Источник
Блог Николая Подосокорского - LiveJournal.com
Политика
Выбор редакции
22 августа, 03:29

РАН запустила новую интернет-платформу для научных журналов

  • 0

В России заработала новая интернет-платформа для научных журналов Российской академии наук (РАН), сообщает Росбалт. Сайт дает возможность авторам научных работ подавать онлайн-заявку на публикацию, а также редактировать работу и получать на нее рецензии, сообщается на сайте РАН. Адрес нового ресурса — RAS.jes.su («Журналы РАН»). На сайте также можно отслеживать все этапы рассмотрения научной работы. Редакторы журналов могут в режиме онлайн назначать рецензентов, использовать функцию технического перевода на английский язык, проверять присланные работы на плагиат.Еще один функционал сайта — подготовка номеров журналов к публикации. При этом нндексация материалов в ведущих наукометрических базах данных идет в автоматическом режиме. Сейчас сайт работает в тестовом режиме и используется для обработки уже принятых в печать статей. Загружено уже более 500 работ. Выпуски журналов формируются в автоматическом режиме.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
22 августа, 02:39

Джеймс Пирсон, Дэниел Тюдор. "Северная Корея изнутри". Тюрьма, политзаключенные, репрессии

  • 0

Ниже размещен фрагмент из книги: Пирсон Д., Тюдор Д. Северная Корея изнутри. Черный рынок, мода, лагеря, диссиденты и перебежчики. - М.: Эксмо, 2018.Книгу можно купить здесь: https://www.litres.ru/dzheyms-pirson-16096/severnaya-koreya-iznutri-chernyy-rynok-moda-lagerya-d/Преступление и наказание в Северной КорееХорошо известно, что тюремные лагеря в КНДР вполне способны сравниться по уровню жестокости содержания со всеми подобными заведениями, существовавшими где бы то ни было в ХХ веке, если не превзойти их. Уголовно-исправительная система в Северной Корее создавалась и управляется так, чтобы цена неповиновения или попытки противостояния режиму оказывалась неимоверно высокой. Такая очевидная, всеобъемлющая суровость почти не дает возможности сторонним наблюдателям рассуждать о системе поддержания правопорядка в КНДР в чисто описательной, объективистской манере, лишенной эмоций. Авторы, однако, попытаются сделать именно это.КНДР отрицает существование тюремных лагерей, пытки и издевательства над заключенными, что еще более осложняет изучение тюремной системы страны. Собирая в единое целое разрозненные свидетельства того, как на самом деле работает пенитенциарная система в Северной Корее, исследователю неизбежно придется полагаться на признания перебежчиков (среди которых – и бывшие заключенные, и бывшие охранники), а также на откровенные, сделанные «не под запись» высказывания тех немногих северокорейских официальных лиц, которые вообще решаются обсуждать эти вопросы с чужаками. Своими глазами увидеть эти лагеря невозможно (только на спутниковых снимках через Google Earth); надежная статистика по ним тоже, разумеется, недоступна.Часто говорят, что в тюремных лагерях в КНДР содержатся 200 000 заключенных. Однако в это число скорее всего входят и те, кто содержится под стражей в более «нормальных» заведениях, за преступления, наказываемые и во всех других странах мира – за кражи, убийства и тому подобное. Более достоверные оценки предполагают, что порядка 70 000 человек находятся в заключении по «обычным» (уголовным) статьям, а от 80 000 до 120 000 являются политическими заключенными. Несмотря на это, о существовании тюремных лагерей для «политических» знают все взрослые северокорейцы, и, хотя они могут и не знать точно, что там происходит, они боятся их. Так что роль, которую эти лагеря играют в поддержании контроля над обществом, сложно переоценить.Уголовные преступленияКак отмечено выше, в Северной Корее есть и «нормальные» преступники. В каждом обществе существуют молодые люди, подверженные наркотической зависимости и склонные к мелким правонарушениям; есть мошенники и аферисты; есть те, кто убивает любимых в порыве ревности; есть и те, кто расписывает стены граффити. В Северной Корее с такими людьми имеет дело система правосудия, считающаяся достаточно жесткой, но не исключительно жестокой – по крайней мере по меркам бедной и недемократической страны.Случаи уголовных преступлений (в частности, воровства) резко участились после голода середины 1990-х годов; взрывной рост уровня преступности шел рука об руку с ростом коррупции и общим падением уровня общественного доверия. Воровство велосипедов, в частности, в наши дни стало настолько обычным делом, что жители многоквартирных домов завозят велосипеды в квартиры на ночь. А наступившая эра престижного потребления и социального неравенства сделала такой обязательный атрибут статуса, как мобильный телефон, едва ли не главной целью воришек.Если кого-то заподозрят в краже телефона или ином уголовном преступлении неполитического характера, то с ним будет иметь дело Министерство общественной безопасности (МОБ). В рядах этого министерства насчитывается до 200 000 служащих, исполняющих полицейские функции. Полицейские участки располагаются в каждом городе, поселке и деревне Северной Кореи. Должностные полномочия работников МОБ весьма широки. Они включают борьбу с беспорядками, расследование преступлений, контроль за системой выдачи удостоверений личности и регистрации населения, привязывающей людей к их родным регионам (и препятствующей проникновению в Пхеньян), полицейский надзор на дорогах, а также управление тюрьмами. В обязанности министерства также входит раздача продуктовых пайков, хотя, как мы уже знаем, примерно с середины 1990-х этой ролью МОБ практически пренебрегает. До казни Чан Сон Тхэка в 2013 году Министерство общественной безопасности оставалось его «вотчиной» и вело нескончаемую ведомственную войну против других государственных учреждений.Служащих МОБ боятся не так сильно, как это, возможно, кажется. На одном из видеофайлов, втайне снятых в КНДР и контрабандой вывезенных из страны медиакомпанией Asiapress, запечатлена эмоционально ругающаяся женщина средних лет, которая постоянно тычет пальцем прямо в лицо полисмену. Это вообще-то не такое уж из ряда вон выходящее происшествие для страны, где уважение к пожилым людям остается одним из стойких элементов национального культурного кода. Важнее, что в этом видеосюжете фигурируют и другие обыватели, которые присоединяются к разъяренной аджумме и принимают ее сторону. В конце концов полицейский сдается, прекращает спор и уходит. Подобные инциденты отнюдь не единичны, и в целом можно сказать, что вне Пхеньяна обычные люди сейчас не слишком боятся обычных полицейских. В этом «повинна» сложившаяся после голода середины 1990-х социальная обстановка, когда взяточничество стало нормой, а режим больше не чувствует себя обязанным или способным поддерживать жесткий порядок не только в Пхеньяне, но и во всей стране, за исключением, конечно, таких ситуаций, которые могут представлять политическую опасность для правящей верхушки.Причина гнева той женщины тоже важна – полицейский потребовал с нее взятку. Коррупция пронизывает северокорейское общество, а МОБ само является весьма значительной частью правительственного аппарата, постоянно испытывающего нужду в деньгах. Поэтому взятки для служащих Министерства общественной безопасности – не просто способ приработка, но, скорее, едва ли не единственное средство, обеспечивающее существование ведомства как такового. Многие правонарушения, таким образом, сегодня вполне можно «прикрыть» – были бы деньги на откуп. Размер взятки различается в зависимости от благосостояния взяткодателя и тяжести преступления; порой достаточно пачки сигарет, а иногда требуется кое-что посущественней, что обойдется в сотни долларов. С торговцев, пойманных с китайскими мобильными телефонами, например, затребуют немалую сумму.Голод середины 1990-х разрушил «общественный договор» (негласный консенсус о принципах взаимодействия между властями и гражданами, в соответствии с которым граждане уступают властям часть своих свобод и прав в обмен на их посредничество в вопросах безопасности и благосостояния. – Прим. пер.) между государством и гражданами и обрек несколько миллионов человек на единоличную борьбу за выживание без надежды на помощь властей. Естественно, они готовы делать все, что угодно, чтобы выжить. Если голод стимулировал воровство, то распространение взяток убеждает людей в том, что можно украсть – и выйти сухим из воды.Вдобавок МОБ практикует посредничество в относительно тривиальных случаях правонарушений, стремясь урегулировать инцидент без того, чтобы давать делу официальный ход. Так, подростка, расписавшего стену граффити, могут отпустить без наказания после того, как он получит выволочку от хозяина стены, которую он обезобразил. Встречу «уличного художника» с оскорбленным владельцем недвижимого «холста» обеспечит МОБ. Молодой человек, замеченный в антиобщественном поведении, будет считаться позором для семьи, поэтому вполне вероятно, что его оставят на попечение отца, подразумевая при этом, что тот накажет малолетнего дебошира достаточно серьезно для того, чтобы он больше не повторял подобного.Однако в случае совершения более серьезного нарушения – или неудачного столкновения с полицейским, не склонным проявлять снисходительность (в силу особого служебного рвения или по какой-либо иной причине) – возмутитель общественного спокойствия весьма вероятно предстанет перед судом. Как и в других странах, судебная система в КНДР имеет несколько уровней. На самом нижнем уровне провинившегося ждет «народный суд», председателем которого является авторитетный житель города или деревни, как правило, в летах; далее идут провинциальные суды, а затем – национальный Центральный суд. Существуют формальные процедуры назначения судей, но на практике судьи судов всех уровней номинируются и чуть ли не официально «отбираются» ОИО.Заседания судов выглядят как настоящий процесс отправления правосудия. Есть адвокаты и прокуроры, по очереди представляющие свои аргументы перед судьей. Судьи часто оправдывают обвиняемых; возможно, за взятку, а может быть, из-за веры в то, что полиция и прокуратура обвиняют невиновного. Когда же подсудимого находят виновным, он может подать апелляцию. Северная Корея – очень бюрократическая страна, в которой с большим пиететом относятся к формальным процедурам (несмотря на то что самые важные решения принимаются целиком и полностью в обход этих процедур), и процедура апелляции вполне соответствует этой традиции – это исключительно долгий процесс, хотя порой (в редких случаях) он бывает успешным.Тюрьма обычного типаВ КНДР существует пять типов мест заключения, куда можно попасть за те или иные прегрешения. Первыми четырьмя ведает Министерство общественной безопасности – они считаются «неполитическими» тюрьмами. Первый из них – курюджан, или полицейский участок, куда доставляют подозреваемых сразу после ареста для первичного допроса. Далее – что-то вроде камеры предварительного заключения, которая называется чипкёльсо. Задержанного можно держать там, пока идет следствие или пока определяется приговор. Те, кто нелегально пытается перебраться в Китай, например, и попадает там в руки китайских властей, после своей насильственной репатриации оказываются как раз в чипкёльсо и ждут там, пока МОБ решает, что с ними делать. Если МОБ сочтет нарушителя границы политическим преступником – то есть тем, кто, возможно, имел контакты с христианскими миллионерами, южными корейцами, или собирался отправиться в Южную Корею – его передадут в Департамент государственной безопасности. Те же, кого посчитают «честными контрабандистами» или нелегальными иммигрантами, отправившимися в Китай на поиски работы или возможностей для бизнеса, скорее всего отправятся в заведение МОБ следующего уровня, чтобы отбывать там срок, который составит от нескольких месяцев до года.Это заведение называется родон танрёндэ – лагерь трудового перевоспитания (российский аналог – колония общего режима. – Прим. пер.). Там неудачливых перебежчиков и нелегальных эмигрантов объединяют с преступниками, совершившими относительно легкие правонарушения, – вроде мелких воришек и уличных наркодилеров. Люди, имеющие хороший сонбун (социальный статус), пойманные за пользованием китайскими мобильными телефонами, также могут оказаться в трудовом лагере. Поскольку правительство буквально помешано на «общественной гигиене», такие люди оказываются там рядом с женщинами, которые осмелились носить обтягивающие джинсы, или мужчинами, рискнувшими отрастить длинные волосы. По данным нашего источника, заключенные «полдня занимаются принудительным трудом, а другую половину проводят на занятиях», то есть подвергаются пропагандистско– воспитательной обработке. Таким образом государство пытается вновь наставить заключенных «на путь истинный», прежде чем выпустить их «на свободу с чистой совестью» и вернуть в общество. Дисциплина в родон танрёндэ строгая, а насилие повсеместно. Меры безопасности, однако, в таких лагерях не слишком совершенные, поэтому случаются там и побеги.Признанные виновными в совершении более тяжких преступлений оказываются в кёхвасо – коррекционных центрах (российский аналог – колония строгого режима. – Прим. пер.), в которых осуществляется «совершенствование через образование», куда приговоренные отправляются на фиксированный срок, составляющий до нескольких лет. Кёхвасо также находятся в ведении МОБ и не считаются лагерями для «политических», но в реальности многие попадают туда за действия, которые в большинстве других стран могут быть признаны политическими преступлениями. Торговец иностранными DVD, например, может угодить в кёхвасо за то, что материалы, которые он продает, помогают подрывать государственную монополию на информацию.Жизнь в кёхвасо крайне сурова. Рассказы бывших узников Кёхвасо № 12, расположенного в Чонгори провинции Хамгён-Пукто (рядом с корейско-китайской границей), говорят о том, что лагерные пайки там настолько скудны, что не обеспечивают даже минимально необходимый для поддержания жизни уровень питания, так что заключенным приходится ловить насекомых и грызунов, чтобы не умереть с голоду. Те, кто отбывает срок в подобных лагерях, теряют до 30 килограммов веса, а многие все же умирают от голода. Другие заведения той же системы в этом отношении ничем не отличаются от Кёхвасо № 12, предназначенного для содержания 3–4 тысяч узников (включая тысячу женщин). При этом заключенные в кёхвасо должны выполнять тяжелую работу. Узники Кёхвасо № 12 трудятся на медном прииске, работая по 14 часов в день. Защитное оборудование не предусмотрено, поэтому смерти и тяжелые увечья – обычное дело.Там же находится мебельная фабрика, на которой также постоянно происходят инциденты. На сон заключенным отводится пять часов – комбинация постоянной усталости и устаревшего оборудования приводит к тому, что люди в этом лагере гибнут раз в несколько дней. Единственным утешением для узника кёхвасо может служить надежда на освобождение. В отличие от политзаключенных, сроки тех, кто попадает в кёхвасо, конечны; после освобождения их восстанавливают в (пусть и ограниченных, надо признать) гражданских правах. Возможно также заслужить помилование или досрочное освобождение, написав письмо Верховному Вождю с просьбой об амнистии; такие письма попадают в ОИО, и порой отдельные счастливчики таким путем добиваются свободы. По такому поводу, очевидно, выпускается отдельный документ, который распространяют в лагере инструкторы-пропагандисты. Сократить срок также можно, если у семьи заключенного есть деньги на взятки или политическое влияние.Политзаключенные – почувствуйте разницуНа всех уровнях пенитенциарной системы в рамках МОБ жестокость является обыденностью. Скудные пайки, недостаточные для поддержания жизни, пытки и избиения – это стандартные практики. Публичные казни тех, кто пытался совершить побег из исправительных лагерей кёхвасо, считаются нормальными и эффективными мерами для того, чтобы отбить охоту от подобных попыток. Допросы в курюджанах могут продолжаться практически беспрерывно, если следователям требуется признание, а тюремные охранники, поддерживая дисциплину и режим в подведомственных заведениях, в методах не стесняются, хотя порой ими руководит не стремление к порядку, а банальный садизм.Существуют и другие страны, как мы уже отмечали, в которых применяются жестокие уголовно-исправительные практики. Однако Северная Корея отличается от них всех своей системой лагерей для политзаключенных. Такие лагеря, кваллисо, в чем-то похожи на исправительные колонии строгого режима кёхвасо – это заведения с таким же жестоким режимом и принудительным трудом, но там жестокость поднимается на новый уровень, как мы убедимся далее. Более того, узники кваллисо не только лишены каких-либо гражданских прав, у них почти нет надежды на освобождение.Возможно, самая важная черта северокорейских «политических» лагерей в том, что туда попадают не отдельные, скажем, диссиденты или враги режима, а целые семьи. Априорно применяемый принцип соучастия (ёнджвадже) в политических преступлениях автоматически делает виновными три поколения родственников осужденного – и все они отправляются вслед за ним в кваллисо. Такая практика служит, естественно, достаточно мощным средством предупреждения антиправительственной деятельности. Человек, рискнувший, допустим, распространять анонимные листовки с критикой правления семьи Ким, рискует оказаться в лагере вместе со своими детьми, братьями, незамужними сестрами и родителями. Его жену могут пощадить, если она немедленно разведется с мужем. Замужним сестрам также не грозит участь узниц, поскольку по корейской традиции семья патрилинейна (то есть родство определяется по мужской линии) – вышедшая замуж женщина формально покидает свою семью, присоединяясь к семье мужа.Такая система – еще один пример феодальной ментальности, характерной для северокорейского общества. Идея совместной ответственности трех поколений созрела не в недрах коммунистической идеологии, она восходит ко временам корейской монархии. Во времена династии Чосон (1392–1910) человек, сдавший экзамены на государственную должность и принятый на службу, вознаграждался земельным наделом на «три колена». Аналогично сыновья и внуки преступников и политических оппонентов разделяли участь своих впавших в немилость старших родственников.Система «политических» лагерей полностью отделена от системы лагерей для уголовных преступников, которая находится в ведении МОБ. Лагеря для «врагов народа» находятся в ведении другой организации – Департамента государственной безопасности (ДГБ). Штат ДГБ меньше, чем МОБ, там служат примерно 50 000 сотрудников. По сути, это тайная полиция КНДР, обеспечивающая надзор за населением, включая прослушивание разговоров по мобильной сети Koryolink и слежку за чиновниками, работающими за рубежом. Она же проводит расследования по делам тех, кого заподозрили в неблагонадежности. Лагеря для политзаключенных полностью контролируются ДГБ и фактически находятся вне сферы обычных законов и судов.ДГБ и МОБ испытывают определенную враждебность друг к другу, особенно на уровне высшего руководства. Обычно когда одно ведомство находится в фаворе у высшей власти, другое из фавора выпадает. До отставки и казни Чан Сон Тхэк многие годы курировал деятельность МОБ по партийной линии, возглавляя группу влияния, которая противостояла верховодящей в ОИО группе, в свою очередь, контролировавшей ДГБ. Очевидно, что в ДГБ Чан Сон Тхэка считали слишком мягкотелым, склонным к чрезмерной (пусть и допустимой в рамках системы) снисходительности к правонарушителям. Предполагается, что МОБ должно передавать подозреваемых в совершении политических преступлений ДГБ, один из наших источников утверждал, что во времена Чан Сон Тхэка МОБ порой позволяло себе просто отпускать таких «неблагонадежных элементов» (скорее всего за взятки). Подкрепить подобные обвинения фактами, разумеется, исключительно сложно, но две постоянно упоминаемые истории о Чан Сон Тхэке – о том, что он был относительно человеколюбив для высокорангового северокорейского чиновника, и о том, что он слишком легко поддавался соблазну обогащения, – делают такие подозрения более правдоподобными.Как ДГБ ловит «политических»Все северокорейцы приписаны к каким-либо группам или объединениям, соответствующим их социальному статусу, – трудовым отрядам, отрядам Союза молодежи, сельскохозяйственным отрядам и так далее. Кроме того, они числятся еще и в составе соседских объединений, инминбан (дословно – «народные группы»), состоящих из 20–40 семей, проживающих в одном корпусе многоэтажного дома или в одном микрорайоне. Руководителем такой группы обычно становится леди средних лет с хорошим сонбуном, которую власти считают достаточно надежной. Формально инминбаны создаются для того, чтобы доводить государственную идеологию до граждан на собраниях, которые проводятся один или два раза в неделю (таких, например, как чонхва – сессии самокритики), и организовывать граждан на общественные работы – очистку улиц, украшение общественных мест, сбор продуктов питания для армии и т. д.Но у всех этих групп и отрядов, включая инминбаны, есть еще одна задача – собирать информацию о поведении людей, их поступках и настроениях. В каждом инминбане будет как минимум один информатор ДГБ, а также информатор МОБ. Информатор ДГБ, как правило, имеет низкий сонбун или какие-то иные слабости, которые и использует ДГБ для его вербовки и давления. Некоторых вербуют за деньги, но большинство таких доносчиков сами являются жертвами, поскольку их «привлекают к сотрудничеству» силой. Агенты ДГБ забирают их, жестоко избивают и заставляют признаться в «преступлениях», которые могут быть «прощены», если человек согласится стать информатором.До голода 1996–1999 гг. инминбаны были очень важной ячейкой северокорейского общества. Говорили, что руководители инминбанов знали все о каждом из членов объединения, вплоть до того, как много ложек и палочек для еды есть в каждом домохозяйстве. Они до сих пор могут войти в любой дом или квартиру своего объединения, поскольку имеют копии всех ключей. Рост взяточничества после голода, повышение мобильности людей, способных теперь передвигаться по стране в целях бизнеса и торговли, и падение доверия к государству несколько подорвали возможности доставлять соседям неприятности, которые раньше были у доносчиков и руководителей инминбанов.Однако такая опасность все еще вполне реальна и вполне серьезна. Если на вас донесут – кто-то из вашего инминбана, с места работы или откуда-либо еще, – ДГБ может решить расследовать дело. Согласно сведениям источника, имевшего личный контакт с отставным офицером ДГБ, совещания работников этого ведомства проходят еженедельно. На этих совещаниях рассматриваются поступившие доносы и принимаются решения о том, кого «брать в оперативную разработку». Чем серьезнее выглядит угроза правлению семьи Ким, тем больше вероятность того, что будут предприняты активные действия по ее предотвращению. Впрочем, репрессивные действия ДГБ порой объясняются просто необходимостью выполнить спущенную сверху квоту на аресты и задержания; если высшее руководство критикует ведомство за бездействие или пассивность или отдает приказ закрутить гайки, риск арестов возрастает.Если кто-то донесет, что вы говорили, будто Ким Чен Ын слишком молод, чтобы руководить страной, или же, допустим, упоминали, что его мать родилась в Японии, а его дед в годы войны работал в японском военном ведомстве, вы немедленно попадаете «под колпак», и ДГБ начинает пристально изучать вашу биографию. Если ваш сонбун достаточно высок, вы никогда ранее не были замечены в таких речах или занимаете важный пост, эта информация просто поступит в архив ДГБ (и в вашем досье появится соответствующая отметка). Если остальная ваша политическая жизнь пройдет безупречно, вы даже скорее всего никогда и не узнаете, что ДГБ интересовался вами. Впрочем, вполне возможно, что лет через пять, когда кто-то из ваших ближайших друзей решит сбежать в Южную Корею, ДГБ раскопает ту неосторожную фразу, чтобы использовать ее против вас – вне зависимости от того, был ли донос на вас правдой или нет.Если вы все-таки попали в руки ДГБ, ваша жизнь изменится навсегда. В момент задержания уже фактически принято решение о том, что вы виновны в антиправительственной деятельности, то есть являетесь государственным преступником. Теперь, если не произойдет чуда – вмешательства какого-либо влиятельного человека, например, – вам придется «признать» вину на скоротечном судебном процессе (который есть на самом деле лишь имитация суда), а дальше вас отправят в лагерь для политзаключенных, откуда вы, вероятно, не вернетесь никогда. Самое главное теперь – последует ли за вами ваша семья. Это решение о судьбе семьи принимается в ДГБ без какого бы то ни было открытого или формального судебного процесса.Точка невозвратаАгенты ДГБ могут просто войти к вам в дом и забрать вас – и всю вашу семью, если они того пожелают, – для допроса. Один из источников заявил, что они забирают и все вещи, оставляя их на хранение, как ни странно, после освобождения (если такое все-таки происходит) вещи возвращают владельцам в целости и сохранности. Иногда людей даже просят явиться на допрос в определенные день и время. Можно быть совершенно уверенным, что отказ в исполнении этой просьбы обойдется еще дороже, чем явка. Следственные центры ДГБ обычно представляют собой прямоугольные помещения, где два ряда камер разделены коридором, в конце которого находится комната для допросов.Заключенных делят по половому признаку и распределяют по камерам; в одной камере могут находиться до пяти человек. Пайки крайне скудны, так что заключенные недоедают, доходя порою до состояния полного истощения. Многие рассказывали о том, что им не разрешали умываться, а также не давали видеть солнечного света во все время заключения в таком центре (камеры обычно находятся ниже уровня земли). Стандартный метод физической пытки состоит в том, что допрашиваемого заставляют часами сидеть в одном положении без движения, также ему запрещено издавать звуки; при нарушении запрета допрашиваемого жестоко избивают.Насилие и угроза насилием широко применяются на каждом допросе. Заключенного могут завести, допустим, в плохо освещенную комнату для допроса и поставить перед работником ДГБ, задающим вопросы. При этом заключенный знает о том, что сзади него стоят еще двое агентов ДГБ – один слева, другой справа, – хотя и не может их видеть. Если спрашивающий удовлетворен полученным ответом, он переходит к следующему вопросу. Если же он посчитает, что отвечающий говорит неправду, он отдает сигнал одному из тех, кто стоит позади заключенного, и тот бьет допрашиваемого палкой. Вопрос повторяется до тех пор, пока спрашивающий не получит ответ, который его удовлетворит.Иногда заключенных буквально забивают до смерти. Семья заключенного не имеет права жаловаться на это (да ей могут и вообще не сообщить о том, что их близкого человека забрали в ДГБ). Заключенного, избитого почти до смерти, могут и отпустить домой. Если он выживет, то, вероятно, полученное им наказание полагается достаточным; с другой стороны, его всегда можно взять под арест снова.Цель допроса состоит в том, чтобы сломать обвиняемого, а затем отправить его в «суд», который в реальности является организованным и управляемым ДГБ формальным спектаклем. На слушаниях зачитывается список нарушений, потом обвиняемый признает вину и отправляется в лагерь. Тех, кто отказывается признать себя виновным, возвращают в следственный центр для дальнейших допросов. Допросы настолько мучительны, что ко времени «суда» заключенный уже часто хочет, чтобы эта пытка уже наконец закончилась, чтобы его скорее отправили отбывать срок.После оглашения вины подсудимого его чаще всего отправляют в «политический» лагерь, хотя он может и оказаться в кёхвасо, вернувшись в систему МОБ, что в каком-то смысле можно считать счастливым стечением обстоятельств. За такими решениями не просматривается никакой логики или формальной процедуры; там, где замешан ДГБ, все решается самоуправно. Осужденные могут, однако, направить апелляцию на приговор или обратиться с прошением о помиловании. Ходили слухи, что Чан Сон Тхэка судили особым военным трибуналом именно потому, что в рамках его процедуры судопроизводства апелляция не предусмотрена. Враги Чана хотели убрать его со сцены как можно быстрее.Лагерь для политзаключенныхФормирование системы лагерей для политзаключенных в Северной Корее восходит к концу 1950-х, когда вдохновленный Сталиным Ким Ир Сен начал изолировать своих политических противников. Всего существовало более десятка кваллисо, но на настоящий момент, по нашей информации, в результате закрытия одних и слияния других таких лагерей осталось четыре. Из этого факта нельзя сделать никаких далеко идущих выводов: с одной стороны, это может означать, что в «политические лагеря» теперь отправляют меньше народу; с другой, казни и голодные смерти могли привести к тому, что потребность в лагерных местах просто снизилась. Безусловно, можно с достаточной долей уверенности сказать, что в целом «население» лагерей за последние годы снизилось. Однако надежную и точную информацию о таких лагерях, особенно статистическую, крайне сложно найти.Самый крупный из них – Ёдок (Кваллисо № 15), отличается от остальных тем, что он разделен на две секции. Одна из них, «Зона революционизации», предназначена для людей, которых режим считает небезнадежными, потенциально исправимыми. Заключенные этой секции имеют право на освобождение, если они переживут условия содержания. Их подвергают пропагандистской и идеологической обработке, как и заключенных лагерей в системе МОБ. Дети-заключенные даже ходят в школы. Большинство заключенных «Зоны революционизации» – родственники других политзаключенных либо те, кто осужден за преступления вроде прослушивания южнокорейского радио или критики политики правительства.Другие заключенные содержатся в «Зоне тотального контроля» (ЗТК), их освобождение не предусматривается. Узники ЗТК не считаются гражданами КНДР; им отказано даже в такой сомнительной привилегии, как пропагандистская обработка. Контакты с окружающим миром запрещены; узникам говорят, что единственное, что они заслуживают, – это смерть, но благодаря доброте государства им дозволено доживать свои дни в качестве лагерных рабочих. Другие три лагеря организованы как ЗТК целиком и полностью. Что нужно сделать, чтобы заслужить такое обращение? Помимо такого преступления, как родственная связь с человеком, которого государство искренне презирает и ненавидит, есть и другие нарушения, способные навлечь такое наказание. Среди них – оскорбление статуй и монументов вождей (то есть причинение им вреда). Распространение подрывной литературы, направленной против семьи Ким, ведет к таким же последствиям. Несмотря на то что лично Ким Ир Сен не любил, когда его называли «богом», и якобы даже жаловался, что никогда не слышал правды или честного собственного мнения ни от кого вокруг себя, он знал, что целостность всей системы покоится на его обожествлении.Среди узников ЗТК, естественно, немало и тех, кто обвинен в принадлежности к фракциям, враждебным «генеральной линии» и вождям лично. Многие из них действительно были замешаны во фракционных противостояниях различных кланов среди правящей верхушки – например, члены старого «клана» Чан Сон Тхэка. Но это не означает, что они плели заговоры против режима; гораздо важнее, что их печальный пример служит действенным предостережением для других потенциальных заговорщиков.Другой тип преступлений – это экономические правонарушения, которые, так или иначе, сводятся к краже ресурсов у государства. Режим считает это политическим деянием. Такие покушения на государственные богатства – от похищения медных труб с государственных фабрик и сдачи их на металлолом до оптовых продаж угля из северокорейских разрезов в Китай – широко распространились после голода. Повсеместное распространение первых и финансовая привлекательность вторых серьезно снижают вероятность наказания в каждом конкретном случае. Но для тех, кого все-таки удается обвинить в таком преступлении, наказание может быть очень суровым.Узники размещаются по 30–40 человек в одной комнате, в грязных хижинах общей площадью около 50 кв. м. Пайки, как и в других подобных лагерях, ниже уровня нормального пропитания (примерно 100–200 г полужидкой кукурузной каши три раза в день); но и такого пайка могут лишить в наказание за любое нарушение распорядка. Пытки – такие как пытка водой (принудительное накачивание водой человека) или «ласточка» (удержание тела в зафиксированной неестественной позе) – являются стандартными наказаниями, так же как и жестокие избиения. Наказания полагаются за малейшее нарушение распорядка. Изнасилования и сексуальная агрессия со стороны охраны запрещены, но этот запрет не отменяет их; в любом случае жертвы подобных издевательств не имеют возможности пожаловаться. Заподозренных в воровстве или подготовке побега могут казнить перед строем узников.Лишенные каких бы то ни было прав, узники кваллисо находятся в полной власти своих тюремщиков. Некоторые охранники кваллисо порой проникаются жалостью по отношению к ним, но ДГБ стремится исключить саму возможность возникновения подобных чувств, поэтому в охрану специально набирают, по словам одного источника, «полных психопатов». В период обучения новобранцев-охранников поощряют «практиковаться» на заключенных, случайным образом выбирая из них жертву для избиения. На начальственные должности в лагерях часто назначают офицеров ДГБ, совершивших ту или иную провинность, – те воспринимают назначение в кваллисо как ссылку и ожесточаются сверх обычного, вымещая свое раздражение на нижестоящих; так складывается культура «трансляция насилия» сверху вниз.ИзгнаниеНесмотря на то что узники кваллисо проводят бóльшую часть своего времени, работая на лагерных шахтах, фабриках и полях – получая за это скудную баланду и находясь в тяжелейших бытовых условиях, – в КНДР, похоже, считают эту систему слишком затратной. Последнее время происходит своего рода «ренессанс» традиционной корейской расправы с врагами государства. В КНДР давно практикуется изгнание политических «преступников» в труднодоступную глубинку, но сегодня такое наказание применяется все чаще. Порой высокоранговые чиновники переживают свою полезность и оказываются в «золотой клетке».Так, Ли Ён Хо, некогда влиятельный военный чиновник, возглавлявший Управление обороны Пхеньяна, после прихода к власти Ким Чен Ына был отстранен от официальных должностей. Государственные СМИ объявили, что он отправлен в отставку по состоянию здоровья, восхваляя его как великого и преданного слугу страны. Ему предоставили роскошный дом в сельской местности, который ему запрещено покидать. Лишенный связи со своим «кланом» и центрами власти в Пхеньяне, он лишился и большей части своего влияния. Поддерживая ценный для себя образ Ли Ён Хо как национального героя, режим сумел нейтрализовать его, отправив в почетную отставку под домашний арест без каких-то дополнительных репрессий.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
22 августа, 01:52

Бауэр С.У. История Ренессанса. От возвращения Аристотеля к завоеванию Константинополя (2018)

  • 0

Бауэр С.У. История Ренессанса. От возвращения Аристотеля к завоеванию Константинополя. - М.: АСТ, 2018. - 960 с., илл.История мира Ренессанса с XII века до середины века XV — от возрождения интереса к Античности, от Первых крестовых походов до падения Константинополя и конца Византийской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр продолжает широкими мазками живописать историю западных и восточных цивилизаций, как делала это в "Истории Древнего мира" и "Истории Средневекового мира". Ее книги — не просто сухие факты, но подробный и яркий рассказ о внешней и внутренней политике государств эпохи Возрождения, об их литературе, религии и мифологии, повседневной жизни и системе управления. Результатом становится потрясающая мозаика событий, свидетельств и документов, в которой в равной степени важен каждый элемент.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 августа, 23:09

В Мозамбике ввели налог на журналистскую деятельность

  • 0

С 22 августа в Мозамбике вступают в действие правила, фактически вводящие налог на журналистику. Об этом сообщает газета "Коммерсант". Зарубежные журналисты должны будут платить $2500 за аккредитацию на разовую поездку в страну, либо $8300 за год работы в стране. Местным же фрилансерам для выпуска журналистских материалов придется платить по $500 в год. Местные журналисты, работающие на зарубежные медиа, будут обязаны выплачивать государству $3500 в обмен на годовую аккредитацию. Облагаться новым налогом будут и сами СМИ. Так, мозамбикские издательства будут обязаны платить от $34,5 тыс. до $69 тыс. в год, а национальные радиостанции — главный источник новостей для населения — около $35 тыс.Указ, вводящий эти правила, был принят в середине июля. Его раскритиковали правозащитные организации, посчитавшие решение властей в тысячи раз повысить стоимость аккредитаций, попыткой подавить свободу слова в стране. Республика Мозамбик — государство в Юго-Восточной Африке, бывшая португальская колония, обретшая независимость в 1975 году. В рейтинге свободы прессы, опубликованном в апреле 2017 года международной неправительственной организацией "Репортеры без границ", Мозамбик обошел Россию.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 августа, 20:09

Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии в ГКФ (анонс)

  • 0

25 августа 2018 года в Галерее Классической Фотографии (г. Москва, Саввинская наб., 23 стр. 1) состоится Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии. Клуб объединяет авторов, исследователей и всех, кто ценит фотографию как произведение искусства и объект коллекционирования. Ярмарки проводятся в Галерее Классической Фотографии раз в месяц и открыты для всех желающих. Вы можете просто полюбоваться представленными коллекциями, пообщаться с людьми, разделяющими вашу любовь к фотографии, или приобрести понравившиеся отпечатки. На ярмарке представлен широкий круг авторов, работы из разных стран и разных ценовых категорий – любой сможет найти подходящий подарок себе и близким. Ярмарка открыта с 12:00 до 21:00. Вход свободный.Марк Марков-Гринберг Повариха. 1930-е годыАнонс на сайте: http://classicgallery.ru/sobytiya/galereya-klassicheskoy-fotografii-priglashaet-na-yarmarku-kollekcionerovМарк Марков-Гринберг. Девушка с веслом, ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930 годВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 августа, 19:57

Суд оставил под арестом политзаключенного Юрия Дмитриева до 26 октября

  • 0

Петрозаводский городской суд 21 августа продлил срок содержания под стражей руководителю карельского «Мемориала», политзаключенному Юрию Дмитриеву. Он останется под арестом до 26 октября. Об этом сообщил корреспондент «7x7» из зала суда. Юрия Дмитриева 17 августа этапировали в Петрозаводск из Санкт-Петербурга, где он проходил психиатрическую экспертизу по новому сфабрикованному уголовному делу о якобы «насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего». С ее результатами Дмитриев вместе с адвокатом ознакомятся 22 августа. Это третья психиатрическая экспертиза. До этого Дмитриева дважды проверяли по делу об изготовлении порнографии.Руководитель карельского «Мемориала» Юрий Дмитриев. Фото: Игорь Подгорный/ТАССИсследователь сталинских репрессии в Карелии, руководитель карельского отделения общества «Мемориал» был в числе краеведов, которые обнаружили массовое захоронение расстрелянных заключенных в урочище Сандармох. 13 декабря 2016 года Дмитриева задержали в его квартире. Поводом стал донос: историк якобы хранил на компьютере порнографические снимки приемной дочери. Через два дня Дмитриева поместили в СИЗО на два месяца, после этого срок ареста многократно продлевали. Петрозаводский городской суд оправдал исследователя 5 апреля 2018 года. Верховный суд Карелии отменил этот приговор 14 июня.Юрия Дмитриева снова задержали 27 июня. На следующий день стало известно, что Следственный комитет возбудил новое уголовное дело по статье о «насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего», и 15 июля Дмитриева этапировали в Санкт-Петербург для проведения новой психиатрической экспертизы.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 августа, 16:32

В обозримом будущем. Десять новых технологий, которые улучшат или разрушат всё на свете (2018)

  • 0

Вайнерсмит К., Вайнерсмит З. В обозримом будущем. Десять новых технологий, которые улучшат или разрушат всё на свете. - М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2018. - 352 с. ISBN: 978-5-389-10408-2.В своем научно-популярном проекте, признанном лучшей научной книгой года по версии Wall Street Journal и Popular Science, лауреат премии Web Cartoonists’ Choice Awards Зак Вайнерсмит и его супруга, ученый-паразитолог Келли Вайнерсмит представляют десять новейших достижений науки и техники, от программируемой материи до дополненной реальности, от космических лифтов до роботизированного строительства, рисуя тот поразительный мир, в котором мы окажемся в ближайшем будущем. Книга, сочетающая основательный научный подход, остроумный стиль изложения и дерзкие комиксы, адресована желающим быть в курсе новинок в естественных науках, медицине и математике, а также любителям компьютерных игр и технологических чудес.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 августа, 13:34

Science Bar Hopping — фестиваль о том, почему наука — настоящий рок-н-ролл

  • 0

В Москве 2 сентября пройдет фестиваль Science Bar Hopping «о том, почему наука — настоящий рок-н-ролл». 32 лекции ученых пройдут сразу на двух площадках — на «Красном октябре» и в городских пространствах «Хлебозавод» и FLACON. Первая волна лекций — с 19:30 до 20:30, вторая волна — с 21:00 до 22:00. Лекторы расскажут, как современная наука разрушает привычные нам представления о мире. На фестивале выступят физики, биологи, социологи, популяризаторы науки и специалисты по наноматериалам. Вход на все лекции свободный, но по предварительной регистрации. Полная программа лекций и расписание опубликованы на сайте.Среди заявленных выступлений можно отдельно выделить лекции культуролога Александры Барковой "Эльфы и драконы среди нас: повседневность глазами мифолога", сотрудника лаборатории нейрокомпьютерных интерфейсов А.Я. Каплана биологического факультета МГУ Даниила Кирьянова "Как мозг и компьютер обмениваются информацией — и почему нейроинтерфейсы могут изменить наше сознание", заведующего лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Ивана Низгораева "Чему нельзя верить в результатах социологических опросов", аспиранта НИУ ВШЭ Мирзы Чирагова "Есть ли у человека право на жизнь, свободу и личную тайну в современном государстве".Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
21 августа, 04:12

Открытое письмо за отмену статей 148 и 282 УК РФ

  • 0

Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) опубликовала открытое письмо, адресованное Госдуме и Совету Федерации, в котором предлагается отменить сложившуюся практику привлечения пользователей к уголовной ответственности за публикации в соцсетях.Открытое письмо за отмену статьи 148 УК РФ («Оскорбление чувств верующих») и декриминализацию статьи 282 («Возбуждение ненависти либо вражды»). Остановить порочную практику привлечения к ответственности интернет — пользователей за публикацию контента в соцсетяхПользователи доверяют социальным сетям, делятся в них своими мыслями, рассказывают истории из жизни, знакомятся, читают новости, публикуют фотографии и видеозаписи. Но фундаментальные ценности свободного обмена информацией в интернете оказались под угрозой. Некоторые пользователи соцсетей столкнулись с пугающей ситуацией — правоохранительные органы стали привлекать их к уголовной ответственности за посты, комментарии и репосты. Суды по-разному подходят к вынесению решения по подобным делам, в результате одни обвиняемые отделываются условным сроком наказания, а другие — тюремным заключением. Правоохранительные органы все чаще стали заводить уголовные дела по статьям 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и по статье 148 УК РФ («Оскорбление чувств верующих»).Против более чем 300 человек (раз, два, три и т.д.) были возбуждены уголовные дела из-за распространения фотографий или репостов чужих записей в соцсетях. Хотя разные аналитические компании приводят другие, более пугающие данные, которые показывают, что число осужденных по этим статьям переваливает уже за 1000 человек.Публикация контента в соцсетях — это не тот вид правонарушения, который требует столь жестокого наказания. Уголовный срок, даже условный, может испортить дальнейшую жизнь человеку, так как у него могут возникнуть проблемы с последующим трудоустройством. Существуют куда более опасные бытовые ситуации, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью людям, но наказания по ним просто смехотворны.Статья 148 («Оскорбление чувств верующих») давно дискредитировала себя. Непонятные люди и организации жалуются в правоохранительные органы на разный контент околорелигиозной тематики.Вот один из примеров использования статей 148 и 282 в одном деле.Утром 4 февраля 2016-го года группа примерно из десяти силовиков пришла обыскивать квартиру сочинского инженера Виктора Ночевнова. Они изъяли флешки, переносные жесткие диски и два телефона. Через четыре часа в кабинете у оперативника стала известна причина обыска. Оказалось, что все произошло из-за картинок с Иисусом, которые Ночевнов репостнул на своей странице «ВКонтакте» под ником «Витек Власов». После обыска инженер удалил аккаунт в соцсети; еще пару месяцев сочинца и его друзей вызывали на допросы в рамках доследственной проверки на наличие признаков возбуждения ненависти либо вражды (статья 282 УК).Почти через год, в январе 2017-го года, Ночевнову позвонили из Следственного комитета и сказали, что он все-таки стал фигурантом уголовного дела, но уже по другой статье — 148 УК, часть 1 (публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих). С обвиняемого взяли подписку о невыезде.По версии следствия, чувства верующих оскорбляли семь картинок, на которых Иисус изображен танцующим на стадионе, подтягивающимся на турнике, занимающимся в спортзале или одетым в нацистскую форму. При этом почти все публикации были репостами из сообществ.Прокуратура несколько раз отправляла дело на доследование, после чего передала материалы мировому судье судебного участка №101 Центрального района г. Сочи. В августе Ночевнова признали виновным по семи эпизодам и назначили ему штраф в размере 50 тысяч рублей.Эта история закончилась хорошо, так как в октябре Сочинский суд отменил обвинительный приговор. Но, к сожалению, как показывает статистика, так бывает не всегда. Чаще всего гражданам нашей страны всё же выносят обвинительные приговоры. Примеры уголовных дел: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одинадцать.Поэтому мы, нижеподписавшиеся, высказываем возмущение в связи со сложившейся практикой привлечения пользователей к уголовной ответственности за публикацию контента в соцсетях и просим Государственную Думу РФ и Совет Федерации отменить статью 148 УК РФ и декриминализировать статью 282 УК РФ.Всех, кто был осужден по подобным нарушениям, амнистировать или совсем снять судимость. В качестве варианта можно переквалифицировать совершенное деяние из уголовного преступления в административное.Также просим оценить правоприменительную практику и провести необходимую нормотворческую работу, которая позволит не привлекать интернет — пользователей к уголовной ответственности за публикацию контента, не несущего реального вреда жизни и здоровью людям.Свободно выражать мысли, а также делиться интересным контентом с друзьями и знакомыми — это самая большая ценность интернета. И если начать привлекать граждан нашей страны к уголовным наказаниям за публикацию информации в Сети, то построить Цифровое общество, о котором все чаще говорят с трибун представители государственной власти, нашей стране не удастся.Мы также просим Президента РФ Владимира Путина и Премьер-Министра Дмитрия Медведева взять эти вопросы под особый контроль.С уважением,Владимир Зыков (АППСИМ)Дмитрий Хомак (Лурк)Нариман Намазов (Двач) http://2ch.hkИгорь Белкин (Лентач) https://vk.com/oldlentach (1 млн)MARVEL/DC https://vk.com/marvel_dc (3,2 млн)Наука и Техника https://vk.com/science_technology (4,8 млн)SMMщики https://vk.com/smm_pub (192 тыс)Мужские мысли https://vk.com/strog_pocan (3,5 млн)Кинолюбители — лучшие фильмы https://vk.com/movie_loverss (3,5 млн)Хитрости жизни https://vk.com/piece.of_cake (3,35 млн)TIGER — мужской журнал https://vk.com/tiger.manblog (1 млн)Добродушные шутки https://vk.com/good.pranksters (1,2 млн)Men’s Atmosphere https://vk.com/public84838988 (600 тыс)Безбашенный https://vk.com/crazy_qq (1,7 млн)Психология о жизни https://vk.com/successful_thoughts (2,9 млн)Merzko 18+ https://vk.com/merzko_story (1,6 млн)Zлой Zаяц https://vk.com/zloyzayacgif (3,5 млн)Что такое я купил? нашел? сломал! https://vk.com/ya_kypul (2,1 млн)★ АРМИЯ — Мужское сообщество №1 https://vk.com/army_sila (1,9 млн)Омар Хайям и другие великие философы https://vk.com/public45588871 (4 млн)КиноБум https://vk.com/reefilms (1,4 млн)Шальная https://vk.com/koroleva_pub (1,2 млн)Академия Выдающихся Парней https://vk.com/palmsprings (1,2 млн)ПОТРАЧЕНО https://vk.com/wasted (1,1 млн)Trash Story https://vk.com/trash (1 млн)фм https://vk.com/manyachiy (816 тыс)ИнстаХлам https://vk.com/instahl (1,1 млн)Жесткие Gif https://vk.com/hard_gif (752 тыс)Шедевры Кино https://vk.com/public47131705 (1,5 млн)Хитрости жизни https://vk.com/lifecheater (1,9 млн)Всегда говори Да https://vk.com/public35143550 (1,5 млн)Оружейный | История Оружия https://vk.com/guns_best (320 тыс)КИНО И МУЗЫКА | Саундтреки к фильмам https://vk.com/public41109472 (830 тыс)Мужские Слабости https://vk.com/mensweak (570 тыс)Love is — Любовь и Отношения https://vk.com/m_love_is (1,5 млн)Fun Time — мужской юмор https://vk.com/fun_time_vk (1,2 млн)Секреты успеха великих людей https://vk.com/top.secrets (1,4 млн)Открой планету заново | Путешествия по миру https://vk.com/tripdiary (884 тыс)Like it https://vk.com/like_it (1,1 млн)Стопкадр https://vk.com/public55801077 (923 тыс)iTechnology | Наука и техника https://vk.com/public52558528 (411 тыс)ЖЖ — Женский журнал | Мода и стиль https://vk.com/public49684431 (618 тыс)Шеф-повар ВК | Кулинарные рецепты https://vk.com/public44735375 (500 тыс)Академия кулинарии https://vk.com/academy_main (535 тыс)Подростки https://vk.com/public32657331 (524 тыс)Воздух https://vk.com/public31810655 (250 тыс)Игровой юмор https://vk.com/na_igre_public (200 тыс)Ябсъездил https://vk.com/travel_vk (129 тыс)Только Бог Mне Cудья https://vk.com/public34750437 138 тысАкадемия здоровой жизни https://vk.com/academy_healthy 114 тысСчастливые дети https://vk.com/happy.kinders (100 тыс)FTP https://vk.com/ftp_memes (1,3 млн)Код Дурова https://vk.com/kod (56 тыс)Типичный Калининград https://vk.com/typikal (138 тыс)Настоящий Воронеж https://vk.com/vrn_b (140 тыс)Типичный Нижний Новгород https://vk.com/typical_nn (163 тыс)Типичный Екатеринбург https://vk.com/te_ekb (422 тыс)Я живу в Красноярске https://vk.com/live_kras (336 тыс)Типичный Челябинск https://vk.com/typical_chelyabinsk (174 тыс)Ростов Главный https://vk.com/rostovnadonu (367 тыс)Питер решает https://vk.com/pitereshaet (189 тыс)Регион Нижний Новгород https://vk.com/novgorod_52 (189 тыс)Авто Казань https://vk.com/region_kazan116 (228 тыс)Регион Челябинск https://vk.com/region_chelyaba (206 тыс)Регион Ставрополь https://vk.com/city_26 (79 тыс)Я живу в Иркутске https://vk.com/live_irkutsk (129 тыс)Белгород — это интересно https://vk.com/club35961352 (122 тыс)БИРЖА https://vk.com/stockmem (1,2 млн)Black Science https://vk.com/black.science (1,2 млн)Игрофан https://vk.com/playtoplay (1,7 млн)Общее число подписчиков превышает 65 млн человекВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 августа, 14:53

Полина Колозариди. Что такое Internet-studies и зачем они нужны?

  • 0

В последние годы в англоязычной научной среде набирает популярность новый вид исследований — Internet-studies. О том, какие перспективы у этого направления в России и зачем оно необходимо современному обществу, рассказала студенческому журналу НИУ ВШЭ DOXA преподаватель факультета медиакоммуникаций Полина Колозариди.Чем занимаются интернет-исследования? Не самим же интернетом?Интернетом и всем, что с ним связано. Это исследовательская область, studies. В России studies — не совсем понятное слово. Поэтому тут нужно сказать пару слов о том, чем интернет-исследования на дисциплину не похожи. Любая дисциплина, когда она берется рассматривать некоторый объект, уже исходит из какого-то языка описания. Ее центром никогда не может быть объект сам по себе. Если попросить ученых разных дисциплин описать, что происходит в паблике «Почему мы ненавидим Спортмастер», то даже разные социологи увидят там разное взаимодействие. Кто-то увидит битву социальных капиталов, кто-то — обмен знаками и культурными символами, антрополог, занимающийся визуальной культурой, обратит внимание на аватарки.Человек, который имеет дело с языком, опишет это с точки зрения существования разных языковых жанров (для современных лингвистов интернет представляется колоссальным Клондайком причудливо смешанных и не отсортированных жанров). Никто из них не будет говорить про интернет. Конечно, можно сказать, что и интернет-исследователь не про интернет будет говорить, он выстроит абстракцию, описывающую этот объект опосредованно и в соответствии с каким-то набором текстов. Но этот подход будет исходить из того, что интернет существует, все мы там общаемся. То есть существует интернет как объект, предмет или проблема. Уже дальше мы можем отклоняться в разные стороны: от интернета вещей до цифрового этикета, от алгоритмических культур до инфраструктуры и проводов.Что изучают интернет-исследованияИнтернет-исследования — это нечто, выросшее на почве социальных наук. Изучая интернет, мы изучаем не провода и способы передачи информации или проводимость, а взаимоотношения людей вокруг них (если мы занимаемся историей интернета) и коммуникацию, которая происходит в интернете или посредством интернета. С другой стороны, мы также изучаем то, как интернет влияет на вещи, внешние по отношению к нему, например, на образование: что происходит, когда в школах появляется интернет? В англоязычном мире, где internet studies зародились, — они основаны на двух подходах, связанных с медиа-исследованиями и с исследованиями коммуникации. В последние годы интернет-исследования становятся все более междисциплинарными. В них добавляются математики и биологи, которые занимаются, например, social network analysis, специалисты по статистике, которые переквалифицируются в data scientist’ов. С другой стороны — крыло критической теории, философии, которое, надо сказать, в России сильно меньше. Если говорить про мировой уровень, оно довольно значительное и важное. Наверное, так я могу описать это в общем.Как можно изучать интернетНаверное, можно начать с антропологии, у нее есть два основных направления: изучение того, как люди взаимодействуют с социальными медиа («why we post» посвящен именно этому, есть исследование Алевтины Бородулиной про мессенджеры на Сахалине), а с другой стороны — цифровая антропология или цифровая этнография, разные традиции немного по-разному это называют. Таким же образом, как антропологи приезжают жить в разные племена, так и другие исследователи, приходя на форум автолюбителей или коллекционеров бабочек, начинают исследовать, как этот этот форум живет. Есть замечательные исследования, например, о том, как сообщества конструируют троллей.Социологи исследуют очень разные вещи, у них очень широкий инструментарий. Интересно развивается направление, связанное с фрейм-анализом и социологией Ирвинга Гофмана. Гофман писал про фреймы как во многом материальные явления (и есть интереснейшая дискуссия по этому поводу, с ней работает Джошуа Мейровиц). Но в интернете тоже есть вещи, которые фреймируют взаимодействие людей в онлайн-пространстве, например, это разные форматы анонимности и не-анонимности (скажем, предложка в анонимных пабликах).Следующий вопрос — общий для нескольких направлений социологии — это вопрос о социальной структуре. Интернет — это совокупность сетей, и метафора сети как описания формы взаимоотношения людей используется в последние годы очень активно. Во многом интернет как часть этой метафоры оказался под подозрением: а вот как сейчас с участием интернета будут меняться отношения между людьми? Мы все время об этом слышим: «Как интернет влияет на брак?», «Как влияет на отношения детей и родителей?». У интернета много в анамнезе разных тем, например,"сетевая демократия", «виртуальные сообщества» и т. д. И все это сходится в один вопрос: что происходит со связями в интернете? Одна из самых влиятельных теорий — «сила слабых связей». Ее придумал в 1978 году Грановеттер, тогда эта теория описывала жизнь в большом городе.Если переходить к критической теории, причастен к интернет-исследованиям Гирт Ловинк, его network cultures laboratory. Она совершенно блестящая, например, они делают moneylab, устраивают воркшопы, выпускают отличные книжки. Одна из самых интересных вещей, которые сейчас происходят вокруг internet studies теоретически: анализируют, так сказать, цифровую экономику, от Airbnb до криптовалют. И ещё есть марксист Кристиан Фукс, очень активный, это более классический марксизм: о том, что происходит с трудом, производством, какую роль в них играют социальные сети.Но в целом критический анализ, даже не марксистский, как у Фукса — это еще и прикладная вещь для интернет-исследований. Она может быть связана с чем угодно, например, с этикой. К примеру, как большие корпорации распоряжаются пользовательскими данными и не ставят людей в известность? А как исследователям с этим иметь дело? Вот для постановки и решения таких вопросов в интернет-исследованиях и необходима критическая теория.Пара слов о психологахТут речь идет о социальных психологах и психологах, работающих в междисциплинарных проектах, у них много хороших и интересных исследований. С другой стороны, бихевиоризм и позитивизм — это не конек интернет-исследований. Еще, например, сейчас в моде психометрия, как у Михаэля Косински. Грубо говоря, люди пытаются по профилю или по фотографии опознать сексуальную ориентацию человека. Но пока это что-то среднее между астрологией и евгеникой. И по степени утилитарности, и по степени продуманности и этичности. Но при этом стоит так же дорого, как и все вышеперечисленное. Это часто считается частью исследований интернета, но ничего хорошего про такие экзерсисы я сказать не могу, это шлифовка методов, но она дороговато обходится во всех смыслах.О чем спрашивают интернет-исследователейБывает, люди подходят к тебе с вопросами вроде: «Планшеты убивают наших детей?» или «Компьютерные игры правда превращают их в монстров?». Другой вопрос — «Когда Путин запретит интернет»? Это когда на международную конференцию приезжаешь. Теперь еще и «русские тролли». Если вы погуглите про русский интернет, найдете очень много политоты, в плохом смысле. Ну и новый модный вопрос: «Научимся ли мы по профайлам узнавать все о людях?» Интернет-исследования не отвечают на эти вопросы, но позволяют критически отнестись к тому, что мы об этом думаем. Нельзя сказать, что все эти вещи придумало обывательское сознание. Любой родитель, у которого есть ребенок, когда понимает, что планшет ему интереснее, чем примерно все вокруг, задумывается, к чему это ведет. Другое дело, что мы можем переформулировать этот вопрос и отказаться от наивного технического детерминизма и утверждения, что технологии делают нас какими-то. Вместо этого нужно понять, почему мы этим обеспокоены, из чего состоит наше беспокойство. Аналогично с психометрией и прочими вещами: интернет-исследования позволяют нам критически отнестись к этим вопросам.Отношение интернета к человекуКогда я пишу научные статьи, я обычно не говорю про интернет как про «совокупность технологий сервисов и тех взаимодействий, которые происходят между людьми и ими». Громоздкое определение. Более короткая версия — «совокупность сервисов и технологий». Ключевое слово здесь не «сервисы и технологии», а «совокупность». Русское слово не очень подходит. На самом деле буквальный перевод слова «интернет» — interconnected networks. Это разные сети, которые взаимосвязаны, и, на мой взгляд, интернет по сути своей является не столько существительным, сколько глаголом, постоянной сборкой, постоянной связкой. STS и акторно-сетевая теория тоже любимы в интернет-исследованиях. Хотя не то чтобы они главные там, но в принципе работы Латура, Ло — важны. Я про это говорю не случайно, интернет можно сравнить с тем процессом сборки. Когда мы говорим об интернете, мы говорим о не до конца стабилизированных отношениях между людьми и технологиями. У технологий есть некоторая степень агентности, они тоже действуют. И когда мы говорим про интернет, даже в самой постановке вопроса о том, как он влияет на нас, видно — это сеть, которая делает «так-то». Мы часто дискурсивно, метафорически наделяем интерент какими-то свойствами.В бытовом мире мы все немножко латурианцы и там все вещи «действуют». Но если мы посмотрим на другие технологии сами по себе, то они редко наделены такой степенью агентности, как интернет. Мое любимое сравнение здесь: интернет не холодильник и refrigerator studies у нас нет, хотя, естественно, мы можем сказать: «холодильник манит меня к себе». Про интернет мы говорим, что «фейсбук сделал меня раздражительным». Социальные сети, мессенджеры, почты. Интернет «носит» их, они все время заставляют вас быть подключенным [к интернету]. Мы уже автоматически говорим про них как не про то, на что мы воздействуем, как я взял костыль и с его помощью пошел, а как я пользуюсь интернетом, но и интернет немножко пользуется мной.Будущее интернетаИнтернет, на мой взгляд, — это такой апогей модерновой технологии и при этом ur-infrustructure, как говорит исследователь Кристиан Сэндвиг. То есть интернет становится инфраструктурой для других инфраструктур, которые появились раньше. Например, датчики, управляющие подачей воды, или лампочки, которыми управляют с телефона. При этом Интернет и все, что ему принадлежит, очень быстро становятся объектом ностальгии. Трогательным образом я в этом недавно убедилась: мы начали исследования блоггеров, и я стала читать комментарии к ним. Я заметила, как многие люди пишут, что, знаете, ютуб уже не тот. Короче говоря, у интернета будущее всегда очень туманно, при этом интернет — технология будущего, технология для будущего. Internet studies — это не дисциплина, да и статус науки в современном мире сложен, но у них есть методы, строгость подхода.А футурологические изыскания не связаны ни с какими исследованиями. Другое дело, естественно, что всегда есть некоторый элемент прогнозирования, мы видим тенденции. Сейчас это деглобализация, фрагментация — две основных вещи, которые происходят с интернетом и будут происходить какое-то время еще. Никакой силы, которая бы объединяла людей и делала ситуацию более централизованной, сейчас нет. Ни на уровне технологий, то есть hardware, ни на уровне сервисов для коммуникации [software]. Уже есть пара статей о том, как правильно говорить: интернет или интернеты. Это отчасти сопоставимо с тем, что сегодня всё чаще мы говорим не об «История», а об «историях», крах модерности и все такое.Деглобализация интернетаДеглобализация, в данном случае, — это фрагментация по странам, локальным объединениям, социальным группам. Ведь инфраструктура и отношения между людьми связаны, фактически многие границы проходят там, где проходят границы инфраструктуры. А в современном мире платформы и способ их использования — это тоже часть инфраструктуры. Конечно, люди всегда немного по-разному пользовались разными сервисами, и страновые особенности давно существуют. Но в последние годы события, поощряющие эту фрагментацию, становятся все важнее. Например, то, что происходит с Америкой, когда их правительство вызывает к себе [руководство компаний] Facebook и Twitter и говорит: «Все рекламодатели, конечно, равны, но вот есть русские рекламодатели, и они не подходят вам, они не должны продавать вам рекламу» — это становится еще одним прецедентом, после которого нам стоит подумать о глобальности глобальных корпораций.С другой стороны, есть китайский интернет, который уже давно закрыт. Сейчас мы видим, что там давно ничего не меняется. Были разговоры: «Они же не могут жить в закрытом интернете. Интернет же должен быть глобальным!» Вроде бы правила использования технологии вписаны в саму технологию, а вот нет. В Китае WeChat, у них там все встроено в него: платежная система, переговоры, все. Есть китайские поисковики. И никто не собирается прорывать цифровую блокаду. Кто-то, естественно, это делает, но не весь Китай. Опять же, не для всех интернет был глобальным.Мы исследуем интернет в городах и слышим, как люди рассказывают: «Вот у нас в городе появился интернет. Большой интернет был дорогой, а внутренняя домовая сеть, внутри дома или внутри общежития — бесплатно. Там фильмы были, там форум был, чатик наш местный. Мы там разговаривали, смотрели кино, музыку, книжки перекидывали». Потом это все ушло, пришел глобальный интернет. Но в принципе люди жили с локальной сетью и были довольны. И вот сейчас «неглобальность» становится заметной. Она становится, с одной стороны, проблемной, с другой — более отчетливой — это тенденция. И да, после фейсбука не еще не возникло сервисов, чья особенность была бы в их глобальности.Что почитать?1. Rainie L., Wellman B. Networked: The new social operating system. — Mit Press, 2012. (pdf)2. Marwick A. E., Boyd D. I tweet honestly, I tweet passionately: Twitter users, context collapse, and the imagined audience //New media & society. — 2011. — Т. 13. — №. 1. — С. 114−133. (pdf)3. Miller D. How the world changed social media. — UCL press, 2016. (pdf)4. Burgess J., Green J. YouTube: Online video and participatory culture. — John Wiley & Sons, 2013. (pdf)5. Dutton W. H. (ed.). The Oxford handbook of internet studies. — Oxford University Press, 2013. (Google scholar)6. Buchanan E. A. (ed.). Readings in virtual research ethics: Issues and controversies. — IGI Global, 2004. (pdf)7. Fuchs C. Social media: A critical introduction. — Sage, 2017. (pdf)8. Markham A. N. Metaphors reflecting and shaping the reality of theInternet: Tool, place, way of being //Association of Internet Researchers Conference, Toronto, Canada. — 2003. — С. 16−19. (pdf)Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 августа, 12:57

За шутку о "ватниках" в контакте на петербуржца завели дело об экстремизме

  • 0

В Петербурге начался судебный процесс над местным жителем Эдуардом Никитиным, которого обвинили в экстремизме за публикации во «ВКонтакте». Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на адвоката Никитина Максима Камакина. По данным «Фонтанки», в 2015 году Никитин опубликовал политический анекдот о неверии в перемены после выборов и «графическую шутку о холодных „ватниках“». Дело по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти) завели в декабре 2017 года. Как пояснил Камакин в разговоре с «Росбалтом», эксперт пришёл к выводу, что «если вы сомневаетесь в институте выборов, вы уже экстремист». Экстремизм в постах искали и нашли эксперты Резеда Салахутдинова с высшим образованием по специальности «научный коммунизм» и эксперты отдела криминалистического сопровождения ГСУ СК Петербурга Елена Кирюхина и Татьяна Мамаева."Ему была проведена психиатрическая экспертиза, и следствие просит не привлечения к уголовной ответственности, а направления на принудительное лечение", - добавил Камакин. На первом заседании, которое состоится 20 августа, защита намерена заявить ходатайство об исключении экспертиз. По мнению адвоката, они являются недопустимым доказательством, так как основаны на домыслах. Камакин отметил, что если суд удовлетворит ходатайство, других доказательств вины не будет. Дело в отношении Никитина возбуждено по статье 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
20 августа, 11:54

Марокко станет лидером «зеленого» майнинга

  • 0

Марокко – аграрная страна, в которой 55% населения заняты в сельском хозяйстве. На фоне этого выглядит сенсацией сообщение о том, что нью-йоркская компания собирается строить в этой стране ферму для майнинга, работающую на энергии ветра. Тем более при том, что в Марокко в прошлом году запретили операции с криптовалютами.Ветряную ферму построит компания Brookstone Partners из Нью-Йорка, мощность фермы составит 900 мегаватт. Планируется, что она будет обслуживать только майнинг биткоинов. Ферму расположат в Дахле, на территории контролируемого Марокко участка в Западной Сахаре, где очень ветреное место. По международной классификации Дахла относится к первому классу мест, где можно размещать ветряные электростанции, то есть скорость ветра достигает более 35 км/ч. Для строительства была основана компания Soluna, которая в ходе IPO планирует привлечь более $100 млн, в то время как, по оценкам экспертов, строительство будет стоить около $3 млрд. К середине 2019 года планируется подвести к электростанции линии электропередач.Омрачают головокружение от будущих успехов Brookstone Partners несколько фактов. Первый – геополитический. Территория, на которой находится Дахла, является спорной, на нее также претендует Фронт Полисарио, ведущий борьбу за независимость Западной Сахары. ООН не признает ни марокканской аннексии значительной части территории Западной Сахары, ни суверенитета региона, как хочет Полисарио, требуя проведения референдума. США стоит фактически на позициях Марокко, поддерживая план автономии на его территории. Что примечательно, проект имеет поддержку Дуайта Буша, бывшего посла США в Марокко.Читать материал полностью: https://www.if24.ru/marokko-lider-zelenogo-majninga/?utm_source=fb&utm_medium=cpc&utm_campaign=pod_marokkoВы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky