Выбор редакции

В долгу перед миром: какие страны объявляли дефолт до Украины

Иван Ткачёв, Георгий Макаренко

19 мая правительство Украины получило разрешение от парламента на возможное введение моратория по выплатам внешних долгов на сумму около $20 млрд. Украина ведет напряженные переговоры с группой частных держателей евробондов о реструктуризации задолженности и тем самым решила надавить на кредиторов, чтобы они были сговорчивее. Россия не участвует в переговорах, но тоже может пострадать: она держит облигации на $3 млрд, выпущенные еще при Викторе Януковиче. «По сути дела это дефолт», — констатировал сегодня министр финансов России Антон Силуанов. 20 июня Украина должна выплатить России купон на $75 млн, и этот платеж может подпасть под мораторий.

Президент России Владимир Путин был удивлен решению Украины о возможном моратории на выплаты. «Странное какое-то заявление. Объявлять фактически о предстоящем дефолте [...] уровень ответственности, профессионализма, конечно, судя по всему, невысокий», — заявил Путин в среду. Но Украина далеко не первая страна, которая прибегает к подобной «странной» тактике (см. фотогалерею РБК). Логика односторонних деклараций о приостановке выплат проста — принудить кредиторов к более выгодным для страны-должника условиям обслуживания долга, поскольку в противном случае они рискуют не получить никаких денег.

Мексика

Когда был объявлен мораторий: август 1982 года

Задолженность перед иностранными кредиторами: $80 млрд

Мораторий мексиканского правительства на выплату долга вызвал цепную реакцию банковских кризисов в соседних латиноамериканских странах, что привело к обнищанию населения и длительной рецессии. Причиной кризиса стало неблагоприятное сочетание внешнеэкономических факторов.

В 1960-е годы крупные страны Латинской Америки регулярно получали ссуды от международных учреждений и иностранных инвесторов, в первую очередь на инфраструктурные проекты. Взлет цен на нефть и начало мировой рецессии в середине 1970-х привели к росту расходов и сокращению доходов развивающихся стран — импортеров нефти. Долг этих стран был номинирован в долларах, поэтому цикл повышений процентной ставки в США означал и увеличение суммы выплат. Начал стремительно расти «пузырь» — старый долг рефинансировался за счет нового.

К началу 1982 года Мексике уже не хватало собственных валютных резервов для покрытия долга, и в феврале правительство девальвировало песо. Поскольку выплачивать кредиты приходилось долларами, этот шаг усугубил ситуацию: 12 августа Минфин объявил о 90-дневном моратории на выплату внешнего долга (к тому времени он составлял $80 млрд, или же $200 млрд в ценах 2015 года). Параллельно инвесторы, предчувствуя кризис, резко сократили вливания в регион, так что Бразилия, Аргентина и другие крупные страны вынуждены были пойти на реструктуризацию долгов. В итоге в декабре 1982 года МВФ одобрил трехлетнюю программу помощи Мексике на $3,8 млрд. До 1993 года было предоставлено еще два трехлетних пакета, которые вместе составили 5,2% ВВП Мексики.

Югославия

Когда: январь 1983 года

Задолженность: $20 млрд

Как и в случае с Мексикой, причиной долговых проблем Югославии стали нефтяной кризис и мировая рецессия. Валютных поступлений от экспорта стало не хватать даже для покрытия текущего долга, не говоря уже об импорте. Некоторые исследователи полагают, что внеблоковый статус Югославии позволял стране занимать средства и на Западе, и у СССР, что только углубляло долговую пропасть.

Проблему усложнял и федеративный характер государства: правительство в Белграде по закону не несло ответственности за набранные союзными республиками и их предприятиями долги. В обмен на пакет помощи осенью 1982 года МВФ потребовал провести реформу по централизации управления, по которой и поступление валюты в Югославию, и выплата долгов должны были проходить через Белград. Пока готовилась реформа, правительство договорилось с кредиторами в лице западных банков о том, что федеральный центр все же возьмет на себя выплату задолженности в обмен на 90-дневный мораторий по основным суммам займов. Мораторий вступил в силу 19 января 1983-го.

В июле 1983 года правительство провело через парламент закон о реформе управления: Национальный банк становился главным дебитором, а правительство — гарантом по всем внешним долгам различных югославских компаний и структур. Вскоре Белград успешно оплатил долги с процентами на $1,9 млрд частным иностранным кредиторам (около 600 западных банков), что позволило уже в начале сентября подписать с ними договор о реструктуризации задолженности. В это соглашение вошел новый кредит на $600 млн, который позволял югославским заводам закупать сырье и производить товары на экспорт, пополняя валютные запасы правительства.

Бразилия

Когда: февраль 1987 года

Задолженность: $67 млрд

В феврале 1987 года Бразилия объявила мораторий на выплаты по долгам перед иностранными банками. Сумма коммерческой задолженности составляла $67 млрд. «Мы приостанавливаем долговые выплаты. Мы не можем платить по долгам, если это означает, что наш народ будет голодать», — заявлял президент Бразилии Жозе Сарней. При этом он риторически апеллировал к моральной концепции, изложенной за месяц до этого в работе Ватикана под названием «Этический подход к международному долговому вопросу». «Папа Римский Иоанн Павел II ясно сказал, что проблема иностранных долгов — это и этическая проблема. Задолженность не должна вредить базовым человеческим нуждам», — объяснял бразильский лидер.

Западные банкиры всерьез опасались, что если к Бразилии присоединятся другие ведущие страны Латинской Америки — Мексика или Аргентина, то получится «картель должников», который сможет навязать банкам-кредиторам любые условия реструктуризации. Но худшие опасения банкиров не оправдались: уже в апреле 1987 года был уволен министр финансов Бразилии Дилсон Фунаро, занявший бескомпромиссную позицию по отношению к иностранным кредиторам, а его более сговорчивый преемник Брессер Перейра к концу 1987-го договорился с банками о возобновлении процентных выплат. А в следующем году Бразилия подписала с банками-кредиторами комплексное соглашение о переносе сроков выплат по долгам. Мораторий 1987 года в последующих заявлениях бразильских властей признавался ошибкой.

Россия

Когда: август 1998 года

Задолженность: около $40 млрд

17 августа 1998 года правительство России объявило памятный дефолт по внутренним долговым обязательствам в эквиваленте около $40 млрд, одновременно девальвировав рубль. Хотя речь шла о замораживании выплат по рублевым бумагам (государственные краткосрочные обязательства, ГКО), значительная их доля принадлежала иностранным инвесторам. По данным Банка России, на момент кризиса обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (облигации федерального займа) превышали $36 млрд, а общая сумма платежей в пользу нерезидентов приближалась к $10 млрд в год. С 17 августа 1998 года был также объявлен мораторий сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных коммерческими банками от нерезидентов. Фактически это означало дефолт по внешним долгам банковского сектора.

Несколько месяцев власти вели переговоры с держателями ГКО о реструктуризации, которая в итоге была проведена путем обмена старых бумаг на деньги и новые государственные облигации со сроком погашения до пяти лет. Иностранные юрлица могли рассчитывать только на 10% долга, погашаемого наличными.

Аргентина

Когда: декабрь 2001 года

Задолженность: $132 млрд

24 декабря 2001 года Аргентина ввела мораторий на выплаты по внешним государственным долгам. Перед этим начался «набег» на аргентинские банки (массовое изъятие вкладов), президент страны Фернандо де ла Руа ограничил снятие наличных суммой в $1 тыс. в месяц, что вызвало ожесточенные протесты населения, которые быстро переросли в уличные бунты и разграбление супермаркетов. Де ла Руа ушел в отставку 20 декабря, через несколько дней его временный преемник Адольфо Родригес Саа провозгласил мораторий на обслуживание внешнего долга Аргентины общим объемом $132 млрд — это стало крупнейшим в истории суверенным дефолтом.

Через 13 лет этот крах аукнется Аргентине новым дефолтом. В 2005 и в 2010 годах страна провела две реструктуризации долга, по которому был объявлен мораторий в 2001 году. Обмен замороженных облигаций на новые прошел со списаниями, достигавшими 75%. Малая часть инвесторов (около 7%), включая американские хедж-фонды, не согласилась на условия реструктуризации и решила добиваться в судах полной выплаты первоначальных сумм. В 2012 году суд в США (международные облигации Аргентины были выпущены по праву штата Нью-Йорк) фактически обязал Буэнос-Айрес рассчитаться по старым долгам. Аргентина яростно оспаривала это решение и, не найдя общего языка с фондами-«стервятниками», отказалась платить. В июле 2014 года рейтинговые агентства и назначенный американским судом посредник на переговорах провозгласили официальный дефолт.

Эквадор

Когда: декабрь 2008 года

Задолженность: $3,2 млрд

В конце 2008 года популистское правительство Эквадора, возглавляемое президентом Рафаэлем Корреа (близким другом покойного президента Венесуэлы Уго Чавеса), объявило мораторий на обслуживание глобальных облигаций с погашением в 2012 и 2030 годах номинальной суммой $3,2 млрд. Как объяснял Корреа, правительственная комиссия по аудиту государственного долга выявила «много коррупции и конфликтов интересов» в условиях этих международных выпусков. «Комиссия доказала то, что мы и так знали, не оставив никаких сомнений: внешний долг был аморальным, грабительским», — вспоминал Корреа в 2012 году в интервью журналу New Left Review.

В 2009 году Эквадор, отказавшись от каких-либо переговоров с инвесторами, выкупил эти облигации с огромным дисконтом — за 35% от номинальной стоимости. Некоторые инвесторы не согласились с навязанными условиями и пошли в суд. Например, в конце 2014 года бостонская инвесткомпания GMO Trust подала иск в суд Нью-Йорка, пытаясь взыскать с Эквадора первоначальную сумму задолженности.