Источник
maximus101 - LiveJournal.com
Выбор редакции
05 октября, 22:38

Волжская Булгария и Яндекс Дзен

  • 0

Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе расписание автобусов из Казани в Болгар является полностью виртуальным. Так мне сказали в кассе казанского Южного автовокзала. Как выяснилось, автобусы меж Казанью и Болгаром все же ходят, но интернет об этом абсолютно ничего не знает. В итоге, мне удалось доехать на общественном транспорте до Алексеевска, а далее до Болгара только автостоп - 100 км. Местные дороги неприятно удивили своей многокилометровой пустотностью - машин было мало даже днем. До Болгара я добрался тем не менее без проблем. Но вот как ездить к другим городищам Волжской Булгарии - большой вопрос)Два месяца назад почему-то разбанили мой старый канал на Яндекс Дзен. Поэтому я решил размещать статьи проекта "Русский каганат" именно там - на maximus101.Нужно отметить, что когда на Дзене не было возможности писать комментарии, было намного комфортнее. Ибо выдержать мудрость "глубинного народа" способна не всякая психика)) Нам, сидящим в хрустальной башне уютненького ЖЖ, не всегда очевидно какие бездны сумрачного сознания может порождать окружающая реальность. Но ко всему привыкаешь. За два месяца мои статьи на Дзене прочитали 80 тыс. человек, за это время я получил более 2 тыс. комментариев. Причем это эффект всего от 5-6 постов. У меня создается впечатление, что если я напишу для Дзена еще 5-6 подобных постов, то можно в течении года после этого вообще ничего не писать. Ибо число комментариев превысит все мои возможности по их восприятию.Не знаю, сколько снова протянет мой блог на Дзене, но если его опять забанят, я наверно не буду долго горевать. Ибо борьба в ветряными мельницами не самый лучший удел в жизни...Ну а пока Русский каганат будет продолжать жить)(др.-сканд. Völuspa)

Выбор редакции
23 сентября, 19:00

Завоевание русами Азербайджана

  • 0

Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6 месяцев, по другим - на год. Подобное длительное удержание столицы бывшей Кавказской Албании свидетельствует о том, что русь пыталась закрепиться в Азербайджане надолго. Т.е. поход 944 года на Бердаа (Барда, Партав) не являлся простым набегом, это была настоящая попытка завоевания. После нашествия русов город Барда запустел и пришел в упадок.Интересно откуда прибыли русы в Азербайджан. Ибн-Мискавейх пишет, что страна русов граничит с Каспийским морем, в которое впадает река Кура.Ибн МискавайхОни (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры.Поход русов на Бердаа состоялся самое позднее в 944 году, т.е. до завоевания Святославом Хазарии в 965 г. Это может косвенно свидетельствовать о том, что на Азербайджан напали русы Арсании - имевшие дислокацию на Оке и Волге.Русы Арсании (ал-Арсанийа) возможно находились под контролем Хазарского каганата. В любом случае, невозможно отрицать участие Хазарии в этом походе, так как хазары должны были пропустить флотилию русов через свою территорию (в низовьях Волги) для попадания на Каспий. И затруднительно думать, что русы пытались завоевать территорию Азербайджана в полном отрыве от своих северных баз на Руси без сотрудничества с хазарами. Что лишний раз подтверждает, что какая-то часть русов (или все) до походов Святослава находилась под контролем Хазарского каганата.Знаменитый поэт Низами Гянджеви в своей поэме «Искандер-Намэ» прямо свидетельствовал, что вместе с русами в войне на территории Азербайджана за город Барда участвовали хазары, а также другие волжские и донские народы - буртасы и аланы, т.е. те, кто взаимодействовал с русью на Волжско-балтийском торговом пути. Под буртасами принято сейчас понимать волжскую мордву. Эти народы могли входить в состав центра русов Арсания (ал-Арсанийа, Арса, Артан).«Искандер-Намэ»И когда предводитель всех русов - КинталПред веленьями звезд неизбежными встал,Он семи племенам быть в указанном местеПриказал и убрал их, подобно невесте.И хазранов, буртасов, аланов притек,Словно бурное море, безмерный поток.Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 г. (943/4 г.)«В этом году (332) отправилось войско народа, известного под именем Русов к Азербейджану. Устремились они к Бердаа (ныне город Барда в Азербайджане), овладели им и полонили жителей его.Известия о (походе) Русии и о том, как кончилось дело их.Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника, состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них.Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу. И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах).Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербейджана и Армении и втекающей в море. Река эта есть река города Бердаа и ее сравнивают с Тигром. Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его по управлению Бердаа. Было с ним триста человек из дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов. Простой народ убежал от страху. Вышло тогда вместе с ними (войско) из добровольцев около 5.000 человек на борьбу за веру.Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство.Заключили Русы женщин, и детей в крепость внутри города, которая была шахристаном этих людей (Русов), где они поместились, разбили лагерем свои войска и укрепились. Потом собрали мужчин в мечети соборной, поставили к дверям стражу и сказали им: «Выкупайте себя».Таким образом скопилось у Русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которого были велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их.После того, как размеры бедствия стали большими, и мусульмане в различных странах прослышали о нем, обратились они к военному призыву. Собрал Марзубан-ибн-Мухаммед войско свое, воззвал к населению с призывом, и пришли к нему со всех окрестных земель добровольцы. Пошел он (Марзубан) во главе 30.000 человек, но не мог сопротивляться Русам, несмотря на большое число собранных им сил, не мог произвести на них даже сильного впечатления.Русы после того как завладели Мерагой (город в Иране - возможно ошибка переписчика), набросились на плоды, которых было много сортов, и заболели. Началась среди них эпидемия, ибо в стране Русов очень холодно и не растет там никакого дерева, только привозят к ним небольшое количество плодов из стран, отдаленных от нихНе прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу, его если он любил его, согласно их обычаю.После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали. Бог спас мусульман от дела их.(пер. А. Якубовского)Текст воспроизведен по изданию: Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 г. 943/4 г. // Византийский временник, Том 24. 1926Упоминания о захвате русами города Барда и земель Азербайджана в 943/944 гг.Якут аль-ХамавиИ они (Русы) — те самые, которые в течение года владели Бердаа и опустошили его, пока, Аллах не освободил его и не погубил их.Моисей Каганкатваци о походе русов на Бердаа в 944 году.В то же время с севера грянул народ дикий и чуждый — Рузики; не более как в три раза они подобно вихрю распространились по всему Каспийскому морю до столицы Агванской, Партава. Не было возможности сопротивляться им. Они предали город лезвию меча и завладели всем имуществом жителей. Тот же Салар осадил их, но не мог нанести им никакого вреда, ибо они были непобедимы силой. Женщины города, прибегнув к коварству, стали отравлять Русов; но те, узнав об этой измене, безжалостно истребили женщин и детей их, и пробыв в городе 6 месяцев, совершенно опустошили его. Остальные, подобно трусам, отправились в страну свою с несметной добычей.Ибн-Халдун«Русы — один из тюркских народов, он живет по соседству от Рума и принял также христианскую веру с весьма древних времен. Земля их граничит с областями Азербейджана»Ал-МарвазиОни — люди сильные, могучие, отправляются пешими к отдаленным местам для разбоя, и идут также на кораблях в Хазарское (Каспийское) море, захватывают корабли и отнимают богатство, и отправляются в Константинополь, в море Понт (Черное) и [текущий] в него канал. В прежние времена ходили однажды в море Хазарское и овладели Барда'а на время.Читайте далее о тайнах Русского каганата:Арса - древняя страна русовРусы на службе у хазарКак Русь принимала исламОстров русов и Рязанское мореКаган - правитель русов

Выбор редакции
11 сентября, 18:46

Как Русь принимала ислам

  • 0

По арабским источникам известно, что после 912 года какая-то часть русов (или все сразу) приняли ислам. Тогдашний правитель руси носил титул (или имя) Буладмир, созвучное с именем кагана Владимира Святославича. В арабских текстах буладмир - это именно титул, такое же как каган у тюрок.На данный момент сложно сказать, почему этот титул так похож на имя Владимира Святого. Но несомненно, что обозначенный факт принятия русами ислама, не мог быть связан со знаменитым рассказом из "Повести временных лет" о выборе веры. Ибо этот книжный рассказ был полностью заимствован из более ранней литературы (хазарской или византийской). Точно также "выбирал веру" каган Хазарии - он спрашивал, какая вера лучше у мусульманских, христианских и иудейских мудрецов.Соответственно, рассказ о принятии русами ислама есть оригинальная, а не заимствованная информация.Также интересно сообщение о крещении русов в 912 году. Как известно впервые русь крестилась в 860 годах после похода на Константинополь (возможно под руководством Аскольда и Дира). В связи с этим к началу X века уже значительная часть русов могла исповедовать христианство, как пишет Мухаммад Ауфи. Но неизвестно, какие русы стали христианами в 912 году.Мухаммад АуфиРусы живут на одном острове среди моря; как в длину, так и в ширину остров простирается на три дня пути. На том острове есть деревья и леса; он со всех сторон окружен морем. Они постоянно занимаются разбоем и знают только одно средство добывать себе пропитание — меч. Если кто-нибудь из них умрет и после него останутся сын и дочь, то все имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме одного меча, и говорят ему: "Твой отец добыл себе имущество мечом".[Так было до тех пор,] пока они не сделались христианами в 300/912-13 г.; приняв христианство, они вложили те мечи в ножны. Так как они не знали другого способа добывать себе пропитание, а прежний был [теперь] для них закрыт, то их дела пришли в расстройство, и жить им стало трудно. Поэтому они почувствовали склонность к религии ислама и сделались мусульманами; их побуждало к этому желание получить право вести войну за веру. Они отправили послов к хорезмшаху; послов было четверо, из родственников царя, правившего вполне самостоятельно и носившего титул буладмира, как туркестанский царь носит титул хакана, болгарский — титул владаваца. Когда послы пришли к хорезмшаху, он очень обрадовался их желанию принять ислам, пожаловал им почетные подарки и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого они все сделались мусульманами.Они совершают походы на отдаленные земли, постоянно странствуют по морю на судах, нападают на каждое встречное судно и грабят его. Могуществом они превосходят все народы, только что у них нет лошадей; если бы у них были лошади, то они приобрели бы господство над многими народами.Так как в рассказе присутствует сюжет об "Острове русов", можно предположить, что речь идет о какой-то группе руси, не связанной с Киевом. Наиболее вероятно, что упоминаются русы Арсании, обосновавшиеся в IX веке на территории нынешней Рязанской области. Этот район Средней Оки был наиболее приближен к территориям государств, где была распространена исламская религия (Волжская Булгария, Хорезм).В середине X века после походов Святослава на Хазарию началась активная экспансия исламских газиев (араб. «газа» — воевать) на территорию Руси. Ранее продвижение исламских войск на земли заселенные славянами столетиями сдерживал Хазарский каганат. После разорения Хазарии воинами Святослава в 960-х годах, исламские армии стали без особых проблем проникать за Волгу и видимо далее по Оке. Об этих походах за рабами (сакалиба) на Русь писал Ибн Хаукал. Он уточнял, что наиболее активное участие в нападениях на славян принимали воины из Хорасана - Северного Ирана и Средней Азии. Они нападали на восточных сакалиба (славян) со стороны Волжской Булгарии, т.е. со Средней Волги.Ибн ХаукалСлавяне — род из потомков Яфета, страна их — обширный прямоугольник. У воинов Хорасана, со стороны булгар, с ними связь. Но когда их (славян) уводят в плен там, их мужское достоинство еще сохраняется, не отражаясь на их здоровье.Часть их страны по длине берут в плен хорасанцы и смежные [народы], а северную часть полонят андалусийцы, со стороны Галисии, [страны] франков и Ломбардии (...).Можно предположить, что русы Арсании приняли ислам под влиянием внешних обстоятельств. Несомненно, что постоянное давление со стороны Киевского государства заставляло русов Волжского торгового пути искать каких-то союзников. До своего краха в 960-х годах таким союзником Арсании мог быть Хазарский каганат. Русы служили в хазарских армиях и принимали активное участие в нападениях на территорию Халифата. После разгрома Хазарии и постоянных походов киевлян на Арсанию (походы Святослава на вятичей 965 г.), русы могли попробовать заручиться поддержкой в исламском мире. Поэтому направили своих послов в Хорезм с целью не только объявить о своем желании принять ислам, но и получить военную помощь. Видимо, нападения хорасанских армий на восточных сакалиба (славян) зафиксированные Ибн Хаукалем и стали иллюстрацией военного союза между Арсанией и исламским миром.С другой стороны, ни одна мировая религия не могла утвердиться где-либо в одночасье. Как правило, и христианство, и ислам постепенно вливались в местные культуры. Хорошо известно, что ислам стал очень популярен в Хазарском каганате в последний век его существования. И вполне возможно, что на Русь ислам попал существенно раньше краха Хазарии. Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году, оставил сообщение о том, что какая-то часть русов исповедовала ислам уже в его время. Это сообщение сохранилось в текстах персидских историков Амина Рази и Ахмеда ат-Туси.Амин РазиМясо свиньи они(русы) чрезвычайно любят. Некоторая группа из них, которая украсилась одеянием ислама, также проявляет страстное желание предаваться свиному мясу.Вполне вероятно, что уже в 922 году какие-то русы были мусульманами. В это же время ислам стал официальной религией Волжской Болгарии. Но маловероятно, что ислам попал на Русь из нее, так как болгары для этой цели строили отношения с Багдадом, в то время как русы отправили послов в Хорезм. Проще предположить, что ислам приникал к русам постепенно в течении IX-X вв. Русь воевавшая в армиях Хазарского каганата, а также русские торговцы, вполне могли перенимать ислам у местных жителей и купцов из арабского мира. Пока правитель русов Буладмир не отправил уже официальное посольство в Хорезм.В 1255 году Гийом де Рубрук упомянул распространение ислама среди мордвы-эрзи. Считается, что мусульманство пришло к мордве из Волжской Булгарии, но подтверждения этому нет. Вполне можно допустить, что эрзяне, будучи основным этносом в Арсании, стали мусульманами вместе с местными русами еще в X веке. Что может быть еще одним подтверждением предположения о том, что ислам приняла русь именно в Арсе (Арсании, ал-Арсанийа) на Средней Оке.Гийом де Рубрук«Эта страна за Танаисом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно : Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах.В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых латины называют Мердинис, и они — сарацины (мусульмане). За ними находится Этилия (Волга)»Читайте о тайнах Русского каганата:Арса - древняя страна русовРусы на службе у хазарКаган - правитель русовОстров русов и Рязанское море

