Источник
ТОЛКУЧКА МЫСЛЕЙ, ФАКТОВ И СУЖДЕНИЙ
Выбор редакции
13 ноября, 00:42

«Обычные мещане»: Яков Юровский о жизни и расстреле семьи Романовых

  • 0

В 1934 году Яков Юровский — комендант Ипатьевского дома в июле 1918 года — дал показания на заседании старых большевиков-политкаторжан, как проходили последние дни жизни семьи бывшего царя Николая Романова. Юровский отмечает, что его поразил мещанский дух этой семьи, а также сколько бриллиантов и золота они зашили себе в одежду — 8 кг. Заседание старых большевиков-политкаторжан, где был заслушан доклад Юровского, было созвано для того, чтобы окончательно прояснить обстоятельства расстрела семьи бывшего царя. К тому времени в Европе вышли записки «белого» следователя Соколова, изучавшего обстоятельства екатеринбургского дела, по СССР с лекциями ездили участники расстрела, на Западе гастроли давала мнимая «царевна Анастасия». В итоге в печати фигурировали десятки версий последних дней жизни семьи Романовых. Юровский на заседании рассказал примерно всё то, что мы знаем сегодня об этом деле, вплоть до мельчайших деталей. Но в его показаниях были интересные «бытовые» детали, включая описания характеров узников. Мы публикуем именно эти, «бытовые», описания Юровского. +++ Вступив в исполнение обязанности коменданта, я обнаружил следующее: кругом настроение полной распущенности и расхлябанности. Насколько разложение дошло далеко, показывает следующий случай: Авдеев обращаясь к Николаю, называет его — Николай Александрович. Тот ему предлагает папиросу, Авдеев берёт, оба закуривают и это сразу показало мне установившуюся «простоту нравов». Приношения монашек, которые […]

Выбор редакции
09 ноября, 02:43

Социально-активных россиян — 8%, политически активных — 15% (10% за власть, 5% против)

  • 0

Самая социально-активная часть россиян — т.н. «волонтёры» — составляет всего 8% населения России. Ещё три группы относительно активных страт дают в совокупности 34%. «Социальный балласт» — это т.н. «веб-обыватели» (20%), не интересующихся ничем вне виртуальной жизни», а также «гражданские обыватели» (23%). Основные составляющие социально-активной жизни — высшее образование, доход выше среднего и ежедневное пользование интернетом. Активно выступать за существующую власть готовы 10% россиян, за внесистемную оппозицию — 5%. Остальные россияне — индифферентные наблюдатели. Насколько социально и политически активно российское общество? И какие характеристики определяют эту активность? На эти вопросы отвечает группа социологов из ФОМ (Екатерина Богомолова, Елена Галицкая, Юлия Кот и Елена Петренко) в статье » Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики» (журнал «Мир России. Социология. Этнология», №1, 2017). Исследование проводилось ФОМ с сентября 2015 по март 2016 года, выборка была значительная — 10,5 тыс. респондентов. Итоги оказались таковы (мы публикуем только часть работы, где говорится о социальной активности россиян; также в этой работе приведены потребительские характеристики россиян и др.) Волонтёры «Волонтёры» — акторы гражданского участия на дальней социальной дистанции (8% россиян). Исключительно только они участвуют в деятельности НКО, массовых акциях, подготовке и проведении мероприятий, правозащитных инициативах, организации и проведении выборов, в работе профессиональных сообществ и профсоюзов. Социально-демографические характеристики «волонтеров» […]

08 ноября, 02:13

«Здесь хорошо — кормят»: три последних года жизни Варлама Шаламова

  • 0

Ирина Сиротинская, близкая и последняя подруга великого писателя Варлама Шаламова, вспоминала последние три года его жизни в Доме инвалидов и престарелых Литфонда в Тушино. Прикованный к постели, он считал, что находится в раю — там было тепло и кормили. К нему вернулись лагерные привычки и среди них минимализм — способность ощущать себя счастливым, имея только покой и какие-то материальные мелочи. И одновременно — к уже парализованному — к нему вернулась жажда денег. Ирина Сиротинская описывает последние три года писателя в книге «Мой друг Варлам Шаламов»: В 1979 году, тяжело больной, перед отправкой в дом инвалидов, он просил меня: «Привези, привези ко мне Галину (Галину Гудзь — первую жену Шаламова). Скажи ей — мы вместе будем делать книжку. Это будет возращением». Я позвонила Галине Игнатьевне, но она только оправлялась после инсульта и сказала, что приехать не может. Я позвонила дочери Лене, но она ответила мне: «Я не знаю этого человека». Я ни в малейшей степени не осуждаю Галину Игнатьевну и Елену Варламовну. Варлам Тихонович разорвал с ними отношения жёстко и навсегда, и Лена, конечно, почти совсем его не знала и не могла питать к нему дочерние чувства. Так он и не простился к женщиной, которую любил так долго и так верно. […]

