Выбор редакции

Монумент Тысячелетия: история Венгрии в скульптурах

Площадь Героев - одна из главных достопримечательностей столицы Венгрии, оформленная к празднованию Тысячелетия Венгрии (переселения на территорию страны мадьярских племен), которое отмечалось в 1896 г. Выбранная для торжественного события площадь смогла вместить  более 50 тысяч гостей, причем основной ее архитектурный элемент – монумент Тысячелетия – был  возведен уже после официальных торжеств.  Монумент  Тысячелетия представляет собой композицию, состоящую из 36-метровой колонны и двух полукруглых колоннад, украшенных статуями венгерских королей и национальных героев. Авторами скульптурного проекта выступили Альберт Шикеданц и Дердь Зала. Каждая вписанная в монумент скульптура  представляет историческую личность, игравшую значительную роль в истории Венгрии, поэтому сами венгры говорят, что школьники  по нему могут в хронологической последовательности изучать историю своей родной страны.



Изначально монумент Тысячелетия возводился в период правления Франца Иосифа Габсбурга, поэтому на колоннаде были установлены статуи пяти представителей Габсбургской династии: Фердинанда I, Карла VI, Марии Терезии, Леопольда II и Франца Иосифа. В период коммунистической республики (1919) статуи Габсбургов с колоннады убрали, в период правления Миклоша Хорти (1920-1944) – вернули обратно, и уже только после Второй мировой войны статуи Габсбургов были окончательно заменены на статуи трансильванских князей XVII-XVIII веков – борцов за национальную независимость. Таким образом, современный  монумент Тысячелетия украшают 14 скульптур, 9 из которых принадлежат средневековым королям независимой Венгрии, а 5 скульптур –  национальным героям,  боровшимся с господством Габсбургов.



На вершине 36-метровой колонны  монумента Тысячелетия установлена статуя архангела Гавриила, который в одной руке держит венец Святого Иштвана, а в другой руке – апостольский крест (по легенде королю Иштвану  I во сне явился архангел Гавриил и повелел обратить венгров в христианство).





Основание колонны украшают статуи вождей семи мадьярских племен, перешедших  через Карпаты и обосновавшихся на  территории  современной Венгрии приблизительно в 896 году.






За колонной архангела Гавриила находятся две полукруглые колоннады со статуями виднейших исторических венгерских деятелей, которые расположены строго над барельефами, на которые отражены основные события, приходящиеся на период их жизни и деятельности. Колоннады увенчаны аддегорическими  фигурами Труда и Процветания, Войны и Мира, Мудрости и Славы.



Первая статуя левой колоннады представляет первого короля Венгрии Иштвана I (Стефана I) Арпада, который крестил венгров, за что и был причислен к лику Святых – в руках он держит апостольский (с двумя горизонтальными перекладинами) крест, а барельеф, посвященный ему, свидетельствует о факте его коронации путем получения королевской короны из рук  папского легата.



Вторая статуя колоннады представляет Ласло I Святого, который сумел прекратить междоусобные войны и  укрепить королевскую власть – барельеф, посвященный его «историческому» периоду, изображает Ласло I в момент одной из своих многочисленных битв.



Третья статуя представляет Калмана I, который занял венгерский престол после Ласло I. Царствование Кальмана отличалось  развитием законодательной и образовательной системы страны, за что он получил прозвище Книжник. Барельеф, посвященный ему, отражает момент мудрого правления или суда Калмана.



Четвертая в колоннаде статуя представляет короля Андраша II, которого привела на венгерский престол воля случая и которого местное дворянство и духовенство вынудили подписать буллу с подтверждением своих прав (ее он  и держит в его руках). Посвященный Андрашу IIбарельеф изображает его участие в Пятом крестовом походе.



Статуя  Бела IV, сына  Андраша II, еще при жизни отца объявленного «младшим» королем (во имя избежание борьбы за престолонаследие) символизирует борьбу венгоров с монголо-татарским нашествием и его итогами. Барельеф  показывает разоренную в результате этого события Венгрию, которую король восстанавливал упорным трудом, за что среди соотечественников считается  вторым основателем Венгерского государства.



Шестая статуя представляет Карла Роберта из династии Анжу, который вел многочисленные войны с соседями и собственными баронами, что и отражено на барельефе под его статуей.



Последняя статуя колоннады представляет Лайоша I, при котором Венгрия достигла пика своего политического и территориального могущества, о чем  свидетельствует барельеф, на котором изображены вассалы, преклоняющиеся перед великим венгерским королем.



Вторая колоннада представляет более исторически «разрозненных»  деятелей Венгрии, часть из которых не являлась королями Венгрии, но считается борцами за ее независимость, хотя, подчас, эта независимость понималась и отвоевывалась ими довольно своеобразно.
Первая статуя второй колоннады представляет Яноша Хуняди (официально не был королем Венгрии, а считался регентом при малолетнем короле Ласло V),  активно воевавшего с турками. Главным военным достижением Яноша Хуняди считается успешная оборона Белграда в 1456 году, которая отсрочила турецкую оккупацию страны турками почти на 70 лет. Битва за Белград изображена  на соответствующем барельефе под  его статуей.



Следующая  статуя посвящена Матиашу I Корвину, который добился централизации страны, создал регулярную армию, успешно противостоял туркам, воевал с Габсбургами. – он считается последним королем, при котором Венгрия оставалась независимой. Барельеф, относящийся к периоду его правления, изображает строительство собора (церкви Святого Матиаша) в Буде.



Третья статуя колоннады  изображает Иштван Бочкаи, князя Трансильвании, который активно сражался за независимость своей родины - и с турками, и с Габсбургами. В целях борьбы с последними Иштван заключил союз с турками, за что и был отравлен приближенными. Барельеф, посвященный ему, изображает одну из многочисленных битв за национальную независимость Трансильвании.



Четвертая статуя представляет Габора Бетлена, также трансильванского князя, который, как и его предшественник, больше сражался с Габсбургами, чем с турками. На барельефе, посвященном его деятельности, изображена сцена дипломатических переговоров.



Статуя Имре Тёкёли  прославляет еще одного борцаза национальную независимость, который,поняв свою слабость перед Габсбургами, предложил турецкому султану вассальную зависимость и выплату дани взамен на предоставление войска, для борьбы со главным своим врагом. На барельефе, посвященном Тёкёли, изображена сцена одной из его битв с австрийской армией.



Следующая статуя представляет чрезвычайно популярного в Венгрии Ференца II Ракоци, руководителя антигабсбургской национально-освободительной борьбы 1703-1711 годов. Момент переговоров ее ходе запечатлён на соответствующем барельефе.



Последняя в ряду национальных деятелей Венгрии статуя монумента Тысячетелия  представляет Лайоша Кошута, венгерского государственного деятеля и  правителя-президента Венгрии в период Венгерской революции 1848-1849 гг.  Посвященный  венгерскому революционеру барельеф изображает триумф национально-освободительной идеи и ее предводителя.


Монумент Тысячелетия по обеим сторонам обрамляют два самых важных музея Будапешта: с левой стороны – Музей изобразительных искусств, с правой – Художественный музей.





Позади монумента находятся бани Сечени и крепость Вайдахуняд, отгороженная зимой от Площади Героев  искусственным катком.





 ...