ТЭК и Большая энергетическая война
ТЭК и Большая энергетическая война
Тема
Макроэкономика
Выбор редакции
02 декабря, 11:45

В Индии завершилось строительство крупнейшей в мире солнечной электростанции

Индия завершила строительство крупнейшей в мире солнечной электростанции Камути. Объект использует 2,5 миллиона солнечных панелей, установленных на площади 10,36 квадратных километра, и расположен в Тамил-Наду. Строительство заняло всего 8 месяцев.Мощность новой фабрики по производству электроэнергии составляет 648 мегаватт. Ее хватит на питание более 150 000 жилых домов. Строительство крупнейшей солнечной электростанции является для Индии важным шагом к обеспечению своего населения более доступной электроэнергией. К 2022 году страна планирует выйти на уровень обеспечения солнечной энергией более 60 миллионов домов, а к 2030-му обеспечить производство 40 процентов от необходимой энергии для страны за счет не ископаемых источников.http://reired.ru/india-solar-power/

30 ноября, 20:11

Заметки на полях: Брент виляет собакой

Как показывает российская практика, самый верный способ получить ушат грязи — это попытаться сделать что-то хорошее. А если это еще и что-то необычное — тут вообще будет целый "Увы парад", граждан с плакатами "все плохо и никогда не кончится", которые объяснят почему ничего не получится. Та же практика показывает что участников интернетных "увы парадов" переубеждать бессмысленно, но вот всем остальным, думаю будут интересны некоторые мифы и факты, связанные с нефтью, а также созданием российской площадки для ее торговли российской нефтью.Поехали.Заметка 1: Физический (не "бумажный", а именно физический) рынок Urals намного больше, чем Brent."Согласно расчетам различных международных агентств, поставки Urals и ВСТО в два раза больше, чем поставки сортов Brent, Oman и Dubai.Поставки Urals через Приморск, Новороссийск и Усть-Лугу превышают два миллиона баррелей в день, а трубопровод Дружба добавляет еще один миллион", подчеркивает Михаил Темниченко, вице-президент СПбМТСБ" - http://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/Will-Russian-Urals-Overtake-Brent-As-The-Worlds-Oil-Benchmark.html Получается, что сейчас "хвост виляет собакой" в том смысле, что цена на поставки Urals в будущем (например, в каком-то месяце 2017 года) сейчас определяется не как "$X" , a как "цена на Brent минус $X" при том что самого "брент" в два раза меньше на рынке. Именно эту схему предлагается сломать. Вишенка на торте: добыча Brent падает, и его уже "спасали" за счет добавления в маркерный сорт нефти с нескольких новых месторождений. Для справки, в 2002 году одна компания в течении целого месяца контролировала все физические поставки самого сорта Brent, что давало ей возможность при желании "таскать за веревочку" все многомиллиардные деривативы, которые привязаны к этому маркеру, а также поставочные цены других сортов нефти, которые тоже привязаны к Брент - http://www.reuters.com/article/us-oil-benchmark-brent-idINTRE70N25N20110124 Даже западные СМИ пишут о Brent, что это "поломанный" маркер, которым пользуются за неимением лучшего. Впрочем, не только СМИ, например Citigroup тоже называл Brent - "сломанным" маркером. - https://www.ft.com/content/a9786cbc-97ec-11e3-8dc3-00144feab7de А нарастить "финансовое мясо" на российский фьючерс на Urals — это вопрос времени.Заметка 2: Качество нефти никак не соотносится с шансами того или иного сорта стать маркерным. То, что Urals по качеству хуже Brent вообще ничего не значит в плане того как должно происходить ценообразование.Пример в подтверждение тезиса:На Dubai Mercantile Exchange (Дубайской товарной бирже) вполне успешно торгуется фьючерс Oman Crude Oil Futures на очень тяжелую нефть (гораздо менее "качественную" чем Брент), и все больше поставок нефти в Азию привязаны именно к этому сорту. Средний объем на дубайской бирже в феврале этого года был 8,3 миллиона баррелей, и нет причин по которым российский фьючерс не может выйти на этот же уровень, а потом и превзойти его, хотя бы в силу размера добычи российской добычи нефти.Заметка 3: Отдельно хочется незлым тихим словом помянуть российские деловые СМИ, которые в очередной раз проявили себя во всей красе и не уделили вчерашнему событию достойного внимания.Заметка 4: Отдельно радуют те, кто считает, что проект "российский фьючерс на российский сорт нефти на российской бирже и за российские рубли" - это какая-то никому не нужная блажь.Про позитивные эффекты от реализации этой схемы я напишу отдельно, когда будет время, но чисто с точки зрения здравого смысла приходится констатировать, что в картине мира "западников" есть очень много идиотов, причем идиоты - все, кроме них самих. Маловероятно, что Игоря Сечина (вместе с Путиным, ЦБ РФ и ФАС - которые поддержали проект), дубайских шейхов (которые уже запустили нефтяную биржу с фьючерсами на свою нефть, о которой я писал выше) и китайское правительство (о попытках которого запустить юаневый фьючерс на импортную нефть я писал в прошлом посте) одновременно озарила идея сделать какую-то бессмысленную глупость. Скорее, верующие в "избранность, исключительность и незаменимость" лондонской биржи, доллара и Brent чего-то не понимают или не хотят понимать.

