Источник
maximus101 - LiveJournal.com
Выбор редакции
12 ноября, 15:05

Города Дагестана - общие впечатления

  • 0

Когда-то в советские времена столица Дагестана Махачкала считалась курортным городом и могла конкурировать даже с Крымом в этом вопросе, именно такой я ее и запомнил в детстве. С тех пор многое изменилось, хотя определенную "курортность" можно обнаружить в городах Дагестана и сейчас, но по прилету в Махачкалу я ощутил скорее депрессию, чем приподнятое настроение отдыхающего. Да и прибыл я сюда не за отдыхом, мне предстояло проехать и пройти много километров в поисках Длинных стен Кавказа.Из аэропорта Махачкалы в город общественный транспорт не ходит, добраться можно только на такси. На сайте аэропорта цена за проезд до центра Махачкалы стоит 500 руб, по факту таксисты хотят больше (700-1000 р.), лучше всего кооперироваться с другими пассажирами, если есть желание уменьшить цену. Я поехал один за 600 р., хотя потом местные жители уверяли меня, что цену можно было сбить и до 300 р. В общем, стоимость проезда из аэропорта в город осталась для меня неизвестной.К сожалению, в Махачкале я мало фотографировал, в сущности в городе меня интересовал только местный краеведческий музей. Поэтому я видел только окраины, состоящие из одних кривых новостроек и старые кварталы вокруг железнодорожного вокзала.Набережная Махачкалы в районе железнодорожного вокзала.В Махачкале у меня было желание заселиться в гостиницу "Каспий", у нее хорошее расположение - рядом с морем, с вокзалом, и даже рядом с музеем, куда я собирался попасть. Гостиница не имела ремонта наверно с советских времен, но зато могла похвастаться страшными и, что важно, дешевыми номерами за 600 руб, в которых мне так и не суждено было пожить, ибо местная уборщица так и не смогла убрать номер для меня, хоть и занималась этим 4 часа непрерывно. Видимо, таким нехитрым способом местная администрация пыталась заставить туриста согласиться жить в более дорогом номере, но не менее жутком на вид.После длительного ожидания комнаты, мне в голову пришла идея ехать в Дербент на вечерней электричке, так как за время уборки номера я осмотрел в Махачкале все что хотел, и жить здесь уже не было смысла. Хотя, впоследствии я пожалел, что не остался и поехал вечером, можно было отправиться в Дербент на следующий день на утреннем поезде при свете дня, и заодно лицезреть красоты Дагестана через окно вагона, вечером же я два часа ехал в полной темноте и страшном холоде, ибо перепады дневных и ночных температур в Дагестане весьма значительны. Билет на электричку стоит 120 руб, в вагоне жесткие деревянные скамейки, я такие видел последний раз в 90-х годах, и очень мало пассажиров, которые почти все сходят по дороге - до Дербента нас доехало из всего поезда человек пять.Что меня поразило в Махачкале, это невероятное малолюдство на улицах, все же это достаточно крупный город в России, но прохожих в будний день почти не было, в гостинице - никого, на вокзале тоже единичные пассажиры, тут правда, нужно оговориться, что с вокзала Махачкалы отправляется лишь несколько электричек в день, и через него проходит лишь пара поездов ежедневно.Возможно в новых кварталах города жизнь бьет ключом, но старая Махачкала со зданиями конца 19 века была почти полностью безлюдна.Это Исторический музей Дагестана. Посетителей там также в разы меньше, чем сотрудников. Музей произвел тягостное впечатление, он переехал в новое здание уже год назад, при этом большая часть экспонатов до сих пор никак не подписана, и число их более чем незначительно, хорошо оформлены только залы, посвященные освоению Дагестана Россией, древняя история края пребывает в абсолютно жалком состоянии.Поразило, что в крупных городах Дагестана очень слабо проявляется исламская религиозность. Ведь не секрет, что Дагестан видится из российского телевизора как настоящий Дар аль-ислам (Территория ислама). Даже если не принимать в расчет постоянные упоминания об актах терроризма, которые каким-то образом постоянно увязываются с религиозной войной, все известия из республики имеют какую-то исламскую окраску.Возможно в дагестанских селах уровень религиозности существенно отличается от крупных городов, но, например, в Махачкале и даже в Дербенте увидеть на улице женщину соблюдающую хиджаб - это весьма нетривиальная задача, ибо даже просто платки на головах здесь носят скорее единицы. По моим наблюдениям, в самом лучшем случае только четверть встреченных женщин соблюдали правила шариата в одежде, как правило, все старшего возраста. В метро Москвы я встречаю молодых мусульманок в хиджабе много чаще.Мечеть в Дербенте.Даже в считающемся религиозным городе Дербенте молодые женщины своим внешним обликом мало отличаются от других россиянок.За неделю пребывания в Дагестане я один раз увидел в магазине такую табличку. Нет, то что в долг не дают, встречалось чаще, но то, что не торгуют спиртным - только один раз.Удивительно обилие питейных заведений в мусульманском регионе России, такого количества пивных я, честно говоря, не видел в российской провинции, да и в Москве тоже.Возможно, это специфика юга России, где присутствуют курорты, ведь Махачкала и Дербент, это тоже курортные города, хотя подобное многим покажется странным. Но по факту, пивные в Дербенте я видел буквально на каждом углу, в центральной России или в Москве питейные заведения живут как правило под какими-то нейтральными названиями - кафе такое-то, а тут суть заведения всегда обозначается вполне открыто.Про гостиничный "сервис" в Дагестане я уже писал, добавлю только, что регион туристы конечно не жалуют, поэтому обилия каких-нибудь хостелов здесь ждать не стоит, их вообще здесь нет. Но простых и дешевых гостиниц пусть и с полным отсутствием какого-либо сервиса в Дагестане предостаточно, например, между отелем "Каспий", где мне якобы убирали комнату, и вокзалом, я нашел вот такую гостиницу, номера здесь еще дешевле, чем в "Каспии".Правда, тут нужно оговориться, что дешевые гостиницы на Кавказе часто по совместительству функционируют как бордели. Несомненно, публичные дома присутствуют в России повсеместно, но в Дагестане они работают как-то слишком открыто. Как правило, здесь их называют словом "сауна", если сауна совмещается с массажным салоном и гостиницей, то это почти абсолютный признак наличия здесь публичного дома.Я, честно говоря, давно не видел, чтобы в Москве или в центральной России открыто функционировали гостиницы, совмещенные с массажными салонами, да еще и с яркой наружной рекламой. Наверно, что-то подобное было в 90-е, но сейчас я такие заведения встретил только в Махачкале.Ночлежки существующие над небольшими магазинами тоже имеют какое-то странное назначение. Я по приезду в Дербент в образовательных целях сунулся в подобное заведение рядом с вокзалом, несмотря на наличие вывески, продавщица магазина, сильно улыбаясь, объяснила мне, что гостиницы здесь нет.Вдумчивый читатель может спросить, а зачем, собственно, нужно было ломить по всем этим закуткам в поисках ночлега, если отель можно спокойно забронировать заранее? На это я отвечу так, к сожалению, например, в Дербенте на данный момент не существует действительно дешевых гостиниц, которые можно было бы бронировать, так как цены на большинство номеров в городе даже не в сезон в интернете начинаются от 2000 руб. В данном случае намного дешевле и возможно удобнее искать гостиницы на месте, я хотел жить недалеко от моря в центральной части города, поэтому остановился в гостевом доме "Красный бак", где были вполне чистые номера всего за 1000 руб, при желании цену можно было сбросить и до 800 руб. Вай-фая в номере не было, но в Дагестане интернет в номерах отсутствует во всех дешевых гостиницах, зато рядом было Каспийское море - всего в 50 метрах.Дом с двумя окошками и есть отель "Красный бак"Пляж соседнего более дорого отеля.Общественный пляж.Видимо, местное правило жизни)Общественный транспорт в городах Дагестана представлен в основном маршрутками, проезд стоит 15-17 руб. Такси по городу в большинстве случаев тоже недорогое, практически из одного конца Дербента в другой можно проехать за 100-150 руб. максимум.Ранее в Дербенте дороги были ужасными, недавно их существенно обновили, но осталось много и старой "благодати".Застройка в городах все больше хаотичная - старые дома с новыми, одноэтажные с многоэтажками.Цены в продуктовых магазинах не отличаются от московских, поэтому местные видимо больше покупают на рынках, так должно быть дешевле. Средний обед в простом кафе стоит 200 - 300 руб, по российским меркам недорого, но в Турции или Азербайджане питание в общепите стоит дешевле. Одна неделя пребывания в Дагестане стоила для меня столько же, сколько две недели в Азербайджане.Бургер Кинг рядом с Цитаделью Дербента.Теперь несколько фото улочек старой Махачкалы.Пляж Дербента.

Выбор редакции
31 октября, 18:55

Назывался ли Азербайджан в древности Азербайджаном?

  • 0

Так как я буду делать серию постов посвященных Азербайджану, хочу напомнить читателям об истории названия этой страны, по этому поводу часто возникают различные недопонимания. Общую информацию о термине "Азербайджан" можно узнать в Википедии.Существует устойчивое представление о том, что термин "Азербайджан" никогда не применялся к территории нынешнего гос-ва Азербайджан и относился лишь к северо-западным частям нынешнего Ирана, и якобы этот термин искусственно был перенесен на нынешний Азербайджан лишь в начале 20 века при становлении Азербайджанской республики.Исторические документы свидетельствуют, что это ложное представление. Из-за тесной исторической связанности всего региона Закавказья многие географические и политические термины перемешивались и могли менять свой смысл, но термин "Азербайджан" устойчиво применялся к территории нынешнего одноименного гос-ва вместе с другими более известными названиями - Кавказская Албания, Арран, Ширван и Армения. Главная причина по которой нынешний северный Азербайджан соединялся с южным иранским - это подчиненность данной территории центрам власти, которые находились существенно южнее (там, где и зародился этот термин) например Сасанидскому Ирану или арабскому Халифату. Плюс, устойчивое желание правителей, контролировавших Азербайджан, видеть его единой частью со всем Закавказьем, в связи с этим Азербайджаном даже могли называть все Армянское нагорье, включая часть территории современной Турции.Несколько примеров использования термина "Азербайджан" в исторических документах:Наиболее показательно смешивает Азербайджан и Армению знаменитый географ Якут аль-Хамави (12 век.)«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)«Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе...»По мнению Якута Азербайджан простирался от нынешнего турецкого города Эрзинджана (Арзинджана) до города Барда в современном Азербайджане.Поэтому по Якуту аль-Хамави в состав Азербайджана входило почти все Армянское нагорье.«ДАВИН (ДВИН) — город в области Аррана, в крайних пределах Азербайджана.»Соответственно и армянский город Двин, находящийся сейчас в современной Армении недалеко от Еревана, тоже входил в пределы Азербайджана.О городе Барда.«Барда — город в самой дальней части Азербайджана, построен из жженого кирпича и известняка и находится равнине. По сообщениям ал-Истахри Барда — очень большой город. Я говорю, что это описание старое, ибо в настоящее время от города не осталось ничего. В Азербайджане я встречал людей из жителей Барды и расспрашивал их о городе и они говорили мне, что город сильно разрушен и что жителей в нем теперь очень мало, почти как в деревне, положение там беспокойно, бедность явная, нужда видимая, дома разрушенные, разорение всеобщее. Хвала тому, кто производит перемены, но сам не меняется, кто уничтожает, но не уничтожается и он распоряжается своими тварями так, что ни в одной из них не видна тайна его промысла!»Абу Дулаф.Вторая записка.«Затем я возвратился в Азербайджан по горам до Мукана (Муканская степь в нынешнем Азербайджане). Я шел восемьдесят фарсахов под деревьями по берегу Великого моря Табаристана, пока я не дошел до места, называемого Бакуйа (Баку), принадлежащего к областям Ширвана. Там я нашел источник нефти, ежедневная арендная плата которого достигает тысячи дирхемов...»Об основателе династии Ширваншахов.О ЦАРЯХ ШИРВАНА И БАБ АЛ-АБВАБА«Первый из них, кто правил Азербайджаном, Арменией, Арраном и Баб ал-абвабом (Дербендом), был Йазид б. Мазйад...Его поведение все время было безупречно и праведно до его смерти в Барда'а в Азербайджане в 185/801 году. Говорят, что однажды на пиру ему была приведена в дар прекрасная девушка; оставив еду, он вступил с ней в связь и умер в ее объятиях. Это было в Барда'а, где он и погребен.»(пер. С. Г. Микаэлян)Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963Причину общности Азербайджана и Армении раскрывает Ибн-Хаукаль, для которого все Закавказье и нынешний северо-западный Иран - это один регион.Ибн-Хаукаль (977 — 978 гг.)«Книга путей и царств»«Страны, с которых мы начинаем, Армения, Арран и Адербейджан; эти страны, мы признали за одну область и, действительно, управляет ими только один царь, чему был свидетелем при моей жизни я, да и те, кто мне предшествовал.Что касается до языка жителей Адербейджана и большинства жителей Армении, то это персидский и арабский, но мало кто говорит по-арабски, а, кроме того, говорящие по-персидски не понимают по-арабски. Чисто по-арабски говорят купцы, владельцы поместий, а для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда говорят по-аррански.»Примерная карта Азербайджана в 9-10 вв. По ней в его состав входит вся территория современной Армении и нынешнего Азербайджана.Термины "Азербайджан", "азербайджанский" применяемые в 18-19 веках. Статья об Азербайджанских ханствах в Википедии.Полковник Бурнашёв, живший в Тбилиси в качестве уполномоченного российского правительства при царе Ираклии II, в 1786 г., в составленном им описании политического состояния областей азербайджанских писал следующее:«К теперешнему положению тех земель, которые под именем Адребиджани разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть царства Кахетинское и Карталинское; от востока море Каспийское и: провинция Гилян, от полудня область Ирак, от запада Туреция… Азербайджанских владельцев разделять должно на самовластных и зависимых, а первых — на могущих и маломощных. Дербентский или Куба-хан есть из числа могущих, почитают его довольно богатым, сила его собственная состоит из 3000 человек, но к предприятиям важным против своих соседей призывает он как ближние Адербиджанские ханы, как-то: Нухинский, Ширванский и Шушинский, владельцев из Дагестана и приводит бродяг лезгинских…» В. Н. Левиатов Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1948. — С. 144.Фирман Ага Мохаммед Шаха Каджара ко всем «адербайджанским» и дагестанским владетелям:«Высочайший повелителя Персии фирман в том состоит, дабы известно и ведомо вам было, что удостоился уже я быть в Персии шахом; адербейджанские же ханы и владельцы все мне покорились...» Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб, 1886. — Т. 3. — С. 64.Фатали-хан писал Екатерине II (в конце 1782 г.), что весь Азербайджан недоволен поступками царя Ираклия и Ибрагим-хана (заключением в тюрьму гянджинского и ереванского ханов). Он, Фатали-хан, «за должность свою признал, чтобы честь и право адырбайджанских ханов защитить». О. П. Маркова. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. Наука. Москва, 1966. Стр. 176Взятие Эривани (Еревана) русскими войсками в 1827 году. Картина Франца Рубо. До захвата войсками Российской империи Ереван был столицей небольшого азербайджанского Эриванского ханства.

Выбор редакции
14 октября, 19:30

В поисках Длинных стен Кавказа

  • 0

На этот раз я решил изучить два новых для себя региона - Дагестан и Азербайджан, вернее область поисков у меня более узкая, это проход в Персию по восточному краю Кавказских гор вдоль Каспийского моря. Когда-то по этому пути двигались в Переднюю Азию скифы, гунны, хазары, а в обратную сторону персы и арабы, это место смешения многих цивилизаций.Дагестанскую часть пути я уже прошел, нельзя сказать, что это было легко, хоть я и не ставил себе задачи залезать далеко вглубь кавказских гор, но даже ближайшие предгорья, что рядом с Дербентом порядком меня измотали, без машины там все же тяжело - мне приходилось в иные дни проходить до 30 км с постоянными подъемами и спусками. Плюс, в недорогих дагестанских отелях хронически отсутствует интернет, рекламируя свои заведения, все указывают, что вай-фай есть, но факту он может быть только в нескольких метрах от раздающего устройства, в номерах его нет от слова совсем.Цитадель Нарын-Кала в Дербенте.Вид с горы Джалган в сторону Азербайджана.К сожалению, Даг-бары (Длинная стена), защищавшая когда-то гос-во Сасанидов и арабский Халифат сохранилась очень плохо, местные жители активно растаскивают ее на стройматериалы. Но сам древней Дербент конечно произвел впечатление, это единственный город в России с такой сильной ближневосточной аурой, не зря он был главной цитаделью ислама на Кавказе. Правда, сейчас влияние ислама здесь можно почувствовать только в Старом городе, во всем остальном - это типичный российский депрессивный городок с плохими дорогами и кучами питейных заведений."Разливное пиво" - самое популярное заведение в Дербенте, они присутствуют на каждом углу.Переход российско-азербайджанской границы, как это здесь принято, прошел "весело", я решил ехать в Баку из Дербента на поезде, чтобы можно было бы хотя бы лежа участвовать в "развлекательной" программе, которую устраивают здесь российские и азербайджанские пограничники, а не стоять в общей очередии на КПП.Как известно, и те и эти активно изыскивают разного рода террористов. Наши исламских, азербайджанцы - армянских, мне "повезло", что я оказался похож на всех разом.С печатями Турции, Узбекистана я стал клиентом российских особистов, а с признанием факта моего давнего пребывания в Армении - я задержал поезд наверно на целый час уже на азербайджанской территории, причем полное отсутствие хоть каких-либо отметок в моем паспорте о какой-либо армянскости не остудило пыл азербайджанских пограничников, они раз за разом заставляли заполнять меня одну и туже анкету, где самой главной была графа "национальность", они почему-то думали, что если вопрос задавать много раз, то моя армянскость как-то и проявится, тем более мне сказали, что внешне я похож на жителя Еревана, но я почему-то упрямо писал себя русским.Через какое-то время я начал азербайджанцам очень мягко намекать, что они внешне на армян похожи много больше меня, что собственно так и есть, и тогда зачем мы здесь теряем время? В итоге, здравый смысл возобладал, мне отдали паспорт и наш поезд двинулся в Баку. Нельзя сказать, что прохождение азербайджанской границы меня как-то утомило, но приятного в этом естественно было мало, это не говоря о целесообразности подобных допросов.Зато сам город Баку оказался ожидаемо хорош - красивые дома, машины, женщины, природа, здесь уже чувствуется изнеженность Персии, с суровым Дагестаном, конечно, не сравнить. Люди чрезвычайно доброжелательны, я даже сказал бы мягки в общении. Жалко русским владеют далеко не все, например, в соседней Армении русскоговорящих намного больше.Девушки из Баку.Сколько времени проведу в Азербайджане я пока не решил, скорее всего я не буду сильно впрягаться и ездить по всей стране. Меня все же больше интересует проход вдоль Каспийского моря и сам Баку.Ну, а теперь просто фото последних дней.Сначала из древнего Дербента:Цитадель Нарын-Кала.Дверь ханского дворца в Нарын-Кале.Минарет-мечеть в Дербенте, это единственный сохранившийся минарет в городе, к тому же 13 векаВнутри минарет-мечети. Здесь меня сытно кормили по случаю поминок третьего шиитского имама Хусейна внука пророка Мухаммеда.Дербентские азербайджанки, пригласившие меня на поминки имама Хусейна.Джума мечеть в Дербенте.Ворота Орта-КапыКаспийское море в районе Дербента.Селение Верхний Джалган.Лес на горе Джалган.А теперь фото роскошного Баку:Крепостные стены Ичери-шехер (Старого города).Айван во дворце Ширваншахов.Красивых женщин в Баку много...Но настоящие гаремные красавицы раньше выглядели скорее так.У стен дворца Ширваншахов.Старое медресе ставшее сувенирным магазином.Портрет сидящей женщины. Мирза Кадым Эривани (19 век).На площади перед железнодорожным вокзалом Баку.Улочки старого БакуДевичья башня в Баку

Выбор редакции
02 октября, 16:08

Музей Анкары. Фригия, Урарту

  • 0

Часть экспозиции Музея анатолийских цивилизаций посвященная государствам железного века на территории Анатолии - Фригии, Урарту, Лидии.Урартский лев, Алтынтепе, 8 вкек до н.э.Бронзовая модель колесницы из Гордиона, тумулус P, 770 г. до н.э. О курганах Гордиона я ранее писал.Деревянная мебель из кургана царя Мидаса, Гордион, 8 век до н.э.Деревянная мебель из кургана царя Мидаса, Гордион, 8 век до н.э.Деревянная бляшка в зверином стиле из Гордиона, Тумулус (курган) P, 8 век до н.э. Интересно, что во фригийских курганах вообще отсутствовали изделия из золота (и вообще цветных металлов), были только деревянные, костяные или бронзовые вещи. Подобные "звериные" бляшки скифы часто делали из золота, а фригийцы только из дерева и кости.Деревянная лошадь из Тумулоса P, Гордион, 8 век до н.э.Звери из Гордиона, Тумулус P.Деревянная птица из Гордиона, Тумулус Р.Табурет из Гордиона, 9-8 вв. до н.э.Бронзовый котел и другая утварь из кургана царя Мидаса, 8 век до н.э. Котел предположительно был изготовлен в Урарту.Бронзовый сосуд с изображением львиной головы из кургана царя Мидаса, 8 век до н.э.Череп погребенного в кургане "царя Мидаса" человека, собственно, это и должен быть царь Мидас, хотя имя царя, погребенного в Большом кургане Гордиона, неизвестно. Почему-то в музее перестали выставлять реконструкцию лица этого человека как раньше, но выставили сам череп.Стеклянного блюдо из Гордиона, 8 век до н.э.Голова фригийцаФигурка богини с птицей.Изображение богини из Гордиона, кость, 8 век до н.э.Еще один костяной фрагмент из Гордиона.Очень интересное каменное изображение алтаря, найденное в Богазкее (бывшая древняя Хаттуса). Изображение божества здесь обезличенно, только один силуэт, в то время как животные по бокам вырезаны детально. Подобные круглые силуэты очень характерны для более поздних армянских надгробий.Костяные пластинки из Гордиона, 8 век до н.э. Изображение всадника тут очень напоминает подобные на шлемах вендельской эпохи 6-8 века.Костяные бляшки в зверином стиле из Гордиона, 8 век до н.э.Изображение на кости, 7-4 вв. до н.э. Гордион.Бронзовый пояс из Гордиона, 8 век до н.э.Фрагмент костяного гребня из Гордиона, 8 век до н.э.Бронзовые фибулы из Гордиона, 8 век.Сосуд с тремя птицами, керамика, 8-7 вв. до нэ.Керамические сосуды, 6 век, Лидия.Котел из Гордиона, 8-7 вв. до нэ.Образцы фригийского письма, 8-7 вв. до н. э. Гордион.Реконструкция фригийского монумента Язылыкая с фигурой Кибелы.Общий вид галереи караван-сарая в котором базируется Музей анатолийских цивилизаций с восстановленным фрагментом дома фригийской эпохи из Пазарлы (в углу).Фригийские воины в цветных кальсонах на стене дома из Пазарлы.База опорного столба, Урарту, 7 век до н.э.Бронзовый саркофаг в виде ванны, Урарту, 8-7 вв. до н.э. Провинция АгрыСкорее, это оссуарий для костей или урна для пепла, хотя пишут, что саркофаг. В римское время такие ванны тоже активно использовали.Фрагмент бронзового урартского пояса с изображением всадников, 8-6 вв. до н.э.Бронзовый урартский пояс, с помощью таких поясов закрывали брюшную полость.Изображения урартских крепостей.Вотивные бронзовые пластики, предназначены они были для подношений богам.Вотивные бронзовые пластинки с изображением отдельных божеств, Урарту, 8-6 вв. до н.э.Бронзовое оружие Урарту, 8-6 вв. до н.э.Терракотовый фигурки, Урарту, 8-6 вв. до н.э. Замок Кеф на озере Ван.Фреска из дворца Алтын-тепе, Урарту, 8-6 вв. до н.э.Львы из Алтынтепе, Урарту, кость, 8 век до н.э.Урартские женские украшения, 8-6 век до н.э.Другие обзоры музея Анатолийских цивилизаций из Анкары:Музей Анкары. ХеттыМузей анатолийских цивилизаций в АнкареМузей Анатолийских цивилизаций. Хатты.Музей Анатолийских цивилизаций. Неолит

22 сентября, 18:36

Прусский музей в Калининграде

  • 0

Коллекция прусских древностей базируется ныне в Калининградском областном историко-художественном музее, когда-то в немецкие времена Музей Пруссии (Prussia-Museum) был крупнейшим собранием археологических артефактов во всей Балтии, но после многочисленных злоключений значительная часть коллекции прусского музея была утеряна. Ранее Музей Пруссии находился в замке Кенигсберга, после его уничтожения в советское время, прусские древности разворовывались длительное время, какая-то их часть была вывезена в Германию еще во время войны, что-то сгорело при разрушении замка авиацией, вплоть до 90-х годов коллекция Музея Пруссии считалась утерянной, но в 1999 году, когда один из фортов Калининграда был покинут военными (форт №3), в его рвах и помойках была найдена существенная часть прусских артефактов. Видимо, еще в советское время ящики с музейной коллекцией были найдены в подвалах форта и выброшены за ненадобностью. Одним словом, злоключения прусского музея - это такой захватывающий детективный сериал, о них снято много документальных фильмов и написано книг.Женское погребение из Альт-Велау, ныне Знаменск, Гвардейский район, 14 век. Массивная бронзовая гривна "тотенкроне" на шее женщины могла весить до 2 кг, предполагается, что такие гривны предохраняли шею от укусов вампиров.Прусский каменный идол, якобы 12 века. Датировки подобных изображений приблизительные, так как все прусские каменные изваяния многократно перемещались и полностью лишены археологического контекста.Это прусское изваяние напоминает каменные бабы половцев, на голове у человека здесь явно конический шлем, из под которого сзади спускается на спину длинная коса, характерная для тюркских кочевников. Этот каменный идол лишний раз подтверждает многочисленные связи пруссов с культурой тюркских кочевых племен.Макет конского захоронения 11-12 века. По материалам раскопок могильника Коврово.Украшения головы коня. Про балтийских всадников я писал ранее.Реконструкция снаряжения воинов-эстиев 5 века. Эстиями принято называть предков пруссов, живших в Восточной Прибалтике. По материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район)Керамические сосуды, оружие и украшения. Эпоха великого переселения народов 5-6 вв.Серебряные украшения позднеримского времени, 3-4 вв. Серебро было самым любимым металлом пруссов, золото они ценили меньше, предметов из него очень мало.Арбалетовидные фибулы пруссов.Погребальные урны, предметы быта и украшения, найденные на территории Пруссии, железный век, 500-300 гг. до н.э.Костюм эстиев 3 в. По материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район)Костюмы эстиев 4-5 вв. По материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район)Оружие, орудия труда и украшения. Эпоха бронзы - ранний железный век, 1000 - 300 гг. до н.э.Интересное спиралевидное украшение, я такие встречал в музеях Турции и Закавказья.Римские монеты, первые века н.э. Подобные монеты свидетельствуют об активных торговых контактах между Римской империей и Балтикой на Янтарном пути. Именно янтарь был главным интересом римлян в Прибалтике.Камерное захоронение эпохи бронзы. Курганный могильник Отрадное.Оружие и предметы 3-4 вв.Фрагмент серебряной обтяжки полки седла. Могильник Митино, 6-7 вв.Изображения на фрагменте обтяжки седла из Митино.Прорисовка обтяжки полки седла из Митино.Еще один фрагмент украшения седла из Митино.Изображения из Пруссии, Литвы, Готланда и Борнхольма.Оружие, украшения и предметы быта. Эпоха викингов, 9-11 вв. Обилие скандинавских вещей в Пруссии позволяет делать предположения о существовании здесь Русского каганата, Самбийский полуостров идеально подходит под описания каганата русов арабских авторов.Фибулы скандинавского типа.Реконструкции костюмов эпохи викингов. Курганный могильник Кауп.Предметы вооружения пруссов, 11-13 вв.У этого меча невероятно короткая рукоятка, где-то 5 см, видимо о подобных мечах говорит В.И. Кулаков, ныне ведущий археолог Калининградской области, когда утверждает, что пруссы имели очень тонкокостное строение тела, и у них соответственно были очень маленькие руки и ладони. Хотя, надо признать, что скелет прусской женщины, выставленный в музее (на первом фото здесь), не отличается размерами от современных.Прусские воины 11-13 веков. Реконструкция по материалам могильников Самбии.Налобное украшение головы коня с изображением геральдической хищной птицы.На фото из музея геральдического орла видно лучше.Дикая лошадь. Подобных низкорослых лошадей использовали древние пруссы.Снаряжение воинов-эстиев 2 в. Реконструкция по материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район) и Гросс-Оттенхаген (пос.Березовка, Гвардейский район).Костяные накладки, 11-13 вв.Фибулы мазурского типа 5-6 вв.Пряжки ремней 13-14 вв.Накладки на ремень орденского времени, 14 в.Погребальные урны 6-4 вв. до н.э. Курганный могильник Нойкен, пос. Песочное, Багратионовский район.Макет прусского городища Грачевка, Зеленоградский район, 11-13 вв.Справа, виден вход на городище в виде рукава-захаба, слева, городище разделено глубоким рвом на две неравные части, можно предположить, что меньшая честь это небольшая цитадель - последний оплот обороны. Надо сказать, что макет изготовлен не очень выразительно, в натуральную величину прусские городища выглядят более грандиозно, об одном из них (Гросс-Хаузен) я писал совсем недавно, там тоже прослеживается разделение верхней площадки глубоким рвом, только Гросс-Хаузен существенно больше Грачевки.Статьи посвященные древней Пруссии:Волшебная крепость пруссов Гросс-ХаузенРомува - языческий ВатиканРусский каганат в ПруссииПро реальное язычествоТюркские короли Балтики

14 сентября, 20:18

Волшебная крепость пруссов Гросс-Хаузен

  • 0

Находясь в Калининградской области имеет смысл посетить некоторые старые прусские городища, коих в тамошних местах великое множество. Сии исторические памятники мало привлекают туристов, ибо представляют из себя лишь кольца земляных валов, но места эти воистину сказочные, они хранят в себе крупицы древнего волшебства - языческой истории прусских земель. Одним из самых известных подобных памятников является городище Гросс-Хаузен, находящееся рядом с современным поселком Русское.Надо сказать, что в здешних местах древних городищ великое множество, но Гросс-Хаузен (Домашняя гора) выделяется своими большими размерами, археологическое название сей горы - Русское-2, из чего вытекает, что рядом присутствует и городище Русское-1, оно меньше размерами и автор этой статьи не стал тратить на его поиски время. Интересен и сам поселок Русское, где сохранились остатки тевтонского замка Гермау (Гирмов) и старое немецкое кладбище. Именно с этого замка, вернее его следов, мы начнем осмотр этих загадочных мест.Первое упоминание о местечке Гирмов появляется в "Хронике земли прусской" Петра из Дусбурга. Зимой 1252 года большой отряд крестоносцев под руководством комтура замка Христбурга Генриха Штанге потерпел сокрушительное поражение от пруссов рядом с селением Гирмов (Гирмове), погиб сам комтур и его брат Герман.В 1270 году на месте старой прусской крепости был возведен тевтонский замок, в начале 14 века его перестроили уже в камне. Скорее всего замок был однофлигельным и имел четырехугольный план, с запада к ядру замка прилегал форбург (передовое укрепление), он был отделен от основных сооружений глубоким рвом.В 1760 году обветшалый флигель замка перестроили в кирху, которая сильно пострадала во время боев 1945 года, уже в советское время кирху разобрали на щебенку, остался только небольшой фрагмент восточной алтарной части.Сейчас на месте замка располагается немецкое кладбище, воссозданное на немецкие деньги в 90-х годах.Кирха Гермау до Второй мировой войны.Немногочисленные остатки старых надгробий сложили у оставшейся стены кирхи.Огромные камни стен кирхи намекают на фортификационный характер этого сооружения, когда-то кирха была главным жилым строением замка Гирмов.Периметр стен замка частично сохранился, немцы в 90-х законсервировали остатки строений.Надо сказать, что несмотря на незначительность остатков замка Гермау-Гирмов, этому месту сильно повезло с немецким финансированием, так как руины других замков в Калининградской области находятся в удручающем состоянии. Почему немцы выбрали именно это кладбище, чем оно так для них значимо, мне доподлинно неизвестно.Напротив руин кирхи возвышается квадратная площадка заросшая деревьями, можно предположить, что это остатки укреплений квадратного форбурга (предзамкового укрепления), ныне превратившиеся в земляной холм.Сам городок Русское - это примерно десяток старых домов, все, что осталось от немецкого Гермау. В городке есть пара продуктовых магазинов, общественный транспорт сюда не доходит - автобус из Калининграда останавливается на трассе в поселке Поваровка, не доезжая до Русского пару километров.За Гермау в 1945 шли тяжелые бои, городок был взят штурмом советскими войсками 3 февраля 1945 года, после чего 91-я гвардейская стрелковая дивизия Красной Армии попала в окружение и была отброшена от города. Вторично поселок Гермау был взят Красной Армией только 16 апреля 1945 года.В 1946 году городок Гермау был переименован в Русское.В память о боях под Гермау был сооружен монумент павшим советским воинам, он находится рядом с немецким кладбищем.Теперь мы двинемся на поиски древнего прусского городища, которое находится в нескольких километрах от поселка в глубине леса. Везде о горе Гросс-Хаузен пишут как о значительной возвышенности в 90 метров, но обольщаться не стоит, 90 метров это от уровня моря, по факту все здешние горы еле-еле выделяются над лесными насаждениями.Чтобы попасть на Гросс-Хаузен, нужно двинуться по проселочной дороге на северо-запад от поселка Русское, по дороге минуя современное кладбище.И потом углубиться в лес. Никаких ориентиров и указателей там нет. Когда-то про здешний заколдованный замок жители слагали много легенд, якобы он появлялся в определенное время года. Например, вот одно из преданий:«Один житель то ли из Большого, то ли из малого Курена как-то раз в новогоднюю ночь собрался в Гермау. Когда он приблизился к лысой горе Хаузена, то к немалому своему удивлению обнаружил, что на ней стоит великолепный замок. Замка этого он отродясь не видывал, хоть и часто путешествовал той дорогой. Недолго думая, направил он свою телегу в гору. Ворота замка были открыты. Когда он вошёл, то увидел там нарядных подземных жителей, веселившихся на празднике. Они пригласили его к столу. Крестьянин ел, пил и танцевал. Но потом спохватился, что нужно ехать обратно. Когда он стал собираться в дорогу, подземные жители окликнули его, мол, негоже уходить с пустыми руками. «Давай свой мешок!», - завопили они. Крестьянин поблагодарил их за доброту, водрузил полный мешок на плечо и пошёл к телеге. Бросив мешок в телегу, решил он глянуть, что же всё-таки такого ему там подарили. Ах, как стало ему неприятно – весь мешок был заполнен конским навозом! Однако сам мешок мог ещё пригодиться, поэтому он вытряхнул нечистоты наружу и убрался восвояси. Но уже дома, вытряхивая мешок, в углах его, там, где были остатки навоза, он обнаружил монеты из чистого золота! О том, что каждую новогоднюю ночь на Хаузене из-под земли поднимается красивый замок, знают многие местные жители».Важное отличие горы Хаузена от остальной местности, это конечно наличие волшебства. Именно этот фактор можно считать главным ориентиром при поиске городища в лесу - если вы чувствуете, что волшебство отсутствует вокруг, значит, вы идете куда-то не туда, а если нарастает, то вы на правильном пути.В моем случае, все было именно так - по дороге к загадочному замку пруссов волшебный белый ковер из цветов все нарастал и нарастал, в то время как в других местах леса виднелись лишь унылый кустарник и сырая земля.И вот я увидел на возвышенности ряды земляных валов прусского замка заросшие лесом.Три линии валов городища отчетливо проступают меж деревьев. Гросс-Хаузен имеет весьма сложную структуру, кое-где здесь возведены даже четыре линии валов, но преимущественно их три, с северо-запада только две, так как гора там имеет более крутые склонны. Валы возвышаются друг над другом, внешний вал примерно 4 метра высотой, вторая линия - 10, и третья линия уже где-то 20 метров.Схема прусского городища Гросс-Хаузен (пос. Русское-II) (рисунок из кн. Фриды Гуревич 1960 г.)Валы городища, можно заметить, закручиваются по спирали, внешний вал становится средним. Основной вход на городище возможно был с юга, сейчас тропа проложена именно здесь, но во внешних укреплениях есть и другие проемы, где могли существовать ворота. На северо-востоке, также как и на западе, присутствуют дополнительные валы-бастионы, надо сказать, что схема городища Фриды Гуревич не совсем точно отображает здешнюю фортификацию, в чем мы убедимся при осмотре валов Гросс-Хаузена.Проем ворот городища.Три линии валов с южной стороны. Поверху вала шли деревянные укрепления, это были две линии частокола, между которыми засыпалась земля, как правило, ширина подобного укрепления была не больше двух метров.В старой легенде, что я привел выше, гора Хаузен названа "лысой", видимо, это действительно было так, нынешние леса появились лишь к концу 20 века. В средние века все деревья пускались на дрова или использовались в строительстве, поэтому прусские земли больше напоминали степи, и гора Хаузен, действительно, была горой, т.е. виднелась издалека.Верхний самый мощный вал городища.Вид с площадки верхнего вала вниз. Сквозь деревья видно, что прусская крепость стоит на пологом холме.Интересный вид сверху на северо-восточный бастион, здесь внешний вал существенно выше внутреннего и почти равен по высоте верхнему валу, в связи с этим непонятен смысл существования невысокого среднего вала.Для каких целей создавалась эта крепость не совсем понятно. Археологические раскопки показали, что городище относится к позднему этапу прусской истории - к 11-13 вв. Общепризнанной является точка зрения, что Гросс-Хаузен - это место сбора прусского ополчения, якобы для постоянного места жительства это земляная крепость была непригодна из-за отсутствия источников воды на горе, рядом с городищем также нет каких-то рек и водоемов. Возможно, что крепость имела и ритуальное значение, т.е. была языческим капищем, сходным по функциям со знаменитым святилищем Ромово.Верхняя площадка крепости Гросс-ХаузенВнутри городище серьезно перекопано и необязательно, что археологами, как известно в Калининградской области процветает кладоискательство. Весь лес вокруг Гросс-Хаузена буквально испещрен ямами черных копателей, несомненно, что и прусское городище привлекает их внимание.С юго-западной стороны площадки городища видна какая-то небольшая возвышенность, в сущности, это часть внутреннего вала, только более внушительная по размерам, что это такое непонятно, на плане Ф.Гуревич эта часть городища никак не выделена, хотя это самая высокая точка Гросс-Хаузена.Здесь можно различить нечто, похожее на основание башни.Сверху, эту земляную башню тоже пытались разрыть.Кое-где на городище встречаются обработанные камни, хотя о каких-либо каменных постройках на Гросс-Хаузене ничего неизвестно. Несомненно, что городище на возвышенности могло использоваться и после завоевания этой земли Тевтонским орденом, правда, каким образом непонятно, видимо из-за отсутствия источников воды для рыцарского замка это место не подходило, поэтому свою крепость крестоносцы возвели в Гермау-Гирмове. Возвышенность Гросс-Хаузена могла как-то служить и во Вторую мировую, какие-то ржавые железные конструкции торчат из земли здесь и сейчас.С юго-западной стороны верхнюю площадку городища пересекает глубокий ров, который отделяет некое пространство, окруженное валами. На переднем плане, виден внутренний вал, идущий от самой высокой точки крепости. Ни на одном плане Гросс-Хаузена этот ров не обозначен, на плане Фриды Гуревич, исследовавшей городище в 60-х годах, в этом месте находятся 4 вала друг за другом, хотя хорошо видно, что ров отделяет от основного внутреннего пространства небольшую дополнительную площадку, где можно было бы легко уместить несколько построек. Возможно, это какая-то цитадель в цитадели, которая соединялась с основным пространством крепости деревянным мостом.Подобный ров существовал в прусском городище Грачевка, которое также изучала Фрида Гуревич, макет укрепления Грачевка можно увидеть в Калининградском музее.Ров пересекающий верхнюю площадку Гросс-Хаузена.Валы и рвы Гросс-Хаузена с юго-западной стороны.Общий вид "ступеней" земляной пирамиды Гросс-Хаузен, по каждой из них идет оборонительный вал.Проем внутри среднего вала, видимо, здесь были какие-то внутренние ворота. Вполне возможно, что попадание в крепость осуществлялось по спирали, кольца валов имели здесь функции захаба - длинного коридора между крепостными стенами. Нынешний прямой путь между валами мог быть пробит существенно позднее, когда городище Гросс-Хаузен потеряло свое оборонительное значение.Удаляясь от крепости в лес можно легко наткнутся на развалины более поздних построек. Изначально, скопление каменных валунов может рисовать в воображении облик некоего замка, хотя на самом деле это видимо обыкновенные немецкие жилые дома, добротно выстроенные на основаниях из огромных камней, подобные строения и сейчас можно видеть в Калининградской области в более цельном виде. Такие дома строили в 19 века, а в 1945 (или после) они были разрушены и основательно заросли лесом.Сейчас руины старых домов усиленно пропахиваются кладоискателями всех мастей. На рынке в Калининграде я видел целые ряды из железных предметов, созданных еще в немецкой Пруссии, это может быть инструмент, утюги, гвозди - что-угодно, скорее всего, все эти предметы находят в развалинах подобных домов, не исключено, что копатели отыскивают и нечто более ценное, чем старый немецкий металлолом.Здесь мы видим какой-то разрытый погреб.Эти курганы в лесу тоже результаты копательской деятельности местных жителей.Умельцы вырыли огромный котлован, что они здесь искали на такой глубине одному богу известно.Еще следы от старых немецких домов, видимо, здесь раньше стоял небольшой хутор, в советское время многие немецкие поселки полностью разрушились и заросли деревьями. Сейчас, это уже совсем густой лес.Но вот, признак цивилизации - осколок старой фарфоровой посуды.Ну, а мы покидаем сей волшебный лес, хранящий следы, как минимум, двух цивилизаций - сначала прусской, уничтоженной германскими рыцарями, затем немецкой, уничтоженной уже другими завоевателями. В общем, sic transit gloria mundi - так проходит мирская слава.Мои статьи посвященные Пруссии:Ромува - языческий ВатиканРусский каганат в ПруссииПро реальное язычествоТюркские короли Балтики

Выбор редакции
29 августа, 15:49

Хазарское солнце

  • 0

Интересный солярный символ хазарских каганов возможно может быть связан с прозвищем былинного русского князя Владимира Красное Солнышко, в котором часто видят Владимира Святого. Как известно, русский каган Владимир Святославич, проводя религиозною реформу на Руси, повелел установить идолы солнечных богов Хорса (и возможно Дажьбога), имя Хорса имеет явное иранское происхождение — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце». Бог солнца Хорс созвучен Куару - одному из главных божеств Хазарского каганата. Возможно русский каган Владимир пытался заимствовать хазарские представления о солнечном божестве для упрочения своей власти, пытаясь уподобиться ранним каганам Хазарского каганата еще не принявшим иудаизм.Гевонд "История халифов"«(Арабы) пошли к ним на встречу, разбили их совершенно и отняли у них знамя — медное изображение, которое до сих пор хранится в отряде Харашья в честь храбрости их предков».«Когда во главе армии становится царь, то перед ним везут диск в виде барабана, блеск которого видит вся армия и следует за ним» (Ибн Русте). М.И. Артамонов "История хазар".«Когда Иша, выступает куда-нибудь, устраивается пред ним род зонтика, в виде бубна, который везется всадником впереди его. За этим всадником идет сам Иша, а войска, его следуют за ним, никогда не выпуская из виду блеску того зонтика» Ибн Русте, пер. Д.А.Хвольсона.«Дейлемиты сравнивали луну с «позолоченным» щитом, носимым перед царём в походе» ("Та'рих-и Бейхак", Мinorskу. A New Book, стр. 129).

Выбор редакции
17 августа, 19:48

Был ли Конан-Варвар женщиной?

  • 0

Я достаточно много писал о Конане-Варваре на страницах своего журнала, но почти всегда только вскользь, ибо сей персонаж весьма сложен для понимания, история киммерийцев до сих пор плохо изучена.Сейчас я хотел бы продемонстрировать читателям то, как он мог выглядеть. Хотя конечно почти все знают о внешности Конана и так, ведь всем известно, что это такой здоровый мужик с длинными волосами и бритым лицом, еще он всегда изображается с разного рода холодным оружием. Все это так и есть, ведь почти все смотрели фильмы о Конане, особенно он хорош в исполнении Шварценеггера.Но все же несколько исторических изображений не помешают. В 1998 году на юго-востоке Турции в городе Хаккари были найдены 13 каменных антропоморфных стел, которые существенно отличались по стилистике от любых человеческих изображений в Передней Азии.На стелах были изваяны воины неизвестного племени, они имели бритые лица (т.е. не имели бороды, характерной для жителей этого региона) и были увешаны грудой оружия. В общем, выглядели так, как и должен выглядеть настоящий Конан-Варвар. Лица на стелах из Хаккари были похожи на изображения скотоводов из Северо-Восточной Азии III-II тыс. до н.э., прежде всего на каменные изваяния чемурчекской культуры. Отсутствие местных переднеазиатских аналогов свидетельствует в пользу пришлого характера культуры оставившей после себя стелы в Хаккари. Датировать данную культуру можно примерно I тыс. до н.э., так как на этих стелах присутствует изображение всадника, уверенно сидящего в седле, а как известно всадничество стало активно развиваться только в железном веке.Подобными всадниками и были киммерийцы - это была волна ираноязычных кочевников обрушившихся в VIII веке до н.э. на Переднюю Азию. Киммерийцы были родственны скифам, поэтому как и у последних, их культура была сформирована в районах Южной Сибири и Восточного Туркестана, где прослеживаются каменные изображения подобные стелам из Хаккари. О связи изваяний из Хаккари и культур Северо-Восточной Азии более детально можно прочитать в статье Л.А. Соколовой "Антропоморфные стелы Хаккари (Юго-Восточная Турция) в историческом контексте".Именно так и выглядел настоящий Конан-Варвар. Он имел широкие плечи, голое лицо, на голове нечто похожее на тиару. Также он носил характерный гульфик, интересно, что его пленные (заткнутые за пояс) и поверженные враги тоже имели подобные гульфики.Особый интерес представляют бритые лица воинов на стелах из Хаккари, дело в том, что в образе кочевников без бороды древнегреческие художники изображали легендарных амазонок. В связи с этим, эти изображения могут приобретать двоякий смысл, их можно трактовать и как образы реальных киммерийцев, активно воевавших с греками в VII веке до н.э. в Малой Азии. Уже давно высказываются предположения, что амазонками греческих авторов могли быть многие племена из Анатолии с характерным обликом, например, хетты, которые также брили лица, или пришлые кочевники из Южной Сибири. Эти народы также имели развитые традиции различного женского доминирования - равные права царя и царицы у хеттов, женщины-воительницы у кочевников, что могло сказаться на их "женском" облике в глазах греков.Греческие авторы часто прямо называют безбородых варваров амазонками. Например, подобное мнение можно найти у Палефата в его труде "О невероятном":"И про амазонок я утверждаю следующее: это были не воинственные женщины, а мужчины-варвары, которые носили хитоны до пят, как фракиянки, на головах — митры, а бороды сбривали, как и теперь патариаты, живущие у Ксанфа. Поэтому враги и звали их бабами. Вообще же амазоны были племенем доблестным в сражениях. А чтобы когда-нибудь существовало женское войско, невероятно, и сейчас нигде такого нет".Или в схолиях (комментариях) к Илиаде Гомера:"Некоторые говорят, что выступавшие в поход были не женщины, а мужчины-варвары: они носили длинные до земли хитоны, волосы повязывали повязками, а также брили волосы, и поэтому враги называли их женщинами. Они были из племени амазонов ('Αμαζονες) и храбры в бою. Невероятно, чтобы когда-нибудь был женский поход: ведь и ныне их нигде не бывает".Можно заметить, что воины на камнях из Хаккари соответствуют описанию "женоподобных" варваров у Палефата - у них голые лица и высокие головные уборы (митры).  Так что на каменных менгирах из Хаккари мы видим изображения амазонок и Конана-Варвара одновременно)

Выбор редакции
13 августа, 15:31

Людоедство у кочевников

  • 0

Любопытный рассказ турецкого путешественника Эвлия Челеби о погребальных обрядах калмыков. Можно предположить, что Челеби был знаком с античными рассказами о кочевниках-людоедах и перенес эти представления на калмыков 17 века. Подозрительно, что у Челеби трупы поедают люди, при этом нет упоминаний о поедании мертвецов собаками, что было характерно для монгольских племен, и о чем есть многочисленные свидетельства в разных источниках.С другой стороны людоедство ираноязычных кочевников - массагетов и исседонов, которые с большой степенью вероятности были родственны скифам, тоже должно было на чем-то основываться. Сами по себе представлния о переселении "души" или каких-то качеств покойных при их съедении, действительно, очень древние и характерны для многих народов.О массагетах, Страбон "География""Лучшим родом смерти считается тот, когда людей преклонного возраста разрубают на куски и, смешав вместе с бараниной, поедают. Людей, умирающих от болезней, они выбрасывают как нечестивцев и достойных съедения зверями".Геродот "История""Об обычаях исседонов рассказывают следующее. Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. С черепа покойника снимают кожу, вычищают его изнутри, затем покрывают позолотой и хранят, как священный кумир".Эвлия Челеби "Книга путешествий""Когда некоторые из калмыков, дожив до двухсот или трехсот лет, теряют силу, больше не могут ни сесть на коня, ни сойти [с него], их родственникам надоедает выводить их гулять; тогда они варят хвост жирной свиньи, хвост этот по очереди забивают старику в горло и [тем] убивают его, молвив: «Он умер борцом за веру». Все они едят друг друга, однако совершается это по жребию и [только] если кто умрет.И вот, если случится, что человек умер, то, чтобы определить его судьбу, бросают жребий. Если выпадет красный цвет, они говорят, что жребий повелел: «Сожгите на огне!» — и труп сжигают на огне. Если выпадет черный цвет, значит, жребий приказывает: «Закопайте в черную землю!» — и они закапывают покойника в землю. Если выпадет синяя сторона жребия, значит, он приказывает: «Бросьте в воду!» — и тогда они бросают [покойника] в реку Волгу или же идут к той реке, которая близко от их жилья, и бросают в нее. Если же выпадет зеленый цвет — они варят труп и едят. И все это они тотчас проделывают согласно упомянутому жребию.Даже когда умер одни из сыновей Мончак-шаха, они на огне превратили его в кебаб, выпустили жир и кровь и съели. Причем когда ели — радовались и веселились. Когда я, ничтожный, проходил мимо, они и меня приглашали к трапезе. «Подойди, — говорили они, — поешь и ты сына нашего падишаха!» Я, ничтожный, сказал: «О, разве мясо человека едят?» Они ответили: «Ха, [конечно], едят! Вот мы едим его мясо, чтобы душа его вошла в душу одного из нас и таким образом разгуливала, не ведая смерти. Ничего вкуснее, чем мясо свиньи, змеи, человека, наш отец сотворить не мог». Тогда я спросил: «А кто это — ваш отец?» Они ответили: «Хаша Сым Хаша» , теперь мне трудно даже написать это слово.Они — кяфиры, заблудшие; что такое воскресение и воскрешение, вес и весы, рай, ад и чистилище, что такое четверокнижие и пророк, религиозные предписания и сунна — они вовсе не знают. Пожалуй, они — вид скота в образе людей, дети некоего «нечто». Я спросил: «О люди! Разве человеческое мясо едят? Разве оно не горькое?» Один старый калмык сказал: «Горькое, так не ешь. Но если хочешь узнать его вкус, поцелуй женщину один раз; узнаешь, как вкусно. Если бы ты ел человеческое мясо, то обрел бы вечную жизнь, жил бы так же долго, как мы». В тот час кебаб из трупа одного человека поедали сорок-пятьдесят калмыков; его жиром они смазывали себе лица, глаза, туловища; кости же закапывали в землю. [Это было] удивительное и редкостное зрелище.И — упаси Аллах! — если к ним в плен попадает [человек] из Турции или быстрый как ветер татарин из Крыма, они, не откладывая до вечера, бросают жребий, после чего варят человека и съедают. Вот такой это народ — людоеды. Они совершенно не ведают, что такое бог и пророк, рай и ад. Только и знают шахов Тайшу и Мончака. А если один из шахов умрет, его съедают. Но если возжигают огонь, ему непременно поклоняются. И поэтому сжигают умерших на огне".Царица массагетов Томирис с отрубленной головой персидского царя Кира. Худ.А. ДузелхановО погребальных обрядах кочевников великой степи:О кремации у тюрокЗороастризм у монголов

Выбор редакции
07 августа, 19:37

Музей Анкары. Хетты

  • 0

Про хеттов и их империю слышали многие, но представление об их материальной культуре у большинства как правило смутное - вроде бы это были какие-то индоевропейцы, они создали крупное гос-во, много воевали и это все.Раздел музея Анатолийских цивилизаций в Анкаре посвященный цивилизации хеттов представлен в основном артефактами из Каниша (Кюльтепе), ныне его руины располагаются рядом с городом Кайсери в Турции. Из знаменитой столицы хеттов Хаттусы вещей относительно немного. Это обстоятельство указывает на генезис хеттской культуры, ибо зародилась она в древних интернациональных городах юга нынешней Центральной Турции, и прежде всего в Несе (Канише), там длительно существовала торговая колония семитских купцов из Сирии, которые познакомили будущих хеттов с письменностью и другими культурными достижениями Междуречья. Сами хетты называли себя неситами или несили, словом производным от названия древней Несы.Фигура бога войны Шаррумы, украшавшая ворота столицы хеттов Хаттусы, 14-13 вв. до н.э.Керамика из Каниша (Несы) 19-17 вв. до н.э.Неса была длительное время (20-17 вв. до н.э.) торговой колонией ассирийских купцов (карум), которые существенно обогатили культуры местных племен Малой Азии и положили начало синкретической культуре хеттов.Женская и мужская фигурки из Каниша, скорее всего это ассирийские поселенцы. Керамика ассирийской колонии, Каниш, 19-17 вв. до н.э.Сами хетты выглядели иначе, они брили бороды и носили длинные волосы. Эта головка из Каниша могла принадлежать как мужской, так и женской фигуре - существует весьма правдоподобная версия, что амазонки греческих авторов могли быть именно хеттами, ибо бородатым грекам они могли казаться женщинами. Греки приписывали амазонкам строительство многих городов и храмов в Малой Азии, например, знаменитое чудо древнего мира - храм Артемиды в Эфесе был по их мнению возведен изначально амазонками, скорее всего его основали именно хетты.Керамические сосуды изображающие героев шумерской литературы. Люди в остроконечных головных уборах похожи на хеттов.  Каниш, 19-17 вв. до н.э.Глиняная табличка из Вахсусаны - одной из торговых колоний ассирийцев в Малой Азии. Именно семиты-ассирийцы подарили хеттам свою клинописную письменность.Табличка из карума ассирийцев в Канише.Керамика из Каниша.Фигурка богини Кубабы-Кибелы из Каниша, кость, 18 век до н.э. У нее характерный арменоидный тип внешности. Поза богини практически не отличается от подобных времен неолита из Малой Азии, т.е. это все та же богиня мать.Еще несколько плохо сохранившихся женских фигурок из Каниша, все они изображают малоазийскую богиню мать.Два сфинкса вырезанные на морской раковине. Каниш, 19 век до н.э.Ваза из Инандика, 17 век до н.э. Этот феноменальный сосуд дает хорошее представление о внешности хеттов. Надо сказать, хетты любили рельефные изображения на керамике.Все хетты брили бороды, отращивали волосы и носили длинные светлые одеяния.Хеттские музыканты.Поклонение быку. Со времен неолита изображения ритуальных сцен мало изменились, еще в Чатал-Хююке люди почитали быков и богиню мать.В верхней части акробаты кувыркаются в воздухе.Ну, а здесь два хетта занимаются видимо каким-то непотребством)Хеттский керамический сосуд с рельефными быками. Каниш, 19-17 вв. до н. э.Керамические бычки из Хаттусы, 16 век до н.э.Хеттский керамический кисо. Алишар, 17-16 вв. до н.э.Ритуальные сосуды в виде башен. Хаттуса, 17-12 вв. до н.э.Изображение крепостной башни из Хаттусы.Бронзовая фигурка бога, 16-15 вв. до н.э. Хеттские колпаки удивительно похожи на высокие шапки саков из Средней Азии.Пряжка для ремня с двумя женскими фигурами из Каниша.Бронзовое изображение женского солнечного божества, видимо это легендарная богиня солнца города Арины, покровительница хеттских царей. Аладжа-Хююк, 15-14 вв. до н.э."Бог гор", Хаттуса, 14 век до н.э.Керамический сосуд в виде руки. Хаттуса, 17-12 вв. до н.э.Керамическая свинья из Каниша.Хеттские сапожки с загнутыми носами. Каниш, 19-17 вв. до н.э. Такая обувь была характерна для многих горцев - хурритов, картвельских племен. Персонажей в такой обуви моно увидеть на ритуальных сосудах культуры Триалети из Грузии 3 тыс. до н.э.Головы зверей из Каниша.Некоторые звери весьма забавны, например, такой серьезный заяц с переднеазиатским носом.А это вообще непонятно кто.Головка из агата, Каниш, 19-17 вв. до н.э.Погребальная маска из Каниша. Золото, 19-17 вв. до н. э.Литейные формы из Каниша, 19-17 вв. до н.э.Алебастровый идол из Каниша.Двуглавый орел, украшавший ворота Аладжа-хююка. Этот символ хетты несомненно заимствовали из Месопотамии.Лежащий лев из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Сфинкс из ворот Аладжа-Хююка, 1399-1301 гг. до н.э. Сфинкс имеет на голове египетский головной убор в виде платка.Непонятная абстракция из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Олени из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Сцены охоты из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Процессия, Аладжа-хююк 1399-1301 гг. до н.э.Образцы оружия из Каниша.Другие обзоры музея Анатолийских цивилизаций из Анкары:Музей анатолийских цивилизаций в АнкареМузей Анатолийских цивилизаций. Хатты.Музей Анатолийских цивилизаций. Неолит.

23 июля, 18:00

Евгений Край и его скифы

  • 0

Картины на скифские темы, которые создал прекрасный художник-иллюстратор Евгений Край https://vk.com/id387122112Его изображения скифов отличаются не только живописностью, но и достоверностью.Головной убор вождя "каменской" культуры по материалам раскопок могильника Локоть 4 (Алтай IV век до н.э.).Скиф алтайский. Пазырыкская культура, IV век до н.э. Мумию скифского вождя из Пазырыкских курганов Алтая можно увидеть в Государственном Эрмитаже.Киммериец VII век до н.э. Киммериец изображен здесь бородатым, подобно более поздним скифам, коих изображений великое множество. Но вот носили ли киммерийцы бороды большой вопрос. На знаменитой вазе Франсуа (570 г. до н.э.) лучник в скифской одежде с именем Кимерий скорее всего бороды не имел. Есть серьезные основания думать, что безбородые киммерийцы могли быть одним из прототипов легендарных амазонок. И как мы знаем, самый знаменитый из киммерийцев - Конан-варвар бороду тоже не носил)Скифо-амазонка. У древних греков образы амазонок постоянно перекликаются с образами безбородых мужчин - хеттов, киммерийцев и других жителей Малой Азии, хотя несомненно, что у кочевых племен существовали и настоящие женщины-воительницы (и не только у них).Знатный скифский воин Южная Сибирь VII - VI век до н.э.(по материалам раскопок могильников Гилёво-10 и Кичигино 1)Скиф Келермесские курганы VII век до н.э.Старый заслуженный воин Пазырыкской культуры V - IV век до н.э.Похороны скифского вождя.Проводы скифского вождя.Иллюстрация к статье Л.Т.Яблонского "Ранне-Сарматский рыцарь"Шлемы киммерийские "ассирийских типов"1.Могильник у с.Заюково (VIII век до н.э.)2.Могильник Клин-Яр (VIII - VII век до н.э.)3.Могильник Клин-Яр (VIII - VII век до н.э.)Шлемы "чешуйчатых типов"1. Курган у с. Новая Розановка (V век до н.э.)2. Курган 4 близ с.Веремеевка (IV век до н.э.)3. Курган близ с. Новофедоровка (V век до н.э.)Шлемы Урарту. Эти урартские шлемы можно увидеть в музее Эребуни в Ереване.1.Крепость Тайшебаини (VII век до н.э.)2."Шлем царя Сардури" Кармир-блур (VIII век до н.э.)3."Шлем царя Аргишти" Кармир-блур (VIII век до н.э.)Шлемы "кубанского типа"1.Курганы у ст.Келермесской2.Курганы у ст.Крымской.3.Курганы у ст.КелермесскойШлемы "Сакскских" типов1.Северный Китай (VI век до н.э.)2.Северная Монголия (VI век до н.э.)3.Самарканд крепость Кысмычи (VI век до н.э.) Этот сакский шлем находится в музее города Самарканда.Шлемы античных типов используемые скифами:1.Курган близ с.Даховская Кубань (IV век до н.э.)2.Курган близ с.Даховская Кубань (IV век до н.э.)3.Курган близ с.Даховская Кубань (IV век до н.э.)Шлемы античные используемые скифами:1.Курган в имении Кекуватского (IV век до н.э.)2.Курган близ с.Пастырское (IV век до н.э.)3.Воинское погребение близ Карантинного шоссе Керчь (IV век до н.э.)Шлемы античных типов подвергшиеся переделке:1.Курган у с.Надежда Крым (IV век до н.э.)2.Курган в некрополе Нимфея Крым (V век до н.э.)3.Курган Солоха (IV век до н.э.)Досыпка царского кургана с подхоронением.Скифский курган в разрезе.Подражание Куль-Оба. "Трапеза"Головной убор вождя Пазырыкской культуры V - IV век до н.э.

16 июля, 18:52

Скифы оказались предками тюрков

  • 0

Интересное новое исследование о генетике скифов, хотя в принципе ничего нового - антропологические исследования давно показали большой вклад кочевников Тувы и Монголии в общескифскую популяцию. Интересно, что вместе с культурой тюркские кочевники заимствовали у ранних ираноязычных кочевников и их генетику, видимо этому способствовала общность территории расселения и одинаковый кочевой образ жизни скифов и более поздних тюркских кочевников. Именно тюрки и стали "скифами" средневековья.Потомки скифов принадлежат к носителям тюркских языков"Ученые из Института цитологии генетики СО РАН и Самарского государственного социально-педагогического университета вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communicationsю.Реконструкция скифского воина из погребения Олон-Курин-Гол. Монголия. Автор Д.В. ПоздняковВыяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обеих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами — что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа)."ГПНТБ СО РАН «Новости сибирской науки»Реконструкции скифов в шлемах "сакскских" типов. Художник Евгений Край.1.Северный Китай2.Северная Монголия3.Самарканд крепость Кысмычи