Выбор редакции

Совет Федерации... советизируется?!!

Оригинал взят у ss69100 в Совет Федерации... советизируется?!!

Субъекты федерации получили фундаментальный план, чтобы расти и процветать

«Энциклопедия жизни» для российских регионовВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО/ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Совет Федерации опубликовал аналитический доклад «Об основных направлениях государственной региональной политики». Его основная идея — необходимость обеспечить всем россиянам независимо от места жительства единый неснижаемый стандарт благополучия и качества жизни.

Земли разные, стандарт благополучия единый

Не умаляя значения федерального центра, повторю известную аксиому – российская глубинка, все 85 субъектов Федерации – экономико-политическая основа страны, там производят «материальный продукт» всех видов – от зерна до ракет.

Однако региональные проблемы вплоть до последнего времени, обладали удивительным свойством: все о них знали, более того, на федеральном уровне принимали разрабатывали десятки экономических программ, формировали соответствующее законодательство, определяли виды финансового взаимодействия, однако удивительный факт — цельной комплексной программы, как жить и развиваться российским территориям, до сих пор не было.

Теперь есть, после того, как обнародован аналитический доклад, созданный совместными усилиями верхней палаты парламента, региональными органами власти, высокопрофессиональными экспертами и прошедший еще в апреле обсуждение в регионах.

Его 116 страниц содержат анализ и рекомендации с тем, чтобы, по словам Валентины Матвиенко, председателя Совета Федерации, приступить к «сборке» единого экономического пространства страны на современной технологической и производственной основе».



По существу, речь идет о крайне важном региональном аспекте перехода к новому экономико-технологическому укладу. При этом главный приоритет обозначен чётко – надо достичь единого стандарта благополучия для всех регионов, независимо от их экономических и природных особенностей.

Стандарт благополучия – новое понятие в социально-экономической лексике, которое предстоит ещё закрепить законодательно – не только интегрирует известные и узаконенные стандарты в образовании и медицине, но и предполагает создание новых, определяющих комплексный набор достойных жизненных условий.

Как этого достичь?

Сегодня уровень развития субъектов федерации крайне неоднородный, и, если в Москве или Ханты-Мансийске близки к приемлемым стандартам, то в Назрани или Саранске – нет. Социальные расходы на душу населения, к примеру, в Дагестане составляют 22,8 тысячи рублей, а в Ненецком автономном округе – 252, 5 тысяч рублей, разница более чем десятикратная! Но и разница в валовом региональном продукте на душу населения громадная: ВРП самого бедного региона ниже в 41 раз ВРП наиболее состоятельного субъекта. А общие доходы пяти самых богатых регионов превышают доходы пяти самых бедных в 43 раза!

Аналогичные диспропорции зафиксированы практически во всех сферах – от доступности жилья до уровня медицинского обслуживания.

Федеральные органы власти, разумеется, приняли и принимают меры, включая реализацию майских указов президента РФ, чтобы гарантировать минимальные социальные стандарты.

Но весьма своеобразно, как говорится в докладе: в ведение регионов федеральный центр передал в последние годы более 100 полномочий, при этом отсутствовали положения о передаче достаточных источников их финансирования.

В итоге около 62 процентов расходов консолидированного бюджета приходится на социальную сферу, которую необходимо финансировать в первую очередь, иначе – взрывоопасные перспективы гражданского недовольства. В частности, финансирование мер по майским указам президента обеспечено лишь на 64%.

Итоги известны: коммерческие долги бюджетов возросли до 2,3 триллионов рублей, а доля инвестиционных расходов – по существу, затрат на развитие и подъём экономики за три года упала с 14, 6 до 11 процентов. Вывод авторов доклада: разработка стандарта благополучия должна быть увязана с совершенствованием межбюджетных отношений.

Намечены и меры – от налоговых нововведений, среди которых поистине революционной – введение регионального налога с продаж – до инвентаризации расходов и анализа их эффективности.

Сорвал план – в отставку

Среди множества других интереснейших предложений, анализ которых требует отдельной статьи, можно выделить чрезвычайно актуальную тему – персональная ответственность руководителей за срыв плановых показателей. Нет, региональные и федеральные управленцы высшего уровня нередко уходят в отставку.

Но эти отставки не связаны с результатами их работы, хотя есть федеральный закон 184 от 2014 года, предусматривающий ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития регионов.

Практика реализации этой нормы, как дипломатично сказано в докладе, пока не сформировалась. Выводы такие — необходимо создать и нормативно закрепить ответственность федеральных органов исполнительной власти за состояние работы по созданию условий для социально-экономического развития регионов.

Весь массив стратегических документов –отраслевых, региональных, муниципальных — необходимо увязать в рамках единой комплексной чётко функционирующей системы, которую призвана создать Стратегия пространственного развития России.

Авторы доклада подчеркивают, что эта Стратегия – уникальная разработка признанной во всем мире советской научной школы пространственного развития экономики страны, в которой были разработаны интегрированные стратегические документы – генеральная схема развития и размещения производительных сил и генеральная схема расселения.

И этот факт означает не только преемственность оригинальных научных идей, но и может свидетельствовать, что аналитический доклад Совета Федерации выходит далеко за рамки региональных проблем, внося вклад в разработку давно ожидаемой новой модели развития экономики, созданием которой сегодня озабочены лучшие умы разных экономических школ.


НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