Источник
maximus101 - LiveJournal.com
22 сентября, 18:36

Прусский музей в Калининграде

  • 0

Коллекция прусских древностей базируется ныне в Калининградском областном историко-художественном музее, когда-то в немецкие времена Музей Пруссии (Prussia-Museum) был крупнейшим собранием археологических артефактов во всей Балтии, но после многочисленных злоключений значительная часть коллекции прусского музея была утеряна. Ранее Музей Пруссии находился в замке Кенигсберга, после его уничтожения в советское время, прусские древности разворовывались длительное время, какая-то их часть была вывезена в Германию еще во время войны, что-то сгорело при разрушении замка авиацией, вплоть до 90-х годов коллекция Музея Пруссии считалась утерянной, но в 1999 году, когда один из фортов Калининграда был покинут военными (форт №3), в его рвах и помойках была найдена существенная часть прусских артефактов. Видимо, еще в советское время ящики с музейной коллекцией были найдены в подвалах форта и выброшены за ненадобностью. Одним словом, злоключения прусского музея - это такой захватывающий детективный сериал, о них снято много документальных фильмов и написано книг.Женское погребение из Альт-Велау, ныне Знаменск, Гвардейский район, 14 век. Массивная бронзовая гривна "тотенкроне" на шее женщины могла весить до 2 кг, предполагается, что такие гривны предохраняли шею от укусов вампиров.Прусский каменный идол, якобы 12 века. Датировки подобных изображений приблизительные, так как все прусские каменные изваяния многократно перемещались и полностью лишены археологического контекста.Это прусское изваяние напоминает каменные бабы половцев, на голове у человека здесь явно конический шлем, из под которого сзади спускается на спину длинная коса, характерная для тюркских кочевников. Этот каменный идол лишний раз подтверждает многочисленные связи пруссов с культурой тюркских кочевых племен.Макет конского захоронения 11-12 века. По материалам раскопок могильника Коврово.Украшения головы коня. Про балтийских всадников я писал ранее.Реконструкция снаряжения воинов-эстиев 5 века. Эстиями принято называть предков пруссов, живших в Восточной Прибалтике. По материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район)Керамические сосуды, оружие и украшения. Эпоха великого переселения народов 5-6 вв.Серебряные украшения позднеримского времени, 3-4 вв. Серебро было самым любимым металлом пруссов, золото они ценили меньше, предметов из него очень мало.Арбалетовидные фибулы пруссов.Погребальные урны, предметы быта и украшения, найденные на территории Пруссии, железный век, 500-300 гг. до н.э.Костюм эстиев 3 в. По материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район)Костюмы эстиев 4-5 вв. По материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район)Оружие, орудия труда и украшения. Эпоха бронзы - ранний железный век, 1000 - 300 гг. до н.э.Интересное спиралевидное украшение, я такие встречал в музеях Турции и Закавказья.Римские монеты, первые века н.э. Подобные монеты свидетельствуют об активных торговых контактах между Римской империей и Балтикой на Янтарном пути. Именно янтарь был главным интересом римлян в Прибалтике.Камерное захоронение эпохи бронзы. Курганный могильник Отрадное.Оружие и предметы 3-4 вв.Фрагмент серебряной обтяжки полки седла. Могильник Митино, 6-7 вв.Изображения на фрагменте обтяжки седла из Митино.Прорисовка обтяжки полки седла из Митино.Еще один фрагмент украшения седла из Митино.Изображения из Пруссии, Литвы, Готланда и Борнхольма.Оружие, украшения и предметы быта. Эпоха викингов, 9-11 вв. Обилие скандинавских вещей в Пруссии позволяет делать предположения о существовании здесь Русского каганата, Самбийский полуостров идеально подходит под описания каганата русов арабских авторов.Фибулы скандинавского типа.Реконструкции костюмов эпохи викингов. Курганный могильник Кауп.Предметы вооружения пруссов, 11-13 вв.У этого меча невероятно короткая рукоятка, где-то 5 см, видимо о подобных мечах говорит В.И. Кулаков, ныне ведущий археолог Калининградской области, когда утверждает, что пруссы имели очень тонкокостное строение тела, и у них соответственно были очень маленькие руки и ладони. Хотя, надо признать, что скелет прусской женщины, выставленный в музее (на первом фото здесь), не отличается размерами от современных.Прусские воины 11-13 веков. Реконструкция по материалам могильников Самбии.Налобное украшение головы коня с изображением геральдической хищной птицы.На фото из музея геральдического орла видно лучше.Дикая лошадь. Подобных низкорослых лошадей использовали древние пруссы.Снаряжение воинов-эстиев 2 в. Реконструкция по материалам раскопок могильника Лаут (Пос. Большое Исаково, Гурьевский район) и Гросс-Оттенхаген (пос.Березовка, Гвардейский район).Костяные накладки, 11-13 вв.Фибулы мазурского типа 5-6 вв.Пряжки ремней 13-14 вв.Накладки на ремень орденского времени, 14 в.Погребальные урны 6-4 вв. до н.э. Курганный могильник Нойкен, пос. Песочное, Багратионовский район.Макет прусского городища Грачевка, Зеленоградский район, 11-13 вв.Справа, виден вход на городище в виде рукава-захаба, слева, городище разделено глубоким рвом на две неравные части, можно предположить, что меньшая честь это небольшая цитадель - последний оплот обороны. Надо сказать, что макет изготовлен не очень выразительно, в натуральную величину прусские городища выглядят более грандиозно, об одном из них (Гросс-Хаузен) я писал совсем недавно, там тоже прослеживается разделение верхней площадки глубоким рвом, только Гросс-Хаузен существенно больше Грачевки.Статьи посвященные древней Пруссии:Волшебная крепость пруссов Гросс-ХаузенРомува - языческий ВатиканРусский каганат в ПруссииПро реальное язычествоТюркские короли Балтики

