Источник
То, что время пощадило, то, что память сберегла :: LiveInternet
Выбор редакции
20 января, 08:37

Романовы. Color by Klimbim

  • 0

Bo4kaMeda Все работы Klimbim ЗДЕСЬ 01. Николай II и Александра Федоровна 1898 02. Николай II и Александра Фёдоровна в костюмах к балу 1903 года 03. Императорская семья в полном составе: император Николай II, императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и цесаревич Алексей 1914 04. ОТМА 1914 05. Императрица Александра Фёдоровна и Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия 06. Grand Duchesses of Russia Tatiana and Olga 07. Великие княжны Ольга и Татьяна Романовы, 1900 08. Великая княжна Ольга Александровна, 1906 09. Великие княжны Татьяна и Ольга 10. Великие княжны Ольга и Татьяна 11. Великие княжны Ольга и Татьяна 12. Великие княжны Ольга и Татьяна Романовы 13. Великие княжны Ольга и Татьяна с Пьером Жильяром, Ливадия 1911 14. Великие княжны Татьяна и Ольга в Ливадии 15. Великие княжны Ольга и Татьяна Романовы, 1913 16. Цесаревич Алексей Николаевич Романов 1910-1911 17. Алексей Николаевич Романов - Наследник, Цесаревич и Великий Князь 18. Алексей Николаевич Романов - Наследник, Цесаревич и Великий Князь 19. Цесаревич Алексей Николаевич 20. Великая княжна Мария 21. Великая княжна Мария Николаевна 23. Великие княжны Анастасия и Мария 24. Великая княжна Ольга Николаевна 25. Великая княжна Ольга Николаевна 26. Великая княжна Ольга Николаевна 27. Великая княжна Ольга в госпитале 1915 28. Великие княжны Татьяна и Ольга в военном госпитале 29. Великие княжны в военном госпитале во время Второй мировой войны 30. Великая княжна Татьяна Нколаевна, 1913 31. Императорская семья 32. Николай II Александрович Романов (1868-1918), Император Всероссийский 33. Николай II 34. Николай II, 1894 35. Николай II в военной форме 1912 36. Император Николай II и Александра Федоровна 37. Императрица Александра Федоровна, 1903 38. Императрица Александра Федоровна 39. Александра Фёдоровна 40. Alexandra Feodorovna, Empress of Russia 41. Alexandra Feodorovna, was Empress consort of Russia as the spouse of Nicholas II 42. Александра Федоровна 43. Александра Федоровна 44. Princess Alix of Hesse, 1874 45. Принцесса Аликс Гессенская 46. Принцесса Аликс Гессенская 47. Аликс Гессенская, 1894 48. Принцесса Гессенская Элла (будущая великая княгиня Елизавета Федоровна). 49. Ольга Александровна Романова 50. Ксения Александровна Романова 51. Елизавета Федоровна 1914 52. Grand Duchess Elizaveta Feodorovna of Russia 53. Великая княгиня Елизавета Федоровна 54. Елизавета Федоровна 55. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна 56. Мария Фёдоровна (жена Александра III) 57. Maria Feodorovna (Dagmar of Denmark) 58. Maria Feodorovna (Dagmar of Denmark) 59. Императрица Мария Федоровна во время поездки в охотничьи угодья, 1890 60. В. к. Михаил Романов 61. Император Александр III, 1893 62. Великая Графиня Мария Владимировна 63. Королева Мария Румынская (1875-1938) - внучка российского императора Александра II klimbim2014.wordpress.com .

Выбор редакции
20 января, 08:37

«Баба-Яга», 1916

  • 0

Bo4kaMeda 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 .

Выбор редакции
20 января, 08:36

Харьков на старых фотографиях и открытках

  • 0

Bo4kaMeda 01. Общий вид 02. Первый харьковский вокзал 03. Вокзал 04. Вокзал 05. Привокзальная площадь 06. Вокзал 07. На перроне 08. Ресторан для пассажиров 1-го и 2-го классов 09. Земельный банк 10. Земельный банк 11. Земельный банк 12. Земельный банк. Интерьер https://img-fotki.yandex.ru/get/372697/161887320.3fd/0_235757_9b8199f_orig.jpg 13. Государственный Банк 14. Купеческий Банк 15. Московско-купеческий банк 1918 16. Биржа 17. Биржа 18. Биржа 19. Харьковский городской театр 20. Городской театр 1918 21. Малый театр 22. Малый театр 23. Оперный театр 24. Оперный театр коммерческого клуба 25. Театр народной трезвости 26. Театральная площадь 27. Старое здание Университета 28. Университет 29. Императорский Университет 30. Университетская церковь 31. Интерьер Антониевской церкви при университете 32. Кабинеты и лаборатории медицинского факультета 33. Вид на Сергиевскую площадь и Университетскую горку 34. Университетская горка 35. Вход на Университетскую горку 36. Ворота Университетского сада 37. Вид на химический корпус и библиотеку Университета 38. Открытие памятника основателю Харьковского Университета В. Н. Каразину 39. Открытие памятника основателю Харьковского Университета В. Н. Каразину 40. Памятник В. Н. Каразину 41. Здание второй женской гимназии на ул. Вознесенская 42. Женская гимназия госпожи Оболенской 43. Гимназия мужская гимназия 1-я 44. Технологический институт 45. Технологический институт 46. Химико-Технологическая лаборатория Технологического института им. Александра III 47. Ветеринарный институт 48. Ветеринарный институт 49. Институт благородных девиц humus.livejournal.com .

Выбор редакции
19 января, 14:05

Cвадьбы российских императоров

  • 0

Bo4kaMeda Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше — у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории — давайте оценим детали. Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого. От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени. Есть только вот такая штука на память — рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной. Новобрачные изображены стоящими на земле. А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул). В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры. И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике. Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет. Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 года Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья). Фрагмент гравюры. «Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К. И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И. М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И. Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф. М. Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А. Д. Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И. А. Мусин-Пушкин; слева — С. Л. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б. И. Прозоровский, Р. В. Брюс, М. П. Гагарин. Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал. Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример. Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило. Петр III и Екатерина Великая Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано. Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины. Г. К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче. Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже. Зато! Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах. Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны) Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным Неизв. худ. Ок. 1758 Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали. Ой, извините, есть еще такая картинка по теме -- школа гравёров оставалась крепкой. Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ А это на родине невесты был праздник. Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это. Коллаж из анонима и Рокотова Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять. Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ В полнощи светлый юг сияет, Течет живее в сердце кровь, И осень, как весна, вливает Наталье с Павлом в грудь любовь.‎ Державин Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г. Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс). Диаметр 65 мм Александр I и Елизавета Алексеевна Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую. И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод -- переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна. Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ. Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А. М. Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг. Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь. Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной. В копилку ссылок: онлайн журнал бракосочетания Александра I. Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ. А тут памятная медаль на бракосочетание великой княжны Анны Павловны с наследным принцем Оранским Виллемом Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот момент отнюдь не наследник, тоже — пробел. (По картинкам пробел; в документах, разумеется, свидетельств по всем свадьбам сохранилось намного больше). Любителям истории интересная ссылка: Акт бракосочетания великого князя Константина с графиней Грудзинской (подлинник). Александр II и Мария Александровна Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали цесаревича Александра (II) в 1840 и Марию Александровну — не понимаю. Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна. Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна. Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской. 1857. Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих иллюстрациях, происходит в дворцовой церкви Зимнего дворца. Александр III и Дагмар Они женились еще при жизни отца-императора. Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон. Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания. Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович – герцог Лейхтенбергский. Фрагменты: В центральной части листа Александр II и императрица Мария Александровна. Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены Синода, хор певчих-мальчиков. В честь невесты и ее датских родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой (отличительный знак датской формы). А вот другая картинка, попроще, из "История царствования императора Александра II в картинах": Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны. Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum. Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой невесты. Самые скучные в моей подборки чб рисунки -- это на самом деле cover-story 19 века. «Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299). Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной. Царский кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К. Брожа Они же, на неск. минут пораньше: Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали цветное. Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874. С английским принцем было сначала православное венчание. Потом англиканское Картина того же автора маслом про них же. Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы Елизаветы Маврикиевны. 1884. Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в 1889 в Петергофе. Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно. Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году Афанасий Фет: На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны Не воспевай, не славословь Великокняжеской порфиры, — Поведай первую любовь И возвести струнами лиры: Кто сердце девы молодой Впервые трепетать заставил? Не ты ли, витязь удалой, Красавец, царский конник, Павел? (и далее) Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года. деталь К. О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж (подготовительный к созданию журнальной иллюстрации) Никки и Аликс Они женились, когда Николай уже стал императором. Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны». 1894. ГРМ Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена. Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ Слева направо - король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский. Фрагмент Напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает нам фильм Матильда, венчание Николая на царство и венчание его с невестой происходило не одновременно (и без обмороков). Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. В британской королевской коллекции есть повторение картины Туксена (потому что Виктория -- бабушка невесты). Рядом открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для комплекта): В Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке... А потом все кончилось. shakko-kitsune.livejournal.com .

Выбор редакции
19 января, 10:40

Редкие фото известных людей (продолжение)

  • 0

Bo4kaMeda 01. Кинорежиссер Эльдар Рязанов в подмосковном Доме творчества писателей Малеевка. Июль 1978 года. Фото В. Чистякова 02. Кинодраматург и кинорежиссер Георгий Мдивани и французская киноактриса Марина Влади. 8 июля 1965 года. Фото Александра Конькова 03. Киноактриса Наталья Фатеева. 1965 год. Фото Мирослава Муразова 04. Киноактриса Жанна Болотова во время посещения музея. 17 августа 1965 года. Фото Г.Тер-Ованесова 05. Карел Готт и Владимир Высоцкий в г. Дубулты (Латвия) Фото О. Мартинсона, 6 августа 1972 года (из архива Сергея Демина) 06. Итальянский киноактер Марио Адольфо, Марианна и Анастасия Вертинские. 18 июля 1965 года. Фото Василия Егорова и Александра Конькова 07. Итальянские актрисы Джина Лоллобриджида и Мариза Мерлини, министр культуры СССР Екатерина Фурцева. 10 июля 1961 года. Фото Михаила Озерского 08. Исполнительница русских народных песен и старинных романсов, эстрадная певица Жанна Бичевская. 1982 год. Фото Владимира Вяткина 09. Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук беседуют с югославским режиссером Д. Малышевым. 3 августа 1959 года. Фото Михаила Озерского 10. Ирина Алферова и Роберт Де Ниро на набережной Москвы–реки, 1983 год. Фото Виталия Арутюнова 11. Ирина Аллегрова 1992 12. Иосиф Кобзон 13. Иосиф Кобзон ведёт дочку в школу (Фото из личного архива Иосифа Кобзона) 14. Илья Глазунов, Питер Устинов 15. Илья Глазунов работает над портретом Елены Образцовой. 24 сентября 1981 года. Фото Валентина Мастюкова 16. Игорь Ясулович с сыном 17. Игорь Тальков 18. Игорь Крутой, Алла Пугачева и Филипп Киркоров принимают участие в презентации новой телевизионной игры Русское лото. 1 декабря 1994 года. Фото Олега Ласточкина 19. Елена Шанина и Александр Абдулов во время премьеры спектакля Юнона и Авось, 1981 год. Фото Михаила Строкова 20. Евгения Ханаева с родителями 21. Евгений Евстигнеев и артист Леонид Ярмольник на съемках телесериала Игра в детектив. 14 июля 1988 года. Фото Птицына 22. Дмитрий Нагиев - четвёртый справа в верхнем ряду 23. Дмитрий Золотухин в роли Петра на съемках фильма Юность Петра. 1980 год. Фото Валентина Мастюкова 24. Десятикласница Ирина Алфёрова - участница советского конкурса красоты в 1968 году 25. Группа Комбинация и Сергей Минаев 26. Григорий Чухрай. 20 мая 1971 года. Фото Валентина Мастюкова 27. Лариса Голубкина 28. Главный режиссер Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе беседует в артистом столичного театра им. Вахтангова Владимиром Этушем. 13 июня 1986 года. Фото Анатолия Рухадзе 29. Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Олег Табаков в перерыве между съемками музыкальной комедии Ах, водевиль, водевиль. 1979 год. Фотограф Николай Малышев 30. Выступление сестер Ротару, 8 октября 1978 года. Фото А. Левина 31. Высоцкий и Крамаров 1964. На съемках в Латвии 32. Владимир Спиваков и Сати Спивакова. 19 декабря 1986 года. Фото Виталия Созинова 33. Владимир Высоцкий на съемках телефильма Маленькие трагедии в гриме Дон Гуана. 29 мая 1979 года. Фото Николая Малышева 34. Владимир Винокур 35. Виталий Соломин на съёмках Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Охота на тигра. 1980 год. Из архива И. Масленникова 36. Артист кино Евгений Моргунов и артист цирка Олег Попов выбирают арбуз, 1965 год. Фото Юрия Сомова dubikvit.livejournal.com .

Выбор редакции
19 января, 10:39

Крым в акварелях Николая Петровича Краснова

  • 0

АКВАРЕЛЬ 01 Николай Петрович Краснов (23 ноября 1864 года, село Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда — 8 декабря 1939 года, Белград) — академик архитектуры, главный архитектор города Ялты, автор проекта Ливадийского дворца. С 1887 по 1899 годы — главный архитектор Ялты. В 1887 году переезжает в Ялту, 31 октября 1887 года Городская Дума утвердила прошение Николая Краснова в должности городского архитектора с правами государственной службы, окладом 900 рублей в год. Назначен на должность в 24 года. В должности он проработал 12 лет, с 1889 по 1911 годы занимался частной практикой. На молодого архитектора легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта. Архитектор Николай Краснов начинает свою работу с расширения набережной, которая к 1913 году стала главной улицей Ялты. В 1889 году он приступил к разработке нового плана развития города. Под его опекой сооружены — городская канализация, осуществлена прокладка новых улиц, переименование старых. Он лимитировал ширину улиц и высоту зданий, устранил хаотичность застройки в городе, построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, укрепили берега р. Учан-Су подпорной стенкой и каменным парапетом, через речку построили два железобетонных моста, реконструировался порт. В лично составленном Красновым в 1913 году для Санкт-Петербургской Академии художеств списке работ, исполненных по собственным проектам, Краснов указывает свыше 60 значительных построек в Крыму, большая часть которых — дворцы, виллы, особняки. 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 humus .

19 января, 10:38

Золотая легенда: Богоявление Господне, волхвы

  • 0

Bo4kaMeda Иаков Ворагинский. Золотая легенда XIV. О Богоявлении Господнем Середина XIII века Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 Фрагмент Gentile da Fabriano. Adoration of the Magi. 1423 The Uffizi День Богоявления Господня был украшен четырьмя чудесами и потому имеет четыре названия. В этот день волхвы поклоняются Христу, Иоанн крестит Христа, Христос превращает воду в вино и насыщает пятью хлебами пять тысяч человек. Когда Иисусу исполнилось тринадцать дней, к Нему пришли волхвы, которых вела звезда. Потому Епифания происходит от epi, что значит сверх, и phanos – явление, ибо в тот день в высях появилась звезда, или же сам Христос через звезду, которая воссияла над Ним, был явлен волхвам как Истинный Бог. В тот самый день, через двадцать девять лет, Господь уже приближался к тридцатилетию, поскольку ему исполнилось двадцать девять лет и тринадцать дней, и Он был на тридцатом году жизни, на что указывает Лука. Или же, как говорит Беда и утверждает Римская Церковь, с того дня прошло полных тридцать лет. The Journey of the Magi. Sassetta (Stefano di Giovanni) (Italian, Siena or Cortona ca. 1400-1450 Siena). It is a fragment from a small altarpiece showing the Adoration of the Magi. Ca. 1433-1435. Tempera and gold on wood. 21.6 x 29.8 cm. On view at The Met Fifth Avenue in Gallery 625. The Metropolitan Museum of Art. В тот день, скажу я, Христос был крещен в Иордане, и потому назван праздник Богоявление – Theophania – от theos, что значит Бог, и phanos – явление, поскольку вся Троица была явлена в тот день: Отец – в гласе, Сын – во плоти, Дух – в образе голубя. Около 1475 года. Иероним Босх. Музей Метрополитен / The Adoration of the Magi. Hieronymus Bosch (Netherlandish, ’s Hertogenbosch ca. 1450-1516 ’s Hertogenbosch). Ca. 1475. Oil and gold on oak. 71.1 x 56.5cm. Accession Number: 13.26. On view at The Met Fifth Avenue in Gallery 641. The Metropolitan Museum of Art, New York В тот же самый день, еще через год, когда Иисус достиг тридцати лет, или тридцати одного года и тринадцати дней, Господь превратил воду в вино, и отсюда происходит название Вифания – Bethaniа, от beth – дом, ибо, свершив чудо в доме, Он предстал перед всеми как Истинный Бог. Последняя четверть XII - первая четверть XIII века. Реликварий со сценой поклонения волхвов. Лимож, Франция. Музей Клюни / Châsse de l’Adoration des mages. Lieu de production : Limoges. Périodes : 4e quart du XIIe siècle; 1er quart du XIIIe siècle. 20,7 x 19,7 x 8,5 cm. N° Inventaire : Cl. 23822. Musée de Cluny В этот же день, по прошествии еще одного года, когда исполнилось Ему тридцать один или тридцать два года, Господь насытил пять тысяч человек пятью хлебами, на что указывает Беда и о чем возвещает гимн, который поют во многих церквях: Illuminans Altissimus... – Всевышний, озаряя... и далее. Потому зовется тот праздник Фагифания – Phagiphania, от phage, что значит bucca, то есть ломоть или еда, и manducare – вкушать. Что касается четвертого чуда, то существуют сомнения, действительно ли оно произошло именно в этот день, поскольку в сочинении Беды о том не говорится ясно, Иоанн же, когда рассказывает об этом чуде, пишет: Приближалась Пасха... и проч. Около 1300-1325. Слоновая кость / Leaf from a Diptych with the Adoration of the Magi. Ca. 1300-1325. Made in Paris, France. Ivory, traces of paint & gilding with metal mounts. 13 x 8.7 x 1.1 cm. Accession Number: 32.100.205. The Metropolitan Museum of Art, New York Все четыре чуда были явлены в этот день. Первое в яслях через Звезду, второе – на реке Иордане через глас Отца, третье – на пиру через превращение воды в вино, четвертое – в пустыне через умножение хлебов. В этот день с особым торжеством отмечается первое чудо, поэтому далее мы расскажем его историю. Около 1400 года. Фрагмент ковра / Marien-Teppich. Tapestry with three scenes from the life of the virgin Mary. About 1400 Когда родился Господь, в Иерусалим прибыли три волхва. На еврейском языке имена их звучали как Апеллий, Америй, Дамаск, по-гречески – Галгалат, Малгалат, Сарацин, по-латыни – Каспар, Балтасар, Мельхиор. О том, почему они звались волхвами, или магами, существуют три мнения, так как это слово можно истолковать трояко. Ибо magus значит обманщик, чародей и мудрец. Говорят, что те цари поступили, как маги, то есть обманщики, поскольку они обманули Ирода и не вернулись к нему. Потому сказано об Ироде: Увидев себя осмеянным волхвами... и проч. [3]. Еще же магом именуют чародея: ведь магами назывались чародеи Фараона. Златоуст указывает, что они носили имя магов, поскольку прежде были чародеями, но затем обратились, ибо Господь пожелал открыть им Свое Рождество и привести к Себе, и через то даровал грешникам надежду на Спасение. Наконец, магом называют мудреца. Ведь на еврейском языке слово magus означает писец, на греческом – философ, на латинском – мудрец, и мудрецов зовут магами, поскольку слово magi подобно in sapientia magni – великие мудростью. Около 1600 года / Gold-enamelled pendant. 1600 (circa). Pendant jewel; gold; centre: Adoration of the Magi, Virgin seated holding the Child under large star of diamonds; Joseph to right; two kings to left, one kneeling (third missing); obelisk either side set with rubies, above a round arch; scroll base with pendant pearls; back plate pierced and enamelled with design in semi-architectural character, in style of Daniel Mignot. Style of: Daniel Mignot (French, active Augsburg, fl. 1593–1616). Made in: Dresden (?), Munich (?). 10 cm (max) Length: 7.1 cm (excl. pendant pearl and suspension loop). Width: 6.9 cm (inc. 2 projecting fexed pearls (max.)) Depth: 1.3 cm. Weight: 71.81 grammes. Museum number WB.148. British Museum Итак, три помянутых мудреца и царя с пышной свитой прибыли в Иерусалим. Но можно спросить, зачем они пришли в Иерусалим, если Господь родился не в нем? На то Ремигий приводит четыре причины. 1348 год. Рождество. Иаков Ворагинский. Золотая Легенда в переводе Жана де Виньи. Французский язык. Национальная библиотека Франции, Париж / Jacques de Voragine, Légende dorée. 1348. Manuscrit. Langue Français. Parchemin. - 450 x 310 mm. Contient : 1° « La Legende des Sains » [de Jacques de Voragine], traduction de « Frere Jehan de Vignay, Hospitalier de l'ordre de Haut Pas » ; 2° « L'Epistre saint Beneoit à Remon, arcevesque de Coulongne : Du Martire des Machabées ». Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 241, f. 17r Во-первых, оттого, что волхвы знали время Рождества Христова, но им было неизвестно место Его Рождения. Поскольку Иерусалим был царский город и в нем находилось все высшее священство, они предположили, что столь замечательный Младенец должен родиться не где-нибудь, но в городе царя. Во-вторых, они стремились как можно скорее отыскать место Рождества, в Иерусалиме же пребывали многие, сведущие в Законе и Писании. В-третьих, чтобы иудеи не имели оправдания. Ведь они могли бы сказать: «Мы знаем место некоего рождества, но не знаем его времени, и потому не верим в него». И тогда маги открыли иудеям время, иудеи же указали место Рождества. В-четвертых, леность иудеев осуждается благодаря усердию волхвов. Волхвы поверили единственному пророку, иудеи не пожелали поверить многим. Волхвы разыскивали чужого царя, иудеи не искали своего. Волхвы пришли из дальних краев, иудеи находились рядом. Цари те были потомками Валаама и пришли по видению звезды, согласно пророчеству отца своего: Восходит звезда от Иакова, и восстает человек от Израиля... и проч. 1348 год. Волхвы. Иаков Ворагинский. Золотая Легенда в переводе Жана де Виньи. Французский язык. Национальная библиотека Франции / Jacques de Voragine, Légende dorée. 1348. Langue Français. Bibliothèque nationale de France, Français 241, f. 34v Другую причину, по которой волхвы двинулись в путь, приводит Златоуст в «Толковании на Матфея». Он пишет, что некогда мудрецы, наблюдавшие тайные знамения, избрали из своего числа двенадцать мужей; и если один из них умирал, его сын, или кто-либо из близких, заступал на его место. Год за годом, в новолуние, они восходили на гору Победы и пребывали там три дня, совершая омовение и вознося молитвы Богу, чтобы Он явил им звезду, о которой пророчествовал Валаам. И вот, в день Рождества Господня, когда волхвы бодрствовали на горе, некая звезда взошла для них над вершиной: имела же она образ прекраснейшего младенца, над головою которого блистал крест. Заговорив, звезда возвестила магам: «Идите без промедления в землю Иуды, и там обретете рожденным Царя, которого вы ищете». Около 1180 года. Испания / Leaves from a Beatus Manuscript: Bifolium with part of the Genealogy of Christ and the Adoration of the Magi. Ca. 1180. Spanish. Tempera, gold, and ink on parchment. Overall (folio): 44.4 x 30 cm. Manuscript. These leaves trace the ancestry of Christ back through time to the beginning of the world. The diagram culminates in a depiction of the Magi adoring the Christ child, who is held by the enthroned Virgin. Accession Number: 1991.232.2a-d. The Metropolitan Museum of Art. И волхвы немедля отправились в путь. Должно особо сказать о том, как смогли они за краткий срок, то есть всего за тринадцать дней, преодолеть огромное расстояние и дойти с Востока до Иерусалима, который, как считают, лежит в самом центре мира. Согласно Ремигию, Младенец, к которому они спешили, обладал таким могуществом, что Он перенес их через все земли за краткий промежуток времени. Вслед за Иеремией можно также отметить, что они ехали на верблюдах. Эти животные известны своей стремительностью, ибо расстояние, которое конь может проскакать за три дня, верблюды пробегают за один день, и потому зовутся они дромедариями – от dromos – бег и ares – доблесть. XIII век, первая половина / Psalterium. Badische Landesbibliothek Karlsruhe, Psalter, Deutschland (Oberrhein ?), 1. Hälfte 13. Jahrhundert. Umfang 178 Bl.; 24 x 16,5 cm. Handschrift auf Pergament. St. Peter perg. 122, fol. 8r. Badische Landesbibliothek Когда же волхвы прибыли в Иерусалим, они стали расспрашивать всех, где родившийся Царь Иудейский? Они не спрашивали, родился ли Он, поскольку верили в это, но искали, где Он мог родиться. На вопрос, откуда им известно, что тот Царь родился, они отвечали: «Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». То есть: «Будучи на востоке, мы увидели звезду, указавшую на Его Рождество, и мы видели, что звезда сияла над Иудеей». Или же говорили они: «Находясь в своем краю, мы увидели на востоке Его звезду», то есть та звезда явилась им в восточной части небосклона. В этих словах, как указывает Ремигий, волхвы признали Его истинным человеком, истинным Царем и истинным Богом. Они признали Его человеком, когда спросили: «Где Тот, кто родился?». Истинным царем, когда сказали: «Царь Иудейский», истинным Богом, когда прибавили: «Мы пришли поклониться Ему». Ведь было заповедано не поклоняться никому, кроме истинного Бога. Между 1310-1320 годами. Псалтырь Королевы Марии. Британская библиотека / Adoration of the Magi. Detail of a miniature of the Adoration of the Magi, flanked by female saints in niches, preceding Psalm 26. Psalter ('The Queen Mary Psalter'). Origin: England (London/Westminster or East Anglia?). Between 1310 and 1320. Language: Latin, with French image captions. Script Gothic (Textualis prescissa (calendar and Psalter) and Textualis rotunda (prefatory cycle captions)). Artist Queen Mary Master. Parchment codex. 275 x 175 (175 x 115) mm. Royal 2 B VII, f. 112v. British Library. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим вместе с ним [7]. По трем причинам Ирод встревожился, и весь Иерусалим вместе с ним. Во-первых, Ирод подумал, как бы иудеи не признали родившегося Царя и не решили изгнать его самого как чужеземца. Об этом пишет Златоуст: «Подобно тому, как даже легкий ветерок колышет ветвь, находящуюся на вершине дерева, так и человек, вознесенный на вершину власти, может быть смущен ничтожнейшей молвой». Во-вторых, Ирод боялся, что римляне обвинят его, если некто будет назван царем без одобрения Августа. Ведь римляне постановили, что никто не может быть провозглашен богом или царем, если на то нет дозволения и согласия императора. В-третьих, как отмечает Григорий, Рождество Небесного Царя смутило царя земного, ибо земные высоты посрамляются, когда открываются высоты небесные. Возможно около 1320. Джотто ди Бондоне. Музей Метрополитен / The Adoration of the Magi. Giotto di Bondone (Italian, Florentine, 1266/76–1337). Date: possibly ca. 1320. Tempera on wood, gold ground. 45.1 x 43.8 cm. Accession Number: 11.126.1. The Metropolitan Museum of Art Весь Иерусалим смутился вместе с Иродом по трем причинам. Во-первых, потому что нечестивых не может радовать приход праведного; во-вторых, иудеи желали польстить обеспокоенному царю и потому также выказывали тревогу. В-третьих, как налетевшие ветра гонят волны, так и сражающиеся друг с другом цари возмущают толпу, и все опасались, как бы нынешний и новый царь не развязали междоусобную войну, от которой будет страдать народ. На эту причину указал Златоуст. Около 1340-1343. Неаполь / The Adoration of the Magi. Artist: Italian, Neapolitan Follower of Giotto (active second third of the 14th century). Date: ca. 1340-1343. Tempera on wood, gold ground. Overall, with engaged frame 66.4 x 46.7 cm; painted surface, including tooled border 54.3 x 38.1 cm. Accession Number:1975.1.9. The Metropolitan Museum of Art Тогда Ирод, созвав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу? Узнав, что Христос родился в Вифлееме Иудейском, Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды, дабы знать, что делать, если волхвы не вернутся к нему. Ирод просил известить его, как только будет найден Младенец, притворившись, что хочет поклониться Тому, Кого желал убить. Около 1390 года. Бартоло ди Фреди. Сиена / The Adoration of the Magi. Bartolo di Fredi (Italian, active by 1353–died 1410 Siena). Ca. 1390. Tempera and gold on wood. 148.6 x 89.2 cm. Bartolo di Fredi was the most important painter in Siena in the second half of the fourteenth century. Accession Number: 1975.1.16. The Metropolitan Museum of Art Следует отметить, что, когда волхвы вошли в Иерусалим, они утратили путеводную Звезду, и на то имелись три причины. Во-первых, это произошло для того, чтобы волхвы стали расспрашивать о месте Рождества Христова и тем свидетельствовать о Его Рождении, возвещая о появлении звезды и о предсказании пророка, как все и произошло. Во-вторых, справедливо, что, обратившись за помощью к людям, они утратили помощь небес. В-третьих, как свидетельствует апостол, знамения даются неверным, а верным – пророчества [10]. Потому и Звезда явилась волхвам, которые были до того времени неверными, но она не могла показаться им, пока они находились среди правоверных иудеев. Это тройное объяснение содержится в Глоссе. Золотая легенда. Богоявление. XIV в. Муниципальная библиотека, Бонн, BM MS. 22, f. 040v / Adoration des Mages. Jacobus de Varagine. Legenda aurea. Datation 14e s. Beaune, BM, ms. 0022, f. 040v. © IRHT (CNRS) / Bibliothèque municipale de Beaune / MCC Волхвы покинули Иерусалим, и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. О том, какова была природа звезды, существуют три мнения, которые приводит Ремигий в своем сочинении. XIV век. Бревиарий любви. Поэма провансальского трубадура Матфре Эрменго / Matfré Ermengau. Breviari d'amor et Lettre à sa soeur; Chansonnier occitan, dit [chansonnier α]. Ermengaud, Matfre. Auteur du texte. Date d'édition 1301-1400. Manuscrit. Latin, Provençal ancien. Bibliothèque nationale de France, Français 857, f. 156v. Некоторые полагают, что это Святой Дух явился волхвам в образе звезды, подобно тому, как в образе голубя Он снизошел на Господа во время Крещения. Иные, как и Златоуст, считают, что звездою был Ангел, который явился как пастухам, так и волхвам. В то время как пастухам из Иудеи, мыслящим разумно, он явился в умопостигаемом образе, язычникам, которые не следуют разумным законам, он явился в образе звезды. Около 1410-1420 / Adoration of the Magi. Artist: Workshop of the Master of the Morgan Infancy Cycle. In this scene the Virgin and Child are shown in a house with wattled sides. A kneeling king offers a gold cup full of coins with which the child is playing. The other two kings, with gold cups, stand behind. Image taken from a Book of Hours, originally produced in North Netherlands [Utrecht], c. 1410-1420. Add. 50005, f.45v. Add. 50005, f.45v. British Library Иные, чье объяснение более правдоподобно, утверждают, что звезда была сотворена и, завершив свое служение, вернулась в первозданную материю. Фульгенций указывает, что та звезда отличалась от прочих звезд тремя качествами, а именно: положением, поскольку она находилась не на неподвижной небесной сфере, но как бы парила в воздухе низко над землей. Блеском, ибо была много ярче других звезд (и это явствует из того, что самое солнце не могло затмить ее блеск), и светоносные лучи той звезды сияли на небосклоне даже в полдень. XV век. Иаков Ворагинский. Золотая легенда в переводе Жана де Виньи. Французский язык. Национальная библиотека Франции / Légende dorée. Jacques de Voragine (1228?-1298). Date d'édition : 1401-1500. Langue Français. Manuscrit. Parchemin. - 410x300 mm. Contient : 1° « Legende dorée » [de Jacques de Voragine], traduction de «Jehan du Vignay». ; 2° «Les Festes nouvelles, selon l'usage de Paris, translatées de latin en françois par un maistre en theologie de l'ordre de Nostre Dame du Carme, l'an mil quatre cens et deux». Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 242, f. 28v Движением, поскольку звезда шла перед волхвами, подобно путнику, ибо не двигалась по окружности, но непрестанно перемещалась вперед, как живое существо. Около 1420-1430 / Erscheinung des Herrn; umgeben von Szenen mit den drei Königen und Herodes, Stundenbuch (lat., franz.), Paris (Meister des Herzogs von Bedford), um 1420-1430 © Österreichische Nationalbibliothek Три других отличия указаны в Глоссе на вторую главу Евангелия от Матфея, которая начинается со слов: Та звезда Рождества Господня... и проч. Первое отличие заключалось в происхождении, поскольку прочие звезды были созданы от начала мира, та же звезда – совсем недавно. Второе отличие связано со служением, ведь звезды были сотворены для знамений и времен, но эта звезда явилась, чтобы указать путь волхвам. Третье отличие заключалось в длительности, ибо прочие звезды вечны, эта же звезда, завершив свое служение, вернулась в первозданную материю. XV век, первая половина / Christmas scene in a 15th century manuscript page. Book of hours from (eastern?) France. France. First half of the 15th century. Parchment. 191 ff.. 15 x 11 cm. Language: Latin. Trogen, Kantonsbibliothek Appenzell Ausserrhoden, CM Ms. 5, f. 59r Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою [13]. Следует отметить, что звезда, которую увидели волхвы, была звездой в пяти смыслах: то была звезда материальная, звезда духовная, звезда понимания, звезда разума и звезда сверхсущностная. Первую звезду, материальную, волхвы увидели на востоке, вторую, звезду духовную, то есть веру, они обрели в сердце. Ведь если бы волхвы не имели веру в своем сердце, первая звезда не явилась бы им в видении. Они уверовали в человеческую природу Христа, когда спросили: «Где Тот, кто родился?», в Его Царственное достоинство, когда сказали: «Царь Иудейский», в Его Божественность, когда произнесли: «Мы пришли поклониться Ему». Третью Звезду, то есть Звезду понимания, которая есть Ангел, они увидели во сне, ибо Ангел предупредил волхвов, что им не следует возвращаться к Ироду. Однако, согласно Глоссе, их предупредил не Ангел, но сам Господь. Четвертую, то есть звезду разума, и была то Пречистая Дева, они увидели на постоялом дворе. Пятую, то есть сверхсущностную звезду, которой был Христос, они лицезрели в яслях. О том рассказано дважды: И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его... и проч. Около 1460. Джованни ди Паоло. Сиена / The Adoration of the Magi. Giovanni di Paolo (Giovanni di Paolo di Grazia) (Italian, Siena 1398–1482 Siena). Ca. 1460. Tempera and gold on wood. 27 x 23.2 cm. Accession Number: 1982.60.4. The Metropolitan Museum of Art. Все, о чем рассказано, зовется звездами. О первой гласит Псалом: Луну и звезды, что Ты поставил... О второй сказано в Книге Премудрости: Красота неба, то есть небесного человека, слава звезд, то есть добродетелей. О третьей говорит Варух: И звезды воссияли на стражах своих и возвеселились. О четвертой поется в Гимне: Радуйся, Звезда над морем. О пятой возвещает Книга Апокалипсиса: Аз есмь корень и потомок Давида, Звезда светлая и утренняя. Около 1465. Йос ван Гент. Гент / The Adoration of the Magi. Justus of Ghent (Joos van Wassenhove) (Netherlandish, active by 1460 - died ca. 1480). Ca. 1465. Distemper on canvas. 109.2 x 160 cm. The Metropolitan Museum of Art Получив видение первой и второй звезды, волхвы возрадовались, получив видение третьей звезды, они возрадовались радостью, получив видение четвертой звезды, возрадовались они великою радостью, получив видение пятой звезды, они возрадовались радостью весьма великою [20], ведь Глосса указывает: «Тот радуется великою радостью, кто радуется о Боге, истинна та радость», – и прибавляет: «Великою, ибо ничего нет больше ее, весьма, ибо великая радость может быть большей или меньшей». Возможно, особо выделив эти слова, евангелист хотел подчеркнуть, что люди больше радуются о том, что потеряли и вновь обрели, нежели о том, чем владеют постоянно. Около 1470. Сано ди Пьетро. Сиена / The Adoration of the Magi. Sano di Pietro (Ansano di Pietro di Mencio) (Italian, Siena 1405–1481 Siena). Ca. 1470. Tempera and gold on wood. 30.2 x 47.6 cm. Accession Number: 58.189.2. The Metropolitan Museum of Art. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Августин восклицает, рассказывая о том: «О, Младенчество, Коему повинуются звезды, Которое обладает столь дивным величием и высочайшей славой! К Твоим пеленам ангелы нисходят с небес, на них благосклонно взирают звезды, перед ними трепещут цари и преклоняют колена хранители мудрости. О, благословенная хижина, о, престол Бога, второй после неба, который освещает не светильник, но звезда! О, небесный дворец, в котором правит не усыпанный перлами царь, но воплотившийся Бог, Которому мягким ложем стали грубые ясли, а золотым узорным потолком – закопченная соломенная кровля, озаренная светом благосклонных звезд. Немеет речь, когда я вижу пелены и созерцаю небеса, пылает сердце, когда я нахожу в яслях нищее Дитя, слава Которого возносится превыше звезд». Около 1480-1485. Жан Бурдишон / The Adoration of the Magi. Katherine Hours. Jean Bourdichon, illuminator (French, 1457 - 1521, active Tours, France, early 1480s - 1521). About 1480 - 1485. Tempera colors, gold, and ink on parchment. Leaf: 16.4 x 11.6 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 6, fol. 59 О том же Бернард: «Что вы делаете, волхвы, что вы делаете, вы поклоняетесь грудному Младенцу, лежащему в нищей хижине, в убогих пеленах – но разве не Бог Он? Что вы делаете, зачем приносите золото? Ибо Он есть Царь. Но где же царский двор, где трон, где многочисленная свита? Но разве то стойло – не дворец, разве ясли – не трон, и не свита ли – Иосиф и Мария? Мудрецы стали безумными, чтобы обрести мудрость». Около 1506 года. Ханс Бальдунг (?1484/1485-1545). Ученик Дюрера. Германия / Das ist ein Bild von Hans Baldung. Ca. 1506. © Staatliche Museen zu Berlin. Foto Jörg P. Anders-das altarbild von hans baldung entstand um 1506-1507 О том же пишет Иларий во Второй книге О Троице: «Рождает Дева, но Рождество от Бога. Дитя кричит, Ангелы ликуют, пелены убоги, Бог почтен. Ибо власть не утрачивает достоинства, когда проповедуется смирение плоти. Воистину, во Младенце Христе заключены не только слабость и ничтожность, но также величие и высота Божества». Около 1520. Нидерланды / The Adoration of the Magi. Netherlandish (Antwerp Mannerist) Painter (ca. 1520). Oil on wood. 68.9 x 54.6 cm. Accession Number: 21.132.2. Not on view. The Metropolitan Museum of Art О том же говорит Иероним в комментариях на Послание к Евреям: «Погляди на колыбель Христа, равно посмотри на небо. Ты видишь Младенца, плачущего в яслях, но послушай, как ликуют ангелы. Ирод преследует Его, но волхвы поклоняются Тому, Кого не узнали фарисеи, Тому, на Кого указала звезда. Он принимает крещение от слуги, но среди громовых раскатов слышен глас Отца Его. Он погружается в воды, но нисходит голубь, и в образе голубя нисходит Святой Дух». 1526. Квентин Массейс. Нидерланды / The Adoration of the Magi. Quentin Metsys (Netherlandish, Leuven 1466–1530 Kiel). Date: 1526. Oil on wood. 102.9 x 80 cm. Accession Number: 11.143. The Metropolitan Museum of Art. Существует много причин, отчего волхвы принесли именно эти дары. На первую из них указывает Ремигий, говоря, что согласно древней традиции никто не приходил к Богу или царю без даров. Подобные дары обычно приносили персы и халдеи, волхвы же, как повествует «Схоластическая история», пришли из пределов персидских и халдейских, где течет река Саба, по названию которой все царство именуется Сабейским. Вторую причину приводит Бернард. Он говорит, что волхвы передали злато Пречистой Деве, дабы облегчить ее бедность, ладан, чтобы наполнить благоуханием стойло, и смирну, чтобы укрепить тело ребенка и изгнать вредоносных червей. Третья причина состоит в том, что злато приносят как дань, ладан – как жертву, смирну же следует приносить на гробницы умерших. Три дара указали на то, что Младенец обладает властью Царя, величием Бога и смертной природой Человека. 1536-1537 / Erscheinung des Herrn. Die Anbetung der Könige im Vorder: sowie die Königin von Saba bei Salomo im Hintergrund. Gebetbuch für Kardinal Albrecht von Brandenburg (dt.). Nürnberg (Gabriel Glockendon). 1536-1537. Österreichische Nationalbibliothek В-четвертых, золото означает любовь, ладан – молитву, смирна – умерщвление плоти. Эти три дара должно и нам приносить Христу. В-пятых, волхвы принесли три дара, которые указывают на то, что было заключено во Христе, а именно: на драгоценнейшее Божество, благочестивейшую Душу, а также на совершенную и непорочную Плоть. Эта троякость Христа была явлена в трех святынях, заключенных в Ковчеге Завета. Ибо посох, что процвел, – это Тело Христово, Которое воскресло: и вновь процветела плоть моя... [22] [110]. Скрижали, где был записан Завет, – это душа, в которой сокрыты многие сокровища знания и премудрости Божией. Наконец, манна – это Божество, ибо она есть весь вкус и вся сладость. XVI век / A Sixteenth-Century Illuminated Manuscript on Vellum in French and Latin. Book of Hours. Artois [St.-Omer] France. [n.d., ca. sixteenth-century]. Small quarto. Approximately 8.5 x 5.75 inches. Heritage Auctions. Итак, под золотом, более ценным, чем все другие металлы, понимается бесценнейшее Божество, под ладаном – обращенная к Богу душа, поскольку ладан означает благочестие и молитву: Да направится молитва моя, как фимиам... Под смирной, которая хранит от порчи, следует понимать непорочное тело. Между 1310-1320 годами. Сон волхвов из Псалтыри Королевы Марии / Three Magi. Miniature of the Three Magi asleep, with an angel appearing to them to warn them, with an historiated initial 'D'(ixi) of David pointing to his eyes, and a bas-de-page scene of two knights jousting. Psalter ('The Queen Mary Psalter'). Origin: England (London/Westminster or East Anglia?). Between 1310 and 1320. BL Royal 2 B VII, f. 131v. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Такова история о том, как странствовали волхвы: ведомые Звездой, они приходили, мудрецы и пророки их учили, ангелы их проводили, во Христе они с миром почили. Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423. Фрагмент / Gentile da Fabriano (Fabriano, 1370 c. – Roma 1427). Adoration of the Magi. 1423. Provenance: Chapel of Strozzi family in the church of Santa Trinita. Tempera on wood. 300 x 282 cm. Inscriptions: OPUS GENTILIS DE FABRIANO MCCCXXIII MENSIS MAII. The Uffizi. Мощи трех волхвов покоились в Милане, в том храме, что теперь принадлежит братьям Проповедникам, но ныне они пребывают в Кельне. Ведь сначала их мощи были обретены Еленой, матерью Константина, и перенесены в Константинополь, затем святой епископ Евсторгий перенес их в Милан. Однако когда император Генрих захватил Милан, мощи волхвов были увезены в город Кельн, что на Рейне, где они сияют и по сей день, окруженные великим благочестием и почитанием народа. Перевод Ирины Кувшинской gorbutovich.livejournal.com .

Выбор редакции
18 января, 13:05

Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп (John Roddam Spencer Stanhope), 1829-1908. Англия

  • 0

Bo4kaMeda Why seek ye the living among the dead? (St Luke, Chapter XXIV, verse 5) Что вы ищете живого между мертвыми? Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп родился в 1829 году в аристократической семье, оставившей заметный след в истории искусства. Его отец Джон Спенсер Стэнхоуп был антикваром, в юности исследовавшим Грецию, а сестра Анна стала матерью знаменитой художницы Эвелин де Морган. Образование Стэнхоуп получил в Итоне и Оксфорде, а в 1850 году, несмотря на возражения родителей, решил посвятить себя искусству. Он стал учеником и ассистентом Джорджа Фредерика Уоттса и три года спустя вместе с учителем впервые посетил Италию, а в 1856-1857 годах – Малую Азию. Именно Уоттс ввел молодого художника в круг прерафаэлитов, познакомив его с Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. В 1857 году Стэнхоуп принял участие в выполнении росписей для Оксфордского Союза, а в следующем году принял участие в создании Хогарт-клуба – объединения, наследующего традиции Братства прерафаэлитов. Художник снял мастерскую в Чэтем-Плейс по соседству с Россетти, где под впечатлением его творчества написал свою первую знаменательную картину «Мысли о прошлом» (1858). Мысли о прошлом (Thoughts of the Past) 1858-1859 86.4 х 50.8 Лондон, музей Тейт-Британ Тема, затронутая в этой работе (судьба падшей женщины), не раз возникала в творчестве прерафаэлитов. Достаточно вспомнить картины Ханта «Пробуждение совести» и полотно Россетти «Найдена». Однако ближе всего его картина примыкает к ряду классических полотен, изображающих раскаяние Марии Магдалины, так как многочисленные образцы этого сюжета художник мог видеть во время своего путешествия по Италии. Однако решающее влияние на формирование стиля Стэнхоупа оказало творчество Бёрн-Джонса, с которым художник особенно сдружился, став одним из самых ревностных его последователей, несмотря на то, что был старше его по возрасту. Влияние Берн-Джонса заметно во всем – в живописной манере, пластике складок и характере типажей, выборе тем, среди которых начинаю преобладать литературные и мифологические сюжеты, содержащие аллегорию. Джон Роддэм Спенсер Стенхоуп (1829 — 1908) Изгнание из рая, 1900 В 1859 году художник женился на Элизабет Кинг, подарившей ему дочь Мэри. К сожалению, в 1967 году в семилетнем возрасте Мэри умерла от скарлатины, и Стэнхоуп сам моделировал ее надгробный камень. С 1859 года Стэнхоуп начал участвовать в выставках Королевской Академии. Его картина «Джульетта и ее кормилица», включенная в экспозицию 1863 года, получила ряд похвальных отзывов критики и была благосклонно встречена художниками круга прерафаэлитов – Стивенсом, Россетти и Бёрн-Джонсом. 1. Искушение Евы (The Temptation of Eve) 57 х 27, акварель и корпусная краска. Частное собрание 2. Искушение Евы (The Temptation of Eve) 1877, дерево, темпера. Англия, Манчестер, Художественный музей Впоследствии он стал регулярным участником выставок в галереях Гросвенор и Дадли, а также в Новой галерее. Бесспорным шедевром Стэнхоупа считается его картина «Любовь и Дева» (1877), в которой с особой силой и ясностью нашла воплощение его любовь к флорентийскому искусству кватроченто с его ясной и светлой простотой, а также увлечение теорией эстетизма. Прекрасные, лишенные изъянов фигуры персонажей, их плавные возвышенные позы, изысканно декорированный цветами и листвой фон, тонко прописанный пейзаж с аллегорическими фигурами в глубине картины – все это располагает зрителя к мечтательному созерцанию, получению эстетического наслаждения. Любовь и дева 1877 дерево, темпера и золото Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств В 1880 году, страдая от приступов астмы, Стэнхоуп вынужден был покинуть Англию и перебраться во Флоренцию, где он прожил остаток жизни. Оторванный от родной почвы, художник чувствовал себя в Италии изгнанником, но не оставлял занятий живописью. Он писал картины, а также делал росписи для местной англиканской церкви. Стэнхоуп был родным дядей и наставником знаменитой художницы Эвелин де Морган, урожденной Пикеринг, в творчестве которой заметно существенное влияние его манеры. Умер художник в 1908 году. Rispah, the daughter of Aiah 109 х 66 холст масло Частное собрание Джульетта и ее кормилица (Juliet and her Nurse) 109 х 127 холст масло Частное собрание 1. Флора (Flora) 57 х 24.4, бумага, карандаш, акварель и корпусная краска. Частное собрание 2. Флора (Рождение Венеры) / Flora (The Birth of Venus) 1889, 128.9 х 52.7, доска масло. Частное собрание Знание душит Невежество (Knowledge strangling Ignorance) 50.5 x 35 бумага, карандаш, акварель и корпусная краска Частное собрание 1. Андромеда (Andromeda) 1870, 125.7 х 51.1, доска масло. Частное собрание 2. Фея Моргана Святое семейство Робин нового времени (Robins of Modern Times) 1860 48.3 х 85.7 холст масло Частное собрание 1. Заступница 2. Ночь Мельница Белый кролик 1. Ангел с пан-флейтой и ангел с волынкой 2. Ангел с гобоем и ангел с трубой *кликабельно The Waters of Lethe by the Plains of Elysium Patience on a Monument smiling at Grief Penelope 1849 1. The Wine Press 2. Спасение (ок.1880), бумага, карандаш, 65.5 х 43.2. Частное собрание Орфей и Эвридика на берегу Стикса 1. Charon and Psyche 1883 2. Cupid and Psyche 1880 Суламифь Андрей Ве-слов .

Выбор редакции
18 января, 13:04

Стоит в широкополой шляпе мужчина - женская мечта!|Шляпы. Ален Делон

  • 0

ШЛЯПЫ 01. "Borsalino & Co" 1974 02 03. 1976 04 05 06 07 08 09 10 11 12. January 22, 1976 13 14 15 16 17. 1967 18. 1971 19. 1967 20 21. 1970 22 23. 1970 "BORSALINO" 24. 1991 25 26 27 28 29 30. 1970 31 32. HAIL CAESAR 33 34. 1958 35 36. 1967 37. 1979 38 39. 1971 40. 1970 41. 1991 42 43 44. 1991 45. Ален Делон и Джина Лоллобриджида 1961 46. With Luchino Visconti 47 48. 1971 49 50. Натали Делон, Ален Делон и Бриджит Бардо 1968 .

Выбор редакции
18 января, 13:02

«Баба-Яга», 1908

  • 0

Bo4kaMeda «Баба-Яга». Народная сказка. Москва. Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 РГБ .

Выбор редакции
17 января, 09:12

Жан-Габриэль Домерг (Jean-Gabriel Domergue) | Часть 7

  • 0

Bo4kaMeda Все картины художника ЗДЕСЬ Инес 55 х 46 Частное собрание Отдых на берегу (Farniente au Bord de L'eau) 50 x 61 доска масло Частное собрание В стиле Гойи (La Goyesca) 1945 64,8 х 92 картон, масло Частное собрание Купальщица с борзыми собаками (Baigneuse aux levriers) 1948 (ок) 65 х 81 доска масло Частное собрание La bonne aventure 1948 65.5 x 80.8 холст масло Частное собрание Сесилия (Cecile) 1950 (ок) 65 х 46 холст масло Частное собрание Туалет (La toilette) 1950 (ок) 32 х 23 холст масло Частное собрание Изабелла (Isabelle) 1950-е 46 х 38 оргалит, масло Частное собрание Пробуждение (L'Eveil) 1955 (ок) 54 х 65 оргалит, масло Частное собрание Пробуждения не получилось (Le reveil interrompu) 1955 (ок) 55 х 46 холст масло Частное собрание Двери в сад (La porte du jardin) 22 х 24 оргалит, масло Частное собрание Белый диван (Le Canape Blanc) 45.8 х 54.6 доска масло Частное собрание Беспечность (Nonchalance) 33 х 41 оргалит, масло Частное собрание Двери в сад (La porte du jardin) 44.6 х 36 оргалит, масло Частное собрание Лето (L'ete) 81.3 x 65 холст масло Частное собрание Модель топлес (Le Modele au seins Nus) 85 x 65,5 доска масло Частное собрание Наслаждение (Plaisirs) 64 x 92 Частное собрание Обидевшаяся 33 х 41 Частное собрание Обнаженная (Femme Nue) 46 х 38.2 холст масло Частное собрание Обнаженная (Le Nu) 40 х 31 оргалит, масло Частное собрание Обнаженная (Nude) 33 x 24 доска масло Частное собрание Обнаженная блондинка на берегу реки (Blonde Nude On Bath Towel By A Riverside) 63 х 81 оргалит, масло Частное собрание Обнаженная Лусетта Демулен (Nu de Lucette Desmoulin) 92 x 75 холст масло Частное собрание Обнаженная у воды (Nu au bord de l'eau) 33 х 23.9 холст масло Частное собрание Обнаженная у моря (Femme nue devant la mer) 54.6 x 46 холст масло Частное собрание Обнаженная Элиана (Eliane nue) 65 x 81 доска масло Частное собрание Перед зеркалом (Au miroir) 40 х 32.5 оргалит, масло Частное собрание Роковая женщина с черными волосами (la vamp aux cheveux noir) 30 х 25 доска масло Частное собрание .

Выбор редакции
17 января, 09:05

ШЛЯПКИ. Phyllis Dare (1890 – 1975)

  • 0

ШЛЯПКИ 01 Phyllis Dare (1890 – 1975) - английская актриса и певица. 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53. Actress, Phyllis Dare as Cinderella 54 55 56 www.bonesearch.com .