Выбор редакции

Румыния рассказала, как ЕС шантажирует Украину: "евроинтеграция" в обмен на Приднестровье

Румыния считает, что перспектива реализации "европейских ожиданий" Украины связана с тем, как Киев распорядится своим председательством в ОБСЕ в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Как заявил 8 февраля в интервью румынскому государственному информационному агентству Agerpres глава МИД Румынии Титус Корлэцян, об этом шла речь на имевшей место в Брюсселе встрече министров иностранных дел ЕС с главой МИД Украины Леонидом Кожарой, председательствующим в настоящий момент в ОБСЕ. "Я об этом сказал, и я был не единственным министром на этой встрече, который попросил украинскую сторону поддерживать политический диалог и сотрудничество, а если возможно, и координацию с ЕС, который является частью формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) в качестве наблюдателя, для принятия конкретных шагов вперед, в частности, по переходу к более чувствительным темам, входящим в третью "корзину" повестки переговорного процесса", - заявил Корлэцян. "У украинской стороны высоки ожидания в европейском плане, и мы надеемся, что для Украины это возможность, но и очень большая ответственность, чтобы добиться шагов вперед и конкретных результатов", - подвел итог глава МИД Румынии. ИА REGNUM напоминает, что Румыния, де-факто участвовавшая в войне Молдавии против Приднестровья, не входит ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, а ЕС, частью которого является Румыния, имеет лишь статус наблюдателя в "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию". Повестка дня официального переговорного процесса в формате "5+2" состоит из трех "корзин", а именно - "социально-экономические вопросы", "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека", "всеобъемлющее урегулирование, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности". При этом третья "переговорная корзина", касающаяся политических аспектов урегулирования конфликта, подлежит обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем и на данный момент не наполнена предметным содержанием и вопросами для обсуждения. Несмотря на это, о необходимости перехода к обсуждению политических аспектов урегулирования ранее неоднократно заявляла Молдавия, а следом и такие посредники, как ОБСЕ и Украина, а также наблюдатели ЕС и США. При этом указание Тирасполя на неизменность своей позиции относительно курса на независимость и международное признание в Кишиневе называют "противоречащим общему контексту переговоров". В свою очередь сам Кишинев не отказывается ни от своей стартовой позиции об урегулировании конфликта на основе "территориальной целостности" и "унитарного статуса", ни от принятого в одностороннем порядке закона 2005 года, виртуально "наделяющего" Приднестровье статусом автономии в составе Молдавии. Со своей стороны спецпредставитель России по молдавско-приднестровскому урегулированию Сергей Губарев заявил в ходе визита в Тирасполь 6 февраля, что обсуждение статуса ПМР невозможно до тех пор, пока Молдавия не аннулирует данный закон.