25 ноября, 17:02

Экспорт СПГ из США в 2016 году и прогноз на будущее

Стремительный рост поставок СПГ на мировые рынки осложнил задачу для экспортеров из США, пытающихся торговать на всё более насыщенном рынке. В беседе с изданием Interfax Natural Gas Daily, эксперты признают, что прогнозы на 2017 год сложно назвать многообещающими. Как отмечает независимый консультант СПГ-отрасли Энди Флауэр, в 2016 году в эксплуатацию были введены девять технологических линий […]

Выбор редакции
20 ноября, 22:19

Латынина: готовьтесь к отъему Лукойла

Латынина говорит, что все происходящее вокруг Улюкаева — это арт-подготовка по самому грандиозному отъему собственности со времен Юкоса — отъему Лукойла. обсудить тему можно на форуме акций Лукойла

17 ноября, 00:48

Путин и Моди спасли нефтяную сделку на $13 млрд

Многомиллиардная сделка по покупке индийского нефтеперерабатывающего завода Essar "Роснефтью" затянулась из-за конкурирующей заявки от Саудовской Аравии, так как две нефтяные супердержавы борются за господство в нефтяном мире.

15 ноября, 19:25

США стали чистым экспортёром газа

Platts сообщает, что в начале ноября экспорт газа из США превысил импорт, и страна стала чистым экспортёром "нашего основного" топлива."То, что американцы станут экспортером сланцевого газа, — это миф. Этого не будет никогда", - убеждал читателей сайт Газпрома три года назад.Сланцевый газ - "это хорошо организованная и хорошо финансируемая информационная кампания сродни глобальному потеплению или биотопливу", - говорил Алексей Миллер :)Согласно "сверхдержавному" плану, в 2015 году США должны были импортировать 54 миллиарда кубометров российского газа.

15 ноября, 11:15

"Башнефть": история приватизации

Министр экономического развития Алексей Улюкаев был задержан с поличным при получении взятки, речь идет о вымогательстве у представителей "Роснефти".

10 ноября, 12:44

МЭА: добыча ОПЕК достигла рекорда

Добыча нефти в ОПЕК в октябре достигла рекордного максимума, сообщило Международное энергетическое агентство. Эксперты МЭА предупредили о рисках сохранения избытка нефти на рынке в 2017 г., если картель не договорится о сокращении добычи.

Выбор редакции
07 ноября, 23:40

GE и Baker Hughes объединяют активы. Впереди fullstream?

Объединение нефтегазовых активов General Electric и Baker Hughes приведет к появлению второго (после Schlumberger) по величине прибыли нефтесервисного игрока в мире. Но что еще стоит за этой сделкой? Компании объявили о создании новой цифровой индустриальной сервисной компании, которая будет предоставлять сервисные услуги по всей цепочке формирования стоимости в энергетической и нефтегазовой промышленности: от добычи на скважине до […]

01 ноября, 14:09

Михаил Крутихин: я бы не покупал российские акции

Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy в интервью Андрею Верникову объяснил почему не стоит покупать российские акции. Также была затронута тема нефтяных цен. Несколько слов Михаил Крутихин сказал про Газпром и Роснефть 01.11.16

Выбор редакции
30 октября, 13:06

OPEC: о сокращении добычи нефти не договорились

29 октября 2016, ВенаВстреча представителей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) с делегациями других нефтедобывающих стран, обсуждавших возможное сокращение добычи, закончилась без конкретных договоренностей. Переговоры продолжатся в ноябре, говорится в заявлении ОПЕК.Во встрече приняли участие также делегации Азербайджана, Бразилии, Казахстана, Омана и России.Переговоры продолжатся в ноябре, говорится в заявлении ОПЕК. Участники встречи не рассчитывают на рост нефтяных цен в конце 2016 года и в 2017 году.

