а качественно иной рост, построенный на инвестициях, передовых технологиях, на повышении эффективности, на создании современной индустрии.http://www.kremlin.ru/events/president/news/12802Выступление В.Путина в Государственной Думе с отчётом о деятельности Правительства за 2011 год 11 апреля 2012 г.Уважаемые коллеги, по нашим оценкам, уже в ближайшие два-три года Россия войдёт в число пяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности.http://premier.gov.ru/events/news/18671/Послание В.Путина Федеральному Собранию12 декабря 2013 г.По объёмам ВВП Россия – это, конечно, хорошо – вошла в пятёрку крупнейших экономик мира.http://kremlin.ru/events/president/news/19825В.Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»7 мая 2018 года1. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:...з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности...http://kremlin.ru/events/president/news/57425П.С. из комментов:Свидетельство уровня (не)компетентности и пропагандыСтрого говоря, по величине ВВП Россия была на 5-м месте в мире уже в 2008 г., а затем в течение 4 лет в 2011-14 гг.Следовательно:1. Постановка такой цели в 2007 г. на 2017 г. свидетельствовала о грубой ошибке в расчетах и прогнозе – Россия достигла желаемого уровня уже на следующий год.2. Постановка такой цели в 2008 г. и в 2011-13 гг. свидетельствовала о выдающейся некомпетентности экономического руководства и Путина, поскольку эта цель в это время уже была достигнута.3. Постановка такой цели в 2018 г. на 2024 г. является «мягким» обманом, поскольку в качестве особого достижения на будущее формулируется цель, уже неоднократно достигнутая в прошлом.https://aillarionov.livejournal.com/1064397.html?thread=93829837#t93829837

Выбор редакции
08 мая 2018, 18:10

Путин объявил источники выполнения майского указа

Выполнение нового майского указа по стратегии развития страны до 2024 г. оценивается в 25 трлн и потребует не менее 8 трлн руб. дополнительных доходов, заявил президент Владимир Путин, выступая в Госдуме.

27 марта 2018, 12:03

Тарифы естественных монополий установят на 5–10 лет

Экономика РФ настраивается на долгосрочную низкую инфляцию в пределах 4%. Минэкономразвития предлагает установить долгосрочные тарифы на 5–10 лет для всех естественных монополий.

