Источник
Двери в понимание - LiveJournal.com
11 июля, 13:37

Пик населения: кто будет колонизировать солнечную систему?

  • 0

В рамках концепции “Мира на пике” мы обычно говорим об энергоресурсах. Пока во вселенной всё остывает, разрушается и деградирует, человечество, благодаря энергоресурсам, развивается. Но есть вещи более первичные, о которых мы говорили реже чем хотелось бы - сам человек.Возможности человечества зависят от двух факторов - навыков и населения, иными словами, качества и количества. При прочих равных, в два раза большее население произведёт в два раза больше материальных благ. Аналогично и с навыками, которые можно обозвать производительностью труда. Может показаться, что “количество” (население) гораздо менее актуально чем “качество” (производительность труда), но это не так. Двукратное население рождало бы в два раза больше гениев и могло послать на марс два-три марсохода вместо одного, ускорился бы научно-технический прогресс. Поэтому если Вы мечтаете о прогрессивном будущем, то не стоит забывать и о населении. Возможно, именно это недавно имел ввиду Илон Маск заявляя, что мировое население движется к коллапсу и мало кто относится к этому серьёзно.Настоящее банально и скучно, поэтому большинство наших публикаций касается будущего вплоть до 2030-х годов. Если осмотреться по сторонам и заглянуть немного вперёд, то особой проблемы действительно не просматривается. Но товарищ Маск известен тем, что оперирует и пытается заглянуть в гораздо более далёкое будущее, попробуем последовать его примеру.Реальные примерыДля начала, модельные примеры есть уже сегодня - Япония. Считается, что в стране уже давно длится экономический кризис, который получил даже собственное название - “потерянные десятилетия”. Но на самом деле кризис исключительно демографический, это несложно увидеть если рассмотреть экономический рост через производительность труда и количество рабочих рук:Качественный фактор ежегодно обеспечивал 1,5% роста ВВП для обоих стран, но снижение занятости тормозило Японию на 0,3% - итого рост на 1,2% за год. Если бы в Японии занятость увеличивалась как в США, то её экономический рост составил бы почти в два раза больше - 2,25% в год, а это уже хорошая цифра. Но история не знает сослагательного наклонения - ВВП Японии скатился со второго места на четвёртое в мировом рейтинге и это не конец: ситуация с рождаемостью в Японии ухудшается и недавнее исследование утверждает, что почти половина населения в возрастной группе 18-34 не имело половых контактов. В стране “эпидемия девственности”.Это уже наша вторая попытка обсуждения “качества” и “количества”, более подробно на примере США и Китая можно почитать в предыдущей статье по теме.Заглянуть во вторую половину векаКасательно далёкого будущего, тренды по населению и фертильности (количества детей на женщину) крайне инерционны, а значит легко прогнозируемы. При этом интереснее всего рассматривать население возрастной группы 25-64, которая и создаёт основную долю материальных благ, что вдвойне упрощает прогноз - например, в далёком 2040 году в эту группу будут входить только те, кто родился в период 1976 - 2015 и уже известен статистике, новых людей в этой группе больше не появится:Через пару поколений население возрастной группы 25-64 сократится вдвое с соответствующими последствиями для способностей японского общества. Согласитесь, не хотелось бы подобных перспектив для всего человечества, но дело идёт именно к этому.Японский сценарий повторяется в мировом масштабеВ настоящий момент помимо Японии “пик населения” проходят Запад, Россия и Китай:Чуть позже заденет Латинскую Америку и Индию. Без учёта Африки, колонизация марса будет происходить уже на убывающем населении.Из-за проблем с населением рост мирового ВВП замедлится вдвое, что отдалит наши научно-технические фантазии. При этом дальнейший рост населения будет приходиться на страны с очень низкой производительностью труда, что снизит его эффект. Возможно, ситуацию сможет изменить “сильный” искусственный интеллект, но гениев для его создания и совершенствования мы должны родить и вырастить сами.Как решать проблему “пика населения” непонятно. Во многих странах существуют специальные программы для поддержки рождаемости, но они не работают. Развитые страны решают вопрос иммиграцией, но, в целом, это игра с нулевой суммой - где-то ведь убыло. Раз уж затронуто столь далёкое будущее, то кто знает, может быть клонирование людей (например, Японцев в этой странной Японии) станет естественной практикой.

Выбор редакции
28 июня, 07:03

Электромобили и “пик нефти”. Истина в модели - 3

  • 0

После статьи о краткосрочных перспективах “нефтянки” мы продолжаем аналитическое путешествие в будущее в рамках концепции “мира на пике”: когда нефть уйдёт на покой? Чтобы говорить о столь далёком будущем имеет смысл обратиться уже к тому как происходят системные переходы и распространения инноваций.Скорость распространения инновацийВ фильме “Матрица” есть эпизод, где Морфеус философствует о том, что виртуальный мир подчиняется собственным законам, кардинально отличающимся от законов реального мира. И сегодня это видно как никогда: в цифровом мире концепции и продукты расцветают и умирают за считанные годы, иногда дни. Например, дневная аудитория игры “Pokemon Go” за две недели достигла половины уровня твиттера, Фейсбук за пять лет охватил 10% мирового населения, а компания Майкрософт силой перевела сотню миллионов пользователей c Windows 7 на Windows 10 изменив механизмы обновления. Вследствие этого создаётся ложное впечатление, что быстр и весь остальной мир - со дня на день планета заполнится электромобилями, солнечными панелями и биткоинами.Но распространение концепций и объектов по реальному, физическому миру сопряжено со значительными затратами ресурсов - энергетическими, материальными, финансовыми. Материальные ценности не поддаются копипасте, а ждать посылки из Китая приходится неделями, в отличие от электронной почты. Скорость проникновения персональных автомобилей в общество была черезвычайно медленной - каждый десятый землянин обзавёлся автомобилем только спустя 65 лет после начала его промышленного производства. Мобильным телефонам на это потребовалось 20 лет и по меркам реального мира это сверхбыстрое исключение из правил - возможно, дело в небольшом размере и цене каждого устройства, а так же в наличии убийственных преимуществ над стационарным телефоном.Раз уж мы говорим об энергии и нефти, то уместно упомянуть солнечную энергетику: в 1982 году появилась электростанция на солнечных батареях мощностью 1 мегаватт, 2000 год принёс отметку в 1 гигаватт суммарно для всех станций. К 2016 году солнечная энергетика у всех на слуху, но занимает непропорционально мало - 1,3% от мирового производства электроэнергии и 0,5% от производства всей первичной энергии при помощи 295 гигаватт. Или такой пример: мало кто знает, но однажды электромобили занимали 30% от всего парка автомобилей и было это в 1900 году в США. Следующая веха это аж 1990-е, когда General Motors, Toyota и т.д. произвели для американского рынка несколько тысяч электромобилей, но проекты были признаны неуспешными. Tesla выпустила свою первую модель электромобиля в 2008 году, в 2016 продажи компании составили 84 тысячи штук.Отсекая электромобили начала века можно сказать, что десятилетия позади и до победного конца десятилетия впереди: в 2016 было произведено 466 тысяч электромобилей (без учёта гибридов) против почти сотни миллионов транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) - разница в 200 раз. Во-вторых, в отличие от “быстрых” мобильных телефонов, у электромобилей отсутствуют киллер-фичи - принципиальные преимущества перед обычными машинами. На данный момент скорее даже наоборот.Мораль: реальный мир, в противовес виртуальному, очень инерционен и инновации распространяются по обществу десятилетиями. Не следует повторять ошибок предыдущих поколений и заявлять что через пару лет всё перевернётся с ног на голову. Реальный мир так не работает и подчиняется собственным неповоротливым законам. Это хорошо показала и фантастика XX-XXI веков: если в старых произведениях человек покорял просторы вселенной чуть ли не в нашем столетии, то в современной фантастике эти мечты отодвинуты гораздо дальше в будущее.Потребление нефти: устойчивый рост на протяжении 30 летВ будущем переходе с нефтянки и ДВС на электроэнергию и электромобили можно выделить пару ключевых моментов. Это “пик нефти”, когда будет пройден максимум добычи и спроса, и кратное снижение потребления нефти, которое будет означать свершившийся переход. Нефтехимическая и другая промышленность, авиация, морской, грузовой транспорт и т.п. не дадут сильно снизиться спросу, поэтому в перспективе двух десятков лет нас ждёт только “пик нефти”. Причём, текущая ситуация в нефтянке и запасы нефти говорят, что “пик” будет связан не с ограничениями добычи, а со снижением потребления.Вот как выглядит структура потребления нефти в динамике:Что стоит подметить: НЕтранспортное потребление нефти (серым цветом на графике) по сути стагнирует на протяжении 30 лет, революций там не намечается. Скорее даже наоборот и дешёвая нефть сейчас стимулирует этот сектор. А вот над растущим сектором пассажирских машин навис риск распространения электромобилей и все разговоры о “пике нефти” логично свести именно к нему. Потребление транспортного сектора растёт линейно на протяжении 30 лет, соответственно чтобы сделать “пик” нужно переломить этот рост. В среднем он составляет 1,1-1,2 миллиона баррелей в сутки (МБ/д) ежегодно, а в последние несколько лет благодаря низким ценам рост спроса на нефть даже ускорился. И ещё удивительный факт: на графике не видно следов роста эффективности двигателя внутреннего сгорания, которым часто пытаются объяснить будущее снижение потребления нефти. Причина проста: парк машин растёт гораздо быстрее эффективности, экспоненциально. Во-вторых, увеличивается и средний годовой пробег машины. Соотношение можно наглядно отобразить на графике: С одной стороны трёхкратное увеличение автопарка, с другой - небольшое сокращение годового потребления нефтепродуктов на машинуАрифметика “пика нефти”Выше можно увидеть, что потребление нефти пассажирскими автомобилями растёт и немало, в среднем на 0,5 МБ/д в год. Оно и понятно - в год производят десятки миллионов машин, за 2016 год 69,5 млн. Но не всё производство де-факто обеспечивает этот рост потребления, так как часть машин выходит из эксплуатации и их нужно заменять новыми. При этом новые машины потребляют меньше топлива и две вышедшие из эксплуатации эквивалентны по потреблению примерно трём новым. Учитывая замену старым машинам и рост эффективности можно разбить производство на такие составляющие:Сумма полей составляет годовое производствоСоответственно, из 69,5 млн производства машин только 25,5 млн ответственны за прирост потребления нефти. И для остановки этого роста их нужно заменить производством электромобилей. Годовое производство бОльшего количества электромобилей приведёт к сокращению потребления нефти этим сектором.Но транспорт это не только легковушки. Мировой пассажиро- и грузооборот растёт вместе с экономикой, поэтому рост потребления продолжается и в авиационном, морском и грузовом транспорте. Самолёты будут ещё очень долго летать на керосине; морской транспорт, в теории, может перейти на сжиженный природный газ, но прогресса пока нет и не планируется. Грузовой автотранспорт отстаёт в электрификации минимум на десять лет и до 2030 не успеет значимо повлиять. Так что в мире есть и другие сектора, которые обеспечивают и будут обеспечивать рост потребления нефти. Суммарный рост потребления этих трёх секторов около 0.65 МБ/д в год, а значит для его нивелирования потребуются дополнительные 31 миллион электромобилей. Итого - 56 млн. Конечно, цифры условны, но основная цель это понять ситуацию хотя бы в общих чертах.При этом парк автотранспорта увеличивается по экспоненте, а значит со временем будет требоваться всё больше электромобилей для “пика нефти”. Во-вторых, электромобили тоже со временем выбывают из автопарка и их нужно заменять новыми. Поэтому “пик нефти” убегает от электромобилей:Достижение производством жёлтой линии приведёт к “пику нефти”Пока производство электромобилей развивается относительно медленно - по кубической параболе, и в обозримом будущем достичь необходимого для “пика нефти” производства не получится. Но при совпадении ряда факторов в будущем рост может ускориться и перейти на экспоненту. Например, объединение концепций электромобиля и автопилота может существенно снизить стоимость услуг городского такси. Или произойдёт прорыв в аккумуляторных батареях и у электромобилей наконец-то появится киллер-фича по цене, дальности хода и так далее. Ну или другие сектора потребления нефти начнут снижаться, чего исключать нельзя.Ничего удивительного в том, что для “пика нефти” требуется такое заоблачное производство электромобилей. Мировое производство автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания скоро перевалит за сотню миллионов, а парк автомобилей за полтора миллиарда. Миллионом или даже десятком миллионов электромобилей, очевидно, не отделаться.Взгляд со стороны: МВФ и “Блумберг”В качестве проверки на адекватность следует сравнить наши результаты с авторитетными организациями. Например, Международный Валютный Фонд недавно попробовал оценить потребление нефти в долгосрочной перспективе, наложив текущие тренды на пару исторических аналогий: переход с лошадиной тяги к автомобилям и динамику производства автомобилей в начале 20 века. В сверхоптимистичном для электромобилей сценарии “пик нефти” происходит около 2027 года, а в 2040 году спрос на нефть будет меньше текущего на 30%. Однако сценарий предполагает 200-кратный рост парка электромобилей за 10 лет, что делает данную историческую аналогию неподходящей. В более адекватном сценарии нефть “пикает” в 2030-х и в 2040 году спрос лишь на 4% ниже текущего уровня.По мнению энергетического подразделения агентства “Блумберг” вклад электромобилей в замещение потребления нефти тоже небольшой - весь парк электромобилей (а не производство отдельного года) с учётом плагин-гибридов в 2016 году заместил 0,017 МБ/д потребления нефти. Относительно среднегодового роста спроса на нефть (1,2 МБ/д), а тем более всего потребления нефти (96 МБ/д) - ничтожная цифра.Заодно упомянем предыдущую статью по теме “нефть vs электромобили”, где мы использовали другую методологию, но получили схожий результат: пик в 2030-х при парке в несколько сотен миллионов электромобилей.Оставлять ли нефть внукам?Упорядочив вышесказанное, наиболее вероятно, что “пик нефти” произойдёт где-то в 2030-х. Это безумно далеко, если вы живёте для себя и сегодняшним днём, но совсем рядом, если мыслить масштабом нации и государства. Снижение спроса на нефть позволит во многом обходиться старыми месторождениями без разведки и разработки новых, что снизит себестоимость добычи и, соответственно, мировые цены. Добыча и экспорт нефти как основа российской экономики давно подвергается критике под предлогом оставить ценный и невозобновляемый ресурс детям и внукам. Но из-за “пика нефти” и электромобилей нефть будет ценна не более пары-тройки десятилетий. А далее уже неизвестно будет ли вообще выгодно её экспортировать после добычи в далёком Северном Ледовитом Океане, так как дешёвые месторождения Западной и Восточной Сибири будут прилично исчерпаны к этому времени. Поэтому стратегия оставить нефть “на потом” неверна - её нужно добывать прямо сейчас, пока в этом есть смысл. Далее вкладывать прибыль во что-то полезное и для получения положительно-обратной связи. И главное, нет никаких гарантий что без экспорта нефтегаза получится лучше - за примерами по бывшему СССР далеко ходить не надо. Учитывая, что даже дешёвой нефти у нас гораздо больше чем на 20 лет, стоит поторопиться, а россияне конца ХХI века нефть как подарок от своих предков могут и не оценить.Существует мнение, что нефть это проклятье России, из-за которого страна не смогла развить более высокотехнологичные отрасли и в рамках такой гипотезы дальнейшие старания увеличить добычу и экспорт пойдут только во вред. На самом деле одно другому не мешает и в мире достаточно развитых стран со схожим уровнем проникновения добычи полезных ископаемых в экономику - Норвегия, Австралия, Канада.Может появиться желание оставить нефть внукам из собственных стратегических интересов - на авиацию и так далее. Однако, в этом случае потребление будет невелико и с ним справятся старые для того времени месторождения. Во-вторых, нефть можно получать из газа, которого у нас ещё лет на сто и из угля, которого на двести. И в третьих, из воздуха и воды - из первого брать углерод, из второго водород. Процессы из газа и угля давно отработаны, а из воздуха и воды пока только уровень лабораторных экспериментов и окупаемость при паре-тройке сотен долларов за бочку нефти.Как “пик нефти” перекроит мир - вопрос дискуссионный. Тем не менее, нефть по-прежнему будет требоваться в огромных количествах, пусть потребление и будет снижаться. Во-вторых, не менее сложная задачка заменить природный газ, так что придётся ещё долго следить за соревнованиями источников энергии в этой затянувшейся углеводородной эпохе.Предыдущие публикации серии “истина в модели”:Нефтяная война только начинается - моделирование добычи “сланцевой” нефтиКто спасёт возобновляемую энергетику? - моделирование перетоков электроэнергии и аккумуляции для энергосистемы с большой долей ВИЭ.

19 июня, 15:04

Возобновляемая энергетика: счастье лишь к концу века?

  • 0

Человечество много раз меняло свою энергетическую парадигму, изначально потребляемая энергия была только в виде пищи: ягоды, фрукты, бизоны и так далее. Затем человек сменил чернику с мамонтами на более удобные и мощные источники энергии: древесина, уголь, нефть, ядерная энергия. Каждый переход длился десятки и сотни лет и ставил очередные гигаватты на службу человечеству - в домах стало тепло, появилось откуда подзарядить смартфон и миллионы людей бороздят широкие просторы лесов, полей и рек на автомобилях и поездах. Тем не менее, вопроса канет ли в лету текущий энергетический уклад не стоит - непонятны лишь сроки когда это произойдёт. Перепитиям этого нового перехода уже посвящена не одна сотня страниц “Мира на пике”, но по мере приближения к кульминации наблюдения и выводы не перестают быть интересными.Энергетическое подразделение агентства “Блумберг” на днях опубликовало свои ежегодные прогнозы для возобновляемой энергетики, которая претендует стать новым энергетическим укладом. Ниже график распределения производства электроэнергии в зависимости от источника:Чёрным цветом отмечена доля электрогенерация на ископаемом топливе - уголь, газ и небольшая доля нефти. Серым - ядерная и гидроэнергетика. А вот тёмно-синим возобновляемая энергетика (ВИЭ) - солнечная и ветряная.По мнению “Блумберг”, несмотря на многократный рост даже к 2040 году ВИЭ займёт лишь треть электробаланса - 34%. Соответственно, эпоха ВИЭ (если таковая будет) смещается куда-то далеко - во вторую половину столетия. При этом, график на самом деле не показывает всех трудностей о которых часто забывают в подобных рассуждениях: электроэнергия это лишь меньшая часть потребляемой человечеством энергии. Основная доля приходится на непосредственное применение нефти, газа и угля в двигателях, печах и так далее, поэтому доля ВИЭ от полной энергии будет примерно ещё в два раза меньше.Может показаться, что мы злорадствующие техно-пессимисты, но это не так. Ещё два года назад мы отмечали, что солнечная энергетика многими недооценена, развивается экспоненциально и будет развиваться дальше, но из-за эффекта низкой базы и других проблем рост генерации будет медленнее чем хотелось бы. Рост росту - рознь. Приятно, что наше видение до сих пор оказывалось справедливым.Как это слишком часто бывает в современном мире ВИЭ упирается в деньги. Солнечные панели дешевеют на протяжении 40 лет, да не просто так, а экспоненциально. Но всё равно недостаточно. Ветряная энергетика, вопреки распространённому мнению, может конкурировать по себестоимости с традиционной - исследование МЭА и АЯЭ (англ.) тут, попроще тут. Но с её распространением возникает проблема эстетического характера: между вариантами “красивые пейзажи без ветряков” и “лужайки с ветряками” жители склонны поддерживать первый вариант - особенно это касается густонаселённых регионов. Решением является вынос ветряков в море, на что сместила свой фокус Европа, повысив субсидии этому виду генерации. Но морские ветряки это штука дорогая и опять всё упирается в деньги.“Блумберг” приводит такой прогноз себестоимости на примере Китая:Чёрная линия - себестоимость угольной электрогенерации, оранжевым и синим - солнечная и ветряная. Вертикальная ось - $/МВт*ч.Только в начале 2020-х солнечная энергетика станет дешевле угольной. Но это касается лишь новых электростанций, у которых в себестоимость заложены и расходы на строительство и на непосредственную деятельность. Ведь старые электростанции уже “отбили” капитальные расходы и в их себестоимости только операционные - обслуживание и сам уголь, который сейчас дёшев. Поэтому выдавить с рынка старую генерацию с себестоимостью в $20-$30 за МВт*ч это та ещё проблема и за пару десятилетий она не решается рыночными механизмами.В результате человечеству придётся ещё долго опираться на ископаемые топлива и текущие тренды по переходу на новые источники энергии размажутся на десятилетия. Если же человечество хочет ускорить этот процесс, то возобновляемая энергетика не лучшее решение вопроса.Вячеслав Лактюшкин, специально для сайта "Селадо"Следите за нашими публикациями в соцсетях:

Выбор редакции
13 июня, 13:32

"Бывший руководитель Blackwater будет охранять китайский "Шелковый путь"

  • 0

     Китайская государственная газета Global Times опубликовала информацию о том, что расположенная в Гонконге компания Frontier Services Group (FSG) построит две операционные базы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и провинции Юньнань в Китае.Синьцзян и Юньнань находятся в центре крупного китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь», включающего железнодорожное, морское и энергетическое сообщение. Что примечательно в привлечении компании FSG, так это её глава.Председатель и главный исполнительный директор Frontier Services Group – известный во всём мире наёмник Эрик Принс (Erik Prince), основатель компании Blackwater Security. В интервью лондонской газете Financial Times Принс недавно описал свою работу с Китаем, заявив: «Китай торгует со своими соседями и строительство инфраструктуры принесёт только выгоду. Мы не служим целям китайской внешней политики, мы помогаем расширять торговлю». Принс также настаивает, что FSG не является китайской версией Blackwater. Это логистическая, а не охранная компания. Никто из сотрудников FSG не будет вооружён. Но, по заявлению Принса, управление безопасностью, безусловно, является частью процесса логистики.Управление безопасностью – слишком красивое название для охранников. Возможно, люди Принса овладели навыками боевых искусств как Джейсон Стэтхэм, которому не требуется огнестрельное оружие. Или, быть может, Принс лжёт. В любом случае, то, что Китай делает Эрика Принса, бывшего «морского котика», ценного агента ЦРУ и соучредителя пресловутой Blackwater, защитником своего стратегического «Нового экономического Шёлкового пути», очень важное событие.Организация CITIC Совершенно не похоже, что китайцы не в курсе происходящего. Крупнейшим инвестором FSG является CITIC, инвестиционный фонд, принадлежащий и контролируемый Китайской Народной Республикой. CITIC владеет 20% Frontier Services Group. По имеющимся данным, впервые CITIC столкнулся с Эриком Принсом в 2013 году, когда тот искал в Гонконге инвесторов для своего проекта в Африке. Вместе с Принсом, который возглавил правление, в совет FSG входит Dongyi Huа, который исполняет обязанности директора дочерней компании CITIC. Адресом компании Dongyi Huа в Пекине значится CITIC Tower. Чунь Шунь Ко (Chun Shun Ko) является заместителем председателя Frontier Services Group. Оба они – китайцы, проживающие в Пекине.По-видимому, впервые китайская сторона обратила внимание на Принса во время его работы по обеспечению безопасности нефтегазовых компаний в зонах конфликтов в Африке, таких как Нигерия, где действует связанная с Аль-Каидой организация Боко Харам, и Южный Судан, где Китай вкладывает крупные инвестиции в нефтяную промышленность. В мартовском интервью китайской государственной газете Global Times, Принс сообщил, что FSG наняла его для создания двух так называемых «операционных баз». Он заявил, что «в конце 2016 года FSG расширила географию своей деятельности, которая теперь распространяется не только на африканские страны, но и на северо- и юго- западный транспортные коридоры проекта "Один пояс, один путь"». Эрик Принс – ответственный за безопасность крупнейшего инфраструктурного проекта Китая», который обещает стать хорошей альтернативой разрушающемуся миру НАТО.В своём интервью Принс также заявил, что «…в северо-западный коридор войдут такие страны как Казахстан, Узбекистан, Пакистан и Афганистан, а в юго-западный – Мьянма, Таиланд, Лаос и Камбоджа», добавив, что «новые инфраструктурные объекты в китайской провинции Юньнань дадут FSG возможность лучше обслуживать компании, находящиеся в юго-западном коридоре. После этого FSG откроет учебную базу в Синьцзяне, чтобы также обслуживать и компании северо-западного коридора».База FSG в Синьцзян-Уйгурском автономном районе будет располагаться в зоне китайско-уйгурского конфликта. Синьцзян является родиной Исламского движения Восточного Туркестана, входящего в состав Аль-Каиды, распространённого среди уйгурских мусульман на Синьцзяне. Сам Синьцзян является местом пересечения крупнейших нефте- и газопроводов, идущих в Китай из Казахстана, России и других стран, а также собственных нефтяных месторождений Китая. Вторая «операционная база» будет расположена в юго-западной провинции Китая Юньнань, где находится Куньмин, стратегический центр всех нефте- и газопроводов Мьянмы и глубоководный порт в Индийском океане, а также новая транспортная развязка строящейся высокоскоростной железной дороги, которая является частью проекта «Один пояс, один путь» протяжённостью до Сингапура.Неужели всё ради денег? Пока Эрик Принс настаивает на том, что не строит «китайский Blackwater».Global Times опубликовала интервью китайских экспертов, которые поддерживают сотрудничество с частным охранным предприятием Эрика Принса. Среди них директор Центра американистики в университете Фудань Синь бо (Wu Xinbo), который заявил, что «необходимо поддерживать оказание зарубежными компаниями услуг по обеспечению безопасности китайских предприятий для лучшей реализации проекта "Один пояс, один путь».«Услуги по обеспечению безопасности» – это как раз по части Эрика Принса. Его компанию Blackwater ЦРУ наняло во время иракской войны, общая сумма контрактов составила более $600 млн. Соучредителем Blackwater был Джейми Смит (Jamie Smith), бывший офицер ЦРУ, который стал вице-президентом компании Blackwater USA и директором Blackwater Security Company. Кофер Блэк (Cofer Black), занимавший пост вице-председателя Blackwater с 2006 по 2009 год, ранее был главой Контртеррористического центра ЦРУ. Короче говоря, «охранное агентство» Принса – это фактически частное ЦРУ, которое не сковано ограничениями правительства США в отношении секретных операций.Blackwater стала известной после массового убийства на площади Нисур в сентябре 2007 года, когда её сотрудники открыли огонь на переполненной площади в Багдаде, убив 17 иракских гражданских лиц, включая детей, и серьёзно ранив еще 20 человек. Американский суд признал троих сотрудников организации виновными по 14 обвинениям в непреднамеренных убийствах и одном умышленном. После этого в 2010 году Принс принимает решение продать компанию и вновь открыть её под названием Academi. В 2010 году компания Принса получила ещё $100 млн за работу на ЦРУ. В 2009 году выяснилось, что ранее Эрик Принс входил в состав тактической группы ЦРУ, уполномоченной убивать террористов. Его даже нанимали для обеспечения безопасности штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.Связи с Трампом Стоит отметить также связи Принса с администрацией Дональда Трампа. Принс, который знает Трампа лично, дал более $100 000 на предвыборную кампанию нынешнего президента США. Сестра Принса, миллиардерша Бетси ДеВос (Betsy DeVos), занимает пост министра образования в Администрации Трампа. Более того, Принс является близким другом главного стратега Белого дома Стива Бэннона (Steve Bannon). По словам одного из бывших высокопоставленных американских чиновников, Принс консультировал переходную команду Трампа по вопросам, связанным с разведкой и обороной, «и высказывал своё мнение о кандидатах на должности в министерство обороны и Государственный департамент». Эрик Принс также является близким другом вице-президента Майка Пенса (Mike Pence), чей голос стал решающим в Сенате, это и позволило сестре Принса стать министром образования.Вполне возможно, что власти Пекина видят две выгоды от найма Эрика Принса для обеспечения безопасности проекта «Один пояс, один путь». Во-первых, очевидно, что Принс является одним из мировых экспертов по корпоративной безопасности в террористически небезопасных районах, и кажется, знает методы, которые не известны китайским охранным компаниям. Второй причиной вполне может быть тесная связь Эрика Принса с Администрацией Трампа, которая решительно выступала против Китая, и Пекин надеется, что Принс как их «друг», имеющий прямые связи с людьми Трампа, может стать посредником в улучшении отношений с Вашингтоном.Если это так, китайским властям стоит задуматься, может быть, преследуя эти вполне понятные цели, они разрешили хитрому и крайне опасному «лису» охранять «курятник» под названием «Один пояс, один путь». Эрик Принс, «бывший» агент ЦРУ и главный наёмник, теперь может предоставлять Вашингтону всю секретную информацию по китайскому проекту «Нового экономического Шёлкового пути». Кроме того, он также легко может передавать террористическим группировкам ЦРУ вроде ИГИЛ или Аль-Каиды точные данные о целях для будущего саботажа «Шёлкового пути».Автор Уильям Энгдаль

Выбор редакции
09 июня, 18:02

“Сланцы” и будущее нефтянки. Часть 1 - краткосрочная перспектива

  • 0

Нетрадиционная нефть и “сланцевая” в частности бросили тень на нефтяной рынок на годы вперёд. В предыдущей статье мы обновили модель добычи “сланцевой” нефти в США и опубликовали прогнозы при разных сценариях. Добыча растёт и наши тезисы подтверждаются, но сейчас не об этом. В современном скоростном мире понимание ситуации проясняется с каждым новым отчётом, обзором или даже новостью и есть смысл уследить за ситуацией.Явления и последствияБеседуя о “сланцевой” нефти следует обязательно оговаривать контекст: на наш взгляд, это является одним из ключевых факторов непонимания между пессимистами и оптимистами в её отношении. Добыча “сланцевой” нефти составляет лишь несколько процентов от мировой, но это не помешало ей стать основным участником обрушения нефтяного рынка несколько лет назад. Таким образом, небольшие по размеру явления соседствуют с глобальными последствиями. Пессимисты указывают на первое, оптимисты на второе и всё зависит от того куда смотреть. Для понимания пара цифр: добыча сырой нефти (С5+) в мире составляет около 80 млн. баррелей в сутки (МБ/д) и “сланцевая” из них занимает около 4,5 МБ/д. Эти числа несколько варьируются в зависимости от того что считать нефтью.После того как ОПЕК и Ко продлили соглашение о сокращении добычи до марта 2018 года, “сланцы” стали основным фактором неопределённости на рынке. Пока цены относительно высоки и стабильны, нефтянка США страхуется от ценовых рисков и наращивает капитальные расходы. Это позволяет “небольшому по размеру явлению” увеличивать скорость роста добычи: ежемесячный прирост опять превышает 0,1 МБ/д и “сланцы” вспоминают своё золотое время 2013-2014 годов:Ниже нуля - снижение добычи, выше - рост.“Сланцы” присваивают себе сокращения ОПЕКНо, прошлое и настоящее это всё “аналитический тлен” - гораздо интереснее заглянуть в будущее. Недавно вышел очередной ежемесячный отчёт МинЭнерго США по “сланцам”, благодаря которому можно уточнить прогнозы при различных сценариях. При сохранении на месторождениях текущего количества буровых установок (46% от исторического максимума) и их продуктивности, ситуация до окончания соглашения ОПЕК и Ко такова:Наша модель отражена синей линией и красным пунктиромНепосредственные причины роста кроются в том, что ежемесячно бурение новых скважин приносит почти 400 кБ/д добычи, а старые скважины теряют в добыче только 250 кБ/д. Оставшиеся 150 кБ/д и формируют ежемесячный рост добычи:К концу рассматриваемого периода и сценария месячный прирост сократится в два разаПрямо сейчас (июнь-июль) добыча “сланцевой” нефти обновит максимум двухлетней давности. На протяжении соглашения ОПЕК и Ко (ноябрь 2016 - март 2018) добыча “сланцевой” нефти вырастет на 1,5 МБ/д - если ориентироваться на сценарий по буровым установкам и нашу модель выше. Это практически равно самому объёму сокращений (1,75 МБ/д).Также необходимо и проверить себя, сравнив результаты моделирования с мнением ведущих агентств. Издательство “Блумберг” агрегировало прогнозы по изменению добычи “сланцевой” нефти и получило аналогичный результат - рост на 1 МБ/д за 2017 год. На 2018 год прогноз несколько ниже. Похожие цифры привёл и Игорь Сечин (“Роснефть”) на Петербуржском Форуме. С другой же стороны, рост числа буровых установок на “сланцевых” месторождениях не вечен и без прироста цен на нефть через некоторое время рост добычи “сланцевой” нефти прекратится.Риторические игрыНе стоит удивляться такому взгляду Сечина на сланцы - он уже давно на публичных мероприятиях схожим образом оценивает добычу “сланцевой” нефти (ещё пример) и признаёт серьёзность этого феномена в отличие от своего коллеги по отрасли из “Газпрома”. Александр Миллер же много лет прогнозировал серьёзные проблемы с добычей сланцевого газа и, как мы теперь знаем исходя из его добычи, был неправ. Пикантность ситуации добавляет то, что успехи сланцевого газа гораздо выше, чем “сланцевой” нефти. Если несколько лет назад США были дефицитны по природному газу, то сейчас всё наоборот и страна является нетто-экспортёром газа. К слову, мы обращали на это внимание ещё на заре этих перемен. С нефтью же в США всё несколько “туго”: импорт жидких топлив составляет около четверти (5 МБ/д) от потребления и даже в среднесрочной перспективе “сланцы” полностью эту проблему не решат. Таким образом, оценивая “сланцы” в общих понятиях, не стоит ставить знак равенства между нефтью и газом.Сокращения без сокращенийРешение ОПЕК отдать свою долю конкурентам взамен комфортных цен может выглядеть сомнительно. Но в таких вопросах стоит обратить внимание и на долгосрочную перспективу: спрос на нефть растёт ежегодно и как мы моделировали в одном из предыдущих материалов, минимум до 2030 электромобили не смогут существенно на него повлиять. А значит у ОПЕК будет достаточно времени нарастить свою долю не обрушив рынок и дополнительного спроса хватит на всех.Но на самом деле ситуация интереснее. Россия подписала соглашение вместе с ОПЕК и сокращения даже соблюдаются. Но если посмотреть внимательнее, то всё это лишь игра: добычу экстренно повысили перед соглашением и сейчас этот временный прирост обратно сокращают. На примере России:На данный момент добыча даже выше чем была летом 2016 года - до “сокращений”. Для ОПЕК ситуация аналогична. В итоге, соглашение есть, сокращения есть, ценовой эффект есть, а потерь в добыче и финансах у ОПЕК и Ко нет.Продолжая аналитическую линию “Мира на пике”, будущее нефтянки в перспективе десятилетий мы опишем в следующей статье, оставайтесь на связи!Напоминаем, что при помощи нашего бота в мессенджере “телеграм” можно задать другие сценарии изменения буровых установок на “сланцевых” месторождениях и посмотреть что будет с добычей нефти непосредственно.Вячеслав Лактюшкин, специально для "Селадо"

Выбор редакции
08 июня, 17:16

Саудовская Аравия сократит экспорт нефти в США

  • 0

По словам министра нефти Саудовской Аравии Халида Аль-Фалиха (Khalid Al-Falih), Эр-Рияд намерен сократить экспорт в Соединённые Штаты, чтобы таким образом вынудить их сокращать собственные крупные запасы, которые препятствуют росту мировых цен на нефть.Всего через день после того как ОПЕК объявила о продлении на девять месяцев своего ноябрьского соглашения о сокращении объёмов производства, представитель нефтяной компании заявил журналистам, что «экспорт в США будет заметно снижаться». Два источника, знакомые с положением дел, сообщили Bloomberg, что, начиная со следующего месяца, поставки саудовской нефти американским импортёрам будут снижены до уровня менее одного миллиона баррелей в день – это на 15% ниже среднемесячного показателя в 2017 году.Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) не устанавливает лимиты на обьёмы, которые любая страна-член может экспортировать своим покупателям. Поэтому саудовские поставки нефти в США в последние месяцы составили 1,21 млн баррелей в день – самый высокий показатель с 2014 года, года падения цен на нефть. Будучи фактически лидером и крупнейшим производителем ОПЕК, Саудовская Аравия сократила своё производство в большей мере, чем кто-либо из членов блока. Однако большие запасы ископаемого топлива, сохранившиеся во всём мире, но наиболее легко измеряемые в США из-за открытых данных, не позволили этим мерам устойчиво поддерживать цены на нефть. Страны-импортёры предпочли воспользоваться низкими ценами на нефть, чтобы запастись на будущее.Управление по энергетической информации сообщает, что в последние недели уровень американских запасов сырой нефти снижался, поэтому сокращение поставок может иметь больший эффект.Для справки:Соединённые штаты импортировали нефтепродукты в 2016 году из 70 стран мира. Общий объём импорта составил 10,66 млн б/д. При этом экспорт был осуществлён в 101 страну в объёме - 5,19 млн б/д. Чистый импорт - 4,87 млн б/дИсточникПеревод Селадо

06 июня, 11:21

Нынешние цены на нефть могут привести к нефтяному шоку в 2020 году.

  • 0

Поскольку цены на нефть остаются нестабильными, и решения стран ОПЕК не сходят с первых полос, все сосредоточились на ближайшем будущем нефтедобычи. Так как Саудовская Аравия заявила о том, что намеревается снизить объёмы производства и сделать свою экономику независимой от нефти, многие представители отрасли прогнозируют, что перенасыщенный сегодня рынок уравновесится к 2018 году более высокими ценами на сырьё, а производство сланцевой нефти в США будет продолжать расти наряду с глобальным спросом.Мы уже писали ранее об опасности низких цен на нефть, ныне наши материалы находят новые подтверждения.Роберт Джонстон (Robert Johnston), генеральный директор одной из крупнейших в мире консультационных компаний по вопросам политических рисков, непреклонен. В своём выступлении на Международном нефтяном саммите 2017 года Ассоциации специалистов по международным нефтегазовым переговорам Джонстон изложил свои опасения по поводу будущего нефти.«Меня постоянно спрашивают ´что же будет дальше?´ Саудиты собираются сократить производство навсегда или же рано или поздно вернутся к прежним объёмам? Я думаю, что в 2018 году они восстановят объёмы», – заявил он. Джонстон считает, что этим важным вопросам не уделяется должного внимания. Его компания Eurasia Group прогнозирует скорое прекращение поставок, и вероятно, что этот пробел не сможет заполнить нефть Саудовской Аравии и США.Eurasia Group прогнозирует, что к 2022 году добыча увеличится на  5 миллионов баррелей в день. В это число входят около 3 млн баррелей американской сланцевой нефти в день (при цене в 80$ за барель) и около 2 млн баррелей в день нефти из нефтеносных песков и глубоководных залежей.Но по текущим прогнозам к 2022 году может понадобиться ещё по разным прогнозам от 8 млн до 15 млн баррелей в день. При таком несоответствии между спросом и предложением отрасль должна начать искать новые источники нефти и делать это очень быстро.В связи с недавним падением цен на нефть, отраслевые эксперты предсказывали паузу в поставках и рост цен на нефть в течение нескольких лет. Это в значительной степени связано с инвестиционным застоем на нефтяном рынке, отмеченным двумя годами непрерывного спада, беспрецедентном событии в нефтяной промышленности. В своём докладе Международное энергетическое агентство заявило о том, что если в ближайшие несколько лет инвестиции в нефть останутся на прежнем уровне, к 2020 году мы увидим драматический рост цен на нефть, поскольку глобальный спрос продолжает расти.Исполнительный директор МЭА Фатих Бироль (Fatih Birol) озвучил эти выводы в рамках своего доклада на Всемирном энергетическом форуме Атлантического совета, проходившем в январе в Абу-Даби, заявив, что в прошлом году не было начато каких-либо крупных проектов и не были открыты крупные нефтяные месторождения, «поскольку нет денег на разведку. Вы находите что-то, только если ищете», - сказал Бироль.Возможная пауза в поставках имеет далеко идущие последствия, с которыми мы не готовы столкнуться. Газ и нефть по-прежнему имеют фундаментальное значение для большей части мировой инфраструктуры, несмотря на неуклонный рост исследований и использование возобновляемых источников энергии. Хотя электромобили обещают стать нашим будущим, особенно в свете амбициозных инициатив в области «зелёной» автомобильной политики в Индии и Китае, они по-прежнему составляют менее 2% автомобилей в мире (Об этом мы писали ранее в статье “Кто и когда уничтожит нефтянку”).И, поскольку средний класс продолжает расти и использовать свою покупательную способность, спрос на нефть будет продолжать расти вместе с ним.Нефтяной промышленности крайне нужны новые источники нефти, а также им нужны новые инвесторы и технологии, чтобы быстро найти эти источники. В настоящее время существует множество методов, используемых для поиска новых месторождений (сейсмическая разведка, каротаж скважин, гравиметрическая съёмка, магнитная разведка, геохимическая разведка и т. д.), но все эти методы значительно ограничены в своих способностях точно оценивать размер новых месторождений нефти и газа.Многие компании, в том числе нефтяной гигант BP, приступили к разработке программ искусственного интеллекта с алгоритмами, которые позволят им в будущем находить и бурить скважины с беспрецедентной точностью, но технология ещё не готова. Мы можем только надеяться, что она будет готова к 2020 году, или мир окажется на пике нефти, которому посвящена одна из наших книг.ИсточникПеревод Селадо

Выбор редакции
01 июня, 18:55

Продолжают приходить отзывы от наших читателей

  • 0

Прочитал первый том колониально-африканской дилогии Льва Вершинина "Чёрные судьбы". Хоть взгляды на расовую проблематику у нас с автором, мягко говоря, совершенно различны, как и симпатии к участникам описываемых событий, от чтения получил большое удовольствие. В качестве "Краткого и интересного сборника всего, что более-менее эрудированный человек должен знать о предмете" - просто великолепно. Весьма рекомендуюСсылка на оригинал

Выбор редакции
05 мая, 16:49

Свежачoк!!!

  • 0

Начинают поступать отклики и рецензии от читателей нашей новинки - "Чёрных судеб" Льва Вершинина.Оригинал взят у kolobok1973 в Свежачoк!!!--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Вернулась из издательства,  в руках держу свеженькую,  пахнущую краскoй книгу Льва Рэмoвича Вершинина aka Путник Первый putnik1 с предислoвием Саида Закирoвича Гафурoва  "Чёрные судьбы" -   этo первая часть лёвушкинoгo африканскoгo цикла,  написанная захватывающе, искрoмётнo, пoзнавательнo и сo свoйственным хoрoшему истoрику эмпатическим пoгружением. Фсем фтыкать!!!!  Книга к прoчтению oбязательна. Издана в издательстве Celado.          

Выбор редакции
20 апреля, 16:32

Старт продаж книги "Чёрные судьбы"

  • 0

Уважаемые читатели!Рады сообщить Вам о старте продаж книги "Чёрные судьбы", авторства Льва Рэмовича Вершинина.Лев Рэмович — политолог и публицист, кандидат исторических наук, специалист по федеративной государственности и локальным конфликтам, автор многочисленных научных работ, член Союза писателей России и Международной Ассоциации писателей СНГ.Книга написана живым и ярким языком, содержит цветные иллюстрации и будет интересна широкому кругу читателей.Оформить заказ Вы можете на нашем сайте.

04 апреля, 11:37

Конкурс рецензий на фантастический роман

  • 0

Уважаемые читатели! Предлагаем принять участие в конкурсе рецензий на научно-фантастический роман «Гелиос. Жизнь после нас», написанный в жанре планетарной фантастики.Это дебют молодого российского писателя Романа Бубнова и одновременно первая художественная книга в РФ, выпущенная с обложкой дополненной реальности. Книга не лишена недостатков и конечно же не идеальна. И тем не менее она уже номинирована на премию АБС фонда Стругацких 2017 и на Интерпресскон-2017 в категории «дебюты».Конкурс приурочен к электронной премьере новинки на ЛитРес и ко Дню Космонавтики.Чтобы принять участие в конкурсе, вам нужно написать рецензию на книгу «Гелиос. Жизнь после нас». Принимаются только новые рецензии. Администрация LiveLib выберет три лучших, по их мнению, рецензии, а представитель ИД Селадо утвердит первое место.Главный приз – 12 бумажных новинок 2016-2017 года в жанре фантастика от спонсоров конкурса – ИД Селадо и Интернет-магазина Лабиринт! Приз будет вручен победителю лично в Москве или отправлен почтой EMS в любой регион РФ. В случае, если победитель находится за пределами РФ, расходы на почтовую пересылку он берет на себя. Также возможны поощрительные призы!Главный приз – целых 12 бумажных новинок 2016-2017 года в жанре фантастика!12 бумажных новинок 2016-2017 года в жанре фантастика от спонсоров конкурса – Издательства Селадо и Интернет-магазина Лабиринт: "Стеклянный Джек". Адам Робертс "Обреченный мир". Аластер Рейнольдс "По ту сторону рифта". Питер Уоттс "Красный Марс". Ким Робинсон "Адмирал". Шон Дэнкер "Роза и Червь". Роберт Ибатуллин "Город Перестановок". Иган Грег "Темное море". Джеймс Камбиас "Гелиос. Жизнь после нас". Роман Бубнов "Русская фантастика-2017. Том 1" "На последнем рубеже". Мартин Энве "Ложная слепота". Питер УоттсСроки конкурса: с 29 марта по 12 апреляhttps://www.livelib.ru/contest/99

02 апреля, 17:32

О важности энергии

  • 0

«Средние температурные значения за последние 5 тысяч лет выше показателей за последние 120 тысяч лет. Два межледниковых периода, 120 тысяч лет назад и 2 млн лет назад, были самыми теплыми, которые вычислила Снайдер. Тогда температура была на 2 градуса Цельсия выше средней за последние 5 тысяч лет.» (с) Источник: gismeteo.ruЧеловек как биологический вид существует миллионы лет, однако цивилизация прослеживается только в последние 5000 лет. Какова вероятность совпадения развития цивилизации именно в эти последние 5000 лет с тем, что именно в последние 5000 лет температура на земле была на 2 градуса выше? По-моему, «на глазок», не прибегая к теории вероятностей, такие «совпадения» просто невозможны.Какая связь между возникновением цивилизации и повышением температуры на Земле? Прямая! Человек миллионы лет занимался охотой и собирательством. Мозги уже были, чтобы что-то вырастить и окультурить скот, да только смысла в этом не было. В холодном климате «выхлоп» от земледелия и животноводства небольшой. Особенно если нет подходящих орудий труда и надо начинать с нуля.Но вот температура повысилась на 2 градуса, планета стала получать больше энергии от нашей звезды, и где-то в Африке «экономические условия изменились». Проще стало что-то вырастить самому, чем собирать. Проще заниматься животноводством, чем бегать за едой по всей Африке… А дальше уже пошло накопление знаний. Пошли «инновации» в орудия труда. Появились первые цивилизации в долинах рек — Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы… Цивилизации стали устойчивыми.Земледелие и животноводствоЕщё раз — мозги у людей уже были. Не было резона создавать цивилизацию. Она «не окупалась». Если бы потепление произошло на сотни тысяч лет раньше или позже, то и цивилизация возникла бы на несколько сот тысяч лет раньше или позже, что по меркам существования Земли и Вселенной — один миг.Вывод: энергия — это основа цивилизацииМожно иметь мозги, но без энергии никто не будет их применять для развития цивилизации. Можно знать, к примеру, как добраться до Марса. Иметь все технологии, материалы, готовые ракеты и космодромы. Но сколько на колонизацию Марса надо энергии? Ведь всё, что останавливает человека от колонизации Марса — это отсутствие лишней энергии! Ну, в самом деле: 1. Люди есть. 1 миллион человек выделить из 7 миллиардов на колонию — не проблема. 2. Материалы есть. Забросить несколько миллионов тонн материалов в виде оборудования, техники — не проблема. 3. Знания, как вывести человека в космос, уже есть. Надо только его выводить не несколько раз в год, а в тысячи раз больше.Не хватает на эти грандиозные планы только и исключительно энергии! США и СССР вели «Лунную Гонку» до тех пор, пока нефти в мире было много, а цена на нее была низкой. Обе страны, супердержавы того времени (!), свернули свои программы в 70-х годах, сразу же, как разразился нефтяной кризис.Чтобы произвести ракеты, требуется гигантское количество энергии на то, чтобы добыть металлы из-под земли, в том числе редкие. Много энергии требуется на выплавку всех этих металлов и их сплавы. Например, алюминий очень энергоёмок, как и почти все редкие металлы, которые используются для постройки ракет. Чтобы вывести несколько тонн груза на орбиту, надо потратить огромное количество энергии. Какой смысл нашей цивилизации выходить из своей «песочницы» и становиться космической, если это не окупается?Кто-то может спросить: «А действительно, зачем нам «космическая» цивилизация? Живём же на Земле нормально. Зачем куда-то дёргаться?»Ответ прост: это важно для стабильности и независимости жизни человека от каких-бы то ни было условий. Человек-охотник и человек-собиратель зависел от растущей и бегающей еды. Он никак не мог повлиять на их существование. Человек-земледелец и человек-животновод сам решал, что будет существовать на его территории, чем он будет питаться.То же самое и с космической цивилизацией. Человек сейчас зависит от ресурсов, которые добывает из Земли. Многие из них конечны, даже пресная вода конечна. Современный человек зависит от единственной Звезды и от единственной планеты. Если человек научится генерировать энергию, а не заниматься её «собирательством», то он сможет добывать воду на планетах, где её мало, добывать металлы из астероидов, строить комфортные колонии на планетах с тепличными условиями, устраивать необходимую инсоляцию растениям где угодно, заниматься терраформированием без ограничений.Если коротко, то мы наконец-то научимся превращать мёртвые планеты в живые. Пока что мы гробим единственную планету, на которой живём. По-моему, это достойная цель для человечества. Всяко выше, чем заниматься насаждением демократии и бороться за права ЛГБТ в нашей «песочнице» …Ну так что, будем поддерживать Илона Маска? Ни фига подобного! Идею колонизировать Марс надо поддерживать! А вот что касается предложенной Маском реализации…До тех пор, пока у человечества нет подходящего источника энергии, все его «прожекты» являются шулерством и мошенничеством с целью скрыть его провалы и убытки в последнее время. Хотите оказывать реальную поддержку? Тогда надо поддерживать идеи и разработку технологий ЗЯТЦ (закрытого ядерного топливного цикла) и термоядерной энергии! Только эти технологии способны дать достаточно энергии, чтобы превратить нашу цивилизацию в космическую!«Какие у вас есть доказательства?» — спросите вы. Почему ЗЯТЦ и термояд, а не ветровая и солнечная энергии?Доказательства очень простые: 1. Чтобы построить колонию на Марсе, в холоде, надо бы сначала научиться строить самодостаточные города в Антарктиде и на Северном полюсе. Здесь условия для построения таких городов проще, чем на Марсе. Вы наблюдаете существование таких городов здесь на Земле? Нет? И мы тоже не видим. 2. Чтобы построить колонию на Марсе, где мало воды, надо бы сначала научиться заселять наши гигантские пустыни здесь, на Земле, но что-то не видно цивилизации в наших пустынях. А ведь сколько там солнышка, солнечной энергии! Есть, конечно, кое-где в пустынях города типа Дубаи, но они расположены рядом с добычей нефти. Это ещё раз доказывает, что цивилизация живет исключительно рядом с энергией. Да вот только в случае Марса эта арабская нефть нам не подходит. 3. Чтобы жить в условиях высоких или низких давлений, и без притока воздуха, надо бы нам научиться жить под водой. Вы где-нибудь видели подводные города? Ну, хотя бы на шельфе? В Японии, например, плотность населения 336,3 чел./кв.км. Очень высокая плотность. А если учесть ещё и горы? Сколько там остаётся плодородной земли на пашню? Мизер! Ну, японцы, ну что вы такие тупые? Постройте свои города на шельфе под водой! Освободите землю для сельского хозяйства, и цунами с наводнениями вам будут не страшны! У вас уже есть насыпные аэропорты. Зачем вы землю-то сыпете? Лучше забетонируйте! Будете жить в бетоне под водой, а самолёты будут садиться сверху! Вы же всё равно живёте в сплошном многоэтажном железобетоне и ничего вокруг, кроме него и машин, не видите! Можно ещё Гонконг, Сингапур, Нидерланды привести в пример… Никто не строит подводные города. Невыгодно! 4. Горы… Горы до сих пор разделяют многие страны. Многие границы проходят по водоразделам. Ну, кто мешает Индии или Китаю сделать плато из Тибетских гор? Ну, хотя бы из одной небольшой горы? Или построить город в скале? Технологии есть. Техника по рытью тоннелей есть. Карьеры там, где очень надо, люди делают. Например, разработка угля в карьерах. Или добыча алмазов в ЮАР или в России (Мирный), золота, платины и урана в Австралии. А что, на Марсе так же будем делать серпантины из дорог? Или всё-таки займёмся таки терраформированием? А ведь там есть такие «Гранд-каньоны», что Земле и не снились!Итак, мы пока не создали цивилизации в пустыне, под водой, в горах, на Северном полюсе и в Антарктиде. О какой колонизации Марса при такой ситуации может идти речь? Там каждое из описанных условий тяжелей, и существуют они на этой планете одновременно! Вот когда мы увидим независимые, самодостаточные города на Северном полюсе, в Антарктиде, под водой, в горах и пустыне — вот тогда можно начинать говорить о Марсе. Проект колонизации Марса в нынешнем виде — это самое настоящее шулерство и мошенничество Илона Маска!С этой стороны интересно смотрится разрыв отношений России и США в области ядерной энергии. Между прочим, Росатом совместно с Роскосмосом разрабатывают ядерный двигатель для космоса, а политическое руководство России внимательно изучает вопрос о запрете поставки РД-180 в США. И это было сделано почти сразу после заявлений Маска о Марсе. Без этих технологий Маск может сразу забрать все свои слова о колонизации Марса обратно. Потому, что своих подобных технологий у США нет. А без них Маск — шулер и мошенник.Что касается ветра и солнца… Уголь круче ветра. Британия перешла с ветра на уголь в 19 веке. Заменила парусники на паровые котлы и стала Великой. Нефть круче угля. США перешли на нефть в 20 веке и задвинули Великобританию подальше.Ветер и солнце настолько непостоянны, что им просто необходимы ГЭС, АЭС или ТЭС для компенсации провалов генерации энергии. Откуда ГЭС и ТЭС на Марсе?…Ветер и солнце — это вынужденная мера по сохранению нашей цивилизации на случай, если ископаемое топливо — уголь, нефть и газ — закончатся, а ЗЯТЦ и термояд люди к тому времени не освоят.На энергии от транспортируемой, плавучей АЭС можно жить и рядом с северным полюсом холода — в Билибино или в Певеке, например. ПАТЭС «Ломоносов» почти построена на смену Билибинской АЭС и, по плану, будет пришвартована в порту Певека. Буквально на днях Росатом приступил к строительству причала для ПАТЭС. И мы уверены, что «Ломоносов» докажет – рядом с АЭС хорошо жить можно и в условиях лютых северных холодов! Со спортзалами и бассейнами в городе, с теплом в жилищах и со светом на улицах. В дальнейшем планируется уже серийное строительство ПАТЭС, в том числе и комплектации с опреснительными установками для жарких, пустынных стран. Так что АЭС, как центр жизни, уже сейчас вполне подходят для пустынь и северных территорий. ЗЯТЦ же обеспечит нашу цивилизацию энергией на тысячи лет. Ядерный двигатель Роскосмоса сможет реально доставить людей на Марс не за годы, а за месяцы, а компактные АЭС обеспечат колонизаторов этой планеты всем необходимым.Источник