29 октября, 13:36

Сколько электроэнергии нужно, что бы транспорт стал на 100% электрическим?

Решил попробовать себя в новом жанре - перевода. Это статья Roger Andrews из прекрасного блога Energy Matters. Хотя с некоторыми местами в тексте ниже я не согласен, а в некоторые хочется углубится посерьезнее, оставляю максимально близко к оригиналу, т.к. собирать первичку и формировать свое [непротиворечивое внутренне] мнение по ВИЭ и электромобилям у меня не получается (не хватает времени).==Как уже пробегало в “Blowout week 146” Евросоюз подумывает о законе, обязывающем установку зарядных станций для электромобилей, и в то же время Германия и Голландия обсуждают переход на продажу новыми только электрических автомобилей в диапазоне от 2025 по 2030.Ни один из этих законопроектов пока не принят, но если да - то сколько понадобится дополнительной электроэнергии для десятков миллионов электромобилей, и сколько это будет стоить? Никогда не видел подобных оценок, поэтому решил посчитать сам для некоторых стран. В силу неопределенности в данных и подхода в нулевом приближении, стоит понимать, что получающиеся цифры весьма прикидочные.Используемые данные:1. Количество автомобилей, зарегестрированных на данный момент в ЕС Использовались данные из множества источников, некоторые кажутся мне не очень правдивыми. Тем не менее.2.Средняя дистанция, котору проходят автомобили за год Ситуация с источниками примерно как в пункте 1.3. Среднее потребление энергии в кВт*ч/100 км.Я использовал среднее значение в 22 кВт*ч, полученное из 114 тестов, данные опубликованы US DOE.4. Средний КИУМ мощностей, которые будут строится для обеспечения электромобилей. Поскольку “электрозамещение” автотранспорта проводится с мыслью в голове о сокращении выбросов парниковых газов (далее - ВПГ), то я подумал, что дополнительные мощности электрогенерации должны быть “новыми возобновлемыми” - т.е. морскими ветрогенераторами и фотовольтаикой.  Средний КИУМ таких источников - примерно 0,35. Средняя стоимость устанавливаемой доп. мощности в  $/кВт В среднем стоимость мощностей из предыдущего пункта составляет 3000$/кВт. Однако, есть моменты, которые могут сильно вздуть эту оценку: 6. Обновление сетей, как глобальное, так и локальное, включая установку смартгрида и преобразовательного оборудования зарядных станций7. Стоимость приобретаемых  электромобилей (возможно субсидируемая)Все стоимости посчитаны в долларах США,Кстати, есть интересный момент в попытках ускорить приход электротранспорта: считается, что их аккумуляторы могут служить буфером для переменчивой выработки ВИЭ, снижая потери электроэнергии на перегенерации последних.  В дальнейших расчетах  я использовал эту идею,  хотя разумеется, никакой 100% эффективности в этом процессе быть не может.Перейдем к результатам:ГерманияЗаконопроект, требующий продажу только легкового электротранспорта после 2030 года рассматривает Бундесрат, верхняя палата парламента, но еще должен пройти Бундестаг, чтобы стать законом. Если это случится, то замена 44 403 124 легковых машин на электрические потребует 31% увеличения выработки э/э и 40% роста установленной мощности в Германии. Стоимость такой трансформации составит 232 миллиарда долларов.Германия. Данные по выработке э/э за 2015 взяты из 2016 BP Statistical Review. Здесь и далее в строки таблицах 1. Количество автомобилей 2. Средний пробег за год 3. Общий пробег 4. Потребление в кВтч 5. То же в ГВтч 6. Производство э/э 7. Необходимое увеличение в % 8. Установленная мощность 9. Необходимое увеличение мощности с КИУМ 0.3 в ГВт 10. То же в % от установленной 11. Стоимость новой мощности.Однако, если в Германии к тому времени завершится отказ от атомной и угольной энергетики, то ситуация станет гораздо хуже. Для замены 60 ГВт этой генерации потребуется установить 140 ГВт ВИЭ-источников, плюс 77 насчитанных выше потребностей электромобилей. 217 ГВт итоговой мощности обойдется минимум в 650 миллиардов долларов.ГолландияНижняя палата парламента, как и в Германии уже приняла законопроект, ограничивающий продажу легкового транспорта с 2025 года только электромобилями. Как показано на таблице ниже, замена 8 миллионов голландских легковушек потребует 21% увеличения выработки э/э и 24% роста установленной мощности. Стоимость работ составит от 27 миллиардов долларов.  Заметно меньшие, чем в Германии, расходы в том числе объясняются тем, что голландцы проезжают в год в среднем меньше.НорвегияНорвегия так же рассматривала законопроект об “электромобилизации”, но в итоге решила, что это должно произойти рыночным путем. (На данный момент правительство уже субсидирует почти половину продажной цены электромобилей, что привело к тому, что треть легкового транспорта, проданного в 2015 в Норвегии - электрический. Впрочем правительство раздумывает о снижении таких субсидий). Как видно из таблицы, замена 2,5 миллионов норвежских бензиновых ведер потребует всего лишь 7% увеличения производства э/э и 12% - установленных мощностей. Стоимость этой работы - 11 миллиардов долларов. Норвегия отделывается легко.