Выбор редакции

Казахстан-2014: о Каспии, Кашагане и Афганистане

Международнаяконференция, посвященная теме "Каспийский регион в контексте кризисамеждународной системы права и безопасности", организованная Институтомкаспийского сотрудничества, прошла 19 июня в Москве. В работе круглого столаприняли участие ведущие эксперты, политологи, журналисты России, Азербайджана,Ирана, Казахстана.

Средиактуальных вопросов повестки дня — перспективы создания региональной системыобеспечения безопасности в Каспийском регионе; неурегулированность правовогостатуса Каспия; потенциал двустороннего и пятистороннего сотрудничестваприкаспийских государств; изменение роли Ирана в свете ожидаемого прекращениясанкционного режима.

ИАЦМГУ публикует выступление директора Центра актуальных исследований «Альтернатива»Андрея Чеботарёва по теме: «Особенности политики Казахстана в Каспийскомрегионе на современном этапе».

Уважаемыеколлеги!

Темамоего выступления звучит как «Особенности политики Казахстана в Каспийскомрегионе на современном этапе». Когда мы говорим о каспийской политикеКазахстана, то, на мой взгляд, нужно иметь в виду три основных направления.

Первоенаправление – международное, которое предполагает  участие Казахстана во всех мероприятиях и впереговорном процессе «каспийской пятерки».

Второенаправление связано с безопасностью с точки зрения расширения Казахстаномсвоего оборонного потенциала, связанного с развитием каспийской флотилии, атакже охрана национальных рубежей.

Третьенаправление – это экономическое, которое в основном сосредоточено на развитии казахстанскогосектора Каспийского моря в связи с добычей, переработкой нефти и газа. Сейчас,конечно, основной тренд у Казахстана сдвинут именно на третье направление, особеннов связи с проблемой освоения месторождения Кашаган.

Известно,что в сентябре прошлого года месторождение, добыча на котором все время оттягиваласьи вызывала проблемы между государственными властями и международным консорциумом,наконец, разрешилась, добыча началась. Как было официально заявлено, объемдобычи составил 40 тыс баррелей в сутки и в 2014 году были планы, по крайнеймере, у нашего министерства нефти и газа, довести этот объем до 8 млн тонн. Нов том же году произошли сбои уже технического характера. Была обнаружена утечкагаза вокруг одного из трубопроводов, после этого были проведены небольшиеремонтные работы, которые, однако, не дали положительного эффекта и сейчас, какзаявил известный американский журналист Стив Ливайн, который изучает эту тему, ссылаясьна свои источники, что Кашаган будет закрыт, по крайней мере, на два года. Хотяпредставители нашего правительства заявляют, что попробуют решить вопрос кначалу 2015, если не в этом году. Но мне кажется, что проблема более сложная,чем просто утечка газа. Думаю, свою роль играет политический фактор, тем более,что Кашаган все же нужно рассматривать с точки зрения геополитическойконкуренции, особенно к контексте взаимоотношений разных акционеров нефтепроводов,которые рассчитывают на поток кашаганской нефти.

Вчастности, здесь нужно рассматривать три вектора интересов, которые сошлисьвокруг Кашагана. Первый – интерес Российской Федерации, которая являетсяведущим акционером нефтепровода Тенгиз-Новороссийск или, точнее, Каспийскоготрубопроводного консорциума. Второе – это интересы Баку-Тбилиси-Джейхан, посколькуакционеры кашаганского проекта Eni  и Totalявляются акционерами и БТД.

Итретий фактор – китайский. Китай также с прошлого года активно участвует вкашаганском проекте. Это связано с тем, что китайская национальная нефтегазоваякорпорация выкупила пакет акций у американской компании ConocoPhilips и теперьречь идет о том, что кашаганская нефть может двигаться и в китайскомнаправлении.

Всамом начале приоритет был отдан КТК, это было заявлено на уровнеправительства. Как заявил министр нефти и газа, нефть с Кашагана будет идти поквотам КТК, а не по квотам нефтепровода Атырау-Самара. Однако потом появилисьпоправки, что нефть может идти и по запасному варианту – по китайскомунаправлению, а также по Актау-Баку-Батум. Это четко было видно по визиту нашегопрезидента в Китай в мае этого года. Он сказал, что объем поставок нефти вКитай будет доведен до 40 млн тонн ежегодно, при совместной разработке Кашагана.То есть здесь ожидания растут со всех сторон.

Сзападным фактором сложнее. Есть Exxon Mobil, акционер КТК и компания Тенгизшевройл,которая добывает нефть на другом месторождении Тенгиз. Потому могут бытькакие-то столкновения между европейцами, которые доминируют в кашаганскомпроекте, и американцами, которые присутствуют в Тенгизшевройле.

Ноздесь есть один момент, в свете политико-экономических санкций  в отношении России. Со стороны Запада имеетсяриск, что на все эти компании, участвующие в том же КТК, можетбыть оказано давление в целях влияния на его деятельность. Единственный, ктоможет сдержать санкции, это Казахстан, потому что с РК Запад ссориться пока нехочет, по крайней мере, на нефтегазовом направлении. Как все это будетвыглядеть, пока сложно сказать, потому что Запад на этом направлении вотношении России пока никаких мер давления не предпринял. Кашаган являетсясферой пересечения интересов трех стран, следовательно, нефтепроводныхпроектов, это факт. Теперь остается только ждать, когда заработают все этитехнические аспекты.

Помимоэтого, Казахстан с прошлого года возобновил экспорт нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан,который был заморожен с 2011 года в связи с тем, что акционеры проекта взвинтилицены и нам понадобились несколько лет, чтобы договориться. И было заявлено, чтодоговорились. Но мне кажется, что все-таки акционеры пошли навстречу Казахстануне столько из-тенгизской нефти, сколько в связи с предстоящим запуском Кашагана.Проблема остается. Буквально в феврале этого года посол Казахстана вАзербайджане Жумабаев заявил, что Казахстан прокачает через БТТ 4,5 млн тонннефти только в этом году. Видимо, он тоже рассчитывает на кашаганскую нефть,потому что Тенгиз явно дает не так много.

Ещеодин тренд, который связан с каспийской политикой Казахстана, хотя он сейчас ислабо проявляется, но, тем не менее, он может проявиться в связи с выводомвойск НАТО из Афганистана – это сотрудничество Казахстана с НАТО и с отдельнымичленами Альянса по вопросам транзита. На сегодняшний день Казахстан подписал соответствующиесоглашения с Великобританией, Францией, Испанией, недавно был ратифицирован договорс Италией. В основном, конечно, речь идет о воздушном сообщении, но еще впрошлом году во время конференции министров иностранных дел стран-участницСтамбульского процесса, которая прошла в Астане, наш президент заявил о том,что будет заключен договор с НАТО для перевозки грузов невоенного назначения черезпорт Актау. Соглашение само закрытое, с ним нельзя ознакомиться. Но, тем неменее, сотрудничество такое осуществляется, и последний раз о нем было сказанов ноябре прошлого года, когда пресс-атташе посольства США Дэвид Гэмбл заявил, чтов настоящее время около 60 % грузов, включая продовольствие, топливо и грузыобщего назначения для американских войск в Афганистане осуществляется транзитомчерез Казахстан. То есть трек такой идет, но его почему-то стараются неосвещать, видимо, транзит идет через Актау и при этом не известно, возможен литранзит военных грузов.

Еслиречь пойдет о военных грузах, то Казахстан становится объектом потенциальногориска, возможных атак, диверсий со стороны экстремистских сил, связанных с темже Талибаном или Аль-Каидой. Поэтому сотрудничество сотрудничеством, но тогданужно понимать, что Казахстан вовлекается в какие-то геополитические игры свозможными рисками. Тем более, когда речь идет о таком ключевом стратегическомобъекте, как порт Актау.

Воттакие тренды сегодня существуют в каспийской политике Казахстана. Что касается международногосотрудничества, то оно актуализируется по мере приближения саммита.

Спасибоза внимание!