Выбор редакции

Путешествие по Подмосковью (блог передачи), «Русский Парнас»: Остафьево

 

Строго говоря, Остафьево - это теперь уже не Подмосковье, а Новая Москва. Однако ехать туда надо по-прежнему как за город, так что будем считать, что тема вполне наша.

«Русский Парнас» - это прозвище Остафьеву, как считается, дал Александр Пушкин. Впрочем, он, кажется, имел в виду только усадебную липовую аллею. Но в дальнейшем название так и пристало ко всей усадьбе в целом.

 

И село, и усадьба тут существовали давно. Но по-настоящему история начинается с конца XVIII века, когда Остафьево приобретает князь Андрей Иванович Вяземский.

Вот купчая на село Остафьево, датированная 1792 годом.

Именно при Андрее Ивановиче Вяземском складывается известный нам облик усадьбы. В частности, отстраивается большой усадебный дом с двумя ведущими к флигелям галереями. Сюда перевозятся художественное собрание и огромная библиотека. Тогда же закладывается и пейзажный парк.

 

Уже при Андрее Вяземском среди гостей усадьбы значатся Жуковский, Иван Дмитриев, Юрий Мелединский-Нелецкий, Василий Львович Пушкин. Но по-настоящему «Парнасом» она становится, когда усадьбу наследует его сын, Петр Андреевич Вяземский.

И действительно – кого только ни перевидали эти стены. Жуковский, Грибоедов, Денис Давыдов, Батюшков, Баратынский, Гоголь, Мицкевич...

Но отдельная история – Карамзин. Он, будучи в свойстве с владельцами усадьбы (был женат на старшей дочери Андрея Вяземского), живал здесь подолгу, работая над «Историей Российского государства».

Вот с «Историей» как раз и приключилась история.  «Я простился и с Историю: лучший и полный экземпляр её отдал жене, а другой в Архив Иностранной Коллегии» - так пишет Карамзин И.Н.Дмитриеву. Все бы хорошо, да только датировано это письмо 1812 годом.

Дальнейшее угадать легко - экземпляр рукописи погиб в 1812 году вместе с библиотекой Карамзина в московском пожаре. А вот материалы, которые находились в загородной усадьбе Вяземских – по тогдашним временам в тридцати верстах к югу от Москвы – сохранились. Так что выходит, что именно благодаря Остафьеву труд историографа не просто был написан, но и в дальнейшем уцелел.

(А вот почерк, кстати, у г-на Карамзина был еще тот!)

 

Следующий владелец Остафьева – князь Павел Петрович Вяземский – фактически приступает к музеефицированию усадьбы.

При нем здесь сохраняются как мемориальные комната Пушкина (Александр Сергеевич гостил здесь трижды) и кабинет, где работал над своей «Историей» Карамзин. От чего сохранились только выцветшие фотографии.

 

Однако представитель следующего поколения Вяземских, генерал-майор лейб-гвардии,  в усадьбе бывал редко, служа в Петербурге, и в конце концов продал ее родственнику – графу Сергею Шереметеву (тот был женат на Екатерине Павловне Вяземской).

И вот тогда началось действительное превращение усадьбы в музей, причем общедоступный. А также изучение и публикация огромных архивов Вяземских (пять томов «Остафьевского архива», 12-томное собрание сочинений П.А.Вяземского, сочинения П.П.Вяземского).

 

Именно Сергей Дмитриевич Шереметев ставит в остафьевском парке памятники. В 1911 году – Карамзину, по случаю столетия написания Карамзиным «Записок о древней и новой России». (Вообще-то это и выглядит скорее памятником «Истории государства Российского. Такую концепцию придумал – но не успел осуществить – еще Павел Петрович Вяземский.)

 

Далее - в 1913 году - последовал памятник Пушкину (скульптура отлита с гипсового оригинала Опекушина).

Обратим внимание на рельеф – здесь Пушкин изображен в интерьере овального зала в остафьевской усадьбе.

 

Памятник Жуковскому. Горельеф – с оригинала Франца Крюгера.

 

И два памятника предыдущим владельцам усадьбы. Бюст Петра Андреевича Вяземского отлит с гипсового оригинала, исполненного полувеком ранее принцессой Терезией Ольденбургской.

 

Последним, в 1914 году, был установлен памятник Павлу Петровичу Вяземскому. 

 

А вот дальше, как нетрудно догадаться, начались проблемы.

Понятно, что  большевики усадьбу национализировали. Но сначала она все-таки получила охранную грамоту (удалось убедить Луначарского). И первым директором музея стал уже «бывший» граф Павел Сергеевич Шереметев.

Вот в наличии даже путеводители – датированные 1920-ми годами. (Писал, кстати, все тот же граф Шереметев, но авторство не указывалось.)

Увы, Остафьеву повезло меньше, чем другим подмосковным усадьбам, которым удалось получить после революции охранные грамоты. Сначала и этот ансамбль получил было музейный статус. Но в 1930 году случился самый настоящий разгром. Музей закрыли (на это хватило решения областного исполкома), экспонаты частью были розданы по другим музеям и библиотекам, частью пропали бесследно.

Вот как вывозили - на телегах и даже не в ящиках - книги из огромной (на 60 тысяч томов) остафьевской библиотеки.

А причину, если бы не столь серьезные последствия, можно было бы назвать анекдотичной. В это время планировался пионерский слет тысячи на три человек – и большая остафьевская усадьба подошла по размеру.

Ну, а дальше сюда вселился Дом отдыха Совета министров СССР. Облик зданий был во многом искажен. В частности, был ликвидирован бельведер главного дома, а колоннаду умудрились застеклить (видно, чтоб «площадь» зря не пропадала). Вот там биллиардная.

А перед главным зданием установили статую Ленина (какое-то время там и Сталин стоял для компании).

 

Новый поворот случился уже в самом конце 80-х. Остафьево вновь стало музеем. Музеем, требующим больших реставрационных работ. Музеем, чьи подлинные коллекции оказались разрознены или утрачены. Но музей работает и постепенно формирует экспозицию.

Год назад восстановили бельведер.

Разобрали стекление, уродовавшее колоннаду.

В парке отреставрировали установленные там монументы и возродили беседку «Храм Аполлона» и горбатый мостик (они были еще на плане 1822 года, а вот погибли в 1950-х годах). Но много других интересных объектов - например, гроты «Драконова пещера» или «Крокодилово гнездо», а также таинственный «Руин Троянский» - тоже были разрушены.

 

В экспозицию возвращаются некоторые вещи, отправленные когда-то в другие музеи.

 

И практическая информация:

Музей открыт для посещения:

ежедневно: с 10.00 до 17.00, в пятницу:  с 10.00 до 16.00, выходные: понедельник, вторник

Парк открыт

апрель – сентябрь: с 10.00 до 22.00

октябрь – март: с 10.00 до 20.00

 

Что мы можем увидеть сейчас? Первый этап экспозиции - «Усадьба Остафьево: история и судьба». А также временную выставку, посвященную Карамзину и Жуковскому.

И сейчас, в декабре, в усадьбе как раз идут «Карамзинские дни». Вот из программы:

4 декабря, среда

Открытое научно-методическое заседание

У истоков Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас». В гостях у музея академик РАН, доктор филологических наук, заместитель директора Государственного музея А.С.Пушкина  по научной работе Н.И.Михайлова

Начало в 14.00. Вход свободный

15 декабря, воскресенье

Литературно-музыкальная гостиная  «Музыка эпохи Карамзина»

Начало концерта 14.00. Вход свободный

18 декабря, среда

Открытое научно-методическое заседание

- «История государства Российского»: Н.М.Карамзин и его добровольные помощники.

- Николай Михайлович Карамзин в Москве XXI века.

Начало в 14.00. Вход свободный

 

Теперь как доехать.

Общественным транспортом: из Москвы электропоездом Курского направления или маршрутным такси №422 от метро «Бульвар Дмитрия Донского» до станции Щербинка, далее автобусом или маршрутным такси №1045 до остановки «Музей Остафьево» (осторожно, автобус идет оттуда в разных направлениях и нужно сесть в правильный! Где его искать: выйдя с платформы в направлении первого вагона из Москвы, повернуть направо вдоль вереницы машин, ждущих очереди на железнодорожном переезде. Нужная остановка маршрутки рядом, фоном для нее служит вывеска  шиномонтажа.)

На автомобиле: из Москвы по Варшавскому шоссе. Далее лучше всего смотреть остроумную схему на сайте музея. Парковка есть, но она, к сожалению, невелика.