Выбор редакции

Стагнация захватила рынок услуг

first_img

В IV квартале 2013 года предприятия сектора услуг продолжили демонстрировать снижение деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) впервые за все время проведения предпринимательских опросов (2 года) достигла отрицательного значения, снизившись на 8% до -2%.

Для сравнения, еще в предыдущем квартале значение индекса составляло +6%.

Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было прекращение роста спроса на услуги, что повлекло за собой соответствующее затухание производственной деятельности организаций, сокращение объема бизнеса и ухудшило их финансовое положение - объем полученной прибыли снизился. Предприятия стали активнее сокращать персонал и терять свой конкурентный потенциал.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,6 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

"Замедление активности в сфере услуг в последнем квартале года в целом соответствует волнообразному сезонному профилю деятельности многих организаций этого сектора экономики и само по себе не является экстраординарным явлением, - отмечают авторы мониторинга ЦКИ. - Однако повышенная интенсивность этого процесса не может не вызвать настороженности. Сравнительный анализ мнений предпринимателей в годовом интервале также дает основания констатировать определенное ухудшение ситуации". Так, в IV квартале 2012 года сложившиеся балансы изменения оценок большинства основных показателей при сезонно обусловленном снижении, сохраняли положительные значения и переместились в отрицательную зону только кварталом позже, в период минимальной активности на рынке услуг.

По мнению экспертов, основная причина нисходящего тренда - сжатие потребительского спроса, которое "обусловило застой во многих сегментах сферы сервиса, особенно в экономической деятельности, связанной с предоставлением персональных услуг".

Ухудшение делового климата в конце года наблюдалось в 12 из 14 видов деятельности сферы услуг. Хуже всего дела обстояли в сегменте оказания санаторно-курортных услуг, в гостиничном бизнесе и туризме. Впервые за два года наблюдалось существенное ухудшение делового климата в сфере оказания риэлтерских услуг и услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

"Особенное беспокойство вызывает резкое ухудшение ИПУ в сегменте оказания услуг пассажирского транспорта. Видимо, ресурс потребительского спроса со стороны населения начал себя исчерпывать, что вкупе с агрессивной ценовой политикой транспортных компаний вынуждает домашние хозяйства более избирательно и экономно относиться к средствам передвижения", - подчеркивается в мониторинге.

Наиболее благоприятный деловой климат, согласно результатам обследования, наблюдался в сегменте страхования, однако даже в этом виде финансовых услуг степень уверенности предпринимателей начала снижаться.

Достаточно успешной в обследуемом периоде оказалась также деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, а также рекламная деятельность, связь, стоматологическая практика. Индекс предпринимательской уверенности в этих сегментах сохранил положительные значения.

Экономисты ЦКИ обращают внимание на пессимистичные ожидания респондентов на I квартал 2014 года. "Как показывает практика проведения конъюнктурных обследований, предприниматели часто склонны давать завышенные прогнозы, которые крайне редко подтверждаются в дальнейшем. Балансы мнений относительно предполагаемого изменения производственных и финансовых показателей, как правило, имеют положительные значения, что, тем не менее, отнюдь не гарантирует реального улучшения делового климата. Однако балансы оценок ожидаемого изменения спроса на услуги, объема оказанных услуг и прибыли на I квартал 2014 года - впервые за два года проведения обследований - характеризовались отрицательными значениями. Это дает основания предположить возможность более резкого, чем год назад, ухудшения делового климата в данном секторе экономики в начале текущего года, выходящего за рамки традиционного сезонного спада рыночной конъюнктуры и увеличивающего риск дальнейшего замедления экономического роста в сфере услуг", - отмечают эксперты.

График. Динамика индекса предпринимательской уверенности

 

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

В IV квартале 2013 года наблюдалось очевидное ухудшение состояния делового климата в организациях сферы услуг, входящих в сферу наблюдения Росстата. Объяснять ухудшения экономической конъюнктуры в сервисном секторе только сезонным фактором - значит упрощать ситуацию. Полученные от предпринимателей негативные оценки ключевых операционных показателей деятельности организаций свидетельствуют о переходе данного сегмента рынка к фазе замедления экономического роста.

Сектора, производящие товары, как правило, с определенным лагом повторяют события, происходящие в реальном секторе. Промышленность и строительство, по большому счету, уже больше года работают в стагнационном режиме, и, видимо, дошла очередь до замедления роста в сфере услуг и торговли.

Пока еще рано говорить о полной посадке экономики на отметку 0% роста. Все-таки торговля и сфера услуг еще остаются, хотя и слабеющими, но драйверами роста ВВП. Однако последние опросы руководителей предприятий этих секторов говорят об ухудшении делового климата. Данная ситуация свидетельствует о возможном окончательном сползании экономики в системную стагнацию с элементами отраслевых рецессий. Частичным подтверждением вероятности данного негативного сценария является заметное в последнее время исчерпание ресурсов потребительского спроса по причине перекредитованности населения и замедления темпов роста реальных располагаемых денежных доходов у большинства домашних хозяйств.