Источник
В поисках красоты - LiveJournal.com
Выбор редакции
29 июля, 18:01

Вулкан Хорго, Монголия

  • 0

Хорго — потухший вулкан находящиеся в аймаке Архангай в Монголии, располагается в западной части вулканического поля Тариату-Чулуту на северном склоне Хангайских гор. Имеет кратер шириной 180 метров. Вокруг него находится лавовое поле датируемое 2030 г. до н. э. Лава, извергавшаяся из вулкана, перекрыла реку Хойд-Тэрхийн-Гол. При этом образовалось озеро Тэрхийн-Цагаан-Нуур.

Выбор редакции
29 июля, 13:19

Скалы Баянзаг, Монголия

  • 0

Баянзаг (монг. Баянзаг, букв. «богатый саксаулом», или Улаан Эрэг — красные скалы) — район горной гряды пустыни Гоби, в аймаке Умнеговь, Монголия. Этот район наиболее известен как место находки яиц динозавров, а также останков велоцирапторов и плацентарных млекопитающих.

Выбор редакции
24 июля, 17:54

Барханы Хонгорын элс, Монголия

  • 0

В недавней поездке по западной Монголии открыли для себя съемку с квадрокоптера. Косяков с непривычки, конечно, много, тем не менее, получилось довольно интересно.Хонгорын элс ("Светло-рыжие пески") простираются на 185 километров, из них непосредственно высокие барханы тянутся на 120 км. Эти внушительные барханные пески шириной от 3 до 15 км самые большие и высокие в монгольской Гоби, их высота достигает 100-300 метров.

26 июня 2016, 12:15

Южная Камчатка. Белые водопады

Еще одно любопытное место в однодневной пешей доступности от поселка Паужетка. Как можно заметить, белыми они называются из-за белого цвета воды (ваш К.О.) Дольше банальности заканчиваются ) Белый цвет вызывают на всякие известковые примеси как в нормальных речках, а чистый, я бы даже сказал, концентрированный оксид алюминия, коего в осадке 60%. Ну и до кучи 20% железа и 20% всякой другой менделеевщины.Находится сие чудо на внешнем склоне Кошелевского вулкана. Кстати, Кошелевский, надеюсь, будет в подробностях целью следующего поста.Вот, собственно, панорамка этого места. Проницательный зритель, наверняка, отметит, что водопады начинаются как бы из ниоткуда - прямо из толщи пород. Это еще одна особенность этого памятника природы.Хоть и не заметно, но съемка происходила в яркий солнечный день, что отразилось на...А вот так начинаются потоки водопадов - прямо из склонаЗабавно, что вода промыла в мягких лавах кучу совсем тоненьких отверстий и бьет из них струйками под значительным напором.Речка так и манит искупаться в жаркий камчатский денек (не стеб, было очень жарко). Однако четырехградусная вода не дает насладиться этим процессом хоть сколько нибудь значительное время. Это тоже выходы одной из кос водопада - вода просачивается снизу сквозь породы в виде такой лужицы.Вот стоишь такой весь из себя, а под тобой в полуметре начинается речка. А можно и провалиться, наверняка.Еще один выход водыОтложения поближеНу и Кошелевский на обратном пути.Болотца перед ждавшим нас авто.

Выбор редакции
30 марта 2016, 14:35

Южная Камчатка. Верхне-камбальные источники

  • 0

Целью маршрута было посещение Верхне-камбальных горячих источников или, как иногда говорят, малой Долины гейзеров Камчатки. Заодно и взглянули на Курильское озеро с нового ракурса.Верхне-камбальные источники - место, где нам не доводилось бывать раньше. Расположены они на Камбальном хребте, части одноименного вулкана. Тропа начинается с верхних термальных полей Паужетской ГеоТЭС. Что бы добраться туда нужно преодолеть неслабый брод - наш Урал конкретно потрепало. Можно ли пройти пешком - непонятно. В любом случае это территория ГеоТЭС и чтобы туда проехать нужно договаривать с работниками станции, чтобы они открыли шлагбаум на въезд и на выезд (причем о дате и времени выезда тоже нужно договориться, ибо есть шанс, что вы оттуда не выедете долго).В стланнике вырублена тропа, без нее - никак. Из всех впечатлений первых километров пути - аццкая жара и полчища насекомых всех видов с редкими видами на Паужетку, станцию и долину реки Озерной.Выше стланник заканчивается и начинаются снежники. Идти становится легче, но насекомые не унимаются.Наконец, открывается вид на озеро Витаминное с озером Курильским и вуканами Желтовским и Ильинским на заднем плане.Еще вариант.Не избежали мы и "Золотой лихорадки" по-камчатски: прошел слух, что это растение - Золотой корень - обладает чудодейственными лекарственными свойствами. В итоге народ накопал кучу корешков, а вечером был забодяжен целебный отвар, предсказуемо вызвавший ночной бодрячок у части коллектива. На этом термальном поле остановились на ночлег. Потом, уже на обратном пути, прикинули, что лучше ломится сразу до Верхне-камбальных и вставать там - это прикольнее. Путь составляет около 25-28 км. и если упереться рогом, то можно дойти (обратно мы так и вернулись за день).Тут тоже есть геотермальная активность.Несмотря на отличную дневную погоду, закаты выглядели только вот так.Вот, наконец, показались и местные вулканы: Камбальный... ...и Кошелевский. Позже мы будем путешествовать по Кошелевскому и будут более подробные и полные съемки этих огромных массивов.Снова Камбальный. Ну и несколько видов Курильского озера сверху.А вот показалась и цель нашего перехода - в верхнем правом углу можно заметить легкие испарения.Кстати, этот район относится к Южно-камчатскому заказнику со всеми вытекающими. С нами был внештатный сотрудник заказника, а заодно и проводник.Собственно, вот и они - Верхне-камбальные источники или Малая Долина гейзеров. Осмотреть район подробно не получилось из-за решения вернуться в Паужетку без ночевки, но общее решение, что при случае нужно будет обязательно приехать сюда еще раз и устроить тут дневку.Раньше тут стоял домик, сейчас остались только эти рукотворные купальни. Общее решение, что при случае нужно будет обязательно устроить тут дневку.Камбальный ничем не загорожен.Озеро Витаминное на обратном пути.Ни и будни любого из 42 жителей поселка Паужетка напоследок. Отличные помидоры, огурцы и прочее круглый год на вулканическом грунте и горячей отработке с ГеоТЭС.

07 марта 2016, 12:04

Чарынский каньон, Казахстан

  • 0

Выдался случай побывать на Чарынском каньоне: катались на лыжах в Алма-ате и познакомились с таксистом, который практически уговорил нас съездить туда.Место известное и мы видели в жж немало постов о нем с восторженными отзывами. Ну что ж, присоединяемся к общему мнению: увидеть это действительно интересно.Сам каньон расположен относительно недалеко от города (около 200 км.) и доступен круглый год для любой машины. Каждый местный таксист с радостью свозит вас туда за разумные деньги.Первая же пришедшая мне в голову идея о происхождении каньона подтверждается научными данными: "Река Чарын протекает на юго-востоке Алматинской области и берет свое начало в Терскей Алатау. В миоцене и плиоцене река впадала в Илийское озеро. После того как воды Илийского озера ушли, Чарын стал впадать в реку Или ранее также впадавшую на востоке в Илийское озеро. В бывшем дне озера, в эпоху плейстоцена, Чарын вырезал каньон. С ростом хребтов Терскей Алатау, Кетмень и Кунгей Алатау, где находятся верховья Чарына, эрозионная сила реки увеличивается. Каньон разрезает отложения неогена, карбона, магматические породы палеозоя и породы рифея.". Возраст каньона оценивают примерно в 12 миллионов лет.Возраст каньона оценивают примерно в 12 миллионов лет. Его общая протяженность около 150 км, но массово посещают так называемую Долину за́мков, длина которой составляет около 2 км, ширина — 20-80 м.В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя. Влад очень настаивал, чтобы мы посмотрели на гигантские тополя, но к сожалению, банально не хватило времени.Вот эти мелкие кустики повсюду - саксаул.На изгибе каньона, где протекает река построен такой пансионат. Правда работает с мая по ноябрь - зимой только сторож там.Течение Чарына тут очень быстрое, не знаю как летом, но зимой зайти дальше чем по щиколотку не получится - унесет.Ну и несколько видов сверху, со стенок каньона:Вот, кстати, внизу тот пансионат:Кстати, каталка на Чимбулаке специфичная: для себя решили, что туда хорошо приезжать на недельку на праздники, так как очень близко (около часа езды от аэропорта) и достаточно качественно, но сидеть как сейчас было две недели - это перебор.P.S. Фотали на старенький Sony NEX-5. Давно уже им не снимал и был неприятно удивлен работой автофокуса: всегда старался наводить на контрастные объекты, рамка фокуса всегда зеленела и тем не менее почти 50% фоток брак по фокусу (причем очень сильный). Удивляюсь, как народ хвалит такие камеры и как их рекомендуют новичкам?

Выбор редакции
16 декабря 2015, 14:08

Курильское озеро, р. Хакыцин до сыпухи

  • 0

Если будете на Курильском и выдастся свободный денек, попробуйте договориться об экскурсии на сыпуху в районе Травяного мыса. И дело не в самой сыпухе, а в дороге к ней.Сама по себе сыпуха - место не слишком примечательное хотя и интересное, это что-то типа Кутхиных бат, только не столь замысловатое, однако дорога туда во время нереста рыбы запомнится вам, уверен, на всю жизнь. Собственно весь путь проходит по медвежьей тропе вдоль берега реки Хакыцин (есть правда и альтернативный маршрут, вроде). Так вот, после этой прогулки вы будете снисходительно улыбаться, глядя на туристов, бегущих на Озерном кордоне с огромными фотами к проволочному забору смотреть очередное дефиле медведя. Медведей на реке много, очень много. И это не та 3-5 летняя мелюзга, что шатается по берегу Курильского, это МЕДВЕДИ!Собственно, весь путь проходит примерно вот так как на фото, узкая тропка прямо вдоль берега и на ней медведи. и не на ней тоже медведи и в воде медведи. Возможно, и в небе медведи, но была низкая облачность.Каждого медведя надо согнать с тропы, на это может уходить до 3-5 минут криков, стрельбы, бросания палок и т.д.Кстати, все больше склоняюсь к мнению, что медведам Камчатки глубоко плевать на светошумовые эффекты группы, единственное, что может гарантированно его прогнать это вид группы больше 3 человек, стоящих плотно и машущих чем-нить тяжелым (иначе он и группу может не заметить). Звуки, выстрелы и файеры могут только заставить медведя обратить на вас внимание, а вот потом он уже будет принимать решение по результатам визуального осмотра вас.В общем, шесть километров пути мы шли, кажется больше 4-х часов. И это было круто!Еще поразило огромное количество мертвой рыбы по берегам. Полуразложившиеся туши отнерестивщегося лосося лежали сплошным слоем в воде и по берегу. Стоял колоссальный смрад тухлятины!К этому добавлялось еще несметное количество недоеденной медведями рыбы на самой тропе. Короче, тема не для впечатлительных и слабых на обоняние.Рыбачившие медведи почти не доставляли хлопот. Единственное, что приходилось следить, чтобы не отрезать группой рыбачащую в воде медведицу от резвящихся на берегу медвежат. Один раз такое чуть не случилось и пришлось резко сдавать назад по кустам.Медведи все как на подбор: здоровенные, жирные, отъевщиеся, практически неподвижные Даже поссать отойти от лежки сил у многих нет. Никаких прыжков за рыбой как на озере - тупо сидят на жопе в реке и лапами загребают одну за одной рыбины. Часто слышали байки, что обожравшиеся медведи съедают у рыбин только икру или даже только хрящ в голове (типа деликатес), подтверждаю, все так и есть: полно валяется почти целых тушек с вспоротыми животами и отгрызанными головами.У речки много притоков и идти можно только в болотниках, которых у нас не было, но оказалось, что на Озерном кордоне целый склад этого добра и можно подобрать под любой размер.Медведи дерут кору с деревьев. Говорят, что типа сок как-то помогает их пищеварению. Ну не знаю... Может просто сладкий или вкусный, но вот так ободраны многие деревья на тропе.Там, кстати, на заднем фоне на фотках периодически проскальзывает Камбальный вулкан - это одна из наших следующих точек.Это тоже сыпуха, но не та, к которой мы стремимся. А вот та. К сожалению, рассмотреть ее с расстояния не представляется возможным - непролазный лес начинается от самой воды, но примерно вот так это выглятит на панораме метров с сорокаПемза на ощупь напоминает ссохшийся песок и легко крошится пальцами. Вся конструкция очень хлипкая и постоянно что-то ссыпается.Может и вот так осыпаться.Ну и медведи кругом, естессно.Вот примерно такие впечатления. Еще раз повторю: будет возможность - идите. Не пожалеете!

Выбор редакции
28 ноября 2015, 14:20

Южная Камчатка. Ильинский вулкан

  • 0

Чем хороши стратовулканы типа Ильинского, лезть на них - одинаковые муки с любой стороны.На вулканах южной Камчатки к прелестям подъема по шлаку добавляется и удовольствие хождения по стланнику, коего тут моря разливанные. Ну и нерастаявшие тем летом снежники идут бонусом. Наш путь начинался от лагеря, в который, как все , конечно же, помнят  из предыдущего поста,  нас забросило вертолетом и как все, опять же, понят, хорошо так забросило, душевно.Немножко мы не вписались в погодное окно: буквально через  пару дней над Курильским встала великолепная солнечная погода и продержалась пару недель точно. Мы же увидели только плотное одеяло облаков над озером. Только тихоокеанское побережье и сам океан были полностью открыты.Подъем по лавовому потоку хоть и крутой, но вполне удобный, ближе к вершине там вообще начинаются огромные глыбы, по которым просто лезешь вверх. Так что на подъеме почти обошлось без сыпухи.Я визуально насчитал на вершине 4 воронки от предыдущих извержений, вот одна из них на фоне вулканов Камбального и Кошелева, куда нам тоже предстоит идти через несколько дней.Вулкан Желтовский с вершины Ильинского.На вершине, как и положено, геологи отметились своей триангуляционной вышкой, уже изрядно, впрочем, потрепанной ветром.Небольшой озерцо можно наблюдать в следующем кратере.Еще один мега-артефак от геологов ГУГК. Таким можно кого хочешь правильно сориентировать.Вот довольно любопытная штука, о существовании которой многие не знают: боковой прорыв на северо-восточном склоне Ильинского. Эпично выглядит на гугло-съемке (еще б если спутник там пролетал в одно время года). Спускались по сыпухе. Склон хоть и крутой, но нога тонет в шлаке глубоко и надежно фиксируется. Правда, ниже шлак становится жестким и крайне скользким, вот там - жопа жопная.Вобщем, находились в тот день порядочно. Спустившись в лагерь, сразу собрали палатки и пошли к озеру, где по плану нас должны были забрать моторки с кордона, но так гладко все не срослось. Как обычно все началось с севшего аккумулятора на рации и закончилось тем, что к воде подойти на Курильском оказалось непростой задачей: высокий стланник аж нависает над водой метра на 2-3.Эпическое рубилово по кустам закончилось в небольшой бухточке размером на фото ниже, в которой мы уже начали было развертывать лагерь, как, о чудо!, ожила ненадолго рация и нас услышали с кордона. Дальше томительные часы ожидания для нас и поиска этой бухточки для сотрудников Озерновского кордона, пальба из ракетницы, махания импровизированным флагом и в одиннадцатом часу вечера нас-таки вывозят в полной темноте на кордон моторки.Короче, еще один урок для нас: нельзя вот так просто взять и выйти на берег озера. Кстати, на кодоне творилось что-то невообразимое! Народу просто толпа, еле нашли место под наши палатки! Кого только там не было!Ну и да, по счастью, медведей нам на пути не встретилось. А вот о том, что могло бы быть на нашем пути повези нам чуть меньше, наш следующий пост.

Выбор редакции
17 октября 2015, 16:49

Южная Камчатка. Часть 2

  • 0

Эта часть целиком состоит из фоток, сделанных во время вертолетного перелета с вулкана Ксудач под Ильинский вулкан с подробным облетом Кутхиных бат.Из кальдеры Ксудача выходим на север, разворачиваемся и облетаем ее с запада курсом на Курильское озеро.Склоны Ксудача с внешней стороны, эта часть еще выглядит проходимой, хоть и страшновато.А вот дальше сплошной стланник внизу. Вот там весело было б пешком идти!Вот и Желтовский показался впереди.На Желтовский планировалось залезть, но увы. Зато рассмотрели его вершину в подробностях со стороны.Вот так она выглядит. На заглавном фото, кстати, тоже она. Вот где-то в этог момент я высунулся с камерой по пояс из иллюминатора и уже не залазил обратно до самой посадки. Было круто!И еще один ракурс. Фоток вершины Желтовского не так много в сети, поэтому решил оставить их здесь побольше. Отчетов о восхождениях на него при беглом поиске в сети не встретил.От Желтовского направляемся мимо Ильинского вулкана и Курильского озера сразу к Кутхиным батам.Собственно, Курильское озероСправа исток реки Озерной и одноименный кордон (ныне вполне цивилизованная туристическая база с массой туристов на борту, телевизором, еврокухней, аттракционами и т.д. Потом покажу фотки кордона).Левый берег Озерной с формациями аналогичными Кутхиным батам. Вот так вода промывает со временем пемзовые отложения от извержений Ильинского, образуя овражки.Оба берега в одном кадре.В прошлые наши посещения нам не удалось увидеть Баты, так сказать, в глобальном масштабе, так как с земли их можно увидеть только находясь внутри самого оврага. Мы ходили на них и в этот раз, позже будет несколько фоток снизу.А вот так они выглядят сверху (несколько криворукие фотки, правда). Опять оставлю здесь несколько фоток с разных ракурсов простои с информационными целями)....Ну и понеслись высаживаться под Ильинский вулкан, куда нам предстояло подниматься на следующий день.Ильинский и Желтовский в перспективе. Ильинский, кстати, сильно ниже по высоте.Вот так выглядит вершина Ильинского со стороны - самый обычный камчатский вулканА вот так выглядело наше десантирование на крошечный пупырек, заросший кедрачем. Кедрач, впрочем, был на вершине примерно по пояс и не сильно мешал, но, все равно, опыта таких высадок ни у кого из нас до тех пор не было. Вертолетчики сказала потом, что так красиво кубарем из их вертака еще не выходили.Хорошо, что кедрач ниже по склону уже высокий, а то мог, в принципе, докатиться прямо до места лагеря. Вот под тот снежник нам предстояло перетащить все свои вещи и тушки и разбить там лагерь.А после восхождения, свернув лагерь и собрав пожитки, мы весело понеслись к берегу Курильского, где по легенде нас должна была ждать лодка. Но это уже тема следующего поста.

Выбор редакции
01 октября 2015, 16:12

Южная Камчатка. Часть 1

  • 0

Вот завидую, как некоторые умеют написать о своем отпуске: и, вроде, съездили-то пиво с раками попить на дачу, а так рассказано и такие фотки, что прямо экспедиция-приключение целое представляется. Ну а у меня наоборот выходит - вроде как это мы ездим только водки на природе попить. Хотя...В этом году лето, конечно, припозднилось по всей территории нашей страны (ну, может, кроме Крыма) - такого количества снега я в августе в тех местах еще не видал. Как следствие, автомобильное движение было несколько затруднено.Говорят, что в такой ситуации переднюю ось поднимают подкладывая камеру от колеса и надувая ее. Моя логика говорит, что камера лопнет, если так сделать, но водитель после эксперимента сказал, что просто камеры сейчас делают плохие, старые б не лопнули. В общем, пару раз дергали попуткой. Благо, что на Мутновке-Горелом сейчас столпотворениеПозднее лето имеет еще один побочный эффект: комаров в августе как... в июле. Много, короче, очень много. Мы столько раньше не видели. Ладно б, зараза, только комары, но там и мошка и оводы повылазили одновременно. Вот откуда оводы южнее П-К, что они там забыли? А их там просто море, даже за колхозным стадом коров в ростовской области столько не летает.Самое забавное, что вот правду говорят: когда какую-то вещь оставляешь дома, она непременно понадобится. В этот раз это были солнцезащитные очки и крем от загара. Внимание: солнцезащитные очки и крем от загара! ОЧКИ И КРЕМ ОТ ЗАГАРА, Карл! На Камчатке, Карл! Я в Египте летом так на обгорал!Не зря возил штатив, типа. Горелый при луне.Вот смотрю я на него, на Горелого со стороны и думаю: что-то нам не допоказывают местные - те три воронки, на которые лазит народ, занимают только небольшую часть постройки, а что в остальном?Наглядная иллюстрация: если б не вулканы, южная Камчатка была бы равнинной тундрой, типа Чукотки.Песок на снегу в трещинах - загадка природы.На Мутновке очередной катаклизм - все разровняло внутриСнежок хоть и лежит еще, но замусорен песком сильно - раньше было лучше (с)Бывает, что и над Мутновской климатической аномалией светит солнце, ну так на то она и аномалия!Всегда хотел узнать: кто те добрые люди, что регулярно провешивают веревки на активную воронку? Неужели вулканологи?Тут можно построить амфитеатр неплохой, Ну или стадиончик тыщ на 500 народуВ овраге Опасном этим летом все было настолько сурово, что жидкую воду было видно только на вертикальной части речки Мутной, вся остальная часть реки была под толстым-толстым слоем снега.Наконец, прогулялись немного вниз по течению от водопада: идея подойти к водопаду снизу отсохла по дороге как-то сама.О, ГТ-Т! Прошлым летом был небольшой опыт поездки на кабриолет-версии этой шайтан-арбы, но, деффченки, кто не ездил на ГТ-Т в кабине, тот пороху не нюхал и жизни не знает! В какой-то момент даже я понял, что лучше цепляться зубами и задней присоской, свесив ножки на лобовое стекло, чем сидеть на мягком кресле внутри. Думаю, конструкция чудо-машины разработана специально, чтобы не было страшно высаживаться на берег под обстрелом крупнокалиберной береговой артиллерии. Мне кажется, что ржавые и с ковром на двигательном отсеке они прям с завода выходили.Где-то в этот момент пещеры Горелого забрали свою дань: хороший фот должен быть крепким, но увы, даже никон попсеет. Ну и штатив надо брать под вес аппарата, это тоже факт. Пока сопровождали квадроциклы с поклажей народ еще шел, но потом... потом как в анекдоте про пожарных: работа хорошая, но как пожар - хоть увольняйся.Безрассудная попытка пешего похода от Верхнеопальских Г.И. до Камбального вулкана была жестко пресечена практически в самом зародыше -  на 3-й  день пошел дождь, а мы с потерями отступили обратно. Хорошо, что Камчатка - это вам не подмосковье и тут всегда в хорошую погоду можно вызвать на помощь вертолет (хотя сейчас уже и в подмосковье можно, говорят) Главное в полетах на вертолете над южной Камчаткой - это не летать над теми местами где в дальнейшем планируешь идти пешком, ну или хотя бы не смотреть на них из окна - сильно демотивирует. Это, кстати, водопад на выходе из кальдеры Ксудача: низкая облачность заставили вертолетчиков заходить в кальдеру по этому каньону. Тут даже их вечная спешка (окно погоды уходит, перевалы закрываются, мы тут с вами на неделю застрянем) не помешала нам разглядеть кое-что. Справедливости ради на перелете под Ильинский вулкан на Курильском озере вертолетчики устроили нам фееричную экскурсию по достопримечательностям на пути следования. Ну а на Ксудаче нас ждал традиционный визуальный минимализм и аскетизм. Но что-то в нем есть такое...Эх, помахали мы там лопатой! Идея с тентом не выдержала проверку волной и вторую версию возвели уже по классическому проекту.Впору уже начинать говорить о Ксудачской климатической аномалии. Если высунуть нос за край кальдеры там будет вполне солнечно.Столбчатая отдельность. Как на Кунашире, но не так монументально, пожалуй.Вот этот куст был виден за 2 км из лагеря. Специально ходил посмотреть.С горы Каменистой открывается эпичный вид на кальдеру целиком, но просевший потолок испортил все.В чем-то даже гордость берет, что нам доводилось выходить из кальдеры и по левой и по правой стороне этого каньона.Довольно частое явление на Ксудаче: солнце пробивается в узкую щель между гребнем кальдеры и облаками над ним.На четвертый день показалось солнце с утра. Все сразу засобирались на вертолет.Правда, когда вертолет подали, ситуация была уже немного другой.Но зато мы насмотрелись по дороге за все предыдущие годы поездок! Вы попросили - ну мы и пролетели, - сказали через несколько дней во время случайной встречи летчики... После этого в моей голове крутилась только одна мысль: А что, так можно было? Да, альтернативное изложение сюжета высоким имперским штилем можно узрить в журнале e_kaspersky

Выбор редакции
02 мая 2015, 12:42

Курилы. Кунашир. Вулкан Тятя

  • 0

На склонах вулкана Тятя до настоящего времени разбилось два вертолета, об одном из этих случаев нашел в инете вот такой рассказ на сайте sakhvesti.ru, который и приведу здесь."В тот день, 10 января 1983 года, его Ми-8 должен был слетать на погранзаставу Урвитово в северо-западной части Кунашира. Нужно было доставить врача для беременной жены офицера. В первой половине дня вертолет вылетел из аэропорта Менделеево, в Южно-Курильске взял на борт женщину-доктора и еще троих человек, именуемых в документации «служебными пассажирами». Старожилы говорят – это были трое военных с грузом солдатских посылок и других предметов, видимо военного назначения. Их нужно было доставить на одну из «точек». Почему военным надо было лететь именно на гражданском вертолете и почему они не воспользовались своей ведомственной авиацией – история, как говорится, умалчивает. Вертолет пошел вдоль Южно-Курильского пролива. И тем временем север Кунашира задел циклон. Синоптики его не прогнозировали, но… Для Курил это привычное явление. Скорость ветра увеличилась до 30 метров в секунду, видимость сильно ухудшилась из-за метели. И все это за совсем короткий промежуток времени…Видимость на земле составляла метров семь, ветер дул со страшной силой. Над Урвитово вертолет Ю. Котляренко снизился до 100 метров, но из-за метели на заставе смогли разглядеть только его оранжевое «брюхо». Понятное дело, что землю экипажу не было видно. О посадке в таких условиях нечего было и думать, и решение могло быть только одно – возвращаться в Менделеево. Командир собрался идти назад вдоль моря по западной стороне Кунашира. По тому маршруту расположены горы Докучаева и Руруй. Поэтому нужно было набрать безопасную высоту 1750 метров, учитывая высоту Руруя. Все это Ми-8 выполнил над заставой и пошел в сторону Кунаширского пролива, что подтвердили впоследствии пограничники. Из-за сложного рельефа местности связи с диспетчером в Менделеево не было, и о своем возвращении вдоль западного побережья командир вертолета сообщил через грузовой Ан-26. Самолет как раз вылетел в Южно-Сахалинск. С момента последнего сеанса связи через самолет прошло 15 минут. Возвращающегося с Урвитово вертолета в эфире не было. И тогда диспетчер в Менделеево объявил тревогу. Но ее быстро отменили – с оперативной точки военных Докучаево пришло сообщение, что экипаж Ю. Котляренко благополучно там сел. Об этом же сказали и экипажу Ан-26, уже прилетевшему в Южно-Сахалинск. Летчики порадовались за коллег – все хорошо, что хорошо кончается… Однако это был не хэппи-энд. Вскоре выяснилось, что военные напутали. На их объекте Ми-8 с Урвитово не садился. И тогда снова была объявлена тревога. В тот же день, 10 января, из Южно-Сахалинска на самолете Ил-14 вылетел командир Сахалинского производственного объединения гражданской авиации Вячеслав Гольцев с поисково-спасательной командой. С воздуха они обследовали практически весь Кунашир. Поиски шли всю ночь, но безрезультатно. Следов Ми-8 не находили. Аварийных радиосигналов от него тоже не поступало. А осмотреть район вулкана Тятя мешала густая облачность. К поискам на море подключили гражданские и военные суда. Но они ничего не обнаружили. На следующий день на Курилы прилетела комиссия из Хабаровска. Пропавший Ми-8 искать стали не только с воздуха и с моря, но и на земле. В сторону подножия Тяти выдвинулись вездеходы. К поисковым работам привлекли альпинистов и местных охотников с собаками. Из Охи вызвали вертолет, обратились к военным вертолетчикам. Возле кратера вулкана Отважный, недалеко от Тяти, разбили опорную поисково-спасательную базу.... Облетев Руруй, отправились к Тяте. – Облачность там была сплошная. Да и испарения от фумарол не давали дышать, – вспоминает ветеран сахалинской авиации. – Дальше находиться там было невозможно. Мы спустились ниже, чтобы обследовать склоны. И на высоте где-то 400 метров, в русле ручья Рубежный, обнаружили заднюю грузовую створку вертолета. Решили облететь это место еще раз – а его уже накрыло снегом, как водопадом. Находившиеся на борту члены поисковой группы прикинули: если бы люди с вертолета спаслись, то спустились бы к подножию Тяти. К берегу моря. Там есть охотничий домик – заблудившиеся могут обогреться, разжиться едой. Такое правило в тайге. Там вертолет и сел. Домик осмотрели, но следов пребывания не обнаружили. Когда летели, то показалось – кто-то машет руками. Но вертолету нужно было заправляться. Запас горючего был на исходе. В тот же день к предполагаемому месту падения прилетел Ми-8 гражданской авиации из Южно-Сахалинска. Как раз в это время с Тяти сдуло его привычную «шапку». Вертолет стал облетать его вершину. И не сразу, но обнаружил на склоне конуса разрушенный корпус того Ми-8. Об этом экипаж сразу сообщил диспетчеру и полетел в Менделеево. После доклада вертолетчиков комиссия незамедлительно отправилась к месту катастрофы. Подъем на склон конуса был испытанием нелегким. А увидеть лежащий на правом боку Ми-8 и четыре мертвых тела вокруг было еще тяжелее. Погибли второй пилот А.Вотяков, женщина-врач и два офицера. Второй пилот умер сразу же от удара – потому что не был пристегнут в полете ремнем безопасности. При столкновении его выбросило с огромной силой – тело пробило остекление кабины. А остальные, как было видно, скончались позже от переохлаждения. Они до последнего пытались согреться, натягивали на себя имевшуюся одежду. Судя по всему, сразу после катастрофы люди решили остаться на месте падения до утра, а потом спускаться вниз. Но трое человек не выдержали пронизывающего ветра и мороза…Тут Коняшов и вспомнил, в какой одежде летал командир. Переодеться в меховое форменное обмундирование он уже не мог – сетку, где оно хранилось, унесло вниз вместе с оторвавшейся створкой.Вокруг вертолета валялись продукты, высыпавшиеся из посылок. И было видно, что ничего из них не взяли. Хотя уцелевшие в аварии не могли не понимать – спуск с вулкана займет немало времени, и без запаса пищи просто нельзя. На месте и аварийная радиостанция. Она была включена, только без блока питания. Он был рядом, в портфеле, за креслом командира. Почему бортмеханик не подсоединил блок – вопрос так и остался открытым. Скорее всего, он пережил сильнейший шок.  – Еще мы не могли понять – вспоминает Сталий Энгельсович, – почему после столкновения не разожгли нормальный костер, чтобы согреться. Горючего-то в баках было полно! А жгли только бумаги и бинты из тех, что были у врача, разжигали огонь спиртом. Было видно, что уцелевшие мужчины пытались достать аварийный плот, который имеется в каждом вертолете. В нем можно укрыться. Но вытащить его не смогли – плот придавило остатками корпуса Ми-8. Предположили, что выжившие могли пойти вниз по распадку. По пути спуска обнаружили, что костер пробовали развести семь раз. Бортмеханика нашли только весной, недалеко от вершины. Видимо, какое-то время он еще мог идти. Командир вертолета с уцелевшим офицером завязали шарф над местом, где тот лежал. И пошли дальше.Но у Юрия Котляренко, очень легко одетого, сил двигаться не хватило. Офицер продержался дольше всех. И дошел до берега. Совсем рядом, на возвышенности, был охотничий домик. К нему вел натянутый по склону трос. Но его замело снегом. И выживший после гибели вертолета человек долго ходил кругами в нескольких шагах от своего спасения. Умер он от переохлаждения. Его с борта вертолета обнаружили 17 января. На сапогах у него были надеты рукава от чьей-то куртки. А сама куртка была натянута поверх шинели. В тот же день нашли командира вертолета. Собака местного охотника учуяла человека под снегом и залаяла. С. Коняшову запомнилось, что на погибшем была одета шапка, снятая с погибшей женщины. Свою он, видимо, потерял. А согреться очень хотелось…Потом настало время детально осмотреть вертолет и проанализировать показания приборов. Стрелки на них навечно остановились в тот момент, когда произошло столкновение. На последнем этапе полета, объяснил С. Коняшов, упала скорость. Ми-8 кидало вверх-вниз. И уже нельзя было предотвратить обледенение, хотя система была включена. Видимости не было совсем. И по приборам вертолетчики не могли определить своего местоположения. Как раз в этот день в Менделеево не работал автоматический радиопеленгатор. И на борту не было радиолокатора – не предусмотрен конструкцией. Такое вот получилось стечение обстоятельств. Экипаж был уверен, что летит проложенным маршрутом, над западным побережьем Кунашира. Но сильный ветер стал сносить его в сторону. Туда, где расположен вулкан Тятя высотой 1819 метров. А вертолет, напомним, шел на высоте 1750 метров… На ней, в густой облачности, наш Ми-8 сначала стукнулся правым колесом о конус вулкана. У него срезало ось, вместе с ней отлетело колесо. Позже его нашли на конусе. Ю. Котляренко посчитал, что удар пришелся с левой стороны. Потому и отвернул в другую сторону. И ударился лопастями о вулкан. Лопасти разрушились, а их обрубки удержали Ми-8 на снежном склоне. От столкновения оторвались створки, их позже нашли ниже.Могли бы люди выжить в тех условиях? Наверное, да. Ведь можно было освободить спасательный плот, развести огонь. Можно было сообщить о месте своего крушения – на борту имелась аварийная радиостанция и блок питания к ней в портфеле. Тогда поисковые группы могли сразу узнать, где находятся потерпевшие крушение. Только рассуждать об этом легко, если не находишься в экстремальной ситуации. Кстати, вертолетчики и пассажиры с Ми-4 в 1973 году спаслись именно так. Это тоже случилось зимой. Люди были одеты по сезону. У них имелось все, чтобы развести костер. Командир вертолета сказал, что надо сидеть и ждать спасателей. Видя, что мальчику холодно, отдал ему свои меховые унты, а сам остался в обычных хромовых сапогах. Так они и дождались спасателей. После командиру пришлось ампутировать обмороженные ноги. Но человек остался жив.В тех поисковых работах на Тяте участвовал южносахалинец Василий Карпенко, инженер отдела технического контроля технической дирекции «Сахалинских авиатрасс». Запомнилось, что все время поисков погода чередовалась – то метет, то светит солнце. В один непогожий день продукты в базовом лагере практически закончились. Закралась даже мысль – а что если и мы останемся тут без еды, как те, кого ищем… Но на следующий день распогодилось и прилетел вертолет. И снега в тот год на острове было как никогда много. Подниматься к кальдере вулкана приходилось не раз, и было это делом нелегким.– Дали нам тогда «кошки» на обувь – типа тех, с которыми на столбы забираются электромонтеры, – рассказывает В. Карпенко, – а мне вдобавок ракетницу, как старшему группы. Ею надо было подать сигнал в базовый лагерь, когда поднимемся на кальдеру. Погода была отвратная – не было видно даже рядом стоящих. И знаете – в эту погоду был у меня почему-то нечеловеческий страх… И когда мы подошли к месту падения, я понял, наверное, отчего люди покинули место. Из-за того же страха. Экипаж не мог не знать авиационного правила – вероятность уцелеть после такой аварии выше, когда люди остаются у воздушного судна и ждут подмоги. Поисковые группы ищут место, где находится воздушное судно. Но представьте – вы летели на вертолете и врезались в препятствие в полной темноте. Один человек погиб сразу. Воет ветер, тьма, ничего не видно. Укрыться от пронизывающего ветра в вертолете не было никакой возможности. Остекление кабины разбило, заднюю часть, где был грузовой люк, оторвало. Вертолет стал как труба, которая продувается сильным ветром. Вот поэтому люди решили спускаться сами. Руководствовались не логикой, а чувством. Элементарным инстинктом самосохранения. Они оттуда практически убегали.Надо сказать, что в самом начале всех считали погибшими. Предполагали, что не найденные сразу члены экипажа и пассажиры могут лежать придавленные вертолетом. А после второго подъема на кальдеру стали обнаруживать лоскуты одежды. Тогда-то и поняли: кто-то еще может быть жив. И начали искать людей на спуске. В областном центре живет еще один участник тех поисков – Валентин Шинкарев. Так получилось, что на Тяте он искал и гражданский Ми-8, и военный Ми-4, потерпевший крушение в 1973 году. Как вспоминает В. Шинкарев, летчики и пассажиры Ми-4 – четыре человека спасались от холода в вертолете. Среди них не было только одной женщины. Оказалось, она не стала ждать прихода спасателей на кальдере, а пошла вниз. Ее не пускали, но она вылезла в окно. Наверное, вниз ее гнал тот же страх. Нашли женщину ниже, возле кратера Отважный. Чтобы согреться, она закопалась в вулканический шлак. Подземное тепло и спасло пассажирку.Надо сказать, объяснил В. Шинкарев, что как раз своим подземным теплом курильские вулканы опасны для вертолетов. Сильные нисходящие потоки, идущие от вулканов, вкупе с северо-западными ветрами могут действовать как труба и буквально затягивать вниз. Что это такое – Валентин Николаевич смог ощутить сам: во время полета на кальдеру их вертолет падал, наверное, метров 200 – пока пилот не смог выйти из пике. – Долетели потом нормально, но было страшно, – смеется теперь он. – Военный Ми-4 попал в такой же поток. И после того случая вертолетам запретили летать в глубине островов. Им нужно было держаться морского побережья. Тем более, там нет таких сильных снежных зарядов, при которых вообще нет видимости."

21 марта 2015, 14:09

Курилы. Кунашир. Мыс Столбчатый

  • 0

Несмотря на практически культовость этого места и огромное число фотографий, в инете не так много информации о нем. Многих, конечно, интересует как же образовались столь причудливые формы? Вот, что есть по этой теме: "40–50 миллионов лет назад (есть еще цифры 5-6 млн. лет) из жерла вулкана Менделеева (ох и намудохались мы туда лезть в +30 на солнце и по бамбучнику с кедрачем), излилась в море базальтовая лава. В холодной воде лава застыла, растрескиваясь на пяти- и шестигранные столбы. По прошествии веков базальтовый массив поднялся из глубин океана, а природа и время превратили застывшую породу в высокий (до 50 м в высоту) отвесный мыс на побережье острова Кунашир".Эко-тропа на мыс:Описанный выше эффект, именуется в геологии "столбчатая отдельность": "Столбчатая отдельность является проявлением трехмерной сети трещин, которая образуется при остывании лавовых потоков, силлов, даек и других малоглубинных интрузий. Породы, по которым образуется столбчатая отдельность, могут быть произвольного состава, но чаще всего это базальты и долериты. Отдельные столбики могут иметь ширину от первых сантиметров до трех метров и высоту до 30 м. Чаще всего столбы имеют пять или шесть граней, но их количество колеблется от 3 до 7 граней. При быстром остывании лавовых потоков или маломощных интрузий образуется ячеистая система напряжений, которая направлена перпендикулярно поверхности (или по максимальному температурному градиенту). В направлении этих напряжений затем развиваются линейные трещины, которые и образуют столбчатую отдельность. Иногда столбы сужаются к верхней части потока, образуя колоннаду. Возможно, это связано с различной скоростью остывания верхней и нижней частей потока. "Кстати, широта Кунашира и близость теплого течения сильно отличают природу острова и, прежде всего, растительность: "На острове распространены хвойные леса из пихты сахалинской, ели аянской и ели Глена, на юге встречаются широколиственные леса из дуба тонкокудрявого, кленов, ильма лопастного, калопанакса с большим участием деревянистых лиан: актинидии острой и коломикты, лимонника китайского, виноградовника, токсикодендрона, гортензии черешковой, винограда Кемпфера, княжика охотского и др. В подлеске растут курильский бамбук, кедровый стланик, яблоня сахалинская, черемуха ссьори, вишня курильская, тис остроконечный, бересклет, калина, падубы, рододендроны. Только на Кунашире в России в диком виде встречается магнолия обратнояйцевидная. Обилие южных видов растений и лиан придает лесам острова субтропический облик."Термальные источники "Столбовские" по дороге на мыс: несколько явно рукотворных луж с разной температурой воды (можно регулировать по желанию каменной "заслонкой").Заросли виноградника. Да, это именно виноград (виноград Кемпфера).Ягоды, когда поспевают, черно-пурпурные, съедобные, но терпкие и малосочные. Собственно... "Фауна Кунашира также заметно богаче, чем на всех остальных островах гряды. Из млекопитающих здесь обитают бурый медведь, соболь, бурундук, ласка, европейская норка, шикотанская полевка, когтистая бурозубка, японская мышь и др. Особенно много птиц — на острове гнездятся утки-мандаринки, вальдшнепы, карликовые дятлы, рыжие воробьи, зимородки, японские бекасы и др. На Кунашире обитает крупная островная популяция рыбного филина. На скалах гнездится множество морских птиц. Амфибий 3 вида — дальневосточная квакша, дальневосточная лягушка и сибирский углозуб. Кунашир — единственный остров Курильской гряды (кроме Шикотана), где обитают рептилии: 3 вида полозов и ящерица дальневосточный сцинк. В водах Кунашира обитают тюлени — ларги и антуры, а также сивучи и каланы. Из китообразных встречаются косатки, малый полосатик, тихоокеанский белобокий дельфин, морская свинья." - короче, японцы не зря хотят именно этот островок, хотя, все-же в реальности климат там далек от воображаемой идилии )).На подходе к мысу. Отлив.Начинают попадаться первые "свалки кирпичей".В отлив можно хоть и с трудом, но идти вдоль воды. В прилив это все придется перелазить по веревкам через мысы.Вот такой вот лавовый поток тут шел. Видимо, раньше не только трава была зеленее, а мамонты крупнее, но и вулканизм мощнее.Охотское море в районе Кунашира, в отличие от океана, летом хорошо прогревается. Например, тут вода была около +20 (океан +5). Учитывая множество небольших изумрудных лагун и обычно более приятную погоду по сравнению с Южно-Курильском, место вполне можно считать курортным.Если поверхность охлаждения лавы отличалась от горизонтальной, столбы могли получаться наклонными кривыми и даже закрученными. Так возникал целый мир столбчатых структур напоминавших где-трубы органа, где — готические соборы, а где — развалины акрополя. А шторма и приливы, накатывавшие на мыс, дополняли царство столбчатых скал нерукотворными «мостовыми», «лестницами» и мозаичными «панно».Кстати, о купании:И еще о купании...Вот это как все отмечают очень похоже на брусчатку: выровненная прибоем поверхность.Формы, конечно, действительно удивительные и, по моим представлениям, несвойственные живой природе. Хотя, для плотно изучавших сопромат, наверняка, каждая линия имеет простое и логичное объяснениеСледующий мыс чуть менее величественен, но тоже интересен.А ведь в любой момент сверху может прилететь......например, что-то такое на головуВыгнутые "трубы"Кстати, на земле известно не так уж и мало подобных образований. Но "Столбчатый" - это наше )