Выбор редакции

Актуальные признаки фашизма от Лоуренс Бритт.

Эту статью сейчас обсуждают на сайте Occupy Los Angeles, естественно в связи с ситуацией в США, которая им открылась за эти пять месяцев протестов и правды.
Оригинал взят у [info]pribalty в Как на счёт фашизма? Лоуренс Бритт.
Ниже -- перевод статьи Лоуренс Бритт из Free Inquiry Magazine. Оригинал статьи Fascism Anyone? Спасибо к rexcy.

Читатели Free Inquiry могут прерваться и для начала прочитать “Утверждения Гуманизма: Декларация Принципов” (Переведу позже) на внутренней обложке . Давним гуманистам эти принципы кажутся такими логичными, правильными, неотьемлемыми. Есть, однако, древняя политическая философия, которая являет собой полную противоположность всем этим принципам. Это фашизм. И так сложилось, что сегодня фашистские принципы витают в воздухе, умело маскируясь под всё, что угодно, и ставя под угрозу всё, за что мы боремся и выступаем. То, что люди и народы учатся на своих ошибках -- это клише. Клише, которое используется слишком часто и без особенных на то оснований: часто, история либо ничему нас не учит, либо мы делаем неверные выводы. К сожалению, историческая амнезия является нормой.

Сегодня мы на два с половиной поколения удалены от ужасов Нацистской Германии, однако, постоянные напоминания о ней приводят в чувство.
Германский и итальянский фашизмы -- это основные исторические модели, которые и определяют этот извращенный политический взгляд на мир.
Несмотря на то, что самих этих режимов уже нет, сами принципы и характеристики этих моделей имитировались различными протофашистскими режимами в различное время в двадцатом столетии. Как Германия с Италией, так и протофашистские режимы проявляют на удивление схожие характеристики. Несмотря на то, что многие исследователи сомневаются в наличии прямой связи между этими режимами, мало кто спорит с тем, что внешне они очень похожи.

Даже поверхностное изучение этих фашистских и протофашистских режимов легко обнаруживает абсолютно невероятные сходства в их modus operandi. Это, конечно, не новость для знающего политического обозревателя, но иногда полезно повторить очевидные факты и в процессе пролить свет на современные события и обстоятельства.

Для этих целей я рассмотрю следующие политические режимы: Нацистская Германия, Фашистская Италия, Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Греция при Пападопулосе, Чили при Пиночете и Индонезия при Сухарто.
Они представляют из себя смесь национальных, культурных, индустриальных и исторических традиций, что позволяет нам быть более уверенными в истинности сделанных выводов. Все они, в свою очередь, следовали фашистской и протофашистской модели получения, распространения и удержания власти, а в дальнейшем были свержены, что также позволяет составить их более менее целостный портрет.

Анализ этих семи режимов обнаруживает четырнадцать общих черт, которые связывают их в узнаваемые шаблоны национального поведения и злоупотребления властью. Эти черты более четко проявляются в одних режимах, чем в других, но во всех есть хотя бы минимальная степень сходства.

1. Сильные проявления национализма. Наличие флагов повсюду и прикрепление их на лацканы пиджаков в желании продемонстрировать патриотический национализм, как среди представителей власти, так и среди граждан, охваченных этим безумием. Броские лозунги, проявления военной гордости и призывы к объединению были общими проявлениями национализма. Обычно совмещалось с подозрительным отношением ко всему иностранному, граничащему с ксенофобией.

2. Пренебрежительное отношение к правам человека.
Сами режимы не считали права человека какой-либо ценностью и рассматривали их как помехи для достижения правящими элитами своих целей.
Путём грамотной пропаганды, население заставляли принимать это пренебрежение правами человека, в основном посредством представления тех, чьи права нарушались, маргиналами и врагами. Когда злоупотребления были слишком грубыми, на вооружение бралась тактика секретности, отрицания и дезинформации.

3. Назначение врагов или просто козлов отпущения причинами всех бед.
Самая заметная черта всех этих режимов -- использование козлов отпущения для того, чтобы отвлечь внимание людей от других проблем, перенести вину за неудачи и направить гнев и недовольство в контролируемых направлениях. Используемые методы -- жесткая пропаганда и дезинформация -- обычно давали желаемый результат. Часто также эти режимы провоцируют на действия против избранных козлов отпущения, которыми как правило были коммунисты, социалисты, либералы, евреи, этнические и расовые меньшинства, приверженцы других религий, гомосексуалисты и "террористы".
Активных оппонентов режима непременно называли террористами и поступали с ними соответствующим образом.

4. Верховенство военных, скупой милитаризм. Правящие элиты как правило идентифицировали себя с военными и военной индустрией. На военные нужды выделяют непропорционально много национальных ресурсов, даже если в них есть большие внутренние потребности. Военная отрасль рассматривалась как выражение национализма и использовалась при любой возможности для достижения внутренних целей, устрашения других наций и усиления власти и престижа правящих элит.

5. Ярый сексизм. Кроме простого факта доминирования мужчин среди политических элит и в национальной культуре, эти режимы всегда рассматривали женщин как граждан второго класса, жестко настаивали на запрете абортов и были гомофобами. Такое отношения обычно выливалось в драконовские законы, которые поддерживались ортодоксальной религией страны и таким образом оправдывались.

6. Контроль над СМИ. В некоторых режимах СМИ были под прямым контролем и никогда не отступали от линии партии. В других использовались более скрытые способы контроля, включая контроль лицензирования и доступа к ресурсам, экономическое давление, апелляция к патриотизму, скрытые угрозы. Главы СМИ, как правило, были политически лояльны правящим элитам. В результате, обыкновенные граждане, как правило, ничего не знали о преступлениях режима.

7. Одержимость национальной безопасностью. Аппарат национальной безопасности обязательно находился под прямым контролем правящих элит. Как правило, это был инструмент притеснения, работающий в строжайшей секретности и без каких-либо ограничений. Его действия оправдывались "национальными интересами", а сомнения в их легитимности представлялись "непатриотичными" или даже "предательскими".

8. Тесная связь правящих элит с религией. В отличие от коммунистических режимов, фашистские и протофашистские никогда не объявляли себя безбожными. На самом деле, ровно наоборот: большинство этих режимов связывали себя с доминантной религией страны и представляли себя активными защитниками этой религии. Тот факт что их действия напрямую противоречат основным положениям религии, остаётся без внимания. Пропаганда поддерживала иллюзию, что правящие элиты являются защитниками веры и оппоненты безбожия. Тщательно создавалось впечатление, что противостоять правящим элитам равносильно атаке на религию.

9. Защита власти корпораций. Хотя жизнь простых граждан была под строгим контролем, свобода корпораций затрагивалась редко. Правящие элиты видели в корпоративных структурах не только способ поддержать военную промышленность (в развитых странах), но и как дополнительный способ социального контроля. Политики, как правило, потакали экономическим элитам, чтобы поддержать взаимные интересы, в особенности в репрессиях неимущих граждан.

10. Власть профсоюзов ограничивается или устраняется. Так как профсоюзы воспринимались как угроза политической гегемонии правящих элит и их корпоративных союзников, они непременно уничтожались, либо у них отбиралась всякая власть. На бедных смотрели с подозрением или с презрением. В некоторых режимах быть бедным считалось пороком.

11. Презрение и подавление искусства и интеллигенции Интеллигенты и связанная с ними свобода мысли и выражения подвергались анафеме. Интеллектуальная свобода считалась противоречащей идеям национальной безопасности и патриотизма. Университеты тщательно контролировались, политически ненадёжные отделения закрывались. Выражающих неортодоксальные идеи и несогласие подвергали сильнейшим нападкам, им затыкали рот либо уничтожали. В этих режимах литература и искусство должны были либо служить национальным интересам либо не существовать вовсе.

12. Одержимость преступлениями и наказаниями. При большинстве этих режимов существовала драконовская система уголовного правосудия с огромным количеством людей в тюрьмах. Полиция превозносилась и обладала почти неограниченной неконтролируемой властью, что приводило к постоянным злоупотреблениям. Обыкновенные и политические преступления часто объединялись в сфабрикованные дела и использовались против политических оппонентов режима. Страх, ненависть к преступникам или "предателям" усиленно насаждается среди населения, как оправдание чрезмерной полицейской власти.

13. Вопиющее кумовство и коррупция. Люди в бизнес кругах и близкие к ним, как правило, используют своё положение, чтобы обогатиться. Коррупция работала в обоих направлениях: правящие элиты получали финансовые подарки и имущество от экономических элит, которые, в свою очередь получали за это различные поблажки от правительства. Члены правящих эли также имели возможность получать доход из других источников: например, воруя национальные ресурсы. С подконтрольным аппаратом национальной безопасности и СМИ на коротком поводке, эта коррупция была ничем не ограничена, а население, как правило, не понимало происходящее.

14. Нечестные выборы. Выборы и прочие народные волеизъявления, как правило, подложные. Когда же проводились непосредственно выборы с различными кандидатами, результат их подменялся на нужный политическим элитам. Обычно контролировался механизм подсчета голосов, голосующих за оппозицию запугивали, уничтожали неугодные голоса, и, как крайний случай, правящие элиты просто объявлялись законной властью.

Не знакомо ли это вам? Конечно, нет. Это же Америка, страна с официальной демократией и властью закона, конституцией, свободной прессой, честными выборами, и хорошо информированными гражданами, стоящими на страже. Исторические сравнения, такие как эти, это не более чем словесные упражнения. Может быть и так, а может быть и нет.