ТЭК и Большая энергетическая война
ТЭК и Большая энергетическая война
Тема
Макроэкономика
Выбор редакции
24 марта, 22:02

Самая глубокая в мире нефтяная скважина: 40 000 футов (vadim44622)

На самой глубокой золоторудной шахте (http://money.visualcapitalist.com/descend-worlds-deepest-gold-mine/), 2,5 мили (4 км) ниже поверхности Земли шахтеры добывают руду из жил шириной 30 дюймов (0,8 м). Глубина впечатляет, но она ограничена возможностями человека. Продвижение глубже становится опасным (тепло, влажность, сейсмическая активность). К счастью, нефтяная промышленность не имеет таких человеческих ограничений и бурение вглубь земной коры ограничено только технологиями.81 комментарий

24 марта, 17:10

Убытки Toshiba от ядерного бизнеса оценены в $9 млрд

Toshiba все же решила обанкротить дочернюю компанию Westinghouse Electric, которая принесла японскому конгломерату многомиллиардные убытки. Процедура банкротства нанесет дополнительный финансовый урон до 1 трлн иен (около $9 млрд)

23 марта, 23:03

Новый рекорд добычи сланцевого газа в США

Предварительные данные Energy Information Administration указывают на новый рекорд добычи "сухого" сланцевого газа, достигнутый в феврале 2017 года. Почти 40% составляет доля месторождения Marcellus, добыча на котором тоже вышла на рекордный уровень. По прогнозам журнала "Газпром" американский "сланцевый пузырь" должен был лопнуть не позднее начала 2014-го. Сказано - сделано! Через год редакция журнала сообщила, что добыча природного газа в США (в том числе и сланцевого) неуклонно снижается :)В 2014 году Marcellus стал больше Заполярного. Вопреки надеждам "патриотично настроенных" ботов, добыча газа на Marcellus с тех пор выросла...

23 марта, 16:53

Электромобили в России: удел энтузиастов?

Что мешает увеличить парк легкового электротранспорта до 200 000 штук к 2020 году

23 марта, 15:08

Нефтяное «СКОЛКОВО»

Расходы на научные исследования и технологические разработки в отечественном нефтегазе не сопоставимы с затратами ведущих западных нефтегазодобывающих корпораций. На Россию приходится 10-12% глобальной нефтедобычи, но всего 2-3% от общемировых инвестиций в создание новых нефтегазовых технологий. Чтобы преодолеть такое отставание, необходимо создавать инновационные кластеры. Сегодня такой опыт реализуется на базе фонда «СКОЛКОВО», среди резидентов которого уже […]

Выбор редакции
21 марта, 16:01

Чистая прибыль "Транснефти" в 2016 году по МСФО выросла на 62,4% - до 232,9 млрд рублей

Чистая прибыль "Транснефти" в2016 году по МСФО выросла на 62,4% по сравнению с 2015 годом, составив 232,9 млрд рублей, говорится в сообщении компании. Выручка компании за отчетный период достигла 848,1 млрд рублей, что на 4% выше аналогичных результатов 2015 года. Прибыль до налогообложения составила 301,4 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2015 году. Показатель EBITDA группы за 2016 год вырос на 37,3 млрд рублей, или 10,0% "В основном за счет роста выручки от оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов и снижения операционных затрат", - отмечаетсяв сообщении.

