Источник
Политдневник Виталия Третьякова - LiveJournal.com
14 февраля, 21:42

Чему сегодня учат в школе, или Какие ещё нужны доказательства?

  • 0

Вот уже десять лет я возглавляю Высшую школу (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова. Поступают на наш факультет, как и на другие факультеты университета, в основном свежеиспечённые выпускники средней школы.За 10 лет я познакомился с сотнями бывших школьников. И прекрасно знаю слабые (их больше) и сильные (их гораздо меньше) стороны современного школьного образования, которое все эти десять лет продолжали неистово реформировать. Я привык ко всему. В том числе и к тому, что в университете мы вынуждены постоянно восполнять пробелы в знаниях, которые абитуриенты должны были бы получить в средней школе.А теперь я просто расскажу, что в среду 13 февраля случилось у меня на лекции и что меня, человека опытного и всякое видевшего, потрясло – в буквальном смысле этого слова. Повторяю: потрясло! Я даже дважды на несколько секунд потерял дар речи, чего со мной никогда не случалось ни на одном телевизионном ток-шоу, какую бы ахинею ни несли оппоненты.Это предисловие. А теперь о том, что произошло.Я читал вводную лекцию своего курса «Теория телевидения» первокурсникам, то есть тем, кто ещё год назад сидел на школьной скамье и сдавал ЕГЭ. На первом курсе бакалавриата у нас 40 студентов. На лекции присутствовали 28 человек (остальные отсутствовали по болезни).Упомянув весьма распространённый на современном телевидении так называемый стёб, я сначала перевёл это слово в литературную русскую норму – глумление. А затем привёл самый свежий пример такого глумления, вызвавшего большой общественный резонанс. А именно: мерзкую «шутку» «актрисы», как её называют, из «Comedy Woman» Натальи Медведевой о генерале Карбышеве.Из-за отсутствия реакции аудитории, я понял, что первокурсники мои не поняли, о чём речь. Я пояснил, подробнее пересказав эту «шутку». Оказалось, что студенты ничего не слышали об этом, что очень странно, так как все они, естественно, постоянно сидят в Сети.Тогда я решил начать с фактов. И спросил: вы знаете, кто такой генерал Дмитрий Карбышев? Молчание.Я удивился и повторил вопрос в иной форме: поднимите руку те, кто знает, кто такой генерал Карбышев.Поднялась всего одна (одна!) рука.На несколько секунд я умолк, после чего кратко рассказал о Дмитрии Карбышеве, начиная с его службы в царской армии и кончая мученической смертью в гитлеровском концлагере.Студенты слушали и молчали.Я ещё раз уточнил: разве вам в школе на уроках истории, когда вы изучали Великую Отечественную войну, ничего о генерале Карбышеве не рассказывали?Ответ меня потряс: нет!Никто из 28 человек, в том числе и тот студент, который единственный слышал о Карбышеве до вчерашнего дня, не сказал: «Да, рассказывали».И тогда я автоматически задал другой вопрос: а о генерале Власове вы знаете?Студенты, обрадованные тем, что они, наконец, могут показать преподавателю и заодно декану, что они всё-таки что-то знают, живо закивали и заговорили: да, знаем!Вот тут я во второй раз на несколько секунд потерял дар речи…Итак, молодые люди, в прошлом году закончившие российскую среднюю школу, сообщили мне, что они никогда не слышали о генерале Карбышеве на школьных уроках истории. И что они вообще не знают, кто это такой.Зато все они знают, кто такой генерал Власов.Завершаю.На нашем факультете половина студентов москвичи, вторая половина – приехали из разных городов России, включая Сибирь, Дальний Восток, юг и север страны. Многие – из больших университетских городов. В целом – хорошие, сообразительные и любознательные ребята.Конкурс для поступления на наш факультет один из самых высоких в МГУ, а это значит, что для поступления к нам нужно иметь очень высокую сумму баллов за ЕГЭ.Среди ЕГЭ, которые нужно сдать для того, чтобы подать документы на наш факультет, обязателен ЕГЭ по истории.Подвожу итог: о генерале Дмитрии Карбышеве выпускники российских средних школ не слышали вовсе, а кто такой генерал Власов знают. Все знают.Вопрос: кто, как и зачем преподаёт в нашей средней школе отечественную историю?Второй вопрос. Он же последний: какие ещё нужны доказательства, чтобы понять, наконец, что с ТАКОЙ реформой образования пора заканчивать?

Выбор редакции
14 февраля, 14:59

Императивы и стратегия прорыва. Часть 2-я. Моя статья в "Свободной прессе"

Новая внутренняя политика (мой чертёж)Ниже я перечислю то, что, на мой взгляд, нужно сделать, чтобы снять перечисленные выше проблемы или решающим образом их минимизировать. Перечислю тезисно, практически без пояснений, так как если эти предложения будут приняты хотя бы к рассмотрению, их можно будет описать подробно.Предложения свои я излагаю, не следуя жёстко за списком перечисленных выше проблем и не привязывая каждое из предложений к той или иной конкретной проблеме.Полный текст здесь: https://svpressa.ru/politic/article/224421/

Выбор редакции
14 февраля, 12:54

Об Украине в "Вежливых людях"

  • 0

Я так и не понял, когда передача "Вежливые люди" с моим участием вышла в эфир НТВ. Но на сайте НТВ она есть: https://www.ntv.ru/peredacha/Vezhlivie_ludi/m73180/o534736/video/

Выбор редакции
14 февраля, 00:08

Ивану Андреевичу Крылову, нижайше...

  • 0

Прости нас, дедушка Крылов, за то, что мы, до сих пор каждодневно пользуясь цитатами из твоих басен, позорно прошляпили твой 250-летний юбилей! От имени всех учреждений культуры России и всей пишущей братии- Виталий Третьяков.

Выбор редакции
13 февраля, 12:56

Императивы и стратегия прорыва. Часть 1-я. Моя новая статья в "Свободной прессе"

  • 0

Новая внутренняя политика для РоссииСегодня, накануне завершения первого года четвёртого срока президентства Владимира Путина, ни я, ни, не побоюсь этого утверждения, миллионы других людей не видят никаких (никаких!) признаков того, что курс внутренней экономической и социальной политики, проводимой в стране, будет радикально изменён. Это удивительно хотя бы потому, что сам Владимир Путин вот уже не первый год говорит о необходимости экономического прорыва, то есть резкого и стремительного перевода экономики России и материального состояния её граждан на качественно новый уровень.В чём причины этого парадокса — президент Путин требует прорыва, формулирует 12 национальных проектов (майские указы 2018 года), а клянущийся ему в верности правящий класс либо саботирует это требование, либо делает всё прямо противоположное тому, чтобы обеспечить такой прорыв, — разговор отдельный. Частично я коснусь и этих причин, но не это есть главная тема моей статьи...Полный текст: https://svpressa.ru/politic/article/224419/

Выбор редакции
12 февраля, 19:50

Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт? - Моя программа "Что делать?" в среду 13 февраля

  • 0

ЧЕЛОВЕК ИЛИ "ЦИФРА"? СИМБИОЗ ИЛИ КОНФЛИКТ? Канал 'Культура' ('Россия-К'). Эфир: 13 февраля 2019 г., время – 12.25, 18.40 и 00.45 (выпуск 502-й) До сих пор нам было более или менее ясно, что такое человек. Допустим, двуногое без перьев. Но и биоробот может быть двуногим и без перьев. Допустим, "я мыслю, следовательно, я существую". Но и создатели искусственного интеллекта утверждают, что этот интеллект будет мыслить. А что такое живое мыслящее существо? Человек – это понятно. А биоробот? А искусственно выращенный человек? А человек, созданный с помощью 3D-принтера? А тот же самый искусственный интеллект на биологической основе? Совместимо ли всё это? Какая иерархия возникнет между естественным человеком (нами), биороботами и искусственным интеллектом? Ведь дети сначала рождаются от взрослых, потом подчиняются им, а затем, повзрослев, подчиняют себе постаревших родителей. Значит, так будет и с "постаревшим человеком", на смену которому придут рождённые им и повзрослевшие биороботы и искусственный интеллект? Хотя бы современные философы могут спрогнозировать, кто кому и по каким правилам будет подчиняться? Автор и ведущий: Виталий Третьяков Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

Выбор редакции
08 февраля, 16:31

Пятничные "60 минут"...

  • 0

Сегодня буду в эфире "60 минут". Темы - вечные. Галстук уже определён. Какие будут туфли - посмотрим:https://www.instagram.com/p/Btnz-n1F0Vc/

Выбор редакции
07 февраля, 23:18

6-я статья Конституции СССР...

  • 0

Рекомендую посмотреть сегодня последнюю часть "Вечера с Соловьёвым". Об отмене 6-й статьи Конституции СССР и последствиях этого:https://www.instagram.com/p/BtlripPFINh/

Выбор редакции
07 февраля, 01:15

Каникулы закончились...

  • 0

С началом весеннего семестра студентов и студенток, магистрантов и магистранток, аспирантов и аспиранток! Ну и ППС, естественно!

Выбор редакции
05 февраля, 22:09

Вниманию тех, кто больше озабочен судьбой России, чем Европы

  • 0

Через неделю будет опубликована моя вторая статья - парная к "Хартии спасения Европы". Её рабочее название "Как спасти Россию".

Выбор редакции
05 февраля, 21:52

Каковы закономерности и в чём смысл истории? - Моя программа "Что делать?" в среду 6 февраля

  • 0

Канал 'Культура' ('Россия-К'). Эфир: 6 февраля 2019 г., время – 12.30, 18.40 и 00.30 (выпуск 501-й)История человечества более или менее известна нам, но исключительно как то, что уже произошло. А вот куда и к чему движется история человечества? И каковы её законы или хотя бы закономерности?Историки и философы трактуют законы истории по-разному, делая акцент то на объективном, то на субъективном факторе. Но в любом случае, раз есть законы (кстати, поговорим и о них), значит, можно спрогнозировать и то, какой будет история (ход жизни) человечества через 100, 200, 1000 лет? Так в чём смысл (цель) этой истории – привести человечество к всеобщему благоденствию? Или к концу (гибели), ибо рано или поздно погибает всё? Или "как было, так и будет"? Но последнее, вроде бы, бессмысленно… Вот об этом и будет идти речь в очередном выпуске программы "Что делать?"Автор и ведущий: Виталий ТретьяковУчастники: Сергей Карпов, академик РАН, президент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Леонид Бородкин, заведующий кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ М.В. Ломоносова; Юрий Петров, директор Института российской истории РАН; Семен Экштут, заместитель шеф-редактора журнала "Родина"; Андрей Смирнов, директор Института философии РАН

Выбор редакции
05 февраля, 15:40

Сегодня вечером - в "Большой игре" на Первом канале...

  • 0

Об информационной войне - вокруг Венесуэлы и вообще...https://www.instagram.com/p/BtgV5V9lRRm/