Выбор редакции

Русская Служба Новостей

02.09.2011 РСН, мои комментарии по главным экономическим событиям недели.


 
С. КОРОЛЕВ: Евгений, давайте начнем с абсурдной (я бы сказал) новости. Как известно, Россия – основной добытчик нефти. Появились сведения, что из-за нехватки топлива наша страна начала закупать его за границей. В частности в Японии и в Сингапуре. С 31 августа на Дальний Восток именно оттуда поступает бензин. Литр иностранного бензина обходится автомобилистам не дороже отечественного. Ощущение, что сапожник без сапог. Объясните, почему в нефтедобывающей стране такие проблемы с топливом?

Е. ЧИЧВАРКИН: Я хочу даже уточнить, что основной поставщик на Дальний Восток – «Роснефть». И дочернее предприятие «Роснефти» отказалось от необходимых объемов нефти. Поэтому там возник дефицит. Было еще весной ограничение, что нужно снизить цены на бензин, хотя для этого не было никаких экономических предпосылок. Видимо, все еще пытаются исполнить его требование. То, что мы закупаем бумагу в Финляндии, которая сделана из нашей древесины, а нефть поставляем в Китай, покупаем бензин у Японии, говорит о том, что нынешнее правительство не в состоянии нашей страной управлять эффективно. Это подтверждение тому, что экономика России – это театр абсурда, где социал-популистские лозунги могут лишить бензина огромную территорию. Я считаю, что пока не будет свободной конкуренции, пока не вернется более-менее вменяемая рыночная среда, будут такие метаморфозы проходить.

С. КОРОЛЕВ: Евгений, в России говорят, что основная причина происходящих перебоев с топливом (это касается не только Дальнего Востока, сейчас московские аэропорты испытали проблемы с поставками авиакеросина) в том, что монополизм на рынке.

Е. ЧИЧВАРКИН: Монополизм государства на рынке! Путин сказал снизить цену весной. Это был реальный удар по экономике, когда топлива не хватало для машин скорой помощи. Это было в Сибири и на Дальнем Востоке, в Петербурге были большие стрессы с бензином. Дело в том, что вся нефтегазовая отрасль это то, на чем серьезно зарабатывает Россия. Поэтому любой приказ снизить бензин ниже какой-то экономически обоснованной на данный момент величины – это абсолютный популизм, чтобы в глазах избирателей казаться хорошими. Нельзя продавать ниже себестоимости. Если ты купил за рубль, продавать за 80 копеек ты сможешь 1-2-3 раза, потом у тебя закончатся деньги.

С. КОРОЛЕВ: Какая сейчас цена (по вашим прикидкам) для России литра бензина самого ходового экономически обоснована? Потому что рядовые автомобилисты сталкиваются с тем каждый день, что цена растет. Сейчас 95-ый в Москве стоит 29-30 рублей.

Е. ЧИЧВАРКИН: Рассказываю. Если бы я был султан, все было бы приватизировано, были бы простейшие условия для постройки нефтеперегонных заводов. Они бы освобождались от налогов. Во всяком случае, не было бы налога на прибыль. Я бы отменил акциз на топливо и НДС. Убрал бы МЧС, Ростехнадзор и прочих людей, которые там наживаются. Я бы оставил налог с продаж. И цена бы сейчас была от 11 до 14 рублей.

С. КОРОЛЕВ: Еще одна тема – ситуация с газовыми контрактами между Россией и Украиной. Киев настаивает на пересмотре этих соглашений. Насколько справедливы претензии Украины? Это реальное желание навести порядок в межправительственных договорах? Или – как заявляла раньше Москва – это позиция иждивенца, который хочет себе выбить более низкую цену на топливо?

Е. ЧИЧВАРКИН: Смотрите, так как Украина не является частью России, у нас нет никаких обязательств перед украинцами, кроме заключенных контрактов. Но контракты заключены, насколько я понимаю, таким образом, что цена каждый год может варьироваться. Поэтому право России ставить ту цену, которую она считает нужной. Это дает, в том числе, и большие налоговые поступления в российский бюджет. Трубы - это наше все на данный момент. Поэтому логично, так как у нас огромные расходы и дыра в бюджете, ставить жесткие условия другим странам. Единственное, что благодаря этой жесткости, Северный и Южный поток переносится по срокам, не получается уже давно, все меньше друзей. Люди стараются с Россией не связываться. То есть в долгосрочной перспективе это отвратительно, потому что люди ищут альтернативные источники получения нефти-газа, потому что Россия непредсказуема.

С. КОРОЛЕВ: Сегодня памятный день для вас. Ровно 3 года назад в центральном офисе Евросети к вам наведались сотрудники правоохранительных органов. Как вы сейчас вспоминаете эти события?

Е. ЧИЧВАРКИН: Изучив материалы уголовного дела, я могу сказать, что руководитель бюро социальных и технических мероприятий Борис Мирошников санкционировал это мероприятие, чтобы компания за бесплатно досталась одному из возможных выгодных приобретателей. Это была рейдерская атака. Она не удалась, потому что нам удалось компанию продать хоть и по низкой цене, но все-таки независимой. Одна из самых позорных страниц правоохранительных органов России и нынешней российской экономики, потому что компанию, созданную с нуля, ничего не приватизировавшую, создавшая реально серьезную прибавочную стоимость, отдающую около 800 миллионов налогов, попытались отобрать бандитским образом. Из всех людей, кто это делал, остался только сотрудник 38 подразделения К Дмитрий Освальдо. И то он вне штата. Все остальные либо ушли на пенсию с почестями, как Борис Мирошников, либо отправлены в отставку, как Константин Мачабели Медведевым. Из моего обращения к Медведеву в списке остался один сотрудник прокуратуры Дмитрий Освальдо. Я надеюсь, что последуют не только увольнения, но и разбирательства их бандитских деяний.


НОВОСТИ ПО ТЕМЕ