18 августа 2017, 23:06

Цифровой Госплан

Внезапно. В министерстве промышленности и торговли задумали внедрить систему государственного планирования. Сразу возникли "эксперты" с криками "Это ересь!"Ответом на стагнацию российской экономики и поручение Владимира Путина провести всеобщую "цифровизацию" станет создание в РФ аналога советского Госплана.Единая государственная информационная система контроля за производстенными цепочками уже создается на базе Минпромторга, сообщил замглавы министерства Глеб Никитин.Без нее перейти к новому укладу экономики, который позволил бы развивать импортозамещение, "объединить технологии и сервисы", "научиться управлять внутренними и внешними кооперационными связями" и выполнить задачу по цифровизации, невозможно, пишет Никитин в статье, опубликованной в "Ведомостях". "Раньше эту функцию выполнял госплан", - напоминает замминистра: консолидировал все потребности рынка, распределял заказы, следил за ходом выполнения поручений.Сейчас же такой структуры нет. Ей станет, по задумке Минпромторга, государственная информационная система промышленности (ГИСП), основанная на технологиях анализа больших данных (big data)."Заказчики размещают заказы на высокотехнологичную продукцию, предприятия финальной сборки, основываясь на их потребностях, формируют оптимальную схему кооперации и контролируют процесс исполнения", - описывает схему чиновник.Итогом усилий, по его словам, должно стать вхождение РФ в десятку лучших стран мира по внедрению передовых производственных технологий. Это может произойти к 2035 году.К сожалению, успешных примеров технологических скачков за счет госпланирования в мире нет, констатирует директор Центра IT-исследований РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев: чем больше система, тем меньше ее эффективность, а главное - никакое цифровое планирование не может спрогнозировать спрос и в конечном счете развитие.На страновом уровень этим занимается лишь Северная Корее, но общество там развивается медленно и живет плохо; возрожденный госплан будет так же неэффективен, как советский, только на цифровом уровне, уверен Брауде-Золотарев.Впрочем, идея "цифрового госплана" удобна политически: она соответствует как растущей доли государства в экономике (с 35% до 70%, по данным ФАС), так и запросу общества на советизацию.По данным ВЦИОМ, за возврат к плановой экономике выступают 52% россиян. Еще больше - 66% - считают, что от демократии можно отказаться в пользу "твердой руки, которая наведет порядок".http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/v-pravitelstve-zadumalis-o-vozrozhdenii-gosplana-1002268664 - цинкPS. Отличные эксперты. Про китайский Госплан лидирующей экономики мира благополучно "забыли".Также порадовили и сентенции насчет невозможности технологических рывков при государственном планировании и особенно пример КНДР, которая как раз при гос.планировании создала свою собственную ракетную программу и овладела ядерным оружием, что является привелегией считанного числа государств. Да и то, стоит учитывать, что КНДР живет фактически в блокаде и не обладает теми ресурсами, которые есть у Китая или той же РФ.Но что КНДР, если тот же Китай про смешанной системе хозяйствования, где существует Госплан, уверенно сокращает технологический отрыв от США, ЕС и РФ. Говоря о цифровом планировании, Китай, как раз придерживается "неэффективного госпланирования", намереваясь по мнению американцев, стать мировым лидером в этой области к 2030 году https://incrussia.ru/news/bloomberg-rasskazal-kak-kitaj-poluchaet-mirovoe-gospodstvo-v-iskusstvennom-intellekte/ Не понимают неэффективные китайцы "эффективных" экспертов из РАНХиГС.А уж про сталинский СССР я и вовсе молчу, который при реальном госпланировании в чистом виде, продемонстрировал и вовсе небывалые темпы промышленного и технологического роста, которых Россия ни не демонстрировала ни до, ни после Сталина, фигурально пробежав по выражению Сталина 100 лет за 10.Вполне понятно, что РФ ни экономически, ни политически не может перейти к плановой экономике, но дрейф в сторону смешанной экономической политики, которую использует тот же Китай, где уживаются и социалистические и капиталистические формы хозяйствования, всяко лучше слепой веры в том, что "невидимая рука рынка все исправит". Но эту секту как того горбатого, только могила исправит.Ну а сама идея внедрение элементов госпланирования отсылающая к успешному китайскому опыту далеко не нова и в патриотических кругах гуляла еще в нулевых, встречаясь в работах профессора Губанова, в программе КПРФ и помоему у Глазьева.Тут на слово лучше не верить, а посмотреть на практическую реализацию, ибо смена вывески это одно, а реальное внедрение элементов госплана, совсем другое.

25 июля 2017, 12:25

СФ одобрил бюджетное правило и объединение нацфондов

Совет Федерации во вторник одобрил правительственный закон о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на базе ФНБ.

31 мая 2017, 10:35

Путин оценил стратегии Кудрина и Титова. Что дальше?

Путин рассмотрел стратегию развития России в 2018–2024 гг., подготовленную Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, и "Стратегию Роста" бизнес-омбудсмена Бориса Титова и предложил продолжить работу над составлением единой стратегии.

24 марта 2017, 13:35

Банк России снизил ставку с 10% до 9,75% годовых

Совет директоров Банка России 24 марта принял решение снизить ключевую ставку с 10% до 9,75% годовых.

25 января 2017, 23:01

Минфин рассказал, как будет торговать рублем

Сегодня днем агентство Bloomberg опубликовало статью, в которой со ссылкой на конфиденциальные источники сообщалось, что Банк России начнет покупки иностранной валюты на открытом рынке с целью компенсировать дополнительный доход от более высоких цен на … читать далее…

15 января 2017, 21:01

Гайдаровский форум-2017. Как это было?

В Москве прошел Гайдаровский форум, на котором лейтмотивом стало оздоровление экономики России. Разумеется, путем реформ. Эксперты и спикеры форума обсуждали, в основном, уже озвученные варианты - например, прогрессивную шкалу налогообложения, принципиально новых рецептов озвучено не было. Российской экономике обещают рост - сдержанно оптимистичные прогнозы звучат на фоне некоторого роста нефтяных котировок. Хотя рост расходов населения пока не дает повода для улыбок. У правительства не так много возможностей, чтобы вытянуть экономику из замедления. Например, первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов настаивал на изменениях в налогообложении и сулил снятие санкций (которые, впрочем, на тот момент уже были продлены правительством США еще на год). Пока же этого не произошло, кабмин намеряя продолжить программу по приватизации госсобственности. «В ближайшее время пройдет совещание по утверждению окончательного плана продаж госдолей крупных предприятий частным компаниям на 2017–2019 годы», - сказал Шувалов. Глава МЭР Максим Орешкин тоже был настроен довольно оптимистично. В частности, по отношению к национальной валюте, из чего глава ведомства сделал вывод, что укрепление рубля может помочь России с поиском инвесторов. «Макроэкономическая политика — это не вопрос достижения инфляционных уровней, а вопрос стабилизации ожиданий, в том числе со стороны бизнеса, над чем активно работает правительство и Центральный банк», — сказал он. Также представители правительства особенно подчеркнули, что крайне негативные прогнозы по поводу исчерпания резервов страны не подтвердились - сказалось влияние подорожавшей нефти. Что актуализировало вопрос введения новой системы налогообложения, т.н. прогрессивной шкалы, которая должна была заработать с 2019 года. Ее, как пояснили представители МЭР, продолжают обсуждать в правительстве. А вот глава кабмина Дмитрий Медведев сказал, что вопрос с внедрением прогрессивной шкалы вообще отложен в долгий ящик. Его поддержал и глава минфина Антон Силуанов, который сказал, что текущая система налогообложения приносит достаточно денег в казну - лишь бы подтянуть собираемость. С другой стороны, глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова напомнила, что Россия до сих пор «сидит на нефтяной игле», что едва ли можно расценивать как позитивный факт для экономики страны, которая крайне уязвима при такой ситуации. Вновь выступил с предложением структурных реформ глава ЦСР Алексей Кудрин. «Старая модель экономики не работает, а новая еще не сформировалась», — отметил он.Впрочем, возможно старые рецепты действительно сработают. По крайней мере, оценки международных экспертов нельзя назвать негативными. «Наш прогноз на данный момент, пятилетний прогноз роста экономики России, прогноз, который основан на нынешней экономической политике, предполагает рост ВВП РФ в среднем лишь на 1,5%. Таким образом, мы полагаем, что для более быстрого роста потребуются некоторые изменения политики, реформы и структурные изменения, которые повысят потенциал экономики», - сказал ТАСС первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвид Липтон.

Выбор редакции
12 ноября 2016, 00:38

Совет Федерации... советизируется?!!

Оригинал взят у ss69100 в Совет Федерации... советизируется?!!Субъекты федерации получили фундаментальный план, чтобы расти и процветатьВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО/ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИСовет Федерации опубликовал аналитический доклад «Об основных направлениях государственной региональной политики». Его основная идея — необходимость обеспечить всем россиянам независимо от места жительства единый неснижаемый стандарт благополучия и качества жизни.Земли разные, стандарт благополучия единыйНе умаляя значения федерального центра, повторю известную аксиому – российская глубинка, все 85 субъектов Федерации – экономико-политическая основа страны, там производят «материальный продукт» всех видов – от зерна до ракет.Однако региональные проблемы вплоть до последнего времени, обладали удивительным свойством: все о них знали, более того, на федеральном уровне принимали разрабатывали десятки экономических программ, формировали соответствующее законодательство, определяли виды финансового взаимодействия, однако удивительный факт — цельной комплексной программы, как жить и развиваться российским территориям, до сих пор не было.Теперь есть, после того, как обнародован аналитический доклад, созданный совместными усилиями верхней палаты парламента, региональными органами власти, высокопрофессиональными экспертами и прошедший еще в апреле обсуждение в регионах.Его 116 страниц содержат анализ и рекомендации с тем, чтобы, по словам Валентины Матвиенко, председателя Совета Федерации, приступить к «сборке» единого экономического пространства страны на современной технологической и производственной основе».По существу, речь идет о крайне важном региональном аспекте перехода к новому экономико-технологическому укладу. При этом главный приоритет обозначен чётко – надо достичь единого стандарта благополучия для всех регионов, независимо от их экономических и природных особенностей.Стандарт благополучия – новое понятие в социально-экономической лексике, которое предстоит ещё закрепить законодательно – не только интегрирует известные и узаконенные стандарты в образовании и медицине, но и предполагает создание новых, определяющих комплексный набор достойных жизненных условий.Как этого достичь?Сегодня уровень развития субъектов федерации крайне неоднородный, и, если в Москве или Ханты-Мансийске близки к приемлемым стандартам, то в Назрани или Саранске – нет. Социальные расходы на душу населения, к примеру, в Дагестане составляют 22,8 тысячи рублей, а в Ненецком автономном округе – 252, 5 тысяч рублей, разница более чем десятикратная! Но и разница в валовом региональном продукте на душу населения громадная: ВРП самого бедного региона ниже в 41 раз ВРП наиболее состоятельного субъекта. А общие доходы пяти самых богатых регионов превышают доходы пяти самых бедных в 43 раза!Аналогичные диспропорции зафиксированы практически во всех сферах – от доступности жилья до уровня медицинского обслуживания.Федеральные органы власти, разумеется, приняли и принимают меры, включая реализацию майских указов президента РФ, чтобы гарантировать минимальные социальные стандарты.Но весьма своеобразно, как говорится в докладе: в ведение регионов федеральный центр передал в последние годы более 100 полномочий, при этом отсутствовали положения о передаче достаточных источников их финансирования.В итоге около 62 процентов расходов консолидированного бюджета приходится на социальную сферу, которую необходимо финансировать в первую очередь, иначе – взрывоопасные перспективы гражданского недовольства. В частности, финансирование мер по майским указам президента обеспечено лишь на 64%.Итоги известны: коммерческие долги бюджетов возросли до 2,3 триллионов рублей, а доля инвестиционных расходов – по существу, затрат на развитие и подъём экономики за три года упала с 14, 6 до 11 процентов. Вывод авторов доклада: разработка стандарта благополучия должна быть увязана с совершенствованием межбюджетных отношений.Намечены и меры – от налоговых нововведений, среди которых поистине революционной – введение регионального налога с продаж – до инвентаризации расходов и анализа их эффективности.Сорвал план – в отставкуСреди множества других интереснейших предложений, анализ которых требует отдельной статьи, можно выделить чрезвычайно актуальную тему – персональная ответственность руководителей за срыв плановых показателей. Нет, региональные и федеральные управленцы высшего уровня нередко уходят в отставку.Но эти отставки не связаны с результатами их работы, хотя есть федеральный закон 184 от 2014 года, предусматривающий ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития регионов.Практика реализации этой нормы, как дипломатично сказано в докладе, пока не сформировалась. Выводы такие — необходимо создать и нормативно закрепить ответственность федеральных органов исполнительной власти за состояние работы по созданию условий для социально-экономического развития регионов.Весь массив стратегических документов –отраслевых, региональных, муниципальных — необходимо увязать в рамках единой комплексной чётко функционирующей системы, которую призвана создать Стратегия пространственного развития России.Авторы доклада подчеркивают, что эта Стратегия – уникальная разработка признанной во всем мире советской научной школы пространственного развития экономики страны, в которой были разработаны интегрированные стратегические документы – генеральная схема развития и размещения производительных сил и генеральная схема расселения.И этот факт означает не только преемственность оригинальных научных идей, но и может свидетельствовать, что аналитический доклад Совета Федерации выходит далеко за рамки региональных проблем, внося вклад в разработку давно ожидаемой новой модели развития экономики, созданием которой сегодня озабочены лучшие умы разных экономических школ.Необходимо реализовать потенциал роста у каждого региона – Валентина Матвиенко

26 мая 2016, 17:36

Власти ищут, а бизнес ждет // Столкновение на Экономическом совете: чью позицию занял Путин?

Вчера президент провел заседание Экономического совета, первое за последние два года. Глава государства дал определение текущему положению дел в экономике. Она стабилизировалась, адаптировалась к низким ценам, но расти высокими темпами уже не может.