Выбор редакции

Роспотребнадзор покусился на водку: сделает ли запрет скидок на спиртное россиян трезвенниками

Что молоко, что водка: скидочные акции на спиртное не заставят россиян пить больше

Глава Роспотребнадзора Анна Попова поддержала инициативу депутата Владимира Сысоева о запрете распространения скидок на алкоголь. По ее мнению, скидка — это лишняя реклама, и люди по акциям чаще покупают спиртное. Корреспондент Федерального агентства новостей вместе с заслуженным юристом России и по совместительству одним из разработчиков Конституции РФ Игорем Безруковым обсудили, нарушает ли подобная инициатива права россиян.

Скидочные акции должны рассматриваться, как и любая другая рекламная кампания, и их следует запретить, пишут «Известия» со ссылкой на слова главы Роспотребнадзора. Ранее СМИ сообщали о том, что в Госдуме РФ был подготовлен законопроект, согласно которому на горячительные напитки не должны распространяться скидки и любые акции. Инициатором антиалкогольной кампании выступил депутат от ЛДПР Владимир Сысоев. Парламентарий уверен, что человек чаще покупает спиртное, если видит на него скидку.

Вот только не от скидки на водку зависит способность русского человека купить бутылочку того или иного продукта. Антиалкогольные кампании уже не раз приводили страну на грань отравлений паленым алкоголем. Да и проблему алкоголизма наличием или отменой скидок не решить. Собеседник ФАН, заслуженный юрист России Игорь Безруков считает подобные законопроекты прямым нарушением прав.

Что молоко, что водка: скидочные акции на спиртное не заставят россиян пить больше

«Здесь не столько права человека, сколько опять попытка влезть в экономический вопрос. Кому-то не нравится распространение спирта, не нравится, что на него делают или не делают скидки, не нравится, когда рекламируют или не рекламируют. Депутаты должны понять, что регулирование цен на продукт — это дело производителя. Вмешательство в экономику — это нарушение права производителя реализовывать свой товар, — комментирует для ФАН Безруков. — Устанавливать акцизы, отменять их, забирать — чтобы отменить производство того или иного продукта, или понижать стоимость акциза для поддержки отечественного производителя, делать продукцию конкуренто- или неконкурентоспособной — это задача правительства, в которую законодатель не должен вмешиваться. Депутат может быть стопроцентным трезвенником-язвенником, а может быть алкоголиком. Понимаете, человек единолично выносит такой закон и ищет себе поддержку: авторитетов, лжеавторитетов, прочих бездельников, которые за мзду или в силу своих убеждений, никак не связанных с экономикой или охраной здоровья, пишут таким законодателям свои умозаключения, и возникают подобные законопроекты».

Что молоко, что водка: скидочные акции на спиртное не заставят россиян пить больше

Безруков уверен: неизвестно, как подобные инициативы скажутся и с точки зрения экономики, и с точки зрения человеческого здоровья. Все мы помним Иркутск и массовое отравление боярышником, бесконечную череду видеороликов в новостях об отравлениях некачественным самопалом, который варили в подвалах и продавали. И дело даже не в боярышнике.

«Есть экономика, и есть Роспотребнадзор, который должен следить за белорусской картошкой и за отечественной водкой. Пусть на этом их полномочия, определяемые законодателями, и заканчиваются. Парламентарий должен определить права предпринимателей, работающих в той или иной сфере, и все. Поверьте, предпринимателям не так просто производить алкогольную, лекарственную, парфюмерную или пищевую продукцию: акцизы, куча лицензий, налогов и дармоедов, которые хотят где-то поиметь халявный спирт в виде взяток. Речь идет не о рекламе, а о создании нормальной экономической сферы — что молоко, что водка — нужно избавляться от старой продукции и привозить новую. Поэтому, все эти акции — чистая экономика, и вмешательства туда быть не должно, — считает эксперт. — Никто не бегает по магазинам в поисках «где подешевле», кроме алкоголиков. Другие люди видят акции, и это ничего не меняет. Кто-то не пьет водку, кто-то — коньяк. Кто-то предпочитает другие напитки. Да, человек может порадоваться, что на товар, который ему нравится, сделали скидку. Но это не значит, что он больше выпьет акционной водки, виски или вина, если он не алкоголик. Так что эти инициативы — это популистское явление, от безделья. Вроде недавно стали хвалить, что этот «бешеный принтер» остановился, но он снова набирает обороты. Инициативы неграмотные по всем параметрам. Не снижая цены на алкоголь, мы будем иметь тот же боярышник. Мы проходили и «намазанный на батон гуталин», и коктейль «четыре пшика». Сколько людей тогда отравилось. Может, нужно менять емкость спиртосодержащих продуктов, может, процентное содержание… хотя, как говорил профессор Преображенский, «в водке должно быть 40, а в 37 — неизвестно, что вам туда плеснут». Не от сильного ума такие законопроекты предлагают. Я как человек непьющий категорически против того, чтобы у нас люди травились плохим алкоголем».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