21 марта, 11:33

Кто спасёт возобновляемую энергетику? Истина в модели

Человечеству хочется всего, побольше и аппетит растёт экспоненциально. А любые потребности подразумевают и энергию: если 100 лет назад человечество потребляло 50 эксаджоулей в год, сегодня 500 ЭДж, то где достать 5000 ЭДж к концу века и так далее? Перефразируя классика: “Бесконечность энергии лучше конечности наличием бесконечности”. На данный момент существует несколько решений и одно из них это Возобновляемые Источники Энергии (ВИЭ).Электрогенерация эпохи ХХ века имеет фундаментальные недостатки, требующие современного решения: где-то в связи с глобальным потеплением дневные температуры поднимутся до +60, кого-то затопит поднявшимся океаном. России это касается мало, но наши соотечественники гибнут в угольных шахтах, сокращается продолжительность жизни населения из-за выбросов тепловых электростанций и так далее. Иными словами, обсуждаемый вопрос для всех важен и холиварен, и мы постараемся пролить немного точности и конкретных цифирок на него.Эксперименты с ВИЭ - есть результатыНапример, Дания удовлетворяет уже почти половину своего годового электропотребления за счёт ветряной энергии. Единственную проблему ВИЭ - непостоянство генерации - страна решает импортом электроэнергии у соседей, которым больше повезло в этот момент с ветром, солнцем или ещё чем-нибудь. Таким образом, для светлого возобновляемого будущего родилась и нашла частичное подтверждение концепция перетоков, когда одна страна Европы протягивает руку “ветра” или “солнца” другой стране и вроде все счастливы, да ещё и с ВИЭ. Концепция перетоков может работать только в случае ветряной энергии, так как солнце ночью “выключается” над достаточно большой территорией. Но помимо перетоков электроэнергию (э/э) можно аккумулировать.На словах концепции перетоков и аккумуляции хороши, а что будет на практике в случае, например, Германии? Если для маленькой Дании у соседей всегда найдётся лишний гигаватт, то найдутся ли у соседей лишние 60 гигаватт для Германии? А сколько нужно аккумуляции? Гипотезы проверяются экспериментом, для чего нам понадобилась бы вторая Европа с альтернативной энергосистемой. Поэтому мы решили смоделировать всё описанное выше: перетоки ветряной энергии между европейскими странами и аккумуляцию в условиях реальной ветряной и солнечной генерации.Перетоки между странамиПредставим себе, что ветряки и солнечные батареи равномерно стоят по всей Европе и вся территория окутана многочисленными линиями электропередач, позволяющими перебрасывать электроэнергию с одного конца Европы на другой. При штиле в Германии крутится ветряк в Англии, а если безветрие и там, то выручает Испания. Или Греция. Мы взяли реальные данные генерации с ветряков по нескольким европейским странам за 2015-й год, нормировали их на одинаковую мощность и выровняли между странами - получилась более ровная генерация, эмулирующая перетоки между странами. Например, январь:Генерация с ветряков выровнялась, но эффект умеренный: различия между соседними минимальными и максимальными уровнями трёхкратны. При этом, потребление электроэнергии тоже неравномерно и совместно с неравномерностями “ветра” образуются ещё большие дисбалансы. Для построения же “ветряной Европы” выровненную генерацию нужно увеличить и дисбалансы будут очень существенны. Ниже график разных увеличений генерации, где за единицу принят выровненный и нормализованный ветер по европейским странам:Шестикратный “ветер” в целом чуть ниже потребления и образуются провалы, когда ветряная генерация обеспечивает только 30% от нужд. Если же попытаться закрыть эти провалы девятикратным “ветром”, то всё равно будут дыры в 100 ГВт, а избыток генерации составит 20%. Первые нужно чем-то крыть, а вторые это просто потерянная энергия, увеличивающая себестоимость. То есть, концепция “перетоков” сама по себе не решает.Аккумуляция и модельВторой способ обеспечить постоянство ВИЭ это аккумуляция электроэнергии в периоды высокой генерации и разрядка при низкой. На словах, опять же, звучит здраво, но судья гипотезе - эксперимент. Предлагаемая модель работает просто: если генерация с выровненного и нормализованного “ветра” и “солнца” больше чем потребление электроэнергии, то идёт зарядка аккумуляторов. Если меньше, то разрядка. Потребление и солнечная генерация тоже взяты с реальных почасовых данных европейских стран за 2015-й год.Если сумма не дотягивает до потребления, а аккумуляторы пусты, то включается газовая генерация - без неё никак, не помирать же. Газовые ТЭС - друг ВИЭ и в отличие от угольных электростанций они встречаются в любой модели, посвещённой будущим энергосистемам. Во-первых, они могут окупаться, работая лишь пару недель в году - угольные так не могут из-за неподходящей структуры себестоимости (высокая доля капитальных расходов). Во-вторых, у газовых ТЭС гораздо меньше вредных выбросов.Играясь с моделью можно увидеть, что полностью перевести электрогенерацию на ВИЭ крайне сложно. Перебрав 30000 комбинаций кратности “ветра”, “солнца” и объёма аккумуляции, мы нашли наиболее дешёвую для полного удовлетворения электропотребления за счёт ВИЭ. А именно: 12-кратный “ветер” (1230 ГВт), 7-кратное “солнце” (385 ГВт) и 3000 ГВт*ч аккумуляции (⅔ среднесуточного потребления). Для февраля, одного из самых неудобных месяцев, всё выглядит так:Что бросается в глаза при данном сценарии:1. Генерация с ветряков почти постоянно превышает потребление. Это потребовалось для закрытия редких провалов, когда ветер ослабевает по всей Европе (11-12 февраля). В теории, провалы можно закрывать с помощью увеличенной солнечной генерации или большей аккумуляции, но получится дороже. Поэтому в данном раскладе теряется 44% электроэнергии, которая не влезла ни в потребление, ни в аккумуляцию.2. Аккумуляторы простаивают без дела: постоянно забиты и за год только 8,5 циклов зарядки/разрядки (1% от всего потребления электроэнергии). Раз простаивают, значит вложения сложно окупить и с аккумуляторов электроэнергию придётся продавать в 25 раз дороже.3. Главную роль играет “ветер” (подобие базовой генерации), а солнце на подмоге. Если считать по установленной мощности (ГВт), то “ветра” в 3 раза больше, если по генерации электроэнергии (ГВт*ч), что корректнее, то “ветра” в 6 раз больше.4. Из-за первых двух факторов себестоимость электроэнергии выросла с идеальных $77 за МВт*ч (заложенных в модель как нечто среднее по реальной себестоимости) до $205. Стоимость инфраструктуры для выравнивания играет небольшую роль, так как меркнет на фоне нескольких триллионов долларов на “ветер”, “солнце” и аккумуляцию - именно во столько это обойдётся при текущих ценах. И десятки лет на производство, если забыть об остальных покупателях.По размеру и сложности описанная энергосистема (целиком на ВИЭ) больше подойдёт даже не середине ХХI века, а концу, и, скорее всего, наше поколение будет лицезреть соседство квантовых компьютеров, искусственного интеллекта и “кипятильников” на угольных и газовых электростанциях.Таким образом, как и упоминалось в наших прежних публикациях и концепции “Мира на пике”, человечеству придётся ещё много десятилетий выжимать последние соки из традиционных источников энергии. К слову, текущий ориентир передовой Германии по доле ВИЭ в 2050 году это 80%.Нет худа без добраНо есть и положительные моменты. Сложность энергосистемы с ростом доли ВИЭ растёт нелинейно и переход от текущей доли в модели в 16% к тем же 80% проще, чем от 80% к 100%. Прогон по комбинациям с долей ВИЭ в 80% дал такие результаты оптимального сочетания: 615 ГВт “ветра” (6х), 165 ГВт “солнца” (3х), 193 ГВт газовой генерации и отсутствие аккумуляции. Тот же февраль:Потери составляют относительно скромные 6%, а себестоимость электроэнергии - $102,5 за МВт*ч. Превышение над идеалом составляет $25 за МВт*ч, куда входят потери и выравнивание, а также установка и использование газовой генерации.Этот сценарий проливает свет и на необходимость резервировать ВИЭ традиционной генерацией, в нашем случае - газовой. Максимальное потребление в модели составляет 267 ГВт, а газа придётся установить под 200 ГВт. То есть, несмотря на идеальное выравнивание и доли ВИЭ в 80%, почти всю энергосистему придётся резервировать традиционной генерацией.Касательно отсутствия аккумуляции: на данный момент это банально очень дорого (в модель заложена цена в $250 за кВт*ч). Во-вторых, “ветер” плохо дружит с аккумуляцией: периоды сильного и слабого ветра длятся днями, соответственно и объём аккумуляторов нужен на несколько дней потребления (10’000-20’000 ГВт*ч). Для сравнения - современные мировые производственные мощности составляют около 100 ГВт*ч в год. Такой объём будет редко и мало использоваться, а значит будет сложно окупить. Лучше с аккумуляцией дружит “солнце”, которое будет заряжать и разряжать аккумы каждый день, но из-за низкой зимней инсоляции их придётся ставить слишком много и летом энергия будет теряться, увеличивая себестоимость.Конечно, данная модель много чего не учитывает и вряд ли вся Европа будет окутана интерконнекторами на десятки ГВт - нас интересовали концепции на принципиальном уровне и общая ситуация. В мессенджере “телеграм” мы запустили бота(Celado_bot), в чате с которым можно лично смоделировать поведение энергосистемы, задав интересующие параметры “солнца”, “ветра” и аккумуляции. Чуть позже такая возможность появится на нашем сайте.Итак, кто же спасёт возобновляемую энергетику? При очень большом желании действительно можно построить энергосистему полностью на ВИЭ, спустив на “спасение” концепции несколько триллионов долларов (в текущих ценах) и в результате поиметь заоблачные цены на электроэнергию. При долях меньше 100% спасти ВИЭ может тотальное резервирование газовой генерацией.Вячеслав Лактюшкин, специально для celado.ruСледите за нашими публикациями в соцсетях:

21 марта, 10:53

АЛЕКСАНДР ХУРШУДОВ: России уже нет смысла заключать со странами ЕС долгосрочные договора на поставку газа

Москва. Под угрозой штрафов со стороны Еврокомиссии… Газпром согласился радикально пересмотреть ценовую политику для Восточной Европы и Прибалтики, сообщила пресс-служба Еврокомиссии. Стоимость газа в контактах с Польшей, Литвой, Латвией, ...

Выбор редакции
21 марта, 09:30

Прирост запасов становится секретным?

Некоторые итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2016 году (из презентации Минэнерго)

21 марта, 00:21

Энергетику убеждают перестроиться // МЭА и IRENA оценили баланс вложений и выгод для сектора

Инвестировав $29 трлн в перестройку энергетической системы, мировая экономика к 2050 году сможет нарастить темпы роста на 0,8 процентного пункта, а накопленный эффект от изменений отрасли составит $19 трлн. Такие данные представлены вчера в Берлине в исследовании Международного энергетического агентства (МЭА) и Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Ключевые направления таких инвестиций -- поддержка энергоэффективности, развитие возобновляемой энергетики (ВИЭ), строительство "умных" распределительных сетей.

19 марта, 18:19

Самое большое в мире судно на солнечных батареях

Немецкие инженеры построили самый большой в мире корабль под названием Planet Solar Türanor, который работает на солнечных батареях и является экологически чистым и бесшумным.Через 14 месяцев и 68 000 рабочих часов после закладки судна в начале 2009 года на кильской верфи Книерим состоялся  спуск на воду PlanetSolar Turanor, . 31 марта 2010 года был завершен самый эффектный и инновационный проект в истории судостроения. Гиганский катамаран «Tûranor PlanetSolar» после освящения был выпущен в кильские фьорды. Совершив несколько испытательных походов, «Tûranor PlanetSolar» в начале мая 2010 был представлен широкой общественности в связи с 821-летием порта Гамбург.К этому моменту еще отсутствовали крылья с дополнительными фотогальваническими моделями, в заключение они были установлены и прошли испытания в ходе плавания из Северного в Средиземное море до порта Монако. Оттуда Tûranor PlanetSolar стартовал 27 сентября 2010 года в кругосветное плавание. Международный экипаж катамарана состоит из шести человек, среди них швейцарский проектировщик Рафаэль Домьян.Совершая кругосветное плавание, которое закончилось чуть более года назад, морское судно PlanetSolar Turanor, передвигающееся исключительно за счет солнечной энергии, установило несколько мировых рекордов. К этим рекордам относится рекорд дальности плавания и рекорд по скорости пересечения Атлантического океана судном на солнечной энергии. Теперь же, судно PlanetSolar, которое, кстати, является самым большим в мире судном на солнечной энергии, установило новый рекорд, побив один их своих собственных рекордов, установленный еще в 2010 году.Катамаран PlanetSolar вышел в море 25 апреля 2013 года из порта Лас-Пальмас, Испания, принимая участие в научной океанографической экспедиции. Спустя 22 дня, 12 часов и 32 минуты, судной, пройдя в общей сложности путь в 5310 километров, 18 мая 2013 года достигло острова Святого Мартина во Французской Вест-Индии.Два электродвигателя, получающие энергию от фотогальванических элементов, общей площадью 537 квадратных метров, позволяли судну, длиной 31 метр и шириной 15 метров, двигаться со средней скоростью 5.3 узла, хотя максимальная скорость, которую может развить судно PlanetSolar Turanor, составляет около 14 узлов.Следует заметить, что в идеальном случае судно могло пересечь Атлантический океан еще быстрее, но команда вела судно не по самому короткому и прямому маршруту, будучи вынужденной менять курс, избегая областей с сильными ветрами, большим волнением поверхности океана и другими неблагоприятными метеорологическими условиями. Из-за вынужденных изменений курса движения судна PlanetSolar общее пройденное расстояние увеличилось приблизительно на семь процентов.Несмотря на все трудности и неприятности судну PlanetSolar Turanor удалось побить свой собственный официальный мировой рекорд, сократив время пересечения Атлантического океана на 4 дня, 6 часов и 39 минут. «Трудно и не очень корректно сравнивать оба случая пересечения судном PlanetSolar Атлантического океана, ведь они проводились в разное время года при различных условиях окружающей морской среды» — рассказывает капитан Жерар д’Абовиль (Gerard d’Aboville), — «Но уроки, полученные во время кругосветного плавания, не прошли бесследно. Они позволили нам произвести модернизацию всех основных узлов судна, в частности двигательной установки, что сильно увеличило возможности судна и его характеристики».Ультрасовременное транспортное средство – судно, корпус которого состоит целиком из пластмасс, армированных углеродным волокном, было построено фирмой Knierim Yachtbau GmbH  в Киле. Подразделение Knierim Tooling изготовило пресс-форму для корпуса судна с помощью пятиосной фрезеровальной установки с точностью до десятой доли миллиметра. Огромный катамаран длиной 31 метр, шириной 15 метров и высотой 6,1 метров на сегодняшний день является крупнейшим в мире, когда-либо построенным судном на солнечной энергии.Конструктор судна, новозеландец Крэг Лумес с фирмы Lomocean Design, создал модель катамарана по принципу Wavepiercer («протыкатель» волн). Это означает, что оба поплавка катамарана при волнении на море разрезают волны, а не всходят на них. Испытатели из компании Germanische Lloyd (GL) дали на это свое разрешение. Главный корпус катамарана лежит над поверхностью воды, что придает судну Tûranor PlanetSolar вид тримарана. Чтобы придать «протыкателю волн» необходимую жесткость, прочность и уменьшить его вес, что важно для экономного режима работы привода, при выборе материалов конструктор не пошел на компромисс. Все детали конструкции 95-тонного судна состоят из композиционного материала – пластика, армированного углеродным волокном.«Было израсходовано 20,6 тонн углеродного  волокна, 11,5 тонн пенопласта и 23 тонны эпоксидной смолы и отвердителя. Это даже для наших сотрудников непростая задача», – говорит управляющий фирмы Knierim Штеффен Мюллер. Оболочка главного корпуса представляет собой сэндвич с покровным слоем из углеродных волокон толщиной 4 мм (двухосно и однонаправленно), и сердечником из 50 мм ПВХ-пенопласта Airex C70.130 высокой плотности. Такое соотношение толщины покровного и внутреннего слоев вместе с высокопрочным сердечником придает деталям конструкции необходимую прочность и легкость.Инициатором и спонсором проекта стоимостью 14 миллионов евро стал предприниматель Иммо Штрёер из Дармштеттера, которому принадлежит швейцарская инвестиционная компания Rivendell, которая вкладывает средства главным образом в проекты, связанные с возобновляемыми видами энергии и экологически чистыми технологиями. В том числе в берлинское предприятие по производству солнечных батарей Solon AG. Эта фирма и поставила солнечные коллекторы для катамарана Tûranor PlanetSolar. Около 537 квадратных метров поверхности судна покрыто 825 модулями, содержащими около 38 000 солнечных батарей. Достаточно для максимальной мощности 127 л.с. в пересчете на лошадиные силы.Чтобы корабль мог соответствовать поставленным высоким требованиям и прославить своих разработчиков как пионеров в освоении солнечной энергии, были использованы инновации как в области конструкции, так и материалов. Tûranor PlanetSolar снабжен высокоэффективными литиево-ионными батареями фирмы Gaia Akkumulatorenwerke GmbH из Нордхаузена,  которые еще никогда не производились таких размеров. Шесть накопительных блоков накапливают энергию 1,1 мегаватт-час и весят целых 11 тонн. Автомобильные батареи такой же емкости весили бы около 77 тонн.Аккумуляторы питают четыре электродвигателя – по два на каждый приводной вал. Последние развивают максимальную мощность 2 х 10 и 2 х 60 кВт, достаточную для скорости хода около 7 узлов (примерно 13 км/ч при номинальной мощности 20 кВт). Здесь следует отметить выдающийся выход мощности: КПД составляет 92 процента. Два пропеллера из углеродных волокон, изготовленные фирмой Voith Turbo Advanced Propeller Technologies GmbH & Co. KG из Ростока, наполовину выступают из воды, они в два раза больше обычных гребных винтов и вращаются очень медленно. Руль в открытом море не нужен, так как судно управляется регулируемыми пропеллерами и скоростью вращения двух винтов.Для укрепления солнечных элементов на поверхности 537 м² был применен особый метод. Так как корпус судна должен быть гибким, чтобы иметь возможность прогибаться в зависимости от нагрузки, например, при волнении на море, фотогальванические панели должны быть установлены так, чтобы эта способность корпуса сохранилась, и панели не повредились. Поэтому фотогальванические модули еще в процессе производства на заводе производителя были наклеены на ламинированные с обеих сторон ПВХ-сэндвичпатени.Для установки ФГ-модулей решили использовать клей фирмы Sika, фирма Knierim имеет большой опыт работы с ним.Поверхности подвергли предварительной обработке. Прочность клеевого соединения была испытана в техническом отделе подразделения K&D Industry фирмы Sika.Предварительная обработка поверхностиПодшлифовка абразивной шкуркой Scotch Brite veryfine/ K 100;Очистка и активация покрытой 2-компонентным акриловым лаком поверхности активатором фирмы Sika;По результатам клеевого теста от дополнительного нанесения праймера можно отказаться.По истечении времени для испарения растворителя на палубу направленными валиками нанесли белый однокомпонентный полиуретановый клей Sikaflex-292 для приклеивания укрепленных на сэндвич-панелях фотогальванических модулей.На поверхность 537м² потребовалось полтонны ПУ-клея. Sikaflex-292, разработанный специально для кораблестроения, отверждается во влажных условиях, обладает отличными адгезионными свойствами, способностью выдерживать большие механические нагрузки и отвечает всем требованиям Международной морской организации (IMO).Остекление кабины фирмой GL Yachtverglasung, Хальстенбек производилось также посредством полиуретановой системы фирмы Sika. Установка изогнутых стеклопакетов из минерального стекла потребовала особой тщательности. Стекло должно соответствовать всем предписаниям и нормам Международной морской организации (IMO) и классификационных комиссий в отношении его области применения. Клеевой слой на поверхности сцепления стекла должен быть защищен от УФ-излучения. Это обеспечивает кромка с трафаретной печатью. Поверхность стекла была предварительно обработана, как описано выше, затем была нанесена грунтовка Sika Primer-206 G+P.Разработанный для применения на море клей Sikaflex-296 – это эластичный, допускающий большую нагрузку, выравнивающий отклонения от допуска 1-К-клей на ПУ-основе, высыхающий на влажном воздухе. Он отвечает всем требованиям Международной морской организации (IMO). Sikaflex-296 пригоден для первичного остекления и ремонтных работ всех типов минерального стекла в кораблестроении.Материал из журнала FAPU № 5, 2011 года , а так же http://www.dailytechinfo.org/news/4837-planetsolar-sudno-na-solnechnoy-energii-ustanavlivaet-novyy-rekord-po-skorosti-peresecheniya-atlanticheskogo-okeana.htmlhttp://www.etoday.ru/2010/04/planet-solar.phpСамое время мне будет вам напомнить про Солнечный самолет и про Яхту «Adastra» под управлением iPhone, а так же еще про несколько интересных яхт: Самый быстрый парусник в мире и Мальтийский Сокол (Maltese Falcon)

Выбор редакции
19 марта, 12:23

Давайте нарежем немного нефти...

Слева — разрез головы человека. Справа — разрез двух буровых кернов, из слоёв Среднего Баккена (вверху) и из более бедного слоя Три Форкс того же месторождения Баккен. Нетрудно увидеть, что в Три Форкс нефти втрое меньше, чем в Среднем Баккене.За истёкший месяц я решился на осуществление своей даавней мечты (и не менее давнего хобби) — и решил-таки обновить свои подходы к неисчерпаемой теме 3D-моделирования и 3D-визуализации, благо наш мир всё-таки пока ещё хоть и в значительной мере цифровой, но уж точно — не плоский лист экселовского формата.Поэтому мне всегда интересно читать выкладки тех замечательных людей, которые спокойно укладывают на формат листа электронной таблицы последовательные ряды чисел, а потом на основании их анализа считают, что описали некое явление «с достаточной степенью предсказательной силы». Мол, вот видите, сюда нас ведёт функция, начинающаяся вот тут и вполне укладывающаяся в существующий ряд данных, который и завтра будет идти в том же самом направлении.Хотя, если бы так действовал пилот какого-нибудь «Боинга-747», идущего на посадку, то он бы гарантировано бы угробил самолёт уже при первом приземлении, ровно в такой же логике: «А что, прошлый же опыт нам показывает, что мы всё время уверенно снижались и сбрасывали скорость!». А тут, нате вам: встреча с поверхностью взлётной полосы или потеря подъёмной силы крыла при слишком низкой скорости.Вот и я об этом же. Кроме числового ряда в электронной таблице, который вполне точно предсказывает поведение какого-нибудь явления природы, есть ещё и масса иных, скажем так, трёхмерных ограничений, внутри которых этот самый экселовский лист живёт.Для начала — с чем спорим и что критикуем.Мой хороший друг Вячеслав Лактюшкин (plaksiva9tr9pka и сообщество mirvn) написал весьма достойную статью, в которой он провёл анализ поведения количества буровых и объема добычи так называемой американской «сланцевой» нефти (нефти труднопроницаемых коллекторов) в зависимости от цены на «чёрное золото».Модель эта интересна тем, что показывает значительную инерционность падения / роста добычи в зависимости от цены нефти и, как следствие, от количества активных буровых. Объяснение этого явления достаточно тривиально: фактически существующий уровень добычи нефти на месторождении — это некая набранная «скорость» добычи, определяемая массой уже введённых в эксплуатацию и дающих нефть скважин, а количество буровых — это лишь педаль «газа» (и, как показывает выбранная модель и «тормоза»), с помощью которой месторождение можно либо ещё больше «разогнать» в вопросе скорости добычи нефти, либо «притормозить» его за счёт недостаточного бурения.В этом же исследовании просчитан и тот момент, в который педаль газа числа буровых превращается в педаль тормоза: если снизить число буровых до 15% от пиковых значений 2013-2014 годов, то добыча на труднопроницаемых коллекторах начнёт падать — сказывается тот неприятный факт, что старые скважины на сланце (а «старой» любая сланцевая скважина становится уже на 3-4 год) дают достаточно стабильный, но столь же стабильно и уменьшающийся год от года суточный выход нефти. Поэтому, если не бурить хотя бы 15% от пика, то добыча сланца будет монотонно, но неумолимо сокращаться.В случае же 10%, а тем более, 5% буровых падение добычи согласно предложенной модели, приобретёт обвальный характер, что мы и наблюдали в конце 2014-начале 2015 года, когда буровые в США резко обрушились к этим эначениям от пика за полгода до этого.Однако, при всей предсказательной числе такой модели сланцевой добычи она не даёт ответа сразу на несколько вопросов, которые лежат за пределами её числовых серий, упрятанных в ячейки электронной таблицы.Вот они:- Насколько сланцевая добыча в США может изменить глобальное состояние нефтедобычи и разведки нефти?- Насколько долго может существовать модель «бури, детка, бури», в рамках которой и обеспечивается благосостояние сланцевой индустрии в США?- Есть ли жизнь на Марсе вариант повторения сланцевого чуда в других странах?Во-первых, о глобальном рынке и глобальном состоянии дел.Вячеслав достаточно чётко осознаёт тот факт, что его модель описывает весьма скромный сегмент нынешней нефтяной индустрии, дословно сообщая нам в статье:«Если буровые вернутся к историческим максимумам за следующие полтора года, тогда можно получить +3,7 МБ/д в ближайшие годы. Это маленькая цифра, если придётся спасать мир от энергетического голода (4% от мировой добычи нефти), но достаточная для дисбаланса нефтяного рынка.»Для начала скажу, что даже рост на 3,7 миллиона баррелей добычи в день в период «ближайших лет» (а такой сверхоптимистический сценарий подразумевает возвращение 100% буровых к работе и повторение пика 2013-2014 года) вполне покрывается общим ростом потребления нефти в мире, о чём я уже неоднократно писал. При нынешнем уровне добычи и потребления нефти в районе 91-92 млн. баррелей в день и росте на 1,2-1,5% в год уже ближайшие четыре года вполне покрывают ростом потребления искомые 3,7 миллиона баррелей. По второй ссылке есть наглядные интерактивные графики из ежегодных отчётов BP, которые показывают, что весь мир увеличивал потребление на 0,9-1,1 млн. баррелей в день каждый год за последние пять лет. Раньше был и больший рост за год — но теперь у нас на дворе, как вы знаете, кризис.Во-вторых, как вы понимаете, есть два фактора, которые могут повлиять на возврат буровых: это, опять-таки, цена на нефть, которая в любой модели оказывается в обратной зависимости от числа буровых (а буровые, в свой очередь, зависят от цены нефти — классика автоколебательной системы) и возможности самих месторождений по размещению буровых. А вот на этом вопросе я бы хотел остановится поподробнее, так как он и в самом деле уже выходит за пределы простой системы «спрос-предложение».Падение себестоимости добычи сланцевой нефти. Как видите, кризис в отрасли вынудил добычные компании к радикальному сокращению издержек. Открытым остаётся вопрос, насколько в этом замешан геологический фатор.Как вы видите на приведенном графике, за прошедшие после начала сланцевого кризиса три года, компании-добытчики смогли сократить издержки в два-три раза. Скажу сразу — в тексте исследования, в котором приведены такие оптимистичные данные по снижению себестоимости добычи, виден и секрет успеха выживших сланцевых компаний — практически все они вынуждены были максимально зажать капитальные инвестиции, с тем, чтобы уйти от обременительного внешнего финансирования и перестать «жить будущим», что они делали ещё в 2013-м году:Пример кэш-флоу одной из сланцевых компаний. Как видно из графика, компания смогла сбалансировать капитальные издержки (CAPEX, серые) и поступления от операционной деятельности (красные) только к началу 2017 года. При этом даже в последних кварталах 2016-го года компаниям для финансирования операционных издержек приходилось продавать свои активы.Фактически такая ситуация говорит о том, что на протяжении 2014-2016 годов компании самым активным образом избавлялись от малорентабельных активов. Поскольку в кризисной ситуации обычно пытаются для целей выживания продавать низкорентабельные и убыточные активы, речь идёт о том, что добычные компании максимально концентрировали свою добычу на наиболее продуктивных участках. О чём я уже тоже как-то писал — обывательское представление о «бесконечных запасах сланцевой нефти по низкой цене» в корне неверно — нынешний успех сланцевой нефтедобычи базируется на весьма ограниченном наборе месторождений и его расширение ни в ближайшее время, ни в долгосрочной перспективе не планируется. Кроме того, даже в существующих месторождениях есть так называемые «сладкие точки» (sweet spots), вокруг которых, судя по всему, и сконцентрировалась основная активность нефтедобытчиков, связанная с новым бурением. Капитальные издержки на которое, тем не менее, с трудом покрываются доходом от операционной деятельности.Другие же, перспективные сланцевые месторождения и вовсе находятся где-то за пределами текущей экономической ситуации, имея себестоимость добычи в 80-100 долларов за баррель нефти:Баккен-Три Форкс — синяя планка на графике. Как видите, их взвешенная оценка себестоимости (около 55 долларов за баррель) несколько выше нынешних расходов на «сладких точках» Среднего Баккена (29 долларов за баррель) и гораздо ближе к расходам компаний в 2013-м году (66 долларов за баррель).Конечно, выяснить в точности, какую долю в экономию издержек вносит эффект «сладких точек», а сколько даёт кропотливая работа над лишними издержками, научно-технический прогресс и совершенствование существующих технологий, достаточно затруднительно, но грубую оценку можно вывести из из приведенных данных — около трети эффекта (11 долларов на баррель) дала совокупность «человеческих» факторов, а вот за две трети, скорее всего, отвечает чисто геология «сладких точек».Сравнение накопленной добычи Среднего Баккена и формации Три Форкс в 2008-м и 2013-м годах. Заметьте, что даже в период бума более бедная формация Три Форкс смогла обеспечить всего лишь только 7% от интегральной добычи Среднего Баккена.Ну и, наконец, мы подходим к ответу на тот самый «трёхмерный» вопрос: а насколько нам хватит запаса сланцевого чуда? Что нам говорит та самая геология, вокруг которой и построена вся нефтяная отрасль, выкачивающая нефть из упрямой породы?Оценка общей продуктивности всей формации Баккен (да и любого другого сланцевого месторождения) — достаточно спорный вопрос. Легко можно только посчитать параметр так называемого oil in place, начального содержания нефти в породе.Согласно последним оценкам, среднее значение этого параметра для всего Баккена составляет от 271 до 503 млрд. баррелей, при среднем значении в 413 млрд. баррелей. Разброс, конечно, чудовищный, но даже самая низкая оценка начального содержания нефти для сланцевого Баккена огромно — самое большое традиционное нефтяное месторождение, саудовский Гавар, содержит всего лишь 71 млрд. баррелей oil in place.Другой вопрос, сколько из этого количества нефти можно будет в итоге извлечь? Тут оценки различаются и того больше — даже сегодня, после тысяч пробуренных на Баккене скважин, эта оценка колеблется в пятьдесят раз — от 1% до 50%. И это, заметьте, без всяких ссылок на какие-то текущие себестоимости или эффект сладких точек, это чисто геометрически-геологическая оценка сверху, больше этого значения в породу просто не влезет — и не вылезет.В итоге, после долгих уточнений, американская геологическая служба USGS и правительство Северной Дакоты в 2013-м году, на фоне бума бурения, сошлись на том, что из Баккена и Три Форкс можно будет извлечь около 7,4 млрд. баррелей нефти. И это, поверьте мне, достаточно оптимистическая оценка — за пять лет до этого, в 2008 году та же USGS считала для Баккена вдвое меньше, 3,65 млрд баррелей нефти.Ну и тут мы должны сделать простое арифметическое действие. Пик добычи со всех слоёв формации Баккен случился в середине 2015 года и составил 1,15 млн. баррелей в день. Это, в общем-то, не так и мало — около 1,25% от мировой добычи нефти, четверть от всей добычи сланца в США.7,4 млрд. баррелей извлекаемой нефти — это 7400 млн., из которых 719 млн. баррелей было уже добыто за период 2000-2013 годов и ещё около 1000 млн. баррелей нефти выкачали из Баккена в 2014-2016 годах.Итого у нас сейчас на Баккене около 5 700 млн. баррелей нефти. При уровне добычи в 1 млн. баррелей в день это соответствует 15 годам работы месторождения.В реальности, конечно, добычу растянут до 2040-го года — никто не останавливает скважины «в один момент».С другой стороны — увеличение добычи нефти вдвое соращает срок работы Баккена с 15 до 7,5 лет.Ну и последняя новость — новых Баккенов, Игл Фордов и Пермианов у меня для вас нет, другие труднопроницаемые коллекторы, как вы помните, будут обходится в себестоимости в 80-100 долларов за баррель.

Выбор редакции
19 марта, 09:00

Масштаб недельного прироста коротких позиций по нефти оказался вторым по величине за всю историю

В течение недели, когда нефть марки WTI растеряла весь свой прирост, случившийся по факту заключения сделки ОПЕК по сокращению добычи нефти, и после того, как Саудиты признались в “жульничестве” (но быстро забрали свои слова назад), спекулянты в нефти добавили почти…читать далее →

Выбор редакции
18 марта, 17:20

Нефтяная война только начинается. Истина в модели

Прогнозы - дело неблагодарное. Но в ряде ситуаций будущее предсказуемо на концептуальном уровне благодаря опережающим индикаторам или инерции процессов. Прогнозировать цены на нефть или состояние нефтяного рынка вряд ли получится до наступления технологической сингулярности, но что-то уловить вполне реально.Мир полон неожиданностей: всего лишь год назад обсуждался рост добычи нефти Саудовской Аравией (СА) и обвал “сланцевой” нефти в США из-за резкого снижения буровых установок, а теперь всё наоборот. СА вместе с другими странами пошли на сокращение добычи, а МинЭнерго США рапортует о росте и буровых установок на “сланцевых” месторождениях и самой добычи. За броскими словами скрываются вполне существенные цифры: если ОПЕК и Ко недавно договорились сократить добычу на 1,75 млн. баррелей в сутки (МБ/д), то США за последние месяцы успели прибавить 0,6 МБ/д, тем самым отыграв половину своего предыдущего падения и треть от сокращений ОПЕК. Таким образом, запустился процесс обратный последним двум годам. Всё что было нажито ОПЕК непосильным трудом сейчас опять сокращается, а дополнительная выручка и инициатива уходят американским нефтяникам. Таким образом, нефтяная война не окончена, а только начинается - сланцевая добыча не обвалилась и опять перешла к росту. Но для наших читателей количество неожиданностей в происходящем должно быть меньше. Более года назад мы опубликовали модель добычи “сланцевой” нефти в США и неожиданные результаты, ещё тогда отвергнув вариант обрушения добычи. Моделирование показало, что даже при пятикратном сокращении фонда буровых установок на сланцевых месторождениях (с максимума 2014 года) снижение добычи к 2017 году составило бы лишь 20% от максимума. А при трёхкратном сокращении буровых добыча остановила бы своё снижение к 2017 году и со временем даже начала бы расти. Продвинутую версию этого роста мы и наблюдаем сейчас на графике выше.Рост добычи продолжитсяРаз модель получилась удачной и хорошо описала будущее “сланцев”, решили не останавливаться на достигнутом и обновили модель, заодно расширив пространство сценариев. Давайте посмотрим как будет вести себя сланцевая добыча в разных ситуациях. Для начала самый простой сценарий, в котором количество буровых установок на сланцевых месторождениях остаётся на текущем уровне (40% от максимума) на протяжении двух лет. На первом графике добыча нефти, на втором структура изменения добычи: Модель, на наш взгляд, достаточно хорошо совпадает с реальностью. Незначительное расхождение за последние два года связано с тем, что часть пробуренных скважин не вводилась сразу в эксплуатацию, а оставалась “на потом”. Добыча уже начала расти, поэтому не удивительно, что при текущем значении рост продолжится. При данном сценарии (количество буровых установок не меняется) уже через несколько месяцев добыча сланцевой нефти вернётся к максимуму двухгодичной давности и далее рост продолжится. Со временем скорость роста будет замедляться: как известно, скважины на “сланцевую” нефть быстро теряют в добыче и раз количество буровых установок в данном сценарии не растёт, то компенсировать потери нечем.Этот нюанс отражён на нижнем графике, где потери в добыче уже функционирующих скважин отражены голубым пунктиром, а добавка к добыче от новых скважин красным пунктиром. Разница между двумя линиями и представляет из себя месячное изменение добычи - если ввод добычи больше вывода, то идёт рост и наоборот. В пределе же вывод старой добычи всегда стремится уравновесить ввод новой добычи: больше новых скважин -> больше потери с них, меньше новых скважин -> меньше потери с них.В качестве “проверки на адекватность” можно сравнить полученные данные с мнением ведущих консалтинговых агентств: прогнозы по росту добычи “сланцевой” нефти в 2017 году разнятся от 0,4 до 0,9 МБ/д и наши данные вписываются в этот диапазон.Игрушки для гиковИграясь с моделью можно увидеть, что на данный момент “сланцевую” добычу непросто развернуть к снижению: для этого нужно сократить количество буровых установок до 15% от максимума (с текущих 36%), а для существенного снижения до 5-10%. Если же буровые вернутся к историческим максимумам за следующие полтора года, тогда можно получить +3,7 МБ/д в ближайшие годы. Это маленькая цифра, если придётся спасать мир от энергетического голода (4% от мировой добычи нефти), но достаточная для дисбаланса нефтяного рынка. Два упомянутых противоположных сценария выглядят так: Сначала буровые установки полтора года изменяются до значения в сценарии, затем ещё столько же стагнируютУтром цены - вечером нефтьДобыча нефти в США быстро отреагировала не только на снижение цен (уменьшением добычи), но и на рост (увеличением). Поэтому всё больше доводов в пользу концепции “сланцевого регулятора”, где эта нефть выступает в роли регулятора мировых цен, привязав их к своей себестоимости добычи. Нечто подобное уже происходит: добыча нефти в США быстро поползла вверх как только цены превысили $50 за баррель и теперь из-за этого опять начали снижаться.Также можно отметить спорность коллективного решения ОПЕК и Ко искусственно сократить добычу. На момент окончания договорённости образовавшаяся пустота уже будет несколько заполнена “сланцевой” нефтью. А значит попытки ОПЕК и Ко вернуться к прежним уровням приведут опять к напряжённой ситуации на рынке.Даже при текущих относительно низких ценах на нефть в $50 - $55, нефтяной рынок видит “лес рук” желающих увеличить добычу. Пожалуй, цены в $100 останутся в среднесрочной перспективе недосягаемы.Ежемесячно МинЭнерго США уточняет данные за прошедшие полгода и выходят новые отчёты по “сланцевой” нефти - мы будем постоянно обновлять модель. Также, мы запустили бота (Celado_bot) в мессенджере “телеграм” и узнать добычу при определённом сценарии буровых установок теперь можно не вставая с дивана - достаточно отправить пару цифирок боту в чат. Несколько позже добавим эту опцию на сайт.Вячеслав Лактюшкин, специально для сайта Селадо Следите за нашими публикациями в соцсетях:

