Василий Колташов (koltashov) Записки экономиста - LiveJournal.com http://so-l.ru/news/source/vasiliy_koltashov_koltashov Thu, 27 Feb 2020 19:20:20 +0300 <![CDATA[О национальной проблеме, унитарном и федеративном пути для России и далее]]>
В отношении ситуации в России, надо сказать, что прогрессивная позиция может только такой: сохранение культур и равные права граждан областей — культурный федерализм, но не федерализм административный. Наконец, надо понять, нет реальной целостной нации - нет реальной республики.



Возвращаясь к вопросу о советском народе и широкой федерации, надо отметить: каким бы бы красивым ни казался опыт создания советского народа, каким бы успешным он ни виделся в те или иные периоды истории СССР, его результат — полный крах. Будем честны, нации растут на почве экономики и ощущения людьми связи с нею и между собой в деле материального производства и обмена. Опора большевиков на этические отличия, на "нации" позволила выиграть гражданскую войну, но в дальнейшем необходимо было строить нацию, а не союз наций. Впрочем все это еще требовало и экономику сделать такой, чтобы все это держалось, не сыпалось. Как известно, поворот к широкому рынку в СССР произошел по модели катастрофы.

Сейчас процесс как бы пойдет в России с нуля. Механизмом изменений уже стала постановка губернаторов под постоянный контроль центральной власти и работа Государственного совета как структуры перешагивающей через все препоны федерализма. Однако тут необходимо отсечь реакционную фантазию о том, будто бы все это есть возврат к дореволюционной политике. Это не так. Царизм даже не приблизился к созданию нации, ибо считал это возможным без средней школы — без продвижения в массы культуры хотя бы на элементарном уровне. Да только ли в массы? Белый генерал Антон Деникин вспоминал как культурно темно было русское офицерство, не знавшее и русской литературы.

Доделывание происходит за большевиков, хотя очевидно — доделывают совсем не большевики и даже не люди признающие с ними историческое родство. Некогда во Франции национальная политика якобинцев при развале экономики создала единую страну с единым ощущением страны, именно потому, что была направлена к цели — нации. В СССР даже не могли убрать "национальность" из паспорта, чудовищную издевку над словесами о советском народу. То была была недалекая политика бюрократии, которая готовила развал Союза едва будет том дан обстоятельствами экономический повод. Ныне — превращении России в унитарное государства является предпосылкой ее экономического развития и собирания земель, после краха нашей широкой федерации. А остальное и будет далее.]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_02_16_o_nacionalnoy_probleme_unitarnom_i_fed Sun, 16 Feb 2020 15:32:20 +0300
<![CDATA[Поздний Маркс о самом важном экономическом кризисе в своей жизни]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_02_13_pozdniy_marks_o_samom_vazhnom_ekonomichesk Thu, 13 Feb 2020 22:56:01 +0300
<![CDATA[Прогноз о перемене политических символов]]> Хочу сделать два прогноза, совсем не экономических:
1. Поправки в Конституцию будут приниматься на плебисците. И это будет первый плебисцит из тех, что мы еще увидим в ближайшие 20 лет. (те, кто читал мою книгу и главу про реставрацию во Франции поймут...)
2. 9 мая 2020 г. Мавзолей В.И. Ленина не будет зачехлен и, возможно, мы увидим на нем руководителей государства и лидеров фракций в Думе.]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_02_06_prognoz_o_peremene_politicheskih_simvolov Thu, 06 Feb 2020 18:54:29 +0300
<![CDATA[Теодор Шанин, Поздний Маркс и загадка больших экономических кризисов]]>


Даю ссылку на программу о Марксе, где участвовал Шанин, с которым судьба дала мне возможность познакомиться на одной из научных конференций. В упомянутой же книге ("Капитализм кризисов и революций: как сменяются формационные эпохи, рождаются длинные волны, умирают реставрации и наступает неомеркантилизм") как раз содержалось решение одной из важнейших задач, над которыми размышлял Маркс в конце своей жизни. Ни Энгельсу, ни другим людям не было интересно углублять исследование капитализма там, где это следовало сделать следуя за Марксом. Казалось, капитализм понятен, и ему вскоре придет конец... А Маркс знал, что капитализм сидит глубоко и живет весьма сложно как историческое явление.

Спасибо Шанину за то, что он некогда показал мне и многим другим исследователя, что есть, есть эта проблема позднего Маркса.

https://www.youtube.com/watch?v=2zXAOVQ5tvE]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_02_05_teodor_shanin_pozdniy_marks_i_zagadka_bo Wed, 05 Feb 2020 11:52:40 +0300
<![CDATA[Коррекция, которая созрела и перезрела]]>
https://nsn.fm/economy/ekonomist-poobeschal-snizhenie-tsen-na-neft]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_02_02_korrekciya_kotoraya_sozrela_i_perezrela Sun, 02 Feb 2020 17:14:45 +0300
<![CDATA[О ГПП и взаимном недоверии]]>
Мой комментарий по ситуации в этом духе, но где этой остроты мыслей нет:
https://primpress.ru/article/49388]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_02_01_o_gpp_i_vzaimnom_nedoverii Sat, 01 Feb 2020 10:59:09 +0300
<![CDATA[Притча о лакеях]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_01_30_pritcha_o_lakeyah Thu, 30 Jan 2020 12:35:48 +0300
<![CDATA[Росси с новой генерацией идет вперед или нет?]]>
Содержание новости:

Вашингтон, 24 ноября 2019, 16:50 — REGNUM Сегодня утром на форуме сайта «Журнала ядерной физики» (Journal of Nuclear Physics, JoNP) Андреа Росси, руководитель проекта разработки ядерного реактора E-cat, в котором для получения энергии реализуются низкоэнергетические ядерные реакции (LENR), сообщил:

«Уважаемые читатели JoNP:
Мы сделали это.
Самоподдерживающийся постоянный самодостаточный режим с генерацией сильного избытка тока, который генерирует больше избытка тока, чем тепла.
Это революция. Мы ничего не нарушили, мы только обнаружили энергию, которой никогда раньше не пользовались. Я очень устал.
Независимые стороны проверят реактор, возможно, мы проведем презентацию.
Я думаю, мы сделали что-то, что вызовет революцию.
Мои товарищи по команде говорят мне: «Андреа, успокойся, будь скромным». Вы правы. Теперь я устал, нужно реорганизовать идеи. Работа за последние 2 недели была очень тяжелой, но мы справились. Сегодня утром и поздно вечером, мы получили больше электрической энергии, чем её требуется для работы Ecat. Дополнительный выход энергии большой. Слишком большой, чтобы быть правдой, но это правда.
Если Вы читаете это сообщение, это означает, что я не мечтаю: наши независимые читатели могут убедить меня, что я не сплю и что я действительно пишу об этом.
Заслуга моей фантастической команды в том, что без неё это было бы невозможно.
Сердечный привет,
A. R.»

В ближайшее время ждем развития событий. Достижение команды Росси не только для мировой энергетики, но и для цивилизации в целом трудно переоценить. Дональд Трамп в самом начале своего правления заявил, что считает основой будущей американской энергетики не традиционные зеленые технологии, использующие энергию Солнца, ветра и бытовых отходов, а новые ядерные технологии. Похоже, «предвидение» американского президента сбывается.

В случае подтверждения результатов команды Андреа Росси не только климатическая стратегия ООН, но и вся идеология технологической революции 4.0 должны быть радикально пересмотрены.



Первоисточник новости: https://regnum.ru/news/polit/2787693.html]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_01_29_rossi_s_novoy_generaciey_idet_vpered_ili Wed, 29 Jan 2020 19:50:22 +0300
<![CDATA[Что у нас с периферийностью России?]]> http://so-l.ru/news/y/2020_01_20_chto_u_nas_s_periferiynostyu_rossii Mon, 20 Jan 2020 11:53:03 +0300 <![CDATA[Неоякобинцы прежде и в современности]]>


Если оставить терминологические штампы времен СССР, то в лице неоякобинцев можно видеть оторванных от реальности, неспособных на анализ и восприятие его его чужих плодов, радикально и пышно говорящую секту (преимущественно парижскую). Практика же их была ущербной, так как строилась на глубоком моральном отрицании многого, что происходило вокруг, и отрицании социальной реальности. Неоякобинцы как политическое явление проваливались всякий раз, как получали шанс проявить себя; их пафос был непонятен мещанской Франции мелких собственников, и если он и возбуждал часть рабочих столицы, то никуда их не мог привести, так как их проблемы не были заметны для неоякобинских доктринеров, иначе партия эта называлась бы иначе. Интеллектуальное сектантство вот чем выделялось это «якобинство».

В 1871 г. неоякобинцы в Коммуне создали Комитет общественного спасения, так как им было ясно: надо просто повторять все, что делали великие предшественники и дело пойдет. Что из этого вышло известно: Франция парижское движение не поддержала, его сторонники массово расстреливались версальцами или отправлялись на «сухую гильотину» в Гвиану. Более умеренные и разумные в действиях сторонники Бельвильской программы, республиканцы, но не неоякобинцы, вызывали у неоякобинцев чувство ярости. Наверное, более всего раздражала готовность республиканцев мириться с действительностью как материалом, и работать на ее изменение — искать понимание у французов не только в отдельных кварталах, не впадая в бескомпромиссный будто бы революционный демократизм и радикализм с целью резко все поменять, когда этого явно не желало общество. Но то был более всего радикализм фразы и жеста.

Неоякобинцы сошли с исторической арены во Франции. Сперва их вытеснили более умеренные республиканцы, которым удалось найти понимание у массы французов (как и почему это случилось, во второй части моей книги «Капитализм кризисов и революций: как сменяются формационные эпохи, рождаются длинные волны, умирают реставрации и наступает неомеркантилизм»). Затем на сцену вышли социалисты марксистского типа... В нашей реальности цветет и пахнет аналог неякобинцев, столь же яростный, столь же малознающий и самодовольный в горячей «революционной» фразе и ожидании какого-то внезапного исправления якобы неправильной истории.

Этому аналогу неоякобинцев не нужно новое знание о действительности и экономическом развитии, не будет он знать о капитализме больше, чем ему нужно для весьма эмоционального воспроизведения лозунгов и претензий к нему на основе будто бы коммунистического миросозерцания. На деле же мы имеем такого же исторического урода, каковым были неоякобинцы на момент хотя бы 1871 г. Доказательство тому, что всякий поворот событий «не туда» вызывает у наших необольшевиков дрожь негодования, подчеркивая как далеки они от и от понимания, и от хода истории. Но положение это не исправится. Тенденция такова, какова должна быть, и она соответствует своей арьергардной роли в историческом процессе. Но зачастую даже левым арьергардом, как нередко выражается мой коллега Сергей Рунько, все это назвать нельзя. Впрочем, люди всего-лишь играют в якобинцев... и винить их за это жестоко.

Подробнее о нашем положении в докладе ИНО: http://neosoc.ru/%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8/]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_01_19_neoyakobinci_prezhde_i_v_sovremennosti Sun, 19 Jan 2020 15:43:26 +0300
<![CDATA[Еще раз о неомеркантилизме, в перерывах между обсуждением отставки кабинета Медведева]]> http://neosoc.ru/%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b0-%d0%b8-%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c-%d0%be%d0%bb%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d0%b8/) где весьма еще осторожно звучало предупреждение о том, что возрастает вероятность перемен сверху. "Война санкций" помогла процессу. Но тех, кого не в силах были убедить аргументы, они и не убедят. Ни история, ни мы в этом не нуждаемся.]]> http://so-l.ru/news/y/2020_01_16_eshe_raz_o_neomerkantilizme_v_pererivah Thu, 16 Jan 2020 20:50:43 +0300 <![CDATA[Мои планы по книгам о кризисах и циклах]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_01_11_moi_plani_po_knigam_o_krizisah_i_ciklah Sat, 11 Jan 2020 22:20:23 +0300
<![CDATA["Партии" на обочине реставрационной эпохи]]> https://www.youtube.com/watch?v=5TnCLjWTwuY&t=1342s ) и писал о том, что в реальности партией социал-патриоты (с их одобрением советского и презрением к хрусту царских булок) ещё не являются, а только дают опору высшей бюрократии в ее несмелой и во многом вынужденной борьбы с либералами западниками. Вопрос же о социализме необходимо отделить от анализа текущей ситуации, поскольку он будет решаться совсем не так, как пишется в советских учебниках.
]]>
http://so-l.ru/news/y/2020_01_02_partii_na_obochine_restavracionnoy_epoh Thu, 02 Jan 2020 11:15:42 +0300
<![CDATA[Реформация марксизма]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_12_24_reformaciya_marksizma Tue, 24 Dec 2019 14:02:48 +0300
<![CDATA[Демократия: трудное и непонятное]]> Между тем, в реальности все обстоит совсем иначе.

Демократия — греческое понятие, составленное из слов «демос» и «кратия». Их принято переводить вместе как «народная власть» (δημοκρατία). Демосом в античности именовали свободных граждан, сельских и городских собственников, не бедных и не богатых, а также не принадлежащих к аристократическим родам. Народ, если говорить упрощенно. Только кризис греческой полисной экономики, базировавшейся на мелких предприятиях, привел к изменению смысла слова «демос». Оно стало обозначать бедные слои общества, хотя изначально (в период расцвета демократии) это было не так.



Либеральные мыслители обожают рассуждать о среднем классе общества как опоре демократического правления. Однако демос не был древним аналогом современных или постфеодальных средних слоев. Демос объединял мелких рабовладельцев. Политическим ядром демоса были именно горожане, так как крестьян много имелось и в периоды царей и тиранов, и не их наличие, а развитие полисной экономики при усложнении общественной жизни породило демократию. Имея рабов, представители демоса располагали и временем для занятия общественными делами. Это свободное от экономической деятельности время нарастало по мере развития полисной рабовладельческой экономики и процветания небольших предприятий, и сокращалось позднее.

Настал период упадка небольших полисных производств и это привело к упадку демократии. Олигархии, где власть принадлежала немногим богачам, оказались сильнее демократий. Наконец, сами демократии превратились в олигархии, и — в конечном итоге — стали римскими муниципалитетами. В сути своей народное управление сменилось управлением ограниченного круга лиц. И тут отпали такие «рудименты» как занятие обычными гражданами должностей по жребию (без чего вообще демократия не может именоваться таковой) и выборы, частые и притом открытые для всех участников вне зависимости от их достатка.

Конечно, античность знает и пример гибридного околодемократического типа государства. Это римская республика. Само понятие (res publica, лат) трактуется как синоним слова «демократия», раз латинское понятие составлено из аналогичных слов и прямой перевод его: дело народа или дело общества. Однако республика не есть демократия, так как это сложно организованная форма власти включает как демократический, так и аристократический и олигархический компоненты. Они сливаются лишь по форме, а на деле ведут борьбу. Для Римской республики ее результатом стала победа народников-популяров, которая вовсе не означала торжества демократии, а породила империю с династией Юлиев-Клавдиев во главе.

Победа демократической вроде бы партии в Риме не случайно привела сперва к отказу от выборов при Октавиане Августе, а после к явно династической монархии. Все это случилось вовсе не потому, что народ был обманут. Плебс немало получил в материальном плане (земли и возможности стать богаче в колониях), но он утратил интерес к повседневной политике, а само государство оказалось слишком большим для демократии, а задачи его — слишком сложными и многообразными для ума лавочников, владельцев мастерских и земельных участков. Выросшие к тому времени крупные собственники и бюрократия действовали сами, находясь в сложном балансе. Остались лишь вполне олигархические муниципалитеты.

Современные «демократии» принято считать таковыми из-за представительной системы власти, основных законов (конституций) и изредка случающихся выборов должностных лиц и народных представителей. Масса «демоса» от процесса управления отстранена, сам процесс носит олигархический характер. Власть реально принадлежит немногим «лучшим представителям общества» (оптиматам, в римской терминологии). Если по жребию какие-либо посты и распределяются, то разве что только места присяжных в суде. По сути же все наши «демократии» являются олигархическими республиками разного типа распределения влияния между имущими слоями, бюрократией (включая номенклатуру политических партий, якобы представляющих народ) и «низами» общества. Управляют всем немногие — олигархи. И это не экономические олигархи постсоветской поры, а классические властвующие немногие.

Борьба за демократию в этой ситуации является борьбой народных масс за большую долю влияния на государственные дела, если она вообще ведется реально. Но чаще всего, в формате борьбы за «либеральные ценности» это не более чем мобилизация части «низов» одной из элитарных групп. В России бюрократия прибегает к своей — ответной мобилизации «низов». Сами же они не ведут еще в республике борьбы за демократические изменения (как это далеко пока от полной сути демократии!), а только находятся на стадии раннего созревания для самостоятельного вторжения в государственные вопросы.

Радикальный разогрев «демоса» левыми максималистами замедляет процесс его созревания, так как отвлекает на химерические цели и создает иллюзию возможности быстро возвратить народным массам рычаги управления. Ту же проблему несет в себе пропаганда профессиональных либералов оппозиции. Не лучше влияет на общество исходящее от властей обличение демократии как идеи на примере «загнивания запада», где якобы демократия давно торжествует.

Само явление демоса в современном мире присутствует слабо. И дело не в том, что у нас нет рабовладельческого демоса, а в том, что у нас нет обширного класса людей со свободным временем, которое можно было бы обратить при желании на общественные дела. Автоматизация быта и накопление имущества, если говорить, например, о России далеко еще не создали условий для рождения демоса новой исторической реальности. Городской средний класс наивен, исторически малограмотен и управляем. Он выделяется только своим потреблением, но никакой особой роли это потребление не создает. Сам этот класс явление между классовое, в марксистской терминологии. В нем соединены люди наемного труда, предприниматели и рантье.

В дефиците не только горизонтальные связи между людьми (общинность в её буржуазном смысле), но мысли о создании структур этой горизонтальности. Зато представители «демоса» полны по духу олигархических личных амбиций, далеки от культа знания и личной чести – деньги и собственность для них не единственное, но центральное мерило всего. В странном состоянии находится общественная мораль. В ней как бы царит двоевластие: гуманистические ценности сосуществуют с антигуманистическим культом материального благополучия, достигаемого любой ценой. Эта «расшатанность нравов» работает против вызревания подлинной демократии. Манипуляции «верхов» и политической номенклатура («красной», «белой», провластной и либеральной) создают иллюзию выбора или возможности влиять на общественный процесс ничего не предпринимая организованно или разово вторгаясь в него.

Странный смысл приобрело понятие «политическая революция». Массовый и организованный рабочий класс остался в прошлом. В прошлом массовые партии с их реальной демократически-централистской структурой, процедурами и циклами демократических мероприятий, съездов, конференций, заседаний комитетов. Организации выглядящие как массовые целиком под контролем номенклатуры и рядовые члены (если они есть, и все не ограничено списками) зачастую даже не сознают проблему. В этой обстановке понятие «революция» трактуется как разовый акт масс под началом «честных вождей» (номенклатуры, опирающейся на денежные и медийные ресурсы от бизнеса или правительств), который дает на выходе «честные выборы» и «восстановление демократии». Наивность подобных схем не осознается, например, сторонниками оппозиции.

Демократия, кажущаяся близкой, в реальности очень удалена от общества. Люди не могут представить своего каждодневного участия в общественных делах, не понимают механизмов этого участия и необходимых им структур, устроенных демократически, но думают, что коррупция (испорченность) должностных лиц и боссов бизнеса может быть побеждена профессиональными — номенклатурными работниками не ясно кем и для чего созданных команд. Вера в лидеров и их миссию еще одна болезнь общества, удаляющую его от понимания работающей демократии. Вера в формальное представительство на основе либеральной, но не демократической конституции тоже проблема.

Наконец, крайне важным является вопрос о социально-экономических условиях возможного существования демократии в наше время. Но этот вопрос не так прост, чтобы на него ответить. Ясно лишь следующее: материальное положение «демоса» должно быть иным, как и его политическое сознание (ныне детское); должны возникнуть и функционировать демократически устроенные общественные структуры, что должны стать массовыми и изменить республику с ее олигархического типа на иной, более отвечающий интересам «низов».]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_12_12_demokratiya_trudnoe_i_neponyatnoe Thu, 12 Dec 2019 21:16:46 +0300
<![CDATA[Ложков и режим сегрегации]]>


P.S. Почему я об этом говорю, когда почти все об этом молчат? Кто я такой? Я всегда выступал против паспортно-регистрационой системы в России, принявшей в Москве Лужкова не просто разрешительный, но оскорбительно-разрешительный характер. Боролся за ее изменение... доказывал экономический вред этой политики. Если сейчас эта система смягчена, если она отступила с появлением регистрации по месту пребывания и работающего в Москве российского медицинского страхового полиса, то это для людей хорошо, даже если не все понимают почему и как это случилось.]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_12_10_lozhkov_i_rezhim_segregacii Tue, 10 Dec 2019 20:31:22 +0300
<![CDATA[Гераклическая болезнь у левых]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_10_21_geraklicheskaya_bolezn_u_levih Mon, 21 Oct 2019 19:33:41 +0300
<![CDATA[Почему чужие технологии надо заместить, а патентное право - национализировать]]>


Ссылка на новость:
https://www.rbc.ru/business/15/10/2019/5da5f1e19a7947cfb127bdfd?from=from_main]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_10_16_pochemu_chuzhie_tehnologii_nado_zamestit Wed, 16 Oct 2019 10:56:49 +0300
<![CDATA[Фолькистмат идет в народ]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_10_16_folkistmat_idet_v_narod Wed, 16 Oct 2019 08:52:11 +0300
<![CDATA[Дефицит скуки]]>
]]>
http://so-l.ru/news/y/2019_09_10_deficit_skuki Tue, 10 Sep 2019 22:51:18 +0300