Выбор редакции

Александр Оськин, Власть не ведает, что творит с малым бизнесом

Крупный бизнес чувствует себя по жизни уверенно. Что не так – улетел в Англию или Израиль и там может жить неплохо со всеми своими домочадцами.

Малому и семейному бизнесу жить не сладко, а чем дальше, тем горше. И это на фоне громких политических деклараций нашей власти о заботе о мелком бизнесе, о реализации специальных государственных и региональных программ. Ежегодно из федерального бюджета как бы выделяется 24 миллиарда рублей на поддержку малого бизнеса, но пока не известен ни один случай реальной поддержки нашей сферы. На сайтах, посвящённых этой теме, есть много информации общего характера, но нет отчётности - кому и как помогли.

Но вопреки декларациям идёт реальный процесс удушения малого бизнеса мелкими коррупционерами из числа чиновников, силовиков и прочих контролирующих структур. При этом постоянно изобретаются под благовидным предлогом очередные удавки на малом бизнесе. В сельском хозяйстве с мелким фермерством дело вообще швах, а на городских улицах идёт испытание на выживаемость.

В Москве отчаявшаяся мелкая розница решила объединиться в борьбе за своё место под солнцем. Именно поэтому участники Всероссийского Форума по мелкорозничной торговле создали на днях «Коалицию киоскёров», которая призвана объединить усилия владельцев мелкой розницы в диалоге с государством. И это не случайно, в Москве вся мелкая розница за последние годы урезана не меньше, чем на треть.

Мелкую нестационарную торговлю теснят с помощью законодательных актов и введения новых правил по распределению торговых мест, заявил недавно Роман Жигульевский, координатор по розничной торговле «Всероссийского движения за честный рынок».

 А одной из серьёзных проблем мелкой розницы в последнее время стало то, что конкурсы по распределению мест для размещения объектов нестационарной торговли заменили на аукционы. Аукционы не решили проблемы и проходят таким образом,  что участвуют в них фактически только 10% добросовестных предпринимателей, остальные 90% — фирмы-однодневки, которые скупают оптом все лоты и после сдают все тем же предпринимателям места, дико на этом наживаясь.

«Коалиция киоскёров» - начинание полезное, но, подозреваю, что неэффективное. Плетью обуха не перешибёшь, а в нашем случае это государственная машина не просто равнодушная к малому бизнесу, а практически ему враждебная. Малый бизнес беззащитен перед вымогателями. В 90-е годы мелкой розницей занимались самодеятельные «крыши». Молодчики в трениках обходили мелких торговцев и собирали регулярную дань. В наши дни они обзавелись кабинетами, должностями, иномарками, стали работать профессионально. А государство – оно безмолвствует, т.е. оно совершенно равнодушно относится к практике повсеместных поборов от малого бизнеса.

Чиновники всех мастей в подавляющем числе регионов России люто ненавидят киоски прессы, потому что с них взятки гладки, т.е. практически никакие. Сегодня в Москве, не самом бедном регионе страны, выручка одного киоска прессы в день составляет 5 – 6 тысяч рублей. Это в 3 раза меньше, чем в 2010 году. При рентабельности 2-3% чистая прибыль стремится к нулю. Т.е. поле для взяток – ну просто никакое. А ситуация, скажем, в Саратове или Кемерово ещё хуже. Отсюда и отношение региональных властей у этой «обузе». Да и вся остальная мелкая розница, удобная и доступная для населения, так же обременительна для коррупционеров и является нежелательным элементом для крупного ритейла.

На прошлой неделе на заседании Комитета по СМИ Общественной палаты РФ обсуждался вопрос о создании федерации всех медийных структур в стране для «осуществления эффективного диалога с властью». Этот проект чем-то напоминает московскую инициативу по созданию «Коалиции киоскёров». Поражает, что все стремятся достучаться до власти и достучаться не могут. Может, там некому нас услышать, а может, нет желания нас понять?! Или очень серьёзные люди во власти заняты чем-то более важным и ответственным, например, чемпионатами мира, Олимпийскими играми, строительством рекордного по длине моста на остров Русский и т.д.? А мы тут со своей мелкой розницей да медиапроблемами только путаемся под ногами. Остаётся только с горечью констатировать, что малый бизнес в Лондон или Израиль уехать не сможет, хотя, по данным социологов, более трети мелких предпринимателей этого очень бы хотели.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