Источник
история в фотографиях - LiveJournal.com
Выбор редакции
18 января, 19:09

Шмурыгина советского розлива

  • 0

Я уже подумал, ну всё, успокоились... Но опять она появилась на телеэкранах, причем ведущие взахлеб смакуют подробности якобы изнасилования пьяной шлюхи шМурыгиной. И вот что мне вспомнилось глядя на неё из моей службы в ДВО.Было это в году 90-91 м. Служили в нашей части два товарища два брата-близнеца, приехали из учебки. Еще там, к ним приезжали из под Хабаровска две подружки, типа любовь-пирожки-поболтать.В один из теплых июньских выходных они добрались и до нашей части. Подождав на КПП братьев, ушли с ними на ближайшую опушку леса, окружавшего часть. Дежурный по КПП (конечно же из дембелей), присек такую сцену, быстро свистнул своих земляков. И вот уже дружная компания оршанских дембелей (а бригада носила почетное наименование Оршанская и каждый призыв к нам приезжали новобранцы из Орши) не спеша двинулась посмотреть, чем там кормят. Молодых бойцов шуганули в часть, сказав молчать под кроватью, а наиболее наглые встали в круг. Причем больше всех досталось Оксанке, у нее от страха начался приступ астмы, кричать сил не было, а вторая видя все это, разделась сама. Преступники проводили потом их до трассы и посадили в попутку.Если бы те два ссыкуна сказали дежурному по части что там происходит, уверен, преступления бы не произошло. Приехав в Хабаровск, Оксанка поехала не домой, а к тетке. Её муж, офицер-пограничник быстро организовал визит к врачу и в милицию и ночью в часть приехали следователи из военной прокуратуры. Построили на плацу всю бригаду, по горячим следам провели опознание и прям из строя увезли на губу в Хабаровск 12 бойцов. Мы утром приехали на службу, а там - улей, а не бригада. В кабинете командира зам прокурора, вызывают меня и еще одного офицера. Побеседовал он с нами, нас приказом назначили военными дознавателями и стали мы помогать следакам расследовать это гнусное преступление. Месяца три длилось следствие, я успел побывать и в ИВС, и в СИЗО и даже слетать в Читинскую область за второй потерпевшей (она была свидетельницей, так как заявление не подавала). Меня там чуть не убили пьяные "химики", но как видите живой))Потом потянулись родители из Белоруссии, тогда любой мог прилететь из Минска в Хабаровск. Даже жалобу на меня накатали в Главную военную прокуратуру. Предлагали Оксанке деньги конечно, пока батя с крыльца дома не пальнул в воздух из ружья. Судили 6 бойцов. Я встречал на остановке Оксанку и провожал ее до кабинета военного трибунала. Помню, поднимаемся мы с ней на второй этаж (она боялась ходить на суд одна), стоят оршанские родители на лестнице и спрашивают меня с издевкой: "И как же Вам спится то, совести совсем нет?" Я ответил спокойно - как Гагарин перед стартом)) Запомнилась мама одного из них, тихая, скромная женщина, заслуженный учитель Белорусской ССР, я с ней долго беседовал.. "Мой сын такой воспитанный, всегда мне руку из автобуса подавал, они мухи не обидит никогда". Мухи, говорю не обидел, а вот девчонку...Дали им по 8 лет, паровозу - 9 (кто первый был). Причем нескольким удалось избежать позора, она их не опознала точно, хотя мы знали что они там были, но не смогли доказать.Понятное дело, они давно на свободе, не знаю как сложилась их судьба и девчонок, но офицерам и замполитам тогда досталось крепко.Берегите своих детей!

Выбор редакции
18 января, 18:14

Артиллерия Первой Мировой

  • 0

И вновь продолжим тему фотографий Первой Мировой войны. Сегодняшняя фотоподборка будет посвящена артиллерии (а предыдущую можно увидеть здесь).Солдаты 305-го пехотного Лаишевского полка со снарядами. (1915-1916):Зарядный ящик (1915-1916):Орудие на позиции. (1916):Огонь по врагу. (1916)Артиллерийский дивизион. (1916)Орудие 6-й батареи 1-й осадной артиллерийской бригады на позиции у Ремерсгофден. Июль 1916:Полевое 3-дюймовое орудие на позиции у Ремерсгофден. Июль 1916:Чистка снарядов. 1-я армия. 1916:Орудие противоаэропланного взвода 3-й батареи 70-й артиллерийской бригады ведет огонь по немецким самолетам. 13 февраля 1917 года:

Выбор редакции
18 января, 11:25

Неоднозначные календари

  • 0

Удивительно, что еще в 20-х годах прошлого века в календарях, наряду с коммунистическими , были и религиозные праздники. Это странно, если учитывать яростную борьбу большевиков с религией.Но получается, что большинство людей отмечали религиозные праздники с ведома правительства. Странно видеть в одном календаре День Парижской коммуны и Пасху, День смерти Ленина и Троицу, причем, религиозные праздники были нерабочими днями

Выбор редакции
17 января, 21:27

Линкор на модернизации; 1945 год

  • 0

Подборка заводских фото американского линкора USS New Jersey (BB-62) на верфи Пьюджет Саунд Нэйви Ярд по завершении первой модернизации, 24 июня 1945 года.Необычные предметы типа рельсовых дорожек, временно уложенные в кормовой части поперек палубы линкора, используются для его кренования, путем перемещения по ним массивных грузов - для создания кренящих моментов с целью проверки остойчивости модернизированного корабля. Фото высокого качества, большие, сильно кликабельны:

Выбор редакции
17 января, 21:23

Странности судьбы..

  • 0

БАЙДАКОВ ПАВЕЛ ГЕРАСИМОВИЧ.       Байдаков Павел Герасимович родился 15 июня 1925 г. в Могилевской области, Шкловский район, д. Александрия, в крестьянской семье. В семье было шестеро детей. Жила семья бедно, хотя родители и старшие дети трудились с утра до поздней ночи.     В 1941 году Павел закончил 6 классов. Начались летние каникулы и родители отправили его к старшей сестре в г. Оршу. У нее  была своя семья, муж был военным летчиком. В военном городке, где они жили, можно было приобрести продукты для того, чтоб привезти в деревню.     Наступило утро 22 июня 1941 года. Ночью военный городок начали бомбить немецкие самолеты. Это было неожиданно для всех, очень страшно, люди бежали спасаться в окопы, лес, а летчики бежали  к своим самолетам. Все это он смог понять лишь тогда, когда спустя  несколько лет самому пришлось пойти на защиту Родины.     В это время Павел без всяких продуктов сорвался с места и 25 км бежал в свое село, думая, что там-то уж тихо. В селе и правда было тихо. Его окружили односельчане и стали расспрашивать. Он рассказал про весь тот ужас, который пережил. А вскоре война дошла и до села. Потянулись эшелоны с бойцами, пушками в разные стороны и трудно было понять, куда они шли.     Участились случая налета вражеских самолётов на колонны наших войск. Все жители как могли, подкармливали солдат, у кого что было.    В первых числах июля 1941 г. немцы стали забрасывать деревню снарядами и все жители ночевали в подвалах. Поздно вечером с обеих сторон началась перестрелка. Двое суток село обстреливали. На глазах у всех от вражеского снаряда загорелся дом Павла. Ему пришлось не раздумывая, броситься в дом. Там, в подвале сидели его родители, нужно было поднять крышку погреба и спасти их. Все удалось, и родные были спасены от смерти. Спустя некоторое время, под натиском наших войск враг начал отступление. На какое-то время все затихло, потом раздались крики немецких солдат, и всем велели выходить из землянок. Немцы никого не трогали, так как им было не до жителей деревни. Они считали, что Москву возьмут быстро и готовились к своей победе..     Дом сгорел, сгорело все имущество, и семья направилась к сестре матери в другую деревню. Все запасы еды были уничтожены, и начался голод. В то время все были рады небольшому кусочку хлеба, но особенно вкусной была гнилая картошка. Все просили ее у матери, но она не давала, потому что потом у всех болели животы.    Через некоторое время семья вернулась в свое село. Отец, мать и четверо детей. Двое старших были на фронте, от них не было никаких вестей. Немцы начали зверствовать, расправлялись с евреями и коммунистами. Молодых угоняли в Германию, подростки прятались где могли.     В 1943 году родного брата Байдакова - Георгия зверски расстреляли немцы в г. Орша, за связь с партизанами. Они заставили его самого рыть себе могилу. Но несмотря на это он никого из партизан не выдал и погиб как настоящий герой.    Наступил 1944 г. Наши войска стремительно пошли на запад. И все, кто еще не был на фронте, стремились туда. Как только село освободили наши войска, всю молодёжь тут же мобилизовали в ряды Красной армии. Павел был зачислен в 337 запасной стрелковый полк – автоматчиком. Жили солдаты в палатках, сделанных из хвороста, и укрывались своей шинелью. Справа брат Байдаков Георгий. Казнён фашистами в 1943 году.    Всех молодых ребят начали  готовить в  разведывательные подразделения. Войска подходили к реке Висла в Польше. Весь личный состав погрузили в эшелон, переодели в новую форму, выдали новые автоматы и пулеметы. Полк после совершения марша вышел на рубеж реки Висла. Вечером 13 января 1944 г. нас хорошо покормили, дали по 50 грамм спирта, и объявили, что утром будет наступление и форсирование реки. Сигналом к наступлению был залп реактивной установки «Катюша». Весь день шёл кровопролитный бой и к вечеру немцы оставили Вислу и начали отступать. За участие в этом бою Байдаков получил Благодарность от имени Сталина.    Войска 1-го Белорусского фронта вели наступление в течение нескольких дней по всей территории Польши и освободили ее столицу Варшаву. Стремительное наступление наших войск позволило перейти границу Германии, но немцы выставили глубокую оборону на реке Одер. Во время рекогносцировки командир полка полковник Главинский поменял наблюдательный пункт и место перехода реки, но в это время его тяжело ранили. За раненным командиром отправляют солдат, двоих сразу убивают, вторая группа тоже не смогла пробраться за ним. Павел оказался в третьей группе и он дополз до командира. Один из солдат должен был дать знак, подняв руку вверх, что добрались, и тут же его рука была простреляна снайпером. Но задание было выполнено. Павел с другими бойцами вытащили командира и передали его санитарам. Всю группу наградили орденами Красной звезды. Байдаков П.Г. (слева) с другом разведчиком Дни войны 1944-1945 гг Передышка после боя. На р. Одер. 1945 год. В Берлине. 1945 г    Первую свою боевую медаль «За боевые заслуги» Байдаков П.Г. получил за участие в прорыве глубоко эшелонированной обороны на западном берегу Вислы в сентябре 1944 года. А всего он награжден 29 медалями и Орденами «Красная Звезда» и «Отечественной войны 2 степени».    Еще два года после победы Павел Герасимович служил в Германии в г. Гамбург. Затем часть была переведена в г. Скопин Рязанской области    В 1950 г. Байдаков П.Г. демобилизовался и приехал в г. Москву. На перроне Белорусского вокзала его встретил человек в гражданской одежде и предложил работать в пожарной охране. После девяти  месяцев учебы на казарменном положении  Байдаков П.Г. стал командиром отделения пожарной части.     В 1951-1952 гг. Павел Герасимович обучался на Высших пожарно-технических курсах МВД СССР и после этого был направлен для прохождения службы помощником начальника ОВПК -15 МВД Коми АССР.    С 1954 по 1967 г. служил заместителем, затем начальником 5 ВПК 2 ОВПО МВД Туркменской ССР. С 1967 по 1985 г. проходил службу в пожарной охране Одинцовского района Московской области.    Под его руководством в 1983 г. в Одинцовском отделе пожарной охраны  была организована первая пожарно-техническая выставка.    Павел Герасимович написал книгу об истории Одинцовской пожарной охраны.     Проживает в г. Одинцово вместе с внуком и его семьей. отсюдаи КОНЕЦ....Житель Одинцова, до смерти забивший деда-ветерана, обвинил во всем водкуБорьба за здоровый образ жизни внука погубила ветерана Великой Отечественной войны в подмосковном Одинцове. Тот избил 92-летнего деда до смерти, потому что он не дал денег на бутылку водки.Как стало известно «МК», 40-летний Павел Матвеев после службы в армии поселился в Одинцове. Молодой человек устроился водителем, женился, а через пару лет у него появился сын. Мужчина по праву гордился своим дедушкой — Павлом Герасимовичем Байдаковым, который прошел практически всю войну и за своими плечами имел героическое прошлое. Мальчишкой Матвеев слушал рассказы родственника о том, как громила немецких оккупантов Советская Армия. Ребенок в то время не отходил от Павла Герасимовича часами. Не скупился на свою любовь к внуку и ветеран.Но три года вполне успешный Павел Матвеев пристрастился к алкоголю. Через год водителя бросила жена и он потерял высокооплачиваемую работу. После этого он перебрался жить к деду. Поначалу пожилой человек сначала материально помогал мужчине, когда у того не было денег. Но вскоре перестал идти на поводу у внука. А между делом увещевал последнего, чтобы он бросил пить и вернулся в семью к жене и сыну. Но все это было бесполезно. 3 января пьяный в стельку внук стал требовать от родственника наличности на бутылку. Но ветеран был непреклонен. После отказа Павел Матвеев стал бить деда руками и ногами. После этого взял деньги и ушел восвояси. Родственники Павла Герасимовича вызвали врача и мужчину положили в больницу, где через три дня он скончался. Злодея задержали и арестовали. Мужчина пояснил правоохранителям, что не желал любимому родственнику зла, а во всем виновата водка.- Смерть ветерана наступила в результате тупой травмы грудной клетки 7 января. В настоящее время по уголовному делу назначено проведение судебно-медицинской и психолого-психиатрической экспертиз, - рассказала «МК» старший помощник руководителя ГСУ СК России по Московской области Ольга Врадий.Справка «МК»Байдаков Павел Герасимович. Родился в Могилевской области. Во время войны служил в разведывательном подразделении. Первую боевую медаль «За боевые заслуги» получил за участие в прорыве обороны на западном берегу Вислы в сентябре 1944 года. А всего награжден 29 медалями Орденами «Красная Звезда» и «Отечественной войны 2 степени». После войны служил в пожарной охране. Участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Ашхабаде. На пенсию уходил с должности начальника пожарной части Одинцова. Еще при жизни в городской гимназии №13 в честь него был открыт музей.МК

Выбор редакции
17 января, 20:15

нам айфонов не надо

  • 0

из личного архива Сергея Мыслюк(Омутнинск)

Выбор редакции
17 января, 20:02

Офицеры на мотоциклете.

  • 0

В годы Первой мировой войны.

Выбор редакции
17 января, 19:01

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты

  • 0

Броненосцы Антанты во главе с несокрушимым супердредноутом «Куин Элизабет» режут мир пополам, тысячи тонн смертоносной стали готовятся нанести последний удар. Только грубая сила, только хардкор! Османы обречены — ведь ничто не устоит перед такой мощью. И тут на сцену выходит один человек.....Как войти в историюРанним утром 18 марта 1915 года капрал Коджи Сейит ещё не знал, что вот-вот войдёт в историю, а спустя сто лет о его подвиге будет без запинки рассказывать любой турецкий школьник.Форт Румели Меджидие, где служил Сейит, был одним из ключевых укреплений, простреливавших самую узкую часть пролива Дарданеллы (на британских картах эта часть пролива так и называется — The Narrows — «узость»). Если бы армада союзников собралась прорваться, то неизбежно попала бы под огонь. В орудийных двориках, расположенных на возвышенностях европейского берега, ждали своего часа две крупповских 280-миллиметровых и четыре 240-миллиметровых пушки.Это тяжёлые артиллерийские системы, стреляющие снарядами весом от 140 килограммов (бронебойный снаряд для 240-миллиметровой пушки) до 275 (фугас для 280-миллиметровой пушки), которые подаются к орудиям с помощью подъёмного механизма и рельсовых тележек.Вид батареи сегодня. В последние годы часть укреплений реновируют до состояния «лучше, чем было»Жаркая перестрелка началась в 11 утра. Оглушительный рёв тяжёлых орудий, водяные столбы выше мачт линейных кораблей от падающих «чемоданов» — тяжёлых снарядов — вокруг кораблей Антанты и облака пыли, затмевающие солнце — от разрывов британских снарядов на берегу. Один из этих снарядов взрывается прямо во дворике, где располагался расчёт 240-миллиметровой пушки, в состав которого входил Сейит.Дальше легенда удивительным образом раздваивается, причем обе версии уживаются как в официальных источниках, так и в массовой культуре. Давайте рассмотрим обе.Две правдыКоджа очнулся и увидел вокруг только мёртвых и умирающих. В живых остались лишь он и ещё один артиллерист. Будущий герой услышал, как «снаряд на складе призывает его стрелять», принёс его на руках к неповреждённому орудию и выстрелил. Итогом стал фатальный взрыв на британском броненосце «Оушен», что окончательно сломило прорыв противника.Диорама, изображающая этот сценарий в музее Кабатепе. О развитии событий рассказывается в аудиовизуальной презентации По другой, более реалистичной версии, основным последствием попадания снаряда в дворик стал выход из строя подъёмного механизма и рельсовой тележки. Капрал лично перенёс три снаряда, один из которых попал в «Оушен», лишив его управления, после чего броненосец вошёл в циркуляцию и подорвался на мине.HMS «Ocean»Принятая британская версия гибели корабля Его Величества «Оушен» говорит, что 14000-тонный линкор (точнее, броненосец-«додредноут») сначала подорвался на мине, спасая экипаж с также подорванного броненосца «Иррезистибл», и, уже в результате подрыва потеряв ход, получил несколько попаданий тяжёлыми снарядами с берега.Обстрел не позволял оперативно исправить повреждения, и экипаж (а заодно и выжившие с «Иррезистибла») покинул корабль. В ночь на 19 марта британское командование отправило миноносец «Джед» с приказом торпедировать «Оушен», чтобы избежать его возможного захвата турками, но к этому времени броненосец уже утонул без посторонней помощи.Скульптурная группа на форте Румели Меджидие. Орудие перевезено из-под Измира. Оно аналогично орудию капрала, но станок неправильный. Наиболее драматично эта версия событий представлена в турецком фильме «Чанаккале, год 1915». В разных версиях событий сильно разнится вес снаряда, который таскал отважный капрал. В принципе, есть два варианта: фугасный снаряд немецкого крепостного орудия 240 мм L/35 весил 215 кг, а бронебойный и вовсе, как уже сказано выше, был «легковесом» в 140 кг.Надо будет — повторимЛегенды легендами, но героический подвиг Сейита стал широко известен, и его всячески раскручивала османская пропаганда. По окончании битвы даже хотели повторить события на камеру, однако капрал не смог поднять снаряд под прицелом фотоаппарата. В ответ на претензии он ответил: «Когда они опять будут прорываться, я и подниму». Впрочем, османские пропагандисты были готовы к такому повороту событий и заранее подготовили деревянный муляж, покрашенный под настоящий. С ним-то и сделали фотографию. Коджа прослужил до окончания войны и успел увидеть, как корабли врага после подписания перемирия идут к Константинополю мимо молчащих пушек. После демобилизации герой вернулся в родную деревню и в 1934 году, после принятия «Закона о фамилиях» (до этого была распространена арабская именная формула), взял себе фамилию Чабук. Именем Коджи Сейита назван международный аэропорт в городе Эдремит, а также улицы, площади и бульвары по всей Турции. Ему поставили множество памятников — и на всех герой больше похож на былинного (хоть и турецкого) богатыря, чем на реального человека.Антон Железняк, Евгений Башин-Разумовский, Кирилл КопыловТАКЖЕ: Маленький турецкий "минзаг", который смог...

Выбор редакции
17 января, 18:26

История бутылочки.

  • 0

Вот такую вот бутылку из под уксуса, сфотографировал наш о.Алексей Лопатин. Ну бутылка и бутылка, таких тыши валяются по чердакам и сараям... но ежели присмотреться к надписям, то можно увидеть адрес Артели- "Тверская застава, ул. Бутырского вала, д.1/2". Ето аккурат напротив нашей старообрядческой церквы Николы чудотворца. Наша четная сторона подлиннее и наш адрес д.8/3. Сейчас, етот дом снесен и там долго был пустырь, но етим летом построили кафе и разбили сквер... каким он был, смотрите дальше.Я так думаю, что енто времена НЭПа,1956г. Слева виден угол дома №1/3Еще фото етого места...Конец 40-х50-е. Летчики позируютВ конце 80-х начало 90-х, тут были ксерокс, фото, визитки, Оптика и всякая мелочевка.Рядом шла торговля1999 год.Сломали его не так уж давно, когда строили Бизнес Центр за нами, то тут хотели построить Торговый Центр. Потом стройку запретили, потом хотели рыть тоннель под Тверской, сейчас сделали скверик и поставили Кафе-времянку (пока не открылось, по слухам- Шоколадница)Вот ето место. Фото маленько устарело (ноябрь), перед Рожеством, пелену с церквы сняли.

Выбор редакции
17 января, 10:09

Венгрия 1956

  • 0

Я думала, что жена Андропова повредилась рассудком в Венгрии от страха.Удивлялась: вроде, в посольстве сидела, охрана, нет прямой угрозы. Оказалось, нет, не от страха. Она сошла с ума, не вынеся диких криков истязаемых и распираемых около посольства СССР людей. Думаю, вопросов о вводе войск нет?

Выбор редакции
17 января, 09:14

Автомобили «Уайт» в Российской империи

  • 0

Российская империя покрывала потребности своего автомобильного рынка выпуском отечественных автомобилей не более чем на 2%. На российском рынке с начала ХХ в. доминировали французы, но после 1906 г. инициативу переняли немцы. К началу 1914 г. доля германских автомобилей в России была более 80%, на втором месте с большим отрывом были Англия и Франция. Доля американских производителей на российском рынке составляла около 1,5%.Одним из первых торговцев, решившим поставлять в Россию американские автомобили крупными партиями, был проживавший в Петербурге американский предприниматель М. Сидней Фриде (M. Sidney Friede). Начав свою деятельность в 1910 г с поставок дешёвых машин Ford, в 1911 г. Фриде решил расширить ассортимент легковыми и грузовыми автомобилями производства фирм «Уайт» (The White Co.) и «Грамм» (Gramm Motor Truck Co.). Однако потенциальные покупатели в России недоверчиво относились к американским машинам, особенно к новым неизвестным маркам. Частные покупатели не стояли в очереди за «Уайтами» – в 1911 г. в Санкт-Петербурге был зарегистрирован всего один легковой «Уайт» во владении самого господина Фриде. В 1912 г. по городу ездило два «Уайта», в 1913 из 2364, зарегистрированных в Петербурге частных автомобилей, только три легковые машины носили марку «Уайт».Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства 24 июня 1912 г. в Новом Петергофе. На снимках санитарные автомобили White GBE. Среди присутствующих: император Николай Александрович, великий князь Николай Николаевич, военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов, начальник Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский , начальник Отдела военных сообщений ГУГШ генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин, командир Учебной автомобильной роты подполковник П.И. Секретев.Однако неудачи в продажах «Уайтов» не лишили господина Фриде энтузиазма и предприимчивости – он обратил всю свою энергию на государственный сектор, надеясь на казённые заказы.К тому времени Российское военное ведомство осознало необходимость автомобилей в армии. В мае 1910 года была сформирована Учебная автомобильная рота (командир капитан П.И. Секретев), и казна отпустила значительные средства на закупку военных автомобилей. С 4 по 28 июня 1911 г. в России был проведён первый автопробег военных грузовиков, в котором участвовали только автомобили европейского производства. В поисках заказчиков М.С. Фриде посчитал Военное ведомство наиболее перспективным партнёром, предоставив в 1911 г. для временной эксплуатации в Учебную автомобильную роту 3-тонный грузовик «Грамм».Партия шасси и грузовиков White TAD для России, 1915 г. В сентябре 1911 г. он отправил в распоряжение Военного министерства и легковой «Форд», который принял участие в пробеге на Приз императора Николая II по маршруту Петербург – Севастополь. Управлял машиной опытный автомобилист капитан Сергей Сергеевич Дедюлин. Дебют оказался неудачным – на первом же этапе в Вышнем Волочке «Форд» сошёл с трассы по технической причине. Однако это не остановило энергичного американца. Для дополнительного этапа по маршруту Новороссийск – Гагры М.С. Фриде предоставил капитану Дедюлину 60-сильный автомобиль «Уайт», прошедший дистанцию успешно.Второй испытательный пробег Военного ведомства состоялся с 24 мая по 11 июня 1912 г., на сей раз испытывались штабные легковые автомобили и автомобили специального назначения. Маршрут пробега был проложен на дистанции Петербург–Псков–Двинск–Вильна–Ковна–Гродно–Барановичи–Минск–Орша–Смоленск–Вязьма–Юхнов–Москва–Тверь–Новгород–Петербург и включал 1983 версты шоссейных и 860 вёрст грунтовых дорог. Автомобиль White TBC, 16-й Корпусной авиаотряд.Американские партнёры М.С. Фриде представили для этого пробега два автомобиля «Форд» и пять машин «Уайт», из них две санитарные, две штабные с кузовами торпедо и один бензовоз, все с двигателями мощностью 30 л.с. «Уайты» прошли пробег успешно, практически без поломок, после чего их репутация в военных и автомобильных кругах России повысилась. Однако зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны «Уайты» ещё не стали объектом казённых закупок – серьёзной конкуренции европейским фабрикатам, автомобили из Америки не создали, они по-прежнему были редкостью на дорогах России.Звёздный час американцев наступил летом 1914 г. Началась Первая мировая война, названная в России Великой войной и, по понятным причинам, Германия, основной экспортёр автомобилей в Российскую империю, вышла из конкурентной борьбы.Автомобиль White TBC на службе в авиации. 32-й КАО (перевозка аэроплана). 1916 г.Возрастающая потребность армии в автомобилях проявилась с первых дней войны. Мобилизация и реквизиция автомобилей у населения, предусмотренные Положением о военно-автомобильной повинности, не могли её полностью удовлетворить – назрел вопрос о закупке автомобилей за границей. Первое указание Главного военно-технического управления (ГВТУ) по срочному решению этой проблемы вышло 27 июля 1914 г. В нём было намечено сформировать новые автомобильные части. Для их укомплектования, а также для авиационных рот и отрядов ГУГШ планировало заготовить 843 автомобиля. Предполагалось, что половину машин должны получить по военно-автомобильной повинности, а остальные закупить в нейтральных или союзных странах. Российская автолебедка «Адсудза» для запуска дирижаблей на шасси White TBC, 1916 г.30 июля ГВТУ вошло с представлением в Военный Совет о приобретении за границей 422 автомобилей через особо назначенную для этого комиссию. Для закупки автомобилей в Лондон командировали комиссию под председательством П.И. Секретева. Комиссии указанием Ставки от 17 августа 1914 г. было поручено самостоятельно приобрести в Англии автомобили, мотоциклы и тракторы сверх указанного заказа. Планировалось дополнительно закупить 1484 различных автомобиля, 74 трактора и 3000 мотоциклов с запасными частями и материалами, а также три комплекта машин и инструмента для оборудования тыловых ремонтных мастерских. 8 сентября 1914 г. комиссия прибыла в Лондон и приступила к работе. При закупках автомобилей комиссия входила в непосредственный контакт с заводами, а иногда прибегала к услугам посредников. Помимо прочей техники через посредника закупили 70 американских грузовиков «Уайт» – первую «случайную» партию этих машин для русской армии. Приобретение автомобилей через посредников было вынужденной мерой, прежде всего из-за сокращения сроков поставок и конечно же не могло быть выгодным казне. Так, например, Британская инженерная компания при договоре о первой поставке получила за свое содействие 15% комиссионных от суммы заказа. В дальнейшем Военное министерство старалось заключать прямые контракты с производителями, избегая услуг посредников. Все контракты с фирмами заключались нотариальным порядком, при этом указывались сроки поставки.Всего, согласно положениям Военного Совета, ГВТУ до конца 1914 г. приобрело дополнительно 284 грузовика американской фирмы «Уайт». Итак, начиная с осени 1914 г. начались массовые поставки автомобильной техники в русскую армию во всё возрастающих объемах.Союзные европейские страны, Франция и Великобритания, не имели возможности быстро моторизовать русскую армию – им самим нужны были автомобили на фронте. Военному ведомству пришлось в спешном порядке заказывать крупные партии грузовиков за океаном и, естественно, в первую очередь военные обратили свое внимание на те автомобили, которые себя неплохо зарекомендовали в первые месяцы войны. Компания «Уайт» благодаря отменному качеству своей продукции (чего нельзя было сказать о многих других американских автомобилях, приобретенных русской армией), оказалась в первых рядах поставщиков Военного ведомства России.Трёхтонные грузовики White TAD на службе Отдельных автомобильных рот русской армии. 1915–1916 гг.С 1915 г. начались массовые поставки американских автомобилей в Россию. В Русской императорской армии (РИА) нашли свое место многие американские грузовики, такие как Packard, Pierce-Arrow, FWD, Jeffery, Hurlburt, Kelly-Springfield, Garford, Locomobile, Federal, Peerless, Selden... Однако больше всего с 1914 по 1917 г. в Россию было поставлено грузовиков марки White – около пяти тысяч. Точное число отгруженных в Россию «Уайтов» в годы Первой мировой войны неизвестно, но по данным фирмы всего в Европу, на Западный и Восточный фронты, было отправлено 18 000 грузовиков разных моделей. Статистика наличия автомобилей в Российской армии на 01.07.1917 г. достаточно красноречива – на службе числилось 2591 автомобилей марки «Уайт». Главный конкурент, американская фирма «Паккард», тоже могла похвастаться большим оборотом с Россией, машин этой марки было в то время в нашей стране 2167, но из них 296 единиц были легковыми. Фирма «Уайт» продавала в Россию в основном грузовики и была в этой сфере бесспорным лидером. Других американских грузовиков в 1917 г. было в России тоже много, но ни одна из фирм, кроме «Уайт» и «Паккард», не смогла поставить в годы Великой войны в Россию более 1000 грузовых машин.Постройка броневтомобиля «Уайт Ижорский» конструкции Мгеброва. Колпино, 1915 г.Для русской армии «Уайт» поставлял практически все свои модели грузовых автомобилей, но больше всего закупалось 1,5-тонных машин модели TBC и 3-тонных TAD. Все они отлично зарекомендовали себя на фронте. Большинство из них шли в виде базовой модели с бортовым кузовом и тентом, но приобретались и автомобили-цистерны, фургоны и шасси без кузова. Большое количество автомобилей «Уайт» в армии привело к принятию мероприятий по их обслуживанию и ремонту. В 1916 г. ГВТУ выдало заказы ряду российских заводов на изготовление к ним запчастей. В «Перечень важнейших запасных частей, подлежащих изготовлению на 3-тонн. грузовые «Уайты» входили блоки цилиндров, поршни, клапаны, шатуны, коленчатые валы, поршневые кольца, распределительные шестерни и многие другие детали.Цистерна-бензовоз. Петроград, 1915 г.На шасси «Уайт» некоторые российские кузовные фабрики и мастерские своими силами изготавливали специальные автомобили – санитарные, передвижные ремонтные мастерские, авто-депо. «Уайты» несли службу во всех родах войск РИА. Передвижные лебёдки конструкции Карамышева для запуска и спуска аэростатов и дирижаблей на шасси White TBC выпускал Адмиралтейский судостроительный завод («Адсудза») в Петрограде. В 1915 г. на Ижорском заводе в Колпино по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва на шасси 1,5-тонного White TBC был построен один бронеавтомобиль, оснащённый 37 мм французской пушкой «Гочкисс». Путиловский завод в Петрограде в 1915–1916 гг. изготовил партию самоходных 76 мм пушек для стрельбы по воздушным целям конструкции Лендера–Тарновского на шасси 5-тонных машин White TKA и специальных грузовиков для подвозки снарядов на шасси White TAD. Из них были сформированы Отдельные батареи для стрельбы по воздушному флоту, одна из которых прикрывала ставку Верховного главнокомандующего от налётов немецких цеппелинов и аэропланов. Пятитонные грузовые машины White TCB, оборудованные на Путиловском заводе в Петрограде 76 мм пушкой для стрельбы по воздушным целям конструкции Лендера–Тарновского долго находились на вооружении разных армий.Самоходные орудия на шасси «Уайт» стояли на вооружении Красной армии до конца 20-х годов, два из них были переданы в 1919 г. армией генерала Юденича Эстонии. В 1917–1918 гг. на шасси нескольких 1,5-тонных «Уайтов» установили бронекузова от старых английских броневиков «Остин» 1915 г., на которых родная ходовая часть пришла в негодность. Грузовые автомобили «Уайт» были не только самыми массовыми в РИА, но и одними из самых надёжных и долговечных. Они хорошо зарекомендовали себя на всех фронтах и в тылу, на городских улицах и горных дорогах от Галиции до Анатолии.Наступил 1917 г. – революции потрясли Россию, фронт развалился, германские войска оккупировали Прибалтику, Белоруссию и Украину, вскоре началась Гражданская война...White TAD. Северный фронт, 1916 г.Много «Уайтов» попали как трофеи к немцам, где они продолжали исправно работать. Официальные поставки американских машин в Россию прекратились, но вплоть до 1921 г. грузовики «Уайт» ввозились в страну для белогвардейских формирований. Причём часто это были не новые машины, а переброшенные с Западного фронта, бывшие в употреблении Антанты, изношенные на войне и прошедшие ремонт. Грузовики «Уайт» широко применялись на всех фронтах Гражданской войны всеми воюющими сторонами – Красной армией и белочехами, Белой армией и иностранными интервентами, националистами всех мастей и даже бандитскими формированиями.Отгремела Гражданская война. Автомобильного парка в Советской России практически не было. Все машины были изношены до предела, две трети подвижного состава стояло на приколе, запчастей хронически не хватало. Немногие более-менее ходовые автомобили были задействованы в Красной армии, а народное хозяйство страны срочно нуждалось в автомобильном транспорте, прежде всего в грузовом. В этих условиях национализированные автомобильные заводы и мастерские, объединённые в 1921 г. в государственный трест ЦУГАЗ (Центральное управление государственных автомобильных заводов) начали свою деятельность с капитального ремонта грузовиков.White TBC в новом амплуа – пролетарская агитмашина. Первомайская демонстрация. Петроград, 1918 г.Автомобильный московский завод (АМО) одним из первых начал восстановление американских грузовых автомобилей, прежде всего «Уайтов». Заложенный в 1916 г. как акционерное общество, завод АМО планировал изготовление лёгких грузовиков по лицензии итальянской фирмы «Фиат». До 1919 г., пока на АМО имелись в запасе закупленные в 1916–1917 гг. в Италии детали, завод вёл сборку автомобилей FIAT 15-Ter. В 1918 г. АМО приступил к капитальному ремонту автомобилей, мотоциклов и тракторов, а в 1919-м и грузовиков «Уайт» – в первую очередь 3-тонных бортовых моделей TAD. При этом москвичи использовали новые радиаторы «фиатовского» типа, двигатели системы «Фиат» мощностью 35 л.с., коробки передач и другие узлы, изготовленные по итальянским образцам. «Уайты», отремонтированные на АМО, кардинально изменили свой вид: на многие машины при ремонте ставили деревянные кабины собственного производства, а некоторые грузовики модели TBC были перестроены в автобусы. АМО импровизировал, как мог, и до 1924 г. вернул к жизни более 130 неходовых «Уайтов». Инженеры завод АМО полностью переработали чертежи 3-тонного «Уайта», подготовив их к серийному производству «с нуля» под названием АМО У-3, однако в итоге было решено приступить в Москве к промышленному производству 1,5-тонных грузовиков АМО Ф-15 по образцу машины FIAT 15-Ter.Готовые к отгрузке 3-тонные бортовые грузовики «Уайт-АМО», восстановленные в Москве на заводе АМО. На машины ставились радиаторы «Фиат» Осенью 1923 г. в молодой Республике Советов был организован Всероссийский испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег. В нем участвовало 15 грузовых машин, которые испытывали на 4-дневном маршруте Москва–Тверь–Вышний Волочёк–Тверь–Москва протяженностью около 700 км. Помимо девяти новых грузовых автомобилей, предоставленных фирмами «Фомаг» (VOMAG), НАГ (NAG), «Бюссинг» (Büssing), «Ганза-Ллойд» (Hansa-Lloyd) из Германии; «Штейр» (Steyr) из Австрии и «Фиат» (FIAT) из Италии в пробеге участвовали шесть старых, частично восстановленных грузовиков. Среди последних было два 3-тонных автомобиля «Уайт-АМО» (стартовые номера 9 и 10). Обе машины закончили пробег без штрафных очков, причем переходящий приз «Сибторга» (серебряный письменный набор) был выдан «Заводу «Амо» за восстановление трёхтонного грузового автомобиля типа «Уайт» № 9, показавшего наибольшую экономичность в расходе горючего и смазки из числа машин, восстановленных на русских заводах».Грузовики «Уайт-АМО» – участники Всероссийского пробега 1923 г.Другие заводы Советской России, как 1-й и 2-й БТАЗ в Москве и Филях, входившие в объединение «Промбронь», собирали легковые «Руссо-Балты» из дореволюционных деталей и восстанавливали автомобили различных марок из руин, но «Уайтов» там было отремонтировано немного.Восстановлением «Уайтов» занимался и завод бывшего общества «Русский Рено» в Рыбинске, Пермский государственный авторемонтный завод – бывший филиал петроградской фирмы «Лесснер» и др. Оригинальные и прошедшие капремонт американские «Уайты» по-прежнему служили базой для различных машин специального назначения – в 20-е годы в некоторых мастерских на их шасси строились небольшими сериями пожарные автомобили.Автомобильный завод В.А. Лебедева в Ярославле был в 1917 г. национализирован (переименован в 1-й Государственный авторемонтный завод – 1-й ГАРЗ) и до 1926 г. там отремонтировали 538 автомобилей различных марок, в том числе и «Уайты». Последний восстановленный автомобиль «Уайт» выехал из ворот завода в апреле 1926 г. В Ярославле было построено несколько моторных дрезин «Матваль» конструкции Матиссона и Вальднера на шасси White TBC.С 1926 г. предприятие стало называться ЯГАЗ – Ярославский государственный автомобильный завод. Тогда же в Ярославле было организовано производство 3-тонных грузовиков марки «Ярославец» («Я») по образцу все тех же американских «Уайтов». Специалисты завода АМО передали в Ярославль технологию производства и четыре альбома чертежей автомобиля АМО У-3. Моторная дрезина «Матваль», собранная в Ярославле. Шасси White TBC, 1924 г.Несмотря на то, что первые «Яшки» (так в народе называли грузовики производства ЯГАЗ) внешне отличались от «Уайтов» и были оснащены 35-сильными моторами АМО, их U-профильная железная рама, согнутая впереди полукругом, выдает в них прямое родство с грузовиками «Уайт» – типичный оригинальный признак тяжёлых грузовых автомобилей производства фирмы White Motor Co. 10–20-х годов ХХ века.На этом закончилась история американских автомобилей «Уайт» в Российской империи и Советской России первых лет её существования.ИсточникТАКЖЕ: Бронированные «Кегрессы»Собственный Его Императорского Величества гараж1-я отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту

Выбор редакции
17 января, 01:57

Трон Сенекерима Арцруни.

  • 0

На фото, сделанном между 1880 - 1892 годами в монастыре Варагаванк - армянские монахи и мальчики-служки у трона Сенекерима - Ованеса Арцруни, царя Васпуракана (+ между 1025 и 1030 годами), возводившего свой род к ассирийскому царю Сеннахерибу.