07 ноября, 03:56

Издатель Суворин в 1900 году прогнозирует ХХ век: «Ни войн, ни боли, ни страданий»

  • 0

31 декабря 1900 года издатель Суворин сам в своей газете «Новое время» описал грядущий ХХ век: «Резко снизится, и вовсе исчезнет, не позднее 1997 года, преступность; полёт из пушки на Луну станет такой же обыденностью, как и поездка в городском омнибусе; «разве поднял бы Каин руку на брата, имей он уютный дом с тёплым ватерклозетом и возможность соприкоснуться с фонографическим чудом». Но Суворин вступает в заочную полемику с французским художником и фантастом Робида, который видел ХХ век как столетие войн, нужды, бедствий и лишений. О том, как видели в 1900 году грядущий ХХ век, рассказывалось в книге «Былой Петербург. Век Модерна» (изд-во «Пушкинский фонд», 2001). «Наступление XX века заставляло многих размышлять о будущем. Писатели-фантасты строили мрачные прогнозы. Один из них, основательно забытый теперь француз Альбер Робида опубликовал в конце века романы с собственными иллюстрациями: «Двадцатое столетие», «Электрическая жизнь», «Войны в XX веке», которые были переведены на русский язык и изданы в виде одной книги в Петербурге, в типографии братьев Пантелеевых, в 1894 году. В пародийном ключе Робида предрекал многие грядущие великие открытия и зловещие катаклизмы. Он довольно точно угадал дату русской революции и Второй мировой войны (которую у него начинают китайцы), предсказал формы правления такого рода, когда государство получает «право […]

Выбор редакции
02 ноября, 02:52

«Мусульманский папа» на русском троне — «Казанская шапка» Ивана Грозного

  • 0

Одна из царских регалий-корон, принадлежавшая Ивану IV Грозному «Шапка Казанская», символизировала его статус монарха Казанского ханства, но также и владельца чингизидского престола. Этот статус узаконил новый для Великого князя Московского титул «царь», который на Руси XIII-XV вв. принадлежал только чингизидам. Похожая шапка ранее была заказана турецким султаном венецианскому мастеру, и символизировала претензии Сулеймана и последующих султанов, владевших Румом, ещё и на италийский Рим, и на Священную Римскую Империю. Надевалась она на приёмах имперских послов. Сулейман был кумиром молодого Ивана IV, проводившего реформы в подражание Сулеймановым. Скорее всего, он заказал итальянцам гравированный портрет султана, и захватив Казанское ханство, заказал корону, как у властителя исламского мира. «Шапку Казанскую» даже поспешили объявить короной последнего казанского хана Ядигера. Эта гипотеза стала крайне популярной, особенно в кругах околонаучной общественности Татарстана. Откуда же взялась эта «корона», рассказывается в статье историка и искусствоведа Михаила Горелика, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН («Шапка Казанская» Ивана IV Грозного из Оружейной палаты», журнал Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, №2, 2014). «Официальное предание», связанное еще с описями Оружейной палаты XVIII-ХIХ веков, гласит: «Шапка Казанская, устроенная в Москве в 1553 году царём Иоанном Грозным для племянника последнего казанского царя Едигера, царевича Саин-Булата, крестившегося в 1553 году под именем Симеона. Замечательна, как редчайший […]

Выбор редакции
01 ноября, 02:20

Жак Аттали: Наступает время глобального кочевничества

  • 0

Один из идеологов «нового мирового порядка» Жак Аттали описывает будущее как номадический мир. Его основу составят «информационные кочевники» без стабильного адреса и семьи: они будут носить на себе и в себе всё, что составит его социальное значение (смартфоны, аппараты самодиагностики и сменяемые органы). Социальный идеал здоровья и знания – для них движущий мотив соответствия норме, из страха стать исключением. В этом обществе высокие доходы будут уделом тех, кто обладает рентой знания или информации; капиталы отправятся туда, где труд будет наиболее творческим, каковы бы ни были его издержки, и туда, где труд нетворческий будет по самой низкой цене. Аттали уверен, что возникнет Континентальный Союз: ЕС+Россия, который будет противостоять глобальному кочевничеству. Владимир Левченко в книге «Аттали Жак. Помощник Франсуа Миттерана» (Ай Пи Эр Медиа, 2008) описывает жизненный путь этого французского политика, одного из главных архитекторов нынешнего Евросоюза. В предисловии к книге Левченко кратко объясняет, каким Аттали видит прошлый, нынешний и будущий мир. «Жак Аттали – французский политолог, экономист, литератор. Особый советник президента Миттерана с 1981 года, член Госсовета Французской республики. Возглавлял (до 1994 года) Европейский банк реконструкции и развития, задача которого была сделать менее болезненным для стран Восточной Европы переход от планируемой централизованной экономики к рыночным отношениям. Автор концепции «нового мирового порядка», […]

Выбор редакции
30 октября, 03:30

Джером К. Джером: Социализм будущего – работать три часа в день, книги сжечь

  • 0

В 1891 году известный английский писатель Джером Клапка Джером написал фантастический рассказ «Новая утопия». В нём он изобразил социалистическое будущее. Люди носят одинаковую одежду, живут в казармах по 1000 человек, слишком длинных укорачивают ампутацией, слишком умных оглупляют. Зато в таком социализме люди работают всего три часа в день, в обществе – изобилие еды (все люди вегетарианцы), образцовая гигиена и отсутствие иерархии, все вопросы решаются демократическим большинством. Рассказ «Новая утопия» был написан Джеромом уже после выхода в свет книги «Трое в лодке, не считая собаки», принесшей ему славу и богатство (было продано около 1 млн. экземпляров книги, на современные деньги Джером заработал около 600 тысяч долларов). Джером так ответил на наступление марксизма в Европе, в том числе и в его родной Англии, где набирала силу Лейбористская партия, а также профсоюзное движение. «Новая утопия» Джерома появилась в русском переводе довольно скоро после публикации на родине — в 1895 году в журнале «Русское обозрение». До 1917 года рассказ печатался в России 10 раз и проходил в цензуре безболезненно, так считалось, что описанное там будущее общество должно было отталкивать обывателей от социализма. «Новая утопия» вышла в период между февралём и октябрём 1917 года под названием «Царство социализма» и в нём, наоборот, в этот период […]

26 октября, 00:55

«Инфантильный» и «алчная»: Как российские мужчины и женщины оценивают друг друга

  • 0

Гендерное исследование в Иркутске показало, что молодые женщины и мужчины полны претензий друг к другу. Женщины считают мужчин инфантильными, ленивыми, не способными прокормить семью. Мужчины женщин – эгоистичными и меркантильными. Конфликтогенный потенциал женщин оказался выше, чем у мужчин, поскольку у мужчин существует инстинктивное ограничение на ненависть в отношении женщин. Биологически обусловленные ожидания заботы–жизнеобеспечения со стороны мужчин (у женщин) и заботы–ухаживания со стороны женщин (у мужчин) не оправдываются в современном социуме, что развивает конфликт между полами во внутриличностный конфликт. Опрос был проведен в Иркутском государственном университете в 2013–2014 годах, в нём приняли участие 283 человек (78 юношей и 205 девушек) в возрасте 17–24 лет — студентов 17 учебных групп, обучающихся по одиннадцати разнообразным специальностям и направлениям. Студенты одной учебной группы делились на подгруппы по признаку пола. Им предлагалось обсудить в подгруппах и дать ответ на единственный вопрос: «Пять причин ненавидеть современных женщин» — для мужских и, соответственно: «Пять причин ненавидеть современных мужчин» — для женских подгрупп. О том, какие результаты были получены в ходе этого исследования, рассказывается в статье «Гендерный конфликт глазами молодежи: биосоциологический аспект» (авторы, социологи Е.Туринцева, Е.Решетникова, В.Попова, журнал «Знание. Понимание. Умение», №4, 2016) Предмет обсуждения намеренно был заявлен нами в категоричной форме, на что немедленно отреагировали все респонденты-мужчины […]

Выбор редакции
24 октября, 03:42

Половая мораль московских студентов: против гей-браков и целомудрия

  • 0

Религиозными себя называют 56% московских студентов, но по-настоящему воцерковленных – только 4%. Многодетность считают важной 51% мусульман и только 36% православных. 46% верующих московских студентов полагают важным целомудрие до брака. Что сближает верующих и неверующих, православных и мусульманских студентов – неприятие большинством гей-браков, хотя и тут есть различия: если среди религиозных респондентов одобряют однополые семьи лишь 8%, то среди нерелигиозных — 22%, а среди неверующих — уже 30%. В 2016 году среди московских студентов был проведён опрос о половой морали. Выборка – 605 человек, 64% женщины и 36% мужчины (схожее соотношение в среднем в московских вузах). Причём студентов «сепарировали» по их религиозности – на одни и те же вопросы отвечала верующая молодёжь и неверующая. О результатах этого опроса рассказывается в статье социолога Д.Тихомирова из РЭУ им. Плеханова «Половая мораль московских студентов: религиозный аспект» (журнал «Знание. Понимание. Умение», №2, 2017) Религиозность московских студентов Больше половины (56%) опрошенных студентов считают себя религиозными людьми (59% юношей и 54% девушек), а ещё 24% верят в Бога или какие-либо высшие силы, но не идентифицируют себя с конкретной религией и не соблюдают религиозные обряды (18% юношей и 27% девушек). Мы назвали первую группу «религиозными» студентами, а вторую — «нерелигиозными», отметив, что только 15% молодых людей отнесли […]

23 октября, 02:11

Как питались заключённые немецких концлагерей

  • 0

Вопреки распространённому мнению, что нацистские концлагеря были фабриками смерти, документы показывают, что немцы понимали значимость достаточного питания заключённых – так как на их труде держались важные сегменты экономики. Например, в начале 1940-х их рацион состоял из 2,8 кг хлеба и 5 кг картошки в неделю, из 400 гр мяса, джема, творога, маргарина и т.д. В 1943-м узникам даже стали платить зарплату, которые они могли отоваривать в лавках. В этом же году Красный Крест начал массовую поставку пайков, состоявших из гуляша, супов, бульонных кубиков, сахара, сигарет и т.д. Однако и полного лагерного рациона, и посылок Красного Креста были лишены советские узники, евреи и цыгане – вот для них концлагеря и стали фабриками смерти. С возникновения первых концлагерей в 1933 году и примерно до 1938 года их главной функцией было «перевоспитание» заключённых. С началом же военных действий выяснилось, что в Германии не хватает рабочих рук, и концлагеря с 1939-го и особенно – с конца 1941 года – становятся «хозрасчётными предприятиями». Главным показателем для управляющей ими «компании СС» становится прибыль. Заключённые теперь работают в сельском хозяйстве, производстве военной и гражданской продукции, их сдают в аренду частным предприятиям. Но чтобы эффективно работать, узник концлагеря должен хорошо питаться. Их рацион в это время (1939-43 годы) […]

Выбор редакции
17 октября, 02:31

Карл Каутский об экономических и социальных причинах появления и победы христианства

  • 0

Великий немецкий социал-демократ Карл Каутский в 1908 году написал книгу «Происхождение христианства». В ней он с точки зрения ревизионистского марксизма и политэкономии проследил множество особенностей развития (или деградации) мира того времени, которые привели и к появлению христианства, и к завоеванию им вскоре статуса главной религии Римской империи и её окрестностей. Например, в их числе Каутский называет снижение рентабельности рабовладения, экономическое преимущество Востока империи над Западом, нежелание люмпен-пролетариата работать, трусость и отсутствие уверенности в себе, самоунижение перед властями предержащими, равнодушие и пресыщение жизнью и погоня за чудесами; лицемерие и лживость. Каутский подходит к изучению раннего христианства не только как марксист,  историк и религиовед, но и как экономист, этнограф, демограф и ещё специалист с десятком специальностей. Для начала ХХ века, это был новый подход. Немецкий социал-демократ, как сказали бы сегодня, нисколько не задевает чувства верующих, христианство интересует его как попытка общества снизу оздоровить общество того времени. В предисловии к книге Каутский отмечает, что эпоха, в которую возникло христианство, является периодом тяжелейшего кризиса, охватившего всю Римскую империю. Он привёл к полному разложению традиционных форм производства, государства, идей и верований. Тупиковая ситуация, сложившаяся в античном обществе, породила такие явления, как индивидуализм, легковерие, страсть к чудесному, лживость (как дополнение страсти к чудесному и легковерию), всякого […]

Выбор редакции
16 октября, 00:02

Россия и Европа, рецидив и огромные сроки: два подхода к системе наказаний

  • 0

Россия и Европа демонстрируют совершенно различные подходы к наказанию преступников. В России большинство приговоров оканчиваются лишением свободы, в Европе — только 9%. Средний срок заключения в Европе — 1 год 8 месяцев, в России — в разы больше. Неудивительно, что в России тюрьма не несёт исправления: рецидив в нашей стране 47%, тогда как в Европе 20-25%. О двух подходах к системе наказания в России и Европе пишет Яков Гилинский, российский криминолог, доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры (статья » Наказание как результат недомыслия», журнал «Неволя», №52, 2017) Жестокость наказания ведёт к рецидиву Норвежский профессор Т.Матисен в работе 1974 года на основании исследования уголовной статистики европейских стран показал, что уровень рецидива относительно постоянен для каждой страны, что бы ни предпринимали правоохранительные органы. Т.Матисен первым и заговорил о «кризисе наказания» — неэффективности наказания в достижении предписываемых наказанию целей. Об этом свидетельствуют и современные данные. Так, в США (очень жёсткая система наказаний) в тюрьмы возвращается 50-60% отсидевших, а в гуманной Норвегии – менее 20%. В России уровень рецидива также был относительно постоянен, но за последнее время растёт, подтверждая бессмысленность усиления репрессий в целях «предупреждения» преступлений. Так, доля рецидивной преступности составляла в России в 1988 – 25,9% (вполне европейская норма); […]