Выбор редакции

События ж/д отрасли

Хочу резюмировать важные отраслевые события апреля.
На фоне общепризнанного падения темпов развития мировой экономики и озвученного Минэкономразвития прогноза аналогичного снижения темпов роста ВВП в России до 2,4% значение решения Правительства РФ о выделении средств на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока с целью увеличения пропускных способностей БАМа и Транссиба невозможно переоценить.

Инвестиции (в размере 260 млрд. рублей) будут поступать в течение трех лет и позволят увеличить транспортировку грузов к Дальневосточным портам почти втрое (на 25 млн. тонн в год) по сравнению с тем, что есть сейчас.

Данное решение может означать серьезное изменение в подходе к определению приоритетных задач социально-экономического развития страны. Кроме того, положительным является и то, что Правительство РФ согласилось с представленными ОАО «РЖД» отраслевыми прогнозами, полученными с использованием метода межотраслевого баланса.

Тем, кто следит за ситуацией, очевидно, что интерес к транспортной сфере в последнее время значительно повысился. Это наглядно показал IV Евразийский транспортно-логистический форум газеты «Ведомости» в Москве и Саммит лидеров транспортного строительства Merano Forum, который прошел в Италии. И высокие чиновники, и представители бизнеса, и эксперты единодушны в том, что инвестиции в развитие ж/д инфраструктуры сегодня необходимы и целесообразны. Специалисты говорят, прежде всего, о мультипликативном эффекте, который получит экономика и социальная сфера от развития железных дорог. Он выражается в развитии регионов, оптимизации транспортной сети, стимулировании наукоемких производств. Без внедрения инновационных решений в транспортное строительство, в создание подвижного состава  невозможно следовать вперед. Так, потребность РЖД в обновлении локомотивного парка некоторое время назад буквально подняла с колен эту отрасль машиностроения и двинула вперед отечественную науку. У нас есть разработка нового дизеля для локомотивов. В июле этого года ОАО «Трансмашхолдинг» будет заложен завод для их производства. Если учесть, что сейчас в основном используются модификации американского дизеля, который мы купили еще в 1930-е годы, прорыв в этой сфере очевиден.

На форуме «Ведомостей» отмечалось также, что в стране не хватает системного логистического игрока, и РЖД идет правильным путем, развивая это направление.

На транспортном Саммите в Мерано мы говорили  о возможном привлечении специалистов из Италии, Испании и Германии к развитию московского железнодорожного узла, созданию высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Европейцы заинтересованы в развитии транзитного потенциала Транссиба, который сделает возможным доставку грузов из Китая в центр Европы за десять суток. Интерес друг к другу у нас взаимный, если учесть, что на сегодняшний день РЖД имеют колоссальный опыт возведения и эксплуатации железных дорог в условиях вечной мерзлоты и сложнейших горных рельефов. Наглядный пример – Олимпийская стройка в Сочи, где за очень короткий срок в непростых горных условиях сооружено 12 тоннелей общей длиной 30 километров на совмещенной автомобильной и железной дороге от Адлера до Красной Поляны. Кстати, наш опыт ценят не только в Европе – РЖД получили приглашение принять участие в инфраструктурных проектах в странах Латинской Америки, в частности в Бразилии.

Апрель был отмечен и событием на финансовом рынке, которое стало важным индикатором интереса инвесторов к ж/д сфере. Недавно мы провели размещение пятнадцатилетних рублевых облигаций ОАО «РЖД» в объеме 20 млрд. рублей с офертой через 7 лет. Оно завершилось очень успешно. Рыночный спрос на облигации ОАО «РЖД» на второй день сбора заявок инвесторов стал ажиотажным и превысил предложение вдвое(!).

А еще в середине апреля была закрыта сделка по размещению восьмилетних еврооблигаций ОАО «РЖД», валютой размещения которых впервые стало евро. Книгу заявок сформировали по итогам встреч с инвесторами в конце марта и роад-шоу в середине апреля в ключевых финансовых центрах Европы. Спрос на еврооблигации ОАО «РЖД» за несколько часов превысил изначальное предложение более чем в 4 раза. В связи с этим было принято решение увеличить объем размещения с изначально планировавшихся 800 млн. евро до 1 млрд. евро, а также дважды понизить ценовой диапазон. В итоге еврооблигации были размещены на срок 8 лет, в объеме 1 млрд. евро с доходностью 3,375% годовых.

Иногда не спрос рождает предложение, а наоборот :)

Уверен, что внимание государственных и частных инвестиций к железнодорожной отрасли – это долгосрочный тренд. Доброго пути!