Выбор редакции

Дарья Митина, "Операция "Арго" - в этот раз интуиция меня подвела

Я вдвойне расстроена - во-первых, всегда обидно, когда фильм не оправдывает твоих надежд, а во-вторых, я крайне изумлена тем, что пока не прочитала ни одного (!!!) сколько-нибудь критического отзыва о фильме - ни от кинокритики, ни в блогосфере. Такое единоголосие слегка смущает и настораживает - в таких случаях начинаешь подозревать, а не с проплаченной ли промокампанией мы имеем дело?... Ну не верю я, что умнейшие и чувствительные к фальши Кичин и Гладильщиков, взахлеб уверяющие нас вслед за мировой кинокритикой, что Оскар 2012 года уже у Бена Аффлека в кармане, и никакие другие варианты даже не обсуждаются, пишут это всерьёз. Ибо "Операция "Арго" с художественной точки зрения фильм весьма средненький, если не сказать слабенький, а с точки зрения соответствия историческим реалиям и идеологического месседжа очень сомнительный и спорный. В том, что он на ура проходит в Штатах, нет ничего удивительного, ибо картина американская и снята для американского зрителя. Наличествует весь набор примитивных штампов и американских бинарных представлений о мире - любая сусально-патриотическая пропагандистская агитка, подходящая для дидактической демонстрации американским школьникам, во всем остальном мире смотрится слегка странно. Изумление критиков, мол, как из неважного актера Аффлека получился первостатейный режиссер, тоже выглядит крайне фальшиво - в режиссуре Аффлек такая же бездарь, как и в ремесле актерском (актер он совершенно пластмассовый, и на протяжении всего двухчасового хронометража ленты ни один мускул его лица - восковой маски не шевелится).

Разумеется, не знающий истории и не могущий показать Иран на карте американский тинейджер будет в восторге - Соединенные Штаты всех победили и всех спасли, а декорации в данном случае значения не имеют - что Иран, что лунная или марсианская поверхность из сериала о звездных войнах. На самом же деле эпопея по вызволению своих сограждан из охваченного Зелёной революцией Ирана воспринимается американскими спецслужбами как одна из позорных, а вовсе не триумфальных, страниц. В самой формулировке темы режиссером заведомо содержится некое лукавство - в картине освещена лишь успешная операция по вызволению шести человек, укрывшихся в канадском посольстве, за которую Тони Мендес был обласкан и осыпан пряниками, при этом о главной операции, "Коготь", закономерно закончившейся полным провалом, ибо именно она, а не "Арго", гораздо более напоминала съемки фантастического фильма, ничего не сказано - остальные 50 с лишним сотрудников американского посольства оставались в заложниках больше года, почти 450 дней. Ничего, кроме возмущения и обиды за историческую истину, не оставляют финальные титры, где говорится, что операция по спасению американских граждан есть блестящий пример традиционного сотрудничества правительств Соединенных Штатов и Канады, создатели фильма от имени Штатов благодарят Канаду за помощь. Действительно, канадский посол (отличная роль Виктора Гарбера), рискуя, больше месяца предоставлял беглецам убежище вплоть до собственного отъезда из страны. Этим, собственно, роль Канады в деле и исчерпывалась. А вот упомянуть страну, благодаря которой все заложники действительно целыми и невредимыми вернулись домой, которая весь период вела сложные и утомительные переговоры с иранской стороной, предоставляла гарантии, давила авторитетом, - Алжир, - создателям фильма и в голову не приходит. Как говорится, маленькая ложь рождает большое недоверие, а такая крупная и принципиальная так и вообще мешает воспринимать фильм всерьёз, с какой бы фотографической точностью и детальной скрупулезностью не поработали в нем реквизиторы, костюмеры и декораторы. Историческая правда по-американски, что уж там. Спасибо хоть, устами киношных руководителей ЦРУ признали собственную роль в свержении Мосаддыка и ликвидации демократических преобразований в Иране... Документальный видеоряд, предваряющий фильм, кстати, расставляет на удивление правильные акценты - спасибо привлеченным консультантам, ибо от американских киношников обычно сложно добиться какого-либо более внятного объяснения исторических процессов, нежели борьба хороших парней с плохими. Документальная хроника дает исчерпывающее объяснение вмешательству американцев во внутрииранские дела - национализация Мосаддыком нефтяных месторождений и изгнание иностранных концессионеров. А теперь вспомните прошлогоднюю историю с Ливией, и всё становится на свои места.

По понятным причинам, фильм снимался в Стамбуле с применением комбинированных видовых съемок Тегерана. Для непосвященного зрителя, не знающего Восток, наверно, все ближневосточные с*ки и базары на одно лицо, но меня не проведешь - я, например, сразу, с первых минут рискованной прогулки героев фильма инкогнито по "тегеранскому рынку", чуть на весь кинозал не крикнула "Капалы Чарши!" Спасибо, хоть ассортимент винтажный выставили, а не китайские мягкие игрушки, айфоны-смартфоны и не тренировочные костюмы Адидас - к визуальной достоверности, повторяю, претензий очень мало, а те, что есть, носят вынужденный характер.

В многочисленных интервью прессе режиссёр Аффлек подчёркивает, что стремился уходить от обычной, свойственной его соотечественникам, бинарности и американоцентричного видения мира. Стремление более чем похвальное, ан вот уйти не получилось:(. Персы в "Операции "Арго" практически ничем не отличаются от обитателей "Планеты обезьян", натолкнувших экранного Мендеса - Аффлека - на идею "съёмок фантастического фильма в иранских ландшафтах". Несоответствие замысла и его воплощения просто фатальное - примитивные кровожадные фанатики, по версии создателей картины практически орки, противопоставлены утонченным и симпатичным гомо сапиенс сапиенс с американскими паспортами. Справедливости ради стоит сказать, что и бравые представители хваленых американских спецслужб выглядят либо безлико, либо карикатурно, и вряд ли Аффлек этого напрямую добивался:)) - так само вышло. Зато выделяется целый ряд искрометных ролей, изображающих мир Голливуда - продюсеры, драматурги В-сериалов и мыльных опер, лузеры и выскочки, аферисты и закомплексованные парвеню, мудрые побитые жизнью одесситы и блестящие киномиллиардеры, цвет американо-еврейской элиты и огромная армия окологолливудских искателей славы - другими словами, Аффлек снимает хорошо то, что ему близко и знакомо:)). С другой, некиношной средой, у него отношения натянутые и явно не на "ты":). Выше всяких похвал Алан Аркин и Джон Гудмен в роли окологолливудских жуликов, хорош Тейт Донован в роли одного из шести заложников, про остальных же сказать решительно нечего. Ну и главный конфуз фильма - сам Аффлек. Ну почему, почему бездарные режиссеры еще и снимают сами себя в главных ролях??..
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