Выбор редакции

Андрей Михайлов, Гори-гори ясно...

или

Кое-что о знамениях…

 

Что общего у эстафеты с Олимпийским огнем и боксерского поединка Поветкин-Кличко? Ну, кроме того, что оба действа имеют какое-то (даже порой и весьма отдаленное) отношение к спорту?  Так вот – кроме спорта в обоих казусах имеется еще и «идеологическая составляющая» весьма специфического свойства. Духовная скрепа, можно сказать, просматривается. Вот, к примеру: россиянин Поветкин был на ринге побит украинцем Кличко. С одной стороны – ну побит и побит, с кем не бывает. Тем более, что Кличко и ростом выше, и массой тяжелее. Обидно конечно, но … спорт есть спорт. Ан нет - и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Иеромонах Димитрий (Першин) усмотрел в побитии Поветкина смылс куда более глубокий – это, мол, оттого, что  боксер увлекся язычеством. А без Божьей помощи на ринге, сами понимаете, делать нечего.

Мысль, глубокая, но не единственная – благо, что буквально на следующий день произошел казус с олимпийским факелом, который взял, да и погас в Кремле. По этому поводу другой священник – диакон Андрей Кураев – высказался не менее определенно: «Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского)…Это вышло настолько красиво, что поневоле подозреваешь тайный умысел православного лобби в Кремле».

Ликование диакона понять можно: несколько месяцев назад он возмущался тем, что при зажжении Олимпийского огня актриса, ответственная за церемонию, по ходу дела произносит слова, адресованные Аполлону.

А Аполлон (как и Зевс, Тор, Сварог, Мокошь, Ахура-Мазда и т.д.) суть бог «не настоящий», языческий. Он вообще, по православным понятиям, бес. Просить его о чем-то – грех непростительный и тому, что огонь, от языческого капища воспылавший, вдруг потух – этому можно только радоваться.  М-да… Вот даже и не знаешь – плакать на такие доводы или смеяться.

Ну хорошо – как-бы-православный Кличко побил «язычника» Поветкина. Посрамил, можно сказать, «сына Сварога». Гип-гип ура…  Все хорошо и правильно. Ну а если бы Поветкин изловчился, да и отправил бы в нокаут украинского гиганта?

Это как – было бы доказательством существования и могущества языческого бога Сварога? И как, кстати, прежние победы Поветкина (а их было немало) – могут они быть свидетельствами в пользу оного бога?

Ладно, пошли дальше, к погасшему Олимпийскому огню. С одной стороны – это событие можно истолковать, как проявление православно-божественного промысла: мол, потушил Спас Смоленский бесовскую свечку, аминь!

Но ведь можно и по-другому к проблеме подойти – а вдруг это знамение? Ну, типа, прогневили мы чем-то олимпийских богов – оттого факелы и гаснут то и дело. Вон, говорят, во время пред-олимпийской эстафеты 1980 года факел погас аж 36 раз! Тогда советские вожди предзнаменования не оценили… и где сейчас СССР? То-то…

А уж если еще и на Олимпиаде в Сочи какая-то бяка приключится, то тогда ва-а-аще… Срочно придется нашим спортсменам всем миром в еллинскую веру переходить и жертвы Зевсу приносить, а иначе боги не простят-с… Или наоборот – от участия в «бесовских» Олимпийских играх отказываться, чтобы «своего» бога не гневить? Или всем миром приговаривать при виде олимпийского факела: «Гори-горя ясно, чтобы не погасло!» Или нельзя так говорить, чтоб в язычество не впасть?

Смешно, скажете?  Но ведь тот же диакон Кураев уже, помнится, призывал (причем на полном серьезе!) покончить с практикой празднования «дня Нептуна» в летних лагерях для детей?

Так прямым текстом и выдал, милостивец:

Что же происходит во вроде бы светских лагерях? Дети и взрослые приходят на праздник, не ожидая никакого религиозного действа. Тут из воды на пляж или сцену выходит не Чебурашка, а бог Нептун — и всех заставляют ему кланяться: воздевать к нему руки, возносить, пусть и шутейные, но молитвы. А что в это время делать православным детям и их родителям? Ребенок не всегда может идти против большинства, а если он воспитан на церковной культуре, на житиях мучеников — для него это может быть серьезной травмой. И его близким может быть очень горько от того, что их чадо втянули в языческий ритуал.... Таким образом, недоумение, возникшее у православных прихожан — совершенно естественно. Это признак духовного здравомыслия. Реакция их тоже совершенно нормальна — они обратились к священнику, как к посреднику в диалоге с обществом. Священник обращается в администрацию, что тоже абсолютно нормальная реакция. Администрация тоже реагирует нормально — если руководство населенного пункта видит, что организованные им мероприятия вызывают отторжение у каких-то групп населения — зачем настаивать именно на такой форме? У нас разве законы обязывают чтить Нептуна? Я вообще считаю, что это огромное упущение в церковной проповеди и пастырстве последних десятилетий: новое язычество не замечается.  Ну, не совпадают наши представлениями об игре со светскими затейниками. Что ж, пусть ваша хваленая толерантность примет нас такими, какими нас сделала память о наших мучениках.

И ничуть тогда диакона не смутило, что отмечать пересечение экватора «встречей с Нептуном» русские моряки начали еще в 30-х годах ХIХвека – и корабельные священники тогда против такого мероприятия почему-то не возражали. С чего бы это?

Уж не с того ли, что в те времена пастыри были мудрее и понимали, что от иных событий вред будет именно таким, каким мы его себе представляем.

Этнографы хорошо знают, что чары каких-нибудь меланезийских колдунов и в самом деле воздействуют на туземцев, но оказывались совершенно бессильны против европейцев, которые в них просто не верили.

Кстати сказать – в 1976 году Олимпийский огонь потух аж во время самих игр в Монреале. И что? А ничего – все живы-здоровы. Так что давайте все же без мракобесия…