14 сентября, 20:18

Волшебная крепость пруссов Гросс-Хаузен

  • 0

Находясь в Калининградской области имеет смысл посетить некоторые старые прусские городища, коих в тамошних местах великое множество. Сии исторические памятники мало привлекают туристов, ибо представляют из себя лишь кольца земляных валов, но места эти воистину сказочные, они хранят в себе крупицы древнего волшебства - языческой истории прусских земель. Одним из самых известных подобных памятников является городище Гросс-Хаузен, находящееся рядом с современным поселком Русское.Надо сказать, что в здешних местах древних городищ великое множество, но Гросс-Хаузен (Домашняя гора) выделяется своими большими размерами, археологическое название сей горы - Русское-2, из чего вытекает, что рядом присутствует и городище Русское-1, оно меньше размерами и автор этой статьи не стал тратить на его поиски время. Интересен и сам поселок Русское, где сохранились остатки тевтонского замка Гермау (Гирмов) и старое немецкое кладбище. Именно с этого замка, вернее его следов, мы начнем осмотр этих загадочных мест.Первое упоминание о местечке Гирмов появляется в "Хронике земли прусской" Петра из Дусбурга. Зимой 1252 года большой отряд крестоносцев под руководством комтура замка Христбурга Генриха Штанге потерпел сокрушительное поражение от пруссов рядом с селением Гирмов (Гирмове), погиб сам комтур и его брат Герман.В 1270 году на месте старой прусской крепости был возведен тевтонский замок, в начале 14 века его перестроили уже в камне. Скорее всего замок был однофлигельным и имел четырехугольный план, с запада к ядру замка прилегал форбург (передовое укрепление), он был отделен от основных сооружений глубоким рвом.В 1760 году обветшалый флигель замка перестроили в кирху, которая сильно пострадала во время боев 1945 года, уже в советское время кирху разобрали на щебенку, остался только небольшой фрагмент восточной алтарной части.Сейчас на месте замка располагается немецкое кладбище, воссозданное на немецкие деньги в 90-х годах.Кирха Гермау до Второй мировой войны.Немногочисленные остатки старых надгробий сложили у оставшейся стены кирхи.Огромные камни стен кирхи намекают на фортификационный характер этого сооружения, когда-то кирха была главным жилым строением замка Гирмов.Периметр стен замка частично сохранился, немцы в 90-х законсервировали остатки строений.Надо сказать, что несмотря на незначительность остатков замка Гермау-Гирмов, этому месту сильно повезло с немецким финансированием, так как руины других замков в Калининградской области находятся в удручающем состоянии. Почему немцы выбрали именно это кладбище, чем оно так для них значимо, мне доподлинно неизвестно.Напротив руин кирхи возвышается квадратная площадка заросшая деревьями, можно предположить, что это остатки укреплений квадратного форбурга (предзамкового укрепления), ныне превратившиеся в земляной холм.Сам городок Русское - это примерно десяток старых домов, все, что осталось от немецкого Гермау. В городке есть пара продуктовых магазинов, общественный транспорт сюда не доходит - автобус из Калининграда останавливается на трассе в поселке Поваровка, не доезжая до Русского пару километров.За Гермау в 1945 шли тяжелые бои, городок был взят штурмом советскими войсками 3 февраля 1945 года, после чего 91-я гвардейская стрелковая дивизия Красной Армии попала в окружение и была отброшена от города. Вторично поселок Гермау был взят Красной Армией только 16 апреля 1945 года.В 1946 году городок Гермау был переименован в Русское.В память о боях под Гермау был сооружен монумент павшим советским воинам, он находится рядом с немецким кладбищем.Теперь мы двинемся на поиски древнего прусского городища, которое находится в нескольких километрах от поселка в глубине леса. Везде о горе Гросс-Хаузен пишут как о значительной возвышенности в 90 метров, но обольщаться не стоит, 90 метров это от уровня моря, по факту все здешние горы еле-еле выделяются над лесными насаждениями.Чтобы попасть на Гросс-Хаузен, нужно двинуться по проселочной дороге на северо-запад от поселка Русское, по дороге минуя современное кладбище.И потом углубиться в лес. Никаких ориентиров и указателей там нет. Когда-то про здешний заколдованный замок жители слагали много легенд, якобы он появлялся в определенное время года. Например, вот одно из преданий:«Один житель то ли из Большого, то ли из малого Курена как-то раз в новогоднюю ночь собрался в Гермау. Когда он приблизился к лысой горе Хаузена, то к немалому своему удивлению обнаружил, что на ней стоит великолепный замок. Замка этого он отродясь не видывал, хоть и часто путешествовал той дорогой. Недолго думая, направил он свою телегу в гору. Ворота замка были открыты. Когда он вошёл, то увидел там нарядных подземных жителей, веселившихся на празднике. Они пригласили его к столу. Крестьянин ел, пил и танцевал. Но потом спохватился, что нужно ехать обратно. Когда он стал собираться в дорогу, подземные жители окликнули его, мол, негоже уходить с пустыми руками. «Давай свой мешок!», - завопили они. Крестьянин поблагодарил их за доброту, водрузил полный мешок на плечо и пошёл к телеге. Бросив мешок в телегу, решил он глянуть, что же всё-таки такого ему там подарили. Ах, как стало ему неприятно – весь мешок был заполнен конским навозом! Однако сам мешок мог ещё пригодиться, поэтому он вытряхнул нечистоты наружу и убрался восвояси. Но уже дома, вытряхивая мешок, в углах его, там, где были остатки навоза, он обнаружил монеты из чистого золота! О том, что каждую новогоднюю ночь на Хаузене из-под земли поднимается красивый замок, знают многие местные жители».Важное отличие горы Хаузена от остальной местности, это конечно наличие волшебства. Именно этот фактор можно считать главным ориентиром при поиске городища в лесу - если вы чувствуете, что волшебство отсутствует вокруг, значит, вы идете куда-то не туда, а если нарастает, то вы на правильном пути.В моем случае, все было именно так - по дороге к загадочному замку пруссов волшебный белый ковер из цветов все нарастал и нарастал, в то время как в других местах леса виднелись лишь унылый кустарник и сырая земля.И вот я увидел на возвышенности ряды земляных валов прусского замка заросшие лесом.Три линии валов городища отчетливо проступают меж деревьев. Гросс-Хаузен имеет весьма сложную структуру, кое-где здесь возведены даже четыре линии валов, но преимущественно их три, с северо-запада только две, так как гора там имеет более крутые склонны. Валы возвышаются друг над другом, внешний вал примерно 4 метра высотой, вторая линия - 10, и третья линия уже где-то 20 метров.Схема прусского городища Гросс-Хаузен (пос. Русское-II) (рисунок из кн. Фриды Гуревич 1960 г.)Валы городища, можно заметить, закручиваются по спирали, внешний вал становится средним. Основной вход на городище возможно был с юга, сейчас тропа проложена именно здесь, но во внешних укреплениях есть и другие проемы, где могли существовать ворота. На северо-востоке, также как и на западе, присутствуют дополнительные валы-бастионы, надо сказать, что схема городища Фриды Гуревич не совсем точно отображает здешнюю фортификацию, в чем мы убедимся при осмотре валов Гросс-Хаузена.Проем ворот городища.Три линии валов с южной стороны. Поверху вала шли деревянные укрепления, это были две линии частокола, между которыми засыпалась земля, как правило, ширина подобного укрепления была не больше двух метров.В старой легенде, что я привел выше, гора Хаузен названа "лысой", видимо, это действительно было так, нынешние леса появились лишь к концу 20 века. В средние века все деревья пускались на дрова или использовались в строительстве, поэтому прусские земли больше напоминали степи, и гора Хаузен, действительно, была горой, т.е. виднелась издалека.Верхний самый мощный вал городища.Вид с площадки верхнего вала вниз. Сквозь деревья видно, что прусская крепость стоит на пологом холме.Интересный вид сверху на северо-восточный бастион, здесь внешний вал существенно выше внутреннего и почти равен по высоте верхнему валу, в связи с этим непонятен смысл существования невысокого среднего вала.Для каких целей создавалась эта крепость не совсем понятно. Археологические раскопки показали, что городище относится к позднему этапу прусской истории - к 11-13 вв. Общепризнанной является точка зрения, что Гросс-Хаузен - это место сбора прусского ополчения, якобы для постоянного места жительства это земляная крепость была непригодна из-за отсутствия источников воды на горе, рядом с городищем также нет каких-то рек и водоемов. Возможно, что крепость имела и ритуальное значение, т.е. была языческим капищем, сходным по функциям со знаменитым святилищем Ромово.Верхняя площадка крепости Гросс-ХаузенВнутри городище серьезно перекопано и необязательно, что археологами, как известно в Калининградской области процветает кладоискательство. Весь лес вокруг Гросс-Хаузена буквально испещрен ямами черных копателей, несомненно, что и прусское городище привлекает их внимание.С юго-западной стороны площадки городища видна какая-то небольшая возвышенность, в сущности, это часть внутреннего вала, только более внушительная по размерам, что это такое непонятно, на плане Ф.Гуревич эта часть городища никак не выделена, хотя это самая высокая точка Гросс-Хаузена.Здесь можно различить нечто, похожее на основание башни.Сверху, эту земляную башню тоже пытались разрыть.Кое-где на городище встречаются обработанные камни, хотя о каких-либо каменных постройках на Гросс-Хаузене ничего неизвестно. Несомненно, что городище на возвышенности могло использоваться и после завоевания этой земли Тевтонским орденом, правда, каким образом непонятно, видимо из-за отсутствия источников воды для рыцарского замка это место не подходило, поэтому свою крепость крестоносцы возвели в Гермау-Гирмове. Возвышенность Гросс-Хаузена могла как-то служить и во Вторую мировую, какие-то ржавые железные конструкции торчат из земли здесь и сейчас.С юго-западной стороны верхнюю площадку городища пересекает глубокий ров, который отделяет некое пространство, окруженное валами. На переднем плане, виден внутренний вал, идущий от самой высокой точки крепости. Ни на одном плане Гросс-Хаузена этот ров не обозначен, на плане Фриды Гуревич, исследовавшей городище в 60-х годах, в этом месте находятся 4 вала друг за другом, хотя хорошо видно, что ров отделяет от основного внутреннего пространства небольшую дополнительную площадку, где можно было бы легко уместить несколько построек. Возможно, это какая-то цитадель в цитадели, которая соединялась с основным пространством крепости деревянным мостом.Подобный ров существовал в прусском городище Грачевка, которое также изучала Фрида Гуревич, макет укрепления Грачевка можно увидеть в Калининградском музее.Ров пересекающий верхнюю площадку Гросс-Хаузена.Валы и рвы Гросс-Хаузена с юго-западной стороны.Общий вид "ступеней" земляной пирамиды Гросс-Хаузен, по каждой из них идет оборонительный вал.Проем внутри среднего вала, видимо, здесь были какие-то внутренние ворота. Вполне возможно, что попадание в крепость осуществлялось по спирали, кольца валов имели здесь функции захаба - длинного коридора между крепостными стенами. Нынешний прямой путь между валами мог быть пробит существенно позднее, когда городище Гросс-Хаузен потеряло свое оборонительное значение.Удаляясь от крепости в лес можно легко наткнутся на развалины более поздних построек. Изначально, скопление каменных валунов может рисовать в воображении облик некоего замка, хотя на самом деле это видимо обыкновенные немецкие жилые дома, добротно выстроенные на основаниях из огромных камней, подобные строения и сейчас можно видеть в Калининградской области в более цельном виде. Такие дома строили в 19 века, а в 1945 (или после) они были разрушены и основательно заросли лесом.Сейчас руины старых домов усиленно пропахиваются кладоискателями всех мастей. На рынке в Калининграде я видел целые ряды из железных предметов, созданных еще в немецкой Пруссии, это может быть инструмент, утюги, гвозди - что-угодно, скорее всего, все эти предметы находят в развалинах подобных домов, не исключено, что копатели отыскивают и нечто более ценное, чем старый немецкий металлолом.Здесь мы видим какой-то разрытый погреб.Эти курганы в лесу тоже результаты копательской деятельности местных жителей.Умельцы вырыли огромный котлован, что они здесь искали на такой глубине одному богу известно.Еще следы от старых немецких домов, видимо, здесь раньше стоял небольшой хутор, в советское время многие немецкие поселки полностью разрушились и заросли деревьями. Сейчас, это уже совсем густой лес.Но вот, признак цивилизации - осколок старой фарфоровой посуды.Ну, а мы покидаем сей волшебный лес, хранящий следы, как минимум, двух цивилизаций - сначала прусской, уничтоженной германскими рыцарями, затем немецкой, уничтоженной уже другими завоевателями. В общем, sic transit gloria mundi - так проходит мирская слава.Мои статьи посвященные Пруссии:Ромува - языческий ВатиканРусский каганат в ПруссииПро реальное язычествоТюркские короли Балтики

Выбор редакции
29 августа, 15:49

Хазарское солнце

  • 0

Интересный солярный символ хазарских каганов возможно может быть связан с прозвищем былинного русского князя Владимира Красное Солнышко, в котором часто видят Владимира Святого. Как известно, русский каган Владимир Святославич, проводя религиозною реформу на Руси, повелел установить идолы солнечных богов Хорса (и возможно Дажьбога), имя Хорса имеет явное иранское происхождение — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце». Бог солнца Хорс созвучен Куару - одному из главных божеств Хазарского каганата. Возможно русский каган Владимир пытался заимствовать хазарские представления о солнечном божестве для упрочения своей власти, пытаясь уподобиться ранним каганам Хазарского каганата еще не принявшим иудаизм.Гевонд "История халифов"«(Арабы) пошли к ним на встречу, разбили их совершенно и отняли у них знамя — медное изображение, которое до сих пор хранится в отряде Харашья в честь храбрости их предков».«Когда во главе армии становится царь, то перед ним везут диск в виде барабана, блеск которого видит вся армия и следует за ним» (Ибн Русте). М.И. Артамонов "История хазар".«Когда Иша, выступает куда-нибудь, устраивается пред ним род зонтика, в виде бубна, который везется всадником впереди его. За этим всадником идет сам Иша, а войска, его следуют за ним, никогда не выпуская из виду блеску того зонтика» Ибн Русте, пер. Д.А.Хвольсона.«Дейлемиты сравнивали луну с «позолоченным» щитом, носимым перед царём в походе» ("Та'рих-и Бейхак", Мinorskу. A New Book, стр. 129).

Выбор редакции
17 августа, 19:48

Был ли Конан-Варвар женщиной?

  • 0

Я достаточно много писал о Конане-Варваре на страницах своего журнала, но почти всегда только вскользь, ибо сей персонаж весьма сложен для понимания, история киммерийцев до сих пор плохо изучена.Сейчас я хотел бы продемонстрировать читателям то, как он мог выглядеть. Хотя конечно почти все знают о внешности Конана и так, ведь всем известно, что это такой здоровый мужик с длинными волосами и бритым лицом, еще он всегда изображается с разного рода холодным оружием. Все это так и есть, ведь почти все смотрели фильмы о Конане, особенно он хорош в исполнении Шварценеггера.Но все же несколько исторических изображений не помешают. В 1998 году на юго-востоке Турции в городе Хаккари были найдены 13 каменных антропоморфных стел, которые существенно отличались по стилистике от любых человеческих изображений в Передней Азии.На стелах были изваяны воины неизвестного племени, они имели бритые лица (т.е. не имели бороды, характерной для жителей этого региона) и были увешаны грудой оружия. В общем, выглядели так, как и должен выглядеть настоящий Конан-Варвар. Лица на стелах из Хаккари были похожи на изображения скотоводов из Северо-Восточной Азии III-II тыс. до н.э., прежде всего на каменные изваяния чемурчекской культуры. Отсутствие местных переднеазиатских аналогов свидетельствует в пользу пришлого характера культуры оставившей после себя стелы в Хаккари. Датировать данную культуру можно примерно I тыс. до н.э., так как на этих стелах присутствует изображение всадника, уверенно сидящего в седле, а как известно всадничество стало активно развиваться только в железном веке.Подобными всадниками и были киммерийцы - это была волна ираноязычных кочевников обрушившихся в VIII веке до н.э. на Переднюю Азию. Киммерийцы были родственны скифам, поэтому как и у последних, их культура была сформирована в районах Южной Сибири и Восточного Туркестана, где прослеживаются каменные изображения подобные стелам из Хаккари. О связи изваяний из Хаккари и культур Северо-Восточной Азии более детально можно прочитать в статье Л.А. Соколовой "Антропоморфные стелы Хаккари (Юго-Восточная Турция) в историческом контексте".Именно так и выглядел настоящий Конан-Варвар. Он имел широкие плечи, голое лицо, на голове нечто похожее на тиару. Также он носил характерный гульфик, интересно, что его пленные (заткнутые за пояс) и поверженные враги тоже имели подобные гульфики.Особый интерес представляют бритые лица воинов на стелах из Хаккари, дело в том, что в образе кочевников без бороды древнегреческие художники изображали легендарных амазонок. В связи с этим, эти изображения могут приобретать двоякий смысл, их можно трактовать и как образы реальных киммерийцев, активно воевавших с греками в VII веке до н.э. в Малой Азии. Уже давно высказываются предположения, что амазонками греческих авторов могли быть многие племена из Анатолии с характерным обликом, например, хетты, которые также брили лица, или пришлые кочевники из Южной Сибири. Эти народы также имели развитые традиции различного женского доминирования - равные права царя и царицы у хеттов, женщины-воительницы у кочевников, что могло сказаться на их "женском" облике в глазах греков.Греческие авторы часто прямо называют безбородых варваров амазонками. Например, подобное мнение можно найти у Палефата в его труде "О невероятном":"И про амазонок я утверждаю следующее: это были не воинственные женщины, а мужчины-варвары, которые носили хитоны до пят, как фракиянки, на головах — митры, а бороды сбривали, как и теперь патариаты, живущие у Ксанфа. Поэтому враги и звали их бабами. Вообще же амазоны были племенем доблестным в сражениях. А чтобы когда-нибудь существовало женское войско, невероятно, и сейчас нигде такого нет".Или в схолиях (комментариях) к Илиаде Гомера:"Некоторые говорят, что выступавшие в поход были не женщины, а мужчины-варвары: они носили длинные до земли хитоны, волосы повязывали повязками, а также брили волосы, и поэтому враги называли их женщинами. Они были из племени амазонов ('Αμαζονες) и храбры в бою. Невероятно, чтобы когда-нибудь был женский поход: ведь и ныне их нигде не бывает".Можно заметить, что воины на камнях из Хаккари соответствуют описанию "женоподобных" варваров у Палефата - у них голые лица и высокие головные уборы (митры).  Так что на каменных менгирах из Хаккари мы видим изображения амазонок и Конана-Варвара одновременно)

Выбор редакции
17 августа, 19:48

Был ли Конан-Варвар женщиной?

  • 0

Я достаточно много писал о Конане-Варваре на страницах своего журнала, но почти всегда только вскользь, ибо сей персонаж весьма сложен для понимания, история киммерийцев до сих пор плохо изучена.Сейчас я хотел бы продемонстрировать читателям то, как он мог выглядеть. Хотя конечно почти все знают о внешности Конана и так, ведь всем известно, что это такой здоровый мужик с длинными волосами и бритым лицом, еще он всегда изображается с разного рода холодным оружием. Все это так и есть, ведь почти все смотрели фильмы о Конане, особенно он хорош в исполнении Шварценеггера.Но все же несколько исторических изображений не помешают. В 1998 году на юго-востоке Турции в городе Хаккари были найдены 13 каменных антропоморфных стел, которые существенно отличались по стилистике от любых человеческих изображений в Передней Азии.На стелах были изваяны воины неизвестного племени, они имели бритые лица (т.е. не имели бороды, характерной для жителей этого региона) и были увешаны грудой оружия. В общем, выглядели так, как и должен выглядеть настоящий Конан-Варвар. Лица на стелах из Хаккари были похожи на изображения скотоводов из Северо-Восточной Азии III-II тыс. до н.э., прежде всего на каменные изваяния чемурчекской культуры. Отсутствие местных переднеазиатских аналогов свидетельствует в пользу пришлого характера культуры оставившей после себя стелы в Хаккари. Датировать данную культуру можно примерно I тыс. до н.э., так как на этих стелах присутствует изображение всадника, уверенно сидящего в седле, а как известно всадничество стало активно развиваться только в железном веке.Подобными всадниками и были киммерийцы - это была волна ираноязычных кочевников обрушившихся в VIII веке до н.э. на Переднюю Азию. Киммерийцы были родственны скифам, поэтому как и у последних, их культура была сформирована в районах Южной Сибири и Восточного Туркестана, где прослеживаются каменные изображения подобные стелам из Хаккари. О связи изваяний из Хаккари и культур Северо-Восточной Азии более детально можно прочитать в статье Л.А. Соколовой "Антропоморфные стелы Хаккари (Юго-Восточная Турция) в историческом контексте".Именно так и выглядел настоящий Конан-Варвар. Он имел широкие плечи, голое лицо, на голове нечто похожее на тиару. Также он носил характерный гульфик, интересно, что его пленные (заткнутые за пояс) и поверженные враги тоже имели подобные гульфики.Особый интерес представляют бритые лица воинов на стелах из Хаккари, дело в том, что в образе кочевников без бороды древнегреческие художники изображали легендарных амазонок. В связи с этим, эти изображения могут приобретать двоякий смысл, их можно трактовать и как образы реальных киммерийцев, активно воевавших с греками в VII веке до н.э. в Малой Азии. Уже давно высказываются предположения, что амазонками греческих авторов могли быть многие племена из Анатолии с характерным обликом, например, хетты, которые также брили лица, или пришлые кочевники из Южной Сибири. Эти народы также имели развитые традиции различного женского доминирования - равные права царя и царицы у хеттов, женщины-воительницы у кочевников, что могло сказаться на их "женском" облике в глазах греков.Греческие авторы часто прямо называют безбородых варваров амазонками. Например, подобное мнение можно найти у Палефата в его труде "О невероятном":"И про амазонок я утверждаю следующее: это были не воинственные женщины, а мужчины-варвары, которые носили хитоны до пят, как фракиянки, на головах — митры, а бороды сбривали, как и теперь патариаты, живущие у Ксанфа. Поэтому враги и звали их бабами. Вообще же амазоны были племенем доблестным в сражениях. А чтобы когда-нибудь существовало женское войско, невероятно, и сейчас нигде такого нет".Или в схолиях (комментариях) к Илиаде Гомера:"Некоторые говорят, что выступавшие в поход были не женщины, а мужчины-варвары: они носили длинные до земли хитоны, волосы повязывали повязками, а также брили волосы, и поэтому враги называли их женщинами. Они были из племени амазонов ('Αμαζονες) и храбры в бою. Невероятно, чтобы когда-нибудь был женский поход: ведь и ныне их нигде не бывает".Можно заметить, что воины на камнях из Хаккари соответствуют описанию "женоподобных" варваров у Палефата - у них голые лица и высокие головные уборы (митры).  Так что на каменных менгирах из Хаккари мы видим изображения амазонок и Конана-Варвара одновременно)

Выбор редакции
13 августа, 15:31

Людоедство у кочевников

  • 0

Любопытный рассказ турецкого путешественника Эвлия Челеби о погребальных обрядах калмыков. Можно предположить, что Челеби был знаком с античными рассказами о кочевниках-людоедах и перенес эти представления на калмыков 17 века. Подозрительно, что у Челеби трупы поедают люди, при этом нет упоминаний о поедании мертвецов собаками, что было характерно для монгольских племен, и о чем есть многочисленные свидетельства в разных источниках.С другой стороны людоедство ираноязычных кочевников - массагетов и исседонов, которые с большой степенью вероятности были родственны скифам, тоже должно было на чем-то основываться. Сами по себе представлния о переселении "души" или каких-то качеств покойных при их съедении, действительно, очень древние и характерны для многих народов.О массагетах, Страбон "География""Лучшим родом смерти считается тот, когда людей преклонного возраста разрубают на куски и, смешав вместе с бараниной, поедают. Людей, умирающих от болезней, они выбрасывают как нечестивцев и достойных съедения зверями".Геродот "История""Об обычаях исседонов рассказывают следующее. Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. С черепа покойника снимают кожу, вычищают его изнутри, затем покрывают позолотой и хранят, как священный кумир".Эвлия Челеби "Книга путешествий""Когда некоторые из калмыков, дожив до двухсот или трехсот лет, теряют силу, больше не могут ни сесть на коня, ни сойти [с него], их родственникам надоедает выводить их гулять; тогда они варят хвост жирной свиньи, хвост этот по очереди забивают старику в горло и [тем] убивают его, молвив: «Он умер борцом за веру». Все они едят друг друга, однако совершается это по жребию и [только] если кто умрет.И вот, если случится, что человек умер, то, чтобы определить его судьбу, бросают жребий. Если выпадет красный цвет, они говорят, что жребий повелел: «Сожгите на огне!» — и труп сжигают на огне. Если выпадет черный цвет, значит, жребий приказывает: «Закопайте в черную землю!» — и они закапывают покойника в землю. Если выпадет синяя сторона жребия, значит, он приказывает: «Бросьте в воду!» — и тогда они бросают [покойника] в реку Волгу или же идут к той реке, которая близко от их жилья, и бросают в нее. Если же выпадет зеленый цвет — они варят труп и едят. И все это они тотчас проделывают согласно упомянутому жребию.Даже когда умер одни из сыновей Мончак-шаха, они на огне превратили его в кебаб, выпустили жир и кровь и съели. Причем когда ели — радовались и веселились. Когда я, ничтожный, проходил мимо, они и меня приглашали к трапезе. «Подойди, — говорили они, — поешь и ты сына нашего падишаха!» Я, ничтожный, сказал: «О, разве мясо человека едят?» Они ответили: «Ха, [конечно], едят! Вот мы едим его мясо, чтобы душа его вошла в душу одного из нас и таким образом разгуливала, не ведая смерти. Ничего вкуснее, чем мясо свиньи, змеи, человека, наш отец сотворить не мог». Тогда я спросил: «А кто это — ваш отец?» Они ответили: «Хаша Сым Хаша» , теперь мне трудно даже написать это слово.Они — кяфиры, заблудшие; что такое воскресение и воскрешение, вес и весы, рай, ад и чистилище, что такое четверокнижие и пророк, религиозные предписания и сунна — они вовсе не знают. Пожалуй, они — вид скота в образе людей, дети некоего «нечто». Я спросил: «О люди! Разве человеческое мясо едят? Разве оно не горькое?» Один старый калмык сказал: «Горькое, так не ешь. Но если хочешь узнать его вкус, поцелуй женщину один раз; узнаешь, как вкусно. Если бы ты ел человеческое мясо, то обрел бы вечную жизнь, жил бы так же долго, как мы». В тот час кебаб из трупа одного человека поедали сорок-пятьдесят калмыков; его жиром они смазывали себе лица, глаза, туловища; кости же закапывали в землю. [Это было] удивительное и редкостное зрелище.И — упаси Аллах! — если к ним в плен попадает [человек] из Турции или быстрый как ветер татарин из Крыма, они, не откладывая до вечера, бросают жребий, после чего варят человека и съедают. Вот такой это народ — людоеды. Они совершенно не ведают, что такое бог и пророк, рай и ад. Только и знают шахов Тайшу и Мончака. А если один из шахов умрет, его съедают. Но если возжигают огонь, ему непременно поклоняются. И поэтому сжигают умерших на огне".Царица массагетов Томирис с отрубленной головой персидского царя Кира. Худ.А. ДузелхановО погребальных обрядах кочевников великой степи:О кремации у тюрокЗороастризм у монголов

Выбор редакции
07 августа, 19:37

Музей Анкары. Хетты

  • 0

Про хеттов и их империю слышали многие, но представление об их материальной культуре у большинства как правило смутное - вроде бы это были какие-то индоевропейцы, они создали крупное гос-во, много воевали и это все.Раздел музея Анатолийских цивилизаций в Анкаре посвященный цивилизации хеттов представлен в основном артефактами из Каниша (Кюльтепе), ныне его руины располагаются рядом с городом Кайсери в Турции. Из знаменитой столицы хеттов Хаттусы вещей относительно немного. Это обстоятельство указывает на генезис хеттской культуры, ибо зародилась она в древних интернациональных городах юга нынешней Центральной Турции, и прежде всего в Несе (Канише), там длительно существовала торговая колония семитских купцов из Сирии, которые познакомили будущих хеттов с письменностью и другими культурными достижениями Междуречья. Сами хетты называли себя неситами или несили, словом производным от названия древней Несы.Фигура бога войны Шаррумы, украшавшая ворота столицы хеттов Хаттусы, 14-13 вв. до н.э.Керамика из Каниша (Несы) 19-17 вв. до н.э.Неса была длительное время (20-17 вв. до н.э.) торговой колонией ассирийских купцов (карум), которые существенно обогатили культуры местных племен Малой Азии и положили начало синкретической культуре хеттов.Женская и мужская фигурки из Каниша, скорее всего это ассирийские поселенцы. Керамика ассирийской колонии, Каниш, 19-17 вв. до н.э.Сами хетты выглядели иначе, они брили бороды и носили длинные волосы. Эта головка из Каниша могла принадлежать как мужской, так и женской фигуре - существует весьма правдоподобная версия, что амазонки греческих авторов могли быть именно хеттами, ибо бородатым грекам они могли казаться женщинами. Греки приписывали амазонкам строительство многих городов и храмов в Малой Азии, например, знаменитое чудо древнего мира - храм Артемиды в Эфесе был по их мнению возведен изначально амазонками, скорее всего его основали именно хетты.Керамические сосуды изображающие героев шумерской литературы. Люди в остроконечных головных уборах похожи на хеттов.  Каниш, 19-17 вв. до н.э.Глиняная табличка из Вахсусаны - одной из торговых колоний ассирийцев в Малой Азии. Именно семиты-ассирийцы подарили хеттам свою клинописную письменность.Табличка из карума ассирийцев в Канише.Керамика из Каниша.Фигурка богини Кубабы-Кибелы из Каниша, кость, 18 век до н.э. У нее характерный арменоидный тип внешности. Поза богини практически не отличается от подобных времен неолита из Малой Азии, т.е. это все та же богиня мать.Еще несколько плохо сохранившихся женских фигурок из Каниша, все они изображают малоазийскую богиню мать.Два сфинкса вырезанные на морской раковине. Каниш, 19 век до н.э.Ваза из Инандика, 17 век до н.э. Этот феноменальный сосуд дает хорошее представление о внешности хеттов. Надо сказать, хетты любили рельефные изображения на керамике.Все хетты брили бороды, отращивали волосы и носили длинные светлые одеяния.Хеттские музыканты.Поклонение быку. Со времен неолита изображения ритуальных сцен мало изменились, еще в Чатал-Хююке люди почитали быков и богиню мать.В верхней части акробаты кувыркаются в воздухе.Ну, а здесь два хетта занимаются видимо каким-то непотребством)Хеттский керамический сосуд с рельефными быками. Каниш, 19-17 вв. до н. э.Керамические бычки из Хаттусы, 16 век до н.э.Хеттский керамический кисо. Алишар, 17-16 вв. до н.э.Ритуальные сосуды в виде башен. Хаттуса, 17-12 вв. до н.э.Изображение крепостной башни из Хаттусы.Бронзовая фигурка бога, 16-15 вв. до н.э. Хеттские колпаки удивительно похожи на высокие шапки саков из Средней Азии.Пряжка для ремня с двумя женскими фигурами из Каниша.Бронзовое изображение женского солнечного божества, видимо это легендарная богиня солнца города Арины, покровительница хеттских царей. Аладжа-Хююк, 15-14 вв. до н.э."Бог гор", Хаттуса, 14 век до н.э.Керамический сосуд в виде руки. Хаттуса, 17-12 вв. до н.э.Керамическая свинья из Каниша.Хеттские сапожки с загнутыми носами. Каниш, 19-17 вв. до н.э. Такая обувь была характерна для многих горцев - хурритов, картвельских племен. Персонажей в такой обуви моно увидеть на ритуальных сосудах культуры Триалети из Грузии 3 тыс. до н.э.Головы зверей из Каниша.Некоторые звери весьма забавны, например, такой серьезный заяц с переднеазиатским носом.А это вообще непонятно кто.Головка из агата, Каниш, 19-17 вв. до н.э.Погребальная маска из Каниша. Золото, 19-17 вв. до н. э.Литейные формы из Каниша, 19-17 вв. до н.э.Алебастровый идол из Каниша.Двуглавый орел, украшавший ворота Аладжа-хююка. Этот символ хетты несомненно заимствовали из Месопотамии.Лежащий лев из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Сфинкс из ворот Аладжа-Хююка, 1399-1301 гг. до н.э. Сфинкс имеет на голове египетский головной убор в виде платка.Непонятная абстракция из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Олени из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Сцены охоты из Аладжа-хююка, 1399-1301 гг. до н.э.Процессия, Аладжа-хююк 1399-1301 гг. до н.э.Образцы оружия из Каниша.Другие обзоры музея Анатолийских цивилизаций из Анкары:Музей анатолийских цивилизаций в АнкареМузей Анатолийских цивилизаций. Хатты.Музей Анатолийских цивилизаций. Неолит.

Выбор редакции
28 июня, 19:56

Музей Анатолийских цивилизаций. Неолит.

  • 0

Продолжение рассказа о главном археологическом музее Анкары, начинал я его еще в далеком 2013 году. Тогда музей был частично закрыт на реконструкцию, и половина коллекции его была недоступна, при этом обобщающий пост по нему я сделал в свое время. Теперь, после вторичного посещения музея, хочу более детально осветить тамошние экспонаты.Артефакты из музея Анатолийской цивилизаций важны не только для лучшего понимания истории Малой Азии, но человеческой культуры в целом, особенно европейской цивилизации, чей исток находится именно на территории современной Турции. Ибо здесь сложилась первая письменная и бесписьменная культура индоевропейских народов.Знаменитая Богиня Мать из Чатал-Хююка (5750 г. до н.э.), ставшая прототипом всех главных женских богинь Греции и Малой Азии - хеттской богини Арины, фригийской Кибелы, греческих Артемиды и Афины.С 2013 многое изменилось, тогда вокруг здания музея бродило множество туристов, хоть он и был частично закрыт. В июне этого года я осматривал музей почти в полном одиночестве, кроме меня был только один посетитель похожий на туриста из Европы, несколько местных турчанок и школьная группа из Анкары. И это все. На входе меня встречали два турецких полицейских, которые досматривали мои вещи - рюкзак, камеру.В музее, действительно, сделали ремонт, само историческое здание хорошо отреставрировали, но с сожалению, мне не очень понравилось освещение в музее, он откровенно стал темноват. Раньше освещение было проще и обильнее, сейчас оно стало каким-то более таинственно-стильным - в целом, красиво, но на мой взгляд не очень функционально, многим мелким предметам света явно не хватает.На входе нас встречают два важнейших артефакта - каменные стелы из Гебекли-тепе - самого древнего в мире храмового комплекса из юго-восточной Турции 10-9 тыс. до н.э. По внешнему виду эти столпы скорее копии, подлинники наверно остались в музее Шанлыурфы, где их и обнаружили.Вверху одного их столпов видны изображения каких-то сумок-гирек-утюгов подозрительно похожих на подобные предметы из Джирофта, древнейшей развитой цивилизации на территории Ирана, я делал как-то о ней отдельный пост.Какое-то парнокопытное похожее на злого кабана терзает некое существо, лежащее внизу. Это настоящий прототип для всех скифских терзающих зверей, правда, в последующие времена чаще терзали именно парнокопытных, а не наоборот.Фото храмового комплекса Гебекли-тепе.Реконструкция одной из комнат Чатал-Хююка (6000 до н.э.) Комната возможно имела ритуальное значение, так как была обильно украшена изображениями бычьих голов.Под полом комнат (особенно лежанок) жители хоронили своих умерших. Видимо предварительно тела мертвецов "обрабатывались" хищными птицами. Этот обряд впоследствии широко распространился, возможно, что и люди трипольской культуры из современных Украины и Румынии (5000-3000 тыс. до н.э.), родственной культуре Чатал-Хююка, также скармливали своих мертвых хищным животным.Особенно стал известен этот похоронный обряд благодаря иранскому зороастризму. Не зря Чатал-Хююк считается прародиной всей индоевропейской культуры.Прорисовка настенного изображения из Чатал-хююка - хищная птица поедает человека.Надо сказать, что оригиналы настенной живописи Чатал-хююка выглядят не очень фотогенично, разобрать там что-то порой очень тяжело, например, вот здесь изображена птица из предыдущего сюжета.Красный бык из Чатал-хююка. Внизу, прорисовка этого изображения.На прорисовке видно, что изображена отнюдь не сцена охоты, как это часто бывало в живописи каменного века, люди бегут к красному быку без оружия и как бы счастливы) Считается, что это скорее сцена поклонения быку и некоего религиозного праздника.Деталь орнамента из Чатал-хююка.Это оригинал знаменитой картины, где изображено само поселение Чатал-хююк на фоне местного вулкана.Прорисовка поселения и вулкана, квадратиками схематично изображены дома Чатал-хююка.Далее настенная живопись из Чатал-хююка - оригиналы и их прорисовки.Рельефы леопардов из Чатал-хююка, наверно, это самые выразительные настенные изображения этой культуры.Ваза в виде головы из Хаджилара - другого важнейшего поселения неолита из Малой Азии (6 тыс. до н.э.)Стоящая богиня и другие находки из Хаджилара (6 тыс. до н.э.)Сидящая богиня из Хаджилара, терракота.Просто безголовая красавица из Хаджилара.Это, кстати, тоже женщина из Хаджилара.Богини из Чатал-Хююка, терракота.Какая-то групповая сцена из Чатал-Хююка.В Чатал-хююке статуэтки делали не только из глины, но из камня. Сидящая каменная богиня из Чатал-хююка.Близнецы и Чатал-хююка, камень.Две каменные фаллические фигурки, Чатал-хююк.Главная богиня из Чатал-Хююка, этот образ сидящей женщины с животными затем эксплуатировался тысячелетиями. Можно сказать, это главная богиня всей Малой Азии. Обилие женских персонажей впоследствии сказалось на появлении здесь в Анатолии такого явления как амазонки, ибо все ранние упоминания об амазонках были связаны исключительно с территорией нынешней Турции.Сзади богиня Мать хороша еще больше чем спереди.Загадочные знаки-печати из Чатал-Хююка."Мальтийский крест" из Чатал-Хююка.Кремневые ножи с костяными рукоятками из Чатал-хююка.Серпы из оленьего рога. Хаджилар (6 тыс. до н.э.)Изделия из кости. Чатал-Хююк.Рыболовные крючки из кости. Чатал-хююк.Антропоморфный сосуд. Чатал-хююк.Сосуд в виде свиньи. Хаджилар.Сосуд из Хаджилара.Керамика из Хаджилара.Керамические фигуры из Джанхасана  (5500-4000 до н.э.) Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка рядом с современным городом Караман.Каменная статуэтка богини из Джанхасана.Терракотовая голова из Джанхасана.Сидящая богиня из Джанхасана.Использованные ссылки на статьи:Малая Азия - прародина индоевропейцев"Башни молчания" на УкраинеЖенский атлетизм в Древней ГрецииМузей анатолийских цивилизаций в АнкареРодина двуглавых орлов

Выбор редакции
19 июня, 23:06

Про Каппадокию

  • 0

В Каппадокии хорошо просто жить, просто лежать на тахте, читать книжки, висеть в интернете и так далее. Еще хорошо неспешно гулять по горам. Даже на море у меня редко было такое расслабленное состояние. Может просто устал от поездки? Хотя скорее это свежий воздух, красивые виды и то, что называют ненавистным для меня словом "аура". А она здесь есть, да. Хотя турки конечно стараются ее изничтожить туристической индустрией, но пока она (аура) все равно есть. Наверно, это еще связанно с очередным провалом туристического сезона - отели загружены в лучшем случае на треть, рестораны также, городок Гереме - туристическая столица Каппадокии, кажется немного вымершим и от этого сонливо медитативным.Вот такой у меня здесь отельчик - садик, комнатки. Специально искал, чтоб в пещере не жить.Вид с террасы отеля вечером.Мне кажется, что я живу в отеле один. Пару дней назад были еще две представительницы прекрасного пола из Эквадора лет 25-ти, и семья украинцев, это святое - Турция для украинцев вариант Крыма, для тех у кого есть деньги.Це европейский турист.Дороговизна Каппадокии несколько раздута, как мне кажется. Мой эконом номер с собственным санузлом и завтраком стоит 40 лир (650 р.), поесть можно за 15-20 лир (240-320 р.), если конечно не ломить в первый же якобы китайский ресторан, я почти всегда укладывался в 15 лир.Мои траты в день стоят около 100 лир здесь (примерно 1600 руб), включая отель, еду, транспорт, билеты в музеи, ибо каждая церковь в Каппадокии теперь музей и за нее хотят от 8 до 10 лир. Интересно, смог бы я уложится в такую сумму в Крыму? Скорее, нет.К сожалению, церкви сейчас здесь или платные, или закрыты на замок, а там, где платно, нельзя фотографировать. Я естественно снимал, но это постоянные бодания с охранниками.И лучше искать церкви и монастыри вне центров туризма, "дикие", что в горах, ведь у каждой охрану не поставишь, плюс, не всегда они надежно закрыты. Поэтому длительные неспешные прогулки по горам - главная радость в Каппадокии.Церковь Кадир Дурмуш Килисеси в Гереме (7 век)И здесь нужно жить, долго жить. Просто приехать на пару дней бессмысленно - сплошная беготня, нервозность и выброшенные деньги. Я прожил 4 дня и осмотрел только сам Гереме, Чавушин и соседний Невшехир с подземным городом Каймаклы, плюс, просто покатался автостопом по местным дорогам. Выяснилось, что попутками здесь ездить легче, чем долмушами-маршрутками, ибо какие-то они неспешные все, ходят хуже, чем в районе Антальи, я ожидал большего от местного транспорта, хотя может, опять же, мало туристов, вот и мало ездят?Горячая турецкая женщина захотела фото на память с настоящим Rus turistВ общем, сюда нужно ездить и ездить, в этот раз я решил тяжелые дальние маршруты исключить, ведь на изучение Каппадокии уйдет явно много времени...

Выбор редакции
15 июня, 14:42

Про космонавта из Кайсери

  • 0

Вести с полей)Космонавта я нашел на заднем дворе Археологического музея Кайсери. Музей этот небольшой, я сделаю про него потом пост. Так вот, распределение артефактов в турецких музеях следующее - самые ценные внутри здания, особо крутые (броские на вид), но менее ценные - во дворе перед входом, а на заднем дворе валяется всякий античный хлам - обломки колон, разный каменный бой надгробий и совсем уж примитивных саркофагов.Мало того, что космонавт валялся на заднем дворе, он еще сильно зарос травой, мне ее даже пропалывать немного пришлось. Ибо туристов в музее Кайсери почти нет, а на заднем дворе абсолютно нет.А космонавт есть) Пришелец из далеко космоса имеет антропоморфные очертания, у него абсолютно круглая голова без признаков лица, похожая на футбольный мяч с полосками. Зато изображение некоего человекообразного у него присутствует на груди. Также он имеет "наколку" на плече в виде льва и еще какие-то знаки на бедре (причем, только с одной стороны)Общий вид инопланетянина.Руки у существа на груди космонавта подняты вверх, ступни повернуты в одну сторону.Насколько мне известно, это единственный такой явный космонавт в этих краях. Похожих на него пришельцев в Малой Азии находят существенно восточнее - на Армянском нагорье и в районе турецко-сирийской границы. А этот как-то добрался сюда - в Каппадокию. В общем, будем наблюдать дальше)А так без происшествий. Хаттуса мне конечно тяжело далась, теперь хромаю на одну ногу.Кайсери - город очень приятный, хоть и большой. Говорят, это центр турецкого национализма и консерватизма, наверно не врут. Убил я на него уже 4 дня. Кстати, здесь мне попался самый дешевый во время поездки отель - 45 лир с завтраком, интернетом. Я думаю, что в следующий раз надо делать именно Кайсери основной базой, а не Анкару, самолеты сюда тоже летают прекрасно и цены на билеты почти не отличаются. Хотя есть и проблемы, непонятно попадание из центра Кайсери на автовокзал, общественный транспорт конечно ходит - автобусы, трамваи, но их очень много, а какого-то специализированного транспорта в отогар я не обнаружил. Я изначально предполагал, что можно уехать в Каппадокию сразу из центра города, но меня все гонят на главный вокзал. В общем, этот вопрос нужно еще изучать.В Анкаре все проще - у меня рядом с отелем был мини-автовокзал, откуда ездили долмуши по заданным направлениям в том числе и на главную автобусную станцию города (терминал, буюк отогар).Вулкан Эрджияс и панорама Кайсери.Вообще, нужно отметить, что чем восточнее в Турции, тем как-то больше транспортных проблем. Проблемы с попаданием из центра на автовокзалы, а они в Турции всегда вынесены за пределы городов, были и в Чоруме, и в Амасье и вот в Кайсери. А в небольших городках, типа Сунгурлу, что рядом с Богазкале, вообще ад, при упоминании слов "терминал", "отогар" люди буквально зависают, хотя вроде маленький город, каждый должен знать, где находится автостанция, ибо только через нее осуществляется транспортная связь, но понятие "автовокзал" там отсутствует - автобусы останавливаются по всему городу, как правило вдоль крупных дорожных магистралей. И в автобусах из восточных провинций существенно падает сервис - на западе Турции вас за 4-6 часов езды будут кормить, поить и возможно несколько раз. Когда я ехал из Амасьи в Кайсери (7 часов езды) какое-либо кормление отсутствовало вовсе, более того, автобус даже не делал продолжительных остановок, чтобы можно было сходить в ресторан, магазин. Заезжали только на автостанции, забирали там пассажиров и гнали дальше, остановки были все не фиксированные - 5-10 минут, я еле успел купить себе какие-то пирожки. Возможно это был какой-то дешевый автобусный перевозчик, но вот только по ценам существенной разницы между компаниями я не заметил.Улу джами -  древнейшая мечеть Кайсери (1140 г.)