Выбор редакции

Ефим Андурский , Законопроекты на откуп президенту?!

Как известно, депутаты Государственной думы РФ вот уже в третьем (окончательном) чтении одобрили закон, предполагающий создание фонда капремонта многоквартирных домов (МКД).

Закон основывается на декларативном положении (закреплено ст. 36 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ), согласно которому так называемое «общее имущество» (ОИ)» принадлежит собственникам отдельных помещений в МКД (в дальнейшем для краткости «собственники»).

Но, как это следует из ответа ООО «Жилкомсервис №1 Центрального района» (Санкт-Петербург) от 16.09.2010 г. на письмо Галины Белковой, процитированные нормы федерального законодательства касаются не всех. В Северной столице «многоквартирные дома относятся к недвижимому имуществу казны Санкт-Петербурга. Собственником недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга является субъект РФ -  город федерального значения Санкт-Петербург, в лице Комитета по управлению городским имуществом. То есть собственником первичных объектов недвижимости в Центральном районе города Санкт-Петербурга, как в целом, так и в частности, несущих конструкций дома (стен, перекрытий, фундамента), общедомовых инженерных сетей дома (системы центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации), является Санкт-Петербург в лице КУГИ Санкт-Петербурга.

В соответствии с Положением «Об администрациях районов Санкт-Петербурга», утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 г. №1078 (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 05.07.2010 г.) организация содержания, обеспечение функционирования и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга (пункт 2.4.1), в Центральном районе Санкт-Петербурга возложена на администрацию Центрального района Санкт-Петербурга».

Имущество – штука непростая. Но, как бы там ни было, любая вещь, прежде чем прежний собственник произведет ее отчуждение, а новый собственник - эту вещь присвоит (на условиях, предусмотренных соответствующим договором), названная вещь сначала должна быть создано (из имеющихся компонентов).

Ответ на вопрос о происхождении ОИ (по крайней мере, в отношении МКД, построенных при советской власти) дает Конституция СССР (1977 г.). Она государственную собственность провозгласила достоянием всего советского народа.

В соответствии со ст. ст. 11 Конституции СССР к исключительной собственности государства были отнесены земля, недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, транспорт и связь, банки, имущество торговых, коммунальных и иных предприятий, жилищный фонд и другое имущество. После развала СССР вся эта собственность отошла Российской федерации.

Своим Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 нежилой фонд, инженерные коммуникации и жилищный фонд Верховный Совет РФ передал в муниципальную собственность. И это, что называется, медицинский факт.

Завладев жилищным фондом, муниципальные образования никакую его часть, включая ОИ, собственникам не передали, ограничившись приватизацией отдельных квартир, а иногда и нежилых помещений.

Сказанное означает, что ОИ, исключая дома, состоящие в частной собственности, остается собственностью муниципальных образований (МО). Из этого, в свою очередь, следует, что и содержанием МКД, и управлением ими домами, и финансированием так называемых «общедомовых нужд (ОДН)» должны обременяться МО в целом, поскольку именно они являются собственниками муниципального жилищного фонда в целом. Это обременение относится только к МО. И лишь потому, что направлено на  жизнеобеспечению населения. То есть представляет вопрос сугубо местного значения.

Что же касается депутатов ГД РФ, то им имело бы смысл сконцентрироваться на усовершенствовании жилищного законодательства. А это, полагаю, потребует разработки новой парадигмы жилищного права. И здесь без участия широкой общественности не обойтись.

К широкой общественности мы еще вернемся, а пока хотел бы сослаться на заявление, которое в конце ноября 2012 года сделал президент России Владимир Путин в связи с проблематикой капитального ремонта жилищного фонда. Он сказал: «ЖКХ и возможность переложения на плечи граждан капитальных ремонтов – полностью с вами согласен – это абсолютно недопустимая вещь. Это не по-честному было бы: когда-то раздали это жилье в ненадлежащем состоянии, а теперь его ремонтируйте. Это невозможно. Люди не в состоянии этого сделать», - сказал Владимир Путин.

Теперь об Указе N 167 от 9 февраля 2011 года. Дм. Медведев его подписал, будучи президентом Российской Федерации. Названным Указом «в целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» он постановил: проекты, «затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития РФ, по решению президента РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение».

Если же президент РФ такого решения не примет, то проекты, сколь бы сильно они не затрагивали основные направления государственной политики в области социально-экономического развития РФ, на общественное обсуждение вынесены не будут.

Но, если уж тот или иной законопроект будет вынесен на общественное обсуждение, то в соответствии с поручением президента РФ федеральным государственным органам, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), придется

·        размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение;

·        гражданам, принимающим участие в общественном обсуждении законопроекта, обеспечивать возможность ознакомления с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту;

·        по истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представлять Президенту РФ доклад о результатах его обсуждения.

А вот если президент решения об обнародовании законопроекта не примет, то, несмотря ни на какую значимость в плане государственной политики в области социально-экономического развития РФ, никто ничего никуда не вынесет.

Так, может быть, нам стоило бы проголосовать за то, чтобы все 100% законопроектов выносились на общественное обсуждение? См. http://www.democrator.ru/problem/9538. А общественность уж как-нибудь сама разберется – обсуждать ей тот или иной закон или нет.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