Источник
18 апреля, 00:00

Е.Карин: национальной идеей Казахстана станет культ образования

  • 0

В экспертной среде продолжается дискуссия о сути и сущности перевода казахского алфавита на латиницу. За широким обсуждением тайных знаков и намеков теряется целеполагание для самого Казахстана. ИАЦ публикует комментарий Ерлана Карина, председателя правления АО «РТРК „Казахстан“» о том, что на самом деле значит реформа для страны: Как и ожидалось, предстоящая реформа казахской письменности вызвала активную дискуссию. И в отдельных случаях она принимает совсем неожиданные повороты, уводя обсуждение в сторону большой политики и даже геополитики. Поэтому важно еще раз расставить акценты.  В первую очередь подчеркну, что переход на латинскую графику – это давно заявленная цель. К ней государство шло целенаправленно и поэтапно. Для тех, кто, как говорится, не в теме, напомню,  президент впервые высказался о необходимости перехода на латинскую графику еще в 2006 году. И замечу, это было сделано на сессии Ассамблеи народного единства — главного органа и института межэтнического согласия в Казахстане. Затем в 2012 году в своем послании Нурсултан Назарбаев развил тему латинизации, указав на 2025 год как на финишную прямую. Тогда в Послании-2012 глава государства сформулировал Стратегию«Казахстан-2050» - это документ, в котором обозначены долгосрочные стратегические цели развития страны. И начало практической реализации реформы, то есть о чем сказал президент в своей программной статье, это вполне закономерный и ожидаемый шаг. Он укладывается в общую логику данной давно принятой стратегии. Как говорится, все идет по плану. И для специалистов ничего неожиданного не произошло.  Следующее. Реформу языковой графики надо рассматривать исключительно с модернизацией самого казахского языка. Подчеркну, это касается только графики. Мы переходим не на какой то другой язык, а всего лишь модернизируем графику, впервые внедренной кстати еще в советское время. И тот факт, что практически все тюркоязычные государства (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан) уже давно перешли на латинский алфавит свидетельствует о том, что латинская графика более точно отражает фонетический строй тюркских языков, к коим относится казахский. Да и потом, разве переход на латинскую графику повлиял на внешнеполитический курс этих стран?! То есть, если вдумчиво и без эмоции подойти к вопросу перехода на латинскую графику, то очевидно, что это вопрос исключительно функциональности и практичности самого языка. Никакой политики, а тем более геополитики здесь нет. Казахстан фактически одним из последних из тюркоязычных государств принял решение о смене графики. Да, переход на латиницу — это цивилизационный выбор. Выбор в пользу открытого и глобального мира с тем, чтобы казахский язык получил новую динамику в своем развитии, ее популяризации. Сегодня все языки испытывают давление новых ускоряющихся глобальных процессов. И поэтому в Казахстане переход на латиницу он взаимоувязан и взаимообусловен другими реформами в сфере образования. То есть это часть большого национального образовательного проекта, направленного на повышение конкурентоспособности нации в условиях новой глобальной реальности.  И последнее. Переход на латиницу – это не самоцель. Главное – это трансформация национального (общественного) сознания. Глава государства представил системное видение казахстанской программы модернизации, которая должна основываться на балансе между традициями и современностью. Он призывает наоборот не цепляться только за прошлое, и точно также не бегать сломя голову за всем новым. И, кстати, в этом подходе казахстанская и российская концепции несколько схожи, в том плане что нельзя игнорировать исторические корни и не надо слепо следовать зарубежным моделям.  Сегодня же президент Назарбаев как общепризнанный национальный лидер закладывает ряд новых общественных идеологем, главные из которых, это культ Образования и Знания. Основная суть его статьи, в целом его стратегии в этом. По большему счету, для Казахстана это должна стать своего рода национальной идеей. И помимо реформы письменности Нурсултан Назарбаев обозначил еще ряд других шагов по адаптации общества к изменяющимся историческим реалиям. И переход (вернее — возвращение) на латинский алфавит, это всего лишь один из инструментов. Ничего более. 

18 апреля, 00:00

Мереке Габдуалиев: Лишая террористов гражданства Казахстан стремится минимизировать имиджевые потери

  • 0

Казахстанский эксперт-конституционалист, директор общественного фонда «Институт развития конституционализма и демократии», кандидат юридических наук Мереке Габдуалиев в интервью ИАЦ дал оценку правовым и этическим вопросам лишения гражданства за террористическую деятельность: — Мереке Тлекович, недавнее заявление президента Нурсултана Назарбаева о том, что террористы будут лишаться казахстанского гражданства, вызывает массу вопросов как юридического, так и морально-этического характера. Насколько эффективна эта мера для борьбы с терроризмом, и имеет ли государство, так сказать, моральное право «откреститься» от своих граждан? — Идея о лишении гражданства лиц, выехавших за рубеж в целях участия в вооруженных конфликтах, звучала неоднократно из уст различных экспертов. Однако до реформы марта текущего года Конституция не позволяла государству ни при каких условиях лишать казахстанцев гражданства РК. Основной Закон запрещал изгнание за пределы Казахстана граждан страны. Поэтому при разработке нового Уголовного кодекса у законодателя были «связаны руки». После внесения изменений и дополнений в пункт 2 статьи 10 Конституции допускается лишение гражданства лишь по решению суда в следующих случаях. Первое – за совершение террористических преступлений. Второе – за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны.  Чисто формально-юридически парламентарии теперь вправе принять пакет законодательных актов, направленных на законодательное регулирование механизма лишения гражданства и запрета въезда на территорию страны. А новая редакция статьи 10 Конституции требует изменения Уголовного кодекса в части определения преступлений, за совершение которых будет применяться этот новый вид наказания. Это позволит правоохранительным органам, руководствуясь решением суда о лишении гражданства, применить статью 48 Закона «О миграции», в которой перечислены основания въезда иммигранта (т.е. негражданина Казахстана) в страну. — Как будет выглядеть реализация механизма запрета въезда на территорию Казахстана «бывшего его гражданина» и в какую страну планируется высылать такое лицо, если в его приеме ни одно из государств не заинтересовано? — Верно, лицо, лишенное гражданства, не может находиться в приграничной зоне либо все время прибывать на каком-нибудь пограничном посту. Если же все-таки на пограничный пост Казахстана прибудет лишенное гражданства лицо, то в соответствии с нормами Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в отношении него необходимо применение наказания в виде лишения, свободы либо иной меры наказания за террористическое преступление. Ведь до вынесения решения судом это лицо являлось гражданином Казахстана и в отношении него применялись нормы казахстанского Уголовного кодекса. И здесь возникает интересный момент. В статье 15 Конституции указано, что «смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании». Это, по сути, означает, что государство дает ясный сигнал лицам, участвующим в террористических группировках за рубежом: «Ребята, Вы лишены гражданства. И если Вы все-таки посчитаете нужным вернуться в страну, то вас ждет в лучшем случае тюремное наказание». Я полагаю, что тем самым государство формирует законодательную базу, направленную на то, чтобы, во-первых, у террористов не было соблазна возвращаться на Родину. Во-вторых, лишив этих лиц гражданства Казахстана, государство отказывается от всякой ответственности за их судьбу и имиджевые потери, связанные с тем, что бывшие граждане нашей республики, возможно, в будущем совершат какой-нибудь теракт в любой точке мира. — А что на этот счет говорит международное законодательство? Не пополнят ли лишенные гражданства казахстанцы террористический интернационал? Существуют ли какие-то международные документы, препятствующие такой практике? — В статье 15 Всеобщей декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Аналогичная норма содержится в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Казахстан ратифицировал этот пакт законом от 28 ноября 2005 года № 91. Между тем, каждое государство вправе самостоятельно определять правовой режим лишения гражданства. Конечно, лишение гражданства по решению суда в зарубежной практике применяется редко. — Мереке Тлекович, все же остается вопрос, куда денется этот «отказной» человеческий материал? Если государство создало условия для радикализации своего гражданина, разве оно не должно нести за это ответственность, попытаться исправить его, наставить, так сказать, на путь истинный? — Страны бывшего СССР пережили колоссальный социальный шок при переходе от одной социально-политической системы к другой, когда на место «атеистического» государства пришло другое государство, по Конституции получившее наименование «светского». Идеологический вакуум, образованный отрицанием всего, что было связано с Советским Союзом (в том числе, коммунистического учения о светлом будущем), стал быстро и агрессивно заполняться. Населению в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов прошлого столетия (огульная криминализация общества, коррупция, нищета большинства населения, отсутствие социальной поддержки со стороны государства) была необходима вера. Эту веру некоторые граждане нашли в нетрадиционных религиозных учениях, сектах и организациях экстремистского толка. Безусловно, государство ответственно за сложившуюся ситуацию, в том числе, в религиозной сфере. Но «отмотать пленку» назад невозможно. Сегодня стало очевидно, что исповедование гражданами нетрадиционных религиозных учений в условиях все еще сохраняющейся тенденции нерешенности социально-экономических проблем населения потенциально угрожает основам конституционного строя. Ряд религиозных учений имеет экстремистский характер, содержат претензии на власть с четко аргументированными установками о «справедливом государстве». Думаю, что по этой причине на государственном уровне было принято решение борьбы с террористами в том числе путем лишения их гражданства. Понятно, что лишение гражданства – это не совсем эффективная мера против экстремизма. Но другого выхода государство не видит. — Любое государство – это в первую очередь его граждане, неужели нет третьего решения этого вопроса, если профилактические меры не дали нужного эффекта, а лишение гражданства мера весьма жесткая? — Третье решение проблемы существует. Однако, это решение дорогостоящее, оно требует больших затрат времени и упирается в совокупность системных проблем состояния нашего общества. Это и отсутствие специалистов-религиоведов, и ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в стране, и отсутствие перспектив «социального лифта» для молодежи (особенно сельской) и ряд других. Следовательно, государство должно надлежащим образом выполнять свои функции, проводить эффективную политику, в том числе, молодежную, решать социально-экономические вопросы (создавать возможности для получения достойного образования, трудоустройства, обеспечения жильем). В таком случае экстремистские религиозные взгляды и секты будут не востребованы в обществе, их идеи будут не конкурентоспособны. Однако государство в этой сфере проигрывает экстремистской риторике. Например, рассказы о том, что в Саудовской Аравии и других мусульманских странах граждане живут достойно, получают всестороннюю поддержку от государства, беспроцентные ссуды (по исламу запрещено давать деньги под проценты), имеют доход от продажи нефти, изначально настраивает молодых людей оппозиционно по отношению к государству. У молодого человека сразу в голове возникает мысль, что Казахстан также имеет огромные запасы природных ресурсов, но его граждане отстранены от участия в управлении страной, распределения природной ренты. Вывод очевиден – такой человек будет уверен, что религиозное государство, жизнь по исламу способно изжить коррупцию и изначально является справедливым. А в тонкостях ислама, естественно, в таком случае никто не разбирается. — Каким будет правовой статус у лиц, лишенных гражданства? Какова их дальнейшая судьба? Как это отразится на их ближайших родственниках? — Если в будущем где-нибудь в Европе выходец из нашей страны совершит теракт, то чисто формально-юридически МИД заявит, что этот террорист не является гражданином Республики Казахстан. Другими словами, у этих лиц будет статус «лицо, не являющееся гражданином Республики Казахстан». На близких родственниках такой статус никак не повлияет. — После интервью Назарбаева, президент РФ Владимир Путин также высказался на тему лишения гражданства террористов. Как вы считаете, не будет ли заимствован опыт Казахстана соседними странами? — Вопрос борьбы с терроризмом является актуальным и для Российской Федерации. В зарубежных террористических группировках состоят и граждане РФ, в основном представители Северного Кавказа. Например, эксперты рассматривают Северный Кавказ как самый сложный российский регион с точки зрения международных и межнациональных отношений. Исследователи выявили высокую степень неудовлетворенности кавказцев положением дел в их республиках. К сожалению, неустроенная молодежь рассматривает участие в боевых действиях как форму социального протеста против социально-экономической неудовлетворенности. Конституция Российской Федерации запрещает государству лишать гражданства своих граждан. Но не исключено, что опыт Казахстана может быть заимствован в будущем.

17 апреля, 00:00

Казахстан-2017: Не бояться неудобных вопросов. Ч.1

  • 0

Дарья Чижова:Статья президента Казахстана вызвала небывалую по масштабам полемику в российских СМИ и сетевых сообществах. Высказались все, кажется, что даже те эксперты, кто никогда не бывал в этой стране и едва ли отличит кириллицу от латиницы. Однако не оставляет ощущение, что тема для дискуссии искусственно смещена от общего к частному. Вопрос перехода на латиницу при всей его сложности и противоречивости, это только часть заявленного Нурсултаном Назарбаевым обновления актуальных трендов гуманитарного развития общества.Нурсултан Абишевич прочерчивает дорожную карту движения по пути модернизации казахстанского общества и именно в этой – наиболее важной части обсуждаемого материала – содержатся «подводные камни». Это, безусловно, путь от нашего общего советского прошлого, в некую новую реальность. А у нас нет ясного ответа на вопрос – в этом будущем, Россия и Казахстан вместе или порознь? Не с точки зрения экономики и традиционных семейных, родственных, диаспоральных связей, а в рамках широкого социо-культурного пространства 21 века? Латиница – это сугубо технический аспект гуманитарной модернизации или же символ разрыва с прежним вектором на сохранение опорных точек общего исторического и культурного прошлого? Есть и еще один вопрос, на который президент Казахстана стремится дать ответ – как совместить тренд на вхождение в глобальное культурное пространство и развитие национального, «казахского начала».Ответы присутствуют, но, как ни парадоксально в материале нет однозначного ответа. Определяются основные линии дальнейшего движения, но сможет ли казахстанское общество пройти по этому пути, в точности сохраняя обозначенную линию. Или же станет ясно, что на определенном этапе этого движения необходимо будет внести «смягчающие коррективы», а может быть, напротив, «ужесточить линию». Так уже бывало неоднократно и не только в Казахстане. Далеко за примером ходить не нужно – соседний Узбекистан, стоит присмотреться внимательнее к его опыту гуманитарного развития.В любом случае, это самый серьезный вызов для российской гуманитарной миссии на постсоветском пространстве. Причем прозвучал он со стороны ближайшего союзника, стратегического партнера, без каких-либо прямых упреков и претензий. Как констатация факта со стороны президента Казахстана звучит: нам (казахстанцам) необходимо сделать свой выбор, каким мы хотим видеть наше общество в следующем поколении.Предвыборный год для российской элиты – прекрасный момент для того, чтобы озвучить собственные приоритеты, в том числе в плане исторических уроков, гуманитарной сферы. Ровно так, как в прошлом цикле Владимир Путин призвал своих коллег, крепить евразийскую интеграцию. Сейчас же вопрос идеологии развития формирует четкую картину для сравнения – идем ли мы в одном направлении или же наши пути расходятся.Как мы не пытались построить «деидеологизированные общества», но реальность оказалась сильнее нас.Андрей Карпов: Если нам что-то непонятно, то стоит просто озвучить этот вопрос. Но не кликушествовать и не пытаться собственные промахи списать на происки врагов.Статья Нурсултана Назарбаева затрагивает вопросы, которые имеют отношения к настоящему и будущему всех постсоветских стран. Поэтому, признавая, что все решения, принимаемые казахстанской стороной, являются ее внутренним делом, мы не можем остаться в стороне от главного дискуссионного сюжета (с позиций России) – что мы готовы  предложить нашим партнерам в плане цивилизационного выбора – как образец для подражания.Я вовсе не склонен бросаться в крайности, как, например, Андрей Епифанцев, который приходит к такому выводу – «в этом контексте можно сказать, что Казахстан вслед за Азербайджаном, Туркменией и Узбекистаном не просто меняет кириллицу на латиницу, а строит новые цивилизационные мосты, определяется с актуальными геополитическими приоритетами». Нужно очень хорошо знать страну, общество и элиту для того, чтобы утверждать столь категорично. Я не вижу в решении Акорды однозначный тренд в сторону Запада или тюркского мира. Это часть большой игры в многовекторный курс. Но при определенных условиях, в перспективе 10-15 лет роль российского вектора может существенно снизиться. Для того чтобы этого не произошло меняться должна, прежде всего, Россия. В нынешних условиях фронтального прессинга со стороны Запада — это аксиома.И я согласен с Дарьей — общество без идеологии оказывается обреченным перед новыми вызовами. Назарбаев это почувствовал по-своему. Можно соглашаться или не соглашаться с его подходом, но "хочется верить, что век радикальных идеологий прошел". Что современное общество способно формулировать ясные, понятные и устремленные в будущее установки с расчетом своих возможностей и пределов, как человеком, так и нацией в целом". Ну и кто будет спорить с тем, что реализм и прагматизм действительно могут быть лозунгом ближайших десятилетий.Обращу внимание на то, что в число идеологий, проигравших свою игру в ХХ столетии, президент Казахстана включил коммунизм, фашизм и либерализм. Такая триада "отторгнутых обществом" идеологий встречается, пожалуй, впервые. И что очень важно в этом списке присутствует либеральная идея, с чем, полагаю, в России и на Западе многие будут не согласны.А  так, каждый увидел в статье Нурсултана Абишевича то, что ему очень хотелось увидеть.Продолжение следует

17 апреля, 00:00

Минск и Москва договорились по газу. Разбираемся в бухгалтерии

  • 0

13 апреля Минск перечислил «Газпрому» более $700 млн недоплаты за поставленный газ. Так кто же выиграл в газовом споре – Минск или Москва? Взаимоотношения в газовой сфере всегда похожи на драматический сериал. Каждую зиму мы смотрим серию про героически проскакивающую отопительный сезон Украину. Отношения «Газпрома» с Европой вообще «мыльная опера» – постоянные скандалы, но всем понятно, что главные герои никогда не расстанутся. Вчера мы видели завершение еще одного такого фильма: «Российско-белорусский нефтегазовый конфликт 2016/17». Он хоть и закончился «хеппи-эндом», но заставил зрителей понервничать. Завязка истории заключается в том, что «Газпром» и Беларусь в начале 2016 г. стали считать стоимость российского газа по-разному. Газовая бухгалтерия или о чем спорили? Российский концерн продолжал руководствоваться коммерческим контрактом, подписанным в 2014 г. А Минск посчитал исполненным «Соглашение о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь» от 2014 г. и стал высчитывать для себя «внутрироссийскую» цену на газ. В результате, «Газпром» в 2016 г. выставлял счет за поставляемый газ исходя из цены $136,7 за тыс. куб. м. и $144,5 в I квартале 2017 г. Минск, в свою очередь, расплачивался за газ по $73 за тыс. куб. м. Разница между этими цифрами оценивалась Россией как накопленная задолженность, достигшая к концу марта 2017 г. суммы $726 млн. Большую часть 2016 г. стороны давили друг на друга, используя в основном рычаги в нефтяной отрасли. Москва припомнила Минску невыполнение межправительственного соглашения о поставках нефтепродуктов на российский рынок. За весь 2016 г. Беларусь экспортировала в РФ 268 тыс. т., а должна была – более миллиона. Стоит отметить, что недопоставки были связаны исключительно с экономическими соображениями. Беларусь в 2016 г. более чем на миллион тонн (с 3,2 до 4,3 млн т.) увеличила экспорт нефтепродуктов на Украину, где ее топливо покупали по $403,8 за т. против $367,9 за т. при отправке в Россию. При этом, из РФ в Беларусь в прошлом году было ввезено 1682 т. нефтепродуктов по $311,9 за т. Российская сторона использовала формальное нарушение с белорусской стороны с тем, чтобы сократить поставки нефти на белорусские НПЗ. Общее снижение в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составило 20%. Минск в ответ на сокращение поставок попытался повысить стоимость транзита российской нефти в Европу, но по данному вопросу «Транснефть» смогла нивелировать рост до размера стандартной ежегодной индексации. Потери Беларуси от недопоставки нефти довольно существенны. Это привело к тому, что в 2016 г. РБ сократила экспорт нефтепродуктов с 16,85 млн т. (2015 г.) до 13,02 млн т. В случае сохранения объемов переработки в прошлом году, Беларусь могла бы вывезти нефтепродуктов еще примерно на $1,19 млрд. Учитывая, что в 2016 г. предполагалось нарастить поставки нефти на белорусские НПЗ до 24 млн т., недополученную белорусской стороной выгоду можно оценивать более чем в $2 млрд. Драматизма в развитие энергетического конфликта добавляли тщетные попытки договориться на правительственном уровне. Эти переговоры были заранее обречены на провал, ведь выход из кризиса подразумевал нахождение компромисса, а значит, сторонам нужно было идти на уступки друг другу. Но значимые решения об уступках могут принимать только президенты, а члены кабинетов министров при каждой встрече только повторяли друг другу свои требования. Что получил «Газпром»? Кульминацией всей истории стала встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко 3 апреля. Они выступили в роли «добрых полицейских», выполнив ту работу, которая не удавалась их подчиненным. После шестичасовых переговоров они вышли к журналистам и сообщили, что решили все вопросы. На оформление всех нюансов они дали правительствам и компаниям 10 дней. И вроде бы можно выдохнуть, но интрига сохранялась до самого конца, т.е. до 13 апреля, ведь было совершенно непонятно, о чем конкретно договорились руководители двух стран В итоге, каждый день появлялись новые данные относительно соглашений; но к 13 апреля все элементы собрались в общую картину. Беларусь вернула «Газпрому» недоплату в размере $726,2 млн. Это был ключевой момент спора. Для концерна важно было исполнить все условия контракта, заканчивающегося 31 декабря 2017 г. Если бы «Газпром» пошел на снижение цены для РБ в одностороннем порядке, другие страны стали бы обвинять его в политизированных решениях. Например, украинский «Нафтогаз», с которым «Газпром» судится в Стокгольмской арбитраже, указывал бы на то, что российская компания могла бы предоставить скидку и ему, раз сделала это в отношении Беларуси. Претензии могли бы предъявить и компании из других стран, например, Германии. «Газпром» пошел лишь на небольшое снижение цены для РБ в 2017 г. Известно, что она снизится со $144,5 до $130 за тыс. куб. м. Но в 2018-2019 гг. цена будет ниже $130 за тыс. куб. м., хотя точный ее размер и формула образования пока не выработаны. Вероятно, мы узнаем остальные подробности до конца года, так как «Газпрому» нужно будет подписать контракт на новый период до окончания нынешнего. Судя по договоренности разработать предложения по программе формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза к 2025 г. в срок до 2018 г., новая формула ценообразования для РБ будет привязана к внутрироссийской цене на газ с повышающим коэффициентом. Долларовая составляющая оттуда, видимо, уйдет окончательно. Но индикатором, по всей видимости, будет тариф не в ЯНАО, а в приграничных [с Беларусью российских] областях. Что получил Минск? Несмотря на то, что основное требование белорусского руководства – существенно снизить цены на газ – так и не было выполнено, Беларусь получила существенную компенсацию. Во-первых, Россия рефинансирует Беларуси долг в размере $750-800 млн. Можно говорить, что Минск в любом случае должен был передать России более $700 млн. Только теперь он отдаст эти деньги не в бюджет РФ, а «Газпрому». А межгосударственный долг погасит позже. К тому же, в РФ прорабатывается вопрос выделения РБ нового займа в размере $1 млрд. Во-вторых, Россия восстанавливает поставки нефти в Беларусь исходя из расчетов на 24 млн т. в год. Обязательства возврата нефтепродуктов на российский рынок аннулируются. Рост экспорта начнется со II квартала 2017 г. Причем перерабатывать белорусские НПЗ будут только 18 млн т. нефти. Это позволит получить максимальный объем светлых нефтепродуктов. Технологическая особенность НПЗ РБ состоит в том, что переработка объемов нефти свыше 18 млн. т. приведет лишь к росту выхода темных нефтепродуктов. Поэтому еще 6 млн т. нефти будут «перетамаживаться». Причем вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что реэкспортом РБ заниматься не будет. Значит, речь идет о следующей схеме: российские компании будут экспортировать нефть через Беларусь, а экспортные пошлины от вывоза 6 млн. т. за границу РБ пойдут в белорусский бюджет. Учитывая, что экспортная пошлина в РБ повышена с 1 марта до $91 за тонну, бюджет республики получит $546 млн. в год (если экспортная пошлина будет расти, сумма увеличится). Судя по известным подробностям договоров, долг перед «Газпромом» фактически перешел на государственный уровень. Госбюджет РФ потерял пошлины от экспорта 6 млн. т. нефти, хотя прибыль российских компаний сохраняется, большинство из которых государственные. Соответственно, они выплатят дивиденды в бюджет. К тому же, РФ увеличит кредитование РБ, что в условиях дефицита российского бюджета дается гораздо сложнее, чем раньше. В ответ Беларусь продолжила интеграционный процесс в рамках ЕАЭС. А. Лукашенко подписал Таможенный кодекс и пакет документов, касающихся развития евразийской интеграции, в том числе координации транспортной политики, цифровой повестки дня, общих финансового и электроэнергетического рынков. Возможно, белорусский президент убедил российского коллегу, что экономическая поддержка России позволит выбить экономическую базу из-под протестного движения в Беларуси. В. Путин, в свою очередь, мог подумать, что проблемы в Беларуси ему нужны в последнюю очередь. Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности. Источник: eurasia.expert/minsk-i-moskva-dogovorilis-po-gazu/

17 апреля, 00:00

В Азербайджане заговорили о пересмотре Госбюджета

  • 0

Государственный бюджет Азербайджанской Республики, учитывая нестабильные цены на нефть, сверстан по трем сценариям. Основной утвержденный вариант спрогнозирован, исходя из цены на нефть 40 долларов за баррель. Однако есть еще и пессимистичный сценарий с ценой нефти 35 долларов за баррель и оптимистичный, где стоимость «черного золота» составляет 45 долларов. Учитывая, что в последнее время стоимость нефти не падает ниже 40 долларов, в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики заговорили о пересмотре Государственного бюджета.   Говорить о внесении изменений в Госбюджет АР рано  «Я считаю, что говорить о пересмотре бюджета рано, когда едва завершился первый квартал. Кроме этого, цены на нефть еще не стабилизировались, и никто не может точно спрогнозировать, упадут они в течение месяца или будут расти. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что даже до 60 долларов они не дойдут», — сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.  По его словам, сегодня нет необходимости пересматривать бюджет, даже если цены на нефть будут выше 50 долларов и стабильно продержатся до конца года. Если так будет, значит, вполне вероятно, Азербайджан завершит год без дефицита.  Кроме этого, когда так называемые специалисты верстали бюджет, они могли бы хотя бы задуматься о возможной тенденции роста цен на «черное золото».  Не стоит забывать о наличии трех возможных сценариев, по которому и могут быть приняты изменения, но не сейчас. Необходимо подождать хотя бы полгода, а уже потом поднимать вопрос о внесении каких-то изменений в государственный бюджет.  «На мой взгляд, даже если цены на нефть будут стабильно выше 50 долларов, лучше этот год завершить просто без дефицита. А уже на следующий год сверстать бюджет из расчета цен на нефть выше 50 долларов. Нет особой необходимости пересматривать бюджет каждый квартал или полугодие», — отметил эксперт.  Во всем виноваты цены на нефть  «В связи с ростом цен на нефть на мировых рынках и их уровнем выше 50 долларов в государственный бюджет Азербайджана на 2017 год могут быть внесены изменения». Об этом заявил председатель парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Зияд Самедзаде.Он напомнил, что в госбюджете на 2017 год цена на нефть заложена на уровне 40 долларов за баррель.  «Однако в настоящее время реальные цены на нефть превышают заложенную в бюджете. Мне кажется, что если данная ситуация [цена выше 50 долларов] продолжится, то появится необходимость пересмотра госбюджета», — сказал Самедзаде, передает Trend.  Он добавил, что проект о внесении изменений в госбюджет страны может быть рассмотрен на заседании парламента в мае. В то же время в министерстве финансов страны сообщили, что в настоящее время вопрос корректировки бюджетных прогнозов не стоит на повестке дня.  «В данный момент не ведется никакой работы по подготовке к корректировке госбюджета. Тот факт, что цена на нефть сегодня выше заложенной в бюджете, увеличивает доходы Государственного нефтяного фонда Азербайджана (SOFAZ). Трансферты же в госбюджет остаются на запланированном уровне», — сказали в Минфине.  Решение ОПЕК идет на пользу Азербайджану?  «Решения по уменьшению нефтедобычи как в странах ОПЕК, так и в странах вне ОПЕК было очень правильным шагом. Уже прошло три месяца с начала года и чувствуется стабильность нефти на мировом рынке. Мы продолжим это. Мы хотим, чтобы цена на нефть была стабильной, это пойдет на пользу Азербайджану. Цена на нефть 60 долларов/баррель устраивает и потребителей, и производителей», — заявил министр энергетики Азербайджана Натик Алиев.  Отметим, что в декабре 2016 года, на венской встрече представителей нефтяного картеля и стран, не входящих в организацию, был заключен договор о совместном сокращении добычи «черного золота» на первое полугодие 2017 года. Это позволило стабилизировать цену на нефть в первом квартале.  В свою очередь, как сказал Нариман Агаев, Азербайджан также присоединился к этому соглашению. «Но, несмотря на это, результаты, достигнутые после заключения соглашения ОПЕК, не приведут к положительному эффекту из-за растущей добычи американского сланца», — пояснил эксперт. Поэтому, по его словам, прогнозировать сегодня цены на нефть крайне неблагородное дело. Ведь уже были сообщения о том, что Саудовская Аравия снизила цены на нефть для европейского рынка. Кроме этого, США вовсе не собираются снижать добычу, а кажется стремится выйти на максимальные показатели по уровням производства сланцевой нефти и газа. А это, скорее всего, неблагоприятно отразится на нефтяных котировках.  Три возможных сценария  Отметим, что для защиты от возможных рисков бюджетные показатели спрогнозированы по трем сценариям — пессимистичный (с ценой нефти 35 долларов за баррель), базовый (40 долларов за баррель) и оптимистичный (45 долларов за баррель). Влияние стоимости нефти на бюджет выражается только в отчислениях госнефтекомпании SOCAR и АМОК (Азербайджанская международная операционная компания) по налогу на прибыль. Сумма трансфертов SOFAZ в госбюджет, которые составляют 45 процентов от общих бюджетных доходов, не зависит от цен на нефть.  Как ожидается, на долю налогов от сырьевого сегмента придется 22,3 процента совокупного объема поступлений нефтяного сектора в государственный бюджет. В целом, нефтяной сектор обеспечит 49,2 процента или 7,855 миллиарда манатов бюджетных доходов. При этом 77 процентов (6,1 миллиарда манатов) поступлений от нефтяного сектора обеспечит Госнефтефонд. Средняя цена на нефть сорта Azeri Light с начала года составляет 55,54 доллара за баррель. Доходы государственного бюджета Азербайджана на 2017 год утверждены в размере 16,255 миллиарда манатов, расходы — 16,9 миллиарда манатов.  Джамиля Алекперова (Баку) Источник: press-unity.com/analitika/9960.html

17 апреля, 00:00

«Центральная Азия: опасные мифы и реальные проблемы»

  • 0

В Музее современной истории России в Москве состоялась лекция кандидата исторических наук, доцента Томского государственного университета, эксперта Российского Совета по международным делам Артема Данкова на тему: «Центральная Азия: опасные мифы и реальные проблемы». В контексте заявленной темы корреспонденту «IQ» удалось получить ответы на некоторые актуальные вопросы казахстанской и региональной повестки.  — Артем Георгиевич, сегодня в топе казахстанских новостей – заявление президента Нурсултана Назарбаева о начале активной подготовки к переходу Казахстана на латинский алфавит. Некоторые российские эксперты уже интерпретировали эту установку как отказ Казахстана от «Русского мира». Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?   — По поводу предстоящего перехода на латиницу скажу так: на мой взгляд, это формирование новой социальной реальности, попытка обозначить свой, независимый вектор социального и идеологического развития. Является ли подобное решение признаком выхода Казахстана из «Русского мира», пока судить рано. Однако, безусловно, это очень серьезный шаг, который необходимо рассматривать во взаимосвязи со многими факторами и актуальными тенденциями, характерными не только для Казахстана, но и для других стран региона, в том числе в языковой сфере.  Если исходить из интересов России, в частности в контексте продвижения концепции «Русского мира», следует констатировать, что в настоящее время доля людей, свободно владеющих русским языком в Казахстане достаточно высока.  В других странах региона этот показатель значительно ниже. При этом для всех государств характерна общая тенденция сокращения сферы применения русского языка. И на то есть ряд причин, которые не ограничиваются фактом перехода с кириллицы на латинскую письменность. Как известно, такой переход уже осуществлен в Туркменистане и Узбекистане, теперь вопрос на повестке дня в Казахстане. Но на этом фоне встают более важные вопросы о том, каким образом России выстраивать отношения с этими государствами, как использовать «мягкую силу»,  будет ли эта сила восприниматься людьми, насколько они вообще интересуются Россией, русским языком, насколько заинтересованы в получении образования в Российской Федерации. В определении ответов на эти вопросы, нужно признать, Россия зачастую руководствуется «мифом» о том, что Центральная Азия близка ей по культуре и ценностным ориентирам, а идеологемы, которые могут быть эффективными в Российской Федерации, будут столь же эффективны и в государствах Центральной Азии. Подобное инерционное восприятие региона очень распространено и базируется оно на упрощенном восприятии: коль все мы раньше жили в Советском Союзе, значит и ментальность у нас общая, и культурные ценности одни и те же. Однако это заблуждение. Общества современных государств Центральной Азии уже существенно отличаются по ценностным и идеологическим установкам от России по причине того, хотя бы, что их население гораздо моложе российского. Уверен, из всех постсоветских государств именно страны Центральной Азии наиболее близки к формированию, как я это называю, «постпостсоветского» общества в силу активного прироста населения и высокой доли молодежи. В 2014 году наш университет проводил исследования, итоги которого засвидетельствовали: от 51% населения в Казахстане до 64% в Таджикистане– это люди моложе 30 лет. Что это означает с точки зрения идеологии и ценностных ориентиров? Все просто: это люди, которые никогда не учились в советской школе, это люди, которые выросли, получили образование и сформировались уже в постсоветский период, в новых политических, экономических и социальных реалиях. То есть это люди, для которых многие идеологемы, социальные нормы и практики, которые достаточно устойчивы в Российской Федерации, не работают, не имеют значения. Для сравнения, доля людей младше 30 лет в Российской Федерации составляет менее 40 %. То есть мы, я имею в виду российское общество, во многом все еще «советские люди», для которых былые нормы и практики являются частью жизни. Это не хорошо и не плохо, это та социальная данность, которая существует. Способствует ли разность социального опыта выстраиванию эффективной «мягкой силы» со стороны России в отношении государств региона? Не уверен, поскольку этот опыт влияет на формирование ценностей, на восприятие, на идеологию. Особенно это касается молодежи, которая зачастую «застревает» в промежуточном, подвешенном состоянии, когда старой идеологии уже нет, а новой – еще нет. И здесь образуются лакуны, незаполненные пространства, так называемый идеологический вакуум, который наполняется чем угодно –  религией, национализмом, традиционализмом. Причем традиционализмом «постмодернистским», когда мы сами придумываем, что, якобы, было традиционным, придумываем новые правила и каноны, зачастую не имеющие отношения к реальным традициям народа. Это то, с чем мы уже имеем дело и будем иметь, потому что, повторюсь, страны Центральной Азии будут первыми на постсоветском пространстве, где произойдет формирование постпостсоветского общества, построенного на совершенно иных ценностных доминантах. Чего представители этого общества будут требовать от  руководителей своих государств, каковы будут их социально-культурные и политические запросы, и что сами они готовы дать своим социумам –  пока еще вопрос.    — И на какие же элементы в этих условиях должна опираться российская концепция «мягкой силы» в регионе?   — На мой взгляд, это, во-первых, реализация проектов, связанных с развитием сотрудничества в сфере образования. Регион Центральной Азии продолжает оставаться привлекательным рынком для экспорта российских образовательных услуг. Студенты – граждане республик ЦА составляют значительную долю в общем количестве иностранных студентов российских вузов. И эту тенденцию необходимо поддерживать. Второе – момент, связанный с формулированием, скажем так, «российской мечты». Определение тех потенциально привлекательных ниш, сфер деятельности, перспектив, жизненных бонусов, которые Россия может дать  выходцам из стран Центральной Азии. В том числе с точки зрения идеологии, концепций, ценностей для государств региона.   — К слову, алфавит – не единственный повод для разговоров об отдалении Казахстана от России. В последнее время в политическом истеблишменте республики актуализировалась тема создания регионального объединения государств Центральной Азии, которая выдвигалась еще в 90-е годы. Комментируя ее, председатель комитета Мажилиса Парламента РК по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев отметил: «Центральная Азия была и будет для нас приоритетом во внешней политике. Так как этот регион для нас важен с точки зрения экономического взаимодействия, обеспечения безопасности, опять же большая диаспора казахов живет в странах Центральной Азии». Насколько реальны перспективы такого объединения, по вашему мнению?   — Я скептически оцениваю возможности региональной интеграции, равно, как и перспективы расширения в обозримом будущем Евразийского экономического союза за счет вступления в него новых государств Центральной Азии. Это мало вероятно. Нередко, и этим, опять же, грешат некоторые российские эксперты, Центральная Азия воспринимается как некий гомогенный регион с общими социальными, экономическими и демографическими характеристиками и тенденциями. Но на самом деле регион многообразен, а экономические модели стран настолько разные, что интегрировать их в некое эффективное объединение на данный момент невозможно. Если мы говорим, например, о Казахстане, то даже на мировом уровне это вполне успешный «середнячок». По экономическим показателям, которые характеризуют уровень жизни и экономического развития, таким как общий ВВП и ВВП на душу населения, по паритету покупательной способности, республика занимает достойное место в мировом рейтинге. Ее позиции сопоставимы со многими странами Восточной Европы. Макроэкономические показатели Казахстана – вторые после России на постсоветском пространстве и адекватны таким странам, как Польша, Венгрия, Греция –  достаточно успешный пример экономического развития. Этого нельзя сказать о таких странах, как Туркменистан и Узбекистан. Здесь результаты не столь успешны. По уровню жизни и экономического развития они отстают от Казахстана, несмотря на то, что в определенной степени это государства тоже состоявшиеся в экономическом плане. Для Туркменистана, по статистическим параметрам, уровень жизни сравним с Таиландом. Если мы говорим об Узбекистане, то это показатель, сравнимый с Вьетнамом и развивающимися странами Юго-Восточной Азии. Но наряду с этим есть еще Таджикистан и Кыргызстан, где показатели экономического развития, к сожалению, сравнимы лишь с показателями стран Африки и наиболее бедных стран Азии. То есть внутри региона мы видим огромный разрыв между успешными государствами и теми, кто не может преодолеть проблемы, связанные с обеспечением занятости населения, развитием промышленности и так далее. Если говорить об источниках и причинах этих успехов и неудач, то понятно, что страны обладают разной ресурсной базой и, соответственно, по-разному встроились в мировую экономику. Казахстан, как и Российская Федерация, государство, которое за последние 15-20 лет получало бонусы от того, что в мировой экономике был период растущих цен на минеральное сырье. Это позволило республике достичь определенных экономических успехов. Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, увы, обделены углеводородным сырьем, и за этот же период они сформировали так называемую модель экономики «денежного перевода», когда значительная часть ВВП страны формируется за счет переводов от доходов трудовых мигрантов, работающих за пределами страны.   В настоящее время в регионе сформировались две экономические модели. Одна из них ориентирована на экспорт сырья, вторая – на экспорт рабочей силы. Однако, понятно, что в нынешних условиях обе эти модели не могут служить драйверами экономического прорыва для Центральной Азии, равно, как ни одно из государств не может стать ядром регионального интеграционного объединения. Не стоит забывать, что на неблагоприятном экономическом фоне имеется и серьезный потенциал конфликтов в регионе. Первая проблема – неурегулированность пограничных вопросов, которая касается границ трех государств – Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана – в районе Ферганской долины. Второй конфликтный фактор – использование водных ресурсов. Те, кто интересуются темой, знают о проектах создания крупных гидротехнических сооружений на территории Таджикистана и Кыргызстана и то, как болезненно к этому относятся страны, расположенные ниже по течению трансграничных рек. Третья проблема – проблема внутриполитической нестабильности. В новейшей истории государств региона имели место и гражданская война, и государственные перевороты, и столкновения на религиозной и межэтнической почве, поэтому недооценивать и сбрасывать со счетов этот фактор не стоит. Ну, и последнее – межэтнические противоречия, которые во многом связаны с тем, что роль и место этнических меньшинств в государствах региона пока окончательно не определены. Как будет в принципе решаться проблема национальных меньшинств в трансформирующейся государственности стран Центральной Азии, пока неизвестно. 

17 апреля, 00:00

Саммит ЕАЭС в Бишкеке: взаимная торговля растет, барьеры снижаются

  • 0

14 апреля в Бишкеке прошло заседаниеВысшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) и неформальный саммит ОДКБ. Встолице Кыргызстана лидеры евразийской пятерки обсудили итоги деятельности ВЕЭСза прошедший период и основные ориентиры макроэкономической политикигосударств–членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на ближайшие годы.Помимо этого, бишкекская встреча увенчалась своеобразным «прорывом» ЕАЭС вевропейском направлении – лидеры стран ЕАЭС одобрили предоставление Молдове статусагосударства-наблюдателя при объединении. Молдова:разворот в сторону евразийских партнеровО планах возвращения к стратегическомупартнерству с Россией президент Молдовы Игорь Додон рассказал еще в январе вМоскве, куда молдавский лидер приехал с официальным визитом. Это был первыйвизит Додона после его избрания на пост и первый визит за 9 лет главымолдавского государства в Москву. Именно тогда Додон озвучил, пожалуй, самуюглавную цель встречи – Молдавия не выживет без стратегического партнерства с ЕАЭС.И вышел с инициативой ни к чему не обязывающей, но дающей пищу для размышлениявсему мировому сообществу – о подписании рамочного соглашения о сотрудничестве,а также озвучил просьбу о предоставлении Молдове статусагосударства-наблюдателя в ЕАЭС. По мнению Додона, «Молдова получила бы большевыгоды от интеграции в те проекты, которые сейчас есть на пространстве СНГ»,имея в виду, прежде всего, ЕАЭС.Спустя три месяца на заседании ВЕЭС вБишкеке, где президент Додон участвовал впервые, его просьба была удовлетворена– статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе Молдовепредоставили.«Конечно, у нас действует соглашение обассоциации с Европейским союзом, оно было подписано и ратифицированопарламентом еще в 2014 году. Но, как говорят наши европейские партнеры, ониникогда не ставили условие «или-или». Соглашение об ассоциации с ЕС неозначает, что мы не можем и не должны возобновлять наши дружеские,экономические, хорошие отношения с нашими традиционными партнерами. Поэтому мыприняли решение, и я обратился с предложением, чтобы Молдова получила статуснаблюдателя при ЕАЭС. Это очень важный и осознанный шаг», — прокомментировалмолдавский лидер.Игорь Додон также обратил внимание на то,что большинство граждан страны поддерживает данное решение и с оптимизмом смотритв будущее.Несмотря на то, что согласно молдавскойКонституции, президент не может аннулировать определенные международныесоглашения, если они были приняты решением парламентского большинства, каковымсчитается и соглашение об ассоциации с ЕС, Додон не исключил возвращениея кэтому вопросу после следующих парламентских выборов, когда будет другоепарламентское большинство.Реакция на действия президента со сторонымолдавского парламента последовала незамедлительно — спикер Андриан Канду заявил, что это «сугубополитический жест», направленный на продвижение Додона в электоральнойкампании: «Это не принесет никаких выгод, так как мы опять разделяем обществовместо того, чтобы искать пути решения и проекты по объединению гражданМолдовы».Тем не менее, шаги, сделанные президентом,уже можно считать историческими и свидетельствующими о том, чтопривлекательность ЕАЭС для постсоветских стран возрастает. Подушкабезопасности ЕАЭСФормирование и укрепление ёмкого общегорынка с универсальными правилами для экономических операторов, сработавших как своеобразнаяподушка безопасности и нивелировавших воздействие неблагоприятной внешнейконъюнктуры – так президент России ВладимирПутин охарактеризовал совместные результаты успешного сотрудничества врамках ЕАЭС, отметив адаптацию национальных экономик к новым реалиям.Российский президент указал и на увеличениевзаимной торговли в рамках союза в январе текущего года по сравнению с январёмпрошлого на 38%, а увеличение поставок государств-членов в третьи страны на 37%.Помимо этого, в 2016 году на 4% возросло производство в сфере сельскогохозяйства, и наметился промышленный рост. Около 62% объёма совокупныхвнутрисоюзных поставок в прошлом году пришлось на Россию.Кроме того, Российская Федерация намеренапродолжать сотрудничество в космосе с использованием Байконура на длительнуюперспективу с учетом корректировки планов по космодрому Восточный.Владимир Путин также рассказал об условиях,создающихся в Кыргызстане, для восстановления текстильного и швейногопроизводства, отметив, что в 2016 году экспорт кыргызских товаров лёгкойпромышленности в страны союза вырос на 38%.«Товарооборот сельхозпродукции междуАрменией, скажем, и Россией также увеличился, причём на солидную величину – в22%, — проинформировал Путин, — развивается кооперация с Республикой Беларусь,причём развивается очень активно. По некоторым крупным предприятиям взаимнаязависимость составляет сейчас 40 и более процентов. Многие виды товаров,произведённые в Белоруссии, рассматриваются в Российской Федерации какпроизводство отечественного производителя и пользуются такими же льготами пригосударственных закупках на территории Российской Федерации».Положительную динамику в объёме валовоговнутреннего продукта, оживление экономической активности в промышленномсекторе, в области сельского хозяйства и секторе услуг, наблюдавшуюся в Армениив 2016 году, отметил и президент Армении СержСаргсян: «Оборот торговли Армении со странами ЕАЭС вырос более чем на 15%,а экспорт армянских товаров на евразийский рынок – на 65%; зафиксирован росттоварооборота также с третьими странами».А вот Беларуси, по словам ее лидераАлександра Лукашенко, в 2016 году «не удалось остановить снижения взаимноготоварооборота и устранить причины, приведшие к этому», не говоря уже о другихпроблемах.У Казахстана торговый оборот с ЕАЭС выросна 56,5%: с Россией – на 50%, с Беларусью тоже на 50%, с Кыргызстаном – на 41%,а с Арменией – в 3,5 раза. НурсултанНазарбаев заявил о необходимости активизации работы по проработке вопросовсотрудничества с Ираном, Китаем, Индией, Сингапуром, Сербией, Израилем идругими странами, изъявившими такое желание. Президент указал и нанеобходимость взаимной поддержки экономик стран-участниц ЕАЭС. В частности,Казахстаном приняты конкретные меры помощи Кыргызстану – досрочно предоставленывнутренние железнодорожные тарифы при перевозках кыргызских грузов транзитомчерез Казахстан, что позволило Кыргызстану сэкономить порядка 60 млн долларов.Председатель Высшего Евразийскогоэкономического совета Алмазбек Атамбаевпредложил больше сосредоточиться на устранении барьеров, особеннофитосанитарных. Ведь свобода движений товаров — важное условие для развитиябизнеса. Его поддержал Лукашенко, заявив, что «следует ввести мораторий напринятие новых правовых актов, носящих дискриминационных характер по отношениюк партнёрам по союзу. Следить за его соблюдением должна Евразийскаяэкономическая комиссия».Российский лидер назвал последовательноеустранение препятствий на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуги капиталов одной из насущных задач, решение которой будет планомернореализовываться до 2025 года.По итогам заседания президентами былоподписано 11 документов. Следующее собрание Высшего Евразийского экономическогосовета пройдёт 11 октября в Москве. Отэкономики к безопасностиПосле ВЕЭС началась неформальная встречаглав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности – президентовАрмении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.Открывая мероприятие, кыргызский лидеротметил стремительно меняющуюся ситуацию в мире, при которой необходима «консолидацияусилий и принятие превентивных мер для ответа угрозам и вызовам безопасности,как традиционным, так и новым». По этим причинам неформальная встреча важна инужна.Нурсултан Назарбаев поздравил участников с25-летием со дня подписания Договора, особо подчеркнув его значимость вобеспечении национальной и региональной безопасности, а также в укреплениицелостности государств-участников. Президент Казахстана акцентировалвнимание присутствующих на вопросах расширения зоны взаимодействия ОДКБ сдругими международными институтами и организациями в сфере безопасности.Встреча проходила за закрытыми дверями безфиксированной повестки. Среди обсуждаемых тем – борьба с терроризмом иконсолидация усилий по противодействию существующим угрозам, а также ряд другихтекущих вопросов.В ходе заседания решением Совета ОДКБ со 2мая 2017 года Генеральным секретарем Организации на трехлетний срок назначен Юрий Хачатуров.Экс-генсек ОДКБ Николай Бордюжа, занимавший эту должность с 2003 по 2016 годы,награжден Почетным знаком Организации Договора о коллективной безопасности Iстепени.Интрига с выбором нового генсекретарясохранялась долго – еще в сентябре 2015 года лидерами ОДКБ было решено, что этадолжность станет ротационной. Однако камнем преткновения стала реакция Россиина акт агрессии Турции в отношении сбитого СУ-24 — ряд стран-членов организацииотказался поддержать назначение представителя Армении, посчитав, что это будетвыглядеть как откровенно недружественный выпад против Турции и Азербайджана. Посленормализации отношений между Москвой и Анкарой утверждение новой кандидатурыждали в сентябре 2016 года в Ереване. Однако избранию помешало отсутствие насаммите в Ереване президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по причиневнезапной болезни. В декабре прошлого года назначение отложили из-за отсутствияна встрече белорусского лидера Александра Лукашенко. Казахстанский политический обозреватель Жанар Тулиндинова акцентирует вниманиена том, что «факт назначения генеральным секретарем ОДКБ бывшего начальникаГенштаба ВС Армении, вовсе не означает, что в целях, задачах, приоритетахорганизации обозначится какой-то «проармянский» крен. Высшим органом ОДКБявляется Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главыгосударств-членов, и именно Совет определяет принципиальные вопросыдеятельности организации. Генеральный секретарь исполняет главным образомадминистративные полномочия и подотчетен СКБ».Ереванский эксперт Айк Халатян в этом вопросе поддерживает свою казахстанскую коллегу,замечая, что «хотя представители Армении в ближайшие годы будутпредседательствовать, как в ОДКБ, так и Евразийской экономической комиссии, имвряд ли удастся слишком рьяно лоббировать интересы Армении. Особенно учитываяконсенсусный принцип принятия решений в данных организациях и наличие в ихрядах тесно связанных с Азербайджаном и Турцией государств». Что же касаетсяизбрания Хачатурова генсеком ОДКБ, то оно, по мнению Халатяна, «исходит нетолько из интересов Армении, но и России, для которой важно, чтобы на стольважном посту представителя России заменил человек из страны, которая такжезаинтересована в развитии ОДКБ и превращения ее в реальный военно-политическийсоюз».МаринаРожкина (Душанбе)

14 апреля, 12:00

Азербайджанка Улькер Мехдиева включена в топ-5 самых красивых кавказских девушек

  • 0

Азербайджанка Улькер Мехдиева вошла в топ-5 «Самых красивых кавказских девушек» по версии одного из крупнейших российских интернет-порталов о красоте и моде spletnik.ru.  Напомним, что девушка уже не впервые попадает в подобные рейтинги. Ранее она была включена в топ-5 самых красивых кавказских девушек по версии модного издания Fashiony.ru. Авторами материала было отмечено сходство азербайджанки с героинями рекламной компании Dolce&Gabbana.      Как сообщается на сайте spletnik.ru.,  сегодня мы все чаще слышим о восточных красавицах, сломавших стереотипы и доказавших миру мудрость: «Если мужчина – голова, то женщина — шея». Очевидно, этого принципа придерживаются и кавказские девушки, поражающие нас не только своей красотой, но и успехами, демонстрирующими их ум и силу характера. Они уверенно выступают в прямых эфирах, влияют на политические решения, занимаются благотворительностью. Профессиональная деятельность девушек из нашего списка находится под объективом камер, а личная жизнь скрыта от посторонних глаз. Их отличает яркая внешность, безупречное воспитание и блестящее образование. Этим, на первый взгляд, хрупким девушкам, удалось добиться впечатляющих карьерных высот, не утратив при этом своего природного очарования и женственности.   Улькер Мехдиева (Азербайджан) Сегодня мы все чаще слышим о восточных красавицах, сломавших стереотипы и доказавших миру мудрость: «Если мужчина – голова, то женщина — шея». Очевидно, этого принципа придерживаются и кавказские девушки, поражающие нас не только своей красотой, но и успехами, демонстрирующими их ум и силу характера. Они уверенно выступают в прямых эфирах, влияют на политические решения, занимаются благотворительностью. Профессиональная деятельность девушек из нашего списка находится под объективом камер, а личная жизнь скрыта от посторонних глаз. Их отличает яркая внешность, безупречное воспитание и блестящее образование. Этим, на первый взгляд, хрупким девушкам, удалось добиться впечатляющих карьерных высот, не утратив при этом своего природного очарования и женственности.  Вероника Кобалия (Грузия) Яркая грузинка Вероника Кобалия также потрясла мир политики, став в 2010 году министром экономики и устойчивого развития Грузии. Спасаясь от грузино-абхазского конфликта, ее семья бежала из Сухуми в Канаду, где отец Вероники создал успешную сеть пекарен. Начав свою карьеру на производстве отца, она в течение 10 лет набирала опыт, работая в различных международных корпорациях, после чего была замечена президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который и пригласил ее на родину. После двухлетней работы на этом посту Вероника ушла в отставку и уехала в Казахстан, став заместителем председателя правления АО «Национальная компания «Астана Экспо-2017»». В 2016 году она получила должность в международном фонде «Australia Indonesia Partnership for Economic Government». Теперь в ее задачи входит консультация индонезийского правительства в сфере экономики.Алиса Ганиева (Дагестан) Несмотря на свой молодой возраст, Алиса Ганиева сегодня по праву считается одним из самых перспективных российских авторов-прозаиков. Она получила премию газеты «Литературная Россия», Горьковскую премию журнала «Литературная учёба», награду журнала «Октябрь», молодёжные премии «Дебют» и «Триумф». В 2015 году газета «The Guardian» включила писательницу в список самых талантливых молодых жителей Москвы. Лейтмотивом ее творчества стала современная жизнь дагестанского общества, стоящего на разломе между прошлым и будущим. Также в послужном списке молодой писательницы — должность редактора в приложении к «Независимой газете» «НГ-ExLibris», работа телеведущей на канале «Совершенно секретно» и участие в интеллектуальном реалити-шоу телеканала «Культура» «Полиглот. Хинди с нуля за 16 часов».амара Коблева (Карачаево-Черкесия) Наш список продолжает известная черкешенка Тамара Коблева. Помимо запоминающейся внешности, она может похвастаться дипломом юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, научной степенью LLM Sorbonne International Law School, а также учебой в Columbia University in the City of New York и в San Diego State University. Сегодня Тамара работает юрисконсультом и является членом правления Фонда «Адыги». Успешную карьеру в юридической сфере она на протяжении длительного времени сочетает с танцевальной. В качестве солистки ансамбля «Черкесия» девушка представляет свою малую родину на мировых сценах.Амина Хакишева (Чечня) Уроженка Грозного Амина Хакишева — ведущая информационных программ на телеканале «Россия-24». Несмотря на довольно молодой возраст, она уже успела стать обладательницей награды «Народный ведущий-2008», приза в номинации «Профессионал в кадре», а также звания «Заслуженный журналист Чеченской Республики». Заняться такой несвойственной для кавказской девушки публичной профессией Амину побудил пример ее отца, известного в Чечне режиссера. Помимо своей основной работы, Амина пишет статьи и занимается танцами. Источник: www.disput.az/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=1060281

Выбор редакции
14 апреля, 00:00

Идея «коммунального жилья» не понравилась казахстанцам

  • 0

12апреля на пленарном заседании в Мажилисе Парламента лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев сделал депутатскийзапрос, посвященный госпрограмме «Нұрлыжер». Новаторство казахстанского парламентария состояло в том, что он предложилстроить в республике коммунальные квартиры. Правда,для своей идеи мажилисмен подобрал несколько инуюформулировку -«социального жилья с общей кухней и санузлом». По егозамыслу, эта инициатива, в случае реализации, способна в 2,5 раза удешевитьстоимость квадратного метра, а также обеспечить несколько десятков тысяч человекквартирами в Астане и Алматы.Пословам народного избранника, организованное строительство таких «общежитий»позволит обеспечить жильем гораздо большее количестве людей и за те же деньги. Кпримеру, если по программе «Нұрлыжер» планируется до 2021 года построить 35 тыс. арендных квартир, то вобщежитиях при сохранении той же площади смогли бы получить жилье не 35, а 49тыс. малообеспеченных семей.«Подобныеобщежития — это социальный лифт и путевка в жизнь для многих простыхказахстанцев. Поэтому предлагаю правительству включить в программу «Нұрлы жер» строительство комплексовобщежитий для сельской молодежи. Так как самой отчаянной группой бездомных сегодняявляется аульная молодежь, перебирающаяся в города. Вокруг любого рынка илистройки в самых антисанитарных и скученных условиях перебиваются тысячи нашихмолодых граждан, приехавших из аулов. Они снимают квартиру по 10-15 человексразу. Или комнаты в неофициальных бараках и общежитиях», – рассказал АзатПеруашев. Парламентарийуточнил, что в период временной регистрации граждан в Астане, Алматы иобластных центрах за три месяца 2017 года зарегистрировано 690 тыс. внутреннихмигрантов. Однако он считает, что в реальности эти цифры гораздо выше. Поподсчетам депутата, потенциал внутренней миграции из аулов в города составляетот 2,5 до 5 млн человек.Мажилисмензаявил, что общежития можно строить в Астане по цене 100 тыс. тенге заквадратный метр (около 300 долларов – прим.авт.). В настоящее время самое недорогое жилье может обойтись казахстанцамот 250 до 300 тыс. тенге за квадратный метр или 800-900 долларов.«Необходимдополнительный инструмент решения жилищной проблемы именно для этой категорииграждан. Такой инструмент подсказывает стихийно сложившаяся практика, когдачастные лица строят дешевые общежития коридорного типа с небольшими комнатамипо 15-20 квадратных метров и общим санузлом. Только в Астане насчитываетсядесятки таких общежитий под видом индивидуального жилищного строительства», –пояснил Перуашев. Общественностиидея Перуашева пришлась не по душе. Пользователи казахстанского сегмента социальныхсетей подняли инициативу мажилисмена на смех и обвинили главу фракции партии«Ак жол» в снобизме, предложив депутату сотоварищи самим переехать в квартиры собщей кухней и туалетом.Идеюмажилисмена не поддержали и некоторые его коллеги по нижней палате Парламента.Например, депутат от партии «НұрОтан» Аманжан Жамалов хоть и отметилпользу любого строительства с точки зрения создания новых рабочих мест имультипликативного эффекта в смежных отраслях, все же был достаточно сдержан воценках. Комментируя инициативу коллеги, Аманжан Макаримович заметил следующее:«Конечно,это несколько спорный вопрос. Он требует многосторонней проработки. Если бы мыговорили о домах инвалидов, о домах для сирот, это было бы одно. Но, когда мыговорим о той категории населения, которую имеет в виду Азат Перуашев, то уменя лично возникают сомнения: а захотят ли они переселиться в настольконекомфортабельное жилье. Нужно изучить мнение социальных групп, для которых моглобы предназначаться такое жилье. Я не уверен, что все они согласятся напредлагаемые условия. Сегодня у казахстанцев, особенно у людей со средним уровнемдоходов, есть возможность получить более достойное жилье, благо для этогодействуют различные жилищные программы. И потом, сегодня наблюдается снижениецен на аренду жилья, если сравнивать с тем, что было несколько лет назад, тосейчас арендная плата стала вполне доступной. Глядя на рыночные показатели, наотчеты риелторов, мы можем убедиться, что рынок арендного жилья в Астане,Алматы и региональных центрах достаточно активно используется нашим населением,что является общераспространенной мировой практикой», — констатировал АманжанЖамалов.Депутатот Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров прокомментировал, что менять ради инициативы мажилисменаПеруашева программу «Нұрлыжер», конечно, не стоит, но часть жилья построить в таком формате можно. Ведьосновная проблема у людей, вынужденно мигрирующих из вымирающих аулов в города,– это крыша над головой. Таким образом, Айкын Конуров больше склонен поддержатьинициативу коллеги.«Знаю,что вчерашние сельские жители снимают квадратные метры в куда более плохихусловиях, нежели предлагает Перуашев. Это времянки с «удобствами» во дворе –сам топишь печь, носишь воду. Это все, что они могут себе позволить на мизерныйзаработок. Думаю, преувеличенно негативная реакция на инициативу Перуашева,утрирование понятий, связаны больше с недовольством граждан ситуацией в странев целом, когда картинки из телевизора не совпадают с тем, что они видят вокруг.В запросе Перуашева присутствует реальный взгляд на вещи, есть пониманиеситуации. В действительности общежития секционного типа – это возможность длявнутренних мигрантов закрепиться в городах и преодолеть барьер высоких цен нарыке жилья. Фактически программа доступного жилья в Казахстане, несмотря на победныереляции чиновников, провалена. Однако поток мигрантов из сел, ищущих в городахлучшей доли и работы, не прекращается. Нужны нестандартные решения для того,чтобы обеспечить эти массы приемлемыми жилищными условиями. Полагаю, инициативаПеруашева в этой связи представляет интерес», — подытожил депутат от коммунистов. Валерий Сурганов

14 апреля, 00:00

Казахстан-2017: механизмы выравнивания экономик вместо кириллицы

  • 0

Казахстан-2017: механизмывыравнивания экономик вместо кириллицыПослевыхода статьи Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественногосознания» соцсети и СМИ погрузились в бесконечное обсуждение угроз дляевразийского единства от перевода казахского языка на латиницу. Проблема есть,но как именно могут подорвать латинизированные буквы Евразийский союз вряд ликто-то может объяснить. При этом за скобками остался более важный сигнал казахстанскогопрезидента, причем работающий как раз на укрепление ЕАЭС.  В интервью телеканалу «Мир 24» на этой неделеЕлбасы заявил о необходимости «подтянуть» все страны Евразийскогоэкономического союза (ЕАЭС) к одному уровню.Внормативных документах ЕАЭС прописаны некоторые нормы, которые задают довольноузкий коридор для колебания экономических показателей, например, дефицитагосударственного бюджета. Но это всё же преимущественно бухгалтерия, финансовыеинструменты, а Н.Назарбаев фактически поставил вопрос о результатах ичеловеческом измерении интеграции. По его словам, некоторые страны ушли дальшев своем развитии, другие находятся в середине, третьи — совсем внизу, и болеебедные надеются на помощь более богатых. «В этом проблема, надо всех подтянуть,чтобы можно было равносторонне нам работать», — сказал Назарбаев.Вэтом действительно проблема и гораздо более серьезная, чем может показаться напервый взгляд. Нагляднее всего актуальность проблемы демонстрирует зарубежныйопыт интеграции. Так, для Европейского союза было поворотным расширение 2004г., когда к клубу в большинстве своем успешных экономик добавилисьвосточно-европейские страны, которые еще откровенно «не дотягивали». И проблемаоказалась не столько в самом расширении, сколько в том, что многочисленныефинансовые инструменты ЕС не сработали на модернизацию слабых новичков.Экономические показатели в этих странах несколько улучшилась, но за счет чего? Например,эмиграции в более развитые страны, что вымывало и вымывает человеческий ресурсвосточно-европейских членов Евросоюза. А также за счет инъекций из еврофондов,эффективность которых хорошо иллюстрирует беседа с мэром одного небольшогогорода на востоке Латвии. На встрече, в которой несколько лет назад принималучастие автор этих строк, мэр города жаловался на то, что важное и крупное дляжителей предприятие находится на грани банкротства, а затем с гордостьюпредставил свежий концертный зал, построенный по последнему слову дизайна итехники. На вопрос, почему деньги, ушедшие на это здание не были потрачены наподдержку проблемного предприятия ответ был прост: «Концертный зал строился набрюссельские деньги. На культуру они выделяются, а на заводы нет». Этаистория показывает по сути общую проблему ЕС – отстающие в союзе так и осталисьотстающими. А в итоге лидеры через Брексит пришли к понимаю необходимостивыстраивать многоскоростную Европу – ЕС для бедных и ЕС для богатых. ПокаЕвразийский союз на старте, еще есть возможность продумать и внедритьмеханизмы, которые будут работать на модернизацию более бедных стран ЕАЭС. Нераздать «рыбу», а продумать механизмы для «удочек». Потому что можно выделитьденег и все таблички ЕАЭС будут на кириллице, а союз всё равно зайдет в тупик.  Думается,что силы экспертного сообщества и обитателей блогов гораздо больше послужили быделу развития евразийского единства, если были бы направлены на поискмеханизмов выравнивания экономического уровня внутри ЕАЭС, а не только сохраненияказахстанского языка в кириллическом алфавите.Сергей Рекеда 

14 апреля, 00:00

Оксана Солопова: ″Гуманитарная среда, как кровеносная система, продолжает связывать наши страны″

  • 0

Сегодня в Москве завершилась трехдневная международная научная конференция "Столетие Революции 1917 года в России", основным организатором которой выступил МГУ им. Ломоносова. Заместитель декана — ученый секретарь исторического факультета МГУ, руководитель лаборатории истории диаспор, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья, председатель РОО "НКА "Белорусы Москвы"", кандидат исторических наук Оксана Солопова рассказала "Вестнику Кавказа", что основной целью конференции было восстановление прежних научных и исторических связей, существовавших во времена Советского Союза. — Какова роль мероприятий, подобных сегодняшней международной научной конференции, в процессе гуманитарного сотрудничества государств постсоветского пространства? — Для многих сегодняшних независимых стран революция дала возможность сформировать свою государственность в рамках республиканских объединений, а в дальнейшем либо восстановить, либо получить свою независимость после 1991 года. Между тем, после 1991 года произошел разрыв научных и гуманитарных связей. Однако все мы вышли из единой российской историографии, исторической науки. Московский государственный университет при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей правительства Москвы, при поддержке Московского дома национальностей, при участии Совета по делам национальностей проводит мероприятия, которые в том числе нацелены на объединение многонационального сообщества москвичей и гуманитарной общественности тех стран, диаспоры которых живут в Москве и в России.Этот круглый стол действительно стал выражением народного единства, потому что он объединил людей, которые способны слышать друг друга, которые готовы дискутировать, чтобы выработать какие-то единые позиции. Несмотря на разрыв, гуманитарная среда, как кровеносная система, продолжает связывать наши страны, объединять их и объединять ученых. Мы все говорим на одном языке. Кстати, этот международный круглый стол продемонстрировал и роль русского языка. Наша площадка предоставляет возможность выступить самым разным людям, с самыми полярными точками зрения, с самыми неожиданными и спорными оценками, дискутировать и при этом дискутировать в рамках научного дискурса.Подобные гуманитарные мероприятия показывают алгоритм, истинный демократизм и истинную научность, которые царят в нашей стране. У нас присутствует большая делегация из Белоруссии — наши коллеги, дорогие друзья из Белорусского государственного университета, из Могилевского государственного университета, из Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь. Самая большая делегация – Могилевский университет и Академия наук. Они приехали к нам в преддверии Дня единства народов Белоруссии и России. Сегодня в Большом театре будет проходить огромный праздник, посвященный этому событию. Это показывает скрепы, которые являются фундаментальными, как и наш круглый стол. Он определяет камертон дальнейшего движения. Если даже такие полемические вопросы нас объединяют, то нас не разъединит ничто. — Каким образом создание союзного государства сказалось на развитии России и Белоруссии? Сказалось ли оно на всем постсоветском пространстве? — Это очень точный и правильный вопрос. И президент РФ Владимир Владимирович Путин, и президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно в своих многочисленных выступлениях подчеркивали, что проект Союзного государства Белоруссии и России стал как бы пилотным проектом, обозначившим, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве – это данность, это необходимость. Союзное государство, которое сегодня существует, существует сложно, в каких-то вопросах ярко, в каких-то вопросах незаметно, но тем не менее это явление, которое должно быть. Единение народов Белоруссии и России – это единение двух наших восточнославянских стран, это ясно каждому, для кого не безразлично развитие России и тех, кто является нашими истинными друзьями, нашей родней. — Как диаспоры белорусов в России и россиян в Белоруссии способствуют гуманитарному взаимодействию двух государств? — В целом диаспоры стали мостом, который объединяет все пространство стран ближнего зарубежья. Те интеграционные процессы, которые идут в странах ближнего зарубежья, подтверждаются общественной деятельностью диаспор, которые, находясь в России, поддерживают отношения с материнскими государствами, осуществляют самые разные проекты, которые связывают наше пространство, гражданское общество, принимая факт 1991 года и независимость государств. Представители диаспор имеют все возможности для того, чтобы чувствовать себя весьма комфортно и, будучи гражданами РФ, и в материнском государстве. Они делают для межгосударственного взаимодействия многое, практически без финансирования, а зачастую и вкладывая свои средства, и таким образом показывая стремление и желание общества к интеграционному единству,  страдая от тех дезинтеграционных процессов, которые естественно возникают, потому что все же государства – тоже живые организмы. Тем не менее стратегически ясно, что интеграция – это конструктивно и позитивно с точки зрения активной части гражданского общества.  http://vestikavkaza.ru/interview/Oksana-Solopova-%E2%80%B3Gumanitarnaya-...

14 апреля, 00:00

Оксана Солопова: ″Гуманитарная среда, как кровеносная система, продолжает связывать наши страны″

  • 0

Сегодня в Москве завершилась трехдневная международная научная конференция "Столетие Революции 1917 года в России", основным организатором которой выступил МГУ им. Ломоносова. Заместитель декана — ученый секретарь исторического факультета МГУ, руководитель лаборатории истории диаспор, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья, председатель РОО "НКА "Белорусы Москвы"", кандидат исторических наук Оксана Солопова рассказала "Вестнику Кавказа", что основной целью конференции было восстановление прежних научных и исторических связей, существовавших во времена Советского Союза. — Какова роль мероприятий, подобных сегодняшней международной научной конференции, в процессе гуманитарного сотрудничества государств постсоветского пространства? — Для многих сегодняшних независимых стран революция дала возможность сформировать свою государственность в рамках республиканских объединений, а в дальнейшем либо восстановить, либо получить свою независимость после 1991 года. Между тем, после 1991 года произошел разрыв научных и гуманитарных связей. Однако все мы вышли из единой российской историографии, исторической науки. Московский государственный университет при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей правительства Москвы, при поддержке Московского дома национальностей, при участии Совета по делам национальностей проводит мероприятия, которые в том числе нацелены на объединение многонационального сообщества москвичей и гуманитарной общественности тех стран, диаспоры которых живут в Москве и в России.Этот круглый стол действительно стал выражением народного единства, потому что он объединил людей, которые способны слышать друг друга, которые готовы дискутировать, чтобы выработать какие-то единые позиции. Несмотря на разрыв, гуманитарная среда, как кровеносная система, продолжает связывать наши страны, объединять их и объединять ученых. Мы все говорим на одном языке. Кстати, этот международный круглый стол продемонстрировал и роль русского языка. Наша площадка предоставляет возможность выступить самым разным людям, с самыми полярными точками зрения, с самыми неожиданными и спорными оценками, дискутировать и при этом дискутировать в рамках научного дискурса.Подобные гуманитарные мероприятия показывают алгоритм, истинный демократизм и истинную научность, которые царят в нашей стране. У нас присутствует большая делегация из Белоруссии — наши коллеги, дорогие друзья из Белорусского государственного университета, из Могилевского государственного университета, из Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь. Самая большая делегация – Могилевский университет и Академия наук. Они приехали к нам в преддверии Дня единства народов Белоруссии и России. Сегодня в Большом театре будет проходить огромный праздник, посвященный этому событию. Это показывает скрепы, которые являются фундаментальными, как и наш круглый стол. Он определяет камертон дальнейшего движения. Если даже такие полемические вопросы нас объединяют, то нас не разъединит ничто. — Каким образом создание союзного государства сказалось на развитии России и Белоруссии? Сказалось ли оно на всем постсоветском пространстве? — Это очень точный и правильный вопрос. И президент РФ Владимир Владимирович Путин, и президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно в своих многочисленных выступлениях подчеркивали, что проект Союзного государства Белоруссии и России стал как бы пилотным проектом, обозначившим, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве – это данность, это необходимость. Союзное государство, которое сегодня существует, существует сложно, в каких-то вопросах ярко, в каких-то вопросах незаметно, но тем не менее это явление, которое должно быть. Единение народов Белоруссии и России – это единение двух наших восточнославянских стран, это ясно каждому, для кого не безразлично развитие России и тех, кто является нашими истинными друзьями, нашей родней. — Как диаспоры белорусов в России и россиян в Белоруссии способствуют гуманитарному взаимодействию двух государств? — В целом диаспоры стали мостом, который объединяет все пространство стран ближнего зарубежья. Те интеграционные процессы, которые идут в странах ближнего зарубежья, подтверждаются общественной деятельностью диаспор, которые, находясь в России, поддерживают отношения с материнскими государствами, осуществляют самые разные проекты, которые связывают наше пространство, гражданское общество, принимая факт 1991 года и независимость государств. Представители диаспор имеют все возможности для того, чтобы чувствовать себя весьма комфортно и, будучи гражданами РФ, и в материнском государстве. Они делают для межгосударственного взаимодействия многое, практически без финансирования, а зачастую и вкладывая свои средства, и таким образом показывая стремление и желание общества к интеграционному единству,  страдая от тех дезинтеграционных процессов, которые естественно возникают, потому что все же государства – тоже живые организмы. Тем не менее стратегически ясно, что интеграция – это конструктивно и позитивно с точки зрения активной части гражданского общества.  http://vestikavkaza.ru/interview/Oksana-Solopova-%E2%80%B3Gumanitarnaya-...