Источник
Блог Владимира Якунина - LiveJournal.com
12 сентября 2015, 18:53

На актуальную тему

  • 0

Вчера уважаемое издание опубликовало мое интервью, в котором я, надеюсь, ответил на все вопросы, возникнувшие у читателей блога в связи с моим уходом с поста президента ОАО «РЖД».

Выбор редакции
13 августа 2015, 11:15

По поводу визита французских парламентариев в Крым

  • 0

Группа французских парламентариев – членов Национального собрания и Сената Франции – посетила Крым. Визит вызвал большой общественный резонанс, и у меня имеется реплика по этому поводу. Такое посещение, безусловно, означает стремление получить объективную информацию о ситуации в Крыму, так как желание знать правду естественно для любого политика. Тем более что недоверие французов к собственным СМИ равно степени лицемерия этих СМИ в освещении событий, связанных с Украиной и с Крымом.На днях стало известно об аналогичных планах итальянских депутатов, а также представителей бундестага – немецкого парламента, но я думаю, что это важное достижение именно французов. Они первые не побоялись поехать в Крым, не зная, что там увидят. Это была их личная инициатива, а статус делегации опровергает всякое предположение об ангажированности. То, что гости увидели, пообщавшись с жителями Крыма (люди выглядят довольными, атмосфера очень дружелюбная), мягко говоря, несколько не соответствует принятой сегодня на Западе позиции. И хотя европейская пресса пыталась замолчать результаты визита, но, как говорится, «шила в мешке не утаишь».Считаю, что визит в Крым – мужественный шаг группы французских парламентариев, учитывая тот факт, что они подвергались достаточно серьезному давлению как в собственной стране, так и со стороны еврочиновников, которые очень неласково отнеслись к этой идее. Повторю: сегодня мы видим, что и в других национальных парламентах появилось желание посетить полуостров с тем, чтобы лично разобраться, каковы в действительности настроения в Крыму, и привезти правдивую информацию в свои страны. Мне кажется, что инициированная французами тенденция, очень важна. Французскую делегацию возглавлял Тьерри Мариани, один из заметных членов партии «Республиканцы» и мой коллега по Франко-российскому диалогу (мы являемся сопредседателями этой Ассоциации, которая существует с 2004 года, от своих стран).В сентябре под эгидой Ассоциации состоится большая конференция, где будет рассматриваться вопрос об экономических последствиях санкций – попытаемся прагматично оценить, как введенные ограничения сказываются на взаимной торговле и деловых связях между Россией и Францией. Это станет естественным продолжением работы, проводимой теми французскими политиками, которые хотят сохранения хороших отношений с Россией.

28 июля 2015, 21:37

Поддержка малого бизнеса

  • 0

Некоторое время назад я встречался с молодыми предпринимателями из объединения «Опора России», и, кроме всего прочего, их очень интересовал вопрос: как стать нашими партнерами и заполучить такого заказчика, как ОАО «РЖД»? При этом они сетовали на сложность процедур и высокие издержки при участии в тендерах на госзакупки, что ограничивало для них возможности такого рода партнерства. В какой-то степени эти претензии обоснованы, и мы в РЖД поддерживаем упрощение процедур участия малого и среднего бизнеса в закупках инфраструктурных монополий и компаний с госучастием, а в тех вопросах, которые относятся к нашей компетенции, делаем немало в этом направлении. Могу сказать, что только по итогам прошлого года мы закупили у предприятий малого и среднего бизнеса продукции более чем на 170 млрд. рублей, или пятую часть от общего объема закупок, и сегодня нацелены на дальнейшее расширение эффективного взаимодействия. У нас разработана программа партнёрства с субъектами малого и среднего предпринимательства, которой, среди прочего, предусмотрено осуществление информационной, организационной и методологической поддержки. На сайте ОАО «РЖД» создан информационный раздел о программе, ведется приём заявок для включения в реестр партнёров. В компании имеется специальный орган, отвечающий за расширение возможностей участия малого и среднего бизнеса в закупке товаров и оказании услуг, этот орган также наделен полномочиями по рассмотрению жалоб со стороны предпринимателей. Хочу обратить внимание на то, что в Положении о закупках ОАО «РЖД» для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд специальных условий, которые позволят упростить их участие в торгах. Также в РЖД действует электронная торгово-закупочная площадка, где специально для этих категорий представлена упрощенная процедура получения электронной подписи по сниженной стоимости. Стоимость выпуска сертификата и получения необходимого программного обеспечения составляет 3500 рублей.Кроме того, целый ряд непрофильных работ и услуг (уборка, автотранспортное обслуживание, содержание домов отдыха локомотивных бригад, отдельные работы по обслуживанию железнодорожного пути, ремонту и содержанию подвижного состава и т.д.) сегодня успешно переданы на аутсорсинг. 10 лет назад, когда мы только начинали эту деятельность, было крайне непросто. В России не существовало необходимых аутсорсинговых компаний, а размеры тех, что имелись в наличии, были несоизмеримы с потребностями ОАО «РЖД». По целому ряду услуг не было возможности выбрать поставщика на конкурсной основе. Нам приходилось вместе с инициативными бизнесменами, по сути, формировать отдельные рыночные сегменты, убеждать их инвестировать в этот бизнес. Однако мы понимали – а в сегодняшних реалиях еще раз убедились – что при взвешенном подходе это именно та сфера, где крупный бизнес может создать дополнительные точки роста для среднего и малого бизнеса и одновременно оптимизировать многие бизнес-процессы. По самым скромным оценкам, начиная с 2006 года ОАО «РЖД» передало на аутсорсинг операции, в которых было задействовано более 60 тыс. человек, что составляет около 6% от общей численности персонала компании. Такой масштаб означает вывод в рыночные сегменты работ и услуг более чем на 80 млрд. рублей в текущих ценах.

Выбор редакции
26 июня 2015, 17:43

Памяти Евгения Примакова

  • 0

Сегодня пришла грустная весть – ушел из жизни Евгений Максимович Примаков, выдающийся государственный деятель, блестящий политик, ученый, дипломат и наш общий товарищ. Это огромная потеря. Он был одним из очень немногих людей в стране, к которому с огромным уважением относились и представители элит, и простые люди самых разных взглядов.Евгений Максимович запомнился как человек необыкновенной скромности и обаяния, при этом он обладал огромным мужеством, принципиальностью – и в политике, и в жизни всегда честно отстаивал позиции, соответствующие его мировоззрению. Он был из той особой породы людей, авторитет которых не нуждается в укреплении или искусственной поддержке. Многие помнят знаменитый «разворот над Атлантикой», но мало кто помнит непримиримую позицию Евгения Максимовича по поводу ввода войск в Афганистан. Он тяжело переживал раннюю смерть сына, но никогда не выказывал своего внутреннего состояния, а с удвоенной энергией пробивал дорогу молодым ученым, окружавшим его в то время. Десятки и даже сотни людей могут быть благодарны Евгению Максимовичу за то, что он помог им стать теми, кем они стали: сыграл важную роль в профессиональной судьбе, уберег от необдуманных поступков, спас от несправедливой расправы.С Евгением Максимовичем мы были лично знакомы давно, в последнее время общались по линии Российского общества политологов, почетным руководителем которого он согласился стать по нашей просьбе три года назад. Позиции по многим вопросам у нас совпадали. Во внешней политике он был сторонником стратегии многополярности, до конца жизни вел научную работу, выпуская монографии по наиболее злободневным вопросам современности. Его оценки всегда были острыми, четкими и очень конкретными. В этом качестве он оставил чрезвычайно ценный интеллектуальный багаж, его научные достижения будут использоваться и после его кончины. Для меня Евгений Максимович навсегда останется образцом порядочности, примером человека, который до последних дней жизни служил науке, обществу, своему Отечеству.Мои соболезнования всем, кто знал и любил Евгения Максимовича, прежде всего семье и близким. Светлая ему память.   

16 июня 2015, 16:40

О долларе

  • 0

Вменение незаконных действий по ограничению делового сотрудничества России с Европой, с одной стороны, безусловно, мешает развитию отечественной экономики, а с другой – очень болезненно сказывается на самих странах Евросоюза, совокупные потери которых от этих действий оцениваются в 42 млрд. долларов. Такую цифру озвучил недавно министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо. Пока политики делают громкие заявления, бизнес подсчитывает убытки. Очевидно, что еще один виток санкций только усугубит ситуацию. Инициатором в данном вопросе, как известно, выступают США, а предпринимаемые ими усилия имеют целью не допустить развития тесного сотрудничества России с Европой. В то же время все это резко бьет по глобальной конкурентоспособности европейской экономики. Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень!», и я исхожу из того, что политическое давление, которое оказывается на нашу страну, есть следствие экономических реалий глобального плана.В глобальной финансовой системе, выстроенной «по-американски», существует практически единственная резервная валюта – доллар, и тот, кто владеет печатным станком, приобретает невероятные преимущества перед всеми другими. Но этот инструмент развития – стимулирование спроса через деэмиссию доллара, с которым мировая экономика просуществовала последние 40 лет, перестает работать. Это действует во всем мире – системный кризис усугубляется и негативно сказывается на экономиках всех стран, в том числе и самых развитых – США, ЕС, Китая. Судя по всему, ближайшие годы будут очень турбулентными, с точки зрения становления новой экономической модели, которая должна прийти на смену тому, что отжило. Об этом говорят многие уважаемые эксперты – как наши, так и зарубежные. На неизбежность подобного развития событий, кстати, указывал и экс-глава МВФ Доминик Стросс-Кан, говоривший, что доллар явно переоценен, и он приветствовал бы возникновение двух-трех других резервных валют. То, что с ним вслед за этим произошло (сексуальный скандал и отставка), показывает, насколько болезненно относятся бенефициары глобализации к подобной перспективе. В контексте вышесказанного инициативы стран БРИКС – по созданию Нового банка развития и Китая – по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций выглядят как вполне своевременные и разумные. Единственный вопрос состоит в том, будут ли эти банки в своих расчетах и ведении баланса также ориентироваться на доллар? Если они хотят взять курс на самостоятельное развитие, то в повестку дня должен быть поставлен вопрос о реальном создании альтернативных резервных валют и изъятии такой монополии у финансово-банковской системы, которая была спроектирована Соединенными Штатами. Очевидно, что альтернативная резервная валюта должна быть надежной и поддержанной развитой экономикой. Реальный претендент на эту роль – китайский юань, возможно – и евро, но при условии выхода европейской валюты из-под долларового давления. Думаю, что при достижении определенной экономической стабилизации этим претендентом может быть и рубль, который сейчас сильно недооценен.На данном же этапе целесообразно говорить о дедолларизации российской экономики в тех сферах, где уместно. В этой связи позволю себе высказать смелую мысль, имея в виду деятельность ОАО «РЖД». Если наши партнеры – зарубежные компании (в данном случае производители ж/д техники) – локализовывают производство внутри России, почему мы должны осуществлять финансирование этих проектов с использованием евро или доллара? Поскольку инвестиции осуществляются на территории России и получение дохода происходит на территории России, возможно, имеет смысл продвигать идею финансового сотрудничества, деноминированного в рублевом эквиваленте. Мы эту идею высказали на Шанхайском экономическом форуме, обсуждалась она и на железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. Могу сказать, что внимание и интерес к таким предложениям сегодня расширяется, и мы готовы стать тут «первыми ласточками».

28 мая 2015, 14:55

Про ж/д перевозки рыбы

  • 0

В настоящее время на Дальневосточной железной дороге фиксируют снижение перевозок тихоокеанской рыбы на внутренний рынок с 2013 года на 18%. Вопрос крайне актуальный, особенно в свете приостановки импорта из стран ЕС. Наша рыба, добываемая на Дальнем Востоке, «уплывает» в другие страны миллионами тонн, а бизнесмены от рыбной отрасли на всех уровнях утверждают, что причина этого – высокие тарифы РЖД и отсутствие вагонов для перевозки, якобы именно поэтому промысловики вынуждены продавать рыбу прямо на рейде иностранным закупщикам. За этими утверждениями стоит определенное лукавство. Транспортная составляющая в цене на рыбу не превышает 4-5%, и эта пропорция не меняется. Известно также, что снижение железнодорожных тарифов не приводит к снижению стоимости реализации рыбы населению, в которой до 50% составляет маржа различных оптовых и розничных посредников. Так что ссылки на то, что рыбу невозможно доставить с Дальнего Востока в центр из-за дороговизны перевозки, не имеют под собой основания. Очевидно, дело тут в нежелании трейдеров, оптовиков и переработчиков в европейской части страны, которым это не выгодно, действовать. Имеются и другие негативные обстоятельства, о которых я неплохо осведомлен. Один знакомый рыбопромышленник, работающий на Сахалине, признался мне, что пробовал возить рыбу в Москву, но его попросту «не пустили» на столичный рынок. Товар притормозили практически на подъезде под предлогом проверки на предмет контрабанды. Вагон направили в отстойник, а через две недели, извинившись, сообщили, что произошла ошибка, но рыба к тому моменту уже стала некондиционной.О чем это говорит? О том, что рынок хорошо и давно поделен и созданы все условия для того, чтобы рыбакам было выгоднее перегрузить продукцию прямо в море японцам или китайцам и не париться с нашими проблемами. Нужно просто наводить порядок в этой сфере. Что касается РЖД, то мы все перевезем. У нас существуют специальные рефконтейнеры, которые позволяют не подвергать рыбу глубокой заморозке даже при транспортировке с Дальнего Востока (она едет во льду охлажденная, сохраняет свежесть и в течение 7 суток пригодна для реализации). Мы технологически способны это делать, более того – для нас это очень выгодная перевозка, и РЖД готовы за нее побороться. Но нам необходима помощь региональных и федеральных властей, чтобы эти перевозки просто не травили. На последних встречах в Совете Федерации и в Госдуме я этот вопрос поднимал и получил определенную поддержку парламентариев.

15 мая 2015, 16:14

О ходе модернизации МКЖД

  • 0

Недавно мы с коллегами провели инспекционную поездку по объектам железнодорожного строительства Московского транспортного узла, проехали по МКЖД, посмотрели, как идет реконструкция. Если говорить в целом, то готовность проекта на сегодняшний день составляет 60-65%. Работы развернуты по всему кольцу включая реконструкцию нескольких десятков искусственных сооружений и строительство 28 остановочных пунктов. Они находятся в разной степени готовности, но мы идем в графике – основной объем работ, находящихся в зоне ответственности РЖД, должен быть выполнен в нынешнем году. Уже вынесено 2/3 коммуникаций, которые мешают строительству, идет укладка верхнего строения пути, установка опор будущей контактной сети, реконструируются три существующие тяговые подстанции, построено две новые. Будет уложено 390 стрелочных переводов, проложено 1100 км линий спецблокировки и порядка 300 км линий связи. Объем, в принципе, огромный, и он практически весь делается заново. То есть от старого кольца не останется ничего, кроме памятников архитектуры.По планам, которые были скорректированы и теперь полностью совпадают с планами правительства Москвы – запуск движения по кольцу планируется на сентябрь следующего года. Связано это с тем, что к нашему первоначальному проекту добавилось строительство транспортно-пересадочных узлов, которые позволят пассажирам комфортно переходить с ж/д кольца на станции московского метрополитена и связанные с ними площадки, куда город будет подводить наземный общественный транспорт.Длина кольца составляет 180 км – это два главных пути, по которым пойдет пассажирское движение, плюс новый 30-километровый участок третьего главного пути, который будет введен в строй и станет использоваться для завоза грузов. Все будет электрифицировано и благоустроено с учетом соблюдения экологических норм. На участке запустят современный подвижной состав типа Ласточки, платформы оборудуют навесами по всей длине, учитывая московские климатические условия. Сейчас мы прорабатываем вопрос с правительством Москвы об унификации системы единых проездных билетов, чтобы пассажиры метро смогли перейти на железную дорогу и следовать по нашей инфраструктуре, ничего не доплачивая.Прогнозный пассажиропоток по МКЖД составит 250 млн. человек в год, средний интервал движения поездов должен составлять 5-6 минут. Мы монтируем новейшую систему безопасности движения аналогичную сочинской, поэтому убеждены, что такой интервал технологически будет выдерживаться. Вообще этот проект вполне корректно сравнить по сложности со строительством олимпийской транспортной инфраструктуры. Там все нужно было запроектировать и построить в предельно сжатые сроки – за 5,5 лет в чрезвычайно сложных геологических условиях, в Москве – за 4 года, в условия мегаполиса, где очень много своих нюансов. Например, потребовалось снести четыре тысячи частных гаражей, попавших в зону строительства. Надо было договориться с собственниками, выплатить им компенсации. Оказалось, что это не легче, чем пробить тоннель в горе. Несмотря на сложности, мы этот проект – один из самых интересных на сети РЖД и очень нужный для города – завершим. С точки зрения затрат, он, конечно, недешевый – оценивается в 74,8 млрд. рублей, но по сравнению со стоимостью строительства метро – это в разы меньше. Кроме собственно улучшения транспортной ситуации, модернизация МКЖД будет способствовать и улучшению городской среды. Как только мы запустим пассажирское движение, у города поменяется предназначение и классность примыкающих территорий, которые до сих пор находятся в депрессивном состоянии. Здесь можно будет строить торговые центры, офисные здания, жилье, развивать социальную инфраструктуру.