Источник
Мастерок.жж.рф - LiveJournal.com
Выбор редакции
24 февраля, 14:00

Как путешествуют шедевры

  • 0

Когда открывается очередная «выставка-блокбастер», мало кто из стоящих в очереди на вход задумывается о том, какого труда стоило ее организовать. Буквально выторговать у музеев и частных собраний работы для экспозиции. Застраховать их. Организовать перевозку так, чтобы на красочном слое не появилось ни одной новой трещинки. Наконец, втащить в зал (иногда – через крышу) и установить на специально смонтированном оборудовании. 1. «Мона Лиза» во время Второй мировой войны. Увидеть зрителя и умереть. Даже если вы завсегдатай музеев и галерей, скорее всего, вы не задумывались о том, как работы появляются в выставочных залах. Мир искусства предпочитает, чтобы все происходящее за табличкой «Вход воспрещен: идет монтаж» оставалось тайной. Возможно, многие из нас, поглощенные непосредственным взаимодействием с произведением (и тем, что философ Вальтер Беньямин описал как его «ауру»), предпочитают в эту тайну не погружаться. Например, единственный намек на то, что бронзовые статуэтки династии Сун из частной коллекции прибыли на выставку в Сент-Айвс из Тайбэя, – скромная надпись на стене. Но чтобы это прибытие состоялось, потребовалось много труда. Договор аренды, страховка, упаковка, курьеры, доставка, разгрузка, установка – все это очень дорого и сложно. Однако все больше музеев полагаются на выставки-блокбастеры, требования к которым постоянно растут: «Это напоминает гонку вооружений», – со вздохом рассказывает один куратор. Рынок искусства развивается очень активно. Мировые продажи произведений искусства  составляют  почти $68 млрд ежегодно (на 10% больше, чем в 2008 году). Еще 20 лет назад было только 55 крупных арт-ярмарок, сейчас их более 260. Искусство стало очень дорогим – и очень мобильным. Но перевозка работ сокращает срок их жизни, причем это относится как к произведениям старых мастеров, так и к работам современного искусства, которые зачастую очень хрупки или просто некачественно собраны. Парадокс: в эпоху цифровой воспроизводимости мы так отчаянно желаем соприкоснуться с «аурой» произведений (постоять перед полотном так же, как стоял перед ним художник), что невольно губим их бесконечными транспортировками. «В конце концов приходится смириться с этим», – делится один из хранителей и напоминает: цель искусства – чтобы на него смотрели. Премьер-лига. Конец июля, Лондонская национальная галерея. Скоро начнется демонтаж летней экспозиции и подготовка к осенней выставке – приедут работы Мантеньи и Беллини, надо красить стены и устанавливать специально сделанные витрины. Пока в мастерской плотники золотят новые рамы, а в баре ничего не подозревающие посетители потягивают эспрессо, в своем кабинете куратор Кэролайн Кэмпбелл вертит в руках уже изрядно потрепанную полиуретановую модель здания: к стенам приклеены крошечные репродукции, изображающие будущую экспозицию. Кэмпбелл хочет выставить около 100 картин, рисунков и скульптур. Большая часть экспонатов кочует по музеям, галереям и частным коллекциям – после того как выставка закончится, они поедут в Берлинскую картинную галерею («Много движущихся элементов», – хмуро говорит Кэмпбелл и передвигает понарошкового Мантенью на несколько миллиметров по полиуретановой стене). На подготовку этой выставки Кэмпбелл потратила около 6 лет: общалась по поводу аренды экспонатов с людьми из Берлина, Франкфурта, Вены, Лос-Анджелеса, Бристоля, Брешии, Копенгагена, Сан-Паулу.   «Многое делается по принципу „услуга за услугу“: „Мы, конечно, одолжим вам нашего Гогена, но получили ли вы наше письмо о вашем Тициане?“»  – объясняет секретарь одного из музеев. Переговоры иногда затягиваются на годы, а ожесточенное соперничество может напоминать торговлю звездными игроками между футбольными клубами Премьер-лиги. Когда условия аренды согласованы, начинается реальная схватка. Как и когда будут перемещаться произведения? Кто оплатит доставку и страховку? (Обычно – заемщик.) Какое выставочное оборудование нужно подготовить? Как будет организована система безопасности – вандалоустойчивые витрины, сигнализация, охрана? А что насчет температуры и влажности? Доходит до того, что хранители не спешат демонстрировать ценные экспонаты из запасников, чтобы какой-нибудь посторонний куратор не начал просить их в аренду. Когда каталог будущей выставки почти готов, приходит время получать экспортные лицензии. Некоторые работы считаются настолько важными, что разрешение на перевозку оформляется на государственном уровне – например, когда в 1963 году в США приехала «Мона Лиза», посредником в переговорах была Жаклин Кеннеди.   В Великобритании любые перемещения предметов искусства страхуются по специальной правительственной программе. Но чем выше их средняя стоимость (с 2000 года она удвоилась), тем больше расходы на страховку: только в прошлом году страховые обязательства по произведениям из галереи Тейт составили 8,25 млрд фунтов стерлингов. К счастью для британских налогоплательщиков, выплачивать страховку приходится нечасто, поскольку работы редко повреждаются настолько, что не подлежат восстановлению. За последние 34 года выплаты в среднем составляли всего 46 000 фунтов в год.   2. Расположенные на разной высоте движущиеся дорожки позволили 8 миллионам посетителей увидеть «Пьету» Микеланджело. Блокбастеры и турне. Эпоха выставок-блокбастеров началась в начале 1960-х – этому поспособствовало появление больших авиалайнеров. «Дедушкой всех блокбастеров» называют выставку сокровищ Тутанхамона Каирского музея, которая открылась в 1961 году в США, а затем 20 лет провела в турне по Японии, Франции, Великобритании, Советскому Союзу и Германии. Артефакты путешествовали в сделанных на заказ деревянных ящиках в трех разных самолетах. В Лондоне знаменитую маску Тутанхамона сопровождали самолеты британских ВВС. Кураторы Лувра, узнав, что министр культуры Андре Мальро, очарованный Джеки Кеннеди, согласился отправить в США «Мону Лизу», грозились уйти в отставку, а директор Национальной галереи искусства в Вашингтоне отказывался принимать картину, опасаясь рисков. В нью-йоркской гавани лайнер, на котором в итоге прибыла картина, сопровождала береговая охрана США, а по Вашингтону ящик с ней везли в охраняемой колонне при перекрытом движении. Несмотря на все меры предосторожности, на складе музея сработал неисправный пожарный разбрызгиватель – «Мону Лизу» залило водой, но, к счастью, тогда, как и сейчас, ее поверхность была защищена стеклом. Тур «Моны Лизы», имевший «невероятный успех», запустил то, что один эксперт назвал «вереницей рискованных гастролей никогда прежде не путешествовавших святынь, закованных в тяжелую броню». Архитектурный критик журнала The New York Times в 1978 году назвал эту моду «превращением музея в цирк, в зрелище или в кассовый аппарат», но сокращение финансирования подталкивало музеи к такому способу монетизации коллекций. В 2018 году Британский музей провел 13 международных выездных выставок, у Музея Виктории и Альберта 11 выставок в турне, еще 7 – на пути домой. Ценность таких предприятий неоднозначна не только для хрупких произведений, бесконечно колесящих по миру, но и для зрителей. Когда на выставке народу столько, что, заплатив 30 фунтов за вход, невозможно даже приблизиться к картине, невольно задаешься вопросом: «А в чем смысл?» Время от времени кто-нибудь говорит, что с блокбастерами пора заканчивать, но – Рембрандт в Рейксмузеуме, Да Винчи в Лувре, «100 лет Баухаусу» – конца и края им нет. Подпитываемые инстаграмом и показными переживаниями от «встречи с прекрасным», они оказываются тем, чего многие из нас и ждут от искусства.   3. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. VIP-путешественники. Где-то в лабиринтах коридоров Музея Виктории и Альберта в Южном Кенсингтоне есть небольшой проход, защищенный огнеупорными дверями и замками со сканерами отпечатков пальцев. Он ведет на «транзитный» склад, куда отправляют произведения из хранилища для упаковки перед отправкой. У погрузочного отсека валяются пустые деревянные ящики, выкрашенные в строгий серый цвет (у каждого музея собственный цвет для ящиков). А за огнеупорными дверями хранятся сокровища. Голландский пейзаж XVII века покоится на пенопластовых подушках, голубой веджвудский фарфор возвышается на стальной стойке – похоже на гаражную распродажу у какого-нибудь богача. Делая заметки в блокноте – вести фотосъемку там запрещено, – я чуть не врезался в классический стул Ханса Вегнера. Перевозка музейных экспонатов – дело для настоящих специалистов: крупные учреждения доверяют только нескольким ведущим компаниям. При этом большинство музеев все равно отправляют с путешествующими экспонатами сотрудников, которые сопровождают произведения «от гвоздя к гвоздю», от момента, когда картину сняли со стены в одном музее, до момента, когда она оказалась на выставке за тысячи километров от дома. Если это физически невозможно, музеи стараются хотя бы отслеживать все перемещения артефактов. Путешествие обычно начинается в серые предрассветные часы, когда курьеры загружают ящик в бронированный фургон. Небольшие предметы, например книги или рукописи, могут быть оформлены как ручная кладь, хотя для такой перевозки потребуется уйма документов и, скорее всего, долгий допрос в аэропорту – а еще надо будет купить отдельное место в самолете. «Вы же не засунете их в ручную кладь!» – говорит главный специалист учета Музея Виктории и Альберта Никос Гоголос. Некоторые скульптуры настолько огромные и тяжелые, что им подходит только контейнерная перевозка (в конце сезона ураганов, когда начинается «Арт-Базель» в Майами, это довольно рискованное предприятие). Чаще, однако, картины путешествуют по воздуху. По возможности произведение отправляют регулярными пассажирскими рейсами, чтобы курьер летел вместе с ним. Если ящик слишком большой, приходится бронировать место в грузовом самолете. Отправители присваивают произведениям искусства статус «Must ride», чтобы избежать задержек на разгрузке, но их могут обойти другие грузы с более высоким приоритетом – животные или свежая рыба. Иногда сопровождающие опаздывают на рейс, а в 2010 году курьер потерял работу импрессиониста Камиля Коро, напившись в баре нью-йоркского отеля (к счастью, несколько недель спустя картину нашли). Прибыв на место, курьер присутствует на разгрузке, а затем едет с произведением в музей на фургоне с климат-контролем. Если в пути предусмотрена ночевка, нужно позаботиться о бронировании безопасного арт-склада с климат-контролем – по всей Европе действует сеть таких складов, принадлежащих разным транспортным компаниям. Но, скорее всего, курьер предпочтет заночевать прямо в фургоне, чтобы не покидать ценный груз. «У меня был объект, который ехал через США, и грузовик сломался где-то в Техасе; запаску должны были привезти только через четыре часа. Мы просто сидели на обочине. Мне оставалось только молиться, чтобы никто не догадался, что у нас за груз», – вспоминает Гоголос. Во время переезда произведение искусства не должно ощутить резких перемен окружающей обстановки. Ящики обычно делают из фанеры, внутри – несколько слоев изоляции из пенополиуретана. Музейные хранители требуют поддерживать стабильную температуру около 20°C, но во время доставки это обычно невозможно, поэтому главной целью становится сведение к минимуму времени, когда ящик находится вне галереи. Музеи заказывают специальные грузовики с пневмоподвеской для поглощения ударов. Институт Гетти в Лос-Анджелесе разработал систему «сейсмокомпенсации» с использованием резины, разработанной для космических шаттлов. Во время ее испытаний ящики с муляжами картин опрокидывали и сбрасывали с высоты. «Очень терапевтическое занятие», – вспоминает участвовавший в испытании реставратор. Часто музейные экспонаты сопровождает вооруженная охрана. «В Италии любят нагнать пафосу – полицейский конвой, всякое такое, – рассказывает бывший куратор Тейт Никола Мурби. – В Америке – добавить мачизма: кто-нибудь будет сидеть на крыше контейнера с оружием». В Британии, говорит Гоголос, предпочитают действовать тихо: «Вы замечаете, когда королевские драгоценности выезжают из Тауэра? Нет, конечно, здесь никто не орет про ценный груз: „У нас в ящике Моне!!!“». Тем не менее, во всем этом есть место романтике. Мурби вспоминает, как должна была привезти картину Дали на выставку в Венеции. Единственный способ доставить ее от аэропорта до галереи – погрузить на открытую баржу, так же как доставлялись картины Тинторетто или Тициана за столетия до этого. «Мы плыли по Большому каналу при лунном свете и прямо по воде въехали на задний двор галереи». 4. New York World’s Fair. 1964-1965 годы. Пункт назначения.  Когда ящики прибывают на место, в дело вступают музейные рабочие. В больших музеях есть собственные команды, но услуги по разгрузке и установке предоставляют и многие транспортные компании. Работа может заключаться в подъеме на этаж полутонного ассирийского каменного рельефа или точном до миллиметра выравнивании миниатюрного произведения современного художника. Многие рабочие считают свое дело настоящим искусством, а многие и сами являются художниками, которые вынуждены таким образом зарабатывать на жизнь. Иронично, что мы знаем физические параметры произведений искусства, но не знаем имен тех, кто отвечает за их сохранность.   Важнейший вопрос – пролезет ли работа в дверной проем: один рабочий рассказывал историю о картине Ротко, которую пришлось снять с подрамника, чтобы внести в помещение. «Двойной работы» (прикосновения к экспонату более одного раза, что увеличивает риски) избегают любой ценой. Как и людям, произведениям искусства нужно время, чтобы восстановиться после долгого путешествия, и обычно их доставляют за сутки до распаковки. При вскрытии ящика проводят проверку, объект сравнивают с фотографиями. Повреждения происходят, но о них не любят говорить. Одна реставратор рассказывает, что недавно закончила восстановление картины, пострадавшей от дождя (охранник оставил ее под открытым мансардным окном). Смертельная угроза – вилочные погрузчики: «Одно неверное движение, и металл проткнет полотно». И даже пузырчатая пленка оставляет вмятины на красочном слое. Некоторые работы сами по себе достаточно хлипкие. Папье-маше 1970-х разваливаются; в электрических инсталляциях начала и середины XX века хитрая проводка; мертвые животные Дэмьена Херста выделяют формальдегид, а от его картин с мертвыми мухами отваливаются мертвые мухи («И к тому же они ужасно воняют», – признается один куратор). При этом работы Херста – рекордсмены по переездам, а одна из его работ отправилась на Марс на аппарате «Бигль-2». Аппарат потерпел крушение, которое можно считать самым дорогим несчастным случаем в истории. Ради некоторых работ музеям приходится укреплять стены и полы. Чтобы перемещать их внутрь через проемы в крыше – использовать краны. В июне 1970 года, когда 3,5-тонную скульптуру Александра Колдера устанавливали в Художественном музее Принстонского университета, основание крана рухнуло, два инженера погибли. В 1971-м в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе рухнувшая стальная плита – часть инсталляции Ричарда Серры – убила монтажника.   «Нас предупреждают: если объект начинает двигаться, убегай. Искусство не стоит чьей-либо жизни, – рассказывает специалист по погрузке. – Но эти вещи очень дорогие, понимаете? Если ты уронишь, тебя обязательно уволят». В идеале к произведению искусства прилагается инструкция по сборке (обычно текстовая, но все чаще встречаются видео). Но иногда рабочим приходится выкручиваться самостоятельно. Хорошо, если художник жив и доступен для консультаций, иначе приходится импровизировать. Я спросил одного нью-йоркского музейного рабочего, за что он любит свою работу. «В каком-то смысле это возможность разгадать магию, – ответил он. – Вы видите оборотные стороны картин, видите, как все собрано. Держа в руках Сезанна или Пикассо, можно разглядеть под красками набросок или увидеть, как какие-то детали были переписаны». И тихо рассмеялся: «Это очень личное, понимаете?» https://theoryandpractice.ru/posts/17375-kak-puteshestvuyut-shedevry-sekrety-perevozki-bestsennykh-proizvedeniy Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60726.

Выбор редакции
24 февраля, 13:00

В Японии продали тунца за 1,8 млн долл

Я вот не понимаю, что в этой рыбе такого ценного? Как вообще размер может так сильно влиять на цену? Это же не бриллиант, а всего лишь кусок мяса. Представьте себе, что гигантского тихоокеанского голубого тунца весом 276 килограммов продали в Токио за 193,2 миллиона иен (около 1,8 миллиона долларов) во время первых торгов в этом году. Покупателем рыбы стала компания — оператор сети суши-ресторанов Kiyomura. Глава фирмы признался, что очень доволен своим «уловом» на первых торгах в эпохе Рэйва (эпоха правления императора Нарухито, взошедшего на престол в мае 2019 года) и будет рад поделиться им со своими клиентами.Проданный тунец установил рекорд, став вторым по дороговизне в двадцать первом веке. Первым пока остаётся прошлогодний лот — за него заплатили 333,6 миллиона иен (около 3,1 миллиона долларов по тогдашнему курсу). По сложившейся традиции первый аукцион тунца становится одним из первых деловых событий в жизни Японии после праздников. Жители страны верят, что по торгам можно определить судьбу экономики страны в новом году. Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60710.

Выбор редакции
24 февраля, 11:00

Почему князь Потёмкин стал Таврическим

  • 0

Читаю сейчас в новостях, как бывший посол США на Украине порекомендовал Киеву сконцентрироваться на ситуации в Донбассе, а не в Крыму. Он прямо сказал, что "вряд ли кто-то сейчас может дать вам ответ на вопрос, как вернуть Крым". Я уверен, что перспективы по этому вопросу понятны уже и всему миру и даже властям Украины. Они будут конечно, так же как и японцы о Курильских островах, повторять об этом, но чисто ради обязательного регламента. Однако, как бы абсурдно это не звучало, но у Украины как страны только тогда наладится нормально функционирование, когда они внутри себя признают, что Крым - это Россия.А почему тропинка объективной реальности петляя, петляя все равно вышла на эту "полянку"? А потому, что история развития Крыма тесно связана с Россией, начиная от древнего княжества Тмутаракань, основанного в X веке, до императрицы Екатерины II и всей современной истории.И так - эта территория, в силу своего географического положения и уникальных природных условий, с античных времён являлся перекрёстком морских торговых путей и ареной больших сражений.Одними из первых жителей Крыма были киммерийцы, которые в VII в. до н. э., после вытеснения их из степей скифами, отошли на полуостров. Здесь же, на Южном берегу, жили племена тавров, оставившие древнее название Крыма, сохранившиеся до наших дней - Таврия или Таврида.В VI-V вв. до н.э. на побережье обосновались греки, построившие Пантикапей или Боспор, а также Херсонес, ставшие столицами двух государств. Государство скифов к III в. до. н.э. под натиском сарматов перенесло столицу на реку Салгир, где возник Неаполь Скифский, он же нынешний Симферополь.Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики кораблестроение, виноградарство, выращивание оливковых деревьев и других культур, строили храмы, театры, стадионы. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме.Например Еврипид на крымском материале написал драму «Ифигения в Тавриде».Греки, которые жили в Херсонесе Таврическом и в Боспоре Киммерийском, знают «Илиаду» и «Одиссею», в которых известная Киммерия характеризуется как «грустная область, покрытая вечно влажным туманом и тучами». Даже «отец истории» Геродот в V в. до н. э. писал о религиозных верованиях скифов, о таврах.В I веке в Крыму появляются римляне, построившие крепость Харакс и взяв этот регион под свой протекторат. Одновременно здесь начинает распространяться христианство.Царские «Скифы», основавшие свое государство в III в., были уничтожены готами, которых, в свою очередь вытеснили вторгшиеся с Таманского полуострова гунны.К концу IV в. на полуострове оставался единственный античный город - Херсонес Таврический. При императоре Юстиниане закладываются Алустон, Гурзуф, Симболон, Судак, возрождается Боспор.Начало VIII века ознаменовалось разделением Крыма между Византией и Хазарией. Византийские монахи переселялись в Крым, основали пещерные храмы и монастыри: Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие, позднее в «местности Дори» была образована Готская епархия Константинопольского патриархата.В начале X века Крым становится ареной сражения армий русов (Хельгу) и хазар (Песах).После уничтожения Хазарского каганата хазарская часть полуострова переходит под влияние древнерусского Тмутараканского княжества («Тмутараканский камень» - тому подтверждение).Значимым городом в этот период становится Корчев (Керчь).На полуостров активно проникает русское население и культура: активно «ходит» древнерусская гривна, посуда, распространяется фольклер. (Арабский географ ал-Идриси в 1159 г., в своём Атласе Мира, известном как Книга Рожера, называет Керченский пролив «устьем русской реки»)Отдельно следует сказать также о том, что в 988 году киевский князь Владимир, после нескольких месяцев осады, взял Херсонес Таврический, и принял православное крещение вместе со своей дружиной, а также взял в жены византийскую принцессу Анну.А православная церковь Святого Иоанна Предтечи VI века в Керчи, сегодня считается древнейшим православным храмом в России.Крым и Российская ИмперияВ конце 1782 г., оценивая преимущества присоединения Крыма к России, Потёмкин изложил своё мнение в письме к Екатерине II:«Крым положением своим разрывает наши границы… Вы обязаны возвысить славу России... Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит».Следует сказать, что на протяжении всего XVIII века активно идет борьба за присоединение Крыма к России.Полуостров, являясь, в политическом смысле, «осколком» некогда сильнейшей державы этого региона – «Золотой Орды», представлял постоянную опасность для Южных границ Русского Государства: ханы совершали «набеги», угоняя в плен русское население и грабя города, заключали союзы со Швецией и Османской Империей, постоянно угрожая военной интервенцией.Перед страной стояла еще одна важная историческая задача – обретение выхода к Черному морю .В ходе Русско-турецких войн (1735—1739; 1768—1774 годов) и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы официально отказались от претензий на полуостров.К России отошли крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Чёрное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России.Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. К нему перешли бывшие османские владения на полуострове (Южный и Юго-Восточный Крым).Русско-Турецкая война 1768-1774 «Большая Российская Энциклопедия»Добившись объявления независимости Крыма, Екатерина II не отказалась от мысли о присоединении его к России.Этого требовали жизненные интересы России, ибо Крым имел большое военно-политическое и экономическое значение для русского государства. Без контроля над полуостровом нельзя было иметь свободного выхода к Чёрному морю. Однако и султанская Турция, в свою очередь, не думала отказаться от Таврического полуострова.Задача обеспечения безопасности южных границ России и освоение вновь приобретённых земель была поручена императрицей Г. А. Потёмкину.«Триумф Екатерины» Василий Нестеренко холст, масло (Григорий Александрович Потёмкин слева)8 (19) апреля 1783 г. императрицей Екатериной Великой был подписан Манифест о присоединении к Российской державе Крымского полуострова и образовании Таврической области под управлением князя Г. А. Потёмкина, получившего за свои труды титул Таврический.Манифест явился закономерным итогом вековой борьбы России за возвращение исконно русских земель и надёжных выходов к Чёрному морю.С приходом русской администрации в 1783 г. в Крыму была ликвидирована работорговля, стало развиваться государственное управление европейского типа. Правительство переселило сюда из центральных и украинских губерний государственных крестьян.По распоряжению Екатерины II были предприняты срочные меры по выбору гавани для будущего Черноморского флота на юго-западном побережье. Капитан II ранга И. М. Берсенев на фрегате «Осторожный» рекомендовал использовать бухту у посёлка Ахтиар, недалеко от развалин Херсонеса-Таврического. Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале 1784 года был заложен порт-крепость, которому Екатерина II дала имя СевастопольПостепенно в Северо-Западном Крыму сосредоточились и крупные помещичьи владения. Усилиями Г. А. Потёмкина из Англии и Франции были выписаны специалисты для устройства садов и парков, а сам князь написал специальную инструкцию для работы Конторы земледелия и домоводства в Крыму. На основании действующего в Российской империи с 1775 г. «Учреждения о губерниях» Г. А. Потёмкиным была создана своеобразная система управления с привлечением местного многонационального населения, что способствовало проведению правительственной политики по заселению и хозяйственному освоению Крымского полуострова.Крайний раз за землю полуострова Россия и Турция «скрестили мечи» в очередной Русско-Турецкой войне 1787-1791 годов, в ходе которой русская армия, во главе которой стояли флотоводец Ф.Ф. Ушаков и полководец А.В. Суворов, отстояла побережье Крыма в пользу России.Интересно сказать также, что в ходе этой войны, в 1787 году, императрица Екатерина совершила своё знаменитое путешествие на полуостров, которое прославило и князя Потёмкина.Таким образом можно смело говорить о том, что «судьбы» Крыма и России всегда были тесно взаимосвязаны между собой, более того полуостров, не смотря на активную экспансию Генуэзсцев, Османов и других народов, сегодня является неотъемлемой частью России.А какого же было тогда значение присоединение Крыма к России в XVIII веке? Безусловно оно было прогрессивно. На полуострове, при содействии России, активно начала развиваться экономика, культура и мировая торговля.Активно шло хозяйственное освоение огромного массива плодородных крымских территорий.За короткое время в причерноморской степи выросли новые порты и города. Масштабное строительство развернулось во многих поселениях – за счет казны возводились здания общественного назначения.Кроме того, крымчанам выдавали ссуды на строительство собственных домов. Население молодого российского региона стремительно росло.Ну а Российский флот надёжно утвердился на Чёрном море.А я вам еще напомню "Потемкинские деревни" - миф или реальность ?

Выбор редакции
24 февраля, 10:00

Саманные города Вади Хадрамаут и Вади Даван

  • 0

Йемен — пустынная страна, расположенная на южной оконечности Аравийского полуострова, она омывается Красным морем и Баб-Эль-Мандебским проливом на западе. На севере она граничит с Саудовской Аравией и на востоке с Оманом. За исключением прибрежных равнин на западе, Йеменский ландшафт представляет из себя горные пейзажи с  высокими и сухими горами с зазубренными вершинами и плато. На территории Йемена нет постоянных рек, но высокогорные регионы перемежаются несколькими сезонными речными долинами, называемыми “Вади”, которые остаются сухими в зимние месяцы. Наиболее заметными среди них являются Вади Хадрамаут и Вади Даван, в восточной и центральной части Йемена. Вади Хадрамаут является узкой засушливой прибрежной равниной, ограниченной крутым уступом обширного плато.  Северная окраина Хадрамаута спускается к обширной сухой пустыне  Руб-Эль-Хали. В верхней части Вади Хадрамаут находятся аллювиальные почвы и паводковые воды, а нижняя часть неплодородна и в основном необитаема. Хайд Аль-Джазиль, деревня полностью взгромоздилась на валун. Вади Даван, Йемен. В Хадрамауте люди живут в густонаселенных городах и селах,  сосредоточенных на традиционно поливных землях вдоль Вади. Здания цепляются за склон или стоят на плато, на высоте 100 или 200 метров над уровнем долины. Многие из них висят над скалами. Дома построены из сырцового кирпича с деревянным полом и поднимаются несколькими этажами в высоту. Эти саманные постройки должны постоянно ремонтироваться,  особенно после летних дождей. В Вади Хадрамаут самым знаменитым является город Шибам, который также называют “Манхэттен пустыни”, потому что его необычно высокие здания,   резко поднимающиеся над пустынным плато. Этот небольшой городок, где проживает 7000 жителей и расположено около 500 глинобитных домов, состоящих из 5 и 11 этажных домов,  достигающих 100 метров в высоту. Они  все построено целиком из сырцового кирпича. Шибам. Рядом Вади Хадрамаут расположено другое потрясающее место — Вади Даван. Вади Даван является одним из притоков Вади Хадрамаут и здесь тоже расположено множество городов и деревень. Архитектурное наследие Даван сегодня затмевает Вади Хадрамаут, поскольку его города и деревни гораздо лучше сохраняются в последние два десятилетия. Самым привлекательным населенным пунктом, лежа в направлении с севера на юг, является Аль-Мешхед, который был построен еще в 15 веке. Здесь расположена могила Хасан ибн Хасана и является местом паломничества. Это сопровождается впечатляющей деревни Аль-Hajarayn, карабкаясь вверх по склону скалы и является одним из старейших деревень в регионе. Одна из самых больших деревень в районе Вади, называемые Сиф, заключается в следующем. Йемен-одна из древнейших областей человеческой цивилизации, но остается одной из беднейших арабских стран. В последние десятилетия она стала горячей зоны для террористических группировок, что делает путешествия в эту прекрасную страну со значительным риском для жизни. Расписные дома в Вади Даван из сырцового кирпича .   В деревне Хаййлла, Вади Даван. В поселке Аль-Куавайяран, Вади Даван. В поселке Аль-Куавайяран, Вади Даван. Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60694.

Выбор редакции
24 февраля, 04:00

Абсурдные поводы, за которые могли посадить в СССР

  • 0

За то, что в других странах (в Америке и Европе) считалось нормальным, советский человек мог угодить в тюрьму на приличный срок. Сегодня эти статьи воспринимаются абсолютно абсурдно.1. Обучение каратеВ 1981 году молодежь страны поголовно увлеклась карате. Именно тогда и появилась статья УК РСФСР. За обучение этому боевому японскому искусству предусматривалось лишение свободы сроком до пяти лет. Осужден по ней был один единственный человек – Валерий Гусев, известный тренер, обучающий подпольно в лесопарках своих учеников за отдельную плату. Судебный процесс был показательным выступлением.Стоит отметить, что за пару лет до этого события, в 1979 г., на официальном уровне в прокат вышел боевик под названием «Пираты XX века». Зрители могли воочию наблюдать некоторые приемы этого боевого искусства. Но уже спустя непродолжительное время концепция правительства была изменена полностью. Карате стали считать борьбой, которая культивирует насилие и жестокость. В средствах массовой информации стали регулярно публиковать статьи о том, насколько травмоопасен этот вид спорта.2. ТунеядствоКаждый советский гражданин обязан был жить и работать на благо и развитие государства. Лодырей и лентяев, которые уклонялись от полезного общественного труда или жили на незаконные доходы, жестко наказывали по статье 209 УК РСФСР (лишение свободы).В эту категорию входили не только алкоголики, но и приличные люди творческих профессий – музыканты, поэты, художники. Сюда же попадали и строители, работающие по шабашкам, садоводы и огородники, таксисты, работающие в частном порядке. При Андропове в магазинах и других общественных местах проводились настоящие облавы в рабочие часы с целью выявления таких бездельников.Примечательно, что Виктор Цой, кумир 80-х, официально был трудоустроен в котельной. Так он мог обезопасить себя от обвинения в тунеядстве.3. СпекуляцияВ СССР нетрудовым доходом считался главный принцип предпринимательской деятельности, рыночных отношений, который заключался в «купил дешево – продал дорого». Следовательно, его расценивали, как один из видов преступлений.Однако, многие товары импортного производства были в цене и пользовались большим спросом. В связи с этим ряд граждан шли на риск. Пользуясь посредничеством дипломатов, командировочных, моряков, они понемногу приторговывали дефицитными товарами. Тем более, что население не прочь было платить вдвое больше. Главное, выделиться из общей массы. В наших универмагах подобные вещи достать было невозможно.Несмотря на завуалированные встречи и конспирацию, фарцовщиков иногда отслеживали, задерживали и судили по статье 154 УК РСФСР. Мерой наказания было лишение свободы сроком до семи лет.В особую зону риска попадали те, кто занимался валютными операциями. Даже те люди, у которых на руках оказывалась эта самая валюта, могли быть осуждены по ст. 88. За этот вид спекуляции можно было получить, как в случае с делом Рокотова, высшую меру. Таким способом СССР боролся с проститутками в Интуристах, скупщиками товаров у иностранцев, стилягами.Отмена наказания за спекуляцию произошла в 1991 г., а легализация валютных операций еще спустя три года – в 1994-м.4. Однополая любовьНачиная с 1930-х годов, в Уголовном кодексе СССР действовала статья 121. Согласно ей, сторонники однополых отношений наказывались лишением свободы на срок до пяти лет. Осуждались по ней исключительно мужчины. Женщины нетрадиционной ориентации направлялись в психиатрические больницы на принудительное лечение.По этой статье в 70-х годах ежегодно судили свыше 1000 человек. В большинстве своем это были знаменитые представители творческих профессий – пианисты, певцы, режиссеры.Тем не менее, в большей части социалистических стран, например, в Чехословакии и Польше, подобные отношения не входили в разряд преступных. Только в 1993 году эта статья Уголовного кодекса РФ была отменена.5. Просмотр фильмов для взрослыхВ Советском Союзе в самом начале восьмидесятых появились видеомагнитофоны, а также продукты зарубежной киноиндустрии на видеокассетах. Но смотреть разрешалось далеко не все фильмы. За нарушение обычный человек мог попасть за решетку на три года (ст. 228 УК РСФСР). Эксперты СССР признали картины «Горячая жевательная резинка», «Греческая смоковница», «Ночной портье» похабными и запретили их просмотр. Считалось, что они разлагают молодежь.Многие помнят ночные рейды, устраиваемые по ночам сотрудниками милиции в тандеме с дружинниками. Группы со списком запрещенных видеопродуктов выявляли в каком доме и квартире мерцает голубой огонек ночью, отключали электроэнергию в подъезде на щите и вламывались в помещение. Цель – изъять кассету, застрявшую в видеомагнитофоне. Это была прямая улика.Тысячи людей понесли наказание за такие просмотры к середине восьмидесятых годов. В 1988-ом статью применять перестали. Но самое интересное, что тогда, как «Крестный отец» стал демонстрироваться в кинотеатрах, были и те, кто продолжал сидеть за решеткой за просмотр этого фильма.

Выбор редакции
24 февраля, 02:00

На Камчатке мужчина встретил медведя и пнул его в зад

  • 0

По сети набирает обороты видео, на котором видно как мужик идет по лесу, встречает медведя и из хулиганских побуждений пинает его. При этом ролик комментируется так: "Это были последние снятые им кадры в жизни. (Телефон нашли его товарищи)"И вы знаете, слов сочувствия в комментариях нет, вернее есть, но они относятся к медведю, а не к мужику. Народ поддерживает медведя.Вообще я прошлым летом был на Камчатке и удивился, насколько там много расплодилось медведей и насколько часто происходят встречи медведей с людьми. Практически каждый год происходит не менее 10 смертельных случаев по вине медведя...хотя нет, иногда это и по вине человека. Помните я вам рассказывал про свою встречу с медведем в Долине Гейзеров, было реально тревожно. Но вокруг люди ходили толпами как ни в чем не бывало.Причем получается так, что зачастую от медведей гибнут даже не туристы или гости этого края, а местные жители, которые настолько привыкли к постоянной опасности, что уже не предпринимают должные меры. Мы посещали десяток местных фермеров, половина из них показывала нам свои владения с ружьем на плече и собаками, а другая половина показывала нам говно медведей на своем участке без собак и когда я спросил про оружие, мне ответили "да там, где то в доме". При это реально почти у каждого фермера, которые живут вне населенных пунктов, медведи ходят вокруг дома.Ходят за грибами, на рыбалку и не берут с собой оружие. Я спрашиваю, а что будете делать, если медведь? Они отвечают "Да, будем шуметь - медведи боятся". Ну знаете ли, а вдруг попадется глухой медведь или привыкший к шуму? Может ну его нафиг так рисковать?Ну и конечно есть много вопиющих случаев. Вот недавний пример: Мужики готовили дрова , напились пьяные и пошли по лесу гулять , наткнулись на берлогу, они шутки ради начали будить не добудились , потом взяли и свалили дерево на него , медведь само собой проснулся и начал проявлять агрессию , в результате чего те завили бензопилу и начали размахивать ей соответственно ранили медведицу и та убежала , а медвежата от голода и холода замёрзли.Но на самом деле мужик с видео, показанного в начале поста не умер. Вот полная версия снятого ролика, где слышны комментарии мужика после встречи с медведем. Он остался жив: "мужчина от зверя сумел скрыться, но все равно пострадал – животное прокусило ему руку и повредило спину."Сначала ногой пнул, а потом удивляется, что медведь его укусил. Жаль что не съел. Люди твари. pic.twitter.com/luvwYxiN1C— midceva mila (@late1331) December 19, 2019Вот такие дела.

Выбор редакции
23 февраля, 21:05

Последний бой Магеллана

  • 0

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое.Магеллану удалось пройти только половину пути. На самом деле первым кругосветное путешествие совершил вот кто.А для Филиппин Фердинанд Магеллан – просто еще один белый человек, который был убит, пытаясь завоевать земли, которые ему не принадлежали. Настоящим героем для филиппинцев является вождь Лапу-Лапу, который, как известно, убил Магеллана, став первым филиппинским героем, который успешно противостоял колонизации.1. Фернан Магеллан. Неизвестный художник.Фернан Магеллан отплыл из Испании в 1519 году во главе армады из пяти судов. Он направился на юг через Атлантический океан в Патагонию, пройдя через пролив, который теперь носит его имя, и попав затем в океан, который он назвал «спокойным морем», откуда произошло современное название «Тихий океан». 16 марта 1521 года Магеллан увидел острова современных Филиппин, и он и его команда стали первыми европейцами, достигшими архипелага.У Магеллана на повестке дня было две задачи: найти западный путь к островам Малуку (недалеко от Индонезии), также известными как “острова специй”; и распространить испанское влияние на все острова на пути, прежде чем к ним доберутся португальцы. Естественно, все это делалось для банальной цели – чтобы получить вознаграждение от испанского короля, и это несмотря на то, что сам Магеллан был португальцем. Такая “измена” национальным интересам случилась из-за того, что Фернан не смог убедить короля Португалии выделить деньги на его экспедицию, и он вынужден обратиться к правителю Испании. 2.Магеллан высадился на острове Хомонхон и подружился с вождями Лимасавы. Затем они познакомили капитана с Хумабоном (правитель острова Себу), который быстро принял католицизм вместе с женой и подданными. Хумабон получил христианское имя Карлос в честь короля Испании Карла, а его жена стала Хуаной, в честь матери короля Чарльза. Судя по всему, Хумабону так понравился процесс переименования, что он дал каждому народу острова новые названия. В конце концов многие близлежащие вожди согласились принять христианство, все, кроме одного – Лапу-Лапу, который отказался принять власть Хумабона и поклониться королю Испании.Хумабон убедил Магеллана начать войну со своим соперником. Лапу-Лапу, правивший островом Мактан неподалеку от Себу, стал угрозой для Хумабона. Хумабон решил, что если он сможет заставить Магеллана победить Лапу-Лапу, он сможет присоединить Мактан к своим владениям. Но Магеллан был слишком высокомерен, чтобы увидеть истинные мотивы Хумабона. Напротив, он пытался произвести впечатление на Хумабона, приказав вождю не вмешиваться в предстоящую битву. Магеллан полагал, что он сможет выиграть баталию без посторонней помощи из-за ружей и арбалетов, которые значительно превосходили примитивные копья и луки туземцев. Тем не менее, Магеллан был в значительном меньшинстве – всего сорок девять человек против полутора тысяч, если верить современным исследованиям. Это тот случай, когда количество имело значение.Хумабон увидел в этом хорошую возможность и решил наблюдать за битвой на расстоянии. Возможно, он тоже верил в мощь европейского оружия. Хумабон наверняка рассчитал, что, если он примет участие в битве и проиграет, Лапу-Лапу захватит и Себу, и местные вожди примут его покровительство. Однако, если один только Магеллан потерпит поражение, Хумабон может сохранить лицо и сказать, что он не участвовал в нападении. Последовавшая битва была предсказуемо игрой в одни ворота. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами руки и ноги. Огнестрельное оружие было относительно недавней разработкой, и его зарядка занимала от десяти секунд до минуты. В течение этого времени испанцы были уязвимыми, поскольку на пляже не было укрытия, а туземцы поливали их стрелами. Немногочисленный отряд Магеллана был в катастрофическом меньшинстве и обременен доспехами. Из-за того, что туземцы направили основной удар именно на Магеллана, отряд в скором времени остался без военачальника. 3. Гибель Фернана Магеллана.Итальянский ученый Антонио Пигафетта, который путешествовал с Магелланом во время путешествия, так рассказывает о смерти Магеллана:“Узнав Магеллана, на него набросилось так много людей, что дважды сбивали шлем с его головы… Индеец бросил бамбуковое копье в лицо капитана, но тот увернулся и убил его своим копьем, которое он оставил в теле индейца. Затем он попытался вытащить меч, но только наполовину, потому что был ранен в руку другим копьем. Когда туземцы увидели это, они сразу бросились на него. Один из них ранил левую ногу Фернана большим мечем, похожим на ятаган, только значительно больше размерами. Капитан упал лицом вниз, и на него сразу же набросились с копьями и ножами, пока не убили. Он был нашим путеводным лучом, нашим светом во мгле, нашим истинным предводителем. Перед смертью он поднялся, чтобы посмотреть, успели ли мы сесть в лодки“. 4. Последний бой Магеллана, остров Мактан, 1521 год. Картина Грегори Манчесса.«Ни одна часть тела Магеллана не уцелела» – писал Пигафетта в своем дневнике. Хумабон пытался убедить Лапу-Лапу вернуть тело, но победивший вождь отказался: « Он намеревался сохранить тело в качестве боевого трофея. Поскольку жена и ребенок Магеллана умерли в Севилье, еще до возврата экспедиции в Испанию, казалось, что все доказательства существования Фернана исчезли с лица Земли». В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Тем временем, за плечами испанцев, Лапу-Лапу и Хумабон восстановили дружеские отношения. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весь командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть.Оставшиеся в живых мореплаватели направились к Молуккским островам за специями. Кругосветки могло и не быть, если бы португальские корабли не охотились за испанцами.Когда путешественники закупили пряности, уцелевшие корабли «Тринидад» и «Виктория» разделились и пошли в Испанию разными маршрутами.«Тринидад» шел на восток и попал в плен к португальцам. «Виктория» взяла курс на запад, с потерями пополнила запасы и обогнула Африку. И только через полтора года завершили свое кругосветное путешествие испанцы – в сентябре 1522 г. 18 выживших моряков добрались до Севильи. Стоимость груза пряностей с лихвой покрыла расходы на путешествие. Король Испании, доказав свои права на Молуккские острова, продал их Португалии за треть миллиона дукатов золотом.Магеллан искал короткий путь на Острова пряностей, и не стремился обогнуть землю. Но помнят его как мореплавателя, совершившего первое кругосветное путешествие. Он доказал, что земля имеет форму сферы, океаны соединены, а воды на земле гораздо больше, чем суши. Заодно открыл пролив, названный Магеллановым.Лапу-Лапу позже вернулся на родину в Борнео, и о нем больше ничего не известно.Сегодня Лапу-Лапу величают как первого «национального героя Филиппин», который противостоял иностранной интервенции, хотя в то время государства Филиппины не существовало.5. Памятник Лапу-Лапу на острове Мактан.В центре острова Мактан находится высокая бронзовая статуя вождя Лапу-Лапу, в одной руке он держит меч, а в другой – щит. На Филиппинах также сооружены многочисленные памятные статуи в его честь. Именем Лапу-Лапу назвали небольшое поселение на острове, а также он фигурирует на официальной печати Филиппинской национальной полиции.Каждый год в апреле разыгрывается сцена битвы при Мактане между испанцами и племенем Лапу-Лапу. 6. Фото современной реконструкции битвы на острове Мактан.7.

Выбор редакции
23 февраля, 17:00

Царь, продавший Россию за 20 000 рублей

  • 0

Завершением так называемого Смутного времени в России принято считать Земский собор 1613 года, на котором новым русским царем был избран Михаил Романов. Однако еще два десятка лет в Варшаве «великим князем Московским» именовали совсем другого человека… Приди и владей Самое интересное, что Владислав Жигимонтович, он же польский королевич Владислав Ваза, имел все основания считать себя истинным русским царем, а Михаила Романова — самозванцем. В конце концов, целый ряд русских городов приносил ему присягу и даже были отчеканены монеты с профилем нового монарха. К 1610 году Россия окончательно погрузилась в хаос. Воцарение Бориса Годунова, его смерть,  убийство Федора Годунова, воцарение Лжедмитрия, убийство самозванца, воцарение Василия Шуйского с одновременным появлением Лжедмитрия II… Власть Шуйского, крайне непопулярного в народе, простиралась до Тушина, где с войском стоял его конкурент Лжедмитрий II, он же «Тушинский вор». Окончательно потеряв всякий стыд, русские бояре успевали получать милости у обоих царей, кочуя из одного лагеря в другой. Ко всему прочему, Россия после приглашения шведских войск для борьбы с Лжедмитрием оказалась втянута в войну с враждующей со Швецией Речью Посполитой. Идея прекратить хаос с помощью приглашения на русский трон иностранца появилась еще в 1605 году. Ничего необычного в подобной практике в условиях династического кризиса и междоусобицы не было, в странах Европы так поступали многократно. Да и сама русская государственность, напомним, когда-то начиналась с приглашения Рюрика для «наведения порядка». Польский королевич со шведско-немецкими корнями В качестве наиболее подходящей кандидатуры рассматривался сын польского короля Сигизмунда III Вазы Владислав. Строго говоря, ни Сигизмунд, ни Владислав чистокровными поляками не были. Дед и отец Сигизмунда были королями Швеции, и сам он некоторое время занимал шведский престол. Мать Сигизмунда, Катерина Ягеллонка, была младшей дочерью польского короля Сигизмунда I Старого, благодаря чему в 1587 году он был избран на престол Речи Посполитой. С помощью этого избрания поляки рассчитывали уладить конфликт со Швецией, но просчитались: во время правления Сигизмунда они стали хуже некуда. Будучи фанатичным католиком и получив в придачу к польскому еще и шведский трон, Сигизмунд III решил осуществить на исторической родине Контрреформацию. Это вызвало ярость у шведских протестантов, и в итоге Сигизмунд лишился одной из своих корон. Тогда властитель Речи Посполитой переключился на Россию, рассчитывая воспользоваться для расширения своих владений хаосом и нестабильностью, возникшими после пресечения династии Рюриковичей. Первоначально Сигизмунд действовал опосредованно, поддерживая Лжедмитрия I, но после его гибели включился в процессы сам. Юный Владислав Матерью Владислава была Анна Австрийская, старшая дочь эрцгерцога Карла II. Она умерла, когда мальчику было три года, и его воспитанием занималась Урсула Мейерин, одна из бывших фрейлин матери. Впоследствии он попал под опеку католических священников, однако в отличие от отца религиозным фанатиком Владислав не был. Он получил хорошее образование, увлекался искусством и впоследствии стал покровителем художников. Впрочем, в 1610 году Владислав не мог самостоятельно решать свою судьбу. В феврале его отец под Смоленском начал переговоры с русской делегацией о воцарении сына в России. Договор и предательство Россию представляли в основном бывшие представители «тушинского лагеря», разочаровавшиеся в своем «царе» и желавшие видеть на русском троне более легитимную персону. Самое интересное, что к моменту начала переговоров в Москве продолжал царствовать Василий Шуйский, а в Тушине все еще сидел Лжедмитрий II. Тем не менее стороны нашли общий язык и принципиальное согласие Сигизмунда III было получено. Главным условием российской стороны было принятие королевичем православия. В начале июля 1610 года русские войска под командованием Дмитрия Шуйского были разбиты армией Сигизмунда III под Клушином. Это поражение стало сигналом к перевороту в Москве: царь Василий Шуйский был свергнут и насильственно пострижен в монахи. В августе 1610 года представители временного русского правительства, известного позднее как Семибоярщина, официально заключили договор с поляками о призвании на царство королевича Владислава. Договор предусматривал сохранение автономии Российского государства. Венчать на царство Владислава должны были русский патриарх и православное духовенство. Также предусматривалось, что не будут предприниматься попытки изменения веры на католическую, а все высокие должности останутся за русскими. Началось массовое приведение народа к присяге новому царю Владиславу Жигимонтовичу. По распоряжению правительства монетный двор начал чеканку монет с профилем нового государя. В сентябре 1610 года Шуйских, включая бывшего царя Василия, выдали Сигизмунду III, а Кремль занял польско-литовский гарнизон. Московский поход За новым 15-летним царем было направлено посольство, однако король Речи Посполитой объявил русским представителям, что условия меняются: страна должна перейти в католичество, важные государственные посты займут польские вельможи, а до совершеннолетия Владислава полновластным регентом становится Сигизмунд III. Портрет короля Польши Сигизмунда III Вазы, 1610-е годы. Даже если бы представители Семибоярщины и хотели принять эти условия, шансов на это у них не было никаких: против насаждения католицизма были все противоборствующие русские лагеря. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского заставило капитулировать польский гарнизон в Кремле, после чего, как уже говорилось, Земский собор 1613 года выбрал на царство Михаила Романова. Но в Речи Посполитой вопрос решенным не считали. В Варшаве даже была изготовлена специальная «московитская корона» для венчания Владислава, и именовали его исключительно «великим князем московским». В сентябре 1617 года подросший Владислав Жигимонтович отправился в поход, собираясь стать русским царем де-факто. Русское войско на тот момент было крайне слабым по сравнению с польскими силами, и, несмотря на все усилия обороняющейся стороны, армия Владислава к сентябрю 1618 года подошла к Москве. В ночь с 10 на 11 октября 1618 года польские войска пошли на штурм. Им удалось пробиться даже внутрь укреплений Белого города, однако отчаянной контратакой русские ополченцы отбросили поляков назад. Положение было критическим, однако и у Владислава ситуация была не ахти. Для полноценной осады не хватало сил и средств, к тому же наступали холода. В итоге в декабре 1618 года было подписано Деулинское перемирие. В обмен на огромные территориальные потери Россия получала право на передышку сроком на 14,5 лет. При этом Владислав сохранял право именовать себя в документах Речи Посполитой «русским царем». Но это унижение было все же лучше, чем полная потеря независимости. Царство на продажу Владислав продолжал носить «московитскую корону», а в 1632 году, став после смерти отца королем Речи Посполитой, принял следующий официальный титул: «Владислав IV, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, самогитский, ливонский, а также наследный король шведов, готов, вендов, избранный великий князь московский». Питер Пауль Рубенс. Портрет Владислава Вазы, 1624 г. Такая ситуация не устраивала повзрослевшего Михаила Романова. В 1632 году, за несколько месяцев до формального окончания Деулинского перемирия, Россия начала боевые действия против Речи Посполитой. Расчет был сделан на то, что у соседей началось брожение после смерти Сигизмунда III и Владиславу, пытающемуся удержать польский трон, будет просто не до войны с русскими. Но Владислава Жигимонтовича, теперь уже Владислава IV, явно недооценили. В начале 1634 года он принудил к капитуляции русскую армию воеводы Михаила Шеина, безуспешно осаждавшую Смоленск. Правда, развить успех поляки не смогли: на пути к Москве оперативно выросло десятитысячное русское войско во главе с князем Дмитрием Пожарским. Владислав искушать судьбу не стал и начал новые переговоры о мире. Поляновский мир 1634 года фактически подтверждал условия Деулинского перемирия с одной лишь принципиальной разницей: Владислав официально отказывался от всех притязаний на русский престол. Король Речи Посполитой понимал, что время упущено и покорить Россию ему уже вряд ли удастся. Но с чего вдруг Владислав решил оформить отказ официально? Все решили деньги. Как часто бывало в Польше, казна монарха на тот момент оказалась опустевшей. Русские переговорщики предложили Владиславу 20 000 рублей серебром в обмен на отказ от видов на трон в Кремле. Практичный король согласился. Так и закончилась история «избранного великого князя московского Владислава Жигимонтовича». https://storyfiles.blogspot.com/2020/02/20-000.html Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60664.

Выбор редакции
23 февраля, 16:17

Инки – специалисты по трепанации черепа

  • 0

Когда Эфраим Джордж Сквайер, американский дипломат и антрополог, предпринял в 1863 году путешествие в Перу, он и не представлял себе, что оно сулит ему самые неожиданные открытия. Он отправился туда за древностями.Но вот во время осмотра одной частной археологической коллекции Сквайер увидел череп инка с недостающим большим квадратом. Этот факт вызвал у него большое любопытство. Он приобрёл реликвию и отослал её знаменитому французскому анатому и антропологу Полю Брока. Получив приобретение Сквайера, Брока тут же признал его уникальность.Никогда прежде учёному не приходилось видеть, чтобы из древнего черепа с такой точностью была извлечена часть кости.Трепанация, то есть, удаление определённых частей человеческого черепа, практиковалась в Африке за 12 000 лет до этого, а в Европе, по крайней мере, 6000 лет назад. Однако такие вырезы производились в черепах, главным образом, мертвецов, и делалось это, вероятно, из суеверия, чтобы, например, изгнать злых духов.Брока пришёл к заключению, что операция была проведена на черепе живого инки, на живых костных тканях, о чём свидетельствовали признаки заражения по краям проделанного отверстия. Было совершенно ясно, что операция проведена в чисто медицинских целях. Более поздние исследования других трепанированных перуанских черепов привели к открытию целого набора разнообразных приёмов хирургической техники и указали на поразительный факт: половина таких пациентов после трепанации совершенно излечивалась.Учёные подсчитали, что сотни трепанированных черепов, обнаруженных на настоящее время в Перу, превышают количество всех известных доисторических трепанированных черепов в мире в целом. За много веков до прихода в Перу современной медицины, здесь зародилась нейрохирургия…В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки и их предшественники предки (культура Паракас). Врачеватели инков успешно лечили раны и переломы, применяя «шины» из перьев крупных птиц; осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, производили трепанации черепов. Кропотливое изучение трепанированных черепов учёными Перу, Франции, США и других стран показало, что трепанации производились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических повреждениях черепа, воспалительных процессах в костной ткани, сифилитических язвах и т.д.). Хирургические инструменты для трепанации, туми, изготавливались из обсидиана, золота, серебра, меди.Инки обладали солидными познаниями в анатомии человека и умели применять их на практике. Они с большим искусством осуществляли хирургические операции, в том числе делали трепанацию черепа. Врачеватели-инки ловко и быстро вскрывали черепную коробку, чтобы помочь своим раненым. Исследователи, которые изучают скелеты инков, обнаружили, что на каждом шестом черепе имеются следы операций. Отверстия в костях черепа свидетельствуют о хирургических операциях, причём ученые убедились, что пациенты, как правило, выздоравливали без особых осложнений и жили после операции не один год.В Перуанских Андах в XV веке воины предпочитали булавы, дубины, обстреливали врага из камнемётов. Праща и булава – не игрушки, но при использовании такого оружия на поле боя оставалось больше раненых, чем убитых. Особенно часто воины-инки получали ранения в голову. Как это не раз бывало в истории человечества, война стимулировала развитие медицины, и инки научились проводить трепанацию черепа, чтобы спасать раненых воинов и даже возвращать их к активной жизни.Нигде в мире, ни в одной другой стране, никогда не находили такого большого количества ископаемых черепов со следами хирургической трепанации. Первый из них датирован примерно 400 годом до н.э. Хотя в Европе подобные операции известны тоже очень давно, они не производились так часто, как в Перуанских Андах, и сама техника операции не достигла такого совершенства.Во времена расцвета культуры инков эти операции стали почти обычным делом. Более 90% пациентов полностью выздоравливали, вели обычную жизнь, а умирали, как правило, через годы и даже десятилетия. Кроме того, процент инфицированных ран был очень низок. Хирурги-инки знали и успешно применяли различные дезинфицирующие вещества. Они обрабатывали раны сапонином, коричной кислотой и танином.Хирурги применяли четыре разные техники операции: они или высверливали отверстие в черепной кости, или выскребали дырку, или выпиливали прямоугольный фрагмент кости, или же вырезали округлый кусочек кости (костную шайбу), который после завершения операции можно было снова вставить на место. Последний способ, по мнению исследователей, применяли в случаях срочного хирургического вмешательства, если рана была тяжёлая с очевидными последствиями.Несмотря на достижения хирургов, археологи до сих пор не нашли в раскопках культуры инков никаких специальных хирургических инструментов. Ритуальный медный нож туми был недостаточно твёрдым для трепанации черепа. Эксперименты перуанских учёных на живых людях, которые проводились в сороковых и пятидесятых годах, показали, что известные инкам металлы не годились для таких целей.Однако основанием для операции на черепе могло быть также заболевание, не связанное с травмой. Антропологи обнаружили, например, у некоторых пациентов признаки мастоидита – воспаления сосцевидного отростка височной кости. Это заболевание, которое проявляется мучительными головными болями, может возникать из-за плохо вылеченного воспаления среднего уха. Головные боли и головокружение нередко давали основание для трепанации черепа. В некоторых черепах проделано не одно отверстие, а несколько – до семи.Шовный материал также был необычным и часто заимствовался у природы. Так, бразильские индейцы сближали края раны и подносили к ним больших муравьёв с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления; количество используемых муравьёв зависело от размеров раны. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и её обеззараживание за счёт муравьиной кислоты, о существовании и действии которой индейцы тогда ещё не знали.Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обладающих наркотическим эффектом, соков кактусов и других растений; их соки и настои действовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы, ещё не знакомой с обезболиванием).Несмотря на проведённые исследования, трепанация черепа у инков остаётся одной из величайших загадок истории медицины. Сами испанцы тоже производили такие операции. Но инки намного превосходили европейских завоевателей в искусстве вскрывать черепа в медицинских целяхДва антрополога из США провели исследование ископаемых черепов инков и обобщили все данные о следах хирургических операций. Они пришли к выводу, что характер многочисленных ранений в голову заставил инков искать способы лечения именно таких повреждений. Как это не раз бывало в истории человечества, война стимулировала развитее медицины, и инки научились проводить трепанацию черепа, чтобы спасать раненых воинов и даже возвращать их к активной жизни.Валери Андрюшко из Южного университета штата Коннектикут в Нью-Хейвене и Джон Верано из частного университета Тулейна в Нью-Орлеане опубликовали статью в журнале American Journal of Physical Antropology, в которой изложили результаты своих исследований. Учёные изучили черепа, извлечённые в недавнее время при раскопках в районе Куско, столицы государства инков. Эти находки уже подробно и тщательно описаны.– Хотя в музеях лежит много трепанированных черепов инков, во многих случаях точно неизвестно, где они были найдены, среди каких предметов, а иногда отсутствует точная датировка, – говорит Джон Верано. – Из 411 осмотренных нами черепов 16% имели, по крайней мере, одно отверстие от трепанации.Поразительные цифры! Нигде в мире, ни в одной другой стране, никогда не находили такого большого количества ископаемых черепов со следами хирургической трепанации. Первый из них датирован примерно 400 годом до н.э. Хотя в Европе подобные операции известны тоже очень давно, они не производились так часто, как в Перуанских Андах, и сама техника операции не достигла такого совершенства.В самый ранний период истории инков после операции трепанации черепа выздоравливала третья часть всех оперированных пациентов.– Это видно по краям кости вокруг дырки в черепе, – говорит Джон Верано. – Они полностью покрыты новой костной тканью, отверстия гладкие и круглые.Несмотря на проведённые исследования, трепанация черепа у инков остаётся одной из величайших загадок истории медицины. Не сохранилось никаких индейских источников, в которых упоминается о подобных операциях. В описаниях, составленных первыми испанскими завоевателями Южно-Американского континента, тоже ничего не говорится о трепанации черепа у инков.(по материалам Г. Сидневой).(Галина Сиднева, «Интересная газета. Невероятное» №9 2009 г.).http://sv-rasseniya.narod.ruhttp://blogs.privet.ru/community/trubka_mira/80255402Еще вот для вас несколько исторических загадок: что это было  - Антикитерский механизм. Первый компьютер в мире или вот Загадка древних пещер Хуашань, а вот Тайна диска САБУ

Выбор редакции
23 февраля, 12:00

Самая высокая труба в Европе

  • 0

Увидел фото и как всегда подумал по нашим то временам, что вот же прифотошопили какую то «дуру» в красивый пейзаж типа «Розы хутора». Однако конечно же сразу «пошел» проверил, ан нет. Реально стоит. Причем считается одной из самых высоких труб в мире. Однако специально посмотрел на остальные — вообще ничего эффектного, а эта прям футуристически смотрится в этом ландшафте, не правда ли? Вот вам немного подробностей о ней … Фото 2. Trbovlje Chimney является самой высокой дымовой трубой в Европе. Это почетное звание носит дымовая труба тепловой электростанции в городе Трбовлье (Trbovlje) высотой целых 360 метров. Такая исключительная высота была необходима для предотвращения загрязнения нижних слоев воздуха. Фото 3. Интенсивное развитие региона началось на стыке XVIII и XIX веков, когда здесь были обнаружены большие месторождения угля, известные как Засавский угольный бассейн. Трбовле стал самым большим шахтёрским посёлком и центром горнозаводской промышленности Словении. В 1904 году в Трбовле была построена первая в Словении электростанция, работавшая на угле. Фото 4. Фото 5. Фото 6. Фото 7. Фото 8. Фото 9. Фото 10. Фото 11. Фото 12. А вот вам пожалуйста — Самое высокое заброшенное сооружение в России и еще Самая высокая телемачта в мире Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60635.

Выбор редакции
23 февраля, 10:00

Корабль — перевертыш

  • 0

Посмотрите, что вы видите? Это тонущий корабль на вроде "Титаника"? Нет, это FLIP и с ним как ни странно все в порядке. FLIP (Floating Instrument Platform) – единственное в мире судно, способное находится на воде, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Но ещё в переводе с английского "flip" — это сальто, щелчок, подбрасывание монеты, а в разговорном значении — дерзкий. Всё это прекрасно сочетается с характером корабля. Полвека назад, в далеком 1960 году в разгар “холодной войны” США искали новые уникальные методы наведения ракет для модернизации своего атомного подводного флота. Для этого потребовалось провести акустические исследования в области распространения звуковых волн в водной среде. Чтобы выполнить поставленную задачу американские ученые Fred Fisher и Fred Spiess предложили военному руководству необычное, уникальное судно, получившее название "Флип". Уникальность заключается в способности судна принимать вертикальное положение. Процесс перевода из горизонтального в вертикальное положение занимает всего 30 минут. С помощью "Флип" стало возможным проводить и другие важные научные исследования – изучать циркуляцию воды, формирование штормовых и движение сейсмических волн. FLIP – это аббревиатура, которая расшифровывается, как «Floating Instrument Platform», или по-русски «Плавающая инструментальная платформа». По сути, судно является исследовательской лабораторией. Идея создания FLIPа была в изучении распространения звуковых волн через толщу воды. Сейчас, судно стало более многофункциональным и проводит исследования штормовых и сейсмических активностей, а также циркуляцию воды. Переход из горизонтального положения в вертикальное занимает у судна порядка получаса. Перемещается по поверхности FLIP только в горизонтальном положении. </p> Рабочие помещения расположены на корме, которая не уходит под воду, а остальная часть судна содержит отсеки, которые наполняются водой при смене положения корабля, и исследовательское оборудование. Общая длина судна составляет 108 метров, из которых над водой остаются только 17 метров, а ширина FLIPа – 7,9 метра. Судно не может плавать самостоятельно, потому что на нем нет двигателей. Это было сделано в связи с частыми акустическими исследованиями, для которых такие механизмы создают помехи. Корабль был спущен на воду в 1962-м году и принадлежит Управлению военно-морских исследований США. Последняя модернизация судна 17 лет назад обошлась государству в $2 миллиона. Интересно также, что и все помещения внутри спроектированы таким образом, что в равной степени могут использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении судна. Но самое интересное, что к месту исследований "Флип" добирается как обычный корабль — в горизонтальном положении. Все жилые и рабочие помещения судна находятся в его головной части. Остальные помещения — пустые отсеки, снабжённые герметичными люками. Когда в них воздух, "Флип" плавает как обычный корабль. Но вот открыты клапаны и сюда начинает поступать вода. Нос поднимается всё выше и выше. Переворот корабля в вертикальное положение занимает 28 минут. Самое важное научное оборудование размещено в хвосте корабля и теперь оно оказывается на большой глубине. При этом сам "Флип" ведёт себя чрезвычайно устойчиво. Даже сильные штормы он практически не замечает. Как заметил один из учёных, волны в него бьют, как в кирпичную стену. Держится корабль всегда вертикально, а в силу инерции и не очень-то двигается вверх-вниз. Уже первые испытания "Флип" помогли собрать массу ценных сведений об океане. С тех пор "Флип" остаётся самым экзотическим и одним из наиболее результативных судов института Скриппса. Кликабельно В частности, удивительные опыты на нём проводят с помощью аппаратуры "Адонис" (ADONIS — Acoustic Daylight Ocean Noise Imaging System). В отличие от традиционных гидроакустических станций "Адонис" формирует изображения подводных объектов. Для чего использует анализ шумового фона, создаваемого рыбами, судами, подлодками, пузырьками воздуха и, конечно, волнами, на огромных просторах вокруг точки, где установлена аппаратура. Глаза "Адониса" — это блюдце-отражатель, фокусирующее звук, и 126 микрофонов, формирующих картину. Мозг "Адониса" — компьютер, "окрашивающий" звуки в разные цвета. Кликабельно 3000 рх Тактико-технические характеристики Общие характеристики Длина (м): 108 Ширина (м): 7,9 Водоизмещение (тонн): 700 Скорость (узлов): 10 Осадка (м): 3,8 Экипаж: 16 Вот еще интересные корабли: посмотрите каким был Юрий Гагарин в море и каким будет "Лидер" ледокольного флота России. Вот есть версия, что "Титаник" затонул все таки из за пожара и вот так выглядит Самый быстрый парусник в мире Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60614.

Выбор редакции
23 февраля, 04:02

Как появились отвороты на джинсах

  • 0

Думал ли кто-нибудь, в чем причина того, что ковбои 30-х и 40-х годов двадцатого столетия ходили в джинсовых брюках с высокими отворотами? Наверняка, вы неоднократно замечали эту “фишку”, просматривая старые фильмы или фотоснимки тех лет. Для начала следует сказать, что… … эти джинсы шились из ткани, которая со временем давала усадку. Дело в том, что материал не подвергался дополнительной специальной обработке, которая обычно проводилась в фабричных условиях. После нее усадка практически исключалась. Точнее материя садилась, но незначительно, всего на один-три процента, что не особо заметно. Так как фабричная спецобработка в этом случае не проводилась, джинсовая материя, точнее изделия из нее, уменьшались на глазах. Даже однажды выстиранная вещь давала усадку на десять процентов. Поэтому, покупая джинсовые брюки, следовало прибавить к фактическому размеру несколько дюймов – по талии 2, а по длине — 3. Соответственно в переводе на сантиметры — это немного больше 5 и приблизительно 8. Это интересно! В свое время бренд Levi’s распространял брошюры с советами по уходу за джинсами из тканей, которые сильно садятся. Именно из такой садящейся материи и шили джинсы в то время. Ковбои носили джинсовые штаны ежедневно, однако часто их стирать не имели возможности. Это и стало причиной появления легендарных отворотов. Проще говоря, подвернутые длинные штанины – это не что иное, как вынужденная необходимость. А отнюдь не стремление выделиться или продемонстрировать, что брюки изготовлены из сырого денима. Такой способ носки был более удобным и практичным. Поскольку ковбои джинсы носили бессменно и часто ездили верхом, то манжеты стали функциональной деталью, которая применялась для хранения мелких предметов. В отворотах прекрасно помещались пачка сигарет и зажигалка. Их было проще доставать оттуда, чем из седельной сумки. Для этой же цели отвороты со временем начали использовать и ученики старших классов. Старшеклассники так хранили конфеты, мелочь или карандаши. Сегодня такое явление, как высокие отвороты, тоже периодически встречается среди поклонников джинсовой ткани. Источник: https://novate.ru/blogs/210220/53513/ Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=60607.