Выбор редакции

Константин Немов, Доска почета: борьба с безбилетниками

Эта война, кажется, не закончится никогда. Что бы власть не предпринимала, чтобы не допустить безбилетный проезд в общественном транспорте, все равно народ умудряется проехать бесплатно. И вот, видимо уже от отчаяния, Департамент транспорта решил ввести в действие последний инструмент социального порицания и стыда — доску позора.

Размещаться она будет на сайте того же ведомства и состоять из фотографий пойманных «зайцев». Так что, «Внимание, сейчас вылетит птичка» теперь будут говорить и контролёры. Для подобающего антуража им специально закупят 120 цифровых фотокамер и, что-то мне подсказывает, это будут не простые «мыльницы».

Как весь этот процесс будет проходить в реальности неизвестно, хотя вопросы этот ньюанс вызывает: будет ли это происходить прямо на месте или нарушителей будут выводить на улицу, кто будет удерживать самого пойманного зайца, чтобы не убежал, и его голову, чтобы не отвернулся и кадр получился хороший...непонятно. Будут ли брать штраф или только фотографировать? Какие слова будут сопутствовать фотографиям на доске позора? - тоже остается тайной. Окончательного решения нет и у самого департамента. - Через некоторое время будет определено, кого и в каких случаях будут снимать, что будет написано на доске и как вообще будет происходить этот процесс. Когда проект запустят пока неясно, - заявила сотрудница пресс-службы Департамента транспорта Мария.

Запустят этот проект или нет - неважно. Важно то, что он не является решением проблемы, если всё это противостояние властей и граждан можно назвать проблемой. Идея общественного порицания сработает лишь в том случае, если само общество действительно будет оказывать какое-то воздействие на своих членов. Коллеги, друзья, только посмеются вместе с «зайцем» над этим случаем, мало того, он еще и героем себя выставит в их глазах, а они и будут считать его героем, а поступок вполне нормальным. Да и место для доски позора — сайт Департамента — выбрано не самое посещаемое (3 600 посетителей за день на момент написания). В общем, эффект минимален в миллионой Москве, а проблем выполнения будет масса. Вот вам и доска позора. Кто узнает-то? А узнает, и что?

С другой стороны, проблема действительно имеет место быть, если учесть, что только за август 2013 года службы метрополитена совместно с сотрудниками УВД на Московском метрополитене вернули к оплате прохода на территорию метрополитена 87492 человека, и было отштрафовано 20959 человека на общую сумму 27 миллионов 378 тысяч 500 рублей. Уверен, на наземном транспорте похожая ситуация и госказна недополучает огромные средства, которые могли бы пойти на улучшение транспортной ситуации.

Доска позора в борьбе с нарушителями могла бы исправить положение дел, хоть как-то. Тут нужно не наказывать, а воспитывать. И вот здесь как раз и могла бы помочь общественная доска, но только не позора, а почета. «То, чем не восхищаются, имеет тенденцию продолжать существовать», - писал философ Л. Рон Хаббард. Следуя этому принципу, нарушителей следует хвалить и говорить, какие они молодцы. Выглядит, на первый взгляд, немного непривычно, но поверьте, это действительно заставляет человека задуматься «Действительно ли я молодец? Я все правильно сделал?»

 

 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