Евросоюз:Законодатели ЕС в настоящий момент следуют в фарватере Германии и Голландии, рассматривая политику доведению доли электромашин в продажах до 100%. Замена 250 миллионов автомобилей с ДВС потребует добавить 43% установленной мощности и увеличить генерацию э/э  на 34%. Стоимость этого процесса начинается от 1,3 триллионов долларов. Однако ситуация сильно варьируется от одной страны-члена евросоюза к другой.Однако перейдем к странам, которые пока (как минимум официально) не задумываются о запреде машин с ДВС. Как обстоят дела с их инфраструктурой, если электропереход все же состоится в ближайшие десятилетия?Великобритания: 36% увеличение генерации э/э и 49% рост установленной мощности. Стоимость - 140 миллиардов долларов.США: Рост выработки на 29% и 44% новых добавочных мощностей для генерации э/э. Обойдется это все в 1,4 триллиона долларов.Китай: Всего лишь 11% увеличение производства электроэнергии и 16% рост установленной мощности, стоящие 735 миллиардов. Однако, эти цифры растут до 19%, 27% и 1,2 триллиона если мы предположим, что количество автомобилей в Китае продолжит сегодняшний рост темпом 4,4% в год.Мир: 18% роста генерации и 30% роста мощности, стоимость - 5 триллионов долларов. Эти цифры могут подрасти до 26%, 44%, и $7.3 триллиона, если мы учтем линейное продолжение тренда роста количества автомобилей на 2,7% в год.Обсуждение:Перефразирую Эверета Дирксена “триллион там, триллион тут, и вот уже мы разговариваем о реальных деньгах”. Значительные расходы, перечисленные выше будут растянуты на десятилетия и в целом лежат в рамках финансовых возможностей стран, желающих перейти на электротранспорт. Основной вопрос - помогут ли электромобили в решении переменчивости генерации ВИЭ?Газета The Guardian в этом не сомневается: “Инициатива евросоюза … откроет двери в футуристический мир, где автомобили снабжают энергий электрические сети в любой момент дня и ночи, балансируя провалы генерации ВИЭ”Разумеется, эта идея, при всей привлекательности (В Великобритании 25,8 миллионов машин - пуская с аккумулирующей способностью 30 кВтч - вместе это дает 774 ГВтч, более чем в сто раз больше нынешних возможностей сети по хранению э/э) имеет сомн проблем:Для балансировки провалов генерации “в течении дня и ночи”, электромобили должны быть постоянно подключены к сети, т.е. не двигаться.Хотя 774 ГВт*ч выглядит очень значительной цифрой - это всего лишь суточное потребление Великобритании. Т.е. после нескольких дней без солнца и ветра страна обретет 25,8 миллионов неподвижных автомобилей с разряженными батарейками.Владельцы электромобилей с радостью будут подключать их для зарядки, когда в сети есть избыток (дешевой) электроэнергии, но вполне могут забыть или счесть ненужным разряжать свой транспорт, когда ВИЭ не справляются с потреблением сети.Надо еще добавить, что в такой схеме владельцев ЭМ не будет уверенности в том, что машина будет заряжена в тот момент, когда она понадобится.В итоге компромисс между обязанностями электромобилей, как транспорта и как буфера сети выглядит натянутым. В результате, похоже, очень небольшая часть запасенный в машинах энергии будет доступна для балансировки, что в общем-то означает, что ЭМ никаким образом не решают проблему переменчивости ВИЭ.Есть еще и ряд проблем, связанный с инфраструктурой, которая нужна для широкого внедрения электротранспорта. Простые прикидки показывают, что потребуется как минимум удвоение мощности сетей, обеспечивающих домохозяйства электроэнергие [в реальности скорее учетверение, т.к. сети массово ориентируются на 1-1,5 киловатта на домохозяйство, а нужно будет 4-6 - tnenergy]. К этим расходам, возможно, придется добавить еще и субсидирование. Наконец, фактически необходимо будет внедрять смарт-грид, чтобы потребление ЭМ не приходилось бы на пики и в идеале бы балансировало хоть как-то перегенерацию ВИЭ. Наконец, необходимо посмотреть и на другой конец задачи - а выпустит ли автоиндустрия достаточное количество электромобилей? Судя по прикидкам NASDAQ (показаны на картинке ниже) - нет. В 2040 году ожидается всего около 400 миллионов электромобилей, при общем количестве в 2 миллиарда легковушек. Похоже, что законодатели ЕС, немецкого Бундестрата и нижней палаты голландского парламента работают, отталкиваясь от неправильного понимания, что Европа плывет в яркое зеленое будущее и электромобили являются его частью. Не похоже, что они задумываются о проблемах объема субсидирования, изменения трендов и реальной установки мощностей ВИЭ, что скорее всего заставит поменять решения по электромобилям еще раз. По сути европа повторяет путь Калифорнии, которая приняла в 1990 году закон, требующий, чтобы “автомобили с нулевой эмиссией СО2” (т.е. электромобили по сути) составляли 2% продаж в 1998, 5% в 2001 и 10% в 2003. Этот закон был отменен, когда в реальности никаких процентов продаж электромобилей не случилось.

Выбор редакции
27 октября, 14:31

Промежуточный шаг

Как заявил в среду Минэкономразвития Алексей Улюкаев, подготовка к приватизации «Роснефти» завершится по плану в начале декабря текущего года. Президент России Владимир Путин высказался о возможности покупки Роснефтью собственных акций, заявив, что это станет промежуточным шагом перед «истинной приватизацией». Конечными покупателями могут оказаться индийская ONGC и китайская CNPC, которые ранее заявляли об интересе к покупке доли в «Роснефти». Однако председатель […]

24 октября, 18:38

Очередной обзор по нефти и газу от Александра Хуршудова

Основная тема - запасы и статистика: http://khazin.ru/articles/140-neft-i-gaz/27936-ja-bolshe-ne-doverjaju-ekspertam-bp .

19 октября, 20:59

Леонид Ивашов. Предчувствие ядерной войны?

Леонид Ивашов. Предчувствие ядерной войны?https://youtu.be/3gNeAZW8VNEБеседа главы Академии геополитических проблем Леонида Ивашова и Максима Калашникова: будет или не будет? И чего действительно опасаться?

18 октября, 23:42

Экономика. Курс дня. Эфир от 18 октября 2016 года

Ставка на технологии и на покупку технологий. Об этом говорил Владимир Путин на съезде "Деловой России". Обсудим тему и с генеральным директором Агентства по технологическому развитию Максимом Шерейкиным. Нефть по 50-60: именно такой диапазон Саудовская Аравия назвала достаточным и для бюджета и для развития мировой экономики. Джанет Йеллен дала пищу для ума. Послушав главу ФРС, Bank of America советует перекладывать деньги из облигаций – в реальные активы.

