Выбор редакции

Сергей Городников, Очередной Кинотавр опять подтвердил – в России так и не появился герой среднего класса

Заставил-таки себя просмотреть отчёт о последнем Кинотавре. Том, что прошёл в Сочи 2-9 июня. И как ожидал, осталось тягостное впечатление. Непонятно, для кого и для чего снимается и премируется это убожество. Неудивительно, что зрителю, особенно молодому наплевать на отечественный кинематограф. Уже больше двух десятилетий доказываю, что из кризиса кинематограф и вся российская культура не выйдут, пока не появится новый герой, герой русского среднего класса. Статьями, своими книгами показывал, как он должен появиться. И как о стенку горохом.

От чего, в первую очередь, зависят быстрое развитие рыночной экономики и обусловленное этим процветание конкретной страны? От широкого, уверенного в своих силах и способностях, этически и культурно организованного, амбициозного предпринимательского слоя с ясно осознанным социальным поведением. Пока такой слой не появится, не осознает себя частью национального общества, в России будут инфляция и коррупция, свёртывание производства, экономическая и политическая неустойчивость. Когда рвавшиеся к власти либеральные политики объявляли, и продолжают заявлять, что рыночные отношения и либеральные свободы сами по себе приведут к скорому процветанию, они лгали и лгут: неважно, сознательно или по недомыслию. Ни одной стране ещё не удавалось проскочить определённых этапов в становлении национального предпринимательства и национального капитализма, и культура играет в этом не последнюю роль..

Очевидное банкротство современной отечественной культуры, отечественной духовности при столкновении с авангардом потребительской культуры и духовности США отражают их полную неспособность служить социальному заказу общества, — заказу на помощь в воспитании и становлении предпринимательского слоя, как и рыночного мышления в целом. По существу социал-феодальная и феодальная архаичность отечественных культуры и духовности превратила тех, кто в ней подвязался, в растерянных наблюдателей того бурного становления городского капиталистического общественного сознания, к появлению которого Россию толкают исторические обстоятельства. И… в паразитов на экономике.

И всё же жизнь породит нового героя.

В 1944 году Куросава впервые снял фильм, в котором самурай изображался в виде национального героя, увиденного через интересы только зарождающегося в Японии среднего класса. Необычный фильм "Идущие за хвостом тигра" остался тогда незамеченным, как и сама тема мифологизации самураев с позиции горожанина, представителя средних имущественных собственников. И только в 50-е годы, когда в Японии на волне бурной капиталистической индустриализации стал быстро становиться на ноги, приобретать своё политическое самосознание средний класс, тема Куросавы стала востребованной. От неё отталкивалась рождающаяся японская национальная культура, как культура среднего класса.

Тот же путь становления предстоит пройти русской национальной культуре, как уже новой,  уже культуре среднего класса. Герой среднего класса будет создаваться через мифологизацию русского дворянства и казачества определённой эпохи, эпохи до Петра Великого, до того времени, когда государственная бюрократия уничтожила дух индивидуальной предприимчивости этих средних слоёв земледельческих собственников. И эта новая культура, с новым героем нашего времени сметёт в помойку всё то безобразие, которое царит в отечественном кинематографе и прекрасно отразилось в Кинотавре.