Источник
Виктор Медведчук - LiveJournal.com
14 сентября, 13:38

Экономическая деградация Украины: от взлета 2004 года к провалу 2017-го

  • 0

Госдолг Украины продолжает расти угрожающими темпами. Согласно данным Минфина, совокупный государственный и гарантированный государством долг страны в июле увеличился еще на 1,4% (или на $1,05 млрд) и достиг $76,06 млрд. В гривенном эквиваленте сумма госдолга превышает $1,97 трлн грн (это, к примеру, в 2,6 раза больше плановых показателей доходной части государственного бюджета на текущий год). Усилиями еврореформаторов госдолг приближается к отметке в $2 трлн ― астрономической для Украины цифры.Для сравнения: в 2004 году госдолг Украины составлял $15,8 млрд. Стратегия государства, разработанная в Администрации президента, предполагала рост производства, привлечение инвестиций («длинных денег»), стимулирование малого и среднего бизнеса, наращивание экспорта. Грамотная экономическая политика позволила добиться невиданного за все годы независимости подъема: темпы роста ВВП в 2004 году составили 12,4%, ПИИ выросли на 23%, промышленное производство ― на 12,5%. При этом госдолг составлял 24,7% ВВП Украины.Прозападная команда Ющенко, пришедшая к власти в 2005-м, получила страну с огромным запасом прочности, благодаря которому украинская экономика выстояла и во времена недореформ «любих друзів», и в период евроинтеграционных экспериментов «младореформаторов» Януковича. Но евроинтеграционных реформ Яценюка ― Гройсмана экономика Украины уже не выдержала. Только за 2014–2017 годы государственный долг вырос с $69,7 млрд до $76 млрд. На сегодняшний день на каждого украинца, включая неработающих ― стариков, младенцев, инвалидов, ― приходится $1791 долга страны, в перерасчете на каждого работающего ― $4236.Долги Украины достигли 82% ВВП. Их размер превышает золотовалютные резервы в 4,2 раза, а обслуживание стало непосильной задачей для страны. Как признал премьер-министр Владимир Гройсман, на обслуживание внешнего долга Украина ежегодно тратит 4% ВВП. До 2019 года, по данным Нацбанка, стране придется выплатить почти $13 млрд в счет погашения внешних займов.Вопрос, где правительство намерено найти деньги, можно отнести к разряду риторических. При неработающей экономике и отсутствии инвестиций у евроинтеграторов есть только один путь ― продолжать брать кредиты. Неудивительно, что в НБУ официально заявляют: они не видят альтернативы займам МВФ. А это значит, что рядовым гражданам снова предложат затянуть пояса: новые кредиты ― новые условия ― новые цены и тарифы для украинцев.

Выбор редакции
13 сентября, 12:39

Система логистики Украины быстро деградирует

  • 0

Украина имеет чрезвычайно выгодное географическое положение, но состояние логистики (организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков к потребителям) не позволяет стране использовать свой уникальный транспортный потенциал в торговых отношениях Европы и Азии, а также подрывает конкурентоспособность всей украинской экономики.И причина не только в крайней изношенности и устарелости транспортной инфраструктуры, но и в порочной тарифной политике, которая направлена на максимизацию прибылей государственных и негосударственных монополистов и «латание» бюджетных дыр. Фактически непрерывное повышение различного рода транспортных тарифов и сборов превратилось в основной механизм решения проблем украинского транспорта, что в конечном итоге приводит к деградации этой важнейшей отрасли экономики.Представители промышленных ассоциаций обратились к премьер-министру В. Гройсману, с тем чтобы «Укрзалізниця» воздержалась от повышения грузовых ж/д тарифов до конца текущего года.В обращении, в частности, говорится: «Считаем, что рассмотрение какой-либо инициативы «Укрзалізниці» относительно прямого или опосредованного увеличения уровня грузовых железнодорожных тарифов должно происходить исключительно в прозрачном формате диалога с бизнесом и общественностью, поскольку любой диспаритетный подход может привести к крайне негативным последствиям не только для отдельных отраслей промышленности и АПК, но и для экономики Украины в целом».Впрочем, эта проблема актуальна не только для железнодорожного транспорта, но и для грузовых перевозок морским, речным, трубопроводным, автомобильным транспортом. К примеру, президент объединения «Укрметаллургпром» А. Каленков считает, что понижение ставок портовых сборов в Украине необходимо уже в текущем году, поскольку сегодня портовые сборы в Украине более чем в три раза превышают сборы в портах-конкурентах.Проблема возникла не сегодня и не вчера. Но политика еврореформаторов в кратчайшие сроки привела к ее критическому обострению, к ускоренной деградации украинской логистики. Индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) Украины, рассчитываемый по методологии Всемирного банка, по итогам 2016 года снизился на 19 (!) позиций ― Украина оказалась на 80-м месте из 160 стран (в 2014 году она была на 61-й позиции).Это ― не меньший удар по экономике страны, чем спровоцированное еврореформаторами падение промышленного производства.

Выбор редакции
08 сентября, 11:53

Долговая яма Украины и фантазии министра финансов

  • 0

Когда серьезных успехов в преодолении глубокого экономического кризиса нет, в правительстве начинают мечтать о грядущих прорывах и победах. Вот и министр финансов А. Данилюк заявил о том, что Украина скоро сможет помогать другим как акционер МВФ. Естественно, лишь в том случае, если будет сохранен действующий курс.Министр, правда, не уточнил, к чему привела реализация этого курса. Например, к тому, что после евромайдана (всего за три с половиной года) ВВП в долларовом эквиваленте сократился вдвое. И что с карликовыми размерами своего ВВП Украина, голосуя в качестве акционера МВФ, повлиять на решения фонда ну никак не может. Чтобы влиять на них, наша страна должна многократно увеличить свою долю в уставном фонде организации. Только за счет чего? Или, может быть, министр думает, что Украина при таком состоянии экономики способна самостоятельно кредитовать другие страны? Зачем же тогда украинская власть стоит с протянутой рукой, выклянчивая у МВФ очередные кредиты на условиях, уничтожающих экономику страны и социальную сферу?Может быть, А. Данилюк не знает, что только в июле этого года государственный и гарантированный государством долг вырос на 1,39%, достигнув $76,06 млрд? Странно, ведь это данные самого Министерства финансов. С такими темпами роста госдолг скоро сравняется с ВВП страны.И не надо в очередной раз повторять, что в США, Италии, Японии и других странах госдолг намного превышает ВВП. Речь идет о развитых странах. Украина же, во многом благодаря еврореформаторам, перешла в разряд бедных развивающихся стран, которые такой госдолг просто не могут себе позволить.По состоянию на 1 июля 2017 года госдолг Украины по отношению к ВВП составил 81% (на 1 января 2014 года было 40%). Вот она, победная поступь «реформ»! Только ни в коем случае нельзя менять избранный курс ― и скоро мы будем помогать другим странам! Которые, как выразился министр, «решат измениться и развиваться». Но, думается, глядя на нынешнюю Украину, вряд ли решат.Страна стремительно скатывается в долговую яму, а впереди, в 2018–2019-м, еще пиковые выплаты по госдолгу. Впрочем, министр финансов, по-видимому, рассчитывает на то, что расплачиваться будут совсем другие люди. Расплатится еще оставшееся население Украины.

04 сентября, 18:14

«За пределами НАТО…»: в США заговорили о постоянно нейтральном статусе Украины

  • 0

Пока украинское руководство продолжает повторять мантры о безальтернативности вступления Украины в НАТО, идея ее нейтрального статуса завоевывает все больше сторонников за рубежом, в том числе в той стране, которая, в сущности, определяет политику альянса, ― в Соединенных Штатах Америки. Это видно по недавно изданной Институтом Брукингса книге известного военного эксперта Майкла Э. О’Хэнлона «За пределами НАТО: новая архитектура безопасности для Восточной Европы» (BEYOND NATO: A NEW SECURITY ARCHITECTURE FOR EASTERN EUROPE).Прежде чем говорить о книге, стоит сказать несколько слов о ее издателе. Созданный 101 год назад Институт Брукингcа ― это самый крупный и влиятельный интеллектуальный центр Демократической партии. В течение последних 15 лет его возглавляет известный американский дипломат Строуб Тэлботт, восемь лет проработавший в администрации Билла Клинтона, сначала в качестве посла по особым поручениям и специального советника государственного секретаря по странам бывшего Советского Союза, а с 1994-го ― в качестве заместителя госсекретаря. Тема России ― одна из главных в деятельности Института Брукингcа, и во время последней президентской избирательной кампании он подготовил немало резких антироссийских меморандумов и публичных аналитических документов.Тем примечательней выход упомянутой книги, в которой признается, что к настоящему моменту расширение НАТО оказалось фактором, провоцирующим напряженность.Суть идей О’Хэнлона сводится к тому, что альянсу следует официально объявить о своем прекращении дальнейшего продвижения на Восток и договориться с Россией о нейтральном статусе целого пояса стран, пока не входящих ни в одну систему коллективной безопасности ― от Грузии и Азербайджана на юге до Швеции и Финляндии на севере. В список входят также Сербия, Косово, Молдова и Украина. Эти страны должны быть объявлены постоянно нейтральными, но в обмен на юридически гарантированное обязательство НАТО не двигаться далее. Россия же также юридически гарантированным актом обязуется вывести свои войска из всех постоянно нейтральных государств и более не посягать на их территориальную целостность. При этом все упомянутые страны сохраняют свободу действий относительно вступления в любые другие альянсы, кроме военных.Особо следует отметить то, что в этой книге написано об Украине. Ее достижения за годы независимости не впечатляют автора. «Нынешнее украинское государство остается погрязшим в коррупции и характеризуется плохим менеджментом и борьбой политических фракций. Так называемые оранжевая революция 2004–2005 годов и Майданная революция 2013–2014-го не смогли привести к значительным улучшениям. Если сравнивать Украину и Польшу… то к концу холодной войны это были две страны с примерно сопоставимым населением и уровнем ВВП на душу населения, но сейчас Польша в три раза богаче. Это различие произошло, несмотря на то, что в Украине одни из лучших в мире сельскохозяйственных земель и она наследовала существенную часть высокотехнологичной индустриальной базы бывшего СССР».Что же касается ситуации на Донбассе, то О’Хэнлон характеризует ее как гражданскую войну, хотя и говорит о вовлеченности России. При этом, по мнению автора, «членство Украины в НАТО не является действенным путем решения нынешнего кризиса; даже самые ястребиные голоса внутри НАТО не призывают к скорому вступлению в альянс Украины или любой другой центральноевропейской страны».Урегулирование же О’Хэнлон считает возможным на основе широкого проекта новой архитектуры европейской безопасности: «В свете причин и обстоятельств украинского кризиса нужна большая идея, чем просто вооружение украинских военных, усиление санкций против России и безнадежная надежда на то, что нынешний минский дипломатический процесс принесет успех… Украинская гражданская война должна быть прекращена, а российское присутствие на Донбассе ― ликвидировано. “Минск-2” должен быть имплементирован, и Донбасский регион должен получить определенную автономию. В текущей украинской политической ситуации об автономии трудно договориться, но в контексте более широкого пакта, который бы завершил войну, от Киева можно было бы ожидать большей гибкости».При этом автор высказывается как против поставок Украине летального оружия, так и против ее возможного участия в оборонных структурах ЕС, считая эти действия несовместимыми с урегулированием кризиса.Не стоит считать публикацию этой работы лишь выражением частного мнения. Ведь Институт Брукингcа не ограничился ролью издателя книги. С участием О’Хэнлона прошла серия публичных мероприятий в Институте Брукингcа, на сайте размещено и несколько видеороликов, раскрывающих суть его работы. Поэтому книгу «За пределами НАТО: новая архитектура безопасности для Восточной Европы» правомерно считать своеобразным зондажем политического класса как США, так и заинтересованных стран.

Выбор редакции
31 августа, 11:00

Результаты работы «реформаторов» медицины в зеркале социологии

  • 0

Законодательство, касающееся проведения медицинской «реформы», пока не принято, но последствия деятельности «реформаторов»-варягов украинцы уже прочувствовали на себе.За последние два года общее качество государственных медицинских услуг ухудшилось. Так считают 47% участников опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в июле ― августе 2017 года. Лишь 10% респондентов заявили об улучшении. Более трети считают, что качество государственных медицинских услуг не изменилось, 9% затруднились с ответом.Собственно говоря, можно утверждать, что, хотя медицинская «реформа» законодательно пока не оформлена, она уже реализуется. Ведь ее суть ― это экономия выделяемых на медицину государственных средств, что уже привело к ухудшению качества предоставляемых услуг. А также противоречащая Конституции ликвидация бесплатной медицины.Понятно, что, если законопроект о медицинской «реформе» удастся «продавить» в ВР во втором чтении и затем этот закон вступит в силу, ситуация только ухудшится. Но даже если народные депутаты отвергнут медицинскую «реформу», политика Минздрава вряд ли изменится, во всяком случае при нынешнем руководстве ведомства.Наведя «порядок» в закупках лекарственных средств (это уже привело к отсутствию многих из них), «решив» проблему вакцинации (в том числе и наличия вакцин для лечения ботулизма, бешенства), Минздрав готовит «улучшения» в работе скорой помощи ― замену врачей и фельдшеров в бригадах парамедиками. Причем мнение квалифицированных медиков и общественности о том, что такое нововведение не соответствует нашим реалиям и приведет к увеличению смертности, просто отметается ― с ходу, безо всякого обсуждения.Профсоюзы работников здравоохранения ряда городов, в том числе и Киева, готовы к открытым протестным акциям в случае, если подобные новации все-таки попытаются реализовать. Хочется верить, что хоть это поможет успокоить реформаторский зуд руководства Минздрава.

Выбор редакции
30 августа, 13:09

«Нафтогаз» снова повысит цены на газ для промышленности

  • 0

C 1 сентября цены на природный газ для промышленных потребителей вырастут еще на 6,3–6,7% по сравнению с ценами на август этого года ― так решил НАК «Нафтогаз Украины». Для предприятий, использующих от 50 тыс. кубометров газа и не имеющих задолженности, цена составит 7,92 тыс. грн за тысячу кубометров с учетом НДС.А ведь с 1 августа 2017 года НАК уже повысил цену на газ для промышленных потребителей на 2,9% (на 212,4 грн) ― до 7,420 тыс. грн за тысячу кубометров (с НДС).Таким образом, всего за два месяца НАК «Нафтогаз Украины» поднял цены на природный газ для промышленных потребителей на 10%, никак не объяснив причины такого роста.Помнится, украинское правительство собиралось ориентироваться на цены немецкого газового хаба NCG. Действительно, цены NCG в августе демонстрировали тенденцию к росту (см. диаграмму). Однако хоть цены там и выросли, они существенно меньше цен, предложенных «Нафтогазом» промпотребителям на сентябрь 2017-го. В Европе цены на газ выросли на 5%, а не на 10%, как в Украине.Динамика цен на природный газ на немецком хабе NCG, рrice in EUR/MWhПо данным www.eex.comНа газовом хабе NCG цена природного газа 21 августа этого года составляла 171 евро за тысячу кубометров (фьючерсы следующего месяца). НАК «Нафтогаз Украины» предлагает украинским промпотребителям природный газ по цене 264 евро за тысячу кубометров.При этом за первое полугодие 2017 года в Украине было добыто 9,9 млрд кубометров газа, а импортировано ― 6,9 млрд кубометров. С учетом того, что себестоимость добычи украинского газа составляет менее 40 евро за тысячу кубометров, объяснить цену в 264 евро за тысячу кубометров невозможно.Кроме того, у ценовых решений НАКа есть ряд последствий:– дальнейшее увеличение себестоимости промышленной продукции, повышение цен ее реализации и, как следствие, снижение конкурентоспособности;– удорожание промышленной продукции приведет к дальнейшему удорожанию потребительских товаров;– повышение вероятности дальнейшего роста цен на газ для населения, а за ним и всех остальных коммунальных тарифов (отопление, горячая вода и т. д.).Так что остановить ценовой беспредел в газовой сфере ― это задача общенационального характера.

08 августа, 13:06

Как водная блокада Крыма ударила по Украине

  • 0

В Укргидрометцентре считают, что перекрытие Северо-Крымского канала существенно не отразилось на полуострове, но привело к дефициту воды в двух областях Украины — Херсонской и Николаевской, где возникли серьезные проблемы с орошением. По словам представителя Укргидрометцентра Т. Адаменко, последние годы количество осадков не может восстановить водный баланс — пересохли реки, опустели колодцы, ситуацию несколько спасают только водохранилища. Однако то, что невозможно воспользоваться водохранилищами, находящимися в Крыму, сильно ударило по агрокомплексу этих областей.Кроме того, вода из Днепра, которая после перекрытия Северо-Крымского канала начала поступать в море, опреснила морские воды, что привело к их цветению. В результате серьезно пострадали пляжи Херсонской и Одесской области.Антигуманная попытка удушить Крым путем водной блокады наносит экономический ущерб Украине. Не говоря уже о том, что это еще больше настраивает крымчан против Украины и уменьшает шансы на возврат полуострова.К слову, вопреки санкциям, введенным в ЕС против Крыма, желание участвовать в реализации проектов по опреснению воды Черного моря для снабжения полуострова пресной водой выразила итальянская компания Brescia Hydropower. Проявляют заинтересованность в совместном с РФ решении этой проблемы и в Чехии.

04 августа, 12:12

Как богатая Украина нищей Америке помогла

  • 0

Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс приветствовала покупку Украиной энергетического угля в США. По ее словам, американо-украинская угольная сделка положительно скажется на состоянии угольной промышленности США и окажет позитивное влияние на развитие транспортной сферы.Действительно, у украинского правительства нет более важных забот, чем поддержка угольной промышленности и транспорта США. А то, что уголь из Пенсильвании обойдется намного дороже не только российского и донбасского, но и угля из ЮАР, Кабмин не волнует. Он озабочен закрытием шахт на украинской территории и увольнением шахтеров.В 2017 году в Украине решили закрыть 7 государственных угольных шахт. С целью наращивания добычи угля.Намечаемое прекращение работы градообразующих шахт в контролируемом Киевом Торецке грозит не только лишением средств к существованию трети работающих жителей города и членов их семей, но и экологической катастрофой из-за увеличения притока шахтной воды, что может привести к загрязнению грунтовых и питьевых вод, а также повысит вероятность взрывов метана.Но это просто мелкие издержки «реформ». Гораздо важнее поддержать угольную отрасль США и американских шахтеров.

Выбор редакции
01 августа, 12:32

За чертой бедности, или Зачем Кабмину новая методика определения уровня бедности

  • 0

Копилка маразматически-утопических идей Гройсмана пополнилась очередной бредовой инициативой: в Кабмине разработали новую методику определения уровня бедности. Видимо, для «ясности» и «упрощения» подсчетов чиновники разработали аж три (!) группы критериев оценки бедности.Итак, первая группа… Приготовьтесь, формулировка длинная, но все же процитирую ее без купюр: «…Совокупные эквивалентные расходы лица ниже 75% медианного уровня среднедушевых эквивалентных совокупных расходов; совокупные эквивалентные расходы лица ниже фактического (расчетного) прожиточного минимума в среднем на душу населения; общие эквивалентные доходы лица ниже фактического прожиточного минимума в среднем на душу населения; общие эквивалентные доходы лица ниже законодательно установленного прожиточного минимума в расчете на месяц в среднем на одного человека».Вторая группа критериев предполагает «эквивалентные расходы лица ниже черты бедности, определенной Организацией Объединенных Наций (ООН) для стран Центральной и Восточной Европы как гривневый эквивалент $5,05 в соответствии с паритетом покупательной способности...».Возникает закономерный вопрос: а почему просто не использовать критерий ООН? Ответ, как всегда, предельно прост. Да потому, что тогда за чертой бедности окажется около 80% населения. Думаю, «реформаторы» никогда не рискнут обнародовать реальные цифры. Судите сами: даже после повышения минимальной зарплаты те, кто ее получают, вынуждены выживать не на $5,05, а примерно на… $3,2 в день. Пенсионеры, инвалиды, студенты получают и того меньше. Не потому ли «реформаторы» взялись за построение собственной шкалы бедности? Как знать, быть может, их усилиями Украина первой из стран мира введет определения «бедный, но не очень», «среднебедный», «глубокая бедность» и т. д.