Источник
То, что время пощадило, то, что память сберегла :: LiveInternet
Выбор редакции
19 декабря, 05:35

Знамена и штандарты Российской гвардии

  • 0

Bo4kaMeda 01. Гвардейский кавалерийский георгиевский штандарт образца 1815 года 02. Гвардейский кавалерийский штандарт (царствование Николая I) 03. Гвардейское пехотное знамя (царствование Анны Иоанновны) 04. Гвардейское пехотное полковое знамя 1762 05. Георгиевский флаг пехотного полка во времена Николая I 06. Георгиевский штандарт лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка 1817 07. Георгиевский юбилейный штандарт Лейб-гвардии Уланского Ея Императорского Величества полка 1851 08. Знамя Лейб-гвардии Гренадерского полка 1879 09. Знамя Лейб-гвардии Московского полка с вензелем Николая I 10. Знамя Лейб-гвардии Семёновского полка 1762 11. Знамя Лейб-гвардии Семёновского полка (после 1825) 12. Знамя пехотное георгиевское Московского полка (Царствование Николая I) 13. Пехотное гвардейское знамя. Царствование Екатерины II 14. Полубатальонное знамя Лейб-гвардии Литовского полка 1811 15. Штандарт Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка 1838 16. Штандарт Лейб-гвардии Драгунского полка 1809 17. Штандарт Лейб-Кирасирского полка Ея Императорского Величества полка 1800 18. Штандарт Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка 1856 19. Штандарт Лейб-кирасирского полка 1762 20. Штандарт Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка 1838 21. Штандарт лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка 1838 22. Штандарт юбилейный Лейб-гвардии Конного полка 1830 23. Эскадронный штандарт Лейб-гвардии Конного полка 1799 24. Юбилейный штандарт Лейб-гвардии Конного полка 1833 25. Эскадронный штандарт Лейб-гвардии Конного полка 26. Штандарт юбилейный Лейб-гвардии Конного полка - 1832 г. Лента - 1838 г. 27. Полковой штандарт Лейб-гвардии Конного полка 1798 28. Юбилейное знамя Лейб-гвардии Преображенского полка 1883 29. Рисунок ротного знамени Лейб-гвардии Преображенского полка 1741 30. Фрагмент знамени неизвестного полка 1700 31. Образец шитья одной стороны Георгиевского кавалерийского штандарта 1879 32. Кавалерийский штандарт (царствование Елизаветы Петровны) 33. Кавалерийский штандарт 1870-е 34. Кавалерийский георгиевский штандарт образца 1813 humus.livejournal.com .

Выбор редакции
19 декабря, 05:31

Владимир Баранов-Россине — одессит и парижанин

  • 0

Bo4kaMeda 01. Владимир Давидович Баранов-Россине. Автопортрет, 1914 02. Владимир Давидович Баранов-Россине. Автопортрет, около 1920 Владимир Баранов-Россине родился в Одессе, уехал в Париж, и погиб в Освенциме. Работы художника поражают разнообразием: сегодня они находятся в престижнейших музеях, а аукционные цены перешагнули за миллионный порог. Предтеча скульптурных экспериментов Пикассо и изобретатель уникального «светозвукового» пианино — оптофона, Баранов-Россине — яркая фигура эпохи новаторства в искусстве. Кузина с цветами 1912 Масло, Холст Все всякого сомнения, Париж начала прошлого века был мировой столицей искусств. Художники и скульпторы со всего мира приезжали в него, чтобы быть в авангарде мирового художественного движения. Новые стили и направления возникали чуть ли не еженедельно. Парадокс Парижской школы первой половины ХХ века состоял в том, что она во многом развивалась за счёт художников, приехавших в Париж жить и работать. За счёт иммигрантов. Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, Марк Шагал и Константин Бранкузи, Кес Ван Донген и Жюль Паскин именно во французской столице стали ведущими фигурами мирового художественного процесса. Большую роль в развитии Парижской школы сыграли выходцы из Российской империи: тот же Шагал, Александр Архипенко, Хана Орлова и Александра Экстер, Хаим Сутин и Мане-Кац, Михаил Бойчук и Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Алексей Явленский, Осип Цадкин и Жак Липшиц, Иван Пуни и Соня Делоне… Петух 1911 135 × 177 см Масло, Холст Разумеется, не обошлось без одесситов. Список впечатляющий: Василий Кандинский и Теофил Фраерман, Натан Альтман и Давид Видгофф, Филип Гозиассон и Айзик Федер, Сандро Фазини и Сигизмунд Олесевич — и ещё десятки имён. Есть в этом ряду и поистине выдающееся имя: Владимир Баранов-Россине. Шулим-Вольф Баранов родился 1 (13) января 1888 года в селении Большая Лепетиха Мелитопольского уезда Таврической губернии (ныне Запорожская область Украины) в семье Мелитопольского мещанина Давида Баранова и его жены Розалии. В пятнадцатилетнем возрасте — в 1903 году, — поступил в Одесское художественное училище, которое успешно окончил в 1908-м. Автопортрет с кистью 1907 80 × 64.2 см Масло, Холст Будучи студентом художественного училища, Шулим Баранов принимал активное участие в выставках. Первыми были XVII, XVIII и XIX выставки Товарищества «Южно-Русских художников». Уже ранние училищные работы свидетельствуют о незаурядном мастерстве. Например, первым номером в каталоге выставки трёх «российских авангардистов» (Малевича, Баранова-Россине и Мансурова) в 1972−73 годах в Центре Жоржа Помриду числился его «Пейзаж Одессы» 1905 года. А знаменитый «Автопортрет с кистью» 1907 года, мастерски сделанный в стиле пуантилизма? Это фактически работа зрелого мастера, хотя на тот момент Шулиму Баранову было всего девятнадцать лет. Баранов-Россине был мастером автопортрета. Он писал их много и в разных стилях, особенно известны его кубистические автопортреты первой половины 1910-х годов. Кубистский автопортрет 1915 Холст, масло 73 х 60 Частное собрание Если в ранних классах училища Баранов находился под влиянием Южнорусской школы, то уже через несколько лет он быстро пошёл дальше. Юный художник быстро схватывает современные тенденции в изобразительном искусстве, пробует себя в разных стилях и манерах — от импрессионизма до абстракции. Баранова-Россине в течение жизни неоднократно будут упрекать во всеядности, вторичности, неумении найти свой собственный стиль. Он действительно работал во многих стилях, но в каждую работу привносил что-то своё, индивидуальное, узнаваемое, не столько повторяя, сколько исследуя и «репрезентируя» происходящие в современном искусстве процессы. Автопортрет (Self portrait) 1912 64.5 х 53 холст, масло Частное собрание Ещё в годы учёбы в Одесском художественном училище, во время первой поездки по Европе, Баранов-Россине встретился с дадаистом Хансом Арпом, с которым впоследствии будет неоднократно видеться уже после отъезда в Париж. Общительность, активность, умение завязывать знакомства, умение дружить — характерные для Баранова черты, которые способствовали его вхождению в среду известнейших художников своего времени. Знакомство с Давидом и Владимиром Бурлюками помогло ему войти в круг русского авангарда. Летний пейзаж (Summer landscape) 1907 59.6 х 71.6 холст, масло Частное собрание Вероятно, именно глубокое вовлечение в мир авангардной живописи послужило причиной того, что после успешного окончания в мае 1908 года живописного отделения Одесского художественного училища и поступления в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге Владимир Баранов фактически забросил учёбу. Уже 21 декабря 1909 года его отчислили за непосещение. Его ждал Париж. Кузина (The Cousin) 1910 73 х 49.5 холст, масло Частное собрание Приехав осенью 1910 года во французскую столицу, Владимир Баранов взял себе псевдоним «Даниэль Россине», который позже, в 1917-м, изменил на «Владимир Баранов-Россине». Фея озера 1910 52 × 72.5 см Масло, Холст В Париже он попадает в самую гущу художественной жизни — сближается с Робером и Соней Делоне, с которыми будет поддерживать дружеские отношения до конца жизни; живёт в художественной колонии «Улей» (La Ruche), где соседствует с Александром Архипенко, Марком Шагалом и Хаимом Сутиным; участвует в вечерах, которые устраивали баронесса д’Эттинген и Серж Фера (Жан Серюс), где собираются Александра Экстер, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Макс Жакоб, Леопольд Сюрваж. Дорога в деревню 1912 70.9 × 90 см Масло, Холст Он, конечно же, много выставляется. Вплоть до 1914 года Баранов-Россине ежегодно участвует и в Салонах независимых, проходящих весной, и в Осенних салонах, при этом выставляет не только живопись, но и скульптуры. Именно в скульптуре он стал настоящим новатором. В. Баранов-Россине. Полихромная скульптура В октябре 2013 года лондонская галерея «St.Petersburg» масштабной выставкой отметила 125-летие со дня рождения художника (на фото — вид одного из залов). Среди сорока выставленных работ были и три из сохранившихся до наших дней пяти его скульптур: «Ритм» (1913), «Танец» (1914) и «Политехническая скульптура» (1915). Интересная история связана с одной из самых нашумевших скульптур Баранова-Россине «Симфония № 2», которую он выставил весной 1914 года на 30-м Салоне независимых. Раздосадованный шквалом критики, художник просто бросил скульптуру в Сену. Вот как описывает это событие Соня Делоне: «На Салоне независимых 1914 года он выставил скульптуру, которую страшно разругали. Тогда со всей нашей группой он торжественной процессией направился к Сене и кинул в неё свою скульптуру. В нашей среде он остался скульптором, совершившим этот жест». Самовар 1919 Дерево, масло 76,5 × 67,5 Тамбовская областная картинная галерея Большинство известных работ Баранова-Россине начала 1910-х выполнены в стиле кубизма: «Портрет посла», «Три грации», «Лежащая женщина», «Аристократ с усами», «Перед зеркалом», целая серия автопортретов и знаменитая «Кузница», находящаяся сейчас в Центре Жоржа Помпиду. Ряд других работ: «Пейзаж с дорогой», «Кузина с цветами», «Сиреневый стол», «Городок в Нормандии», «Лето», «Пейзаж с деревом», «Пейзаж. Порыв ветра», «Красные домики» — выполнены в стилистике своеобразного «кубизированного сезаннизма». Церковь 50.4 × 72 см Масло, Холст Пейзаж с церквью 1909 35 × 50.7 см Масло, Холст, Бумага В 1912-м году Робер Делоне создал новое живописное направление — орфизм. Баранов-Россине стал одним из самых преданных последователей идей орфизма. Два его самых значительных живописных цикла — «Адам и Ева» и «Апокалипсис», — выполнены в этом стиле. Одним из первых Баранов-Россине начинает делать работы на больших холстах — например, работа «Адам и Ева» (1912) была для того времени гигантской. Адам и Ева 1912 155 × 219.7 см Масло, Холст Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид Первый парижский период был для Владимира Баранова-Россине определяющим и наиболее плодотворным. Он стал одним из создателей «политехнической скульптуры», или так называемых «ассамбляжей», комбинаций разнообразных материалов. В 1913 году на Салоне независимых он экспонирует скульптуру «Ритм», выполненную из дерева, картона и яичной скорлупы В. Баранов-Россине. Скульптура «Ритм» Сейчас скульптура находится в Нью-Йоркском Музее современного искусства. А наибольший резонанс получила выставленная весной 1914-го года на 30-м Салоне независимых «Симфония № 2». Зимний мотив 1919 72 × 48 см Масло, Холст Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Нимфы и кентавры 1914 холст, масло 97 х 134 Натюрморт с цветами и фруктами 1915 135 × 160 см Масло, Холст С началом Первой мировой войны Владимир Баранов-Россине уезжает в Норвегию, а в 1917-м — в Россию. Художественная жизнь в «новой» России забурлила с невиданной силой. Знакомцы художника по «Улью» Анатолий Луначарский и Давид Штеренберг оказались у самой вершины власти. Баранов-Россине становится сотрудником отдела ИЗО Наркомпроса и входит в состав Художественной коллегии по делам искусств и художественный промышленности. В 1918 году начинается его педагогическая деятельность — он руководит живописной мастерской в Петроградских свободных мастерских бывшей Академии художеств. Тогда же отдел ИЗО НКП приобретает для Музея художественной культуры несколько работ художника — шесть из них сейчас находятся в Государственном Русском музее. С апреля 1919 года Баранов-Россине работает и преподаёт в Москве. Девочка с куклой 133 × 103 см Масло, Холст Идеалы социализма быстро разбиваются о реальность, и в 1925 году по приглашению супругов Делоне художник со старшим сыном Евгением и женой Полиной возвращается в Париж. Он застал Париж совсем другим. Другие идеи, другие художники… Но Баранов-Россине остаётся собой и быстро адаптируется в новой художественной среде, продолжая дружить и сотрудничать с супругами Делоне и Хансом Арпом, который стал к тому времени одним из ведущих европейских художников. Во второй половине 20-х и в 30-х годах Баранов-Россине работает в новой для себя стилистике сюрреализма. И, как всегда, много выставляется — в первую очередь в Салонах независимых (с 1926 по 1940-й год). В 1933 году его «Политехническая скульптура», как в своё время «Симфония № 2», вновь привлекает внимание зрителей и критики. С 1972 года скульптура находится в Национальном центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Помимо художественного таланта, в нашем герое жил неутомимый дух изобретательства. Он изобрёл аппарат «Мультиперко», служащий «для изготовления, стерилизации и раздачи различных газированных жидкостей», «Фотохронометр» — прибор для анализа и классификации драгоценных камней, а в начале Второй мировой войны проводил испытания «Динамического камуфляжа», служащего для маскировки военных сооружений с помощью цветовых пятен. Но главным изобретением Владимира Баранова-Россине стало оптофоническое пианино Светомузыкой Владимир Баранов-Россине начал заниматься параллельно со Скрябиным и Кандинским. Свою работу над созданием оптофона он начал в 1909 году во Франции, а первые оптофонические концерты состоялись в 1916 году в Христиании и в Стокгольме. В начале 1920-го художник сконструировал клавир — новый вариант оптофона. В 1923−24 годах оптофонические концерты прошли в Москве, в 1925 году — в Париже, Риге и Берлине. В 1927 году художник основал в Париже Первую оптофоническую академию, в которой преподавал рисунок, живопись, конструкцию и скульптуру, используя систему «оптофонического пианино». В 1926 году Баранов-Россине получает французский патент на оптофоническое пианино — именно благодаря патенту и руководству по пользованию разрушенный во время Второй мировой войны оптофон был восстановлен. Сегодня он находится в Центре Жоржа Помпиду. С началом Второй мировой войны Владимир Баранов-Россине с семьёй остался в Париже. «Я люблю Париж и ничего не боюсь» — сказал он своей знакомой, встретившей его в почтовом отделении. Кукла холст, масло 9 ноября 1943 года художник был арестован гестапо и 20 января 1944 года депортирован в Германию. 25 января 1944 года Владимир Баранов-Россине погиб в Освенциме Автопортрет 1907—1908 Гуашь, бумага 65 х 49,5 Государственный Русский музей В начале 1970-х произошло триумфальное возвращение художника на мировую сцену. Сначала в 1970-м в лондонской «Rutland Gallery» прошла его большая персональная выставка. Затем в 1971 году на выставке «Русский авангард» в галерее Леонарда Хьюттона в Нью-Йорке вызвало сенсацию сконструированное художником оптофоническое пианино. Начиная с 1973 года, выставки работ художника регулярно проходят в Европе и США. Работы Баранова-Россине экспонировались и на родине — на выставке «Москва-Париж» в ГМИИ им. Пушкина в 1981 году, на выставке «Украинский авангард» в Мюнхене в 1993 году. В 2002 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась широкая репрезентация картин и скульптур художника. В 2007 году в России прошло сразу две выставки Баранова-Россине: в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Ритм (Адам и Ева) 1910 202 × 293.3 см Масло, Карандаш, Холст Работы художника находятся сегодня в престижнейших музеях, а аукционные цены бьют всё новые и новые рекорды, перешагнув за миллионный порог. В 2004 году на аукционе «Sotheby's» работа «Натюрморт со стулом» (1911 год) продана за 1 млн. 184 тысяч долларов, а в 2008 году на аукционе «Christie's» работа художника «Ритм (Адам и Ева)» 1910 года была продана за 2,72 миллиона фунтов, превысив эстимейт почти в два раза. Работы Владимира Баранова-Россине представлены сегодня в нью-йоркском МоМА и парижском Центре Жоржа Помпиду, Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, Музее Людвига в Кёльне Музее Хирша Хорна в Вашингтоне, в Wilhelm Lehmbruck Museum в Дуйсбурге и многочисленных частных собраниях. Автор текста: Евгений Деменок — писатель, культуролог, коллекционер и меценат, автор книг и исследований, посвященных художникам, чьи судьбы были связаны с Одессой. artchive.ru .

Выбор редакции
19 декабря, 02:06

Чудеса Святого Николая: истории, иконы и картины

  • 0

Bo4kaMeda Св. Николай, Франческо Гварди 19 декабря православный мир отмечает день Святого Николая — Чудотворца и Заступника, Скорого Послушника и Великого Божьего Угодника. Этот святой стал самым любимым и почитаемым на Руси, и мы вспоминаем о главных чудесах из жизни святого Николая на самых известных иконах, картинах, фресках и мозаиках. Фра Анджелико, Репин, Рерих и неизвестные мастера из давних времен — встречаем Святого Николая! Святой Николай Чудотворец Иконопись Святой Николай считается покровителем моряков, юных девушек и детей. В отличие от Западного мира, где образ святого Николая постепенно перевоплощался, и, наконец, превратился в Санта-Клауса, на Руси его образ не изменялся на протяжении многих веков. «Святой Николай», ХІ век, мозаика в Софийском соборе, Киев Как выглядел святой на наших землях узнали еще в ХІ веке, когда греческие мастера по приглашению Ярослава Мудрого прибыли из Константинополя в Киев для оформления Софийского собора. Они создали необыкновенной красоты мозаики — сегодня единственные из самых ранних, сохранившихся в Восточной Европе. В святительском чине среди других святых видим Святого Николая. Киевская Русь от Византии приняла не только христианскую веру, но и почитание главных христианских подвижников. Начиная с ХІ века Святого Николая изображают на фресках многих церквей, и среди наиболее известных — в росписях Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область). Динисий «Святой Николай», 1502. Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, Вологодская область В иконописи в изображении образа Святого Николая сложился определенный канон и его лик легко узнаваем. Святитель Николай Чудотворец. Святого обычно изображали поясно, в левой руке он держит Евангелие, а правой благословляет. Позже появились небольшие изображения Иисуса и Богородицы над плечами святого, как на древнейшей иконе ХІІІ в. из монастыря Святой Екатерины на Синае (Египет). Икона «Святой Николай», ХІІІ в., монастырь Святой Екатерины на Синае (Египет) Появление Иисуса и Богородицы в иконах святого связано с важных событием в жизни Николая. На Вселенском соборе в Никее в 325 г. было предано проклятию лжеучение Ария (арианство). Николай присутствовал на соборе как архиерей города Мир и ударил по щеке Ария, смутьяна и основателя еретического учения. Так эта сцена изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции. Церковь осудила Николая за его поступок, лишила святительского сана и посадила в темницу. Но после видения отцам церкви, в котором Сам Господь вручает ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одевает на него омофор, Николаю вернули сан и воздали честь как великому Божьему угоднику. Начиная с XIV века на иконах Святого Николая изображают клейма, в которых описывается житие святого. Икона "Святой Николай", Грузия Икона "Святой Николай Мирликийский с 16-ю клеймами о жизни святого" В работах европейских художников Святой Николай как особо почитаемый святой часто изображен рядом с Мадонной. Мадонна со Святым Николаем Мирликийским, Святой Екатериной Александрийской и донатором Джентиле да Фабриано XV век, 113 × 131 см Что же известно о жизни святого? Родился Николай во ІІ половине ІІІ ст. в г. Патары в Ликии (современная Турция) и с самого рождения удивлял всех своим благочестием. Юношей он изучал богословие, постился, стал священником, затем епископом, и, наконец архиереем в городе Мир. Еще когда Николай был епископом в родном городе Патары, он совершил свое первое чудо. Амброджио Лоренцетти «Милосердие Святого Николая Мирликийского» Благотворительность Святого Николая в Бари Джироламо Маккьетти На картине Фра Анджелико изображены три сцены из жизни Николая: его рождение, проповедь перед горожанами и чудо с тремя девами. Алтарь Перуджи (Триптих из Перуджи). Сцены из жизни Святого Николая: рождение и предоставление приданого Фра Беато Анджелико 1437, 35 × 61.5 см Второе известное чудо — спасение жителей города Мир от голода. Николай явился во сне богатому итальянскому купцу, который отплывал с кораблем пшеницы в другую страну, и повелел ему плыть в Миры. Купец проснулся утром с золотыми монетами в руках, и, вспомнив свой сон, поспешно привез свой драгоценный груз в Миры и спас город. Эта сцена показана на одной из самых лучших картин Амброджо Лоренцетти. Сцены из жизни Святого Николая. Деталь: Святой Николай, чудом наполняющий трюмы кораблей зерном Амброджо Лоренцетти 1330-е Чудо Святого Николая — освобождение трех невинных мужей от казни вдохновило И. Репина на создание двух картин. Художник изобразил эту сцену, как она описана в житие святого. Согласно преданию, Николай явился в последний момент, когда меч палача уже был занесен над головами осужденных. Он вырвал меч и освободил от пут юношей, и никто не посмел ему воспротивиться, ибо «он был велик пред Богом и всеми людьми». Николай Мирликийский освобождает от смерти трех невинно осужденных Илья Ефимович Репин 1888, 215 × 196 см Эскизы образа Святого Николая, выполненные Ильей Репиным к картине: Святой Николай. Эскиз. Илья Ефимович Репин 1888 30 × 24 см Набросок Святого Николая Мирликийского Илья Ефимович Репин 1889 310 × 235 см Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных Илья Ефимович Репин 1890, 126.5 × 98.5 см А вот эта же сцена в исполнении итальянского художника — Фра Анджелико, на его картине изображена еще смерть Святого Николая. Триптих из Перуджи. Спасение приговоренных к казни и успение Святого Николая Фра Беато Анджелико 1437, 34 × 60 см National Gallery of Umbria (Palazzo dei Priori), Perugia, Italy Этот же сюжет — на фреске дивной красоты в сербском монастыре. Фреска «Николай спасает трех невинно осужденных», капелла Св. Николая, Сербия, Сопочаны, XIII в. Мощи святого Николая еще в ХІ веке были перенесены из Мир в город Бар (Италия), что рассматривалось как «спасение» их из мусульманской страны. После смерти Николая его святые мощи продолжали совершать чудеса, многие направлялись в Миры преклониться перед ними. Однажды путешественники из далекой страны отправились морем на поклонение мощам и никак не могли доплыть, — то шторм, то буря, то болезни мешали им в дороге. И когда они отчаялись и готовы были повернуть назад, им явился Николай. Он сказал, что на корабле есть бочонок с елеем, полученный от бесов, когда они выльют елей в море, то благополучно доплывут до Мир. Так и случилось. Сцена из жизни Святого Николая Джентиле да Фабриано 1425 Есть еще много картин со святым, но среди них есть одна особенная — это «Николай Чудотворец» кисти Н. Рериха. К его образу художник неоднократно обращается на протяжении всей своей жизни и этот святой для Николая Рериха — не только Небесный Покровитель. Святой Никола Николай Константинович Рерих 1916, 71.5 × 88.5 см Художник наполнил картину глубоким духовным и философским смыслом. На зеленых крутых холмах, за стенами виднеющегося белокаменного города, стоит маленькая приземистая церквушка с одним куполом, на переднем плане — прямо на нас идет Святой Николай, рука его поднята в благословляющем жесте. Это древнерусский пейзаж — Николай только что проповедовал в городе и направляется в другой город Руси, он благословляет эту землю, благословляет нас и продолжает совершать чудеса. Н. К. Рерих в статье «Семь Святых» причислил Чудотворца к славной седмице святых: «Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости… Они трудились бесконечно. Они были здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем». Н. Рерих «Николай-Угодник», 1914 бумага, темпера, гуашь 54 × 67 см Cобрание В. И. Палеева, Санкт-Петербург Великое почитание Святого Николая продолжается, и как говорит церковь, к заступничеству святого можно обращаться в самых безнадежных ситуациях. Вспомним самые необычайные свидетельства о чудесах святого, упомянутые в древних летописях. В «Чуде о половце» рассказывается, как один киевлянин отпустил пленника-половца, которого заставил поклясться перед иконой Николая в том, что он заплатит за себя выкуп. Половец нарушил клятву и ему несколько раз являлся Никола, наказывая за невыполненное обещание. Под впечатлением от видений святого и под влиянием родственников, считающих Николу «русским богом», половец принес выкуп. Это поверье напоминает о древней византийской традиции принесения клятвы перед почитаемой иконой. Алекса Петров Икона «Никола Липенский» из храма Николы на Липне, Новгород, 1294 Новгородский музей-заповедник. Сегодня, глядя на работы художников с изображением Святого Николая, мы говорим о канонах, смысле различных деталей, сюжетах и красках. Что ж, времена меняются. Но вера в чудеса — остается. Автор: Ирина Олих artchive.ru .

Выбор редакции
18 декабря, 05:41

«Роланд оруженосец» Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852). Москва, издание И. Кнебель, 1913

  • 0

Bo4kaMeda 01 Жуковский В. А. Роланд оруженосец. Баллада. Рисунки Д. Митрохина. М., издание И. Кнебель, 1913 (литография Ф. Г. Кейтель). 12 с. с ил. Тираж 5000 экз. Цена 50 коп.30,6 х 22,8 см. Достаточно редка! 02 «Роланд оруженосец». Написано 19 октября 1832 г. Напечатано впервые в альманахе «Новоселье», ч. II, СПб., 1834, с пометой: «31 октября 1832. Верне, на берегу Женевского озера». Перевод одноименной баллады И.-Л. Уланда. Уланд основывался на средневековых французских легендах о знаменитом Роланде, сложившихся уже после создания «Песни о Роланде». Жуковский сохраняет в основном стиль подлинника — непринужденную грубоватость, юмористическую окраску и стремительность интонаций. Однако от своего обычного принципа смягчения, «облагораживания» Жуковский не отказывается; он опускает в переводе места, с его точки зрения грубо-прозаические («вспотел», восклицание «Эх» и т. д.). Изменен стих баллады; подлинник написан семистишиями. Артусов талисман, который попросил добыть Карл Великий своих именитых рыцарей у Великана из Арденского леса — талисман короля Артура (Артуса), главного персонажа так называемого «бретонского цикла» французского средневекового романа о «рыцарях Круглого стола». 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 raruss.ru dlib.rsl.ru .

Выбор редакции
18 декабря, 05:35

LIFE MAGAZINE 1947: ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ НА ТКАНЯХ. Фотограф Нина Лин (Nina Leen)

  • 0

Bo4kaMeda Сегодня, когда технологии позволяют печатать практически на любой поверхности, этой публикацией мало кого удивишь. Однако есть что-что искренне подкупающее в фотографиях этой галереи: как будто «акт» печатания фотографий на тканях был не просто элегантным технологическим переворотом, но и маленьким чудом. 01 В декабре 1947-го года американский журнал LIFE опубликовал следующий текст: “Любой, кто осмелится надеть вечернее платье, украшенное фотографиями в натуральную величину владельца, столкнется с фырканием и “сигналом тревоги”. Сегодня, между тем, такие платья легко создать: и что угодно – от фотографии животных до ожерелий жемчуга – могут быть напечатаны не только на ткани, но и на обивке, подушках: купальных костюмах и дамском белье”. 02 03 04 05 06 07 08 09 10 В начале ХХ века все увлеклись фотографией, но никто до сих пор не посвятил столько времени, энергии и денег – чтобы печатать фотографии непосредственно на ткани. Две Нью-Йоркских студии – Leize Inc и Ross-Smith – cделали это возможным. Ткань пропитывалась специальной эмульсией, что делало ее светочувствительной. Накладывался негатив или слайд – и начиналась печать. 11 12 13 14 15 16 17 Фотопортреты Фрэнка Синатры, подготовленные для нанесения на подушки, которые впоследствие будут покупать фанаты певца Еще немного фотографий Нины Лин 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39. Woman who walks chicken like dog (Margaret) 40. Нина Лин cult-and-art.net .

Выбор редакции
18 декабря, 05:34

Живописец Николай Александрович Ярошенко (1846 — 1898) | Часть IV

  • 0

Bo4kaMeda ЧАСТЬ I ЧАСТЬ II ЧАСТЬ III Всюду жизнь 1888 Холст, масло 212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Всюду жизнь 1887. Этюд Бумага, акварель Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко Заключенный 1878 Холст, масло 143 x 107 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В пересыльной тюрьме. Около 1876 Холст, масло 100 x 142 см Одесский художественный музей, Украина Арестованного ведут 1891 Картон коричневый, акварель, тушь, белила 16 x 23 см Государственный Русский музей, С.-Петербург В монастыре 1870-е Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко Сакля. Этюд к картине Песни о былом 1890 Картон, масло 18 х 25 Слепцы (Слепые калеки под Киевом) 1879 Холст, масло 95 x 140 см Самарский областной художественный музей Старое и молодое 1881 Холст, масло 90 x 100 см Государственный Русский музей, С. Петербург Проводил 1891 Холст, масло 125 x 150 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Похороны первенца 1893 Холст, масло Харьковский художественный музей, Украина На приеме у врача Холст, масло 41 x 56 см Челябинский государственный музей изобразительных искусств В вагоне 1890-е. Открытка Кисловодский дом музей Н. А. Ярошенко Девушки, собирающие цветы 1880-е. Открытка Кисловодский дом-музей Н. А. Ярошенко Хор 1894 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко На качелях 1888 Холст, масло 58 x 40 см Государственный Русский музей, С. Петербург Кабинет с зеленым столом. Конец XIX века Холст, масло 32.3 х 40.7 см Телега 1880-е. Этюд Холст, масло Частное собрание Иуда. Эскиз. Возможно 1897 Картон, масло 31 х 40,7 Музей-усадьба художника Ярошенко Иуда (эскиз) 1897 (?) Картон, масло Музей-усадьба художника Ярошенко Тройка 1870-е Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина Полевые цветы 1889 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко .

Выбор редакции
17 декабря, 05:36

«Дюймовочка». Москва, издание И. Кнебель

  • 0

Bo4kaMeda 01 Андерсен, Ганс Христиан (1805-1875). Дюймовочка. - Москва : И. Кнебель, [19-?]. - 16 с., 4 л. ил.; 30. Авт. в кн. не указан 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 РГБ .

Выбор редакции
17 декабря, 05:34

Елена Аркадьевна Акопиан (1895 — 1981)

  • 0

Bo4kaMeda Сергей Судейкин (1882 — 1946) Portrait of Balieva-Komissarghevskaia Елена Аркадьевна Акопиан(1895 — 1981) — артистка театра и кино, известная в артистическом мире Европы и Америки как знаменитая M-me Elene Komisarjevskaia и Mrs Elene Balieff. Существует много захватывающих историй, легенд, воспоминаний, связанных С Е. А. Акопиан и богемным временем русского серебряного века: миром артистов, поэтов, художников и других деятелей искусства. В неё был безответно и безнадежно влюблен певец, композитор, поэт, кумир эстрады середины 1920-х и боле поздних вплоть до 1950-х годов А. Н. Вертинский. Ей писал и читал свои стихи В. В Маяковский. Её близкими друзьями были артист И. В. Ильинский, режиссер и актер А. Я. Таиров. Письма к ней писал художник - «Мирискусник», критик и мемуарист М. В. Добужинский. Уже в поздние свои годы, живя в Америке, она неоднократно навещала всемирно известного американского пианиста, первого победителя Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1958 г.) Вана Клиберна в его нью–йоркской квартире, и подолгу беседовала с ним. В разные свои годы она была замужем за режиссером, театральным критиком и художником Ф. Ф. Комиссаржевским, а впоследствии за артистом, режиссером, основателем эстрадного театра «Летучая мышь», «отцом» Русской эстрады Н. Ф. Балиевым. И ко всему этому и прочему она была любимой старшей дочерью Надежды Алексеевны Зворыкиной (по первому её браку Акопиан), жены Леонида Степановича Зворыкина. Приведу три фотографи Елены Аркадьевны. Фотография играющих на музыкальных инструментах Е. Комиссаржевской и Н. Балиева. На этой фотографии, время съемки которой относится к концу 1920-х годов, заснята тогда еще Комиссаржевская Елена со своим художественным руководителем Балиевым Н. Ф. На фотографии сделана надпись на русском языке: «От странствующих музыкантов» с автографами (подписями) Е. Комиссаржевской и Н. Балиева, выполненными на английском языке, и нанесена пометка (также на английском языке): «Los – Angeles.Cal ». Конечно выглядит Н. Ф. Балиев на этой фотографии (и на других тоже), да еще и рядом с Еленой Комиссаржевской, далеко не изящно. Но такой его аляповатый внешний вид искупался и даже чрезмерно другими его достоинствами. Василий Иванович Шухаев (1887 — 1973) Портрет Никиты Балиева Вот, например, что пишет о нем двоюродная сестра Е. А. Комиссаржевской Н. Б. Соллогуб: «Никита Федорович был чудный. Обаятельный, веселый. Мы все его страшно любили... Когда он что-то говорил, все беспрестанно хохотали. В него можно было влюбиться... Феноменальный был человек. Он как раз был в том круге интеллигенции, которая помогала как – то выжить в эмиграции; это и труппа Художественного театра, и театр «Летучая мышь», и Рахманинов». Елена Комиссаржевская со своим сыном Вадимом Париж, 1927 год Е. Комиссаржевская (вторая справа) с Н. Балиевым (первый слева) и другими попутчиками по кораблю на пути в Америку. 1933 год. О сыне Елены Комиссаржевской Вадиме. О его дальнейшей судьбе есть рассказ уже упомянутой Н. Б Соллогуб. Вот что она пишет: «Вадим, Джим родился в Англии. Леля (Елена Комиссаржевская – Н. З.) разошлась с Комиссаржевским. Впоследствии она вышла замуж за Никиту Балиева и была очень счастлива с ним. А уже потом, после войны, Леля работала в балетной школе в Нью – Йорке при «Метрополитен опера». А Вадима я больше никогда не видела. Во Францию он не приезжал, и родственных чувств у него к нам никаких не было. Леля рассказывала, что он чем – то занимался в кинематографе, не преуспел... как и его отец увлекался женщинами. После смерти Лели в 1981 году приехал в Америку забрать её вещи, всё промотал и вскоре умер». zvorykins.ru .

Выбор редакции
17 декабря, 05:32

Живописец Николай Александрович Ярошенко (1846 — 1898) | Часть III

  • 0

Bo4kaMeda ЧАСТЬ I ЧАСТЬ II 01. Березовая балка. Кисловодск 1892 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 02. Предгорье. Осенний пейзаж 1882 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 03. Кисловодск. Водопад 1889 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 04. Кисловодск. Балки. 1892 Этюд. Дерево, масло 24 х 36 05. Березовая балка в Кисловодске 1882 Холст, масло 18 x 25 см Государственная Третьяковская галерея 06. Кисловодск 1880-1890-е. Этюд Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 07. Пятигорск 1893 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко 08. Бештау 1882 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко 09. Бечо в Сванетии 1882 Картон, масло 18 x 25 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 10. В горах Кавказа Холст, масло Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина 11. В горах 1892. Этюд Холст, масло 20,7 х 38 12. Близ Кисловодска 1888 Картон, масло 20 х 39,1 Пермская государственная художественная галерея 13. Тучи в горах 1880. Этюд Холст, масло Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина 14. Гора Седло в окрестностях Кисловодска 1882 Холст, масло 52 x 45 см Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 15. Гора Ужба в Сванетии 1882 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 16. Пейзаж со скалами 1848 Картон, масло 25,4 х 17,9 см 17. Сакля в горах 1884 Холст, масло Частное собрание 18. Утро 1882 Картон, масло 25 x 18 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 19. Домбай. Этюд, 1894 Холст на картоне, масло 24,2 х 38,6 см 20. Горный пейзаж 1870-е 25 × 44.5 см Масло, Холст Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс 21. Горный пейзаж Холст, масло Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина, Украина 22. Горный пейзаж 1880-е Холст, масло Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ивановская обл. 23. Горный пейзаж. Осень в горах 1890 24. Горы в тумане 1890-е. Этюд Фанера, масло 15,5 х 23,5 25. Снежные вершины гор 1890-е. Этюд картон, масло 18 х 25,5 26. Гуниб. Дагестан. 1888 Картон, масло 19 x 38 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 27. Девдаракский ледник 1894 Холст, масло Архангельский областной музей изобразительных искусств 28. Кавказ. Тебердинское озеро 1894 Дерево, масло 21 x 41 см Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 29. Клухорский перевал 1882 Картон, масло 18 x 25 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 30. Чемодан-гора. Дагестан 1888 Картон, масло 19 x 38 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 31. Шат-гора (Эльбрус) 1884 Холст, масло 70 x 159 см Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 32. Эльбрус в облаках 1894 Холст, масло 90 x 134 см Государственный Русский музей, С.-Петербург 33. Красные камни 1892 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 34. Крымский пейзаж Холст, масло Херсонский областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Украина 35. Судакская бухта в Крыму 1882 Картон, масло 18 x 25 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 36. Закат солнца над морем 1880-е. Этюд Холст, масло Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина 37. Ольховая балка 1888 Картон, масло 20 x 39 см Государственный Русский музей, С. Петербург 38. Сельская дорога (?). Этюд Дерево, масло 10 х 23,5 39. Окраина села (?). Этюд Холст на картоне, масло 15 х 31 40. Хата 41. На околице 1880-е. Этюд Холст, масло Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина 42. Речка 1882 Холст, масло Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина 43. Ночь на Каме 1884 Холст, масло 74 x 104 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 44. Этюд на набережной Холст, масло Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 45. Палермо 1897 Холст, масло Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина 46. Таормина 1897 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко 47. Вид южного города 1897. Этюд Холст, масло 42 х 55 48. Сфинкс 1896 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко 49. Извержение вулкана 1898 Холст, масло 71 x 165 см Калужский областной художественный музей 50. Иерусалим 1896 Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко 51. Крестный путь 1896. Этюд Холст, масло Частное собрание 52. Забытый храм. Этюд Холст, масло Кисловодский мемориальный музей усадьба художника Н. А. Ярошенко 53 54 museumyaroshenko.ru .

Выбор редакции
16 декабря, 15:00

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ VS ЮРИЙ НАГИБИН

  • 0

Bo4kaMeda 15 декабря скончался Александр Галич (1918-1977), бард, не нуждающийся в особых представлениях. 26 декабря весть о его смерти дошла до Юрия Нагибина. 27 декабря 1977 года Нагибин заносит в дневник: «Вчера сообщили: в результате несчастного случая скончался Александр Галич. С ним было много связано: лихачевщина, молодость, «котельная», моя очарованность им, ревность к Немке, гульба, знакомство с Адой, ленинградские вечера. Мы разошлись, вернее, нас развела Анька, из-за дурацкой истории с «Чайковским». Мне хотелось хоть раз увидеть его, что-то понять, связать какие-то концы, подвести итоги. Не вышло. Что там ни говори, но Саша спел свою песню. Ему сказочно повезло. Он был пижон, внешний человек, с блеском и обаянием, актер до мозга костей, эстрадник, а сыграть ему пришлось почти что короля Лира – предательство близких, гонения, изгнание… Он оказался на высоте и в этой роли. И получил славу, успех, деньги, репутацию печальника за страждущий народ, смелого борца, да и весь мир в придачу. Народа он не знал и не любил, борцом не был по всей своей слабой, изнеженной в пороках натуре, его вынесло наверх неутоленное тщеславие. Если б ему повезло с театром, если б его пьески шли, он плевал бы с высокой горы на всякие свободолюбивые затеи. Он прожил бы пошлую жизнь какого-нибудь Ласкина. Но ему сделали высокую судьбу. Все-таки это невероятно. Он запел от тщеславной обиды, а выпелся в мировые менестрели. А ведь песни его примечательны лишь интонацией и остроумием, музыкально они – ноль, исполнение однообразное и крайне бедное. А вот поди ж ты!… И всё же, смелость была и упорство было – характер! …» Ну, конечно, Нагибин не прав. Его приговор, увы, свидетельствует о зависти человека неспособного на решающий шаг в пропасть, дабы все похерив здесь, получить прописку в вечности. Впрочем, шаг в пропасть Нагибин сделал, пусть и произошло сие при обстоятельствах менее драматичных, нежели в истории Галича. Поговорим сегодня о взаимоотношениях двух друзей – недругов подробнее. По тяге к внешнему лоску, дендизму Нагибин был сродни Галичу. Вот как вспоминал он первое знакомство: «Саша произвел на меня сильнейшее впечатление. Высокий рост, благородная худоба, длинное узкое лицо, чудесные карие глаза, казавшиеся темнее от тени, отбрасываемой полями шляпы. Когда Саша, прощаясь, приподнял шляпу, плеснуло смуглым золотом. Прекрасна была и его скромная элегантность: серое пальто-реглан, почти черная, с седым начесом, фетровая шляпа, безукоризненная складка брюк. Вот кто умел носить вещи!» Молодой Галич Познакомились они в 1945. Оба были молоды, талантливы, любили покутить. Страна, выигравшая войну, вставала с колен. В столице работали десятки ресторанов, в том числе ночных. Девушки грезили о военных. Нагибин познакомил Галича со своей однокурсницей по ВГИКу Ангелиной Прохоровой, которая стала второй женой барда. Ради нее он ушел из семьи, оставив первую супругу с ребенком на руках. Сам Нагибин был в то время женат на дочери директора Московского автомобильного завода Ивана Лихачева. В богатом доме всегда тепло принимали гостей. Не стал исключением и Галич. По воспоминаниям Нагибина первая брачная ночь Александра с Ангелиной прошла в ванной комнате квартиры Лихачева на двух сдвинутых гладильных досках. Галич с женой Галич и Нагибин не сходились в глубинном, главном. Оба исповедовали принцип Скарлетт О Хары: «Я не буду голодать!», только Галич постоянно срывался в сторону от литературного большака на кривые дорожки, которые вывели его к гениальности. Власти он начал раздражать при самом дебюте. Две первые пьесы Александра не прошли цензуру, оставшись в рукописи. Одна из этих пьес («Город мальчиков») показала, насколько Нагибин стремился к безотходности производства. Не понимая, как это пьеса отправится в стол, он предложил Галичу переработать ее в повесть. Когда Галич отказался, Нагибин выразил желание все сделать сам. Чего-то не выгорело, но в свете дальнейших событий интересно, - как бы соратники делили славу и гонорар, дойди повесть до печати? Нагибин был профессионалом до мозга костей, превращая в гонорар все, чего касался. Не то чтобы ему нравилось писать «в пол-руки», просто хотелось жить на полную катушку. В дневнике писатель признавался: «Стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много». Юрий Нагибин Галичу тоже приходилось наступать на горло собственной песне, но если он чувствовал настоящий материал, его несло в пучину неблагополучия. Так было с запрещенной к постановке пьесой «Матросская тишина», так и с бардовскими выступлениями случилось. Если уж говорить о халтуре Галича то вот, пожалуйста, сценарий фильма «Гость с Кубани» по… рассказу Юрия Нагибина «Комбайнеры»… в титрах которого, невзирая на работу Галича, значится Нагибин. Не тогда ли пробежала между друзьями черная кошка? Анатолий Кузнецов -- будущий Сухов -- в фильме Гость с Кубани Драматург Александр Шлепянов утверждает, что даже в лучшие времена отношения Галича и Нагибина не отличались благостностью: «Их дружба — это была такая дружба-соперничество. Оба были очень заметные люди на московском горизонте. Очень много у них было всяких общих походов: по девушкам и так далее. И они очень ревниво относились друг к другу и в творческом смысле, и в смысле одежды, что тогда было очень важно (сейчас каждый человек может приехать в Лондон и накупить себе всяких модных вещиц, а тогда это всё были большие проблемы; элегантность была на одном из первых мест). Александр Аркадьевич был от природы человек очень элегантный, умел красиво носить вещи, но Юра тоже был по-своему очень красивый человек: седые волосы, довольно рано поседевшие, широкие скулы, и вообще общая значительность облика. Они составляли замечательную пару. Когда собирались вместе и были какие-то девицы, то Галич весь вечер был на арене. Он и шутил, он рассказывал какие-то истории, а потом и пение и так далее. А Юра сидел в сторонке. Но кончался вечер тем, что лучшая девушка уходила с Юрой, и Галич всегда был очень обижен. И довольно часто еще ссорились, потому что очень хорошо знали больные места друг друга. И когда алкогольный градус вечеринки сильно поднимался, то они довольно часто в эти больные места друг друга кололи. После этого они всегда расставались надолго». Основательно друзей развела история с фильмом «Чайковский». В 1956 году Галич написал о великом композиторе сценарий. Он тогда никуда не пошел. А лет через десять в СССР приехал композитор Дмитрий Темкин с проектом картины о Чайковском, для которой он придумал музыкальное оформление. Предложенный «Мосфильмом» сценарий Галича Темкин отверг сходу. И с чего-то возжелал в качестве сценариста именно Нагибина. По словам Юрия Марковича, он отнекивался, пока «Надо!» не сказало высшее киноначальство. Когда «Чаковский» вышел, жена Галича решила, что Нагибин воспользовался сценарием мужа, закатив при встрече скандал. Впрочем, и Нина Берберова, автор биографии композитора заявляла, будто фильм снят непосредственно по мотивам ее работы. Смоктуновский в фильме Чайковский Нагибин лукавит, когда заявляет, что Галич «запел от тщеславной обиды». Киношные дела Галича шли прекрасно. За фильм «Государственный преступник» он умудрился даже получить премию КГБ. Галич запел крамольные песенки, поскольку они запелись. И Нагибин пение близкого друга не принял, отдавая решительное предпочтение Окуджаве. В качестве слушателя Нагибин присутствовал однажды в гостях, где пели оба. После выступления Окуджавы Юрий Маркович воскликнул: «— Боже мой, как хорошо!.. — А вы не кричите! — перекосив лицо ненавистью, заорала хозяйка дома. — За стеной люди спят!.. — Нет элементарного такта, — свистящим шипом кобры поддержала Сашина поклонница. — В чужом доме!.. Какое хамство!.. Это было так дико по невоспитанности, злобе и несправедливости: и Булат, и особенно Саша рождали куда больше шума, никого не тревожившего за толстыми ленинградскими стенами, — что я растерялся, съежился и не нашел ответа. Мне казалось, что Саша должен осадить их, но он промолчал. Видимо, окончательно понял по моему невольному проговору, что его муза мне чужда, и, как говорится, умыл руки. Больше он никогда не пел в моем присутствии». Еще раз Нагибин умудрился поругаться с Галичем непосредственно перед эмиграцией последнего. Александр Шлепянов вспоминал: «Но вдруг где-то часа в два ночи раздался стук в окно, и появился Юра Нагибин, который до этого два с лишним года с ним не разговаривал. Появился Юра, приехавший на такси. Несколько бутылок коньяка у него было по карманам. Кто-то ему позвонил и сказал, что Галича исключили из Союза. Галич был, надо сказать, тронут до слез: «Юрушка…» Действительно, слезы на глазах у него были. Они обнялись. И все началось: выпивание, разговоры о прошлом… Но постепенно опять-таки градус повышался. Уже, в конце концов, под утро, где-то часов в пять-шесть утра, Юра и Александр Аркадьевич стали друг друга слегка подкалывать и вспоминать кое-какие обиды, и кончилось все равно тем, что Юра хлопнул дверью…» Галич уехал. Больше они не виделись. А Нагибин все же сделал шаг в пропасть-вечность, начав писать при объявленной перестройкой свободе без оглядки на что либо. Его последние вещи оказались лучшими, - «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща» и, конечно, «Дневник», героем которого, помимо прочих, стал Александр Галич. ygashae-zvezdu.livejournal.com .