17 октября, 09:20

Очередной обзор по нефти и газу от Александра Хуршудова

Кривовато в плане ТА, но всё же (ред.)   Когда неделю назад котировки Brent пробили вверх сильную поддержку на $52,6, продолжение роста стало неизбежным. Вопрос состоит в том, сохранит ли растущий тренд темпы этого года или замедлится (см. рисунок). Похоже, он замедляется, хотя и не слишком сильно. Если мы не ошиблись с размером трендового канала, то к Новому году Brent должен расположиться в интервале $55-62. Это совсем не плохо. Но впереди зима, которая вряд ли будет теплой третий год подряд. Впереди решение конференции ОПЕК, которая, вероятно, озвучит реальность: наращивать добычу нефти больше некуда. Наконец, продолжается снижение добычи в США. К тому же народившемуся тренду всего два месяца от роду, сейчас он выглядит спокойным ребенком, но при сильных новостях может и ускориться. Тогда я не исключаю заскок цены в район $70, хотя долго она там вряд ли продержится. С другой стороны, давайте подумаем, почему в прошлом кризисе (2008-2009 г.г.) цены резво вернулись на $100 за 2 года, а сейчас за 21 месяц преодолели только половину этой дистанции? Первая причина в том, что тогда энергично действовала ОПЕК. Вторая  серьезнее. За 4 года высоких цен ОГРОМНЫЕ деньги были вложены в нефтяную отрасль. Только в сланцевые игры зашли примерно $300 млрд. В морскую добычу - $1,3 трлн. На шельфе вложения окупаются медленно и для этого надо бурить и добывать, снова бурить и добывать… К примеру, морская платформа Приразломного месторождения в Печорском море строилась 8 лет. Первые скважины пробурили в 2014 году. В прошлом году там добыто 800 тыс. т нефти, а проектный уровень в ШЕСТЬ раз выше. Какой владелец рискнет остановить там бурение и заморозить огромные средства? Нет таких. И не будет. Потому и думается мне, что времена ковбойских скачек, когда цены за год менялись в разы, уже заканчиваются. Разумеется, попытки биржевых спекуляций еще будут, да только новым сказкам про дешевые нефтяные реки уже мало кто поверит. Прочие новости – кратко. Президент Владимир Путин на совещании с правительством 12 октября допустил возможность, что «Роснефть» может выкупить свои акции в ходе предстоящей приватизации. Для этого ей не потребуются займы; по итогам I полугодия на счетах «Роснефти» было $22 млрд (около 1,4 трлн руб. по текущему курсу), большая часть этих денег — предоплата, полученная от CNPC за поставки нефти по контракту 2013 г. Хитрость тут в том, что продать 19,5% огромной компании за оставшееся до конца года время попросту НЕВОЗМОЖНО. Такие сделки готовятся многие месяцы. Именно поэтому нефтяные гранды интересуются покупкой, но никто цену не предлагает.  А деньги в бюджет нужны. Коль они у Роснефти есть, пусть она и выкупит собственные акции и чуток их подержит. А вторая хитрость в том, что нынешняя биржевая капитализация Роснефти ($60 млрд) смехотворно мала. Несчастная Chesapeake Energy, пионер сланцевых пирамид, а ныне перспективный кандидат в банкроты, добывала в 40 раз меньше нефти, имея $30 млрд капитализации. Акции Роснефти будут расти, а вот когда вырастут, можно будет подумать об их продаже.   Иран не ставит перед собой цель потеснить Россию на европейском рынке газа. Об этом заявил сегодня агентству ШАНА заместитель министра нефти ИРИ по вопросам газодобычи, управляющий директор Национальной газовой компании Ирана Хамид Реза Араки. Это разумно. Пока Ближний Восток полыхает войной, строительство газопроводов в Европу нереально, а поставки иранского СПГ в Европу обойдутся дороже, чем в Пакистан или Индию. Исламский банк развития (ИБР) выделит Туркменистану кредит в размере $700 млн для финансирования строительства туркменского участка магистрального газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ). Для России эта новость нейтральна. Рынок Пакистана-Индии от Газпрома далековат, его лучше осваивать поставками СПГ. К тому же на строящейся трассе ТАПИ воюют афганские талибы. Россия расторгла соглашение с Украиной по эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. Указ о разрыве соглашения от 26.07.1995 подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Журналисты посчитали новость сенсацией, а это логическое следствие предыдущих событий. При разделении имущества СССР два трубопровода на территории Украины (Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая) остались в собственности российской Транснефти, точнее, ее дочек. Логика в этом была: при дележке магистральной трубы на два куска оба могут стать ненужными. В 1995 г. вопрос о собственности отложили на неопределенный срок, но подписали межправительственное соглашение о том, что эксплуатация этих участков будет осуществляться подразделениями Транснефти. Трубы безмятежно работали, от них шли налоги в украинский бюджет до тех пор, пока на Украине не произошел переворот. С тех пор Украина пытается в судебном порядке перевести их под свою юрисдикцию. Два года назад Ровенский хозяйственный суд  постановил, что трубопровод «ПрикарпатЗападтранс» принадлежит Украине. «Транснефть» оспорила это решение, но работать стало невозможно. В декабре 2014 года «Транснефть» заявила, что готова закрыть нефтепродуктопровод, проходящий через территорию Украины из-за хищений топлива. Прокачки прекратились, а в прошлом году Транснефть продала своих дочек швейцарской компании International Trading Partners AG, которая находится под контролем  гражданина Германии Анатолия Шефера. Я не исключаю, что новый владелец  лоялен Транснефти и намерен с ней сотрудничать. Но более вероятно, что у него трубу просто отберут. Тогда Украина получает иски из Европы. http://khazin.ru/articles/140-neft-i-gaz/27872-analiz-dvizhenija-kotirovok-nefti-brent-na-15-10-16

15 октября, 21:00

"Геоэкономика": Мировой рынок атомной энергии. От 15.10.16

Подпишитесь на канал Россия24: https://www.youtube.com/c/russia24tv?sub_confirmation=1 Мировой рынок атомной энергии заметно оживился после трагедии на АЭС Фукусима. Тогда, 5 лет назад, многие страны задумались над целесообразностью развития атомных станций. Такие страны как Германия решили полностью от них отказаться. Однако со временем паника прошла, и многие страны могут вернуться к планам постройки атомных энергоблоков, чем может воспользоваться Россия. Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое. Официальный YouTube канал ВГТРК. Россия 24 - это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика и интервью с влиятельнейшими персонами. Смотрите также: Новости в прямом эфире - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaQ73BA1ECZR916u5EI6DnEE Международное обозрение - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaSEmz_g88P4pjTgoDzVwfP7 Специальный репортаж - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaQLdG0uLyM27FhyBi6J0Ikf Интервью - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaReDfS4-5gJqluKn-BGo3Js Реплика - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaQHbPaRzLi35yWWs5EUnvOs Факты - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaR4eBu2aWmjknIzXn2hPX4c Мнение - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaST71OImm-f_kc-4G9pJtSG Агитпроп - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaTDGsEdC72F1lI1twaLfu9c Россия и мир в цифрах - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaRx4uhDdyX5NhSy5aeTMcc4 Вести в субботу с Брилевым - https://www.youtube.com/playlist?list=PL6MnxjOjSRsQAPpOhH0l_GTegWckbTIB4 Вести недели с Киселевым - https://www.youtube.com/playlist?list=PL6MnxjOjSRsRzsISAlU-JcbTi7_a5wB_v Специальный корреспондент - https://www.youtube.com/playlist?list=PLDsFlvSBdSWfD19Ygi5fQADrrc4ICefyG Воскресный вечер с Соловьевым - https://www.youtube.com/playlist?list=PLwJvP0lZee7zYMGBmzUqNn16P71vHzgkU

15 октября, 07:00

Книги Ю.А. Гуторова

https://yadi.sk/d/UL2fnwjSt5yAmГуторов Ю.А. О моем пути в науку и не только (несвоевременные мысли). http://www.gutorov-info.ru/work/Ю. А. Гуторов. Разведка и разработка нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе морей и океановСкачать (.doc, 2.7 Мб)Ю.А. Гуторов. Нетрадиционный взгляд на проблему происхождения месторождений углеводородов в земной кореСкачать (.zip, 12.9 Мб)Ю.А. Гуторов, А.В. Шумилов. Организация системы геофизического мониторинга режимов эксплуатации нефтегазовых скважин на месторождениях Пермского ПрикамьяСкачать (.doc, 17.72 Мб)Текст интервью с Ю.А.Гуторовым в журнале «Промбезопасность – Приуралье» №2 от 2011 г.Скачать (.doc, 0.04 Мб)Текст беседы общественного корр. газеты «Нефтяные вести»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья Ю.А. Гуторова, Х.К. Самигуллина в газете «Октябрьский нефтяник» от 24.12.2010г. «Перспективы разработки нижнепермских отложений»Скачать (.doc, 0.04 Мб)Статья Ю.А.Гуторова, Г.Н.Филиди в газете «Октябрьский нефтяник» от 28.10.2010 г. «Нефтяная долина» — в ОктябрьскомСкачать (.doc, 0.03 Мб)Статья Х. К. Самигуллина в газете «Октябрьский нефтяник» от 15.12.2010 г. «Путь к росту интеллектуально-технического потенциала города»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья Х. К. Самигуллина в газете «Октябрьский нефтяник» от 11.03.2011 г. «Черное золото» под ногами»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья Т. Р. Камалетдинова в газете «Октябрьский нефтяник» от 12.02.2011 «Инновационные образовательные технологии в рамках проекта «Нефтяная долина»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья в газете «Октябрьский нефтяник» от 04.05.2011Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья А. Тимашева в газете «Октябрьский нефтяник» от 19.04.2011г «Современные проблемы нефтедобычи и пути их эффективного решения»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья А.А. Шакирова в газете «Октябрьский нефтяник» от 11.02.2011г. «Перспективы создания в Октябрьском «Нефтяной долины»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Статья А. Гимазетдинова, М. Хуснутдинова в газете «Октябрьский нефтяник» от 12.01.2011г. «Нефтяная долина» — реальный проект»Скачать (.doc, 0.03 Мб)Ю.А. Гуторов, Д.В. Новоселова. Технология повышения нефтеотдачи на основе применения одновременно-раздельной эксплуатации многопластовых объектовСкачать (.doc, 3.52 Мб)Ю.А. Гуторов, Л.Р. Фурсова. Технология повышения нефтеотдачи посредством гидродинамического воздействия на продуктивный коллекторСкачать (.doc, 10.15 Мб)Ю.А. Гуторов, Л.Г. Рахмаев. Технология повышения нефтеотдачи посредством проведения водоизоляционных работ в призабойной зоне добывных и нагнетательных скважинСкачать (.doc, 3.46 Мб)Ю.А. Гуторов, Р.Н. Сулейманов. Технология повышения нефтеотдачи посредством виброволнового воздействия на продуктивный коллекторСкачать (.doc, 10.68 Мб)Ю.А. Гуторов, Д.Р. Дмитрюкова. Технология повышения нефтеотдачи посредством глубокого дренирования продуктивного коллектораСкачать (.doc, 6.66 Мб)Ю.А. Гуторов, Л.С. Байбулатова. Технология повышения нефтеотдачи посредством нестанционарного заводнения продуктивного коллектораСкачать (.doc, 8.71 Мб)Ю.А. Гуторов, Г.Р.Измайлова. Технология повышения нефтеотдачи посредством термобарического воздействия на продуктивный коллекторСкачать (.doc, 5.33 Мб)Ю.А. Гуторов, И.Х. Гимаев. Современные технологии добычи горючих сланцевСкачать (.doc, 3.69 Мб)Ю.А. Гуторов, И.Х. Гимаев. Современные технологии добычи природных битумов и высоковязких нефтейСкачать (.doc, 3.52 Мб)Ю.А. Гуторов, С.Б. Светлякова. Методика оптимизации технологий повышения нефтеотдачи продуктивных коллекторовСкачать (.doc, 7.15 Мб)Ю.А. Гуторов, А.В. Шумилов. Контроль технического состояния скважин геофизическими методамиСкачать (.doc, 19.36 Мб)Беккер Р.Х., Гуторов Ю.А., Янгирова З.З., Новоселова Д.В. Управление реологическими свойствами углеводородов в пластовых условияхСкачать (.doc, 7 Мб)А.А. Шакиров, Ю.А. Гуторов. Современный геофизический информационно-коммуникационный комплекс для гидродинамических исследований коллекторов нефти и газаСкачать (.doc, 84.16 Мб)Ю.А. Гуторов, А.М. Гильманова. Современные геофизические аппаратурные комплексы на базе акустического метода для исследования нефтегазовых скважинСкачать (.doc, 35.37 Мб)Г.Н. Филиди, К.Г. Филиди, Ю.А. Гуторов. Современная техника и технология отбора керна, сверлящей перфорации и глубокого дренирования пластов в нефтяных скважинахСкачать (.doc, 42.63 Мб)Гуторов Ю.А. Проблемы комплексной автоматизации технологии разработки нефтяных месторождений на основе современных информационно–коммуникационных систем управленияСкачать (.zip, 4.62 Мб)http://www.gutorov-info.ru/science/П.А. Ларин, Ю.А. Гуторов, С.Н. Якунина. Проблемы качественного крепления нефтегазовых скважин сложного профиляСкачать (.zip, 112.67 Мб)Ю.А.Гуторов, А.Ф.Косолапов, В.К.Утопленников, Р.М.Идиятуллин. Преспективы и пути расширения углеводородно–сырьевой базы Урало-Поволжья на основе применения нетрадиционных технологий добычиСкачать (.doc, 12.8 Мб)Гуторов Ю.А. Особенности технологии строительства, исследования и эксплуатации боковых и горизонтальных стволов в нефтегазовых скважинахСкачать (.zip, 28.21 Мб)Ю.А. Гуторов, А.Ф. Шакурова. Основы технологии гидроразрыва пластов в нефтяных и газовых скважинахСкачать (.zip, 4.54 Мб)Гуторов Ю.А., Гуторов А.Ю. Воронова Е.В. О механизме формирования остаточных запасов в терригенных коллекторах нефтяных месторожденийСкачать (.zip, 38.6 Мб)Ю.А. Гуторов, Е.В. Воронова. Математическое моделирование и САПР в нефтяной и газовой промышленностиСкачать (.doc, 13.66 Мб)Гуторов Ю.А., Гуторов А.Ю. Информационный контроль и сопровождение капитального ремонта нефтегазовых скважинСкачать (.zip, 10.26 Мб)Ю.А. Гуторов. Геофизическое информационное обеспечение технологии цементирования обсаженных скважин на основе передового зарубежного опыта.Скачать (.doc, 29.49 Мб)http://www.gutorov-info.ru/science/?PAGEN_1=2