Вестифинанс. Экономика Главные события российской и мировой экономики, деловые новости, фондовый рынок http://so-l.ru/news/source/vestifinans_ekonomika Sat, 22 Sep 2018 09:25:21 +0300 <![CDATA[Рубини: Китай может выиграть "торговую войну" у США в долгосрочной перспективе]]>

Коллаж: Shutterstock

Москва, 19 сентября - "Вести.Экономика". Администрация Трампа переоценивает возможности США по влиянию на Китай, при этом попытки сдерживания не изменят долгосрочной стратегии КНР.

Об этом в интервью телеканалу Bloomberg заявил профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.

Он отметил, что Китай имеет много возможностей в плане ответных действия на давление со стороны США. Рубини, в частности, отметил, что на первом этапе эффект от применения импортных пошлин против Китая со стороны администрации Трампа будет в определенной степени нейтрализован благодаря снижению котировок юаня. Китай также не откажется от своей стратегии "Сделано в Китае–2025", при этом, по оценкам Рубини, попытки американских властей по "сдерживанию Китая" только усилят стремление китайских властей к противодействию США.

– Профессор Рубини, многие эксперты, в том числе в администрации Трампа, говорят о том, что Китай заблуждается, когда говорит о равных позициях с США в торговле. Китай импортирует меньше товаров из США, чем США из Китая, не так ли?

– Это верно, в плане цифр по внешней торговле у США и Китая неравнозначные позиции. Объем импорта американских товаров Китаем составляет примерно $130 млрд по сравнению с более чем $500 млрд импорта из Китая со стороны США. Но при этом Китай может принять ответные меры не только в импортных пошлинах.

Но давайте не будем забывать, что многие американские компании – GM, Apple и многие другие – инвестировали сотни миллиардов долларов в Китай. В случаях когда у Китая было обострение отношений с торговыми партнерами, например с Японией или Южной Кореей, власти КНР предпринимали активные действия в отношении компаний из этих стран. Китай может ответить США разными способами, например ослабить курс юаня.

В крайнем случае у Китая есть и "ядерный вариант" – продажа того большого объема гособлигаций США, которым они владеют. Я не думаю, что это очень вероятный сценарий, но он существует. Но я бы не стал говорить о том, что Китай не может ответить США из-за непропорциональных значений в торговле.

– Что вам говорит ваш международный опыт? Вы родились в Стамбуле, учились в Милане, преподавали в Гарварде – с вашей точки зрения, как Китай будет реагировать на действия администрации Трампа?

– Китай будет стараться придерживаться гибкого подхода. С одной стороны, им нужны определенные реформы в стране и экономике. Но при этом Китай не может позволить себе потерять лицо. То, что происходит сейчас, – это не просто начало "торговой войны" с Китаем со стороны администрации Трампа. США хотят сдерживать Китай в геополитическом плане. Китай никогда не откажется от своей стратегии "Сделано в Китае-2025". На мой взгляд, есть определенный риск того, что если США будут пытаться сдерживать Китай, это приведет к тому, что Китай начнет более агрессивно вести свою политику и не будет склонен сотрудничать с США. Это наиболее вероятный сценарий – Китай будет предпринимать ответные действия в самых различных сферах. Поэтому попытка сдержать Китай со стороны США будет контрпродуктивной.

– Есть ли вероятность того, что экономика Китая начнет замедляться более быстрыми темпами? Насколько серьезны проблема увеличения объемов так называемого "теневого" банковского сектора Китая?

– Темпы экономического роста Китая в последнее время действительно начали снижаться. Но после чрезмерного замедления из-за ужесточения кредитно-денежного и фискальной политики власти Китая вновь смягчают монетарный курс и принимают меры для поддержки дальнейшего роста. С одной стороны, стоит отметить, что заметное снижение также произошло и на рынке акций Китая, но с другой – это не оказало столь сильного влияния на ситуацию внутри страны – из-за сравнительно небольшого воздействия на благосостояние потребителей. У Китая есть возможности для поддержки экономики. Снижение курса юаня, в частности, поддерживает экспортные позиции китайских компаний. США применяют импортные пошлины на 10%, при этом китайская валюта снижается на 8%. Поэтому Китай сохраняет конкурентоспособные позиции.

Можно отметить, что Китай в определенном смысле продолжает откладывать на потом решение таких проблем, как наличие избыточных мощностей, высокую зависимость компаний от кредитов, но китайские власти будут решать эти проблемы постепенно. Китай придерживается долгосрочной стратегии и будет долгосрочным конкурентом США.

Я бы напомнил один момент ; когда председателя Мао спросили о том, что он думает о Французской революции XVIII века, он ответил: "Об этом пока слишком рано говорить". Китай придерживается долгосрочного подхода. В США проводятся много выборов – президентские выборы, выборы в конгресс. В Китае нет выборов, они полностью контролируют свой курс. Они будут представлять угрозу США в средне- и долгосрочном плане и могут вполне выиграть эту войну.
]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_rubini_kitay_mozhet_viigrat_torgovuyu_vo Fri, 21 Sep 2018 23:18:00 +0300
<![CDATA[Станет ли Иран причиной глобального кризиса?]]> В ближайшие недели администрация США усилит свое экономическое давление на Иран посредством санкций, предусматривающих сокращение экспорта нефти в страну.