Выбор редакции
16 марта, 12:17

Конкурент Tesla будет продавать автомобили на треть дешевле

Новый электромобиль Lucid Air обойдётся покупателям минимум в $60 тысяч. За эти деньги доступен заднеприводный электромобиль с мотором мощностью 400 л.с. и системами беспилотного вождения. При этом в компании не уточнили, будет ли машина способна сразу ехать автономно или системы придётся докупать в качестве опции. Запаса хода без подзарядки хватит на 240 миль (около 386 километров). В оснащение войдут светодиодные фары, четыре сенсорных экрана, колёса в 19 дюймов и аудиосистема с десятью динамиками.При заказе можно будет выбрать два электромотора, более ёмкие аккумуляторы от Samsung на 315 или 400 миль пробега, колёса на 21 дюйм, панорамную крышу, сиденья с подогревом, вентиляцией и массажем, аудио с 29 динамиками, расширенную отделку салона кожей. Стоимость Lucid Air со всеми опциями превысит $100 тысяч.Lucid Motors уже начал приём заказов на свой электромобиль. Те, кто внесёт депозит в $2,5 тысячи, получат свой Air во второй половине 2019 года.

15 марта, 22:17

Экономика. Курс дня. Эфир от 15 марта 2017 года

Предложение на рынке нефти по-прежнему обгоняет спрос, ситуация начнет меняться в середине года, считают в Международном энергетическом агентстве. Премьер Китая снова высказался против торговых и валютных войн. И заявил, что власти КНР не будут девальвировать юань. А в российском ЦБ нашли повод для смягчения: там говорят, что все же обсудят снижение ключевой ставки на ближайшем заседании.

15 марта, 21:03

Китайская BYD обошла Теслу по количеству проданных электромобилей, но еще пока не по выручке

Согласно отчету Bloomberg, китайская компания обошла Tesla, продав почти на 30 тысяч электромобилей больше. Впрочем, корпорация Илона Маска получила гораздо большую выручку, к тому же автомобили Tesla продавались по всему миру, а электрокары от BYD - только в Китае, пишет Greentech Media.BYD поставила покупателям в прошлом году 102 500 электрических автомобилей, у Tesla показатель - 75 000. При этом выручка китайского автопроизводителя за счет продажи электрокаров составила $3,88 млрд, а у Tesla - $6,88 млрд. Самыми продаваемыми моделями электромобилей в мире стали Tesla Model S, затем Nissan Leaf и BYD Tang. В топ-10 вошла и другая модель Tesla - Model X. У BYD там еще два экземпляра: Qin PHEV и E6. В разных регионах различные лидеры продаж. Логично, что в Китае - это BYD, но Tesla только недавно вышла на китайский рынок. И уже за это время продажи в этой стране принесли ей $1 млрд. В свою очередь китайская компания продает свои электромобили только в Китае. Tesla - едва ли не единственный производитель электрокаров, который поставляет свою продукцию практически во все регионы мира. У конкурентов рынок географически ограничен: Volt от GM продается в основном в Северной Америке. Mitsubishi Outlander и Renault Zoe - только в Европе. ​Всего в мире в 2016 году было продано 700 000 электромобилей. BYD и Tesla принадлежит соответственно 15% и 11% рынка в натуральном выражении. При этом, всего в мире за прошлый год было продано 88 млн легковых автомобилей. Видно, что на электрокары приходится менее 1% продаж. Рынок электромобилей только зарождается и в ближайшее время его ожидает немало изменений. Индустрия ждет в первую очередь Tesla Model 3 по цене $35 000, которая позволит ей конкурировать с более дешевыми моделями. Volkswagen пообещала выпустить 30 новых электромобилей к 2025 году, а Ford - 13 моделей в течение следующих 5 лет.(https://hightech.fm/2017/...)

15 марта, 19:39

Машины и люди в мире на батарейках: как видят будущее в Panasonic

Большая часть выставочных площадей на PanaCon - ежегодной монобрендовой выставке и конференции, организуемой японской Panasonic - посвящена новейшей потребительской электронике и бытовой технике. Но не менее интересны другие стенды: там компания предлагает свое видение будущего.

Выбор редакции
15 марта, 15:06

Volkswagen построит в США 3 тысячи зарядных станций

Автопроизводитель вложит $2 миллиарда в новую дочернюю компанию Electrify America, которая займётся строительством сети зарядных станций для электромобилей. В США появится от 2 до 3 тысяч новых точек пополнения аккумуляторов, которые будут объединены в более чем 400 комплексов для электромобилей, сообщает Electrek.Располагаться зарядки будут с учётом прогноза распространения электромобилей в США. Основную массу комплексов составят розетки постоянного тока мощностью 50 кВт, а на автомагистралях появятся более мощные станции мощностью в 150 кВт и 320 кВт для экспресс-зарядки аккумуляторов.— Большинство установленных в настоящее время быстрых зарядных устройств постоянного тока находятся в диапазоне мощности 25–50 кВт, поэтому станции Electrify America будут как минимум в 3–6 раз быстрее, что сократит время зарядки примерно до 15–20 минут, — заявили в компании.

15 марта, 15:06

Минэнерго: число машин на газе стремительно растет

Количество газомоторных автомобилей в России увеличится к 2020 г. более чем в два раза и достигнет 370 тыс. единиц. Сейчас их количество составляет около 150 тыс., заявил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов.