Источник
история в фотографиях - LiveJournal.com
Выбор редакции
31 марта, 22:02

Медосмотр

  • 0

Выбор редакции
31 марта, 18:36

Николай Гамалея: человек победивший чуму, оспу, тиф и холеру

  • 0

29 марта 1949 года ушёл из жизни выдающийся одессит – российский и советский учёный-микробиолог Николай Фёдорович Гамалея.17 февраля 1859 года в Одессе в семье отставного гвардейского полковника, участника войны 1812 года и Бородинского сражения родился мальчик Николай, которому через годы суждено было стать патриархом отечественной микробиологии и эпидемиологии. Он пошёл по стопам деда, штаб-лекаря, хирурга, автора монографии о сибирской язве Михаила Леонтьевича Гамалеи.Николай Фёдорович поступил на естественное отделение Новороссийского университета Одессы, а после его окончания продолжил учёбу в Военно-медицинской академии Петербурга, которую закончил в 1883 году в звании лекаря. Ещё во время учёбы в Одессе его заинтересовала биохимия, и летние каникулы он проводил в Страсбургском университете в лаборатории Ф. Гоппе-Зейлера.Учителями Николая были известнейшие русские учёные И.И. Мечников, С. П. Боткин, В. В. Пашутин, В. А. Манассеин. После окончания академии Гамалея возвратился в Одессу и работал в клинике нервных болезней профессора О.О. Мочутковского.В 1886 году по рекомендации Мечникова молодой врач поехал в Париж в лабораторию Луи Пастера – изучать прививки от бешенства. Вернувшись на родину, он вместе с Мечниковым и доктором Бардахом открыл первую в России и вторую в мире Пастеровскую станцию, где проводились прививки от бешенства. Николай Фёдорович усовершенствовал изготовление вакцины, схему вакцинации и доказал, что инкубационный период бешенства при множественных укусах составляет 14 дней. Благодаря этой антирабической станции было спасено от неминуемой смерти более 1500 человек со всех концов империи, укушенных бешеными животными. Спустя год Гамалея отблагодарил Луи Пастера, против которого во Франции и Англии были выдвинуты обвинения в том, что его вакцина неэффективна и сама вызывает бешенство. Николай Фёдорович приехал в Париж, поделился результатами своих исследований и доказал, что паралитическая форма бешенства не является осложнением вакцинации. Ещё до первого применения пастеровской вакцины в России Гамалея испытал её на себе и был уверен в её безопасности и эффективности.Николай Фёдорович ГамалеяНа базе своей бактериологической станции в Одессе Николай Гамалея на собственные средства открыл Бактериологический и физиологический институт, где занимался изучением инфекционных заболеваний, изготовлением противодифтерийной сыворотки и обучал приезжающих в Одессу врачей вакцинации.В начале 1890-х годов в Петербурге Гамалея защитил диссертацию «Этиология холеры с точки зрения экспериментальной патологии», где доказал существование у холерных вибрионов двух ядов. Позднее он изучал пути распространения холеры и обосновал её механизм передачи через заражённую воду и способность холерного вибриона к существованию в зимний период в водоёмах. Гамалея предлагал царскому правительству метод борьбы с холерой, основанный на запрещении слива канализационных стоков в реки, откуда берётся питьевая вода, но не нашёл поддержки. Он принимал участие в ликвидации холеры на юге России в Одессе, Саратове, Баку и в Санкт-Петербурге. Благодаря упорядочиванию водоснабжения Гамалея предотвратил эпидемию. Николай Фёдорович писал: «Печальная картина уровня здравоохранения в России заключается в том абсолютном пренебрежении, с которым к делу народного здравия относятся общество и главным образом государство».В 1901-1902 году в Одессе произошла вспышка бубонной чумы, занесённая туда чёрными крысами с кораблей, приходивших в порт. Николай Фёдорович организовал мероприятия по уничтожению грызунов, создал отряды, которые занимались дератизацией, и через 12 дней вспышка чумы прекратилась.В 1908 году Гамалея впервые доказал, что сыпной тиф передаётся через укусы вшей и разработал основы дезинсекции.В 1910-1913 годах учёный на личные средства издавал и редактировал журнал «Гигиена и санитария», где популяризировал среди врачей и населения гигиенические знания и влияние окружающей среды на здоровье.В 1912 году Николай Фёдорович переехал в Санкт-Петербург и возглавил Оспопрививательный институт имени Э. Дженнера, которым руководил до 1928 года. В Петербурге он создал общественную организацию «Совещание ночлежных врачей», которая занималась дезинсекцией в ночлежках и улучшением санитарно-гигиенических условий.Н.Ф. Гамалея (в центре) в президиуме X Всесоюзного съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей в Одессе. 1926 г.Николай Гамалея принял революцию и не покинул родину. С первых дней советской власти он возглавил борьбу с инфекциями. Именно после его доклада наркомом здравоохранения Н.А. Семашко было принято решение о всеобщем оспопрививании. В апреле 1919 года Председатель Совнаркома В.И. Ленин подписал декрет о всеобщих прививках против оспы. Благодаря этому за несколько десятилетий оспа была полностью ликвидирована на территории Советского Союза.В 1929 году, по настоянию Николая Семашко, Гамалею перевели в Москву на должность «помощника директора по научной работе» Центрального бактериологического института, сейчас это НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи. Здесь Николай Фёдорович работал до конца жизни. Одновременно он был профессором кафедры микробиологии 2-го Московского медицинского института, а с 1939 года заведовал лабораторией Института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. В том же году учёный был избран председателем Всесоюзного общества микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов. Также в 1939-м он стал членом-корреспондентом по Отделению математических и естественных наук, а с мая 1940 года - почётным членом Академии наук СССР. В 1945 году Гамалея был избран действительным членом Академии медицинских наук.Гамалея с сотрудниками 2-го Московского медицинского института, 1935 г.Кроме чумы, холеры и тифа, Николай Фёдорович всю жизнь плотно занимался проблемой туберкулёза. Палочку Коха он называл своим «любимым микробом». Он усовершенствовал метод получения туберкулина, открыл химические вещества микол и тиссулин, которые успешно использовал для лечения туберкулёза. В 85 лет он заразил себя туберкулёзной палочкой и испытал микол на себе. Правда, с появлением антибиотиков интерес к этим веществам у врачей пропал, но возникновение антибиотикорезистентных штаммов туберкулёза вновь заставляют задуматься о старых методах лечения и разработке новых препаратов. Николай Фёдорович первым высказал теорию о вирусном происхождении рака. Открыл явление бактериолизиса.Н.Ф. Гамалея в лабораторииВ годы войны Николая Фёдоровича Гамалею и ряд других учёных эвакуировали в Казахстан на курорт Боровое, где они создали Казахстанскую группу Академии наук СССР. Здесь учёные организовали сбор средств на танковую колонну «За передовую науку». В Боровом активно продолжалась научная работа. Николай Фёдорович писал: «Мне во время Великой Отечественной войны удалось в эвакуации устроить лабораторию для продолжения своих исследований по туберкулёзу, которые привели к некоторым положительным результатам». В Казахстане Гамалея вёл приём туберкулёзных больных, участвовал в лечении раненых в эвакогоспиталях. Местные жители уважительно называли Николая Фёдоровича «Гамал-ага». Кроме вопросов, связанных с инфекционными заболеваниями, Николай Гамалея занимался проблемами общего иммунитета, старения и увеличения продолжительности жизни.До последних дней он сохранил активность и ясный разум, подготовил целую когорту отечественных учёных, основал советскую микробиологическую школу. За время своей жизни Николай Гамалея издал более 300 научных статей, написал несколько монографий и учебников микробиологии. Кроме научных трудов, он занимался популяризацией медицинских знаний среди населения. Его перу принадлежат научно-популярные книги и брошюры: «Оспа и оспопрививание», «Корь», «Грипп и борьба с ним», «Бешенство», «Крысы и борьба с ними».За научную деятельность Николай Фёдорович Гамалея был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями, являлся лауреатом Сталинской премии.Благодаря его деятельности в годы Великой Отечественной войны в СССР удалось избежать эпидемий тифа и холеры, а отдельные вспышки заболеваний быстро подавлялись. Наработки Николая Гамалеи, Зинаиды Ермольевой и других советских эпидемиологов показали свою высокую эффективность в 1970 году, когда в Одессе, Астрахани и Керчи в разгар курортного сезона возникла вспышка холеры, занесённая в СССР из Азии. Первый случай холеры и смерти от неё в Одессе был зарегистрирован 3 августа. Всего за 5 дней заболело 126 человек, 13 из которых погибло. После подтверждения вспышки холеры, 8 августа в городе был введён карантин, все медики отозваны из отпусков. Развернули госпитали для больных и контактировавших с заражёнными, бактериологические лаборатории. Начались поквартирные обходы медиков для выявления кишечных инфекций. 14 августа 1970 года в газете «Знамя коммунизма» появилось сообщение о врачебной профилактике всего городского населения. В Одессу доставили 4,5 млн упаковок лекарств для профилактики холеры. Для отдыхающих, не имевших своего жилья, на вокзале установили пассажирские вагоны. В город были направлены медицинские бригады из других регионов. Кроме Одессы, для отдыхающих был полностью закрыт Крым, а тем, кто находился на отдыхе, помогали эвакуироваться. К середине сентября вспышка холеры была ликвидирована, хотя единичные случаи заболевания наблюдались и позже.Баклаборатория в Одессе, 1970 год.Украинская власть может только «пышаться» (гордиться) тем, что Гамалея «українець козацького роду», но не делает ничего, чтобы сохранить здоровье своих граждан. В мединститутах больше нет кафедр эпидемиологии, как нет и санитарных врачей. Вспыхнувшая эпидемия коронавируса показала всю беспомощность украинского здравоохранения. Восстановить разрушенную санэпидслужбу быстро не удаётся, а без неё остановка транспорта, ношение масок и призывы к самоизоляции не принесут должного эффекта.Источник

Выбор редакции
31 марта, 17:35

Соблюдение чашки.

  • 0

Ну что ж други, судя по фронтовым сводкам по борьбе с вирусом, ента тема шибко актуальна.Наверное не раз слышали, что мол- староверы, проклятые изуверы, не дадут человеку воды попить, а если уж и дадут, то чашку разобьют. Ну что тут сказать? Доля правды есть конечно, но нужно понимать некоторые особенности, откель енто пошло.Сначала давайте договоримся о терминологии (что бы вы сразу не обиделись), ну и конечно же о мировоззрении людей которых обсуждаем. Во первых мы обсуждаем людей верующих и для которых гигиена тела и души- практически равнозначны. Во вторых, у верующих людей, накону стоит спасение безсмертной души и то к чему призывает Спаситель и Святые отцы, намного важней чем светская мишура. На счет терминологии, то слово "поганый" имеет смысл- языческий (поганус paganus лат.), сиречь -нехристи. Так вот, "блюсти чашку", придумали вовсе не староверцы, а Русская Церковь в средние века, получив енту традицию из Византии. Помогало ли енто и в гигиене, само собой! Но причина в другом.Лубок Трапеза благочестивых и нечестивых. 18 век.Християне, с самого начала, старались себя отделить от неверных, по прямому указанию Спасителя:13 Я обращаюсь к вам, как к детям, так откройте же и вы в ответ свои сердца!14 Не будьте заодно с неверующими. Что общего у праведности с грехом? Что общего у света с тьмой15 или у Христа с Велиаром? Что общего у верующего с неверующими,16 и у храма Божьего с идолами? Ведь мы храм живого Бога, так как Бог сказал о нас: "Я вселюсь в них и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом".17 "Выйдите поэтому из их среды и отделитесь, – говорит Господь, – не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас".18 "Я буду вашим Отцом, и вы будете моими сыновьями и дочерями", – говорит Господь Вседержитель.2-е Коринфянам 6 главаТак или иначе, но в разных уголках Земли, возникали разные традиции, давайте я вам накидаю маленько цитат от православных святых отец. Ну и примеры из жизни...св Феодосий Печерский"...и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят ящериц, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост....Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацин, болгарин или еретик, латинин или язычник — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом»."Аще арменин испиет из сосуда, таковому сосуду (сиречь чаше или иной какой) молитвы не давати, но разбити" (Книга Кирилова, лист 269).Преподобный Иосиф игумен Волоцкий: "Многажды глаголах вам о безбожных еретицех, и ныне молю не совокуплятися с ними ни в ядении, ни в питии, ни в любви, ни в дружбе; творяй сия, чужа себе творит Христовы Церкви". "Аще кто в бесплотных житие поживет с еретики приобщаяся, таковый друг диавола"."Вере латыньстей не прилучаитеся, ни обычая их держати, и комканья их бегати и всякого ученья их бегати, и норова их гнушатися и блюсти, своих дочерей не давати за них, ни у них поимати, ни братитися, ни поклонитися, ни целовати его, ни с ним из единаго судна ясти, ни пити, ни брашна их приимати. Тем же паки у нас просящим Бога ради ясти и пити. Дати им, но в их судех, аще ли не будет у них судна, в своем дати, потом измывши дати молитву, занеже не право веруют и не чисто живут".(Филофей Псковский. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян XI-XVI вв. Андрея Попова. СПб., С. 45-46.)Матфей Иеросалимский в 50 правиле пишет:"Если некто поганый осквернит рукой своей вино или масло, то это не достоит христианам вкушать."Святитель Иоанн Златоуст:"…Если кто с еретиками вместе ест, то он называется врагом Христовым. Питающийся вместе с еретиками в Церковь не допускается, и христиане отвращаются от нарушителя, как идолослужителя" (книга Маргарит).Наверное достаточно? ))) хотя можно целую книгу издать! Так или иначе, в те времена, люди жили компактно и встречались с иноверцами или иноземцами очень редко, да и определить их можно было сразу и по одежке, и по босорылости. Даже свои же купцы, которые возвращались из загранки, обязательно закрывались на 40-ка дневный пост.А вот после раскола на Руси, блюсти чашку стало сложней и родилось много мифов от синодальной пропаганды. Сейчас "чашечников" не так уж много, в основном остальцы в безпоповских согласиях. Мои дед и бабушка были - "супер чашечники" ))) даже внукам нельзя было дотронуться до их посуды. Всем остальным (даже родне), так как были замирщины, подавалась "поганая посуда". Поганая не значит грязная, а лишь что из неё кушали неверные. Сейчас напоминание об ентом встречает гнев и раздражение. Но необходимо понимать, что Церковные Правила, в отношении поганого и чистого, выработаны веками и предельно практичны. Они помогают хранить чувство священного.Вот вам мои прадед Панкратов Лев Михайлович и прабабушка Елена, она кстати, когда на улице встречала никониянского попа, переходила на другую сторону...а вы говорите "чашка" ))).Еще один случай из жизни- Дед что то ковырялся в палисаднике, как шел мимо сосед (из никониян), поздоровкались, постояли поболтали о том , о сем... тут уж сосед попросил попить... бабушка сбегала и налила в поганую кружку (зачерпывать нельзя! и ведро всегда должно быть накрыто!) Сосед попил, поблагодарил и пошел...токмо вот кружку повесил на черенок лопаты. Бабушка потом ентот черенок вымачивала в бочке с водой наверное с месяц, само собой с очистительными молитвами.

Выбор редакции
Выбор редакции
31 марта, 15:37

Свобода

  • 0

Девушки с Явы, освобожденные австралийскими войсками из японского военного борделя. Снимок сделан на одном из островов в Тихом океане после капитуляции частей японской армии.отсюда

Выбор редакции
Выбор редакции
31 марта, 15:29

Танцуют все!

  • 0

Сейчас, когда все парки Москвы закрыты на карантин, самое время вспомнить танцы на открытом воздухе,как это бывало прежде – с ранней весны до поздней осени,например, в московском парке «Сокольники», начало 2000-х:        В городском саду играетДуховой оркестр.На скамейке, где сидишь ты, Нет свободных мест.Оттого, что пахнут липыИ река блестит,Мне от глаз твоих красивыхВзор не отвести...В 1947 году композитор Матвей Блантер сочинил на стихи Алексея Фатьянова песню о встрече юноши и девушки в городском саду,где играл духовой оркестр (эта довоенная традиция прерывалась только во время войны, а потом вновь возродилась);где кружились в вальсе пары, и где случилась эта долгожданная встреча с той, которая станет любимой...Прошёл чуть не полмира я – С такой, как ты, не встретилсяИ думать не додумался, Что встречу я тебя...С тех пор эта песня, которую называют и «Встреча», и «В городском саду», и «В городском саду играет духовой оркестр»стала одной из самых популярных - на всех танцплощадках, где встречаются 40+Потому что время проходит – а волшебные встречи как случались, так и случаются –Вот рассвет весенний гаситЗвёздочки в пруду.Но ничто не изменилось В городском саду.На скамейке, где сидишь ты, Нет свободных мест...В городском саду играетДуховой оркестрЛирика лирикой, но разве можно обойтись без ритмических танцев? Ни за что!        Фото В. Златомрежев

Выбор редакции
31 марта, 14:13

Старое фото из краеведческого музея, быт...

  • 0

Ретро фото, сделанное в перидод с 1911 по 1935 год.На нем можно увидеть быт людей первой трети 20 века. Как одевались дома дети, домашнюю обстановку, как одевались взрослые.Фото сделано финским фотографом в Финляндии. В Финляндии, которая тоже была затронута перепитиями 20 века, но сохранились приметы быта в лучшем состоянии.Из краеведческого музея Савонлинны (Финляндия)

Выбор редакции
Выбор редакции
31 марта, 12:53

Пикник во Франции / Barbeque, France, mid-1970-s

  • 0

Предположительно,Группа советских дипработников с семьями на пикникево Франции, середина 70-х.Набор слайдов, купленных на онлайн-барахолке.Автор неизвестен.Presumably, the group of Soviet diplomats and their familiestravelling around France in 1970-ies.Color slide. Author unknown.

Выбор редакции
31 марта, 12:46

*три девицы на панцерфаустах*

  • 0

1945.Три немецких девушки, взятые в плен американцами. Они сидят у ящиков от гранатометов Panzerfaust. В центре оператор службы обеспечения полетов люфтваффе, другие тоже, предположительно, из люфтваффе. ( http://waralbum.ru/385217/ )

Выбор редакции