Источник
Блог Николая Подосокорского - LiveJournal.com
Выбор редакции
21 января, 13:13

«Убиты до смерти в уезде…» Записки Петра Евграфовича Михайлова о событиях Пугачевской войны

  • 0

«Убиты до смерти в уезде…» Записки Петра Евграфовича Михайлова о событиях Пугачевской войны: Публикатор, автор послесловия И. А. Макаров. – Нижний Новгород: НОВО, 2017. – 108 с., илл.Рукопись настоящих Записок была обнаружена в 1994 году И.А. Макаровым, герольдмейстером Нижегородского дворянского собрания, в семейном архиве потомков П.Е. Михайлова. Записки представляют собой рассказ-диалог бывшего дворового помещиков Бабушкиных, участвовавшего в спасении их малолетнего сына Евграфа, и сына упомянутого Евграфа. Первые две главы Записок читаются как приключенческая повесть. Но эти две главы – пример того, как подлинные исторические события нередко превосходят фантазию беллетристов. Соответствующая проверка в фондах Центрального архива Нижегородской области подтвердила подлинность описываемых событий и участников их. Рассказчики порою ошибаются в точной датировке. Немалый интерес представляют собой и две последние главы, повествующие о нравах провинциальных (нижегородских) дворян позапрошлого века. Книга предназначена всем интересующимся отечественной историей.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 января, 12:24

Выступление Вяч.Вс. Иванова на Шаламовской конференции 2011 года (видео)

  • 0

Вячеслав Всеволодович Иванов (1929-2017) — советский и российский лингвист, переводчик, семиотик и антрополог. Доктор филологических наук (1978), академик РАН по Отделению историко-филологических наук (2000). Директор Института мировой культуры МГУ и Русской антропологической школы РГГУ Один из основателей Московской школы компаративистики.Выступление Вячеслава Всеволодовича Иванова на международной конференции «Судьба и творчество Варлама Шаламова в контексте мировой литературы и советской истории» 17 июня 2011 г. в Московской высшей школе социальных и экономических наук.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 января, 12:03

Разработанный в Великом Новгороде бионический протез руки в 10 раз дешевле аналогов

  • 0

Новгородский инженер, начальник отдела инновационных разработок НПО «Квант» Станислав Муравьев разработал высокотехнологичный бионический протез руки, который в 10 раз дешевле западных аналогов. Как сообщает ИА REGNUM, с его разработкой 19 января в ходе рабочего визита в Новгородскую область познакомился министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Станислав Муравьев отметил, что самые совершенные из существующих на сегодняшний день протезов — высокотехнологичные бионические протезы — очень дороги: их стоимость достигает 2−3 млн рублей, а отечественные решения находятся либо в стадии разработок, либо являются копиями устаревших иностранных моделей.© РИА Новости / Владимир ТрефиловМуравьев поставил задачу разработать «недорогой и достаточно функциональный протез, не уступающий западным аналогам» и создал модель стоимостью от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, которая позволяет не только брать предметы (например, шариковую ручку), но даже пользоваться компьютерной мышью или опрыскивать цветы из пульверизатора — всего доступно 11 разных действий. Скорость выполнения полного схвата и раскрытия искусственной кисти не более 2 секунд. Также установлено не менее одного датчика для предотвращения выскальзывания удерживаемых предметов. В этом году разработке предстоит пройти медицинское лицензирование.Министру Топилину использование такого протеза продемонстрировала доброволец, у которой врождённый порок развития кисти и пальцев. Ещё одним добровольцем станет 23-летний военнослужащий, который лишился руки в процессе несения службы. Министр выразил сожаление, что на данный момент в России производство бионических протезов находится «в зачаточном состоянии». Ежегодно в России около 6 тыс. человек становятся инвалидами в результате ампутации руки, при этом 57% из них это люди трудоспособного возраста.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

21 января, 10:47

Григорий Померанц. "Профессионалы культуры"

  • 0

Григорий Соломонович Померанц (1918-2013) — российский философ, культуролог, писатель, эссеист. Участник Великой Отечественной войны. Член Академии гуманитарных исследований. Ниже приведен фрагмент из его книги: Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. — 3-е изд., испр. - M.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. Профессионалы культурыЗаконченный облик религии придают профессионалы, священнослужители. А профессионалы появляются не сразу. На ранних ступенях первобытнообщинного строя разделения обязанностей почти нет. Все делалось сообща, все съедалось сообща, все сообща танцевали и пели. И мистические обряды были общими, захватывающими всех без исключения. Но постепенно, по мере роста знаний и богатства, увеличивались различия между людьми, и массы общинников уже не успевали каждый день или даже каждую неделю танцевать до экстаза и общения с духами. Эта задача все более ложилась на ведуна, на него одного. И ведун перестает быть охотником, становится профессионалом: шаманом, жрецом или вождем.Шаман, как и бушменский ведун, совмещает много профессий (врач, аптекарь и т. п.), но прежде всего это мастер психотехники. Впадая в состояние экстаза, он приобретает власть над некоторыми стихийными силами. С их помощью он в основном и лечит. Представление о связи каждого общинника с духами-покровителями слабеет. Взамен возникает представление об особом избранничестве шамана. Мистические переживания шамана приобретают характер влюбленности и брака с небесной возлюбленной (или возлюбленным, у шаманки). Эта традиция породила много новых мифов и сохраняется во всех развитых, утонченных религиях как любовь монахинь к небесному жениху, как мечта о большеглазых гуриях мусульманского рая, но особенно — в индийском тантризме и бхакти, о которых мы поговорим в девятой главе.Простой сибирский шаман, с которым беседовал этнограф Л.Я. Штернберг, рассказывал, как ему во сне явилась прекрасная женщина. Она стала его женой и научила его шаманить. Он отказывался. Он знал, что это самое трудное дело на свете, но небесная возлюбленная не отступала, грозила убить, если он не покорится. Он должен был быть верен своему призванию. И вот он стал шаманом. Его дух (аями) часто меняет облик. Аями приходит под видом старой женщины, волка, крылатого тигра и показывает ему различные страны света. «Когда я шаманю, аями и ее духи-помощники входят в меня по жилам... они проникают в меня, как дым или пар...»Некоторые малые народы Сибири почитают и других людей, тоже связанных с духами, но иначе. Нанайцы называют этих людей тудинами. Тудины никогда не шаманят, у них нет аями, но есть способность предвидеть будущее, указывать источник беды или болезни, следовать «умным зрением» за шаманом в его духовных странствиях и исправлять его ошибки. Тудины лечат больных, по общему мнению, лучше, чем шаманы, к ним прибегает община как к мировым судьям и посредникам в тяжбах.Н.Д. Дзяппе, сам племянник известного тудина, объяснял, что тудин «все знает, так как душа у него работает». По убеждению нанайцев, тудины получают свои знания и силы почти исключительно от небесных духов высших сфер. Посредником является этугдэ — личный дух человека (подобие ангела-хранителя). Когда у человека есть этугдэ и особенно когда он «большой», т. е. сильный, ему, этому этугдэ нкунай (обладателю этугдэ), нечего бояться. Злые духи не смеют приближатъся к нему. А если приблизятся, этугдэ «как собака» бросится на них и отгонит.Тудины, если не контролируют шаманское камлание (обряд вызывания духов), действуют исключительно днем, шаманы же камлают только в темное время суток. Тудины иногда страдают эпилепсией, но специфической болезни шаманов, проходящих посвящение, они не знают, никаких посвящений не проходят, особой одежды не носят, никаких особых предметов не используют, и все же какая-то высшая сила им помогает. Тудинов долгое время не замечали исследователи. (Яркое зрелище камланья, экстатического танца с бубном, их заслонило.) Но теперь, когда тудины были описаны Анной Смоляк, этнографы, возможно, обнаружат подобные фигуры нетолько в Сибири. Не исключено, что тудину был подобен первоначальный религиозный тип, из которого — в новых условиях — могли развиться известные нам в истории фигуры (бодисатвы, пророки, священные вожди).Вопреки обычным представлениям, вождь на первых порах скорее первосвященник, чем организатор работы и командующий. Первобытные общины очень демократичны и превосходно управляют своими делами сообща, функция вождя другая: быть живой связью между таинственными силами и общиной. Задачей вождя, а потом царя, были символические акты, вызывавшие дождь, размножение скота, прекращение эпидемии и т. п. Стареющих вождей часто убивали, чтобы дряхлость символа племенной мощи не отозвалась губительным образом на реальных силах племени. Зато хоронили вождя очень торжественно, и вместе с ним закапывали многочисленных жен и рабов, иногда целыми тысячами. Только постепенно, шаг за шагом, вождь становится реальным властителем, царем, а его священный штат — аппаратом власти. Но представление о священном характере власти сохранялось и поддерживалось. Оно помогало править.Третий профессионал архаической культуры — жрец. Это, пожалуй, первый профессионал религии в собственном смысле слова. Дело жреца — не общение с мелкими духами, нужными для лечения больных, — это остается ремеслом шамана или знахаря, а служение богам покрупнее, милость которых обеспечивает порядок в космосе и общее благоденствие народа. Есть цивилизации, в которых особая прослойка жрецов так и не сложилась. Обряды там совершают и цари, и государственные чиновники (в древнем Риме, в Китае). В других случаях, напротив, корпорация жрецов приобретает огромное могущество и становится серьезным соперником государственной власти, как это было в древнем Египте, Индии, Израиле. Почему это так произош ло — сложный вопрос, не вполне решенный до сих пор.Там, где жречество приобретает силу, оно пытается руководить всей духовной жизнью народа, пасти его, как стадо (паству). Однако народ сохраняет свою духовную самостоятельность, прежде всего — в традиционных священных играх, которым приписывается особый, таинственный смысл. Подобно эскимосам, устраивающим борьбу зимы с весной, древние мексиканцы верили, что игра в мяч на особом обрядовом поле (обозначавшем день и ночь) необходима для правильного движения солнца и луны. Древние критяне придавали какой-то мистический смысл бою быков. Как бы ни относиться к этим убеждениям, самим мексиканцам и критянам игры и праздники были необходимы. Впоследствии из таких игр родилось театральное искусство (мистерия, трагедия, комедия), так же как из шаманства — медицина, из таинственности, окружавшей вождя, — авторитет государственной власти.Мировые религии осуждали «языческие игрища». Но постепенно святки, колядки, пасхальные яйца и т. п. старинные обряды срастались с новым культом, входили в структуру нового праздника. Менялся высший образ, объект благоговения, но человек в любую эпоху предпочитает игру — проповеди; и новые культы приходится строить по старым образцам. Христианская литургия, индуистская пуджа — тоже священные игры, только более тонкие, одухотворенные. Без обращ ения к сокровищнице племенного опыта не обошлась ни одна цивилизация.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 января, 09:41

Наталья Касперская: биткоин создали спецслужбы Запада

  • 0

Генеральный директор группы компаний InfoWatch и сооснователь «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская заявила, что биткоин является продуктом западных спецслужб, сообщил телеканал «Дождь». Выступление Натальи Касперской состоялось в рамках открытия компанией учебного центра в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).( Читать дальше... )Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 января, 09:22

Ольга Тилкес. "Истории страны Рембрандта" (2018)

  • 0

Тилкес О. Истории страны Рембрандта. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 1048 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0731-6.«Истории страны Рембрандта» — это история становления Республики Соединенных провинций, рассказанная через жизнь людей, запечатленных великим голландским художником. Автор увлекательно рассказывает о политической и религиозной борьбе, о спорах по вопросу о предопределении, о торговле с врагом, о браках сыновей штатгальтеров с английскими принцессами и Англо-голландских войнах. Узнает читатель и о различных аспектах обыденной жизни: чем болели и как лечились голландцы, кто и чему учился в университете, как проходила процедура избрания в городской совет, где путешествовали и чем интересовались голландские туристы. Он познакомится также с портретами Рембрандта, хранящимися в западных коллекциях и потому менее известными, чем картины художника в музеях России.Ольга Тилкес (1955) — доктор филологических наук, долгое время преподавала в Университете Амстердама, автор статей, переводчик.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

21 января, 08:53

Ректоры ведущих вузов РФ предложили создать первую в стране теологическую ассоциацию

  • 0

В России, как ожидается, впервые в истории страны появится научно-образовательная теологическая ассоциация, передает "Интерфакс". Эту инициативу выдвинули ректоры ведущих вузов РФ на конференции "Теология и прогресс", которая прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Теперь для реализации идеи необходимо заручиться благословением патриарха РПЦ МП Кирилла. Инициативу создания теологической ассоциации презентовал ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов. "Те ценности, которые неразрывно связаны с религией, дают нам очень мощный инструмент в воспитании молодежи", - сказал он, добавив, что мировоззренческая основа, которую закладывает теология, является "якорным принципом" в подготовке технических специалистов.Фото: С. Власов / www.patriarchia.ruВ свою очередь ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил, что изучение теологии - дань историческим традициям, это восстанавливает преемственность европейской и российской практики изучения и преподавания в университетах. Ректор ведущего вуза страны добавил, что "теология позволяет рассматривать религиозную веру как особый тип достоверных знаний, связанный с необходимостью регуляции человеческих взаимоотношений, которые закрепляются в системе жестко-повелительных религиозных мер".Теологическое образование призвано решать сложную задачу сохранения гражданской идентичности, социализации молодежи и объединения общества, отметила директор Департамента управления делами Минобрнауки РФ Вероника Кравчук. "Министерство образования будет способствовать созданию ассоциации теологов, которая будет сетевым, большим органом, работающим на привлечение большого количества специалистов в этой области, для выполнения сегодняшних задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом, в воспитании патриотизма, любви к Родине и передачи этого опыта следующим поколениям", - сказала она.Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова в своем выступлении отметила, что Рособрнадзор поддерживает появление авторитетных профессиональных ассоциаций, способных участвовать в общественной аккредитации вузов и что ведомство готово содействовать становлению и развитию теологической ассоциации.По словам ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона, сегодня во многих ведущих российских вузах успешно функционируют кафедры теологии, ведется подготовка теологов. "Для многих стало очевидно, что теология - это не просто конфессиональное богословие, но комплекс дисциплин, несущих в себе нравственное, мировоззренческое, воспитательное начало", - сказал митрополит. По его мнению, нравственно-мировоззренческая, духовная сила теологии необходима для того, чтобы "социальная ответственность движущих сил в экономике, финансовой сфере уверенно вела к росту социальной справедливости и социальной солидарности в России".Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 января, 08:16

Актёр из «Последнего богатыря» призвал отчислить курсантов из Ульяновска

  • 0

Российский артист Виктор Хориняк, окончивший Норильский кадетский корпус, считает, что воспитанникам Ульяновского института гражданской авиации нужно сократить свободное время, а тех, кто принял участие в записи клипа на песню Satisfaction - отчислить. Такое мнение актёр высказал в эфире радиостанции «Говорит Москва». «Офицерам стоит обратить внимание, потому что все эти выделки, если у курсантов есть время снимать всякие видеоролики, – это значит, что они бездельники, им нечем заняться, им нужно сократить количество свободного времени. Вот и всё. И правильно сделают [если отчислят], я – за, конечно. Мне кажется, военное дело, будь то гражданская авиация, это настолько серьёзная тема, что вот эти хихи-хахашеньки пьяненькие никому не нужны. В этом плане надо посерьёзнее относиться к своей работе. Пусть они попробуют без приборов самолёт посадить. Вот если это они выложат на видео, это будет интересно, тогда они наберут рейтинг. А как они крутят, чем они там крутили, это, мне кажется, мало кому интересно смотреть».Ранее курсанты Ульяновского института гражданской авиации сняли эротический клип-пародию на песню Бенни Бенасси Satisfaction. Будущие пилоты исполнили танец в одних трусах и форменных фуражках. В Росавиации негативно отреагировали на видео, в ведомстве заявили, что своими действиями курсанты оскорбили работников и ветеранов гражданской авиации.Актёр Виктор Хориняк известен по сериалу «Кухня» и фильму «Последний богатырь».Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

21 января, 07:51

Эксперты института имени Сербского не считают политзаключенного Юрия Дмитриева опасным для общества

  • 0

Члены ОНК Москвы посетили в СИЗО «Бутырка» главу карельского отделения общества «Мемориал» Юрия Дмитриева. Его обвиняют в изготовлении порнографических фотографий приемной дочери. 19 января Дмитриева перевели в «Бутырку» из Института имени Сербского, куда он был направлен Петрозаводским городским судом на комплексную психолого-сексолого-психиатрическую экспертизу для определения вменяемости и возможных сексуальных отклонений. А также для возможного принудительного психиатрического лечения. В Институт имени Сербского для проведения экспертизы были также направлены фотографии приемной дочери Дмитриева. Эксперты должны были определить, не являются ли эти фотографии порнографическими. Ранее в суд Петрозаводска были представлены две экспертизы, одна из которых признала фотографии порнографическими, а другая посчитала, что они таковыми не являются.По словам Евы Меркачевой, заместителя председателя ОНК Москвы, Юрий Дмитриев содержится в четырехместной камере СИЗО «Бутырка», а не в психиатрической больнице.Это означает, что врачи Института имени Сербского посчитали его вменяемым и не представляющим опасности для окружающих. По словам члена ОНК Москвы Евгения Еникеева, карельского историка, скорее всего этапируют в Петрозаводск в понедельник 22 января. Как заявил «МБХ.медиа», адвокат Дмитриева Виктор Ануфриев, окончательно экспертиза Институт имени Сербского будет готова через десять дней, она поступит в суд и слушания по делу продолжатся. Возможно, судья назначит третью экспертизу фотографий.Юрий Дмитриев содержится под стражей с декабря 2016 года. Правозащитники называют его дело политически мотивированным, а самого Дмитриева считают политическим заключенным. В защиту Юрия Дмитриева выступили сотни известных деятелей культуры и общественных деятелей.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

21 января, 07:17

Михаил Гаспаров: "Интеллигенция является специфическим явлением русской жизни нового времени"

  • 0

Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005) — советский и российский литературовед и филолог-классик, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик (с древних и новых языков), стиховед, теоретик литературы. Академик РАН (1992), доктор филологических наук (1979). Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Переводчик античной, средневековой и новой поэзии и прозы. Эссеист. Ниже размещен фрагмент из его книги: Гаспаров М.Л. Записи и выписки. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.ПРИМЕЧАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ(к ответам на вопросник журнала "Знамя")У слова «интеллигенция и смежных с ним есть своя история. Очень упрощенно говоря, его значение прошло три этапа. Сперва оно означало «люди с умом» (этимологически), потом «люди с совестью» (их-то мы обычно и подразумеваем в дискуссиях), потом просто «очень хорошие люди». Слово intelligentia принадлежит еще классической, цицероновской латыни; оно значило в ней «понимание», «способность к пониманию». За две тысячи лет оно поменяло в европейской латыни много оттенков, но сохранило общий смысл. В русский язык оно вошло именно в этом смысле. В. Виноградов в «Истории слов» (М., 1994, с. 227—229) напоминает примеры: у Тредиаковского это «разумность», у масонов это высшее, бессмертное состояние человека как умного существа, у А. Галича «разумный дух», у Огарева иронически упоминается «какой-то субъект с гигантской интеллигенцией», и даже (Тургенев, 1871) «собака стала... интеллигентнее, впечатлительнее и сообразительнее, ее кругозор расширился».Позднее определение Даля (1881): «Интеллигенция — разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Еще Б.И. Ярхо (1889—1942) во введении к «Методологии точного литературоведения» держится этого интеллектуалистического понимания: «Наука проистекает из потребности в знании, и цель ее (основная и первичная) есть удовлетворение этой потребности... Вышеозначенная потребность свойственна человеку так же, как потребность в размножении рода: не удовлетворивши ее, человек физически не погибает, но страдает порой чрезвычайно интенсивно. Потребностью этой люди одарены в разной мере (так же, как, напр., сексуальным темпераментом), и этой мерой измеряется степень «интеллигентности». Человек интеллигентный не есть субъект, много знающий, а только обладающий жаждой знания выше средней нормы». (Писаны эти слова в 1936 г. в сибирской ссылке.)Наступает советское время, культура распространяется не вглубь, а вширь, образованность мельчает. По иным причинам, но то же самое происходит и в эмиграции: вспомним горькую реплику Ходасевича, что скоро придется организовывать «общество людей, читавших “Анну Каренину”» и пр. (Г.П. Федотов вполне серьезно предлагал подобные меры для искусственного создания «новой русской элиты», которая затем распространила бы свое культурное влияние на все общество и т. д.) Казалось бы, тут-то и время, чтобы интеллектуальный элемент понятия «интеллигенция» повысился в цене. Случилось обратное: чем дальше, тем больше подчеркивается, что образованность и интеллигентность вещи разные, что можно много знать и не быть интеллигентом, и наоборот.Окончательный удар по этому интеллектуалистическому понятию интеллигенции нанес А.И. Солженицын, придумав слово без промаха: «образованщина». Конечно, для порядка образованщина противопоставлялась истинной образованности. Но было ясно, что главный критерий здесь уже не умственный, а нравственный: коллаборационист, который несет свои умственные способности на службу советской власти, — он не настоящий интеллигент. Теперь зайдем с другой стороны — от производного слова «интеллигентный». При Тургеневе, как мы видели, оно означало лишь умственные качества — хотя бы собаки. Для Даля оно еще не существует, около 1890 г. оно ощущается как новомодный варваризм. Слово «интеллигентный» — производное от «интеллигенция» (сперва как «умственные способности», потом как «совокупность их носителей»).Близкое слово «интеллигентский» — производное от более позднего слова «интеллигент». Как «интеллигенция», так и «интеллигент» — слова, с самого начала не лишенные отрицательных оттенков значения: «интеллигенция» (в отличие от «людей образованных») охотно понималась как «сборище недоучек», примеры тому (в том числе из Щедрина) подобраны у Виноградова. Но на производные прилагательные эти отрицательные оттенки переходят в разной степени. Слово «интеллигентский» и Ушаков и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с ее «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово «интеллигентный» и Ушаков и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный».«Культурный» в свою очередь здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова «культура» в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова «культурный» в том же словаре). Антитезой к слову «интеллигентный» в современном языковом сознании будет не столько «невежда», сколько «невежа» (а к слову «интеллигент» — не «мещанин», а «хам»). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В.П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: “Почему я не интеллигентен” у него не хватило смелости».Попутно посмотрим на еще одну группу мелькнувших перед нами синонимов: «просвещенность, образованность, воспитанность, культурность». Какие из них более положительно и менее положительно окрашены? «Воспитанность» — это то, что впитано человеком с младенческого возраста, «с молоком матери»: оно усвоено внутрь прочнее и глубже всего, однако по содержанию оно наиболее просто, наиболее доступно малому ребенку: «не сморкаться в руку» заведомо входит в понятие «воспитанность», а «знать, что дважды два четыре» — заведомо не входит. «Образованность» относится к человеку, уже сформировавшемуся, форма его совершенствуется, корректируется внешней обработкой, приобретает требуемый образ («ображать камень» — «выделывать вещь из сырья», пишет Даль) — образ, подчас довольно сложный, но всегда благоприобретенный трудом. «Просвещенность» — тоже не врожденное, а благоприобретенное качество, свет, пришедший со стороны, просквозивший и преобразовавший существо человека; здесь речь идет не о внешних, а о внутренних проявлениях образа человека, поэтому слово «просвещенный» ощущается как более возвышенное, духовное, чем «образованный». (Слово «просвещенцы» менее обидно, чем «образованцы»).Наконец, «культурность», слово самое широкое, явным образом покрывает все три предыдущие и лишь в зависимости от контекста усиливает то или другое из их значений. Самым молодым и активным в этой группе слов является «культурность», самым старым и постепенно выходящим из употребления — «просвещенность». Понятие о просвещенности как свойстве более внутреннем, чем образованность, и более высоком, чем простая воспитанность, исчезает из языка. Освободившуюся нишу и занимает новое значение слова «интеллигентность»: человек интеллигентный несет в себе больше хороших качеств, чем только воспитанный, и несет их глубже, чем только образованный. Таким образом, понятие «интеллигенции» в русском языке, в русском сознании любопытным образом эволюционирует сперва это «служба ума», потом «служба совести» и, наконец, если можно так сказать, «служба воспитанности». Это может показаться вырождением, но это не так.Службу воспитанности тоже не нужно недооценивать: у нее благородные предки. Для того, что мы называем «интеллигентностью », «культурностью», в XVIII веке синонимом была «светскость», в средние века — «вежество», куртуазия, в древности — humanitas, причем определялась эта humanitas на первый взгляд наивно, а по сути очень глубоко? во-первых, это разум, а во-вторых, умение держать себя в обществе. Особенность человека — разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т. е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других. На humanitas, на искусстве достойного общения между равными держится все общество. Не случайно потом на основе этого — в конечном счете бытового — понятия развилось такое возвышенное понятие, как «гуманизм».И, заметим, именно эта черта общительности все больше выступает на первый план в развитии русского понятия «интеллигенция, интеллигентный». «Интеллигенция» в первоначальном смысле слова, как «служба ума», была обращена ко всему миру, живому и неживому, — ко всему, что могло в нем потребовать вмешательства разума. «Интеллигентность» в теперешнем смысле слова, как «служба воспитанности», «служба общительности», проявляется только в отношениях между людьми, причем между людьми, сознающими себя равными («ближними», говоря по-старинному). Когда я говорю «Мой начальник — человек интеллигентный», это понимается однозначно: мой начальник умеет видеть во мне не только подчиненного, но и такого же человека, как он сам.А «интеллигенция» в промежуточном смысле слова, «служба совести»? Она проявляет себя не в отношениях с природой и не в отношениях с равными, а в отношениях с высшими и низшими, с «властью» и «народом». Причем оба эти понятия, и власть, и народ, достаточно расплывчаты и неопределенны. Именно в этом смысле интеллигенция является специфическим явлением русской жизни нового времени. Оно настолько специфично, что западные языки не имеют для него названия и в случае нужды транслитерируют русское: intelligentsia. Для интеллигенции как службы ума существуют устоявшиеся слова: intellectuals, les intellectuels. Для интеллигентности как умения уважительно обращаться друг с другом в обществе существуют синонимы столь многочисленные, что они даже не стали терминами.Для «службы совести» — нет. (Что такое совесть и что такое честь? И то и другое определяет выбор поступка, но честь — с мыслью «что подумали бы обо мне отцы», совесть — с мыслью «что подумали бы обо мне дети»). Более того, когда европейские «les intellectuels» вошли недавно в русский язык как «интеллектуалы», то слово это сразу приобрело отчетливо отрицательный оттенок: «рафинированный интеллектуал», «высоколобые интеллектуалы». Почему? Потому что в этом значении есть только ум и нет совести, западный «интеллектуал» — это специалист умственного труда и только, а русский «интеллигент» традиционного образца притязает на нечто большее.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

21 января, 02:35

Джамбатиста Вико. "Основания новой науки об общей природе вещей" (2018)

  • 0

Вико Д. Основания новой науки об общей природе вещей. - РИПОЛ классик, 2018. ISBN: 978-5-386-10353-8.Вниманию читателя предлагается один из самых знаменитых и вместе с тем экзотических текстов европейского барокко - "Основания новой науки об общей природе наций". Создание "Новой науки" была поистине титанической попыткой Вико ответить на волновавший его современников вопрос о том, какие силы и законы - природные или сверхъестественные - приняли участие в возникновении на Земле человека и общества и продолжают определять судьбу человечества на протяжении разных исторических эпох. Для решения этой задачи Вико создал оригинальные концепции происхождения народов, культур, языка, мифологиии, государства и права, обеспечившие ему права гражданства в широком спектре направлений европейской философии и науки, от марксизма до психоанализа. Герметичный язык и архаичная образность "Новой науки" делают ее чтение настоящим вызовом для интерпретативных способностей читателя. Настоящее издание открывается вступительной статьей специалистов по культуре итальянского Возрождения и барокко Ю.В. Ивановой и П.В. Соколова.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 января, 01:13

Владимир Войнович. "Почему бы не заменить выборы президента крещенскими купаниями?"

  • 0

Владимир Николаевич Войнович (род. 1932) — русский прозаик, поэт и драматург.Крещенские купания двух претендентов навели меня на мысль, почему бы не заменить ими выборы президента. Взять всех кандидатов и поместить в ледяную купель. Кто дольше выдержит, тот и президент. При этом строго соблюдать принцип равенства возможностей. Температура воды и воздуха должны быть одинаковыми. Если при этом одного купальщика сопровождают монахи с хоругвями и песнопениями, то таким же образом Божьей помощью должны быть обеспечены и остальные. То же и с информационной поддержкой.Когда по телевидению показывали, как Владимир Путин окунается в прорубь, над картинкой шло письменное объяснение, что купание происходит без верхней одежды. Совершенно излишняя и глупая надпись. Мы и сами видели, что король практически гол, и в данных условиях это выглядело смешно, но естественно. А представьте себе, какой хохот вызвало бы его купание в тулупе или хотя бы в полушубке.Кстати, по поводу одежды или ее отсутствия. Если устраивать предлагаемую конкуренцию претендентов на высший пост, то к выше перечисленным условиям я бы прибавил требование мужчинам и женщинам купаться при одинаковой степени обнаженности. То есть, если мужчины с голым торсом, то с таким же и женщины. Если же природная стыдливость не позволит дамам купаться топлесс, то в порядке исключения разрешить им прикрывать верхнюю часть туловища со штрафными санкциями: за бюстгальтер добавлять одну минуту пребывания в проруби, за закрытый купальник — две минуты.Кому-то такой способ избрания главы государства может показаться экзотическим, но он был бы не столь затратным и не менее справедливым, чем тот привычный, который нам предстоит.ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky