Выбор редакции

Константинополь и Киев

"Патриарший и Синодальной-Каноничский Томос Вселенского Константинопольского Патриархии, от 13 ноября 1924 года
О ПРИЗНАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОЛЬШЕ АВТОКЕФАЛЬНОЙ"

Нашел его перевод на украинский:

https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%96%D0%B9_VII_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%96%D0%B0%D1%80%D1%85)

Может, кто-то предложит нормальный перевод на русский.

Главное:
Томос ссылается на 17-е правило 4 Всел Собора и 38-е правило 6 Вс. Собора, а также апофегму Фотия "Принять, что права, касающиеся церковных дел, а особенно дел приходов, должны отвечать политическим и административным переменам»

Томос утверждает, что "Первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и приобщение ее к Святой Московской Церкви наступило не по предписаниям канонических правил, а также то, что при этом не была соблюдена церковная автономия Киевского митрополита, который носил титул Экзарха Вселенского Престола".

Как видим, речь идет обо всей Киевской Митрополии, то есть - об Украине. И с точки зрения Фанара взятие Москвой этой митрополии под свою руку неканонично. Как они при этом совмещают это с неоднократными своими же заявлениями о том, что они признают митр. Владимира Сабодана единственным каноническим главой Украинской церкви - мне не понять. Весьма вероятно, что скоро это они сами пояснят.

Мы же можем сослаться на то, что помянутое 17-е правило 4 Всел. Собора устанавливает срок для церковных территориальных споров: если в это время предмет спор не был заявлен в качестве такового, то все считается "заигранным".

"Приходы в каждой епархии - как в селах, так и за городом - должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими - и в особенности, если, в продолжении тридцати лет, безспорно они имели их в своем ведении и управлении. Если же не более тридцати лет были, или возникнет о них какой-нибудь спор: то да будет позволено людям, почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором".
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