Источник
Блог Николая Подосокорского - LiveJournal.com
Выбор редакции
22 мая, 19:42

76% бизнесменов оценили состояние российской экономики как катастрофическое

  • 0

В то время как Росстат отчитывается о росте российского ВВП шесть кварталов подряд, представители бизнеса, работающие в реальном секторе, массово жалуются на деградацию ситуации и риски банкротства. 76% российских бизнесменов оценивают состояние экономики как кризисное и катастрофическое. К такому выводу пришел ВЦИОМ, опросив 1,4 тысячи владельцев и топ-менеджеров из 9 несырьевых отраслей - от строительства и связи до образования и обрабатывающей промышленности.О кризисе заявили 73% представителей крупного бизнеса и 77% - среднего и малого. Их доля выросла на 2-5 процентного пункта по сравнению с 2017 годом. 50% сообщили, что несмотря на обещание властей не повышать налоговую нагрузку, фактически налоги выросли, почти две трети пожаловались на двузначный рост тарифов естественных монополий (в среднем около 16%). Столько же - 63% - сообщили, что за последний год положение их бизнеса ухудшилось (против 59% год назад). 23% заявили, что в ближайший год им придется сворачивать операции или вовсе уходить с рынка.Бизнес жалуется на неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и сжатие платежеспособного спроса на внутреннем рынке, следует из опроса. Причем ни одну из проблем не удалось решить, если сравнивать с пиком кризиса в 2016 году, считают топ-менеджеры: неопределенность в экономике и дефицит денег у конечных потребителей - на том же уровне (4 и 3,8 балла), а налоговое давление выросло (с 3,7 до 4 баллов).За два года количество возбужденных против предпринимателей уголовных дел выросло почти в 5 раз - до 1 миллиона. При этом добиться послабления меры наказания в минувшем году удалось лишь 44 бизнесменам, сообщил в январе уполномоченный по делам бизнеса Борис Титов. По данным Экспертного координационного центра, Госдума в два раза увеличила число принятых экономических законопроектов, при этом практически каждый второй из них либо вводил для бизнеса дополнительные обременения, либо ужесточал контроль за предпринимательской деятельностью.ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
22 мая, 08:33

Демпси Э. Модернизм и современное искусство (2018)

  • 0

Демпси Э. Модернизм и современное искусство. / Пер. с англ. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 176 с.Эми Демпси представляет хитросплетения современного искусства, порой отпугивающие зрителей и читателей своей сложностью, в виде понятной карты стилей, школ и направлений. В удобной и наглядной форме ее увлекательная книга описывает шестьдесят восемь наиболее важных направлений в искусстве модернизма и постмодернизма. Каждая глава содержит краткую характеристику направления, анализ одной или нескольких типичных для него работ, а также перечни его основных представителей, проблем и техник, к которым они обращались, и музейных собраний, где можно увидеть их произведения.«Ясная и лаконичная книга Эми Демпси — это прекрасный справочник по модернизму и современному искусству, идеальный помощник для всех, кто хотел бы разобраться в основных направлениях художественного творчества последних полутора веков».Кэролайн Даглас, Общество современного искусства, ЛондонВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
22 мая, 08:15

Профессор МГУ Владислав Смирнов. "Процесс пошел"

  • 0

Владислав Павлович Смирнов (род. 1929) — советский и российский историк, специалист по истории Франции. Заслуженный профессор Московского университета (2012), лауреат премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2013). В 1953 году В.П. Смирнов окончил исторический факультет МГУ, затем стал аспирантом, а с 1957 г. начал работать на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, где прошел путь от ассистента до профессора. Ниже приводится фрагмент из его книги: Смирнов В.П. ОТ СТАЛИНА ДО ЕЛЬЦИНА: автопортрет на фоне эпохи. – М.: Новый хронограф, 2011.Процесс пошелЭти слова Горбачева хорошо характеризуют обстановку в нашей стране в первые годы «перестройки», когда рушились прежние порядки, и мы становились свидетелями многих неожиданных событий. В январе 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты два важных решения: во-первых, созвать партийную конференцию, которая официально закрепит курс на перестройку, во-вторых, впредь избирать руководителей партийных организаций не на заседаниях партийных комитетов и бюро, а прямым тайным голосованием всех членов партийной организации, причем на альтернативной основе, то есть с выдвижением нескольких кандидатов на одно место. Это существенно меняло систему формирования партийного руководства и демократизировало ее. Адо говорил, что после этого он понял, что в стране происходят необратимые перемены. Я понял это значительно позднее.Больше всего в это время меня, и, наверное, не только меня, поразил не очень значительный, но совершенно невероятный факт. В ясный солнечный день 28 мая 1987 г., когда я пришел домой с работы, жена встретила меня вопросом: «Ты слышал? Немецкий самолет сел на Красной площади?» – «Не может быть.» – «Только что передали по радио». Дождались новых сообщений по радио и свежих газет. Оказалось, действительно, молодой немецкий летчик-любитель Матиас Руст на маленьком спортивном самолетике пересек советскую границу где-то в Прибалтике, спокойно долетел от Ленинграда до Москвы и посадил свой самолет на Красной площади. Как это могло случиться? Что делала наша противовоздушная оборона? Где были наши прославленные летчики-истребители? И чего все они стоят, если иностранный самолет, никем не потревоженный, пролетел почти полстраны вплоть до Москвы? А если бы это был вражеский бомбардировщик?Как всегда, приходилось основываться на слухах. По одним слухам, наши радары не смогли «засечь» самолет Руста, потому что он был слишком мал и летел слишком низко, по другим – после скандала с южнокорейским «Боингом» никто не решался отдать приказ сбить или посадить иностранный самолет. Руста взяли под стражу, начальника ПВО сняли, министра обороны, маршала С.Л. Соколова, заменили генералом Д.Т. Язовым (которого вскоре произвели в маршалы). Он оказался последним маршалом Советского Союза. Отставки не объясняли проишествия. Возникали неприятные вопросы. Может быть, наша армия не так сильна, как мы думали, а послевоенные маршалы далеко уступают «настоящим» маршалам Второй мировой войны? Может быть, поэтому они никак не могут добиться победы в Афганистане? Не следует ли что-то менять в самой армии? По свидетельству Черняева, такие вопросы обсуждались и в окружении Горбачева. Черняев предложил отказаться от призывной системы и перейти к профессиональной кадровой армии, но Горбачев отверг эту идею. Он был взбешен, говорил: «Опозорили страну, унизили народ», но ограничился сменой военного руководства, отдав под суд 150 генералов и офицеров, которые не остановили Руста. Результатов, мы не увидели, и сомнения в боеспособности нашей армии не исчезли.В ноябре 1987 г. Горбачев сделал еще один крупный шаг в процессе перестройки. По давней советской традиции, он выступил с докладом на торжественном собрании, посвященном 70-летию Октябрьской революции, но, вопреки традиции, неожиданно подверг пересмотру многие прежние оценки. Ссылаясь на последние работы Ленина, опубликованные при Хрущеве, Горбачев доказывал, – на мой взгляд не слишком убедительно, – что «перестройка» и «новое мышление» – это развитие ленинских идей; продолжение Октябрьской революции в новых условиях. «Перестройку» он определил как стремление «теоретически и практически полностью восстановить ленинскую концепцию социализма». Новое политическое мышление Горбачев связал с «общечеловеческими ценностями». По его словам, «общечеловеческие ценности являются главным приоритетом» и должны стоять выше узкоклассовых интересов. Для меня, воспитанного на теории классовой борьбы, это звучало странно. Конечно, Хрущев тоже говорил, что у нас больше нет диктатуры пролетариата, а есть общенародное государство, но такие высказывания я всерьез не воспринимал, потому что видел, что и при Хрущеве в основном сохранялись прежние порядки. Теперь чувствовалось что-то иное.Мое внимание особенно привлекли новые – а вернее, старые – оценки Сталина, возвращавшие нас ко временам ХХ и XXII съездов. Воздав Сталину хвалу за «неоспоримый вклад» в борьбу за социализм, утверждая, что иного, кроме сталинского, политического курса в 30-е годы избрать было нельзя, Горбачев, тем не менее, обрушился на допущенные Сталиным «грубые политические ошибки». Он сказал: «Вина Сталина и его ближайшего окружения перед партией и народом за допущенные массовые репрессии и беззакония огромна и непростительна». Горбачев намекнул, что лидеры «правого уклона» – Бухарин, Рыков и другие – были во многом правы и, во всяком случае, невиновны в приписываемых им преступлениях. Он сообщил, что Политбюро создало комиссию по дополнительному расследованию фактов репрессий 30-х годов. У меня возникло ощущение, что мы возвращаемся к временам ХХ съезда: хороший Ленин противопоставлялся плохому Сталину.Желая наглядно продемонстрировать направление своей политики, Горбачев сделал символический жест: вернул из ссылки академика Сахарова. Он сам позвонил Сахарову в Горький, чтобы известить его об этом. 23 декабря 1986 г. Сахаров вернулся в Москву. В «Правде» я увидел его фотографию в большой меховой шапке среди встречавших на вокзале в Москве. В декабре 1987 г. состоялся первый визит Горбачева в Вашингтон. Его пришлось прервать из-за катастрофического землетрясения в Армении, но Горбачев и Рейган все же успели подписать договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе. Наши газеты и телевидение преподносили его как достижение «нового мышления», но из воспоминаний самого Горбачева видно, что он руководствовался и весьма практическими соображениями. Военные объяснили ему, что под удар размещенных в Европе американских ракет «Першинг-2» попадает самая населенная часть СССР. «Они достигали целей не более чем за 5 минут, и защиты против них у нас практически не было».Договор о взаимной ликвидации советских и американских ракет средней и меньшей дальности отводил от СССР эту угрозу, да еще позволял значительно уменьшить ставшие непосильными военные расходы. Но самым главным событием международной жизни того времени стало окончание тяжелой и безуспешной войны в Афганистане. После 8 с лишним лет Горбачев, наконец, решился прекратить ее. В апреле 1988 г. Советский Союз, США, Пакистан и Афганистан подписали соглашение о выводе советских войск из Афганистана  Телевидение показывало, как это происходило. По мосту через пограничную реку шли бронетранспортеры под красным флагом, а за ними – один человек, командующий советскими войсками в Афганистане генерал Б.В. Громов. Все выглядело торжественно, я понимал, что это необходимо, но меня не оставляла мысль: нас побили, мы потерпели поражение – впервые после окончания Второй мировой войны. «Непобедимая и легендарная» советская армия, оснащенная новейшей техникой, не смогла справиться с афганскими партизанами. В голове вертелась когда-то услышанная мною фраза: «Режимы не переживают поражений».После вывода советских войск из Афганистана в Москву прилетел Рейган. По телевидению было видно, как Горбачев и Рейган с супругами прогуливаются по Кремлю и по Красной площади, сидят рядом друг с другом на приемах, разговаривают с какими-то прохожими, очень кстати – как весовщик Смагин во время визита Никсона – оказавшимися на Кремлевской площади. Один из них задал Рейгану политически грамотный вопрос: «Господин президент, вы и до сих пор считаете Советский Союз империей зла?» Рейган ответил: «Нет», и средства массовой информации разнесли его ответ по всему миру как большую сенсацию. На экране телевизора Рейган выглядел чрезвычайно импозантно: высокий, стройный, с копной черных волос и ослепительной улыбкой, он смотрелся лучше, чем невысокий, полноватый, лысоватый Горбачев. Зато Раиса Максимовна, на мой взгляд, превосходила Нэнси Рейган.Во время визита Рейгана в Москву СССР и США обменялись ратификационными грамотами к договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, обязались уведомлять друг друга о запусках своих баллистических ракет и подписали программу культурного сотрудничества. По свидетельству Горбачева, Рейган настаивал еще на обеспечении свободы религии и свободы эмиграции из СССР, а Горбачев предлагал принять совместную декларацию о неприемлемости решения спорных вопросов военной силой. Официальных соглашений по этим вопросам не было подписано, но практические результаты ощущались. Евреев, годами сидевших «в отказе», начали выпускать из СССР. От них больше не требовали непомерный «выкуп» за полученное образование; их перестали считать изменниками. Иностранные ученые и туристы стали все чаще и чаще приезжать в СССР.На историческом факультете МГУ начали регулярно читать лекции иностранные (в том числе «буржуазные») историки из США, Франции и других стран, а мы стали ездить на международные конференции. Крупные шаги были сделаны навстречу церкви. Горбачев встретился с Патриархом и членами Синода Русской православной церкви, обещал им обеспечить свободу богослужения и вернуть национализированные советской властью церковные здания. Священники стали выступать с публичными лекциями и проповедями, появляться на телевидении. Горбачев посетил Ватикан, где его принимал Папа Римский Иоанн-Павел II (поляк по происхождению). В Советском Союзе, казалось бы абсолютно атеистической стране, бурно возрождалась религия.Большое внимание правительство и средства массовой информации уделяли перестройке экономики. В поисках желанного «ускорения» испытывались разные способы. Сначала правительство ввело «государственную приемку» промышленных изделий по образцу «военной приемки» на военных заводах. Создали целую сеть государственных контролеров, но она оказалась не эффективной. Затем решено было не назначать директоров предприятий, а выбирать их на собраниях трудовых коллективов. Вскоре, однако, обнаружилось, что выборные директора часто пользовались популярностью среди персонала, но не всегда имели специальные знания, а, находясь в зависимости от трудового коллектива, не могли эффективно управлять предприятиями, где, как в армии, требуется единоначалие. Пришлось отказаться от выборности директоров, также как в 30-е годы отказались от выборов войсковых командиров.В средствах массовой информации возобновилась начатая еще при Хрущеве дискуссия о том, почему наша страна, богатая природными ресурсами, обладающая вроде бы давно доказанными «преимуществами социалистического способа производства», в течение многих десятилетий не может обеспечить свое население продовольствием и товарами народного потребления? Большой шум вызвали опубликованные в 1987 г. в «Новом мире» статьи ряда экономистов: «Лукавая цифра» В. Селюнина и Г. Ханина, «Авансы и долги» Н. Шмелева, «Пироги и пышки» Л. Пияшевой, сельскохозяйственные очерки Ю. Черниченко и А. Стреляного. Эти ранее малоизвестные авторы с большим знанием дела очень убедительно показывали, что советская статистика фальсифицировала действительность; что колхозная система и централизованное планирование толкают руководителей предприятий на «приписки», отбивают у людей желание честно трудиться.Некоторые видные советские экономисты, в том числе директор Института экономики, академик Л.И. Абалкин, академик Т.И. Заславская, профессора экономического факультета Московского университета Г.Х. Попов и С.С. Шаталин стали доказывать, что успешное развитие экономики невозможно без личной заинтересованности и без конкуренции, то есть без введения элементов рыночной экономики. С точки зрения марксистско-ленинской теории это были еретические мысли, но они обещали дать практические результаты. К выступлениям ученых и публицистов прислушивались «наверху». Абалкин стал заместителем председателя Совета Министров СССР. С видными экономистами не раз консультировался Горбачев. В правительстве крепло убеждение в необходимости экономических реформ, допущения частной инициативы, расширения рыночных отношений1 мая 1987 г. вступил в действие закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в мае 1988 г. – «Закон о кооперации», позволявший организовывать кооперативы в торговле, строительстве, сфере обслуживания и сельском хозяйстве без предварительного разрешения властей.В стране появилась и стала быстро расти новая социальная группа: кооператоры-предприниматели. Самой многочисленной их частью были «челноки»; они закупали дефицитные товары за границей и продавали их в СССР. Из Западной Европы везли компьютеры, магнитофоны, проигрыватели, из Китая, главным образом, недорогую одежду, постельное белье, игрушки, канцелярские товары. Складами и магазинами, на первых порах, служили частные квартиры. Это была тяжелая работа, которой часто занимались женщины. Как-то я ехал в поезде, где в соседних купе разместились «челноки». На стоянках они таскали на себе огромные, неподъемные тюки с товаром, а потом до глубокой ночи упаковывали, перепаковывали и увязывали их. Спали они на своих тюках, которыми были забиты все пассажирские места и проходы между ними.Конечно, «челнокам» приходилось все время давать взятки милиции, таможенникам, проводникам и прочему чиновному люду, но все же они, несомненно, зарабатывали больше рядовых рабочих и служащих, и постепенно насыщали страну предметами первой необходимости. Некоторые кооператоры выросли в крупных предпринимателей и сколотили большие состояния. Помню, меня и всех наших знакомых поразило известие, что один из самых успешных кооператоров-предпринимателей А. Тарасов, будучи членом КПСС, заплатил в качестве членских взносов (они тогда составляли 3 % от дохода) более миллиона рублей (зарплата профессора тогда составляла 400 рублей в месяц). По-существу, это были уже рыночные, капиталистические отношения, хотя еще в форме кооперативов и «индивидуальной трудовой деятельности».Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 мая, 20:08

"Спасти Олега Сенцова". Обращение Ассоциации «Свободное слово»

  • 0

14 мая 2018 года украинский режиссер Олег Сенцов опубликовал через адвокатов заявление о бессрочной голодовке. Он требует освободить всех украинских политзаключенных, которые находятся в российских тюрьмах. 21 мая 2018 года на сайте газеты «Троицкий вариант — Наука» было опубликовано коллективное обращение правозащитной Ассоциации «Свободное слово», Санкт-Петербургского ПЕН-клуба и Вольного исторического общества в защиту режиссера Олега Сенцова. Обращение подписали Светлана Алексиевич, Мариэтта Чудакова, Александр Архангельский, Людмила Улицкая, Дмитрий Бавильский, Нуне Барсегян, Ольга Варшавер, Алина Витухновская, Сергей Гандлевский, Алиса Ганиева, Евгений Ермолин, Андрей Плахов, Николай Подосокорский, Зоя Светова, Наталия Соколовская, Виктор Шендерович, Татьяна Щербина, Андрей Чернов, Елена Чижова и другие известные общественные деятели. Ассоциация «Свободное слово» — правозащитное объединение литераторов, журналистов, кинокритиков, публицистов, блогеров, появившееся в 2017 году после раскола Русского ПЕН-центра. Ниже текст заявления приведен полностью.СПАСТИ ОЛЕГА СЕНЦОВАОсуждённый на двадцать лет украинский режиссёр Олег Сенцов, признанный правозащитным движением «Мемориал» политическим заключенным, прямо сейчас ведёт бессрочную голодовку, требуя освобождения всех украинских политзаключённых в России. Люди, знающие Сенцова, уверены, что он пойдет до конца.Мы требуем отправить Сенцова на его родину – в Украину. Смерть Олега Сенцова станет позором для России и навсегда запятнает тех, кто мог бы его спасти, но не спас.Мы обращаемся к участникам Петербургского экономического форума с призывом поддержать наше заявление.Члены ассоциации «Свободное слово»Надежда Ажгихина, журналистНиколай Александров, литературовед, критикСветлана Алексиевич, писательАлександр Архангельский, писательДмитрий Бавильский, писательЕлена Баевская, переводчикИрина Балахонова, издательНуне Барсегян, писательЛеонид Бахнов, писательИрина Богатырева, писательТатьяна Бонч-Осмоловская, писательАлла Боссарт, писательОльга Бухина, переводчикОльга Варшавер, переводчикДмитрий Веденяпин, поэт, переводчикАлина Витухновская, писательМарина Вишневецкая, писательВладимир Войнович, писательСергей Гандлевский, писательАлиса Ганиева, писательАлександр Гельман, драматургКристина Горелик, журналистВарвара Горностаева, издательМарк Гринберг, переводчикНаталья Громова, писательНаталия Демина, журналистВиталий Диксон, писательВероника Долина, поэтОльга Дробот, переводчикЕвгений Ермолин, эссеист, историк культурыВиктор Есипов, литературовед, поэтГеоргий Ефремов, поэт, переводчикВиктория Ивлева, журналистИгорь Иртеньев, поэтГеннадий Калашников, поэтДмитрий Карельский, переводчикПавел Катаев, писательНина Катерли, писательИрина Кравцова, редакторГеннадий Красухин, литературоведГригорий Кружков, поэт, переводчикСергей Кузнецов, писательМайя Кучерская, писательИрина Левинская, библеист, эпиграфистМария Людковская, переводчикНаталья Мавлевич, переводчикВиктор Матизен, кинокритикВладимир Мощенко, писательПавел Нерлер, литературоведАнтон Нечаев, писательЛеонид Никитинский, журналистЛев Оборин, поэт, журналистМаксим Осипов, писательСергей Пархоменко, журналистГригорий Петухов, поэтАндрей Плахов, киновед, кинокритикНиколай Подосокорский, публицист, культурологАлёша Прокопьев, поэт, переводчикОльга Романова, журналистМария Рыбакова, писательЗоя Светова, журналистВячеслав Середа, переводчикБорис Соколов, журналистНаталия Соколовская, писательВладимир Сотников, писательТатьяна Сотникова (Анна Берсенева), писательИрина Стаф, переводчикДмитрий Стахов, писательЛюбовь Сумм, переводчикЛюдмила Улицкая, писательМария Фаликман, поэт, переводчикИгорь Харичев, писательНаталья Чепик, писатель, сценаристТатьяна Чернышева, переводчикМариэтта Чудакова, писатель, литературоведАлла Шевелкина, журналистВиктор Шендерович, писательТатьяна Щербина, писательСергей Яковлев, писательК заявлению присоединилисьчлены Санкт-Петербургского ПЕН-клубаКонстантин Азадовский, историк культурыАнатолий Бергер, поэт, прозаикТамара Буковская, поэтБорис Вишневский, писатель, публицист, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга («ЯБЛОКО»)Александр Долинин, литературоведАлександра Глебовская, переводчикЛюбовь Гуревич, искусствовед, критик, литераторВалерий Дымшиц, доктор химических наук, переводчик, профессор СПбГУНикита Елисеев, ведущий библиограф РНБ (Публичной библиотеки), критик.Сергей Завьялов, поэтАлексей Захаренков, издательАлександр Кобринский, доктор филологических наук, профессорНиколай Кононов, поэт, прозаикАлександр Лавров, академик РАНОлег Лекманов, доктор филологических наук, профессорАлла Михалевич, поэт, переводчикГригорий Михнов-Вайтенко — правозащитникГеннадий Николаев, прозаикАнатолий Разумов, историкДавид Раскин, доктор исторических наукБорис Рогинский, философ, литераторНаталия Сивохина, поэтАлександр Скидан, поэт, критик, переводчикСергей Стратановский, писательМариэтта Турьян, доктор филологических наукАндрей Чернов, поэт, переводчикЕлена Чижова, писательИлья Штемлер, прозаикВалерий Шубинский, поэт, критик, историк литературыМихаил Яснов, поэт, переводчик, детский писательЧлены «Вольного исторического общества»Владислав Аксенов, старший научный сотрудник института Российской истории РАНИрина Аржанцева, ведущий научный сотрудник Института Этнологии и антропологии РАНАлексей Вигасин, доктор исторических наук, профессор МГУЕвгений Волков, доктор исторических наук, профессор ЮУрГУАлексей Гиппиус, член-корреспондент РАН, профессор НИУ ВШЭАлексей Гусев, доцент исторического факультета МГУБорис Долгин, Общероссийский гражданский форум, экспертная группа «Европейский диалог»Сергей Зенкин, доктор исторических наук, профессор Института высших гуманитарных исследований РГГУМихаил Липкин, учитель истории и обществознания школы № 1811 г. МосквыАлександр Кравецкий, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАНПавел Кудюкин, сопредседатель Профсоюза «Университетская солидарность»Иван Курилла, доктор исторических наук, профессор ЕУВера Мильчина, историк литературы, переводчик, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследованийАлександр Молдован, академик, директор Института русского языка им.В.ВиноградоваАлексей Мосин, доктор исторических наук, профессор УрФУМихаил Немцев, доцент кафедры философии НГУЭУДмитрий Панченко, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-ПетербургеНикита Соколов, к.и.н., председатель совета Вольного исторического обществаАндрей Суслов, доктор исторических наук, директор Центр гражданского образования и прав человека (г.Пермь)Ирина Щербакова, руководитель образовательных программ «Международного мемориала»А также:Борис Кац, музыковед, литературовед, засл. работник культуры РФВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 мая, 12:52

Умер режиссер Александр Аскольдов‍, снявший фильм "Комиссар" (1967)

  • 0

21 мая на 86-м году жизни скончался советский кинорежиссёр и писатель Александр Аскольдов‍, сообщает Росбалт. Аскольдов родился 17 июня 1932 года в Москве. Детство провёл в Киеве, где в 1937 году был арестован его отец, Яков Лазаревич Аскольдов (1893—1937) — крупный советский хозяйственник и герой Гражданской войны. Вскоре прямо дома арестовали и увезли мать. Мальчик ушёл из квартиры к друзьям родителей, опасаясь что заберут и его. Впоследствии друзья родителей переправили его в Москву к бабушке по материнской линии, которая жила в коммуналке около Новодевичьего монастыря. В 1955 году окончил филологический факультет МГУ. В 1958 году — аспирантуру Литературного института им. Горького. Известен как один из исследователей творчества Михаила Булгакова. По телефонному справочнику Москвы разыскал вдову Булгакова — Елену Сергеевну, помогал ей составлять опись булгаковского архива, занимался популяризацией творчества Булгакова. Позднее работал в аппарате Министерства культуры СССР помощником министра культуры Екатерины Фурцевой, затем членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР.В 1966 году поступил на Высшие режиссёрские курсы. В 1967 году в качестве дипломной работы снял картину «Комиссар» по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Фильм был запрещён к показу и пролежал на полке более 20 лет. За свою картину Аскольдов подвергся преследованиям: его уволили со студии с формулировкой «профессионально непригоден» в трудовой книжке, а позже, во время работы художественным руководителем киноконцертного зала «Россия», исключили из партии.Картину «Комиссар» собирались уничтожить, но осталась одна копия, которую сам режиссёр, по его словам, тайно вынес из монтажной и тем спас от уничтожения. В 1987 году, во времена Перестройки и гласности в жюри Московского международного кинофестиваля участвовало большое количество зарубежных кинодеятелей (Роберт Де Ниро, Ванесса Редгрейв и других) и на пресс-конференции фестиваля при обсуждении темы запрещённого кино в СССР, Аскольдов вышел из зала на трибуну и рассказал о своём запрещённом до того времени фильме «Комиссар». Позднее фильм появился на экранах страны.В 1981—1985 годах работал директором и художественным руководителем киноконцертного зала «Россия». В последние годы преподавал в киношколах и университетах Германии, Швеции, Англии и Италии. Издал несколько книг.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 21:34

Умер востоковед Бернард Льюис

  • 0

19 мая в городе Вурхиз (штат Нью-Джерси, США) на 102-м году жизни скончался британский и американский историк, востоковед Бернард Льюис, сообщает газета "Известия". Льюис родился 31 мая 1916 года в Лондоне. Вырос в еврейской семье, интерес к языкам и истории зародился у него при подготовке к бар-мицве. В 1936 году окончил Школу востоковедения (ныне Школа исследования Востока и Африки - ШИВА) при Лондонском университете, а через три года получил степень доктора философии. Его основной специализацией была история ислама. Он изучал право и даже хотел стать адвокатом, но вернулся к истории Ближнего Востока. Также учился в аспирантуре Парижского университета у Луи Массиньона и в 1937 году получил «Diplôme des Études Sémitiques». В 1938 году вернулся в альма-матер преподавателем истории ислама.Бернард Льюис и Генри КиссинджерС 1940 года служил в британской армии в Королевском бронетанковом корпусе, а в 1941 был прикомандирован к Форин-офис. После войны он вернулся в ШИВА и в 1949 году был назначен на новую кафедру истории Ближнего и Среднего Востока. В 1974—1986 годах работал в Принстонском университете и Институте перспективных исследований (Нью-Джерси, США), он преподавал только один семестр в год и был освобождён от административных обязанностей, благодаря чему мог больше времени уделять исследованиям. Именно в Принстоне начался самый плодотворный период его научной карьеры, в ходе которого он опубликовал множество книг и статей на основе ранее накопленных материалов. После ухода оттуда он до 1990 года работал в Корнеллском университете.В 1966 году один из основателей научного общества «Ассоциация Ближнего Востока Северной Америки» (MESA), которое покинул в 2007 году и основал «Ассоциацию по изучению Ближнего Востока и Африки» (ASMEA). Организация была создана как академического общество, направленное на продвижение высоких стандартов исследований и преподавания в восточных и африканских исследований. В 1982 году получил гражданство США. В 1990 году Национальный гуманитарный фонд удостоил его высшей награды правительства США за достижения в области гуманитарных наук.Специализировался на истории ислама, взаимоотношениях между исламом и Западом, также известен как автор работ по истории Османской империи. Эмерит-профессор Принстонского университета. Неоднократно консультировал известных политиков. Мартин Крамер, автор «Encyclopedia of Historians and Historical Writing», считает, что за свою 60-летнюю карьеру Льюис стал «самым влиятельным послевоенным историком ислама и Ближнего Востока».Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 21:00

Что ждет блогосферу в 2018-2019 годах

  • 0

Игорь Чубенко вместе с Hello Blogger опубликовал очередной прогноз о том, что ждет блогосферу в 2018-2019 годах. Я выделил из обзора самое важное. Блогосфера больше не «довесок» в планировании PR-кампаний и маркетинговых бюджетах. Ей выделяется существенная строка, сопоставимая с затратами на телерекламу. Топовые Instagram- и YouTube-блогеры приобрели статус селебрити. Руководители других каналов дистрибуции контента, прежде всего ТВ и онлайн-СМИ, признали масштабы явления и его влияние почти на все сферы жизни, от производства и продажи товаров до политики и социальных норм. Сейчас можно говорить о 12 000 русскоязычных блогеров - это примерное количество людей, которые ощутимо влияют на весь рынок блогосферы. Рынок объемом 5-8 млрд рублей. Такую сумму в 2017 году называли эксперты, но эта оценка не учитывает теневые объемы, которые могут достигать до 50% от суммы. Есть основания полагать, что в 2018 году затраты на рекламу в блогосфере составят уже более 10 млрд рублей.Бесполезные «школы блогеров». Они зачастую рассчитаны на школьников и их родителей. Нет никакой таинственной школы, которая научит быть популярным и успешным, но есть специалисты, которые учат использовать инструменты и делятся опытом. Время для того, чтобы публиковать на Ютьюбе контент для аудитории 35-50 лет, пришло. Но аудитория по-прежнему не принимает слишком качественные и дорого выглядящие проекты. YouTube останется самой дорогой площадкой, а видео — самым ходовым форматом.Классические СМИ не уловили момент, когда автор стал значить для площадки больше, чем она для него. Они спохватились поздно, прикрутив к своим онлайн-версиям всевозможные «уголки контрибьюторов» и «блоги на базе сайта». Конкуренция теперь идет за автора, способного привлекать аудиторию. Это видно на примере двух главных площадок текстового блогинга — «Живого журнала» и «Яндекс.Дзена». ЖЖ не отреагировал на изменение парадигмы отношений «автор — площадка», хотя первым должен был уловить их. «Дзен» этот момент отследил и грамотно разыграл карты — монетизацию, трафик, инструменты статистики и позитивный имидж Яндекса. Аудитория «Яндекс.Дзена» скоро достигнет 15 млн человек. «Смерть текста» не состоялась, он нашел новые площадки и продолжит развиваться. Маркетинговый потенциал ЖЖ исчерпан, PR-потенциал имеется, но лидерство утрачено. «Яндекс.Дзен», напротив, идет по восходящей. При должной скорости технических новаций, развития монетизации и работе с комьюнити авторов у него есть все шансы заместить «ламповый ЖЖ» и стать главной площадкой для текстового блогинга уже в 2018 году. Для этого «Дзену» придется конкурировать с мессенджерами.Прошлый год доказал, что каналы в мессенджерах можно и нужно монетизировать, они отлично «заходят» на аудиторию, которая привыкла к краткому текстовому контенту. Именно успех мессенджеров показал, что никакой «смерти текста» не будет. Мессенджеры рискуют попасть под блокировки из-за контроля со стороны надзорных органов и спецслужб, для которых важны не намерения, а возможности. Анонимные мессенджеры помогают уйти от ответственности при противоправной деятельности. Битва апологетов контроля с фанатами цифрового анархизма только началась. Несмотря на ограничивающие меры, государственные структуры показывают недостаточную техническую компетентность в вопросе блокировок. Имеются все основания считать, что «поход на мессенджеры» будет продолжен, вплоть до зачистки российского рынка до 4-5 игроков, согласных с правилами игры и готовых поступиться анонимностью своих пользователей, если на это будет запрос суда или спецслужб. Популярность мессенджеров будет расти.Если вы представляете малый бизнес или бренд, нуждающийся в активности в конкретном регионе, обратите внимание на локальных лидеров мнений. Масштаб влияния у микроинфлюенсеров — от региона или города до конкретного микрорайона или улицы. Подчас у них не более 10 тыс. подписчиков, но степень влияния на локальные сообщества и людей в конкретных локациях — выше и точнее. Работа с ними зачастую эффективнее и дешевле.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 18:51

Джеффри Уэст. Масштаб. Универсальные законы роста (2018)

  • 0

Джеффри Уэст. Масштаб. Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 512 с. ISBN 978-5-389-07010-3Не только в фантастической литературе, но и в реальной жизни велико желание ученых и приближенных к ним мыслителей открыть универсальные законы бытия. Наступление времени междисциплинарных исследований открыло новые горизонты для пытливых и любознательных умов. Среди таковых оказался и физик-теоретик Джеффри Уэст, возглавляющий группу по изучению физики высоких энергий. Идеи ученого принесли ему место в списке «Ста наиболее влиятельных людей в мире» по версии журнала Time. Бизнес-сообщество также заметило и оценило его достижения. Авторитетное издание Harvard Business Review в 2007-м году назвало работу Уэста одним из важнейших концептуальных прорывов года. Вот и Марк Бениофф, CEO компании Salesforce, говорит о том, что «Масштаб» полон блистательных открытий, касающихся «глубокой сложности нашего взаимосвязанного мира».Сложность – одно из ключевых понятий книги Уэста, обещающей рассказать об «универсальных законах роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний». Именно темой «сложности» занимается Институт Санта-Фе, президентом которого с 2005-го по 2009 год являлся Джеффри Уэст. Этот институт был создан в 1984 году специально для изучения сложных систем – биологических, экономических и социальных. Одна из декларируемых особенностей института заключается в объединении для этих целей точных, естественных и гуманитарных наук. Уэсту присуще стремление рассмотреть различные аспекты деятельности и развития сложных систем. Он начинает повествование с того, что демонстрирует читателям несколько графиков – например, те, что устанавливают зависимость между капитализацией компаний и количеством сотрудников или размером животного и его метаболизмом. Или количеством населения в городах и числом патентов.Эти сравнения Джеффри Уэст использует, чтобы продемонстрировать наличие общих закономерностей, основанных на масштабировании тех или иных значимых характеристик организмов и социальных структур. Например, делится с читателями любопытным фактом Уэст, сердца всех млекопитающих – от мыши до слона – совершают приблизительно одно и тоже количество сокращений, независимо от их размера и продолжительности жизни. Автор утверждает, что намерен установить универсальные законы масштабирования такого рода и даже надеется создать основанную на этих законах надежную методику прогнозирования.Читать материал полностью: https://www.if24.ru/universalnyi-zakon-razvitiya/?utm_source=fb&utm_medium=cpc&utm_campaign=pod_zakonВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 14:41

В. П. Мещерский. Письма к императору Александру III, 1881–1894 (2018)

  • 0

Мещерский В.П. Письма к императору Александру III, 1881–1894 / Публ., предисл. и коммент. Н.В. Черниковой. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 808 с. ISBN 978-5-4448-0793-4 (т. 3).Внук Н.М. Карамзина, видный журналист и политический деятель князь В.П. Мещерский (1839–1914) в течение ряда лет был другом и доверенным лицом великого князя Александра Александровича, с 1881 г. — императора Александра III. Издательство «Новое литературное обозрение» уже выпустило два тома писем Мещерского к великому князю за 1863–1868 гг. (2011) и 1869–1878 гг. (2014). Впервые публикуемые письма 1881–1894 гг., уже не наследнику престола, а самодержцу, касаются более общих вопросов, напрямую связанных с закулисной стороной внутренней и внешней политики страны. Они содержат ценную информацию об императоре, деятельности министерств и Государственного совета и о разных аспектах русской жизни того времени, а также о самом авторе писем и его газете «Гражданин».Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 13:41

НовГУ стал центром притяжения для молодых юристов из стран БРИКС

  • 0

19 мая в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого состоялся круглый стол «Механизмы урегулирования экономических споров с применением альтернативных процедур в рамках правовых систем стран БРИКС». В нем, помимо российских специалистов, приняли участие молодые юристы из Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки. Мероприятие проходило в рамках Программы для молодых талантов по правовым системам стран БРИКС, реализуемой общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» (АЮР), и стало своего рода дополнительным аккордом XII Недели международного сотрудничества, формально завершившейся днем ранее. С приветственным словом к правоведам обратились и.о. ректора НовГУ Юрий Боровиков и член Совета Федерации от Новгородской области, председатель Новгородского регионального отделения АЮР Сергей Фабричный.Упомянутая программа была организована по итогам юридических форумов БРИКС в Шанхае и Нью Дели. На IV Юридическом форуме стран БРИКС, который прошел в 2017 году в Москве, было принято решение сделать акцент на углублении знаний представителей стран БРИКС о российских правовых институтах и российском законодательстве. Новгородский университет, наряду с МГИМО, стал одной из площадок для обмена таким юридическим опытом. На круглом столе в НовГУ речь, главным образом, шла о специфике медиации (одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора) в разных странах. Участники круглого стола выразили пожелание, чтобы Великий Новгород и в дальнейшем выполнял роль центра притяжения ученых из стран БРИКС.Сегодня БРИКС - это более 40% населения планеты и более 30% мирового ВВП. Напомню, что на своей пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Китае в сентябре 2017 года Владимир Путин отметил особую важность укрепления разностороннего сотрудничества государств, входящих в этот союз: "Это очень перспективное объединение, без всяких сомнений, которое не по каким-то идеологическим принципам собирается, а в силу наличия целого ряда совпадающих интересов. И прежде всего связано это со структурой экономики и с нашим общим стремлением придать мировой экономике, так скажем, более справедливый и благородный характер. И в целом нам за предыдущие годы удавалось согласовать свои позиции по целому ряду крупных, основополагающих вопросов. Если обратили внимание, руководители стран БРИКС регулярно встречаются не только на специализированных саммитах, как на этот раз в Китайской Народной Республике, но и на полях различных международных мероприятий в преддверии этих событий".Несколько лет назад также было выдвинуто предложение об установлении безвизового режима для отдельных категорий граждан стран БРИКС и, прежде всего, молодых ученых. Эту тему, в частности, поднимал два года назад во время своего визита в Великий Новгород генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Арун Кумар Шарма. "Туризм, как в России, так и в Индии растет. И здесь есть большой потенциал для сотрудничества. Обе наши страны сейчас являются членами БРИКС. Насколько я понимаю, как члены БРИКС, в скором времени мы должны будем ввести безвизовый режим и, как только это произойдет, туристические потоки возрастут", - заявил он в феврале 2016 года.И.о. ректора НовГУ им. Ярослава Мудрого Юрий БоровиковСегодня в НовГУ проходят обучение почти 500 иностранных студентов и аспирантов из самых разных стран, и есть все основания полагать, что доля граждан стран-участниц БРИКС среди них будет в ближайшие годы лишь расти.Президент Нотариальной палаты Новгородской области Елена ВасильеваСлева - сенатор Сергей ФабричныйФото: Николай ПодосокорскийВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 11:47

Александр Ципко: "Сакральное русское безумие стало нашей политической стратегией"

  • 0

Александр Сергеевич Ципко – доктор философских наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН.Сумасшествие как национальная идеяУшедший от нас Юрий Карякин был все-таки не прав, когда наделял сумасшествием только Россию 1993 года, Россию, сделавшую победителем декабрьских выборов в Думу симулякра от патриотизма Владимира Жириновского. Сумасшествие – наша главная национальная привилегия, до сих пор единственная национальная идея. Без сумасшествия мы жить не можем. Разве не является подлинным сумасшествием наша нынешняя всенародная радость от того, что превосходящий нас по экономической мощи более чем в 20 раз Запад стал нашим врагом, что многие на Западе нас не только боятся, но и ненавидят, что никогда, даже в годы холодной войны, не были так сильны в США антирусские настроения?Сладость самоистязанияЧем сильнее любовь русского народа к Путину, чем больше наш президент ощущает себя царем, обладающим абсолютно непререкаемой властью, тем больше откровенного безумия демонстрирует новая «крымнашевская» Россия. Это и безумие нашего правительства, решившего в назидание Западу показывать на экране телевизора полуголодной России, у которой самая низкая в Европе минимальная заработная плата, в которой матери не знают, чем накормить ребенка, отправляя его утром в школу, как мы решительно давим тракторами тонны сыра, мясных изделий, ненавистных нам заморских фруктов, завезенных в Россию вопреки нашим окрашенным могильным патриотизмом контрсанкциям.Это и безумие депутатов Думы, которые на глазах всего мира устраивают гулянья по поводу избрания Трампа президентом. А ведь многие из них, к примеру Вячеслав Никонов, с радостью объявивший на заседании Думы: «Трамп стал президентом!», прекрасно понимали, что после успешной операции, проведенной «зелеными человечками», после гибридной войны в Донбассе мы для американцев стали такой же страной-изгоем, как Северная Корея или Иран, что они законодательно зафиксировали. И поэтому радость нашей страны по поводу избрания Трампа президентом неизбежно превращает его в «друга Путина», вызывает к нему недоверие. В результате праздники с шампанским напоказ всему миру навсегда лишают Трампа возможности сделать что-то доброе для России.Какой период русской истории ни возьми, в конечном счете убедишься, что страсть к саморазрушению и самоистязанию берет верх над потребностью созидания и благоустройства жизни. Самым наглядным тому примером является переход путинской России нулевых к эпохе «крымнашевских» побед. Все же самые верные последователи ницшеанства – не немцы, а русские. Для нас свобода – это прежде всего право на немыслимое, невозможное, абсурдное, на самое противоестественное, на разрушение условий не только развития, но и жизни вообще. Праздником нынешнего русского человека стала операция «зеленых человечков», убийство каких-либо шансов на процветание русской жизни, на прорывы, о которых говорит зачарованный собственной непредсказуемостью президент Путин. Запад в шоке, он, сохраняя верность здравому смыслу, не может понять, чего Россия сейчас добивается. Ведь нынешняя самоизоляция России подрывает не только условия для развития, но и условия для собственной военной безопасности. Русские сегодня счастливы, что Россия впервые в истории стала страной-одиночкой, что кольцо врагов России сжимается с каждым днем, что навсегда умерла возможность воссоединения великороссов, малороссов и белорусов.В страсти к саморазрушению и самооскоплению, которая обуяла Россию во время так называемой русской весны 2014 года, ничего исключительного не было. Нет народа, которого бы иногда не охватывало безумие. Вспомним всенародную любовь немцев к Гитлеру или активную поддержку коммунистического проекта со стороны значительной части русского еврейства. Жена нашего семейного парикмахера дедушки Савелия, бабушка Сара, потерявшая всех своих родственников во время румынской оккупации Одессы, часто говаривала: «Я бы на месте мамы Левушки Троцкого сама задушила бы его, когда он был в пеленках». Смысл этой фразы я понял только тогда, когда, будучи в Израиле в 1991 году, имел возможность посмотреть фильмы об истории сионизма и еврейских трагедиях, которые показывают олимам, приехавшим на жительство в эту страну.Дадим миру урокОсобенность нашего русского безумия состоит не только в том, что оно перманентно, но и в том, что ему придается сакральный смысл. Безумие с какого-то момента воспринимается как национальная ценность, как свидетельство силы русского духа. Русские философы верили, что наш народ покажет миру образцы всечеловечности именно потому, что у нас, говоря словами Федора Достоевского, мать и отец могут до смерти засечь дитя розгами, а русский мужик по пьяни вполне может сбросить беременную жену с печки.На мой взгляд, из всех русских мыслителей, искавших смысл в русской жизни, наиболее близок к истине был Петр Чаадаев. Смысл русской истории, говорил он, состоит в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», показать ему, чего люди, обладающие умом и здравым смыслом, никогда и ни при каких условиях не должны делать. Эта мысль осуществилась во времена СССР. Мы 70 лет упорно доказывали человечеству неправоту Льва Троцкого, настаивавшего на том, что «принудительный труд при коммунизме будет более производителен, чем труд крестьянина-частника на собственной земле».Русские ненавидят Хрущева за то, что он начал платить колхозникам деньги за трудодни, за то, что он перевел миллионы рабочих из холодных сталинских бараков в уютные пятиэтажки, где у них появилась собственная квартира. А Сталина, напротив, наш народ любит за то, что он убил крепкое крестьянство, уморил миллионы людей голодом, добил русскую интеллигенцию, которую начали убивать еще Ленин и Троцкий, окончательно лишил русского человека права мыслить.Если кто-нибудь будет писать книгу о сумасшествии в истории человечества, он должен будет посвятить целую главу анализу сумасшествия русских в ХХ веке. Его особенность состоит в том, что именно в абсурде русские находят не только особую прелесть, но и смысл своего существования. Как я сказал выше, уже есть обширный материал для написания новой главы о русском сумасшествии. Исследователь увидит, что русское сумасшествие посткоммунистической эпохи даже более опасно, чем прежнее, которое было связано с традиционной леностью ума, с ненавистью к правде, с соблазном красивой идеи. В последние десятилетия все больше и больше дает о себе знать сумасшествие, за которым стоит темный инстинкт смерти. Это напоминает о традиционном русском скопцовстве – патологической страсти к самокалечению и саморазрушению.Разве не подобной страстью является наша нынешняя внешняя политика, которая подрывает необходимые для саморазвития условия, да и вообще существование в глобальном мире? Разве не сумасшествием является высказывание Сергея Иванова о нашем стремлении доказать, что Моська (имеется в виду Россия) может в военном отношении противостоять Слону – США? В нашей нынешней борьбе за право вопреки всему стать центром современной цивилизации, равнозначным Америке, нет никакой идеологии, это чистый инстинкт смерти. Призыв вице-спикера Думы Петра Толстого лечиться не современными американскими лекарствами, а корой дуба – это не метафора, это образ нашей страсти к самоистреблению. Не могу не сказать, что в основе нынешнего могильного патриотизма, который проповедует Петр Толстой, и ненависть к своему народу, и глобальное человеконенавистничество.Долой здравый смысл!Если говорить о скопцовстве не как о симулякре патриотизма наших циничных депутатов, а как об открытости русской души к самоубийству, как об идеологии самокалечения и саморазрушения, то нельзя не заметить, что эта болезнь проявила себя задолго до победы патриотизма «русской весны» 2014 года. Ваш покорный слуга еще в мае 1990 года в статье «Русские уходят из России», опубликованной в газете «Известия», обратил внимание на изначальную противоестественность, абсурдность идеологии и политики «суверенитета РСФСР», которая привела Ельцина к власти. За жаждой этого суверенитета тоже стояло желание своими руками разрушить создаваемую веками историческую Россию, оставить за границей нового государства более 20 млн своих соотечественников, выбросить за свои границы и «мать городов русских» Киев, и «город русской славы» Севастополь, как тогда говорилось, «перестать кормить Кавказ, Прибалтику и Среднюю Азию». Суверенитет РСФСР стал суверенитетом не только от наследства русской истории, но и от итогов победы 9 Мая. Он означал смерть русского мира. Нынешняя Российская Федерация не имеет никакого морального права быть правопреемником СССР, ибо именно она была инициатором убийства исторической России. Но этого не понимают ни наш народ, ни наши политики. Разве это не безумие: сначала делать все возможное и невозможное, чтобы Крым стал «не наш», а спустя без малого четверть века эти же люди убивают будущность страны для того, чтобы страшной ценой вернуть себе то, что они в 1991 году добровольно выбросили на свалку геополитики?Практически все нынешние ярые «крымнашевцы», кроме Александра Проханова, были сторонниками распада СССР, более того, они сделали политическую карьеру именно благодаря распаду СССР. Многие нынешние политики и военные перебежали от Горбачева к Ельцину, нисколько не смущаясь тем, что их новый хозяин откровенно проводил антироссийскую политику, разрушал СССР.С либералов взятки гладки. Они были последовательны в своей борьбе с тем, что они называли «имперским наследством России». Правда, и они несут прямую ответственность за безумие нового русского самодержавия, за сумасшествие «крымнашевской» России: на крови защитников парламента не было возможности создать ничего, кроме нового варианта русского самодержавия. Умный Леонид Радзиховский почему-то не может понять, что расстрел из танков безоружных людей в Белом доме 4 октября 1993 года, который он, Леонид Радзиховский, до сих пор одобряет, как раз и породил сумасшествие нынешней внешней политики России, которое он осуждает.К чему я об этом вспомнил? К тому, чтобы показать, что разрыв со здравым смыслом характерен не только для всех русских эпох, каждая из которых дает нам примеры собственного безумия, но и абсолютно для всех политических партий России. Конечно же, победа марксистского сумасшествия Ленина и Троцкого была порождена сумасшествием Павла Милюкова и Александра Керенского, решивших во что бы то ни стало сделать Константинополь новой столицей Российской империи.Еще раз повторяю: наша трагедия состоит в том, что ни наши политики, ни наш народ не могут мирно сосуществовать ни со здравым смыслом, ни с правдой. Только один пример. Спецоперации, которым в советское время научили нынешних руководителей России, никогда не смогут заменить разумную политику, предполагающую долгосрочную стратегию. Иначе нетрудно было бы понять, что Украина с пророссийскими Донбассом и Крымом имела бы куда меньше шансов стать антирусской и проевропейской, чем нынешняя – израненная ракетами донбасских «шахтеров и трактористов». Нетрудно было понять, что операция «зеленых человечков» превращает более чем 40-миллионную Украину во враждебного соседа, который становится необъятным полигоном НАТО. Неужели не видно, что в случае превращения Украины в члена НАТО ракеты, направленные против России, будут стоять уже не в Севастополе, а совсем рядом с Москвой – около Брянска? Неужели не понятно, что в современном мире гарантом безопасности является не размер территории и количество природных гаваней, а развитая высокотехнологичная экономика, производящая современное оружие?Напрашивается главный вывод из моей попытки напомнить о нашей неискоренимой страсти творить безумие, дать человечеству урок, чего никогда и ни при каких условиях не следует делать. Сравнивая сумасшествие гайдаровских реформ с сумасшествием спецопераций эпохи Путина, я лично для себя обнаруживаю определенную закономерность: чем сильнее традиционное русское самодержавие, чем сильнее покорный и терпеливый русский народ обожествляет своего руководителя, тем меньше лидер страны думает о негативных последствиях принимаемых им решений, тем меньше он способен контролировать себя, тем легче он отдает себя во власть иррационального.Многие говорят, что без сверхвластия в России никогда не будет порядка и стабильности. Не знаю. Но надо видеть, что в посткрымской России самодержавие правителя калечит души людей. Самодержавие и чувство личной ответственности за судьбы твоей страны несовместимы. Никогда за свою долгую жизнь я не слышал так часто, как в последние годы, наше традиционное русское: «А нас, простых людей, власть никогда ни о чем не спрашивает». Вместе с ростом всевластия Путина в последние годы не только у все еще живущих бывших советских людей, но и у среднего поколения проникает в душу страх иметь собственное мнение, идти против того, что сегодня наше телевидение называет «патриотизмом», «верностью Родине». От страха оказаться в так называемой пятой колонне невиданно выросла явка на последних президентских выборах. Для многих остаться на этих выборах дома означало пойти не только против Путина, но и против России.Все ясно. Чем слабее русское самодержавие, тем безобиднее русское сумасшествие по человеческим масштабам. Реформы Гайдара, которые, по его собственному признанию, преследовали не столько экономические, сколько политические цели, несли с собой, как и всякие революции, прежде всего разрушение того, что есть. Но все же эти реформы не подводили Россию к красной черте возможного военного противостояния с Западом настолько, насколько подвели успешные «крымнашевские» операции.Русский тупикРасчеловечивание нынешнего русского человека проявляется не только в том, что ему становятся чуждыми ценности свободы, истины, правды, но и в том (и от этого лично мне страшно), что ему становится чуждой ценность человеческой жизни. Мало кто обращает внимание, и, кстати, в этом я не вижу вины Путина, что каждый шаг на пути усиления вертикали власти в последние годы вел к забвению гуманитарной цены достижений социализма, к оправданию сталинского террора, сталинских репрессий, к укреплению у подавляющей части населения убеждения, что во имя великих идеалов можно убивать, морить голодом миллионы людей.Не надо никаких новых революций. Сумасшествие «крымнашевской» России дает обильную пищу для дополнения того, что открыли в русской душе, и Максим Горький со своими «Несвоевременными мыслями», и Иван Бунин в своих «Окаянных днях». Оказывается, русские не любят свободу не только потому, что не хотят брать на себя ответственность за ошибки, просчеты и даже преступления своих правителей (я имею в виду преступления Сталина), не только потому, что куда легче жить, когда власть тебя ни о чем не спрашивает, но и потому, что они не любят правду, не хотят видеть и слышать того, что может подорвать веру в их любимого и неповторимого Путина. Отсюда и характерный для ядерного электората Путина взгляд испуганной ящерицы. Всенародная любовь к нынешнему президенту и здравый смысл несовместимы.Невозможно совместить здравый смысл и нынешнее «Будет Путин – будет Россия». Ведь за этой фразой стоит убеждение, что Россия сама по себе ничего не стоит, что и вы, и ваши дети обречены погибнуть вслед за неизбежной смертью Путина. Я прожил уже много лет, но никогда за свои 70 лет сознательной жизни не сталкивался с подобным безумием окружающих меня людей. Мне могут сказать, что я сгущаю краски, что в настроениях нынешних русских, готовых умереть в грядущей третьей мировой войне, если их к этому призовет любимый президент Путин, ничего нового нет. Все это – проявление традиционного русского фатализма, покорности судьбе. Был такой советский анекдот: «Парторг говорит рабочему: «Ваня, завтра тебя будут вешать». Тот задает вопрос: «Приходить со своей веревкой или мне ее выдаст местком?» Но, на мой взгляд, есть существенная разница между фатализмом и рабской покорностью советского человека и фатализмом тех, кто сегодня раздумывает о том, какую крупу брать в бомбоубежище на случай начала третьей мировой войны. В подавляющем большинстве советские люди, я уже не говорю об интеллигенции, сострадали жертвам сталинских репрессий, с радостью встречали выпущенных Маленковым и Хрущевым из ГУЛАГа родственников и знакомых. Советские люди в массе сохраняли веру в более удобное для жизни, более человечное будущее. За покорностью же «крымнашевской» России, готовностью умереть, чтобы проучить зарвавшихся американцев, нет ничего человеческого: ни сострадания к жертвам сталинских репрессий, ни надежд на лучшее будущее. Несомненный факт: сверхвластие Путина сняло с повестки дня вопрос о будущем России. Остались только туманные разговоры о прохождении дна кризиса, о каких-то прорывах.Что из всего сказанного следует? Даже при сохранении нынешнего, по русским меркам слабого всевластия Путина (сравните всевластие Путина со всевластием Сталина, и вы поймете, о чем я говорю), нас ожидает дальнейшая душевная деградация: я имею в виду страх перед правдой, перед собственным мнением, сворачивание и без того тощих русских свобод, апатию души, которой никого не жалко. Если Россия надолго останется со всех сторон осажденной крепостью, то никакого просвета в нашей жизни точно не будет. Жажда поиска и разоблачения врагов окончательно придушит и без того ленивые русские мозги. А русское сумасшествие, праздники русского безумия точно превратятся в бесконечные будни нашей жизни.Скорее всего в силу серьезных личных причин Путин никогда не откажется от так полюбившегося ему самовластия, от своей абсолютно ничем не ограниченной власти. Но, на мой взгляд, губительны для России и все проекты, которые вынашивает Навальный. Губительны потому, что мы – не сплоченная нация вроде армян, которые думают о том, как бы кризис не привел к гибели сограждан. У нас, как и в родственной нам Украине, майданы неизбежно приведут к крови, к расправе над бывшими, к переделу собственности, к новому изданию русской анархии. Надо понимать, что у нас в России революции типа армянской неизбежно приведут к окончательному распаду всего, что в Российской Федерации осталось от СССР. Возникает почти неразрешимая проблема: при сохранении всевластия Путина Россию ничего хорошего не ждет, но в силу того, что так и не сформировалась единая российская нация, до сих пор нет реальных путей преодоления всевластия за счет развития демократии. Ведь совсем не случайно демократия 1990-х обернулась новым изданием русского самодержавия. И я, честно говоря, не знаю, как найти выход из создавшегося тупика."Независимая газета"Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 мая, 01:07

О праве на смерть

  • 0

У меня в ленте все обсуждают свадьбу принца Гарри на Меган Маркл, и я солидарен с теми, кто считает ее более приятным зрелищем, чем инаугурация Путина. Но меня больше заинтересовала другая новость: в Виндзорском замке усыпили последнего вельш-корги Уиллоу королевы Великобритании Елизаветы II. 14-летняя собака болела раком, и королева из сострадания решила усыпить животное, чтобы прекратить его невыносимые мучения. Казалось бы, что в этом такого? Обычная процедура - много где неизлечимых, умирающих собак и других животных усыпляют. Собственно с убийства покалеченной собаки начинается и культовый сериал "Карточный домик". Фрэнк Андервуд при этом говорит примечательные слова: Есть два вида боли - та, что делает тебя сильнее и боль бессмысленная. Но что очевидно при взгляде на животных (с ними вообще проще, ведь они не имеют частной собственности, не ходят в церковь и не голосуют на выборах) оказывается не таким уж очевидным применительно к людям.В Великобритании эвтаназия людей не практикуется. Запрещена она и в Австралии, которую формально возглавляет та же Елизавета II. Из-за этого 104-летнему ученому Дэвиду Гудоллу, который ослеп и потерял возможность работать, а вместе с этим и радость жизни, пришлось поехать в Швейцарию, чтобы там уйти из жизни достойно. За день до эвтаназии Гудолл дал пресс-конференцию, на которой заявил, что хотел бы в последние мгновения жизни слышать «Оду к радости» — часть Девятой симфонии Бетховена, и даже напел ее. Удивительно, но Гудолла, тех, кто помог ему достойно умереть и сами швейцарские порядки тут же раскритиковали моралисты, полагающие, что нечего было слушать безумного старика, и что лучше пусть бы он мучился до конца. Действительно, он ведь не собака, чтобы его жалеть. Поразило меня и то, что многие тогда "советовали" следующее: мол если уж ему так невмоготу, то никто не мешает старику что-то такое с собой сотворить, а там уж - как получится. Но и тут опять не учитывается, что даже собаки в таких случаях пытаются сохранить достоинство, и сами почему-то не спешат броситься с 9-го этажа или под машину. Почему же к животным эти моралисты относятся лучше, чем к людям?!Я вообще считаю, что зачастую представления о гуманизме в современном обществе абсолютно перевернуты. Если, не дай Бог, я сам попал бы в аварию и серьезно покалечился, стал полным инвалидом, не способным даже самостоятельно сходить в туалет и передвигаться, то скорее всего не захотел бы продолжать такое существование. Замечу, что я в данном случае говорю лишь за самого себя, не считая возможным делать какие-либо обобщения. Но то, что другие люди также сами должны иметь право решать за себя и только за себя - хотят ли они жить дальше - для меня несомненная истина. В другом культовом сериале "Игра престолов" есть сцена, где колдунья Мирри Маз Дуур при помощи черной магии "спасает жизнь" кхалу Дрого ценой жизни его сына и коня. Но что это за жизнь? Кхал не может ходить, говорить, он вообще ничего не может, кроме как дышать. "Разве это жизнь?" - справедливо восклицает Дейнерис и сжигает колдунью и своего "спасенного" мужа. Получается, что в жестоком мире Мартина больше здравого смысла, чем во многих современных государствах.Поэтому когда я читаю новости о том, что "врачи героически делали операцию почти сутки и спасли жизнь попавшего в аварию", а потом показывают этого "спасенного", который не может ни ходить, ни говорить, ни вести прежний образ жизни, - то у меня нет никакого умиления от таких достижений медицины. Впрочем, в каждом конкретном случае решение должны принимать самые близкие люди. Но и тут тоже есть большой изъян в нашем законодательстве. Опять по дьявольски понимаемому гуманизму в России могут распотрошить тело любого умирающего больного, без согласия его и его родственников (!) - просто потому, что "внутренних органов для пересадки на всех не хватает". Вот так мы и живем - бросаясь из крайности в крайность. Нет уважения к человеку, нет культуры достойного умирания, нет права даже распоряжаться собственным телом. То обезболивающие не достать при сильнейших болях, то принудительно поместят в больницу перед смертью, чтобы последние дни человек умирал в одиночестве, в кругу абсолютно чужих людей, а родным уже потом сообщат о его кончине... И не дай Бог этому воспрепятствовать - еще родственников же и обвинят в том, что они желали скорейшей смерти больного, не продлив ему "жизнь" на несколько дней или недель в местной клинике.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky