Источник
Всеобщий синопсис или Система мнений - LiveJournal.com
Выбор редакции
15 ноября, 16:01

Почитав одну дискуссию про "октябрь"

  • 0

Когда кто-то говорит о чудовищных страданиях предков, мучившихся под гнётом "царизма", про "несвободу", про "крепостное состояние, "кормление грудью барских сук до 1917 года" и так далее - он, с вероятностью 80%, на самом деле имеет в виду одно-единственное ущемление, которое на его собственных предков действительно распространялось. И за которое он на самом-то деле до сих пор люто ненавидит "проклятый царизм". До пены изо рта и скрежета зубовного.Остальные 20% - распропагандированные дурачки. Но они погоды не делают. А вот эти - да, ярые, у них болит.)(

05 ноября, 23:19

Про "Буратину"

  • 0

Вчера я загрузил очередную главу второго тома «Буратины», перейдя границу в 1500К.То есть я где-то на самой середине текста. Позади много, впереди примерно столько же. Это как заплыв через озеро: «сил уж нет», а вокруг одна вода.В общем, самое время обозреть уже сделанное.Я совсем не уверен, что «Нечеловеческая Комедия» (третье название "Золотого Ключа") пополнит число русских литературных шедевров. Прежде всего потому, что я не вполне уверен в дальнейшем существовании русского народа, русского языка и русской культуры. Да если и выживем – мало ли как всё сложится. Однако некая претензия на неординарность, конечно, у меня есть. Иначе не имело бы смысла писать текст такого объёма, сложности и информационной насыщенности. Да ещё и тратить на это несколько лет. Я начал выкладывать роман 9 мая 2013 года, а первые наброски у меня были сделаны ещё в 2005. Тогда я, правда, думал, что уложусь страниц в пятьсот (ага, щаз) и она будет существенно проще (щаз, ага).Кстати об этом. Меня часто упрекают в том, что книжка написана в стиле «ни слова в простоте». Ну, это правда. Достаточно сказать, что в книге задействовано около двадцати разных жанров – там есть стихи, таблицы, технические документы, рецепты, графики и гистограммы, студенческие рефераты, некрологи, энциклопедические статьи, и даже пьеса имеется. Про цитаты, отсылки и всё такое прочее я уж и не говорю. В общем, то ещё варево.Но ведь всего этого можно и не замечать. И читать книжку как есть – ну то есть как обычное развлекательное чтимо. Почему нет? Я вообще убеждён, что если книжку нельзя читать «просто так», это плохая книжка.Ну а теперь кое-что о том, как "Золотой Ключ" устроен на самом деле.В определённом смысле «Буратина» - христианский роман. Так как автор использовал именно христианскую картину мира. Если быть совсем точным – католическую.Это может показаться странным. У нас «христианский роман» ассоциируется с чем-то слащавым, нравоучительным и глупо-прямолинейным. В «христианском романе» должны быть невинные девицы, ясноглазые отроки и чудотворные иконы, герои в решающие моменты помогают ангелы, а в финале все дружно уходят в монастырь. Ну да, ничего такого в «Буратине» нет. И не будет. Я имею в виду другое: использование в построении сеттинга и сюжета христианских представлений о мире и человеке. В этом смысле книжки К.С. Льюиса про Нарнию - христианские, хотя ни Христос, ни христианство там не упоминаются. Точнее, это там есть, но в очень косвенном виде. Лев Арслан – это не Иисус, а в лучшем случае его очень отдалённое подобие. Однако представление о спасении и искупительной жертве эти книги дают – а это представления именно христианские. Ну вот и «Буратина» - что-то вроде того. Как минимум: совершаемые героями грехи – это христианские грехи (о чём подробнее ниже), а иногда проявляемые добродетели – это христианские добродетели.Почему именно католицизм? Ну, во-первых, у меня и выбора-то не было. «Буратина» - это всё-таки криптофанфик по «Буратино» Толстого. То есть по довольно сложному тексту, являющемуся фанфиком по «Пиноккио». То есть по книге католической и масонской. Католической, я имею в виду, по языку: сам-то автор прежде всего масон. Но язык образов у него католический, как и жанровая форма нравоучительной сказки. Во-вторых, я в известной мере знаком с доктриной (хотя бы Фому Аквинского прочёл, и в «Кодекс канонического права» заглядывал). В-третьих, с внешней точки зрения (я сам не католик, я благоверный и им останусь) именно католицизм является наиболее проработанной версией христианства, которая к тому же жива. «Вещь продуманная»,Теперь кое-какие подробности.«Мир Буратины» - это некое подобие допотопного мира, о котором в Библии сказано, что в нём всякая плоть извратила свой путь на земле. Большинство героев – не люди, а разумные животные. Они и живут так, как полагается жить животным. То есть во грехах. Которые для них и грехами-то не являются, ибо какой с них спрос?Что касается грехов. Я их рассматриваю и классифицирую согласно учению папы Григория Великого, как он его изложил в «Толковании на книгу Иова». Я внёс туда лишь небольшие изменения и дополнения – доработал, так сказать, схему.Согласно папе Григорию, смертных грехов семь. Они могут быть разделены на высшие, душевные (точнее, один умственный и три душевных) и низшие, плотские (их тоже три). К умственным грехам относится превозношение, Superbia: гордыню можно испытывать, имея только чистый интеллект. Три душевных греха – это Invidia (зависть), Avaritia (алчность) и Acedia (уныние, а точнее - небрежение собой). Последний грех, впрочем, уже наполовину плотский, так как уныние может иметь как душевное, так и телесное происхождение. Последние же три греха – чисто плотские, ибо для их совершения нужно иметь тело. Это Gula (чревоугодие), Luxuria (блуд, активная форма небрежения собой, "осквернение") и Ira (гнев, ярость). Это грехи телесные. Жрать, совокупляться с кем попало и творить насилие по злобе (а гнев является грехом именно поэтому) можно, только имея тело (и не только своё, но и чужое).Если всё это изобразить схематически, то выглядит оно так:Теперь вернёмся к книге. После гибели людей – или потери ими подобия Божьего, то есть достоинства, что равнозначно гибели - мир должен впасть в низшую телесность (как уже было перед потопом). Это я и описываю. Мир «Буратины» - это мир трёх низших грехов, каждый из которых в нём доведён до предела. Голод, Похоть и Злоба – это три столпа, на котором он стоит [1].Заметим, это именно структурные элементы. Это то, что делают все. А именно - 1. пожирают всё, что угодно, включая друг друга, 2. то же самое делают в плане секса: ограничений там никаких нет, да и быть не может; 3. любой уровень жестокости, включая изощрённые истязания, воспринимается как нечто нормальное - "ну, такова жизнь". А редкие проявления воздержанности, доброты и т.п. воспринимаются как личные капризы.Задействовано и католическое учение о первородном грехе. Он в истории мира Буратины имел место – это гибель человечества. При этом существа, населяющие мир Буратины, были созданы до этого, служили людям, и выжили после их исчезновения. Однако у них были отняты некоторые возможности: знание о прошлом (большая часть информации о нём была уничтожена), паранормальные способности (случайно проявляются у отдельных существ, но в целом их нет), а также возможность общаться с высшими силами («Арконой»). Кроме того, «повреждается само небо»: космическая система, обеспечивавшая Землю энергией, перестаёт нормально функционировать. Насколько она повреждена, выяснится позднее по ходу написания книги.Это до некоторой соответствует католическому учению о том, что наши прародители лишились сверхъестественных даров - бессмертия, праведности и богообщения. При этом все эти вещи могут быть возвращены в любой момент, и это никак не связано с действиями субъекта. То же и здесь: Буратина, например, получил паранормальные способности, потому что блоха укусила его в мозг.Нельзя сказать, что это неразвитое общество. У обитателей мира Буратины есть технологии, наука и культура, причём это наша культура. Герои цитируют Набокова и Мандельштама, знают, что такое интегральное исчисление и умеют работать с генами. Сохранились даже остатки религиозных верований. Кот Базилио, например, христианин (протестант), Карабас - иудей (хотя и вынужденный). У рыбонов есть сложные гностические верования (каковые один из героев излагает подробно и иллюстративно). Даже в "культе Дочки-Матери" можно усмотреть нечто хорошее - например, там есть развитая теология и герменевтика. И тем не менее.Я не буду подробно растолковывать, зачем мне понадобилось описывать такой мир. Простейший ответ: он интересен, там возможны разные забавные приключения. Ответ посложнее: он позволяет выразить своё отношение к нашему реальному миру. Хотя бы - проводя параллели. Ну, этого у меня там хватает. Есть и другие соображения, но это уже выходит за рамки, а рамки надо держать, как заповедовали нам товарищи методологи. Так что я лучше обращусь к внутреннему устройству книжки.Каждый том книги связан с определённым грехом. Первый том романа посвящён GULA – то есть чревобесию. Вторая книга – это LUXURIA, блуд. Третья часть будет написана под знаком IRA, то есть гнева/жестокости.Разумеется, в каждом томе присутствует и описывается не только это. Но тут важны акценты и угол зрения. Так, в первом томе сделан акцент на (взаимо-)употреблении – эта тема проведена, как раньше выражались, «красной нитью». Начиная от пира москвичей в Приквеле и кончая последней, «театральной» сценой, которая тоже является своего рода пиршеством (если конкретно - пирдухой). Вторая книга ещё не дописана, но события в нём структурированы именно сквозной темой блуда и блядства. С третей частью, я думаю, тоже понятно, спойлерить не буду.Что касается героев, скажу только одну вещь. В отличие от "Пиноккио" и "Буратино", здесь деревянный мальчишка играет, по сути, второстепенную роль. Хотя и более важную, чем может показаться читателю на первый взгляд. Но это выяснится в конце, спойлерить не буду. Скажу только, что роль эта важная и в чём-то даже очень почётная. За что ему даже будет счастье, ага-ага.Вот как-то так, да.[1] Конечно, меня можно упрекнуть в чрезмерной слащавости нарисованной мной картинки: в реальности всё было бы куда страшнее и омерзительнее. Но я старался всё-таки щадить чувства читателя, не описывать слишком натуралистических сцен и не изображать того, что могло бы показаться совсем уж неприятным. Так что это, конечно, "через мутное стекло". Но какое-то представление о том, как оно было бы (а может и будет) на самом деле, книжка, мне кажется, даёт.

Выбор редакции
31 октября, 05:17

И о хорошем

  • 0

Завтра, ВО ВТОРНИК, очередная лекция по литературе БУДЕТ. Тема - трансформация героя в произведении. Как написать героя, который меняется. Место то же, 19-30. У меня будет меньше времени, чем обычно, поэтому очень прошу приходить более-менее вовремя. )(

Выбор редакции
20 октября, 03:29

Пятничной лекции не будет

  • 0

Она переносиится на вторник. Такие дела. )(

Выбор редакции
13 октября, 14:22

Пятничная лекция. И как дойти.

  • 0

Итак, очередная лекция. Тема - сверхидея произведения, высший смысл и всё такое. Время то же, а вот место - нет. Мы переехали.Наш офис теперь - 5-я Магистральная Улица, д. 12. Пятый этаж. Как идти пешком. Лучше всего - от метро "Беговая", первый вагон из центра. Выходить нужно на Хорошевскую улицу. За спиной у вас будет развязка, туда вам не нужно. Вам нужно двигаться вниз по Хорошевской, по левой стороне. Скорее всего, вы выйдете на правую, но не страшно - там везде полно переходов.Дальше вы можете идти длинным путём или срезать. Длинный путь - идти до магазина "Кристалл" (да, там водка), и зайти за него по улице 5-я магистральная. Срезать - несколько раньше завернуть на 2-й Хорошевский проезд, а оттуда тоже выйти на 5-ю Магистральную. См. карту ниже. Путь по 2-й хорошевской обозначен жирной красной стрелкой.Если вы попали на 5-ю машистральную, идите до д. 12. Ищите ту его сторону, где находится магазин "Осетинские пироги". Вторая дверь - наша. Заходите внутрь, охране говорите, что идете в офис НДП, и поднимаетесь (увы, по лестнице) на 5-й этаж. Там одна-единственная деревянная дверь (она будет открыта). И дальше - коридорчиком. Понимаю, сложно, но "такова селяви и не нам её ченч". Надеюсь, все доберутся живыми и здоровыми.

Выбор редакции
06 октября, 15:24

Пятничная лекция. Как дойти.

  • 0

Итак, очередная лекция будет. Тема - описание табуированных вещей. Сексуальные сцены, насилие, национальная и религиозная тема и всё такое прочее.Время то же, а вот место - нет. Мы переехали.Наш офис теперь - 5-я Магистральная Улица, д. 12. Пятый этаж. Как идти пешком. Лучше всего - от метро "Беговая", первый вагон из центра. Выходить нужно на Хорошевскую улицу. За спиной у вас будет развязка, туда вам не нужно. Вам нужно двигаться вниз по Хорошевской, по левой стороне. Скорее всего, вы выйдете на правую, но не страшно - там везде полно переходов.Дальше вы можете идти длинным путём или срезать. Длинный путь - идти до магазина "Кристалл" (да, там водка), и зайти за него по улице 5-я магистральная. Срезать - несколько раньше завернуть на 2-й Хорошевский проезд, а оттуда тоже выйти на 5-ю Магистральную. См. карту ниже. Путь по 2-й хорошевской обозначен жирной красной стрелкой.Если вы попали на 5-ю машистральную, идите до д. 12. Ищите ту его сторону, где находится магазин "Осетинские пироги". Вторая дверь - наша. Заходите внутрь, охране говорите, что идете в офис НДП, и поднимаетесь (увы, по лестнице) на 5-й этаж. Там одна-единственная деревянная дверь (она будет открыта).Надеюсь, все доберутся живыми и здоровыми. PS. С отоплением там проблемы, так что одевайтесь потеплее :))(

Выбор редакции
06 октября, 00:21

Без заголовка

  • 0

Я – тот самый Константин Крылов, а это был мой ЖЖ.Благодаря усилиям российских властей и администрации данного ресурса, он стал непригодным для общения.Я не закрываю этот аккаунт, потому что буду делать здесь различные объявления и т.п. Однако это будет не очень часто.Выкидывать меня из френдов не имеет смысла, мало ли что.ГДЕ Я СЕЙЧАСЯ пишу на нескольких ресурсах.Стенд-алон (личный блог) на krylov.ccМесто, где мне можно задать вопрос: http://krylov.cc/fansw.php. Не обещаю отвечать на все вопросы, но если уж отвечаю, то честно.Литературный раздел на Самиздате - http://samlib.ru/h/haritonow_m_j/. Я пишу под псевдонимом "Михаил Харитонов".Фейсбук https://www.facebook.com/k.a.krylov (периодически блокируется администрацией - поскольку в этой лавочке распространены доносы).Фейсбук Михаила Харитонова (это мой литературный псевдоним) https://www.facebook.com/miharitonovТелеграм-канал (одностороннее вещание): https://telegram.me/k_a_krylovКАК СВЯЗАТЬСЯПочта: k.a.krylov[клюшка]gmail.comТакже я просматриваю лички на фейсбуке.КАК ПОМОЧЬ МАТЕРИАЛЬНОЕсли вы хотите мне дать денег, чтобы поддержать меня и мою деятельность – дайте.Мой Яндекс-кошелёк: 410012831037853Номер сбербанковской карточки: 5469 3800 1925 4829PayPal: https://www.paypal.me/krylov17

Выбор редакции
29 сентября, 15:38

Лекция сегодня будет

  • 0

Сегодня, в ПЯТНИЦУ, в 19-30 состоится очередная лекция по литературе. Тема - название произведения и первая фраза. Прошу меня простить за отсутствие вчерашнего анонса - ну никак не мог сделать. К тому же меня забанили на Пейсбуке на обоих аккаунтах. )(

Выбор редакции
26 сентября, 02:12

Читаю статью, в середине - заявление, что волшебное английское слово friendly абсолютно…

  • 0

Читаю статью, в середине - заявление, что волшебное английское слово friendly абсолютно… Posted by Михаил Харитонов on 25 сен 2017, 22:56

Выбор редакции
25 сентября, 01:05

Прочёл где-то фразу "армии ботов, хакнувшие свободу слова..." В голове застучало: * * * Армии…

  • 0

Прочёл где-то фразу "армии ботов, хакнувшие свободу слова..." В голове застучало: * * * Армии… Posted by Михаил Харитонов on 24 сен 2017, 21:53

Выбор редакции
24 сентября, 22:34

Виктория Шелюхина - "Я институтка, я дочь камергера..."

  • 0

Виктория Шелюхина - "Я институтка, я дочь камергера..."Минуту внимания, дамы и господа! Певица нашего кабаре "Филин Амвросий", несравненная Виктория Шлюхина... Простите, Виктория ШЕлюхина... Проклятые ассоциации.... Posted by Михаил Харитонов on 24 сен 2017, 19:11

Выбор редакции
24 сентября, 18:03

Ввёл в "Буратину" совершенно гоголевского персонажа. Причём не по прихоти, а по необходимости…

  • 0

Ввёл в "Буратину" совершенно гоголевского персонажа. Причём не по прихоти, а по необходимости… Posted by Михаил Харитонов on 24 сен 2017, 14:46