Выбор редакции

Перевод с французского


Крупнейший инфраструктурный проект «Большой Москвы», активно реализующийся сейчас в российской столице, обнаружил определенное сходство с парижским планом расширения мегаполиса. World Economic Journal сравнил оба проекта и убедился, что перед мэриями двух столиц стоят во многом общие задачи.

Прошло почти два года с того момента, как впервые прозвучало предложение расширить границы Москвы на юго-запад, документально присоединив города и села вплоть до границ с Калужской областью. Одновременно с этим был объявлен конкурс на создание лучшего проекта развития города на присоединенных территориях до 2045 года. Летом прошлого года в Парке им. Горького были объявлены победители – американское проектное бюро Urban Design Associates и французское архитектурное бюро Антуана Грюмбаха и Мишеля Вильмотта.

В 2005 году в столице Франции стартовал проект «Большой Париж», и тоже был объявлен тендер на лучший проектный план. Главная идея – создание парижской агломерации. Как писал французский историк Жюль Мишле, «Париж, Руан и Гавр стоят на Сене, будто бы на одной улице». Эту цитату взяли за основу архитекторы Антуан Грюмбах и Мишель Вильмонт, выигравшие и этот конкурс. По замыслу, эти города на одноименных реках сделают Париж ближе к морю (если смотреть по карте, Париж, Руан и Гавр стоят друг за другом, и через эти порты очень удобно и недорого переправлять грузы).

Архитекторы в своих двух проектах – 2005 и 2012 годов изобразили города без пробок, с развитым транспортом, удобным жильем, садами и парками. Чтобы понять масштаб стройки, сравним площади двух столиц: общая площадь столицы Франции – 105 квадратных километров, область – Иль де Франс 12 012 квадратных километров. Москва по своим территориям в 10 раз превосходит Париж. Территория столицы РФ – 1091 квадратный километр, область – 45 800 квадратных километров, присоединенная территория – 1480 квадратных километров. Наша, российская, стройка будет долгой и масштабной хотя бы потому, что придется заново строить город или потому, что так уж заведено в России: если стройка – то с имперским размахом.

С начала строительства Большого Парижа прошло уже 7 лет, Москва лишь только начинает разрабатывать стратегию развития. Как сообщил WEJ главный архитектор Москвы Сергей Козлов, французский проект – это не эталон и не утвержденный план развития – это всего лишь общая концепция развития города. «Учитывая значимость данного проекта, при разработке проектов планировки новой Москвы будут использованы наиболее удачные элементы различных концепций. Безусловно, концепция-победитель имеет шансы на наиболее широкое воплощение в данном процессе». На сайте Москомархитектуры есть утвержденные планы развития дорожно-транспортной сети.

В помощь Москве в марте этого года из Франции был приглашен экс-министр по вопросам развития Большого Парижа Морис Леруа. «Я не собираюсь давать никаких уроков. По просьбе моего коллеги и уже друга Марата Хуснуллина я хочу помочь в некоторых менеджерских проектах – в том, как лучше организовать эту работу, чтобы стратегия стала практикой», – заявил Леруа одному из телеканалов. Морис Леруа будет заниматься административными вопросами – в том числе, по аналогии своего прошлого опыта созданием бюро «Большая Москва». Это административный и экономический центр, где будут трудиться специалисты-градостроители.

Под словосочетанием «Большой Париж» французы подразумевают прежде всего удобный, не разросшийся вширь город, а создание комфортного и привычного для людей места, где сосредоточены все современные и экологичные виды скоростного транспорта в сочетании с университетами и культурными памятниками. На конференции «Большая Москва – Большой Париж» во франко-русской торгово-промышленной палате были обозначены финансовые ресурсы скоростного метро «Большого Парижа». Суммы, которые ежегодно собираются из налогов, – 400 млн евро в год. «В целом, как сказал на выступлении директор по экономическим исследованиям Жан-Клод Прожер, – показатель социально-экономической рентабельности проекта будет высок. Затраты на финансирование проекта будут частично покрыты за счет доходов, полученных от него». В общей сложности на «Большой Париж в 2010 году было потрачено 393 млн евро, а в 2011-м – 647 млн евро, что связано со строительством скоростной автоматизированной линии метро «Экспресс Большого Парижа».

Генеральный директор Международной рабочей группы «Большой Париж» Бертран Лемуан: «Нет ни одного единого проекта в «Большом Париже», который имел бы свое начало и конец, а есть массив более чем из 650 проектов городского развития – больших и маленьких. Речь идет о том, чтобы все эти проекты соответствовали общему взгляду на развитие столичной агломерации. Но уже сейчас запланировано строительство 175 километров новых автоматизированных линий метрополитена».

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал корреспонденту World Economic Journal: «Проект Большой Москвы не является цельным проектом, по которому реально рассчитать смету и сроки строительства. Это не дом, не школа и не кусок автомобильной дороги, а фактически комплексное развитие городского пространства. Можно ли было в 1147 году посчитать смету строительства Москвы? Постановка вопроса таким образом просто невозможна».

Как поведали WEJ в Генплане, хоть с начала объявления о расширении Москвы прошло уже почти два года, ни о каких планах бюджета речи еще не шло – у нас в России, как всегда, другой подход – никто не говорит о стоимости проекта. По подсчетам портала realestate.ru, затраты на Новую Москву составят 11 трлн рублей (16 млрд руб. на геодезические изыскания на площади новых городских районов, 32 млрд руб. – на проектирование и разработку генплана, 1,1 трлн руб. – на выкуп участка под строительство объектов и 9,35 трлн руб. – на само строительство). «Фигаро» передает, что Москва собирается вложить 35 млн евро за 5 лет в проект «Большая Москва» и 15 млн на строительство жилья. С другой стороны, правительство планирует активно привлекать частных инвесторов – на строительство бизнес-центров, торговых объектов. А вот что именно будет возведено на этом аппендиксе – конкретно сказать никто не может.

Мэр российской столицы Сергей Собянин рассказал, что это будет город-парк с низкоэтажной застройкой, лесами, новыми дорогами без небоскребов. Возможно, будет построен университетский городок, посольский центр. Насчет перенесения правительства вопрос еще тоже не решен. Главное, по словам мэра, – реорганизовать движение – избавиться от потока в центр. По предварительным планам, будет создан 1 млн 750 тыс. рабочих мест, и население Новой Москвы составит в общей сложности 2,5 млн человек (из проживающих на сегодняшний день 250 тыс.). «Основной принцип застройки новых территорий для достижения комфортности городской среды, – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, – это максимальное смешение функционального назначения объектов, близость мест проживания и труда, минимизации необходимости использования личного транспорта, создание комфортной пешеходной среды. На новых территориях реализовать эти подходы легче, чем в условиях плотной ткани уже сложившегося города. Это сделает присоединенную территорию Москвы привлекательной для проживания, самодостаточной и минимизирует нагрузку на дорожную сеть. Исходя из этих принципов, Москомархитектура будет принимать решения по проектированию данных территорий».

Проблемы пробок предлагается решить по аналогии с Парижем: построить крупные логистические центры за городом, и осуществлять доставку грузов только по ночам. Таким образом Москва может избавиться от загромождающих МКАД фур и, соответственно, пробок. По словам Собянина, главное при строительстве не повторить ошибку предков – снова не пустить Москву по кругу. Грюмбах и Вильмотт предлагают создавать скоростные автодороги, линии метро, трамвай, «МКАД экспресс», соединяя все существующие кольца, используя современный экологичный транспорт, впуская в столицу чистый воздух. Согласно французскому проекту, планируется протянуть скоростную железнодорожную линию из 12 станций: «Три вокзала», «Кремль», «Киевский вокзал», «Университет», «Калужская», «Ворота Новой Москвы», «Коммунарка», «Десна», «Красная Пахра», «Чириково», «Рыжово» – всего 36 километров. Из Коммунарки можно будет легко добраться до Внуково и Домодедово и в обход Москвы до Шереметьево. В Коммунарке, в непосредственной близости к МКАД, архитекторы предлагают построить правительственный центр, но предложение, как и весь проект, пока еще на рассмотрении.

Пригороды Москвы и пригороды Парижа – изначально совершенно разные по уровню жизни, социальному обеспечению и транспортной доступности. Московской агломерации надо еще многому научиться у французской: грамотному построению медицины, равномерному распределению социальных объектов, реальной, не бумажной, мобильности инвалидов, созданию рабочих мест вблизи от дома в каждом маленьком городе-спутнике. У Новой Москвы гораздо больший потенциал, потому что все еще нужно построить, в Большом, объединенном, Париже, по существу, все это уже было, не было лишь соединяющего скоростного транспорта.

Текст: Мария Коптева
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