Выбор редакции
16 декабря, 05:39

Магазины города на Неве

  • 0

Bo4kaMeda 01. Акционерное общество «Зингер» (Невский пр.,28). 1914 Фасад дома петербургского отделения Акционерного общества «Зингер» 02. Выставка-реклама в окне магазина акционерного общества Зингер и Ко по Загородному проспекту, д.10 03. Витрина магазина акционерного общества Зингер и Ко на Загородном проспекте, д.10 04. Реклама-выставка на окнах конторы 05. Служащие конторы за работой 06. Служащие конторы за работой 07. Залы выставки акционерного общества 08. Залы выставки акционерного общества «Зингер» 09. Женщина в русском национальном костюме за швейной машинкой компании «Зингер» - снимок для рекламы компани 10. Общий вид ножной швейной машины фирмы «Зингер» 11. МАГАЗИН ТОРГОВОГО ДОМА «ЭСДЕРС И СХЕФАЛЬС» (БЕЛЬЕ, ОБУВЬ, ГОТОВОЕ ПЛАТЬЕ И ПР,) - ГОРОХОВАЯ УЛ., Д.15, УГОЛ НАБ. МОЙКИ. Внешний вид магазина торгового дома Эсдерс и Схефальс (Гороховая ул., д.15, угол наб. М 12. Прием заказов на пошив мужского пальто 1908 13. Магазин и склад акционерного общества продажи гарантированных лабораторным исследованием вин «Латипак». Витрина магазина акционерного общества «Латипак» 1913 14. Вид витрины винного магазина акционерного общества «Латипак» 1913 15. Внутренний вид одного из помещений склада винного магазина акционерного общества «Латипак» 1913 16. Внутренний вид винного погреба акционерного общества продажи гарантированных лабораторным исследованием вин «Латипак» 1913 17. Внутренний вид помещения винного склада акционерного общества продажи гарантированных лабораторным исследованием вин «Латипак» 1913 18. КНИЖНЫЙ МАГАЗИН А. Ф. ЦИНЗЕРЛИНГА, БЫВШИЙ «МЕЛЬЕ И К°» (НЕВСКИЙ ПР., Д.20). Вид части дома №20 по Невскому проспекту, где размещался книжный магазин А. Ф. Цинзерлинга (бывший Мелье и К°) 1913 19. Отдел искусства книжного магазина А.Ф.Цинзерлинга 1913 20. Отдел художественной литературы книжного магазина А. Ф. Цинзерлинга 1913 21. Склад магазина 22. Производство и торговля граммофонами. Фасад дома №49 по Морской улице, где размещалось петербургское отделение акционерного общества «Граммофон» 1910 23. Магазин для продажи граммофонов 1910 24. Ножные машины для шлифовки мелких деталей для граммофонов 1910 25. Мастерская по изготовлению граммофонов 1910 26. Рабочие акционерного общества «Граммофон» за изготовлением граммофонов 1910 27. Магазин музыкальных инструментов торгового дома «Юлий Генрих Циммерман». Фасад дома № 34 по Морской улице, где находился магазин музыкальных инструментов торгового дома «Юлий Генрих Циммерман» 28. Продажа фортепиано в магазине музыкальных инструментов торгового дома «Юлий Генрих Циммерман» 1910-е 29. Гастрономический магазин «О гурме» торгового товарищества «О гурме и братьев Рогушиных» (Морская ул., д.9 - угол Невского пр.). Лабазно - овощной отдел 1905 30. Мясо-овощной отдел магазина 31. Продавцы и приказчик в рыбном отделе магазина, далее вход во фруктовый отдел 32. Выставка продуктов и объявление о продаже годовых абонементов на покупку мяса 33. Витрина и вход в отделение магазина оптико-физических инструментов «И. Э. Мильк» (Невский пр.,46) 1905 34. Витрина и вход в отделение магазина по Литейному пр., 43 35. Витрина и вход в отделение магазина по Невскому пр., 46 36. МАГАЗИН ПРОДАЖИ ШТАМПОВАННЫХ И ГРАВЕРНЫХ ВЕЩЕЙ Э. Э. НОВИЦКОГО В ПАССАЖЕ (НЕВСКИЙ ПР., Д.48). Витрина магазина продажи штампованных и граверных вещей Э. Э. Новицкого в Пассаже 1901 37. Витрина мастерской рам 38. МАГАЗИН РУССКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА «ДИНАМО» (НАБ. ФОНТАНКИ, 65) Отдел ламп 39. Внутренний вид мануфактурного магазина Au printemps (бывший Аравин) во время торговли. (Мебельный ряд, Екатерининский канал, пом. 29-30) 40. Магазин пошива мужского платья Ганри (Морская ул.,19). Зал приема заказов 41. Фруктовый магазин И. А. Поэнта. Внешний вид магазина 42. Фасад дома №40 по Невскому проспекту. Редакция «Нового времени» 43. Интерьер книжного магазина товарищества А. С. Суворина «Новое время» (Невский пр., д. 40) 44. Интерьер книжного магазина 45. Покупатель рассматривает открытки в книжном магазине 46. Торговый дом «Победа» фирмы «Н. В. Соколов и К» (Морская ул., д. 12). 1912 Выставка моделей автомобилей в помещении торгового дома 47. Легковая машина у здания торгового дома humus.livejournal.com humus.livejournal.com .

Выбор редакции
16 декабря, 05:32

«Дьявол», расплатившийся детьми

  • 0

Bo4kaMeda Ф. Толстой в молодости Портрет работы неизвестного художника, Музей Льва Толстого Самое, пожалуй, знаменитое внутреннее перерождение в российской истории продемонстрировал знаменитый граф Федор Иванович Толстой по кличке «Американец» или «Татуированный дьявол». Будучи совершенно безбашенным в молодости, к старости Американец стал очень набожным и богобоязненным человеком. Причем слово безбашенный следует понимать буквально, товарищ реально был без башки, в 90-е его бы окрестили "отморозком". Чтобы было понятно — «Американцем» и «Татуированным дьяволом» он стал после одной истории, в которой как нельзя ярче проявился весь его характер. Окончив Морской Кадетский Корпус, тогда еще просто Федор служил в элитнейшем Лейб-гвардии Преображенском полку. Однажды, устраивая полеты на супермодной новинке — воздушном шаре, он "пролетал" смотр полка и по возвращении полковник отчитал его при всех. Фёдор обиделся и плюнул старику в лицо. Они стрелялись, полковник получил тяжелое ранение, а Федора ожидали серьезные неприятности. Тогда родственники решили спрятать прошрафившегося, и отправили его в кругосветное плавание с экспедицией Крузенштерна вместо другого Федора Толстого — кузена дуэлянта и будущего художника–медальера. Родственники — знаменитый клан Толстых — у Федора были хоть и обедневшие, но все еще очень влиятельные и, кстати, весьма известные. Писатель Лев Толстой, например, доводился ему двоюродным племянником, а Мария Лопухина с портрета ниже — родной сестрой. Портрет М. И. Лопухиной, сестры Толстого, кисти Боровиковского 1797 ГТГ Толстой ушел в плавание, и вскоре на судне «Надежда» от нового члена экипажа выли все - так он всех достал. Николай Резанов (тот, который «Юнона» и «Авось»), вот что писал о нем в своем дневнике: Крузенштерн взял себе в товарищи гвардии подпоручика Толстого, человека без всяких правил и не чтущего ни Бога, ни власти, от него поставленной. Сей развращенный молодой человек производит всякий день ссоры, оскорбляет всех, беспрестанно сквернословит и ругает меня без пощады. Вот, например, как он подшутил над старым корабельным священником, который был слаб на вино. Однажды Толстой напоил его до сложения риз и припечатал его бороду сургучом к палубе казенной печатью, украденной у Крузенштерна. Когда же проснувшийся священник хотел приподняться, Федор Иванович грозно закричал: «Лежи, не смей! Видишь, казенная печать!» Чтобы освободить незадачливого батюшку, пришлось отхватить ему бороду под самый подбородок. Толстой в молодости 1817 В итоге Крузенштерн воспользовался своей капитанской властью и высадил склочника на берег во время стоянки на Камчатке, велев добираться в Петербург своим ходом. А незадолго до этого, при заходе на Маркизовы острова, Федор татуировался у тамошних аборигенов от пальцев ног до шеи и кистей рук. Татуировками этими, кстати, он очень гордился и хвастался долгие годы, его племянница Мария Каменская (дочь уступившего место на корабле «второго Федора Толстого»), вспоминала, что сначала дядюшка раздевался до пояса и его разглядывали охающие дамы, «потом мужчины все вместе отправлялись в курительную комнату и уж там-то стягивали с дядюшки последние подштанники, за трубками изучая графа что спереди, что сзади...». Вдохновленный этой историей Грибоедов не удержался и упомянул героя великосветских салонов и карточных столов в своей пьесе «Горе от ума». Помните? Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку не чист. Толстой, мухлевавший за карточным столом практически в открытую, обиделся. Тщательно зачеркнул вторую строчку и рядом написал: «В Камчатке черт носил», а в скобках добавил: «Ибо сослан никогда не был». Потом при случае спросил у Грибоедова: – Ты что это написал, будто я на руку нечист? – Так ведь все знают, что ты передергиваешь, играя в карты. – И только–то? – искренне удивился Американец, – так бы и писал, а то подумают, что я табакерки со стола ворую. Федор Толстой. Рисунок Пушкина, на свадьбе которого с Гончаровой Американец был сватом. Но вернемся к его, как любил говорить племянник Лёвушка, «нравственному перерождению». Произошло оно при следующих обстоятельствах. Толстой, как вы, наверное, уже поняли, был завзятым дуэлянтом, одним из самых знаменитых бретеров Империи. Он одинаково хорошо и стрелял, и фехтовал, при этом с пугающим равнодушием относился к человеческой жизни. Известен, например, такой случай. Как-то раз, проводя вечер за картами у Толстого, кто-то из его друзей, по одним сведениям Гагарин, по другим, Нащокин, с кем-то повздорил и вызвал обидчика. Секундантом пригласил хозяина дома, «Американца». Зайдя за ним утром, он обнаружил Федора спящим, и начал будить его - опаздываем, дескать. На что Толстой перевернулся на другой бок и ответил: «Уже не опаздываем. Ты был оскорблен под моим кровом и воображал, что я допущу тебя до дуэли? Я твоего приятеля уже убил«. Оказалось, что он тем же вечером специально поссорился с обидчиком друга, вызвал его, назначил дуэль на 6 часов утра, застрелил своего противника, вернулся домой и лег спать. Рейхель Карл-Христиан-Филипп Яковлевич Портрет графа Ф. И. Толстого 1846 холст, масло 79,5 х 65,7 см Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург Все изменилось после того, как Толстой женился: как всегда, со скандалом, на цыганской плясунье Авдотье Максимовне Тугаевой, после многолетнего сожительства. Вот что рассказывает о проклятии дяди та же Мария Каменская: «Убитых им на дуэлях он насчитывал одиннадцать человек. Он аккуратно записывал имена убитых в свой синодик. У него было 12 человек детей, которые все умерли в младенчестве, кроме двух дочерей. По мере того, как умирали дети, он вычеркивал из своего синодика по одному имени из убитых им людей и ставил сбоку слово «квит». Он действительно считал смерть одиннадцати своих детей Божьей карой за смерть одиннадцати человек, убитых им на дуэлях. Вот тогда-то он и стал тем набожным прихожанином. Эти страшные «квитания» прекратились только после того, как последней — уже в 17-летнем возрасте — умерла его любимая дочь, многообещающая поэтесса Сарра. Дочь Толстого, Сарра Акварель П. Ф. Соколова Как заключает Каменская, «когда же у него умер одиннадцатый ребёнок, прелестная умная девочка, он вычеркнул последнее имя убитого им и сказал: «Ну, слава Богу, хоть мой курчавый цыганеночек будет жив». И действительно, последний «цыганенок», дочь Параша, жила долго. Она стала Прасковьей Федоровной, супругой московского губернатора В. С. Перфильева и дожила почти до конца XIX века, умерев в 1887 году. Сам же Американец умер в 1846-м, в 64 года. Говорят, перед смертью исповедовался несколько часов - оно и понятно, нагрешил он в этой жизни немало. Его могила на Ваганьковском кладбище до сих пор цела, при случае можете навестить. Могила Толстого на Ваганьковском кладбище (участок 13) Вадим Нестеров .