Выбор редакции

Как нам реорганизовать АСВ и ВЭБ

Законодателям предстоит изрядно повозиться, придумывая способ реорганизации Агентства по страхованию вкладов и ВЭБа.

Реформировать госкорпорации в октябре 2009 года предложил президент России Дмитрий Медведев. Глава государства уверен, что госкорпорации как организационно-правовая форма в современных экономических условиях бесперспективны и должны быть преобразованы в коммерческие организации.

В результате правительство столкнулось с необходимостью создания гибрида госкорпорации и коммерческого общества, которым и должно стать юридическое лицо публичного права. Руководство страны оперативно утвердило план, в соответствии с которым госкорпорации будут реорганизовываться, а Министерство экономического развития приступило к разработке необходимого для преобразований законопроекта. В соответствии с планом, проект закона должен быть внесен в правительство в третьем квартале, в Госдуму - в четвертом квартале нынешнего года. Также в соответствии с планом АСВ и ВЭБ планируется превратить в юрлица публичного права к концу 2012 года.

Правда, названную правовую форму еще необходимо создать. В зарубежном праве такая категория есть. Она формировалась под влиянием различных факторов и была востребована в основном там, где нужно было подчеркнуть особое положение государственных учреждений. Например, в Австрии к юридическим лицам публичного права относятся органы власти. В Германии в данную категорию входят также государственные университеты, торгово-промышленные палаты и некоторые другие организации, не являющиеся носителями властных полномочий. Институт юрлиц публичного права закреплен в конституциях таких стран, как Испания, Португалия, Италия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария, Греция, Польша, Бразилия, Мексика, Колумбия и др.

В России такая форма существует де-факто, но отсутствует де-юре. Например, Центробанк, Пенсионный и другие внебюджетные фонды выполняют общественные функции, реализуют госзадачи и остаются при этом некоммерческими организациями. Перевод в такую форму госкорпораций может сделать их более эффективными, так как сейчас они представляют собой парадокс: являясь некоммерческими организациями, должны управлять средствами и имуществом и получать прибыль.

У внедрения в России понятия юрлица публичного права есть немало противников. В частности, разработчики новой версии Гражданского кодекса считают, что такая форма не вписывается в каноны гражданского права, так как в ней совмещены как коммерческие, так и государственные функции. Однако в Минэкономразвития нашли выход: необходимо ввести переходный период по преобразованию этих госкорпораций, во время которого их коммерческая деятельность будет выведена в дочерние общества. Само же юрлицо публичного права не должно заниматься коммерческой деятельностью, а принадлежащее ему имущество будет использоваться не для извлечения прибыли, а для осуществления полномочий. Такие юрлица создаются в различных общественно значимых целях и наделяются властными полномочиями. Главное же отличие от существующего статуса госкорпораций заключается в том, что они подпадают под единый закон; сейчас же деятельность каждой структуры регулируется индивидуальным правовым актом.

Несомненно, стоит избегать прямого заимствования категории юридического лица публичного права из зарубежного опыта, поскольку без учета особенностей развития реформируемых российских институтов, а также сложившегося понимания отдельных терминов можно нарушить общественные интересы и посеять путаницу в понимании правовых категорий.

В настоящее время концепция преобразования АСВ и ВЭБа только формируется. На стадии обсуждения находятся вопросы, каким образом можно подчеркнуть их особую роль в экономике, их особый статус. Все они будут вынесены на заседание подкомитета финансового комитета Госдумы в конце мая. Предполагается, что к обсуждению этой темы будут привлечены эксперты, научное сообщество и все заинтересованные лица. Возможно, вопросы разработки законопроекта будут вынесены на публичное обсуждение в рамках круглого стола или парламентских слушаний.

Юрий ИСАЕВ

Автор - заместитель председателя комитета Госдумы РФ по финансовому рынку

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