Выбор редакции
05 сентября, 19:13

Остров русов и Рязанское море

  • 0

Весенние разливы рек Оки и Трубежа являются для города Рязани бедствием даже сейчас. Но ранее их масштабы были куда более значительными. На фото конца 19 и первой половины 20 веков видно, как Ока превращалась в настоящее море. Нынешняя речка Трубеж, протекающая у подножия рязанского кремлевского холма, еще в середине 20 века могла превращаться в водный поток, который сливался в одно целое с Окой.В связи с этим, интересно, как на своей горе-дюне Борковского острова обживались русы древней страны Арсании, давшей начало Рязанскому княжеству. Их Остров, действительно, мог быть окружен настоящим морем или огромным озером.Кремль Рязани в конце 19 века и "Рязанское море".Арабские авторы об "Острове русов"Ал-Мукаддаси "Китаб ал-бад ва-т-тарих"Что касается русов, то они живут на острове нездоровом, окруженном озером. И это крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает 100 000 человек. И нет у них пашен и скота. Страна их граничит с страной славян, и они нападают на последних, поедают (и расхищают) их добро и захватывают их в плен."Моджмал ат-таварих"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-ХанафиОни большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов. И привозят от них желтую медь в Индию и Китай. Есть у них царь, сидящий на золотом троне. Окружают его сорок невольниц с золотыми и серебряными кадилами в руках и окуривают его благовонными парами. Народ этой земли светлокожий, русоволосый, высокого роста. Они самые дурные нравом из творений Аллаха великого, и язык их неизвестенСеверная граница Рязани по реке Трубеж.Несомненно, гора, где находился город Арса арабских источников, должна была иметь внушительные размеры, иначе она каждую весну уходила бы под воду. А. И. Черепнин исследовавший Борковский остров в конце 19 века, писал, что ранее главная дюна острова - Сакор гора была существенно больше, и на на ней рос лес. Собственно, этот лес и дал название нынешнему поселку Борки. После сведения на нет соснового бора на горе видимо начались процессы эрозии почв, и дюна существенно уменьшилась в размерах.Черепнин А. И. Местная старина. Борковской могильник.// ТРУАК. - Рязань, 1894. -Т.9.- Вып. І.-С. 1- 26«К северо-западу от борковской сосновой рощи лежит песчаная россыпь, известная у местных крестьян под именем Сакор горы. (Молодое поколение крестьян называют эту россыпь - Сокол гора). Она протянулась с ЮЮЗ на ССВ почти на версту, при ширине около 50 сажень в южном, самом возвышенном, конце ее более 200 сажень - в северном пологом. Северо-восточная часть россыпи упирается в строение выселок и самого села Борок; северо-западная же сторона ее, постепенно снижаясь, сливается с лугами».«Самый возвышенный пункт южной части Сакора поднимается сажень на 7 над поверхностью соседних лугов. По рассказам борковских крестьян, лет за 200, на месте теперешней песчаной россыпи, был один большой бугор, сплошь покрытый сосновым лесом. В прошлом столетии лес был сведен. Лет 30 тому назад были вырублены последние остатки леса, занимавшие южную возвышенную сторону бугра».Если я не ошибаюсь, на фото одно из немногих изображений песчаной дюны на Борковском острове. Полотно железной дороги, что на переднем плане, и стало первопричиной исследований на острове, так как при ее прокладке были найдены богатые захоронения рязано-окских финнов.Ал-МарвазиЧто же касается ар-Русийи, то они живут на острове в море. Тот остром занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружен он озером. Они (русы) многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет дочерей и сыновей, то все имущество достается дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: "Отец твой добывал себе добро мечом, следуй его примеру.Гардизи "Зайн ал-ахбар"Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами. И если рождается (у них) сын, извлекают меч, кладут возле него, и отец говорит: "У меня нет ни золота, ни серебра, ни скота (мал), чтобы оставить тебе в наследство. Вот твое наследство, сам себе (все) добудь мечом".Река Трубеж в 1960-е годы.Северная граница Рязани в 1960-е годы. Сейчас там где разливался Трубеж стоят жилые кварталы.Нынешний рязанский район Остров, что рядом с кремлем. Его обустроили в советское время. Борковский остров это видимо полоска суши в левом верхнем углу.В начале 20 века никакого Острова с Рязанским кремлем еще не было, так как это место полностью заливалось водой.Водный мирЭто же место в другое время года.Река Трубеж летом. Весной все эти бескрайние поля заливались водой.Вид на Трубеж с кремлевского холма.Фото Прокудина-Горского. На переднем плане река Трубеж, а вдалеке виднеется Ока.Читайте про древнюю страну русов:Арса - древняя страна русовРусы на службе у хазарКаган - правитель русов

Выбор редакции
27 августа, 18:56

Русы на службе у хазар

  • 0

Многочисленные упоминания арабскими хронистами русов в Хазарском каганате не оставляют тени сомнения в том, что значительная часть русов проживала на территории каганата и служила в хазарском войске. В связи с этим встает нерешенный до сей поры вопрос, который я поднимал недавно - о степени самостоятельности Русского каганата, первого гос. образования русов.Один из крупнейших центров русов - Арсания (Арса,Атраб) на территории нынешней Рязанской области, несомненно также входил в состав Хазарии. Ведь славяне вятичи, жившие в Арсе (на Верхней и Средней Оке), в начале 10 века платили хазарам дань, как об этом упоминается в русских летописях. О том, что славяне находились в подчинении у хазар писали и многие арабские авторы."Повесть временных лет"«А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма»Ибн Фадлан«Все хазары и их царь — иудеи, а славяне и все, кто соседит с ними, [находятся] у него в покорности, и он обращается с ними как с находящимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью».Несмотря на то, что арабские хронисты разделяли славян и русов, нужно сделать вывод о том, что русы Арсании также должны были подчиняться хазарам. Ведь Арсания находилась на подконтрольной хазарам территории."Моджмал ат-таварих"«Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался».Это не говоря о том, что значительная часть русов проживала непосредственно в Итиле - столице хазарского каганата. Русы и славяне служили в хазарских войсках. Можно сделать предположение, что распространенное в арабском мире представление о том, что русы - это тюрки, вытекало именно из того факта, что русы служили в армии хазар. Несомненно, что длительное пребывание русов в каганате приобщало их к местной тюркской культуре. Тому свидетельство - нахождение археологами хазарских вещей даже в скандинавской Бирке.Ал-Масуди«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города (Атил). Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями (букв, животными), утварью и украшениями.Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя и являются его слугами (абид)».Так как хазары контролировали торговлю русов по Волге, можно предположить, что в зависимость от них могли попасть все группы русов на Волжском пути, а не только русы Арсании. Этим можно объяснить фразу из Дербент-наме, что именно "весь Рус выплачивал дань хазарскому кагану".«Дербенд намэ»«А Хакан был падишахом тюрков и хазар У него было войско для ведения войн, которое состояло из 400 тысяч человек. Местом пребывания [Хакана] был Накрат (Каз.: „трон (чит.: стольный город) государства Хакан-шаха находился на берегу реки Адил…“). Весь Рус выплачивал ему харадж (дань)».Ат-Табари сохранил память о том, что русы нападали на Дербент вместе с хазарами. Хотя отнесение этих событий к 7 веку является скорее анахронизмом.Ат-Табари (в трактовке Балами)«В Баб-аль-Абвабе (в Дербенте) находился тогда царь, по имени Шахрияр, который пошел к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани (Арабам) и сказал следующее: "Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары, а другой - Русы, которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали».«Абдуррахман же сказал: "я с этим не согласен. В этих дербендах (проходах) по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джуран, то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром (одна из столиц Хазарии), и отсюда далее по ту сторону находится стена Искандера, называемая стеной Яджуджа и Маджуджа, которую Зуль-Карнайн соорудил на краю востока».Несомненно, что без сотрудничества с булгарами и хазарами русы не могли бы сбывать свои товары (рабов, меха и т.д.).Гардизи "Зайн ал-ахбар"«И эти люди (русы) постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают».Абу-л-Фида«Русия — это умма (сообщество) тюрок, соседствующих на востоке с гузами (тюрки-огузы)».Ибн-Халдун сохранил представление о том, что Русь могла граничить с Азербайджаном. Во время максимального расширения Хазарского каганата Закавказье действительно входило в его состав.Ибн-Халдун«Русы — один из тюркских народов, он живет по соседству от Рума и принял также христианскую веру с весьма древних времен. Земля их граничит с областями Азербейджана»Несомненно важен и факт пребывания русов на Волге. Так как русь как этнос сформировалась на Волжском торговом пути, арабские авторы определяли ее рядом с волжскими народами - булгарами, буртасами, хазарами и т.д.Насир ад-Дин ат-Туси«Воспоминания о Каспии»«Русы — это племя из областей булгарских»Ибн Хаукаль"Книга путей и стран"«Русы — народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке ИтильПозади тех (славян) в направлении востока — булгары, русы . Затем по проливу — сторона Трапезунда, а сверху реки, идущей рядом (Итиля, т. е. Волги.) — булгары, русы , башджарты (мадьяры?), буртасы, хазары , печенеги, булгары еще вторые, затем страна Сарир, а сверху тех — страна внутренняя и внешняя Арминия».Абзац из "Истории Ирхана" свидетельствует о присутствии русов в горных областях Дагестана. Можно допустить, что многие русы, служившие в войсках Хазарии, осели на коренной территории каганата - в Дагестане."История Ирхана"«Жители Хадара — неверные, смутьяны, чистые русы (Б, В — урусы); жители Андала были иудеями, [жители] области Хид (Б, В — Хидал.) были грузины, области Чаххал — христиане, Авар — все чистые русы, жители Цудакара (Б — Цидих и Ахуш; В — Цидих и Акуша.) были иудеями и так далее. Жители Ирхана (Отсюда начинается изданный перевод списка Г.) [по своей вере посередине] между мусульманами, неверующими и коптами (Б — ал-хабашин (букв.: «эфиопами»).), религия их — смешанная».Память о присутствии русов на Каспии сохранила "Книга Иоссипон". Возможно в ней речь может идти о знаменитых походах руси на Азербайджан. Более чем вероятно, что эти походы организовывались хазарскими каганами, так как попасть в Каспийское море, минуя Итиль, столицу каганата, невозможно."Книга Иоссипон"«Потомки Тирас — это Русиш, Бошни и Англеси (англы), живущие по великому морю. Руси живут на реке Кива (возможно Кура), впадающей в море Гурган (Каспийское)».Читайте об истории Русского каганата:Арса - древняя страна русовРанние правители Руси - каганы, а не князьяКаган - правитель русов

Выбор редакции
18 августа, 20:38

Видеосюжет о древней стране русов Арсании

  • 0

В дополнение к моей статье про страну русов Арсанию, что под Рязанью.Интересный видеосюжет, посвященный Борковскому острову. Также в сети есть местный краеведческий сайт об этом месте.

Выбор редакции
18 августа, 15:07

Арса - древняя страна русов

  • 0

Это рассказ о легендарной стране русов - Арсании (Арса, Артаб), известной по арабским источникам, ныне это район средней Оки в Рязанской области. Название этого центра руси происходит от самоназвания мордовских племен - Эрзя (Арса от иранского aršan (герой, мужчина). От него же происходит и название русского города Рязань (Эрзянь). Вполне возможно, что знаменитый Остров русов, упоминаемый арабскими историками, мог быть столицей именно этой группы руси. Так как весьма вероятно, что легендарная Арса изначально находилась на Борковском острове, что рядом с нынешней Рязанью. Этот остров (или полуостров) находится в междуречье рек Оки и Трубежа у северной границы современной Рязани.Борковский остров рядом с Рязанью на карте С.Герберштейна (1549 год).Вид с Острова на купола Успенского собора в Рязанском кремле.Борковский остров известен своими многочисленными кладами арабских серебряных монет, их здесь больше, чем в любом другом древнерусском городе. Знаменитый исследователь Старой Рязани Монгайт считал, что этих кладов 7, сейчас их число сократили до 5. Даже не смотря на это обстоятельство, островное село Борки, что на севере Рязани, остается абсолютным лидером по кладам куфического серебра. Для примера, в знаменитой Ладоге, главном северном городе русов, их 4, на Сарском городище - старейшем скандинавском центре рядом с Ростовом всего 2 клада. Всего на Средней и Нижней Оке известно 56 кладов арабских дирхемов, для сравнения, в районе Новгорода и Ладоги нашли лишь 25 кладов. Т.е. в районе Арсании сосредоточенно самое большое количество арабских монет, чем еще где-либо на Руси. Это свидетельство того, что Арса - главный торговый центр (торжище) русов на Великом волжском торговом пути. Именно здесь, под будущей Рязанью, перекрещивались два важнейших речных пути - волжского и донского. По Волге можно было попасть в Каспийское море, по реке Дон - в Азовское и Черное.Карта кладов арабских дирхемов на Волжском торговом пути из книги И.Е. Дубова "Великий волжский путь". Местоположение легендарной страны Арсании (45-89) буквально бросается в глаза обилием черных точек.На карте Московии, составленной С. Герберштейном в 1549 г., это пересечение речных путей изображено буквально. В огромное озеро в центре Московии впадают реки Ока и Дон (Танаис). Посередине этого огромного озера изображен некий Остров, имеющий у Герберштейна название Струб (Strvb).С.Герберштейн описывает остров под Рязанью как "некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никому", при этом он ничего не упоминает о Рязанском княжестве.Сигизмунд ГерберштейнЗаписки о МосковииРязанская область расположена между Окой и рекой Танаисом, в ней есть деревянный город недалеко от берега Оки. Была там и крепость, которая называлась Ярослав (Iaroslaw); от нее теперь остались одни следы. Недалеко от города река Ока образует остров, который называется Струб (Strub), некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никомуХорошо известно, что ни один город Рязанского княжества не находился на острове посередине Оки. Герберштейн упоминает Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань), он называет его крепостью Ярослав (Iaroslaw) и путает со Старой Рязанью, якобы от него остались только следы. Видимо, об этих городах Герберштейн узнал по рассказам. Поведали ему и великом островном государстве, которое у него в сознании наложилось на информацию о Рязанском княжестве и даже смогло ее перекрыть. Островное гос-во стало более значимым, чем будущее русское княжество. Что означает слово Струб неизвестно, возможно это видоизмененное "сруб" в значении крепости, может быть это искаженное слово "остров".Ибн Русте, «Книга дорогих ценностей»Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус.Междуречье Оки и реки Трубеж - это край многочисленных озер и болот. В время весенних половодий оно почти полностью затапливалось, над водой оставались лишь вершины огромных песчаных дюн. Когда вода спадает, примерный диаметр Борковского острова может доходить до 2 км. Это несколько меньше, чем указывали арабские авторы, но они могли и ошибаться, ведь никто из арабов на Острове русов не бывал.Борковский остров был образован наносами реки Оки. В древности его песчаные дюны огромных размеров даже называли горами. Самая большая дюна носила имя "Сакор-гора", на ней в конце 19 века был найдено поселение и большой могильник финно-угорской рязано-окской археологической культуры. Эта воинственная культура просуществовала до VII в, считается, что впоследствии она трансформировалась в культуру мещеры и подверглась сильной славянизации. Один из первых исследователей Борковского острова А.И.Черепнин записал в конце 19 века местную легенду о хозяевах Сакор-горы.А.И. Черепнин «Местная старина. Борковской могильник» (ТРУАК, 1894, Т. 9, Вып. 1, С. 1–26)«Давным-давно, похоже, еще до татар, на Сакор-горе был городок с железными воротами; в городе жили пришлые великаны; они вели беспутную жизнь – обижали окрестных крестьян, грабили их добро, силою отнимали жен и дочерей; никакого сладу с ними не было. Прошло много лет, великаны не оставляли своей греховной жизни. Тяжело становилось народу. Долготерпелив и многомилостив Господь, долго попускал Он безобразия великанов; но и Божию милосердию бывает конец. Бог прогневался на нечестивцев, наслал на них лютых врагов, которые истребили великанов до последнего младенца и разорили их поганый городок. Тут-то и случилось чудо, железные ворота сами собой ушли в землю, – врагам-то легко было ворваться в городок.Остаток песчаной дюны на Борковском острове.Информация Черепнина во многом согласуется с текстом С.Герберштейна и упоминаниями арабских авторов. На месте нынешнего поселка Борки когда-то существовал центр могущественных правителей. Арабы называли его Арса (Арта, Артания). Они писали, что никто из чужестранцев отсюда не возвращался живым. Почему - неизвестно.Ал-Истахри«Русы. Их три группы [джинс]. Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он [город] больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они [жители] убивают всякого чужеземца, приходящего в их земли. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово [свинец?]»Городом Куйаба арабы несомненно называли Киев, Славийа скорее всего Новгород, земля словен ильменских. Арабы часто путали балканскую Булгарию и Волжскую, поэтому в рассказе Истахри под именнем Булгара подразумевается именно Первое болгарское царство (что на Балканах). Оно действительно ближе к Киеву, чем к остальным двум центрам руси. Город Арсу многие поколения исследователей пытались размещать буквально где угодно - от Балтики до Перми. Но большинство лингвистов видело Арсанию именно в районе нынешней Рязани из-за совпадения названия города, имени местной эрзи и народа арису, упоминаемого хазарским царем Иосифом.Ответное письмо хазарского царя ИосифаУ (этой) реки (Итиль, Волги) расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань.Народ Арису, по мнению хазарского царя, проживал около Волги (Итиль), рядом с Суварами (С-вар - племя волжских булгар) и марийцами-черемисами (Ц-р-мис). Это примерное расселение мордовских племен.В IX веке территорию Средней Оки захватили вятичи. Как известно из "Повести временных лет" вятичи также находились под контролем хазар и платили им дань, царь Иосиф видимо упоминает их под именем В-н-н-тит (вентичи, вятичи).Можно предположить, что и русы на Борковском острове находились в зависимости от Хазарского каганата. Легенду о получении русами своей земли от хазар приводят арабские авторы.Моджмал ат-таварих "Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался."Берег Борковского острова и река Ока в районе Луковского леса.На карте ал-Идриси город Артан расположен в землях мордвы западнее Волги (Итиля). Рядом с ним на карте изображена некая река Сагину (или Сакир), чье название напоминает наименование "Сакор-горы" из легенды Борковского острова. Вполне возможно, что это неслучайно, у Идриси река Сакир - это некий приток Волги, который впадает в Азовское море, т.е. это совмещение рек Оки и Дона одновременно.Ниже, реконструкция карты ал-Идриси с латинскими обозначениями топонимов. Кусок Черного моря находится вверху. Город Артан изображен на вершине горы. Идриси писал о нем:ал-Идриси Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой.Реконструкция карты Идриси из книги Рыбакова Б. А. "Русские земли на карте Идриси". Реконструкция приближена к современной картографии.Арабские авторы специально выделяли Оку - ее называли рекой Рус (Русов) и, судя по всему, совмещали с Волгой. Так как именно по Оке шел знаменитый Волжский торговый путь из варягов в арабы (или хазары). Сама этническая общность русь несомненно сформировалась на этом торговом пути.«Худуд ал-алам» о реке Рус«Другая река - Рус, которая вытекает из глубины страны славян и течет на восток, пока не достигнет границ русов. Далее она проходит границы Уртаб, Слаб и Куйафа, которые являются городами русов, и пределы Кифджак. Там она меняет направление и течет на юг к пределам печенегов и впадает в Аттил».Река Рус так важна для составителя «Худуд ал-алам», что он размещает на ее берегах все три русских центра - Уртаб (Рязань), Слаб (Новгород) и Куйафа (Киев). Несомненно это ошибка, но она подчеркивает значение Оки и Волжского торгового пути для русской истории.«Худуд ал-алам» О трех центрах русов.Куйа.а - город русов, ближайший к мусульманам, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Сла.а - приятный город, и из него, когда царит мир, ведется торговля со страной Булгар. Артаб - город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму".Неизвестный автор «Худуд ал-алам» подчеркивает, что из Арсы вывозят ценные, видимо булатные, клинки мечей. Скорее всего их производили в Европе и везли по Волжскому пути, но можно допустить, что некоторые образцы ковались и на месте, ибо рязано-окские финны имели достаточно развитую культуру металлообработки.С XV века на Борковском острове известен мужской Богоявленский монастырь. Нынешняя Богоявленская церковь в Борках была возведена в 1673 году. Ныне вокруг церкви Богоявления сложилось кладбище поселка Борки.В настоящее время, почти все песчаные дюны на Борковском острове перестали существовать. Отсюда в течении всего советского периода вывозился песок на стройки в г. Рязань. Из-за подобного варварства значительная часть песчаных гор превратилась в карьеры заполненные водой. Само собой, весь культурный слой Сакор-горы был полностью уничтожен. Остатки этой дюны сейчас застроены домами поселка Борки.Озеро Святое на Борковском острове.К востоку от Сакор-горы раньше находилось так называемое Жемчужное поле и Жемчужный бугор, а также Французские бугры. Эти названия появились из-за активного кладоискательства в этой местности. Местные жители находили россыпи ювелирных изделий прямо на поверхности Жемчужного поля. "Французскими" бугры стали из-за того, что в них постоянно находили погребения неизвестных воинов с холодным оружием, местные крестьяне считали, что это могилы солдат наполеоновской армии 1812 года.Систематические археологические исследования Борковского острова проводились лишь в конце 19 века, это были раскопки В.А.Городцова, А.И Черепнина. Большая часть кладов куфического серебра из Борок была найдена также в 19 веке. В советское время дюны исследовались лишь эпизодически, тем более, что к 1970-м годам они были уже почти полностью уничтожены.О поселениях на Борковском острове в советское время писал А.Л.Монгайт.«Многие чудские селища, возникшие еще в раннем железном веке, продолжали существовать в VI—X вв. н. э. Таковы, например, два селища, открытые В. А. Городцовым в Борках в 1890 г. Одно из них находилось у южной оконечности Сокор-горы и характеризовалось ямами и остатками разрушенных глинобитных печей, около которых залегали в изобилии обломки грубой глиняной посуды, обожженные камни, железная руда и шлаки, глиняные прясла и грузила. Другой поселок открыт на так называемых «Французских буграх», недалеко от места находки клада с куфическими монетами X в. Площадь поселка покрыта слоем угля, что указывает на уничтожение его огнем. Здесь найдена масса керамики грубой формовки, с толстыми стенками, по мнению В. А. Городцова, современной Борковскому могильнику и в основном датирующей оба поселка»А.Л. Монгайт. "Рязанская земля".Делать выводы об этнической составляющей населения Борковского острова очень сложно, прежде всего из-за его слабой изученности. Ведь исследователи конца 19 века еще не обладали всеми навыками современной археологии. В советское время Борки исследовались мало, а к концу 20 века культурные слои Острова уже перестали существовать.Возможно, Борковское селище в IX веке имело смешанное финно-славянское население под управлением русов-скандинавов. Так как вятичи находились под контролем Хазарии, можно предположить и наличие какого-то хазарского контингента. О присутствии хазар на Средней Оке может свидетельствовать наличие городища Казарь (Казар,Хазар) рядом с Борковским островом (к востоку 25-30 км) на левой стороне Оки.Читайте также:Каган - правитель русовСолнечный царь русовРанние правители Руси - каганы, а не князьяРусский каганат в ПруссииОригинал статьи на Яндекс Дзен:https://zen.yandex.ru/media/maximus101/arsaniia-drevniaia-riazan-5d593909e3062c00ac63c4b7

Выбор редакции
31 июля, 14:41

Еще про ханов-каганов)

  • 0

Просто понравилось:) Подсмотрел у novy_chitatel Во имя аллаха милостивого милосердного.С милостию и помощью господа всевышнего и милостивого мы, могущественные и всесильные падшахи, ханы и великие беки Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всех Великой и Малой и Белой Руси ханы московские, киевские, владимирские, новгородские, казанские, ханы хаджитарханские, ханы турские, падшахи псковские, великие беки смоленские, падшахи тверские, югорские, пермские, вятские, булгарские и других уделов, как-то: падшахи и великие беки новгородские (-нижегородские), повелители черниговские, рязанские, ростовские, ярославские, белоозерские, угорские, обдорские и всех северных стран падшахи и обладатели многих других восточных, западных и северных царств и земель, доставшихся [нам] от наших отцов и дедов, наше величайшее ханское величество уведомляем высокостепенного, высокопрестольного и высокотронного падшаха восточных стран властителя, могущественного наместника издревле славных и высокостепенных ханов и великих падшахов персидских вилаетов, обладателя рога носорога, завоевателя высокого сана, славы и почета, пребывающего в высшем уважении, повелителя многих мусульманских краев, властителя персидских и ширванских вилаетов, нашего брата его величества великого падшаха шаха Сулеймана; и нашего брата великого высокопрестольного падшаха его шахского величества, повелителя Хиндустана и всех восточных стран, могущественных ханов, султанов балхских, бухарских, урганджисских и хивинских земель, их правителей, калантаров, везирей, советников, начальников дорог, ...(?), тысячников (минбаши), сотников (юзбаши), пашей (?), калмыков, вождей горских черкесов, чиновников и их облаченных властью (?) людей, что [сей лист] составлен по повелению нашего величайшего ханского величества и он составлен по нашему падшахскому приказу, [по повелению] нашего величайшего ханского величества: мы, великие падшахи, наше величайшее ханское величество, повелели нашему купцу купчине Семену сыну Мартин Маленькому отправиться вместе с своими товарищами из российского города нашего величества в мусульманские вилаеты — в Балх в индийскую крепость Кубул (Кабул), в Хиву, в Бухару и ваши персидские вилаеты для того, чтобы он торговал там имуществом нашим (буквально: казной), товарами, благородными алтунами (золотом) и акчами нашего величайшего ханского величества, дабы умножилась казна нашего величайшего ханского величества. Мы, великие падшахи, [приказали] нашему купчине [отправиться] в ваши вилаеты, чтобы купить в Персии, в Индии, в Балхе, в Бухаре, в Ургандже, в Хиве всевозможные нужные для нашего величайшего ханского величества и нужные для нашей казны товары, и пусть во всех вилаетах, крепостях, деревнях и кочевьях тот самый купчина нашего величайшего ханского величества и его товарищи будут под вашей сенью, дабы они [могли] спокойно торговать казной нашего величайшего ханского величества и покупать товары, и вы, ваше шахское величество, хан ханов Персии, передайте султанам Индии, Балха, Бухары, Калантараи, везирям, советникам, начальникам дорог, ...(?), тысячникам, сотникам и всем чиновникам диванов, ради дружбы и любви, которые суть между нами, великими падшахами — между нашим величайшим ханским величеством и вашим шахским величеством великим падшахом и упомянутыми ханами и правителями,— пусть освобождают во время возвращения к нам, великим падшахам, всех повинностей (буквально: дел) купчину нашего величайшего [392] ханского величества Семена Маленького и товарищей его и всех людей, бывших с ним, и казну нашего величайшего ханского величества. Так как они отправлены от нас, прикажите обеспечить их припасом, вьючными животными, жилищем во всех подвластных вам местах, домами, лавками для торговли и не брать нигде пошлин с их товаров и поверить им во всех делах, и если они захотят отправиться ...(?), то пусть они отправляются со всеми своими людьми, вьючными животными, товарами и со всеми вещами, со своей охраной и путеводителями, и если нашему купчине понадобится отправиться морем, то, если будут у вас, давайте им бусу, кормчих и работников (?), во всех делах окажите им помощь, во всех делах, какие случаются. Если по воле аллаха великие волны разрушат бусу купчины нашего величайшего ханского величества и выбросят на берег его товары, вы любезно перешлите нашему величайшему ханскому величеству, или же вы найдите и заставьте найти их (товары) и передайте нашему купчине Семену Маленькому и его товарищам, и ни в коем случае не причиняйте им вреда, и за это наше величайшее ханское величество, мы, падшахи, будем милостивы к подвластным вам купцам, приезжающим для торговли в великие русские города.Написано в нашем падшахском вилаете при нашем величайшем ханском величестве, в нашем великом городе Москве в году 7203 в тридцатый день июня от Адама, да будет мир над ним — в четырнадцатом году нашего царствования.Проезжая грамота, выданная С. Маленькому на проезд в Персию, Индию, Балх, Бухару и Хиву (док. № 254)

Выбор редакции
30 июля, 18:57

Ранние правители Руси - каганы, а не князья

  • 0

К сожалению в исторической науке закрепилось неверное использование ранних титулов правителей Руси. Как правило, всех ранних русских властителей принято называть князьями, отдавая предпочтение летописному тексту "Повести временных лет". ПВЛ других титулов просто не знает. Но проблема в том, что "Повесть временных лет" по отношению к начальным этапам становления Русского государства является слишком поздним документом. Она была написана в XII веке, в то время как история Руси начинается существенно раньше - не позже IX века. Исходя из этого имеет смысл опираться на более ранние источники - например, "Слово о законе и благодати митрополита Илариона", оно датируется первой половиной XI века. Где термин "князь" вообще не применяется к упоминаемым русским правителям. Владимира Святого и его сына Ярослава Мудрого величают только одним титулом - каган. Каганами называли правителей Русского каганата и все иностранные авторы.Кадр из фильма "Викинг", где каган русов Владимир Святой также почему-то носит титул князя.На данный момент нет ни одного письменного источника старше XI века, в котором правители русов назывались бы князьями. Титул "князь" использовался только применительно к племенным вождям славян, но не русов.Ниже, важные выводы из статьи крупнейшего российского скандинависта Е. А. Мельниковой посвященные использованию титулов каган и князь в средневековых источниках.«...представляется, что титулы "князь" и "каган" на протяжении IX-XI вв. сосуществовали, но в разных этнокультурных средах: первое являлось обозначением вождей восточнославянских племен и союзов племен, второе использовалось скандинавскими правителями сначала Волховско-Ильменского региона, а после установления власти над Средним Поднепровьем – Киева и возникающего Древнерусского государства. В конце X – первой половине XI в. "каган" был официальным титулом верховного главы Руси, в отличие от подчиненных ему региональных правителей, носивших титул "князь". Славянизация скандинавской верхушки, которая завершается, по языковым данным, лишь во второй половине, если не в конце XI в., с одной стороны, и утрата хазарским термином актуальности из-за исчезновения самого каганата, с другой, привели к замене хазарского титула славянским в конце XI в. С этого времени титул "князь" стал единственным обозначением государей Древней Руси, происходивших из рода Рюрика».«Ориентированность русов IX в. на символы власти Хазарского каганата, как представляется, проявилась не только в заимствовании титула верховного правителя. К концу IX – началу X в. (времени правления Олега) относится появление древнейшего типа знаков Рюриковичей – двузубца с немного отогнутыми зубцами и треугольным отростком внизу. Его изображения встречены в виде граффити на арабских монетах из кладов в Чиннер (Готланд, 880-885 гг.) и Погорельщине (младшая монета 902/903 г.). Наиболее близкие аналогии этому знаку обнаруживаются среди граффити на территории Хазарского каганата, что заставляет предполагать его хазарское происхождение. Вероятно, наряду с принятием хазарского титула была усвоена и хазарская символика высшей власти: предметы и/или изображения, использование которых являлось прерогативой верховного правителя».Мельникова Е. А. "Князь" и "каган" в ранней титулатуре Древней Руси Источник: Диалог культур и народов средневековой Европы (сборник). – СПб.: 2010 (стр. 142-147)Оригинал статьи на Яндекс Дзен:https://zen.yandex.ru/media/id/5d27b62fd11ba200ad358252/rannie-praviteli-rusi-kagany-a-ne-kniazia-5d3f41baac412400ae0f852bПосты о Русском каганате:Солнечный царь русовКаган - правитель русов

Выбор редакции
24 июля, 15:05

Солнечный царь русов

  • 0

Несомненно русский каган Владимир Святославич пытался заимствовать хазарские представления о солнечном божестве для упрочения своей власти, пытаясь уподобиться ранним каганам Хазарии еще не принявшим иудаизм. Во время религиозной реформы 980 года (по Повести временных лет) он ввел в пантеон Киевского государства божеств имеющих явно хазарское происхождение. Прежде всего Хорса (Дажьбог мог быть одним из его вариантов) - иранского бога солнца.Видимо, покровительство солнечного божества позволило Владимиру остаться в народной памяти Красным Солнышком - именно так вспоминают кагана русов в народных былинах.Повесть временных лет«постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь»С солнцем сравнивали еще царя гуннов Аттилу. Царь акациров (возможно предков хазар - ак/кацары - белые хазары) Куридах по Приску Панийскому говорил вождю гуннов следующее:Приск ПанийскийТрудно смертному смотреть в лицо богу. Нельзя смотреть на солнечный диск, тем более в лицо величайшему из богов, не рискуя обжечьсяТо что Хорса русы заимствовали именно из Хазарии подтверждает упоминание этого божества в древнерусском произведении "Беседа трех святителей", где Хорс прямо называется "жидовином". Ведь именно в Хазарском каганате иудаизм стал государственной религией.Беседа трех святителейЕсть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два ангела молнии.Имя Хорса имеет явное иранское происхождение — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце». Бог солнца Хорс созвучен Куару - одному из главных божеств Хазарского каганата. Солярное божество Куар в Хазарии наделялось и громовыми функциями. Это был бог молний и грозы. Армянский историк Мовсес Каганкатваци описывал культ Куара в Дагестане:Мовсес Каганкатваци "История страны Алуанк"Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу КуаруО солярном символе Хазарии писали многие средневековые авторы. Солнечный диск везли перед хазарским каганом во время военных походов. Возможно божественная власть каганов была олицетворением этого культа.Гевонд "История халифов"«(Арабы) пошли к ним на встречу, разбили их совершенно и отняли у них знамя — медное изображение, которое до сих пор хранится в отряде Харашья в честь храбрости их предков».Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»«Когда во главе армии становится царь, то перед ним везут диск в виде барабана, блеск которого видит вся армия и следует за ним»"Та'рих-и Бейхак"«Дейлемиты сравнивали луну с «позолоченным» щитом, носимым перед царём в походе»Предыдущий пост о Русском каганатеКаган - правитель русовОригинал статьи на Яндекс Дзенhttps://zen.yandex.ru/media/id/5d27b62fd11ba200ad358252/solnechnyi-car-rusov-5d2efd7ac49f2900aef43b68

Выбор редакции
22 июля, 19:20

Каган - правитель русов

  • 0

Главная тайна ранней истории Руси - это вопрос подчиненности ее территории Хазарскому каганату. На данный момент нельзя утвердительно ответить был ли Русский каганат самостоятельным государственным образованием, или же правителем русов считался хазарский каган. Речь идет о самой сути этого раннего этапа русской истории, отраженной в письменных источниках. Должны ли мы воспринимать Русский каганат как начало именно русской государственности, или же сведения источников о "кагане русов" нужно толковать как часть информации о государстве хазар?Мы можем констатировать существование каганата русов только со времени Владимира Святого (конец 10 века). Так как уже по древнерусским источникам ("Слово о законе и благодати", митрополита Илариона) хорошо известен титул правителя русов - Владимир и его сын Ярослав Мудрый названы в этом источнике каганами. Но о более раннем времени говорить затруднительно.Так как русский каган однозначно известен в конце 10 века, лично я предположил бы, что этот титул существовал у русов и ранее. Ибо сложно представить, чтобы ранние источники (9-10 веков), упоминавшие "кагана русов", при этом полностью умалчивали о его хазарской сущности. Особенно это касается арабских авторов, которым было хорошо известно государственное устройство Хазарии. Думается, что перепутать хазарского кагана и русского для них было бы затруднительно. Хотя, несомненно, что на раннем этапе экспансии русов в Восточную Европу они должны были находится в зависимом положении от местных правителей - хазарских каганов.Далее, основные упоминания каганов русов в письменных источниках.Бертинские анналы, 839 годС ними [послами] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы.Ибн Русте, «Книга дорогих ценностей»Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус."Худуд ал-алам" Страна (р у с о в). На восток от нее - гора печенегов, на юг - река Рута, на запад - славяне, на север - ненаселенный север. Это большая страна, и народ ее плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов.«Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона (30—40-е XI в.)«Похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом»«Похвалим же и мы... великааго кагана нашеа земли, Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава»«сий славный от славныих рожься... каган наш Влодимер»«Паче же помолися о сынѣ твоемь, благовѣрнѣмь каганѣ нашемь Георгии»«Быша же си въ лѣто 6559 (1051), владычествующу благовѣрьному кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь»Граффити с молитвой о спасении души на фреске с изображением патронального святого киевского князя Святослава Ярославича (1073-1076) в Киевской Софии."Сьпаси Г[оспод]и каг[а]на нашего"Спаси Господи кагана нашего.Оригинал статьи на Яндекс Дзенhttps://zen.yandex.ru/media/id/5d27b62fd11ba200ad358252/kagan-pravitel-rusov-5d29da38ac412400ae8f2f8d

Выбор редакции
21 июля, 21:08

Про Русский каганат на Яндекс Дзене

  • 0

Мой старый канал на Дзене maximus101 забанили еще в прошлом году. Решил сделать еще один - Русский каганат. Видимо забанили сразу же. Так и живем)Предполагаю, что преодолеть пессимизацию будет уже невозможно. Писать на Яндекс Дзен я могу только как в облачное хранилище - как либо демонстрировать свои труды читателям невозможно в принципе.Но в моем ЖЖ каганат русов еще жив. Хотя, видимо только пока...