Выбор редакции

Татьяна Сухарева, Традиционализм головного мозга

В последнее чуть ли не из каждого утюга твердят о необходимости возрождения традиций. Тут и "духовные скрепы", и "традиционные семейные ценности", и "православие, самодержавие, народность". Здесь же и казаки, вооруженные плетками из ближайшего магазина "Интим", и "православные яйценосцы" во главе с небезызвестным "Энтео". И, конечно, высокопоставленные представители религиозных организаций, вещающие со своих сайтов, что смерть женщины при родах это нормально, а в изнасиловании виновата сама жертва, даже, если эта жертва еще малолетняя девочка, которая своим неправильным поведением спровоцировали насильников. При этом, высокопоставленные традиционалисты от РПЦ, почему-то забывают о том, что проповедование через Интернет как-то не очень сочетается с возрождением традиций. Какой-то однобокий традиционализм получается. Для других. Потому что если ты истинный традиционалист, будь добр, откажись от дьявольских изобретений вроде Интернета, автомобиля, возьми посох, ходи по деревням и просвещай народ своим традиционализмом. Может быть, в этом случае кто-то и прислушается.

Традиционалистам свойственно создавать мифы о "светлом" прошлом, о том, какая была высокая рождаемость, какие были крепкие семьи. Да и крепостное право было прекрасно, барин заботился о своих крестьянах, словно отец родной. И ни слова о том, что в "светлом прошлом" продолжительность жизни была настолько короткой, что разменявший 35-летие человек считался стариком. Также не слова о том, что крепость семьи базировалась на угнетении и насилии, а высокая рождаемость была следствием низкого уровня развития медицины и ее недоступность для широких масс.

Реакционные режимы всегда цепляются за традиционализм. В частности, в фашистской Германии после прихода нацистов к власти стремление женщин к профессиональной, политической и академической карьере стало рассматриваться как противоестественное явление.  Высшим счастьем для женщины признавалось ее пребывание у семейного очага рядом с мужем и рождением большого количества детей. В 1936 году были освобождены от должностей женщины-судьи и адвокаты, резко сократилось число женщин-педагогов, а в женских школах основными предметами стали домоводство и рукоделие.

Все мы периодически обращаемся к традициям. Традиции есть в каждой семье, в каждом коллективе и школьном классе, в каждом городе и деревне. С помощью традиций мы чувствует единение с другими, общность интересов. И это хорошо. А иногда, мы прибегаем к традициям, когда не можем или ленимся принять собственное решение, самостоятельно решить поставленную задачу. Списать, конечно, проще, чем решить самому. Но списывая, мы утрачиваем навык самостоятельного поиска решений, становимся глупее и зависимее. 

А обращение к традициям еще опасней потому, что традиции предполагают использование старых знаний. А условия изменились. Следование патриархальным традициям в современных реалиях мегаполиса равносильно  управлению самолетом со знаниями извозчика.

Кому же выгодно навязывание давно выброшенных на свалку истории традиций? Тем, кто хочет отучить вас думать, принимать самостоятельные решения. Отучившись мыслить, вы становитесь зависимыми, покорными и глупыми. Вот такой получается традиционализм головного мозга.

 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