Выбор редакции

"Цитадель пала" - рецензия на новый фильм Никиты Михалкова от "Радио Свобода"

В прокат выходит фильм Никиты Михалкова "Цитадель", заверщающий историю "Утомленных солнцем". Многие годы тяжелого труда, усилия прекрасных артистов, операторов, художников, режиссеров монтажа и звука потрачены на безуспешные попытки залатать сценарные дыры.
Если первая картина - это метафизика разрушения, то вторая картина - метафизика созидания, победы, счастья. Вторая картина о счастье, несмотря ни на что! Это о счастье выжить, даже если у тебя нет ног. Даже при страшных потерях счастье того, что ты живешь, и счастье того, что ты хочешь жить, это величайшее счастье. К сожалению, мы это забываем. Часто наши проблемы сегодняшние считаем огромными, но если их сравнить с теми, о которых мы говорим, они становятся ничтожными. Эта картина, в которой очень важно соединение масштабов, несоединимых вещей: комарик и война, паучок, который решает судьбу боя, потому что все связано. Мы должны понимать, что мир един. Это не нравоучение, это то, чем я внутренне питался, это задача, которая стояла перед нами, мне очень хочется, чтобы именно это мы ощутили
- заявил Никита Михалков

В картине действительно есть и личинка, и комарик, и бабочка, и мышка, живущая в цитадели, наверное, русская, но прирученная немецким солдатом (забегая вперед скажем, что она окажется главной героиней фильма).

"Цитадель" не вызывает такого возмущения, как "Предстояние", в ней повторены все те же ходы и мысли, но в менее кощунственном виде. Сценарий все так же распадается на куски, логические связки между которыми пропущены, отчего происходящее на экране представляется небывальщиной. Драматургия мечется между жанрами, а то, что простительно сказке, недопустимо, когда речь идет о конкретной стране и эпохе. Если Михалков хотел снять былинный эпос, зачем понадобилась подробная детализация костюмов, военной техники, чинов и должностей, наконец, строгое определение времени - 1943-1944 годы?

В финале Котов, во исполнение личного приказа Сталина, двинет на цитадель мирных людей, выдав им по перекладине вместо автоматов (тут задействована байка, якобы пересказанная Эйзенхауэром). Иного образа войны в фильме вообще нет. И не стоит думать, что Цитадель взяли вооруженные дрекольем герои, нет. Она взорвется сама, потому что та самая умница-мышка махнет хвостиком и подожжет оплот неприятеля.

Фашистов в фильме - двое. Один, хозяин мышки, на его столе разбросаны нотные листы, и сам он все время напевает классические мелодии. Второй прикажет подчиненному стрелять по безоружной толпе, но скажет, что сам смотреть на это не будет, потому что он - "офицер вермахта".

Итак, дикие приказы взбесившихся командиров, народ, который почти безропотно эти приказы выполняет, пара образованных фашистов, достойная презренная русская интеллигенция, и сказочная мышка, за действиями которой стоит божественное провидение. Такая точка зрения на Великую Отечественную войну существует, но она имеет хождение среди очень специфических патриотов России.
(http://www.svobodanews.ru...)
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