Учитывая, что на эти экспортные товары приходится значительная часть государственных доходов, эти меры сильно навредят Ирану. Санкции также окажут влияние на энергетические рынки далеко за пределами Ирана и могут привести к росту мировых цен на нефть. Также они могут отрицательно повлиять на глобальную энергетическую безопасность, задействовав большую часть резервных мощностей на рынке.

Поскольку в мае этого года президент Дональд Трамп вывел США из ядерной сделки Ирана, официальные лица США заявили, что они намерены пресечь экспорт нефти Ирана. Второй этап новых санкций США вступит в силу 4 ноября, тем не менее иранская добыча и экспорт нефти уже начали снижаться, отчасти потому, что США опубликовали противоречивые заявления о том, введут ли они санкции против некоторых импортеров, а отчасти потому, что в августе 2018 г. американские санкции ввели ограничения на платежи, доставку и страхование.

Если администрация Трампа действительно стремится прекратить экспорт нефти Ирана, это совершенно другой подход к тому, что и администрация Обамы, и ЕС предпринимали в период с 2012 по 2015 гг. Эти более ранние меры привели к тому, что экспорт нефти Ирана упал примерно на 40%, в среднем до 1,5 млн баррелей в день. Напротив, новые санкции сократят экспорт нефти Ирана до менее 1 млн баррелей в день к ноябрю.

Для этого есть ряд причин. Во-первых, администрация Трампа заняла гораздо более жесткую позицию в отношении импортеров иранской нефти. При администрации Обамы США ожидали, что другие страны значительно сократят, но не прекратят импорт иранской нефти. Хотя администрация Обамы никогда не заявляла о четкой цели этого сокращения, оно должно было составить около 20%. ЕС также запретил импорт иранской нефти, а страны-члены ЕС прекратили почти весь такой импорт.

Пережившие вторичные санкции США в 2012-2015 гг. компании и страны во всем мире хорошо понимают, чем грозит несоблюдение санкций. Они также хорошо понимают, насколько точно США отслеживают объем иранского экспорта. Администрации Обамы пришлось провести широкие переговоры с импортерами иранской нефти, чтобы объяснить последствия несоблюдения. Сейчас правила игры намного яснее.

Другим фактором является то, что, в отличие от ситуации 2012 г., сейчас достаточно нефти, чтобы компенсировать дефицит на рынке. В последние недели трейдеры и импортеры иранской нефти заявили, что могут найти заменители продукта. Крупные производители нефти, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ и другие члены ОПЕК, с мая увеличили объемы поставок нефти примерно на 1 млн баррелей в сутки и подписали с импортерами контракты на замену иранской нефти. Однако эта замена иранской нефти снижает безопасность глобальных энергетических рынков: покупатели используют большинство запасных мощностей по добыче нефти в мире, что повышает риск роста цен на нефть.

Поскольку цены на нефть сейчас намного ниже, чем в период между 2012 и 2015 гг., ставки дисконтирования, с помощью которых Иран надеется экспортировать нефть, дают небольшой стимул покупателям нарушать санкции США. Ограничив финансовые операции с Ираном и страхование иранской нефти, санкции США, которые вступили в силу в августе 2018 г., создали более жесткий режим, чем тот, который осуществляется при администрации Обамы.

Новые препятствия для экспорта Ирана

Неоднозначность того, как США будут применять свои санкции, затрудняет оценку продолжительности предстоящего снижения экспорта нефти в Иране. Несмотря на то что санкции США, действующие в период 2012-2015 гг., сопровождались аналогичными мерами ЕС и были основой в санкциях ООН, направленных против ядерной программы Ирана, США вводят односторонние санкции, хотя Россия, Китай и Европа продолжают поддерживать снижение санкций.

Экспорт нефти из Ирана с 2015 года

Однако вторичные санкции США достаточно жесткие. Есть данные о том, что импортеры иранской нефти, такие как Япония, Южная Корея, Шри-Ланка и большинство европейских стран, не будут покупать этот продукт после ноября. Хотя Китай заявлял о продолжении импорта нефти Ирана, он также пытается использовать эту позицию в качестве рычага против президента Трампа в ходе продолжающейся "торговой войны" с США. Индия, которая покупает больше иранской нефти, чем любая другая страна, кроме Китая, в августе сократила импорт этого продукта, но по-прежнему ведет переговоры с администрацией США по поводу отказа от санкций.

После введения санкций США против связанных с Ираном финансовых операций и страхования нефтяных танкеров и грузов экспорт нефти в Иран упал с 2,3 млн баррелей в день в июле 2018 г. до менее 2 млн баррелей в день в следующем месяце. Таким образом, причиной снижения необязательно является соблюдение запрета США на импорт иранской нефти, а новые проблемы оплаты и безопасной транспортировки продукта. Судя по договорам National Iranian Oil Company, экспорт иранской нефти может снизиться до 750-850 тыс. баррелей в сутки к ноябрю.

В августе, на фоне резкого сокращения экспорта иранской нефти, ОПЕК увеличила добычу нефти до 32,89 млн баррелей в день, что является самым высоким показателем за последние 9 месяцев. Похоже, что ОПЕК продолжит увеличивать производство, несмотря на усилия Ирана по лоббированию действий против такого шага. Россия, не являющаяся членом ОПЕК, в июле увеличила добычу нефти примерно на 148 тыс. баррелей в день до 11,215 млн баррелей в день, приблизившись к рекордному уровню постсоветского периода 11,247 млн баррелей в день.

Поскольку санкции не защищены от изменений на рынке, время может работать против политиков США, целью которых является Иран. Наряду с увеличением поставок нефти из стран ОПЕК и России другие рыночные условия могут оказать резкое влияние на экспорт нефти Ирана. Неоднозначные заявления администрации США о масштабах и продолжительности санкций могут привести к несоблюдению требований.

Новый раунд санкций США, несомненно, повредит экономике Ирана. Страна сталкивается с несколькими внутренними экономическими вызовами, иранское правительство должно сохранять осторожность в борьбе с дальнейшим сокращением своих доходов. Конечно, пережив серию эмбарго на нефть в США и ЕС за последние 40 лет, иранские лидеры могут решить выдержать этот последний шторм, опираясь на "экономику сопротивления". Тегеран может чувствовать, что может управлять этими санкциями, продолжая соблюдать условия JCPOA.

Китай, Россия и многие европейские страны, похоже, стремятся поддержать этот подход, создавая финансовые стимулы, которые поддерживают соблюдение Ираном условий JCPOA. Эти стимулы будут направлены на то, чтобы помочь экономике Ирана выдержать санкции, отчасти благодаря смягчению падения экспорта иранской нефти.

Неясно, сработает ли этот подход. Сейчас иранская экономика уязвима перед новыми санкциями: Иран был вынужден девальвировать риал намного быстрее в последние месяцы, чем в 2012-2015 гг. Последствия девальвации валюты и быстрой инфляции могут усугубить беспорядки по всей стране, начавшиеся в январе прошлого года.

Если американские санкции действительно блокируют большую часть экспорта нефти в Иран, страна выберет агрессивный ответ. Иранские лидеры, в том числе президент Хасан Рухани, предположили, что Иран нарушит поставки нефти из соседних стран, нацелившись на Ормузский пролив. Иран может также проводить нападения на Ближнем Востоке, призванные вызвать панику среди нефтяных трейдеров, повышая мировые цены на нефть. Такие операции могут создать хаос и привести к созданию глобального политического и военного союза против Ирана.

Перспектива дальнейших переговоров между Тегераном и Вашингтоном угасает, поскольку добыча и экспорт Ирана продолжают сокращаться. Но продолжающиеся переговоры между иранскими лидерами и сторонниками JCPOA могут привести к компромиссу, который заставит Иран терпеливо ждать, пока ход событий не повернется в его пользу и он не переживет санкции.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_stanet_li_iran_prichinoy_globalnogo_kriz Fri, 21 Sep 2018 23:02:00 +0300
<![CDATA[Курс дня. Реальность профицитного бюджета и последствия удара по госдолгу России]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_20_kurs_dnya_proficitniy_byudzhet_stavka_na Fri, 21 Sep 2018 22:51:26 +0300 <![CDATA[АКРА: реальный сектор экономики не готов к ноябрьскому удару санкций США]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_20_akra_realniy_sektor_ekonomiki_ne_gotov Fri, 21 Sep 2018 21:45:51 +0300 <![CDATA[ОПЕК+ обсуждает увеличение добычи нефти на 500 тысяч б/c]]>

Фото: Billal Bensalem/Global Look Press/Zuma Press

Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика". Страны ОПЕК, а также другие крупные нефтедобывающие страны, участвующие в соглашении ОПЕК+, обсуждают повышение объемов добычи на фоне сокращения поставок нефти из Ирана.

Об этом в пятницу, 21 сентября, со ссылкой на неназванные источники, осведомленные о ходе переговоров, сообщило агентство Reuters.

По данным агентства, текущие переговоры по возможному увеличение добычи пока находятся на предварительной стадии. Источники Reuters отметили, что увеличение добычи без внесения изменений в текущую сделку возможно при сокращении уровня выполнения соглашения ниже 100%.

Несколько источников агентства в ОПЕК и вне организации также сообщили о том, что, по последним данным, объемы поставок нефти со стороны ОПЕК+ на мировые рынки в августе сократились по сравнению с показателями за июль. Как отмечается, в основном снижение произошло из-за сокращения поставок иранской нефти.

Страны ОПЕК и другие ведущие нефтедобывающие государства проведут встречу в Алжире на выходных 22–23 сентября с целью обсудить выполнение текущей сделки ОПЕК+.

Ранее, как отмечал портал "Вести.Экономика", власти Ирана заявили о том, что будут блокировать любое решение ОПЕК+ об увеличении объемов добычи нефти. Об этом в комментариях журналистам заявил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане.

Сокращение нефтедобычи со стороны Ирана происходит на фоне снижения официальных контрактов со стороны ряда стран из-за ожидания вступления в действие санкций со стороны США.

Администрация Трампа в одностороннем порядке объявила о выходе из Совместного всеобъемлющего план действий (СВПД) по ядерной программе Ирана 8 мая 2018 г. Американские санкции в отношении энергетического сектора Ирана вступят в силу 4 ноября этого года.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_opek_obsuzhdaet_uvelichenie_dobichi_nefti Fri, 21 Sep 2018 21:40:00 +0300
<![CDATA[Процесс приватизации госактивов Саудовской Аравии забуксовал]]> Aramco – тема номер один в СМИ. Однако отсроченный IPO нефтяного гиганта - это лишь последний признак замедления приватизации Саудовской Аравии.

Эта программа – часть плана кронпринца бин Салмана "Видение-2030", направленного на преобразование экономики, который предусматривает продажу долей в портах, железных дорогах, компаниях, предоставляющих коммунальные услуги и аэропортах. Когда правительство начало рассматривать планы почти 3 года назад, Brent торговалась на уровне менее $40 за баррель.

Цены на нефть сейчас в два раза выше, тем не менее, похоже, этот процесс замедляется, хотя МВФ в июле рекомендовал ускорить приватизацию. Новости в августе о том, что продажа акций нефтяной компании приостановлена, заставили поверить, что чиновники "убрали ноги с педали газа".

Саудовская Аравия хочет увеличить ненефтяные доходы, продавая доли в государственных активах, включая компанию Aramco, фондовые биржи и футбольные клубы. Она создала Национальный центр приватизации в 2017 г. Объемы приватизации могут превысить $350 млрд за 5 лет, отметил в августе прошлого года сопредседатель Mitsubishi UFJ Financial Group Inc. по Ближнему Востоку и Северной Африке Элиас Альгазер. В апреле власти выдвинули цель на уровне 40 млрд риалов ($11 млрд) к 2020 г.

Согласно предложенным сделкам планируется продать долю в Международном аэропорту короля Халеда. Еще предстоит продажа электростанции Рас-Аль-Хаир стоимостью $7,2 млрд. В сентябре прошлого года для проведения консультаций по сделке был нанят BNP Paribas.

Задержки не нанесут ущерб экономике в краткосрочной перспективе, однако они поднимают вопросы о приверженности правительства реформе и о реалистичности ее целей. Помимо увеличения доходов от продажи нефти, продажа государственных активов считается решающим шагом для снижения доминирующей роли государства в экономике, которая долгое время зависела от государственных расходов для создания рабочих мест и обеспечения роста.

Главный исполнительный директор Центра приватизации Turki al Hokail заявил, что за последние 14 месяцев этот орган "завершил большое количество важных этапов", а включение программы в "Видение-2030" и ее политическая, институциональная и правовая поддержка продемонстрировали готовность правительства реализовывать планы. В данный момент продолжается реализация по меньшей мере 10 проектов, заявил он.

Одной из реализуемых инициатив является продажа четырех мукомольных компаний организацией Saudi Grains Organization. Об этом было объявлено 5 сентября, срок подачи заявок на участие в тендере - до 30 ноября. Тем не менее все это происходит спустя 3 года, после того как была объявлена идея.

Задержка IPO Aramco отражает сложности, с которыми сталкивается правительство в государственном секторе. Это заставляет думать, что прогресс в стратегии приватизации будет постепенным, отмечает Moody's Investors Service Inc. в своем отчете в начале этого месяца.

Стеффен Хертог, профессор Лондонской школы экономики, отметил, что прогресс замедлился, учитывая огромные масштабы программы, а также пробелы в правовых нормах и отсутствие корпоративных структур или четких моделей дохода по ряду целевых показателей.

Более медленная приватизация может сводиться к институциональным ограничениям, опасениям по поводу противостояния продажи государственных активов и переоценке возможных выгод от этого процесса, сказал Пигат из Lighthouse.

"Большинство предположений по поводу темпов и масштабов процесса реформ были крайне оптимистичными вначале. Изменения в Саудовской Аравии исторически происходили очень медленными темпами, и, несмотря на то что в последние годы отмечен невероятный поворот и прогресс во многих областях, ожидания стоит пересмотреть до более реалистичных уровней", - заявил Пигат.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_process_privatizacii_gosaktivov_saudovsk Fri, 21 Sep 2018 21:35:00 +0300
<![CDATA[СМИ: США одобрили дальнейшие продажи оружия Саудовской Аравии для войны в Йемене после бомбардировок мирного населения]]>

Похороны жертв авиаудара коалиции стран во главе с Саудовской Аравией, 13 августа 2018 г. Фото: Hani Al-Ansi/dpa

Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика". Госдепартамент и Министерство обороны США одобрили дальнейшее военное сотрудничество с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами вопреки предупреждениям экспертов о продолжающихся бомбардировках мирного населения в Йемене.

Глава Госдепа Майкл Помпео одобрил дальнейшие поставки оружия и осуществление дозаправок военных самолетов стран, участвующих в войне в Йемене, несмотря на возражения со стороны представителей Госдепартамента. Об этом со ссылкой на неназванный осведомленный источник и служебную записку сообщило издание Wall Street Journal. Как отмечается, большинство военных и политических экспертов Госдепартамента США предупредили Помпео о том, что коалиция стран во главе с Саудовской Аравией продолжает вести боевые действия, которые ведут к новым жертвам среди мирного населения Йемена.

Однако глава Госдепа отказался прекратить военное сотрудничество с Саудовской Аравией из-за опасений, что в результате этого будут сорваны продажи оружия на $2 млрд, и одобрил дальнейшие поставки оружия и военной помощи коалиции арабских стран.

Согласно одному из новых требований Конгресса США в рамках сделок по поставкам оружия Саудовской Аравии Госдепартамент каждые 6 месяцев должен официально подтверждать, что Эр-Рияд и ОАЭ "предпринимают достаточно усилий" для минимизации числа потерь среди гражданского населения Йемена. Данное одобрение позволяет США продолжать предоставление военной поддержки и дальнейших продаж оружия участникам войны в Йемене на основании "интересов национальной безопасности при условии, что Госдепартамент официально заявляет, что данные поставки оружия и другая военная поддержка "помогает защищать США".

Против дальнейшего военного сотрудничества также выступили в агентстве США по международному развитию (USAID), эксперты которого заявили о то, что США должны остановить военную помощь и дозаправку самолетов арабской коалиции, так как данные меры не будут способствовать снижению гражданских потерь в Йемене.

Как отметили источники WSJ, глава Госдепартамента США Майкл Помпео одобрил продолжение военной помощи Саудовской Аравии "на прошлой неделе", то есть уже после очередного инцидента с бомбардировкой мирного населения странами, которым США поставляют оружие для войны в Йемене.

Фото: EPA-EFE

9 августа 2018 г. самолеты коалиции арабских стран во главе с Саудовской Аравией нанесли удар по городу Дахиан в провинции Саада в северной части Йемена. Под авиаудар попал автобус с детьми. По данным Международного комитета Красного Креста, в результате данной бомбардировки погибли 29 и были ранены 30 детей. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил данный теракт и потребовал провести расследование данной трагедии.

]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_smi_ssha_odobrili_dalneyshie_prodazhi_oru Fri, 21 Sep 2018 19:58:00 +0300
<![CDATA[Российский кабмин выделит 511 млрд рублей на обеспечения граждан жильем]]> Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы по обеспечению россиян доступным и комфортным жильем в 2019-2021 гг. составят 511 млрд руб., заявил вице-премьер России Виталий Мутко.

EPA/MAXIM SHIPENKOV

"Мы вернемся к вопросу дальнейшего финансирования мероприятий по реализации проектов в новом бюджетном цикле, посмотрев на их результаты", - отметил вице-премьер.

Проект предусматривает, что в 2019 г. на госпрограмму по обеспечению россиян жильем и коммунальными услугами будет выделено из бюджета 173,6 млрд руб., в 2020 г. - 169,9 млрд руб., в 2021 г. - 167,1 млрд руб., говорится в сообщении пресс-службы вице-премьера. При этом, как отмечается, бюджетные ассигнования в 2019 г. увеличены на 100,481 млрд руб.

По федеральному проекту "Жилье" предусмотрено перераспределение бюджетных средств с приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье" на федеральный проект "Жилье" в объеме 6 млрд руб. ежегодно в 2019-2021 гг.

Кроме того, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий проекта на 16,4 млрд и 19,2 млрд руб. в 2019 и 2020 гг. соответственно, а также увеличение из 3,1 млрд руб. в 2021 г. по сравнению с показателями 2020 г., добавляется в сообщении.

В нем также указано, что дополнительно будут профинансированы мероприятия по строительству и реконструкции объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры Камчатского края, Республики Северная Осетия-Алания, Архангельской области, Волгоградской области, Владимирской области, Республики Адыгея, Смоленской области, Самарской области, Новгородской области, Республики Алтай, Республики Бурятия. На эти цели бюджетом предусмотрены в 2019 г. 6 млрд руб., в 2020 г. - 4,3 млрд руб. и в 2021 г. - 3,6 млрд руб.

"Бюджет принят. Пора уже начать работу, в первую очередь с регионами. Минстрой получил все необходимые объемы финансирования для старта выполнения задач национальных проектов, разработанных во исполнение указов президента", - сказал Мутко.

Как писали "Вести.Экономика", правительство РФ в четверг одобрило проект федерального бюджета на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. Документ предусматривает профицит в 2019 г. в 1,885 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2020 г. - 1,183 трлн руб., или 1,1% ВВП, в 2021 г. - 0,9 трлн руб., или 0,8% ВВП.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_rossiyskiy_kabmin_videlit_511_mlrd_ruble Fri, 21 Sep 2018 19:09:00 +0300
<![CDATA[Глава МЭР: Россия готова заместить ряд американских товаров на рынке Китая]]>

Фото: "Евразийское женское сообщество"

Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика". Министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил о том, что Россия вместе с Китаем оценивает возможности замещения части американских товаров в торговле с Китаем.

Об этом глава Минэкономразвития сообщил журналистам в рамках II Евразийского женского форума, проходящего в Санкт-Петербурге 19–21 сентября. Максим Орешкин отметил, что "торговая война" между США и Китаем будет оказывать негативное влияние на темпы роста мировой экономики, но при этом открывает определенные возможности для российских товаров на китайском рынке:

"Россия – часть глобальной экономики. Напомню, что у нас в прогнозе заложено замедление темпов мирового экономического роста и один из факторов этого – разворачивающиеся "торговые войны". Это будет оказывать влияние и на рынки сырья, и у нас в том числе по этой причине заложена такая умеренно негативная динамика по ценам на нефть.

При всех негативных эффектах та ситуация, которая складывается, это большие возможности для развития двусторонних торговых отношений России с Китаем, с Индией и другими странами. У нас товарооборот с Китаем в этом году превысит 120 млрд долларов, и это не предел. Поэтому будем искать те ниши, где Россия может замещать США на китайском рынке.

Мы с китайскими партнерами сейчас работаем, внимательно смотрим на те товары, которые подпадают под повышенные пошлины. Для нас это означает, что американских конкурентов в этих нишах не будет, и нам нужно сделать все, что в наших силах, чтобы эти ниши постараться занять".
]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_glava_mer_rossiya_gotova_zamestit_ryad_a Fri, 21 Sep 2018 18:43:00 +0300
<![CDATA[Как повышение МРОТ отразится на реальной заработной плате?]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_kak_povishenie_mrot_otrazitsya_na_realnoy Fri, 21 Sep 2018 18:07:00 +0300 <![CDATA[Мэй: переговоры по выходу Британии из ЕС зашли в тупик]]>

Фото: Christian Bruna/EPA-EFE

Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика". Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила о том, что переговоры по выходу страны из состава Европейского союза фактически оказались в тупике после отказа властей ЕС принимать текущие предложения Лондона.

Об этом говорится в опубликованном в пятницу, 21 сентября, заявлении главы британского правительства. Данное заявление было сделано по итогам переговоров, прошедших днем ранее в австрийском Зальцбурге.

"Вчера [председатель Европейского совета] Дональд Туск заявил о том, что наши предложения подрывают единый рынок ЕС. Он не объяснил почему и не сделал каких-либо встречных предложений. Мы зашли в тупик.

Мы также не можем договориться по поводу таможенного статуса Северной Ирландии. ЕС предлагает оставить Северную Ирландию в Таможенном союзе. Как я уже говорила, между Ирландией и Северной Ирландией не будет жестких границ, поэтому данное предложение неприемлемо. Мы никогда не согласимся на него. Это будет означать разделение нашей страны.

Как я уже говорила лидерам ЕС, стороны не должны требовать неприемлемых условий друг от друга. Мы не можем принять того, что будет угрожать целостности нашей страны, так же как и они не могут принять того, что угрожает целостности их союза. Мы не можем принять условия, которые не уважают результаты проведенного референдума, так же как и они не могут принять того, что не отвечает интересам их граждан.

На этом позднем этапе переговоров неприемлемо просто отвергать предложения другой стороны без детальных объяснений и встречных предложений.

Теперь нам необходимо выслушать от властей ЕС, в чем заключаются реальные спорные вопросы и каковы их альтернативы, для того чтобы мы могли обсудить их. Пока мы не узнаем их позицию, мы не можем продолжать переговоры. Тем временем мы должны и будем продолжать готовиться к выходу без заключения сделки".


На фоне констатации факта о том, что переговоры между ЕС и Британией зашли в тупик, позиции британской валюты вновь оказались под давлением. Котировки пары фунт/доллар в пятницу, 21 сентября, упали почти на 2 фигуры: с отметки 1,3271 до уровня 1,3083.

В отсутствие прогресса в переговорах обе стороны все чаще заявляют о готовности к "расставанию" без заключения каких-либо соглашений друг с другом. "Жесткий" выход Британии из состава ЕС может грозить серьезными проблемами не только отношениям между Лондоном и Брюсселем, но и дальнейшим отношениям между Британией и отдельными странами Европы.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_mey_peregovori_po_vihodu_britanii_iz_es Fri, 21 Sep 2018 17:49:00 +0300
<![CDATA[Азиатский бизнес атакует: Джек Ма лишит Америку миллиона рабочих мест]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_aziatskiy_biznes_atakuet_dzhek_ma_lishit Fri, 21 Sep 2018 17:43:00 +0300 <![CDATA[РФ обжалует решение суда в Гааге по компенсации "Нафтогазу" до конца года]]>

Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика". Россия до конца года обжалует решение гаагского трибунала по компенсации "Нафтогазу" Украины потери крымских активов, заявил журналистам министр юстиции РФ Александр Коновалов.

"Как вы знаете, мы не принимали участия в этом процессе. Насколько я знаю, сроки для обжалования этого решения еще не истекли. Я думаю, что оно, конечно, будут обжаловано", - заявил чиновник.

Коновалов уточнил, что это может произойти до конца 2018 г.

В мае 2018 г. суд в Гааге обязал Россию компенсировать украинской стороне потерю крымских активов. Разбирательство в Постоянном третейском суде началось в октябре 2016 г. Инициаторами выступили "Нафтогаз" и его "дочки". Они потребовали $8 млрд в качестве компенсации за утрату активов в Крыму.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_rf_obzhaluet_reshenie_suda_v_gaage_po_komp Fri, 21 Sep 2018 17:31:00 +0300
<![CDATA[ЦБ РФ: операции с долларом в РФ продолжатся в случае новых санкций]]> Операции с долларом для российских граждан в случае введения санкций США не будут остановлены, заявил первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.

"Америка меньше всех заинтересована запретить кому-либо использовать доллары, потому что это самый выгодный в мире бизнес - печатать бумажки и в обмен на напечатанную продукцию получать все блага мира, поэтому этого, конечно, не произойдет", - сказал он, отвечая на вопрос, запретят ли США использование доллара.

В чем могут быть определенные ограничения - в безналичных расчетах для отдельных российских банков, которые сегодня осуществляются через платежную систему Соединенных Штатов, сказал он.

"Там несколько платежных систем, и они будут недоступны, но это абсолютно никак не скажется на способности доллара обслуживать внешние торговые обороты РФ. Просто часть финансового сектора переориентируется на внутренние операции, оставшаяся часть финансового сектора как работала, так и будет работать. Поэтому никакой блокады с точки зрения использования доллара, по крайней мере из той риторики, которая сегодня есть, такого вопроса не стоит", - добавил он.

Те граждане, которые проводят операции с долларом, они всегда эту услугу получат, это касается переводов и вкладов, отметил Швецов.

"Поэтому слухи о проблемах, связанных с долларом в РФ, они несколько преувеличены. Но это абсолютно не означает, что мы должны опираться в своей внешней торговле, во внутренних операциях на американскую, европейскую или любую другую валюту. Рубль - это наша национальная валюта. Мы видим, как расширяется использование рубля, он в последние годы демонстрирует устойчивость, в том числе в своей функции меры стоимости", - сказал он (цитата РИА "Новости").]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_cb_rf_operacii_s_dollarom_v_rf_prodolzha Fri, 21 Sep 2018 17:28:00 +0300
<![CDATA[Возрождение шахмат: в России открыта "охота" на талантливых детей]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_vozrozhdenie_shahmat_v_rossii_otkrita_oh Fri, 21 Sep 2018 17:19:00 +0300 <![CDATA[Лавров о новых санкциях США: нечистоплотная конкуренция и кризис доллара]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_lavrov_o_novih_sankciyah_ssha_nechistoplot Fri, 21 Sep 2018 16:53:00 +0300 <![CDATA[Турция представила план по предотвращению экономического кризиса]]> Турция разработала новую экономическую программу, в рамках которой планирует сократить государственные расходы, стремясь избежать полномасштабного экономического кризиса, вызванного инфляцией и падением валюты.

В четверг министр финансов Турции Берат Албайрак заявил, что план, который будет реализован в течение следующих трех лет, предполагает сокращение государственных расходов на $10 млрд (8,5 млрд евро), что позволит снизить бюджетный дефицит и справиться с инфляцией.

Албайрак признал, что программа позволит снизить экономический рост. Вместо прогнозируемого роста на 5,5% в 2018 г. рост составит 3,8%, а в 2019 г. должен достичь 2,3%.

"С тех пор мы сможем постепенно увеличивать рост. Наша главная цель – рост в 5% начиная с 2021 года", - сказал Албайрак, добавив, что будут приняты меры для преодоления экономических трудностей.

Растущее экономическое процветание было одним из столпов популярности Эрдогана за его почти 15-летний опыт правления. За это время страна отметила впечатляющие темпы роста, например в 2017 г. они составили 7,4%.

Ключевая ставка в Турции с мая 2018 года

Но экономисты неоднократно предупреждали, что рост спроса в Турции, подпитанный долгами, приведет к опасному перегреву экономики, росту инфляции, увеличению дефицита по счету текущих операций и неустойчивости банковской системы.

Эти проблемы начались в августе, когда дипломатические скандалы с США привели к краху лиры, создав опасения по поводу полномасштабного экономического кризиса. В августе инфляция выросла до 18%, лира упала на 14% по отношению к доллару США, снизившись до 40% в 2018 г.

К концу года правительство ожидает роста инфляции до 20,8%, в 2019 г. она должна снизиться до 15,9%. Для 2020 и 2021 гг. прогнозы более оптимистичны: ставки в 9,8% в 2020 г. и 6% через год.

Один из способов достижения этого - сокращение расходов на инфраструктурные проекты, на долю которых приходится значительная часть государственных расходов. Албайрак заявил, что в 2019 г. будут приостановлены проекты, для которых не проведен тендер, также он пообещал, что к 2021 г. Турция создаст 2 млн рабочих мест.

Согласно прогнозу правительства в 2018 г. уровень безработицы возрастет до 11,3%, в 2019 г. - до 12,1%, а в 2020 г. - до 11,9%.

Экономический план был опубликован через неделю после того, как центробанк Турции получил одобрение от ряда инвесторов из-за повышения процентных ставок на 6,25%, чтобы снизить инфляцию и укрепить лиру. В среду валюта поднялась до отметки 6,2541.

В четверг рынки положительно восприняли объявления Албайрака, хотя лира торговалась ниже по отношению к доллару на 6,27%.

Нора Ноутбум, экономист ABN Amro, отметила, что Албайрак "довольно амбициозен" по поводу роста даже с сокращенными целями.

"Многие банки и рейтинговые агентства ожидают, что в 2019 г. Турцию ждет рецессия", - сказала она информационному агентству AFP, добавив, что Турции нужен "широкий план реформ" для решения ключевых задач, одними из которых является низкая производительность и негибкий рынок труда.

Дэвид Гарднер, экономист в испанском банке BBVA, отметил, что Анкара готова к "более низкому, но более устойчивому росту". Однако он добавил, что хотел бы получить более подробную информацию о том, как правительство хочет компенсировать дефицит в размере $2,6 млрд на фоне более низкого роста.

И экономисты QNB Finansbank в Стамбуле заявили, что прогнозы являются перспективными, так как "указывают на то, что правительство понимает необходимость отказаться от амбициозных целей роста для стабилизации экономики".

Однако они заявили, что еще предстоит выяснить, насколько решительным будет правительство готово проводить перебалансировку, обещанную Албайраком.]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_turciya_predstavila_plan_po_predotvrasheni Fri, 21 Sep 2018 16:49:00 +0300
<![CDATA[Орешкин: повысим занятость женщин в России до уровня Норвегии - заживем лучше, чем в Германии]]> Россия, повысив уровень экономической активности женщин до показателя в Норвегии, решила бы задачу президентского указа - войти в мировую пятерку по ВВП по паритету покупательной способности, перегнав Германию, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Максим Орешкин

"У нас экономическая активность мужчин в нашей стране составляет 71%, экономическая активность женщин - 56,6%. Если сравнить с другими странами, у нас показатель довольно неплохой. В Германии, например, экономическая активность женщин 55% - ниже, чем в России. Конечно же, есть страны, где показатель выше. Это в первую очередь страны с активной социальной политикой - скандинавские страны. В Норвегии показатель составляет около 61%", - отметил Орешкин, сообщает "Интерфакс".

"Что это значит с точки зрения экономики и экономической динамики? Если бы у нас сейчас в России экономическая активность женщин была бы такая же, как в Норвегии, то ВВП был бы на 4% выше. Мы бы уже выполнили один из элементов указа президента: были бы выше Германии с точки зрения размера экономики. А если бы мы уравняли экономическую активность женщин и мужчин, то это добавило бы российскому ВВП 13-14%. То есть экономика была бы существенно сильнее", - подчеркнул министр.

"Понятно, что с точки зрения экономической политики государственной политики повышение занятости женщин любой ценой не должно быть самоцелью. Целью должно быть создание возможностей для того, кто хочет найти себя в трудовой деятельности", - добавил Орешкин.

Минэкономразвития разрабатывает механизмы, которые помогут более активному вовлечению женщин в экономику. В частности, нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства содержит целый блок по этому вопросу.

По данным Росстата, численность рабочей силы в России в возрасте от 15 лет и старше составляет 76,9 млн человек (52% от численности населения страны).]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_oreshkin_povisim_zanyatost_zhenshin_v_ross Fri, 21 Sep 2018 16:41:00 +0300
<![CDATA["Лучше исправьте ошибку!" Китай пригрозил США последствиями за вторичные санкции]]> http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_luchshe_ispravte_oshibku_kitay_prigrozi Fri, 21 Sep 2018 16:33:00 +0300 <![CDATA[ЦБ РФ осенью введет отмену от части внешних рейтингов]]> Банк России осенью 2018 г. планирует ввести отмену от части внешних рейтингов в банковском регулировании, сообщается в обзоре регулятора.

"Банк России осенью 2018 г. планирует ввести в действие изменения в положение Банка России от 3 декабря 2015 г. №511-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска", которые в том числе нацелены на снижение зависимости от внешних рейтингов в банковском регулировании", - отмечает регулятор.

Исходя из планируемой новации в применении рейтингов кредитоспособности в отношении долговых ценных бумаг, Банк России выполнил приблизительную оценку изменения величины показателя специального процентного риска и его воздействия на фактическое значение норматива достаточности капитала Н1.0 для контрольной выборки из 226 кредитных организаций.

Проведенные расчеты показали, что изменение регулирования не окажет существенного влияния на размер специального процентного риска и уровень нормативов достаточности капитала банков.

По результатам проведенной оценки изменения окажут нейтральное (28,7% случаев) или положительное (36,2% случаев) воздействие (уменьшение показателя специального процентного риска (СПР), рост фактического значения норматива капитала Н1.0, рис. 21, 22) на частные кредитные организации.

Отрицательное влияние будет умеренным, снижение значения норматива достаточности капитала Н1.0 в основном не превысит 2 процентных пунктов.

По оценке Банка России, из всех кредитных организаций анализируемой выборки вводимые изменения могут привести к снижению значения норматива достаточности капитала Н1.0 (по данным на 1.05.2018) на 2 п. п. и больше для двух кредитных организаций; случаев нарушения минимально допустимого значения норматива достаточности капитала Н1.0 (8%) при этом не отмечено.

Согласно проведенной оценке планируемые изменения могут привести к небольшому (не более чем на 1%) снижению значения норматива достаточности капитала Н1.0 для системно значимых и крупных (входящих в 30 крупнейших по величине активов) кредитных организаций.

Положительное воздействие для таких кредитных организаций произойдет в 42,9% и 27,3% случаев соответственно, случаев нарушения минимально допустимого значения норматива Н1.0 (8%) в рамках проведения оценки не отмечено. Для объединенного по всем кредитным организациям выборки портфеля ценных бумаг увеличение оценки СПР составит 1,34 п. п., оценка значения норматива достаточности для гипотетической кредитной организации с таким портфелем ценных бумаг снизится незначительно (на 0,003 п. п.).]]>
http://so-l.ru/news/y/2018_09_21_cb_rf_osenyu_vvedet_otmenu_ot_chasti_vnesh Fri, 21 Sep 2018 16:28:00 +0300