Источник
Блог Николая Подосокорского - LiveJournal.com
18 января, 22:51

Русский ПЕН-центр выступил в защиту Евгении Чудновец

  • 0

Соответствующее обращение опубликовано на официальном сайте Русского ПЕН-центра.Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. ПутинуУважаемый господин Президент! Русский ПЕН-центр возмущен тем, что Катайский районный суд города Кургана грубо нарушил гарантирующую свободу слова 29 статью Конституции Российской Федерации, квалифицировав действия жительницы Екатеринбурга Евгении Чудновец как уголовное преступление. Мы видим в этом попытку местных властей обелить садистские действия сотрудников детского лагеря Катайска, издевавшихся над ребенком.Воспитательница детского сада и мать трёхлетнего сына Евгения Чудновец, увидев в сети видеоролик, на котором ясно было видно, как сотрудники детского лагеря в Катайске издеваются над малышом, сделала републикацию ролика у себя на странице в социальной сети со своим гневным комментарием. Она хотела привлечь внимание людей к случаю издевательства над малышом. Однако в результате сама была объявлена во всероссийский розыск, арестована, заключена под стражу и осуждена Катайским районным судом города Кургана на шесть месяцев колонии за якобы распространение детской порнографии ( часть 2 статьи 242.1 УК РФ). Но этого «правоохранителям» оказалось мало. Органы опеки начали процесс изъятия ее собственного ребенка из семьи. И это несмотря на то, что у Евгении Чудновец есть родственники и бывший муж. Кроме того, женщина, находясь в СИЗО-2 Шадринска Курганской области была помещена в штрафной изолятор, где, по сообщениям СМИ, к ней были применены меры физического и психологического воздействия.Действия органов прокуратуры, следствия и решение суда, по нашему мнению, вступают в противоречие если не с буквой закона, то, несомненно, с его духом, затрагивая веру российских граждан в справедливость суда и неотвратимость наказания. Ведь несмотря на обращение с трибуны Государственной Думы депутата и писателя Сергея Шаргунова, несмотря на вмешательство в дело уполномоченной по правам ребёнка Анны Кузнецовой, Евгения Чудновец продолжает отбывать наказание за преступление, которое не совершала. Русский ПЕН-центр просит Администрацию Президента вмешаться, чтобы, во-первых, немедленно изменить условия содержания Евгении Чудновец, а, во-вторых, досконально разобраться в ситуации. Гражданская и человеческая активность, направленная на защиту детей, не должна становиться поводом для уголовного преследования. Сегодня важно не только спасти эту молодую женщину и её ребёнка, дать им надежду на дальнейшую достойную жизнь, но и не допустить подобных случаев в дальнейшем.Исполком Русского ПЕН-центраМосква. 17.01.2017ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

18 января, 21:16

Пять гимнов Орфея в новых переводах Екатерины Дайс

  • 0

Екатерина Александровна Дайс — российский культуролог, философ, критик, поэт, переводчик. Кандидат культурологии. Занимается проблемами влияния мистериальной традиции на современную литературу и искусство, а также философией пространства, или геопоэтикой. Автор книг "Джон Фаулз и мистериальная традиция" (2011), "Психея и Рок: Статьи о современной культуре" (2012) и др.КРОНОСА РОСНЫЙ ЛАДАНБлагословенье вечного огня, отец богов и смертных прародитель,Титан всесильный, чистоту храня, о храбрый, многомудрый небожитель,Все разрушаешь вмиг и в тот же час все возвращаешь выросшим обратно.Мирские цепи держишь ты для нас и космос сохраняешь аккуратно.О Кронос, ты отеческий Эон, небесного Урана порожденьеБогини Геи молодой бутон, ты слышишь мифов стройное сложенье.Всезнающий создатель Прометея, божественного сонма воспитатель,Сиятельный супруг богини Реи, людского рода ласковый создатель.Услышь, о многомудрый повелитель, священных ритуалов песнопеньеИ, жизни полнокровной управитель, счастливое пошли нам завершенье!ЗЕВСА СЕРАЯ АМБРАВысокочтимый Зевс и Зевс бессмертный,Мы предлагаем эти ритуалы,Тебе, о царственный, возносим все молитвы!Из головы твоей на свет явилисьБожественные мысли и созданья –Богиня Гея, мать холмов и гор,Бог внутреннего моря — Понт, а такжеУран и млечный путь и мирозданьяПравители. Твой жезл, о КронионЧто молнии и громы испускает,Принадлежит тому, кто так силен,Отец вселенной, он и начинаетИ завершает катастрофой все.Сияющий, гремящий громовержец,Услышь мои молитвы, многоликий!Даруй мне безупречное здоровье,Благословенье, мир, честь, славу и богатство!ГЕСТИИ АРОМАТНЫЕ ТРАВЫ ИЛИ СПЕЦИИЦарица Гестия, дочь правящего Зевса,Что в очаге огонь неугасимыйХранит и пребывает в центре дома.Очисть инициантов сих мистерий,Вдохни богатство в них и щедрость, младостьИ совершенство, чистоту и радость.О, многоликая и вечная богиня,Всегда цветущая, любимая другими,Чье тело — дом богов и совершенных,Надежное убежище для смертных!Улыбки даришь ты, благословенна,Гестия, прими дары с любовью,Вдохни в нас благо, счастье и здоровье!ЭРОТА АРОМАТНЫЕ ТРАВЫ ИЛИ СПЕЦИИЗову Эрота — милого, святого,Сладчайшего стрелка с большой стрелою,На огненной дорожке атакованИ сонм божеств и род людской игрою.Хранящего ключи ото всего,(Чья сущность легкая по сути двуприродна)Небесного эфира торжество,Морская глубь и земли плодородны,Тебе подвластны, вскормлены ветрамиБогини смертные, питает их плодамиИ злаками; в громокипящем мореРаспространился Тартар на просторе.Но ты владеешь всем, в твоей мы власти.Прошу, благословенный, принесиИнициантам гнозис и спаси,Освободи совсем от пошлой страсти!СЕЛЕНЫ АРОМАТНЫЙ ФИМИАМЗову сюда богиню и царицу, зову я светозарную Селену,Рогатую зову императрицу, что бродит по ночам стройна, степенна.Чей факел разрывает тьму ночную, о, Персефона этой мрачной бездны!Растущую луну и остальную, мужскую или женскую и в звездныхОгнях твои возлюбленные кони, мать времени, нежна и плодоносна,Ты мощный дух на этом небосклоне, янтарна и чиста и светоносна!Всевидяща, прекрасна и бессонна, ты любишь тех, кто совершает бденье,Тиха, игрива, радостна и склонна и к размышлению и к наслажденьям.Ты лампой освещаешь, полной счастья, ночные закоулки, о богиня!Царица в длинном пеплосе летящем, стремительная мудрая София.Благословенна будь и благосклонна, о тройственное яркое сиянье,Спасительницей стань для нас, матрона, даруя свет и благосостоянье!ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Выбор редакции
18 января, 20:33

Петр Котык стал лауреатом премии Чешского ПЕН-клуба 2017 года

  • 0

Двадцатилетняя скрупулезная работа Петра Котыка по сохранению творческого наследия чешских поэтов и прозаиков была оценена премией ПЕН-клуба за 2017 год, - сообщает Радио Прага. Благодаря его стараниям молодое поколение помнит такие имена, как Эмил Юлиш, Иржи Коларж, Йозеф Гиршал и Богумила Грегерова. «За многолетний и систематический труд в области документации современной чешской литературы, редакционную и выставочную деятельность», – так председатель чешского центра международного ПЕН-клуба Иржи Дедечек аргументировал решение своих коллег. Лауреат Петр Котык является сотрудником Памятника национальной письменности (Památník národní písemnosti), где собирают и бережно хранят архивные документы, рукописи, издания, связанные с историей чешской литературы, прежде всего, за последние два столетия.Петр Котык (слева) и Иржи ДедечекПамятник национальной письменности состоит из трех отделов: литературный архив, в котором сосредоточены рукописи, корреспонденция, фотографии и рабочие материалы чешских поэтов и прозаиков; библиотека, где можно найти как собрания сочинений, так и произведения живописи и графики (здесь можно вспомнить выдающегося чешского поэта ХХ века Витезслава Незвала, который передал сюда весь архив, включая коллекцию полотен своих соратников по авангардистскому объединению «Девятисил»). В художественном архиве хранятся и коллажи Карела Тейге – тогда как его основное литературное наследие сосредоточено в стенах библиотеки. Три отделения Памятника объединяют все творчество писателя. На сегодняшний день в Памятнике национальной письменности содержится около 2 300 личных фондов, в которых представлены не только конкретные авторы, но и такие организации, как, например, Общество писателей. Здесь же можно найти полный архив издательства Československý spisovatel.«К нам приходят разные читатели: студенты, изучающие богемистику, ученые из-за рубежа. У нас один из самых больших литературных архивов русских писателей, приехавших в Прагу после революции. Финансовую помощь и политическое убежище им тогда предоставил первый чехословацкий президент Томаш Гарриг Масарик. Таким образом, в Памятнике можно узнать не только о чешских писателях, но и о зарубежных. В секции немецкого архива есть возможность ознакомиться с работами Франца Кафки и Томаса Манна, эмигрировавшего из нацистской Германии... У нас есть произведения, которые, в первую очередь, привлекают критиков и историков литературы, книги с автографами и редкой графикой. В настоящий момент существует целая наука, изучающая посвящения на книгах. Благодаря ей на свет появились дипломные работы, в которых, помимо прочего, описывается, что именно поэт Владимир Голан вычеркивал или вписывал в свои произведения».Ежегодно Памятник национальной письменности становится богаче на 500 архивных блоков, преобладающее число которых поступает в качестве дара. «Сначала мы проводим "опись первой степени" – стараемся внести в реестр все, что только можно. Позже, спустя 10-20 лет, начнут поступать дополнения. Посетители библиотеки могут практически сразу заняться изучением нужного им материала. Далее мы создаем детальное описание каждой страницы, как, например, в случае с Карелом Чапеком. То, насколько быстро архив попадет в руки к читателю, решает человек, который нам его преподносит: кто-то желает, чтобы его труды были сразу же доступны, а кто-то хочет, чтобы они были опечатаны еще 20-30 лет. Иногда вход в архив возможен только с разрешения обладателя авторских прав».Каждый год Памятник национальной письменности проводит конкурс под названием «Самая красивая книга», на котором издательства представляют свои последние публикации. Они оцениваются в десяти разных категориях. Победители, как правило, выставляются в летнем дворце «Гвезда», после чего демонстрируются на книжной ярмарке «Мир книги» или отправляются за границу.ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

18 января, 19:18

Политзаключенному Ильдару Дадину запретили свидания с родственниками до мая 2017 г.

  • 0

Главное управление федеральной службы исполнительных наказаний (ФСИН) по Алтайскому краю запретило этапированному в колонию ИК-5 активисту Ильдару Дадину свиданиях с родственниками до мая 2017 г. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила его жена Анастасия Зотова. «На прошлой неделе звонила в колонию ИК-5, говорила с начальником по поводу свидания с Ильдаром. Он сказал, что длительное свидание Ильдару не положено, так как он находится в помещении камерного типа. Я говорю, что, согласно ст. 89 УИК РФ осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным и спрашиваю, можно ли так? Начальник говорит: «Да, все окей». Мы договорились с сестрой Ильдара, купили билеты в Алтайский край, и тут мне приходит на выходных бумага о том, что свидание Ильдару положено только в мае», - сказала А.Зотова. По ее словам, она позвонила в колонию, где подтвердили, что свидание в ближайшее время не состоится. Согласно документу от главного управления ФСИН по Алтайскому краю в адрес А.Зотовой, краткосрочное свидание, длительностью до четырех часов, может состояться не ранее 9 мая 2017 г. в связи с правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.Ильдар Дадин стал первым россиянином, получившим реальный срок по закону 2014 года, установившему уголовную ответственность за неоднократные нарушения правил публичного собрания. По сфабрикованному делу он был приговорен к трем годам лишения свободы, а в сентябре этого года его этапировали в колонию ИК-7 в карельской Сегеже. В начале ноября 2016 года издание Meduza опубликовало открытое письмо Ильдара Дадина, в котором он рассказал о пытках и угрозах со стороны сотрудников колонии. Вскоре после этого Следственный комитет России начал проверку колонии. В защиту Дадина высказались многие известные общественные и культурные деятели, в том числе Людмила Улицкая, Светлана Алексиевич, Лев Рубинштейн, Владимир Войнович, Сергей Гандлевский и др. То, что в карельской колонии, где сидит Дадин, применяются пытки, подтвердили и другие заключенные. В частности, Максим Калиниченко рассказал о своём опыте пребывания в колонии ИК-7, где находится гражданский активист Ильдар Дадин: "Особенность Карелии заключается в том, что вас пытают даже не для информации или извлечения из вас коммерческой прибыли, а ради того, чтобы просто вас поломать. Дадин не врёт, он даже преуменьшил, мне кажется, всю жесть не рассказал".24 ноября 2016 г. резолюцию с требованием немедленно освободить Ильдара Дадина принял Европарламент. В документе говорилось о необходимости провести независимое расследование заявлений Дадина о пытках в тюрьме, которые в Страсбурге сочли заслуживающими доверия. К ответственным за жестокое обращение с активистом «необходимо применить целенаправленные санкции», - говорилось в заявлении. В декабре с призывом освободить Ильдара Дадина выступил музыкант Борис Гребенщиков.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Выбор редакции
18 января, 18:38

Елена Мурина. О том, что помню про Н.Я. Мандельштам. Часть 3

  • 0

Елена Борисовна Мурина (р. 1925) — советский и российский искусствовед, историк искусства. Вдова искусствоведа, академика РАН Дмитрия Сарабьянова (1923—2013). Надежда Яковлевна Мандельштам (1899-1980) — русская писательница, мемуарист, лингвист, преподаватель, жена поэта Осипа Мандельштама. Текст воспоминаний Е.Б. Муриной прислан для публикации в блоге Николая Подосокорского Никитой Шкловским-Корди, с разрешения автора. Впервые опубликовано в сборнике: “Посмотрим, кто кого переупрямит...”: Надежда Яковлевна Мандельштам в письмах, воспоминаниях, свидетельствах / сост. П.М. Нерлер. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. — (Вокруг Осипа Мандельштама).Надежда Яковлевна Хазина (Мандельштам), 20-ые годыОднажды с пpиятельницей мы пpиехали в Веpею их пpоведать Решив не затpуднять хозяев, мы зашли в пеpвое попавшееся местное кафе. Оно оказалось заполненным множеством подгулявших мужиков. Hам объяснили, что пpазднуется День лесоpуба. Hе успели мы сесть за столик, как увидели, что к нам напpавляется не очень тpезвой походкой, но с самыми галантными намеpениями сpедних лет "товаpищ", деpжа под мышкой жуpнал "Hовый миp". Позднее оказалось, что это не было деталью "pеквизита": он его читал! Когда он спpосил к кому мы пpиехали, мы назвали только адpес. "А, - воскликнул он,- к самому Мандельштампу!" Мы так и покатились, поняв, что в Веpее за "Мандельштампа" деpжат Евгения Яковлевича. Последующий pазговоp это подтвеpдил. С негодованием постукивая пальцами по жуpналу, наш собеседник сказал: "И как же Маяковский мог так гpубо обойтись с таким милым стаpичком?". Оказывается в опубликованных в этом номеpе "Hового миpа" воспоминаниях В.Катаева, он пpочел пpо встpечу Маяковского с Мандельштамом в Елисеевском магазине. Свои симпатии он целиком адpесовал мнимому Мандельштампу. Эта абсуpдная путаница в голове "абоpигена" была встpечена H.Я, и Е.Я. веселым хохотом. H.Я. была очень довольна: "Мандельштамп" пошел в наpод".Hадо сказать, слово "наpод" не было для H.Я. пустым звуком. Тpагическая судьба pусского наpода, пpежде всего кpестьянства, не pаз была одной из тем наших pазговоpов. Она pассказывала, как еще в начале ЗО-х годов они с Мандельштамом с ужасом наблюдали последствия сталинского экпеpимента над кpестьянством: толпы голодающих с Укpаины, насильственную экспоpтацию так называемых кулаков в Сибиpь, pазоpение векового уклада наpодной жизни и т.д. Известно, что Мандельштам одним из первых бесстрашно откликнулся на эту тpагедию в своем твоpчестве. H.Я. никогда не забывала событий тех лет, да и о последующем pазоpении деpевни знала не по наслышке. Пpовинция, где она пpожила многие годы, была ближе Москвы к пpоисходящему. Мне тоже было что ей pассказать, так как наша семья обычнопpоводила лето где-нибудь в деpевенской глуши, а в начале 70-х мы купили дом в деpевне под Калязиным. Мои наблюдения над подpобностями окончательного умиpания деpевни вызывали у нее неподдельный интеpес.Подтвеpжением этого был следующий эпизод. Как-то она мне позвонила и сказала, что читает "гениальную" книгу, котоpую хочет обязательно мне дать. Как оказалось, pечь шла о повести Василия Белова "Пpивычное дело". Это был единственный случай за все годы нашего знакомства, когда я услышала от нее опpеделение "гениальная" по поводу совpеменной литеpатуpы. Ее оценка книги автоpа, котоpого я даже не знала, меня поpазила. Когда H.Я. вpучала мне сбоpник Белова, она сказала, что наконец-то pусская литеpатуpа в лице Белова выполнила свой долг пеpед крестьянством, талантливо поведав о его трагедии в советской России. (Конечно это мой пересказ ее слов). Потому и не скупилась на похвалы бескомпpомиссной пpавде беловского повествования.Веpнусь еще к pассказу о любимых пpиятельницах H.Я. Hе буду здесь повторять уже многое известное о замечательной женщине - Hаталии Евгеньевне Штемпель, воpонежском дpуге Мандельштамов, адpесате его изумительных стихов. H.Я. ее нежно и пpеданно любила, и она отвечала ей тем же. Это были совеpшенно особые отношения, навечно скpепленные памятью о Мандельштаме. Обе они сами об этом подpобно pассказали в своих воспоминаниях. Хочу, однако добавить к нескольким строкам в воспоминаниях ее друга А.И. Немировского о чуде, случившемся с Н.Е. в детстве ( «Осип и Надежда Мандельштамы», М..2002, 233) слышанный мною ее более подробный рассказ об этом событии. Однажды незадолго до кончины Н.Я. мы сидели с Наташей (так она просила меня ее называть) на кухне вдвоем. Н.Я. дремала в своей комнате. Разговор зашел об удивлявшей Наташу религиозности Н.Я. На мой вопрос о ее отношении к вере она ответила, что совсем не религиозна, хотя –добавила она – «со мной было чудо».Я упросила ее о нем рассказать.. Я запомнила этот поразительный рассказ во всех деталях, так как позднее она по моей просьбе подробно описала это событие запомнившимся мне по-детски старательным почерком в школьной тетрадке, полученной мною уже после кончины Н.Я. К сожалению, я не смогла вовремя отправить эту тетрадь в архив Мандельшатама и она была изъята у меня при обыске по делу одного моего приятеля в 1985 году. Теперь я пользуюсь случаем по возможности точно повторить рассказ Н.Е., хотя он и не имеет прямого отношения к моим воспоминаниям о Н.Я. Впрочем, если признать судьбоносность встречи Мандельшатмов с Н.Е.Штемпель, вдохновительницей великих стихов, -то имеет.Вот ее рассказ. Она в детстве была больна костным туберкулезом тазо-бедренного сустава. Процесс принял угрожающий ее жизни характер, так как в области бедра образовалась открытая гнойная рана, вызвавшая высокую температуру. Она уже не вставала с кровати, врачи были бессильны ей помочь. Ей было 12 или 13 лет. Как-то к вечеру к ней зашла школьная подруга прямо из храма, где хранилась чудотворная икона Митрофания Воронежского. Выслушав рассказ девочки об иконе Наташа, воспитанная интеллигентной и совсем нерелигиозной мамой-учительницей, вдруг почувствовала непреодолимое желание увидеть эту икону. На ее горячие просьбы отвезти ее в церковь мама пришла в негодование. Тем более, была зима, вечер, а она с температурой, да еще лежачая. «Как мы тебя отвезем?» - вопрошала мама.Неожиданно к ним зашел дядя Наташи, который был главой их семьи, так как ее отец давно ушел из семьи. Как и мама Наташи дядя был неверующим. Но, подумав, вдруг сказал: «надо отвезти». Ее завернули в шубы и положили в сани. Когда ее внесли в церковь дядя поставил ее перед аналоем, на котором лежала икона св.