Выбор редакции

Финансы России в цифрах

Павел Суховеев

Обзор представляет собой конкурсную работу для первого всероссийского конкурса по открытым финансовым данным, организованного Министерством финансов РФ 

В прошедшем 2014-м году Россия столкнулась с ухудшением экономической ситуации, обусловленным как внешними (беспрецедентное для нашей страны санкционное давление, падение нефтяных цен) так и внутренними факторами, связанными со структурными сложностями экономики. Часть проблем хоть и носит субъективный характер: санкции, снижение рейтингов, но существенно усугубляет, а иногда и является первопричиной объективных экономических затруднений.

Так, например, закрытие западных рынков капитала для большинства наших компаний вызывает напряжение в финансовой системе в связи со сложностями рефинансирования задолженности, создаёт дополнительные предпосылки к оттоку капитала в связи с погашением внешних обязательств и усилению девальвационных процессов. Снижение рейтингов в свою очередь дополнительно может усугублять отток капитала: в силу специфики инвестиционных деклараций международных фондов, снижение рейтингов ценных бумаг может вызывать их распродажу со стороны крупных иностранных держателей.

Тем не менее, зачастую действия рейтинговых агентств носят политизированный характер и не отражают реального положения с финансовой устойчивостью нашей страны. Так, например, рейтинговые агентства Standard & Poors и Moody`s снизили суверенный рейтинг России до спекулятивного уровня, а Китайское рейтинговое агентство Dagong сохранило суверенный кредитный рейтинг России на уровне А. Само агентство Dagong как раз и было создано, для формирования международных рейтингов независимых от мнения «большой рейтинговой тройки» не раз уличавшейся в политической ангажированности.

Ситуация и основные тенденции в сфере финансов России отражены в приведённой инфографике:

Финансы России: ФНБ и Резервный фонд

Совокупный объём средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда (РФ) в течение последних двух лет остаётся на достаточно стабильном уровне в долларовом выражении, составив к декабрю 2014 г. 168,9 млрд. долл. В связи с существенным снижением курса рубля к доллару США в 2014 г. объём резервов в рублёвом выражении вырос на 2,5 трлн. руб., или 43%, что ощутимо повышает возможности использования их со стороны правительства на покрытие расходов внутри страны.

Говоря о платёжеспособности России по своим внешним обязательствам, достаточно отметить, что резервы Правительства в 3,2 раза превышают государственный внешний долг.

ФНБ и РФ входят в состав международных золотовалютных резервов (ЗВР), находящихся под управлением Центрального банка России и составляют порядка 40,3% от объёма ЗВР. Золото-валютные резервы России

Объёмы ЗВР снизились за последний год на 124 млрд. долл., приблизившись к уровням так же кризисного периода 2008-2009 гг. Это обусловлено действиями ЦБ РФ на валютном рынке в связи с сильным давлением на рубль и оттоком капитала. При этом в период 2009-2011 гг. ЗВР восстанавливали свой объём с минимумов в 384 млрд. до 545 млрд. долл. В настоящий момент прогнозируется более длительный период восстановления экономики, однако при осуществлении грамотных действий по стабилизации ситуации на валютном рынке и прогнозируемом частичном восстановлении цен на нефть возможно постепенное восстановление и объёмов международных резервов России. Внешний долг России

Объём внешнего долга России (государственный и частный сектор) составил на 1 января 2015 г. 599,5 млрд. долл. Львиную долю в долге (91,3%) составляют долги частного сектора: банки и другие корпорации. Однако за последний год долги так же имеют тенденцию к существенному снижению. К январю 2014 г. совокупный долг снизился на 129 млрд. долл., или 18%. Необходимость погашения внешнего долга со стороны корпоративного сектора без возможности их рефинансирования, среди прочих факторов, оказывала давление на курс рубля.

Анализируя потенциал дальнейшего давления на курс рубля погашений внешнего долга, необходимо рассмотреть временную структуру потоков: Внешний долг России

Хотя с февраля по сентябрь 2015 г. предстоит погасить 79 млрд. долл., основная часть долга в размере 369 млрд. долл. приходится к погашению после октября 2016 г., что говорит о достаточно сглаженном и умеренном давлении фактора внешнего долга на финансовое положение России.

Очень важным показателем с точки зрения оценки сбалансированности и устойчивости финансов страны является «Международная инвестиционная позиция», которая отражает как обязательства перед иностранцами, так и зарубежные активы принадлежащие резидентам страны. Международная инвестиционная позиция России

С этой точки зрения Россия является нетто кредитором для внешнего сектора. Так, чистая международная инвест. позиция («активы минус обязательства») на 1 октября 2014 г. составила 233 млрд. долл., т.е. совокупные активы, принадлежащие как государственному, так и частному секторам, превышают совокупные обязательства на 233 млрд. долл. При этом с начала 2014 г. чистая инвест. позиция несмотря на негативное внешнее давление даже выросла на 104 млрд. долл. за счёт более быстрого снижения обязательств по сравнению с активами.

Бюджетная сфера в периоды прогнозируемого экономического спада испытывает повышенное давление, т.к. с одной стороны снижается доходная часть, с другой стороны, в силу принятых социальных обязательств и стратегически важных долгосрочных программ, нет возможности существенного сокращения расходов. Федеральный бюджет России

Тем не менее, принятый бюджет на 2015-й год предполагает довольно низкое значение дефицита на уровне 0,5% ВВП особенно по международным меркам современного периода, когда дефициты в отдельных странах могут достигать 10 и более процентов Валового внутреннего продукта.

Конечно же, по большинству прогнозов и реальных ожиданий, нам предстоит не простой и скорее всего затяжной период напряженности в экономике. Падение доходов от экспорта сырьевых товаров, снижение внутренних поступлений в бюджет, социальные обязательства и проч. в совокупности составляют существенный вызов с точки зрения управления и социально-экономической стабильности. Однако достаточно сбалансированная ситуация с точки зрения внешних обязательств и наличие накопленных ликвидных резервов, выполняющих роль демпфера в подобные кризисные периоды, создают основу и позволяют надеяться на устойчивое преодоление кризисных явлений при осуществлении грамотной и взвешенной государственной политики.

 

Источники данных: Министерство финансов России, Центральный банк России

ВЫБОР РЕДАКЦИИ