Выбор редакции

Нужна ли в школе классика?

Вновь идут разговоры о том, что надо убрать из школьной программы Толстого и Достоевского: мол, это сложно для детей. Неужели?

Отвечает Ирина Тихонова, учитель русского языка и литературы московского лицея № 1158:

— Предложение не изучать творчество Достоевского в школе звучало и раньше. Но если бы инициаторы спросили у самих детей, хотят ли они читать, например, «Преступление и наказание», то, наверно, были бы удивлены. Многие дети приходят на уроки литературы в 10-й класс с серьёзным намерением понять Достоевского и разобраться в его творчестве. Тол­стой и Достоевский несут идеи совершенствования, гуманности, помогают понять возможности реализации проблемы выбора, перед которой всегда стоит человек. Преподавание литературы упрощать нельзя. Это пагубно. В этом угадывается стремление освободить молодёжь от потребности понимать важнейшие нравственные проблемы, думать, развиваться. Безусловно, учащихся нужно готовить к пониманию серьёзных произведений. Но для того и существует учитель, чтобы важные понятия приходили к детям через подлинное искусство, умение анализировать текст, понимать автора. Да, в классе всегда есть нечитающие дети. Но я знаю по опыту, что многие из них, постигая Достоевского, изменяют своё отношение к предмету и начинают запоем читать.