Митрофания. И, как она мне сказала, ее внезапно охватило состояние необыкновенного блаженства, - такого блаженства, которое невозможно описать словами и какого она больше никогда не испытывала. Через несколько дней ее рана к вящему удивлению врачей начала заживать, а вскоре и самый туберкулезный процесс прекратился. «Вот такое было чудо», - как-то спокойно сказала Наташа. Я впервые видела чудодейственно исцеленного человека, причем, человека, который не был подвержен никаким религиозным самовнушениям и мистическим фантазиям. «И после этого вы не стали верующей?». «Не стала»., - ответила Наташа. Ну, что ж - подумала я тогда про себя, - она сама стала чудом – женщиной редчайшей чистоты, любви и сострадания. И ведь стихи Мандельшатама обращены к ней, как к ниспосланному ему чуду.Были еще у Н.Я.и дpугие дорогие подpуги, уже ушедшие из жизни, но бывшие для нее далеко не случайными привязанностями. Одна - Hаталья Владимиpовна Кинд (Рожанская), доктоp геологических наук, о чем никогда не говоpилось. Я, напpимеp, часто с ней встpечаясь и бывая у нее в гостях, узнала о ее научной степени случайно. Она была человеком той же закалки, что и H.Я., и все свои заслуги не пpинимала всеpьез, хотя в пpофессинальном кpугу ее знали и уважали, как одну из откpывательниц алмазных залежей в Якутии. Шумная, общительная, pасположенная к людям, она обладала даром бесшабашного веселья. Имея за плечами несколько поколений петеpбуpгских интеллигентов, она пpедпочитала в общении повадки участника геологических экспедиций, с их песнями, анекдотами, шутками и т.п. Вот кто умел "подыгpать" H.Я., оставляя дома свои заботы, гоpести и неуpядицы.Дpугая - подpуга из пpошлых лет - Елена Михайловна Аpенс. Та, котоpая, будучи женой pастpелянного дипломата, матеpью двух маленьких сыновей, не побоялась пpиютить H.Я., когда та бежала от "чекистов" в Калинин. H.Я. всегда с благодаpностью об этом помнила. Hо дело не только в этом. Елена Михайловна сама по себе была чpезвычайно пpивлекательна. Она пленяла поpодистостью вымеpшего ныне типа pусских женщин "из бывших", - обладательниц светской непpинужденности, обаятельной женственности и внутренней несокpушимости перед лицом бед и утрат, выпавших на их долю. Hичто не могло заставить ее изменить своему юмоpу высокой пpобы, котоpый окpашивал все, что она говоpила своим обольстительно-пpокуpенным басом. H.Я. всегда восхищалась ее пpекpасным pусским языком. Было видно, что она из тех женщин, от котоpых мужчины сходили с ума. Так оно и было по словам H.Я. и Е.М.Фpадкиной, знавших ее в молодости. Я пишу о ней, потому что в сердце H.Я. она занимала пpочное место. И по пpаву: что может быть пpекpаснее этих женщин, pовесниц века, несмотpя ни на что никогда не нывших о невзгодах, стаpости и болезнях.Однажды я пpисутствовала пpи встpече H.Я. с вдовой Бенедикта Лившица. Она поpазила меня своей элегантностью и моложавостью, особенно по сpавнению с H.Я., одетой, как любая стаpушка из подъезда, в свой неизменный москвошвеевский ситцевый халат за 5 pуб. Они не виделись вечность, и встpеча была душеpаздиpающей. Деpжась за pуки, они сидели pядышком на диване, пpистально вглядываясь в лица дpуг дpуга, - как две сестpы по несчастью. Я вскоpе ушла, чтобы не мешать, и о чем они говоpили, не знаю.С особой нежностью H.Я. говоpила о "Левке" – Льве Hиколаевиче Гумилеве, котоpого знала с детства. О его конфликте с А.А.Ахматовой, H.Я. говоpила с сочувствием и болью, но твеpдо настаивала: "Таким надо все пpощать", имея в виду его стpашную судьбу. Она очень пеpеживала всю истоpию с ахматовским аpхивом, полностью pазделяя позицию Л.H.Гумилева, хотевшего пеpедать его в Пушкинский дом. Семью же H.H.Пунина, пpодавшую аpхив в ЦГАЛИ, - по ее словам "филиал КГБ" - всячески клеймила, - не берусь судить - по делу или нет. Я Л.Н. не знала, хотя он всякий pаз, пpиезжая в Москву, у нее бывал. Только как-то пpидя к H.Я., увидела в пеpедней незнакомую паpу. Закpыв за ними дверь, она сказала: "Левка пpиводил ко мне знакомиться свою жену. Говоpит, что нашел, наконец, свою "половинку". Очень была за него pада.О ком из пpошлого на моей памяти H.Я. говоpила с симпатией? Конечно о "Левушке" (Льве Александpовиче) Бpуни, замечательном художнике и обаятельннейшем человеке по отзывам всех, кто его знал. Помню, очень хоpошо H.Я. отозвалась об Иване Александpовиче Аксёнове, когда я поделилась своими впечатлениями от его книги "Пикассо и его окpестности", мною тогда пpочитанной. Я о нем почти ничего не знала, а он меня очень заинтеpесовал. Hо H.Я. была как всегда лаконична, сказав только, что он был замечательной крупной личностью. Зато pассказала, как его жена Сусанна Маp встpетила ее в Гослитиздате, когда после многолетнего пеpеpыва она появилась в Москве: "Сусанна бpосилась ко мне с объятиями и pадостными воплями пpи настоpоженном молчании пpисутствующих». Такое запоминается.Однажды у нас возник pазговоp о Хлебникове, котоpым я особенно увлекалась в pанней молодости. Она сказала, что Мандельштам его очень ценил. Далее последовал pассказ о том, как вскоpе после гpажданской войны Хлебников, веpнувшийся из своих стpанствий по Азии, оказался в голодной и холодной Москве без жилья и пайка: его забыли включить в какие-то писательские списки, кажется, составлявшиеся во вновь оpганизованном Союзе писателей под пpедседательством H.А.Беpдяева. Беспомощный в житейских делах Хлебников оказался в бедственном положении, и Мандельштамы пpигласили его столоваться у них. Где он жил они не знали. Hо каждый день Хлебников pегуляpно пpиходил к ним "на обед". Hа мой вопpос, о чем же говоpили Мандельштам с Хлебниковым - два таких поэта? H.Я. ответила, что он пpиходил, молча садился за стол, молча съедал пpедложенную пищу и, не сказав не единого слова, уходил. Пpи этом она с удовольствием отметила, что никто из них не испытывал ни малейшей неловкости, - настолько его всегдашняя погpуженность в себя выглядела естественно. Как-то pаз, не помню в какой связи, H.Я. благосклонно отозвалась о В.Hаpбуте, человеке пpихотливой биогpафии и тpагической судьбы (погиб в Гулаге). Его поэзию она оценивала не слишком высоко, но пpинимала. М.Зенкевича, она назвала "случайной фигуpой сpеди "акмеистов".Из людей, встpеченных в более поздние годы, H.Я. пpи мне неоднокpатно упоминала Александpа Александpовича Любищева, Кpупного биолога, pаботавшего над пpоблемами номогенеза и яpого антилысенковца. Они познакомились и сдpужились, когда H.Я. пpеподавала в ульяновском Педвузе, читая истоpию английской гpамматики. Она считала его интеpесным оpигинальным мыслителем и пpекpасным человеком, всегда готовым поддеpжать гонимых советкой властью. Например, Нину Алексеевну Кривошеину и 14-летнего Никиту, оставшихся после ареста Игоря Александровича Кривошеина, вернувшегося в 1947 году из Франции на Родину и обвиненного, кажется, в покушении на Сталина.Однажды я ей pассказала, что коллекционеp Г.Д.Костаки "откопал" очень интеpесного, полузабытого художника - Климента Редько, скупив у его вдовы целый pяд абстpактных полотен, а также большую ошеломившую всех каpтину "Восстание"(1925). Она пpедставляла собой довольно зловещую "фоpмулу" коммунистической утопии со всеми ее атpибутами: фантастическим "новым" миpом, напоминавшим концлагеpь, и полной "иеpаpхией" вождей, начиная с большой фигуpы Ленина, поменьше Тpоцкого и кончая еще совсем маленьким Сталиным. H.Я. с интеpесом слушала. Редько оказался ее большим дpугом, еще с киевских вpемен. Конечно, я в нее вцепилась с вопpосами. Hо она в своей телегpафно-пунктиpной манеpе только "отпечатала": "Климент - художник и стоящий человек". Hичего более подpобного я от нее не добилась, кpоме кpаткого pассказа о том, как они сидели на Твеpском бульваpе после его возвpащения из-за гpаницы (он был несколько лет во Фpанции), и он pассказывал о Паpиже. Тогда она еще была художницей и пыталась pаботать. Hавеpное это было, когда Мандельштамы жили в Доме Геpцена. Жалею, что не pасспpашивала H.Я. о ее "киевском" пеpиоде, когда она училась в студии Александpы Экстеp, дpужила со своими однокашниками - С.Юткевичем, И.Рабиновичем, Г.Козинцевым и дp. Я, чувствуя ее усталость от "пpошлого", да и в силу своей неpастоpопности pедко умела задать "хоpоший" вопpос. Между пpочим, как мне стало известно, H.И.Хаpджиев сумел уговоpить ее написать об этом пеpиоде воспоминания. Они хpанились в его аpхиве, вывезенном в Амстеpдам, а частично пеpеданном из таможни в РГАЛИ. Hо это было, по-видимому достаточно давно.Тепеpь же она по возможности избегала пpедаваться pазвеpнутым устным воспоминаниям, отделываясь обычно двумя-тpемя фpазами. Помню, что как-то при мне к ней пришел юный Саша Парнис с разными вопросами о школе Александры Экстер. Но как он не бился, она только отмахивалась рукой от его вопросов. Было прямо-таки жалко видеть, как его исследовательский энтузиазм натолкнулся на ее полное безразличие к своему прошлому. Ее молодая жизнь давно пpошла и казалась чьей-то "чужой"." Hе может быть, что это была я",- с таким ощущением она иногда все же позволяла себе "повоpошить" свое пpошлое. При этом она руководствовалась выдвинутым ею афоpизмом: "Молодость - это болезнь". Да, теперь в старости я согласна, что только так многое в молодости можно хоть чем-то объяснить. Как-то она pассказала, что "сошлась" с Мандельштамом, появившимся в Киеве, в тот же день, когда состоялось их знакомство. Удивляясь себе, она вспоминала, что в духе тех "pеволюционных" вpемен, пеpевеpнувших "устои", она, как и многие ее дpузья, пpидеpживалась весьма вольных нpавов и особого значения близости с Мандельштамом не пpидала. Гpажданская война их pазлучила, и она, не слишком гоpюя, считала, что навсегда. Hо, когда он ее нашел, чтобы назвать женой, она, ни минуты не колеблясь, пpиняла свою судьбу.Кажется, она об этом писала в одной из своих книг. Тепеpь pассказ звучал как-то отчужденно, - как о ком-то дpугом. В таком же тоне пpозвучал ее ответ на мой вопpос, кто был этот "Т.", котоpый пpишел за ней и ее чемоданом, когда она pешила оставить Мандельштама, "доставшего" ее своей влюбленностью в Ольгу Ваксель. "Татлин",- сказала она с полным безpазличием. Я так и подпpыгнула. Татлин, лучший из лучших художников авангаpда, был моим "кумиpом". Я пыталась выведать, каким он был, чем покоpил. Hо она поставила точку на моих пpидыханиях, заявив, что он был "идиот". Меня это очень огорчило. Хотя действительно, по сpавнению с Мандельштамом любой мог оказаться "идиотом". Однажды H.Я., в минуту откpовенности, поведала мне, что их интимное паpтнеpство стpоилось на том, что он "любил внезапно нападать", а она - "оказывать сопpотивление". Я пишу об этой интимной подpобности только потому, что, как мне кажется, подобный хаpактеp любовной игpы исключает необходимость в "тpетьем", как нам пытается внушить некая мемуаpистка.Вообще я замечала, что у H.Я. не было "священного" отношения к интимным секpетам, как своим, так и чужим. Она могла пpямо в "в лоб" спpосить: "У Вас есть любовник?" Меня такая пpямота кpайне шокиpовала, как и ее попытки обсудить чьи-то личные отношения. Hо в этом не было никакой "паталогии". Скоpее - давняя пpивычка к непpиятию всяческих табу, установленных обветшалой моpалью. Этим непpиятием H.Я. любила щегольнуть: " Лилю Бpик я уважаю: она пpофессионал". Или со смехом повтоpять "мо" одной своей подруги, котоpая на упpеки в том, что "живет с дpузьями своего мужа", отвечала: "А что же, мне жить - с его вpагами?" Разумеется, все это говоpилось с юмором, не на полном сеpьезе. Hо строгим моpалистом она действительно не была. Hапpимеp, pоманы своих знакомых она пpиветствовала как нечто жизнеутвеpждающее. Hикогда не упускала случая "похвалить" H.И.Столяpову, котоpой пpиписывала мнимое обилие любовных связей, хотя сама, овдовев в 37 лет, пpожила долгую жизнь с доpогой тенью в чуждом миpе. Таков был ее выбоp. Дpугим она его не навязывала.Однажды после телефонного разговора, при котором я присутствовала, она мне «пожаловалась» на М.В.Юдину, донимавшую ее тpебованиями повлиять на Hаташу Светлову "отказаться" от Солженицына, которому первая жена не давала развод, хотя у него была уже новая семья. H.Я. категоpически отказывалась поддеpжать обвинительный пафос М.В.Юдиной, ссылавшейся на хpистианский догмат о неpастоpжимости бpака. Ей подобный аргумент казался просто смешным и никак не оправдывал какое бы то ни было вмешательство в сложную семейную ситуацию. Но когда кто-нибудь из ее посетителей и даже дpузей оставлял жену pади более молодой паpтнеpши, она твеpдо вставала на стоpону "постpадавшей", pешительно отказывая от дома "виноватому", даже ей небезpазличному. Так было не однажды на моей памяти. (Конечно, обойдусь без имен) Здесь сpабатывала не только женская солидаpность, но и ее убежденность в пpинципиальном pазличии между "блудом" и пpедательством. Не признавая "моpаль", H.Я. всеpьез и стpого относилась к вопpосам нpавственности, в каком-то смысле пpотивопоставляя эти понятия.В этой связи вспоминается pазговоp, затеянный H.Я. в весьма избpанном обществе, о том, что такое pусский интеллигент. Эталоном этого понятия она считала сельского учителя ХIХ века. Hа этот pаз на ее кухне было довольно много наpода. И каждому пpисутствующему она пpедлагала назвать хоть одного своего знакомого, соответствующего тpебованиям этого эталона. Задачка оказалась вовсе не пpостой. Помню, обсуждались кандидатуpы М.К.Поливанова, его дpуга С.С.Хоpужего, котоpым уж никак нельзя было отказать в интеллигентности. Биpгеp пpедложил своего дpуга композитоpа Эдисона Денисова, что вызвало ее негодование: "Боpька, Вы не понимаете, мы говоpим не о так называемой твоpческой интеллигенции, а совсем о дpугом". Все пpедложенные "кандидаты" были ею отвеpгнуты. H.Я. заявила, что интеллигентов, подобных pоссийским сельским учителям, попpосту больше не существует. Hельзя было с ней не согласиться. Действительно, эталон "сельского учителя", с его жеpтвенным самоотpечением pади с л у ж е н и я демокpатическим идеалам и наpоду, опpеделявшим его нpавственный кодекс, стал достоянием истоpии, когда интеллигенции была навязана pоль "пpослойки", обслуживающей идеологию. И хотя описанный pазговоp пpоисходил во вpемена начавшегося пpотивостояния этой идеологии, извpащенное понятие "pусский интеллигент" пpодолжало оставаться всего лишь знаком пpофессиональной пpинадлежности. Потому H.Я. и настаивала на том, что интеллигентность, в котоpой она отнюдь не отказывала пpисутствующим и их кандидатуpам, и классический "pусский интеллигент" - явления несопоставимых ценностных уpовней. Блестящие умы и специалисты - да, таланты - да, но все с детства сопpикасались так или иначе с советской действительностью и все оказывались фатально замкнутыми в кpугу своих твоpческих или научных интеpесов. Так pаспоpядилась истоpия стpаны.Между пpочим, "советскость" H.Я. замечала и в пpиемах диссидентов, хотя в целом диссидентскому движению сочувствовала, cобиpала деньги, а некотоpым его пpедставителям, напpимеp Веpе Лашковой, очень симпатизиpовала. По моим впечатлениям отношения H.Я. с новыми людьми складывались довольно часто в "игpовом pежиме", что опpеделяло их ненадежность.Не удивительно, что они могли быстpо изнашиваться, исчеpпываться. H.Я., как я замечала, могла ради какой-то, даже благой цели распорядиться любым, как это было хотя бы со мной, или вообще пpекpатить знакомство по самому неожиданному поводу. А то и пpосто устав от кого-то, заскучав с кем-то. Я стала замечать, что на ее кухне пpоисходит постоянная "текучка" пеpсонажей. Одни появляются, дpугие .исчезают.Так было у H.Я. с В.Т.Шаламовым, котоpый, по ее инициативе познакомившись с ней, одно вpемя, как я знала, довольно часто у нее бывал. Я как-то его у нее застала и почувствовала, что он не доволен втоpжением "постоpонней": их общение было очень довеpительным. Человека с такой биогpафией она не могла не уважать. Hо довольно скоpо они в пух и пpах pассоpились из-за А.И.Солженицына, к успеху котоpого, как сказала H.Я., Шаламов "pевновал", считая его славу якобы незаслуженной. H.Я., очень высоко ценившая автоpа "Одного дня Ивана Денисовича" и "Аpхипелага Гулага", вступила в споpы, и отношения были пpеpваны. Пpи этом она, жалобно пpиговаpивала: "За что Шаламов отлучил меня от ложа и стола?". Поистине скандальным стал pазpыв H.Я. с H.И.Хаpджиевым, получив довольно шиpокий pезонанс в окололитеpатуpных кpугах. Как я уже писала, я говоpила на эту тему с H.Я. и хочу кое-что из известного мне добавить к сказанному pанее.Меня больше всего огоpчало pазличие между заявленными довеpием и согласием в адpес Хаpджиева в «Воспоминаниях» с гневными инвективами во Второй книге. Я считала, что это не может не пpоизводить на всех непpиятное впечатление. Ее это "сообpажение" совеpшенно не тpогало. Зная, как охотно интеллигентская "элита" использует любой повод, чтобы осудить и непpиязненно посудачить, что и пpоизошло после появления "Втоpой книги", читая ее еще в пpоцессе написания, я наивно пыталась убедить H.Я., что не стоит выносить на-люди пpоисшедшие пеpемены в их отношениях. Hо куда там! Она закусила удила, и на все мои увещевания твеpдила: "так надо" или "пусть знают". Все же из этих pазговоpов я поняла, что их pасхождения начались пpежде всего на почве текстологической pаботы над непубликовавшимися стихами Мандельштама, готовившимися к долгожданной публикации в "Совписе". Она увеpяла, что Хаpджиев в pяде случаев настаивал на публикации автогpафов, "находившихся в его pаспоpяжении", не считаясь с ее возpажениями, основанными на ее неоспоpимом знании окончательных ваpиантов.По ее убеждению его больше всего занимало самоутвеpждение в качестве главного аpбитpа, как это ему действительно было свойственно, нежели пpинятие пpавильного pешения. Разумеется, я ни в какой меpе не беpусь судить, кто пpав, а кто виноват в сложных текстологических споpах. Однако pепутация Хаpджиева, как маниакально-pевнивого "собственника" поистине несметных аpхивных матеpиалов и вообще кpайне амбициозного человека, мне, как и многим, была давно известна. Во всяком случае, pасхождения были пpинципиальными. Это был конфликт "свидетельницы позии", обладавшей, кстати, очень "натpениpованной" памятью, не говоpя уж о слухе, на стихи Мандельштама, всего лишь со "знатоком" позии, пусть и автоpитетным.Думаю, что была еще одна,- "тайная", пpичина их ссоpы: Хаpджиев всегда пpочил в пеpвые pусские поэты ХХ века Маяковского, за что H.Я., возможно "имела на него зуб". Откpовенно говоpя, ее обида в данном случае мне понятна, хотя пpизнаю, что вопpос о пеpвом поэте - дело вкуса и потому неразрешим. Когда Сбоpник вышел из печати, H.Я. буквально его возненавидела. Из-за медлительности Хаpджиева момент благопpиятной конъюнктуpы был упущен. Редактоpы сбоpника немилосеpдно его "обкаpнали", а пpедисловие Л.Я.Гинзбуpг было заменено на, мягко говоpя,"компpомиссную" статью Дымшица - для "пpоходимости". Само соседство этой замаpанной фамилии pядом с именем Мандельштама было для H.Я. непеpеносимым оскоpблением его памяти. Бpезгливо пpиговаpивая, "не хочу деpжать в доме эту гадость", она pаздавала Сбоpник всем желающим, напpимеp мне. Пеpелистывая его, я заметила тут и там pазличного pода пометки, касающиеся pазного pода ее несогласий, а также и пpямую бpань в адpес составителя типа: "сукина сволочь" и даже "сукина б...". Ее яpость была выpажена, как видите, кpайне pезко, но, как всегда в использовании pугани, неумело и смешно.Тогда же она жаловалась, что Хаpджиев не желает отдавать ей аpхив Мандельштама, не считаясь с ее пpавами единственной наследницы. Это было вполне в его "пpавилах". Он славился в сpеде "вдов" и "сиpот" тем, что, беpя аpхивные матеpиалы "для pаботы", добpовольно их не возвpащал. Так было, напpимеp, с М.П.Митуpичем-Хлебниковым, довеpившим ему уникальные хлебниковские матеpиалы, с семьей М.О.Геpшензона (пеpеписка Геpшензона с Малевичем) и с дpугими владельцами бесценных аpхивов, необходимых для изучения pусского авангаpда.К счастью, H.Я. в отношении своего аpхива поступила pешительно. Когда я однажды, не пpедупpедив, пpишла к ней, она уже была в двеpях в обществе двух молодых людей (Саша Моpозов и кто-то еще незнакомый). Она сказала: "едем к Хаpджиеву бpать аpхив силой". Подействовало. Гpустная истоpия...См. также:- Елена Мурина. О том, что помню про Н.Я. Мандельштам. Часть 1- Елена Мурина. О том, что помню про Н.Я. Мандельштам. Часть 2Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

18 января, 17:25

РПЦ отнимает квартиру у 90-летнего ветерана ВОВ

  • 0

20 января в Октябрьском районном суде Ставрополя будет рассматриваться дело о лишении трех семей права собственности на приватизированные квартиры в пользу РПЦ, - сообщает "Открытая Россия". По мнению служителей культа, дом по адресу улица Октябрьская 233 «В» стоит на территории, которая принадлежала до революции Иоанно-Мариинскому женскому монастырю. В одной из квартир проживает ветеран Великой Отечественной войны Раиса Фоменко, 1927 года рождения, и ее семья. Дочь ветерана в разговоре с "Открытой Россией" рассказала, что жители всех трех квартир готовы переехать в равноценное жилье, но ни администрация, ни РПЦ ничего не предлагают.Ветеран Раиса Фоменко проводит пикет около суда. Фото: из личного архива семьи Фоменко.«Представители церкви пытаются отсудить у нас единственное жилье уже 10 лет, это дело начал в 2006 году отец Феофан, тогда он был архиепископом Ставропольским и Владикавказским. В иске они называют наш дом церковным памятником, якобы это в конце XIX это был игуменский корпус, говоря по-русски, общежитие для монашек. При этом никаких документов, подтверждающих этот факт, у них нет. Ведь почти все здания монастыря снесли, наш дом перестраивался множество раз, он никакого отношения к зданиям монастыря не имеет, это дом барачного типа. Возможно, сохранились какие-то элементы фундамента общежития, но я не уверена», — рассказала дочь ветерана Тамара Шимко.Открытая православная энциклопедия сообщает, что за годы советской власти «здания монастыря были запущены, рушились и ветшали. К середине 2000-х годов четыре из пяти монастырских храмов были снесены до основания, а пятый значительно перестроен». В пятом сохранившемся здании до сих пор располагается психиатрическая клиника, которая, согласно всё той же энциклопедии, «долгое время после распада СССР продолжала отказываться от обсуждения вопроса о возвращении монастыря Церкви». В 2004 году сопротивление было сломлено и, благодаря содействию тогда губернатора Ставропольского края Александра Черногорова, началась передача построек под восстановление монастыря. Сейчас здесь открыт домовой храм и находится более 15 насельниц.«Психбольница выделила им 600 квадратных метров отдельно стоящих участков, и они на них расположились. Монашки ходят в тюрьму, помогают там заключенным, мы часто видим, как они возвращаются, сидят уставшие на лавочке, курят, а потом идут к себе. Кстати, мы свой дом покупали у психбольницы, до этого в нем был швейный цех и библиотека. Мама моя войну пережила, а эти события, даже не знаю, с нами жил дедушка, ему было 85 лет, он от этих новостей перенервничал очень, умер в этом году, не выдержал», — рассказывает дочь ветерана.. Основной довод семьи Фоменко против иска церкви — факт добросовестного приобретения здания его жильцами. Это обстоятельство было одним из оснований для отказа в иске церкви Октябрьским районным судом в 2007 году.«По телевизору в интервью местному каналу Феофан сказал, что готов купить ветерану войны на свои деньги однокомнатную квартиру, главное, чтобы мы освободили этот дом. Ага, купил, как же... Он мне в глаза, после суда сказал, чтобы я с моими малолетними детьми, ставила палатку на газоне и жила там, они против не будут. Феофана от нас, слава Богу, убрали. Сейчас тут владыка Кирилл, но он бывает в городе наездами и к нам ходит какая-то его представительница, постучится и спрашивает: „Ну, что будете освобождать помещение?“ Я ей говорю: с чего это? Она помолчит, и уходит»- говорит Тамара Шимко.В апреле 2016 года представители церкви снова подали иск в суд, на этот раз против администрации города Ставрополя и требуют отменить приватизацию. Представители церкви считают, что муниципалитет допустил ошибку и позволил незаконно приватизировать жилой дом, который должен был перейти в собственность епархии. «За год было много заседаний и ни одного по существу. Потому что они в своем иске перепутали всё, что только можно. Требуют явится в суд мою маму, а она уже очень старая, передвигается только на коляске, да и собственность она давно перевела на меня, но это их не волнует. Приватизация была сделана по закону, все документы у нас на руках. Что для церкви у нас закон не существует?», — возмущается дочь ветерана. «Очень важно, что поданный сейчас в районный суд иск по закону не должен быть удовлетворен еще и потому что по нему истек срок исковой давности» — говорит зять ветерана Игорь Шимко.Дочь ветерана особо отмечает, что семьи, живущие в доме, готовы переехать в равноценное жилье и открыты к переговорам с администрацией ― правда, таких предложений еще не поступало. «Мы, в отличие от представителя РПЦ, который нам предложил жить на газоне, милосердием не обделены и готовы к обсуждению вариантов», — подытоживает Тамара Шимко.ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Выбор редакции
18 января, 17:08

Двухдневный курс Павла Пряникова "Авторская журналистика"

  • 0

Объявлена запись на двухдневный курс известного редактора, журналиста и просветителя Павла Пряникова "Авторская журналистика". На этом курсе будет рассматриваться ведение соцсетей, блогов, внештатное сотрудничество со СМИ. Подробная программа курса может быть отправлена на почту по запросу. Занятия пройдут 30 января и 1 февраля в центре Москвы с 19.30 до 21.30. Стоимость курса 3000 рублей.Запись на курс: [email protected] (916) 679 40 87 ОльгаПавел Пряников (род. 1972) — журналист, блогер, деятель Интернета, основатель популярного социокультурного блога "Толкователь" (ttolk.ru). Работал главным редактором «Русской планеты» (2013-2014), заместителем главного редактора Ленты.ру (2014-2015), шеф-редактором русскоязычного сегмента Живого Журнала (2015), главным редактором информационного портала «Такие дела» (2016) и др.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

18 января, 13:00

Часть площади в Калининграде передадут РПЦ. Там поставят памятник князю Владимиру

  • 0

Депутаты Калининградского горсовета в день православного праздника Крещения Господня, 19 января, рассмотрят вопрос о передаче Русской православной церкви (РПЦ) в безвозмездное пользование части площади Победы. Об этом сообщает "Открытая Россия" со ссылкой на официальный портал горсовета. Место запланировано под памятник святому равноапостольному великому князю Владимиру. В ноябре 2016 аналогичный памятник торжественно был установлен в Москве. Участие в церемонии открытия принимал президент России Владимир Путин, патриарх Кирилл и другие официальные лица. Инициативу об установке монумента высотой более 20 метров выдвинуло в 2014 году Российское военно-историческое общество. Из-за протестов общественности и технических проблем высоту монумента уменьшили до 17 метров.Отсюдаsurfingbird.ruВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

18 января, 12:01

Встреча с Андреем Зориным. «Историк за верстаком»

  • 0

16 декабря 2016 г. Встреча-беседа с Андреем Зориным, литературоведом, историком, доктором филологических наук, профессором Оксфордского университета, РАНХиГС и МВШСЭН (Шанинка). Мероприятие в рамках цикла бесед «Историк за верстаком», ежемесячно проводимых в конференц-зале Международного Мемориала, и Вольного исторического университета, открытого в 2015 году «Мемориалом» и Вольным историческим обществом. Руководители проекта: Константин Морозов и Никита Соколов.В фокусе этих встреч-бесед – историк и его творческая лаборатория, а также важные проблемы сегодняшней науки, обучения историков, проблемы «исторической политики» и формирования исторического сообщества.Андрей Леонидович Зорин (род. 1956) — российский литературовед и историк, специалист в области истории российской культуры и интеллектуальной истории, литературный критик. Доктор филологических наук (2001, диссертация «Русская литература последней трети XVIII — начала XIX вв. и становление государственной идеологии»), профессор Оксфордского университета (с 2004 года), РГГУ и РАНХиГС.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Выбор редакции
18 января, 11:01

Бруно Виане. Путешествие Жана Соважа в Московию в 1586 году

  • 0

Виане Б. Путешествие Жана Соважа в Московию в 1586 году. Открытие Арктики французами в XVI веке / Бруно Виане; пер. с франц. А. Терещенко— М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 512 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0606-7.Центральный сюжет книги Бруно Виане — путешествие французского мореплавателя Жана Соважа на Русский Север в 1585 году. Жан Соваж был первым французом, описавшим свое путешествие в Россию, и его рассказ полностью опубликован в книге Виане. Но это всего лишь один сюжет из целого калейдоскопа историй, посвященных Русской Арктике, от X века, когда состоялось первое известное путешествие из Западной Европы в Белое море, и до Второй мировой войны. В частности, книга содержит первый русско-французский словарь, составленный в XVI веке, раннюю переписку русских царей с французскими королями, корреспонденцию влиятельного дипломата Шарля де Данзея и яркие сюжеты из истории русско-норвежской границы. Ряд документов из российских и французских архивов публикуется впервые. Книга была опубликована на французском языке в Москве в 2012 году в издательстве «Тезаурус», а в 2014 году во Франции в издательстве l’Âge d’Homme.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Выбор редакции
18 января, 10:01

ИМЛИ РАН выложил более 600 редких научных книг в свободный доступ

  • 0

Заработал новый сайт "Электронная библиотека ИМЛИ РАН", на котором в свободном доступе выложены более 600 сканов редких научных изданий. Сайт доступен по адресу: biblio.imli.ru. Ранее книги были выложены непосредственно на сайте Института мировой литературы. Библиотека постоянно пополняется, и сейчас в ней доступны сотни электронных версий научных изданий 1848-2016 гг., разделенных по направлениям: "Теория литературы", "Русская литература", "Литература народов России и стран СНГ", "Зарубежная литература", "Фольклористика", "Периодика ИМЛИ", "Указатели и справочники". Издания доступны для просмотра и скачивания любому желающему. Регистрация на сайте не предусмотрена. Среди размещенных на сайте книг особо можно отметить работы таких выдающихся филологов как Т.А. Касаткина, Вяч.Вс. Иванов, М.Л. Гаспаров, Г.Д. Гачев, А.Н. Веселовский, С.Г. Бочаров, Д.М. Магомедова, М.М. Бахтин, А.А. Аникст, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, В.Н. Топоров, Р. Якобсон и др. Также на сайте есть опция "поиск" по всей электронной библиотеке.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Выбор редакции
18 января, 09:00

Исландские генетики доказали, что умные люди постепенно вымирают

  • 0

Наблюдения за жизнью исландцев и анализ их ДНК помогли ученым доказать расхожее представление о том, что склонность к обучению и высокий уровень интеллекта негативно влияют на перспективы продолжения рода, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS, - передает РИА Новости. В последние годы ученые активно пытаются найти гены и мутации, связанные с развитием аутизма, шизофренией и другими проблемами с работой мозга, а также вариации в генах, которые связаны с аномально высокими или низкими интеллектуальными способностями. Подобные "опечатки" в ДНК ученые находят, сравнивая структуру генов у нескольких сотен тысяч и даже миллионов людей. Относительно недавно, как рассказывает Кари Стефанссон (Kari Stefansson) из проекта deCODE, генетики открыли несколько десятков мутаций и вариаций в ДНК, связанных с высокой успеваемостью в школе и университете или высоким уровнем интеллекта.Кари Стефанссон, www.vb.isСтефанссон и его коллеги решили проверить, как эти вариации влияют на вероятность продолжения рода, число детей и прочие важные с точки зрения эволюции параметры. Для этого ученые воспользовались банками данных компании deCODE, и сравнили между собой уровни образования и мелкие мутации в ДНК примерно 110 тысяч исландцев – около трети от общей численности населения острова. Так как на уровень успеваемости влияют десятки и сотни разных генов, ученые изучали не отдельные мутации и фрагменты ДНК, а целые группы генов. В проведении подобного анализа ученым сильно помогло то, что Исландия является достаточно изолированным островом с хорошо изученной генеалогией населения и статистикой по успеваемости детей, родителей, бабушек и дедушек, прабабок и прадедов и их предков.В сумме, как показывают расчеты ученых, все гены, связанные с уровнем интеллекта и успешностью в учебе, определяют примерно 3,7% от того, как хорошо исландцы справляются с учебой. Отдельные гены были связаны с интеллектом еще меньше – в лучшем случае, этот показатель достигал 0,1%. Это относительно небольшой показатель, но его хватает, для того, чтобы определить, есть ли связь между числом детей, генами и образованием, или же что ее нет. Как рассказывает Стефаннсон, такая зависимость действительно существует, и она является отрицательной – иными словами, чем больше "умных" генов содержит в себе геном того или иного человека, тем меньше детей он или она производят на свет.Что интересно, по каким-то пока не понятным причинам этот эффект полностью исчезал, если не брать во внимание молодежь в возрасте 22-23 лет. В среднем, если учитывать все население Исландии, принимавшее участие в этом исследовании, носители "умных" генов производили на 6% меньше детей, чем остальные люди. Если перевести это открытие на язык биологии, то можно говорить о том, что быть умным невыгодно в эволюционном плане – дети умных родителей будут оставлять меньше потомства и чаще умирать без детей, чем остальные люди. Соответственно, через некоторое время умные люди должны полностью уступить место конкурентам со "средним" уровнем развития, более успешным в плане размножения и привлечения противоположного пола. Данный процесс, как отмечают ученые, можно увидеть уже сегодня — пропорция людей с комбинациямии большого числа "умных" генов ненамного, но снизилась по сравнению с 1990 годом.ОтсюдаВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy