Выбор редакции

«Барс-Медиа» одолела Алексея Мамакова: все афиши Казани теперь у Марата Гараева

На улицы Казани стали возращаться афишные конструкции Фото: Эльвира Вильданова

60 КОНСТРУКЦИЙ НА УЛИЦАХ КАЗАНИ

С задержкой в год на улицы Казани стали возращаться афишные конструкции. Столь долгая пауза связана с тем, что проведенный в сентябре 2015 года исполкомом Казани аукцион был аннулирован из-за претензий УФАС, а новый проведен лишь в конце июля. Победителем стала индивидуальный предприниматель Дина Гараева, известная как учредитель ООО «Барс-Рекордс», руководитель сети радиостанций Tatar Radiosi и по совместительству дочь председателя совета директоров ИДЦ «Барс-Медиа» Марата Гараева. Компания ее отца широко известна как главный игрок в мире татарской эстрады, которой принадлежит, в частности, радио «Татар радиосы», выступающее организатором крупнейшего национального фестиваля «Татар җыры» (бюджет фестиваля — 12 млн. рублей).

Согласно информации, размещенной на сайте торгов, победитель должен был установить 52 афишные конструкции (1 — односекционная, 45 — трехсекционные, 6 — пятисекционные) и 8 афишных тумб. По данным исполкома, на сегодня все 60 афишных конструкций установлены (Вахитовский — 13 шт., из них 8 — афишные тумбы; Кировский — 2; Московский — 4; Ново-Савиновский — 13; Приволжский — 16; Советский — 12). На данных конструкциях размещена реклама концертов и различных мероприятий, кстати, не только татароязычных.

Аукцион на установку афишных конструкций выиграла Дина Гараева, известная как учредитель ООО «Барс-Рекордс» и по совместительству дочь председателя совета директоров ИДЦ «Барс-Медиа» Марата Гараева

Как сообщили на запрос газеты «БИЗНЕС Online» в управлении наружной рекламы и информации исполкома Казани, размещенные сегодня в городе афишные конструкции относятся к типовым отдельно стоящим рекламным конструкциям малого формата. Они могут быть выполнены в двух вариантах. Первый вариант — афишные конструкции (одно-, трех- и пятисекционные), второй — афишные тумбы. Первые предназначены для размещения на территориях с преимущественно современной застройкой, вторые — для размещения на территориях с преимущественно исторической застройкой.

НОВЫЙ ЛЕТНИЙ АУКЦИОН

Доминирование «Барс-Медиа» в мире афиш — всерьез и надолго. Контракт по результатам аукциона заключен сроком на 10 лет. Такая возможность появилась сравнительно недавно — до 2014 года действовало законодательное ограничение — не более 5 лет. Помимо Гараевой, в торгах принимали участие ИП Л.Р. Гайсина и ООО «РИМ». Судя по всему, битва была ожесточенной: аукцион состоял из 327 шагов стоимостью 50,1 тыс. рублей каждый. Общая начальная цена торгов была 10 млн. рублей, а наиболее высокая цена лота, предложенная победителем аукциона, составила в итоге 26,4 млн. рублей.

Нажмите, чтобы увеличить

Оба конкурента Гараевых — крупные игроки на рынке рекламы. Так, именно предприниматель из Зеленодольска Люция Гайсина стала победителем предыдущего аукциона, который затем был аннулирован. Известно, что Гайсина также директор ООО «Неон-Арт-Плюс», в котором учредителем, помимо нее, значится и владелец компании «Неон-Арт-М» Алексей Мамаков. Дозвониться до него не удалось.

Третий участник торгов — ООО «Рим», которым владеет рекламное агентство Brain Store Ильи Фомина. Как он сам рассказал «БИЗНЕС Online», его «основной бизнес в какой-то степени схож с афишными стендами».

«У нас сеть рекламных конструкций на территории Республики Татарстан и Самарской области — более чем в 11 городах. В Казани у нас своей сети нет, поэтому был интересен выход на рынок наружной рекламы города. Но все-таки из-за того, что афиши имеют свою большую специфику и очень узкий круг рекламодателей, они не всегда сходятся с теми рекламодателями, которые размещаются у нас в регионах, мы посчитали, что цена, которая была на аукционе, для нас высока», — объяснил Фомин.

Один из конкурентов Гараевой Алексей Мамаков — крупный игрок на рынке рекламы

АННУЛИРОВАННЫЕ ТОРГИ

Напомним, изначально аукцион на установку и эксплуатацию афишных конструкций прошел в сентябре прошлого года. Участие в аукционе тогда приняли 8 игроков: помимо «Казанской афиши» Михаила Зотова (размещала конструкции с 2010 года) и Гайсиной с Гараевой, это были предприниматель Артем Шахидуллин, а также компании ООО «Неон-Арт-М», ООО «РА «Регион», ООО «Рим» и ООО «АвтоЭра-Юг». Вокруг лота развернулась нешуточная битва: начальная цена в 10,9 млн. рублей в результате выросла почти в 10 раз и достигла 107,47 млн. рублей. Как видим, в этот раз начальная цена аукциона выросла «всего лишь» в два раза.

Однако почти сразу после проведения аукциона начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина направила письмо на имя гендиректора ГУП «Агентство по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Якову Геллеру с сообщением об аннулировании проведенных торгов. Причиной стало решение, вынесенное комиссией УФАС по РТ после рассмотрения жалобы одного из участников аукциона — Шахидуллина, который сам на аукционе предложил всего лишь 11,5 млн. рублей. Суть его жалобы в том, что заказчиком (управлением наружной рекламы и информации) были неправомерно объединены в один лот установка афишных конструкций и афишных тумб, что, по мнению заявителя, ограничивает конкуренцию.

В сентябре прошлого года почти сразу после проведения аукциона Ирина Дябилкина направила письмо Якову Геллеру об аннулировании проведенных торгов

Наша газета подробно писала об аннулированном аукционе и следила за развитием событий. На новый запрос газеты по аукциону 2015 года в управление наружной рекламы и информации исполкома Казани ответили, что «решением Арбитражного суда РТ от 28.12.2015 по делу А65-22406/2015 решение и предписание УФАС по РТ были признаны недействительными».

«Постановлениями судов апелляционной (от 29.03.2016) и кассационной (от 29.06.2016) инстанций данное решение суда было оставлено без изменений. В связи с тем, что торги 2015 года были аннулированы, в 2016 году были проведены новые торги, в которых фирма „Неон-Арт“ не участвовала», — говорится в ответе исполкома.

РЫНОК «НАРУЖКИ» — РОСТ В 2016 ГОДУ

О некоторых итогах рынка рекламы в Казани в первом полугодии рассказывал осенью мэр Казани Ильсур Метшин. По его словам, Казань вошла в тройку крупнейших региональных рынков наружной рекламы с ростом его объемов на 7% до 614 млн. рублей. По данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2016 года суммарный объем рекламных бюджетов вырос на 17% до 160 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом по стране «наружка» выросла на 8% (порядка 16,8 млрд. рублей). Начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Дябилкина осенью уточняла газете «БИЗНЕС Online», что в городе востребовано порядка 70% конструкций, но месяц от месяца показатель плавает.

Доминирование «Барс-Медиа» в мире афиш — всерьез и надолго. Контракт по результатам аукциона заключен сроком на 10 лет Фото: Ирина Ерохина

По данным на конец сентября, в Казани в настоящее время законно установлено чуть более 1,2 тыс. рекламных конструкций (85% — еврощиты) и более 15 тыс. информационных конструкций (вывесок на объектах потребительского рынка и услуг). Еще 2,6 тыс. конструкций установлено незаконно, у большинства из них истекли сроки действия разрешений. Для сравнения: в 2013 году в городе насчитывалось около 8 тыс. незаконных конструкций, то есть динамика «пиратов» явно падает.

«ПОБЕДА ЛОГИЧНА»

Игроки рынка прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги аукциона и то, интересен ли формат конструкций.

Илья Фомин — руководитель агентства Brain Store:

— Для победителя аукциона это очень хорошее развитие их направления. Это их специфика, они знают всю нишу этого рынка. Поэтому понятно, что они должны будут платить либо кому-то другому, чтобы размещать информацию о концертах, либо могут никому не платить и еще параллельно сдавать в аренду площадки другим арендаторам.

В последний год рынок наружной рекламы фиксирует рост до 10 процентов, отыгрывая предыдущее двухлетнее падение. Так что у нас прогнозы по следующему году радужные, и мы ждем дальнейшего увеличения объема рынка, опираясь на аналитические данные ведущих компаний вроде АКАР и «ЭСПАР-Аналитик». Понятно, что в России может произойти что угодно, пойти не по плану, но пока рынок восстанавливается.

Алексей Гайфи — руководитель компании «Паритет-РК»:

— Когда афишные конструкции устанавливала еще предыдущая компания, она позиционировала ее как площадку для рекламы концертов. Поэтому сейчас к этим конструкциям такое отношение и сложилось. Так что победа ИП Гараевой логична.

Афишные конструкции интересны тем рекламодателям, которые используют наружную рекламу. Сейчас количество наружной рекламы сократилось, запретили рекламу на троллейбусах, автобусах, все жестче регламентируются вывески — они теперь совсем невыразительны. Соответственно, афишные конструкции интересны многим, но, видимо, все продолжится в концертном русле. Этот носитель может быть также интересен розничным магазинам, банкам, сотовым операторам.

В целом рынок рекламы в этом году растет, опережает всех интернет-реклама. Но по стандартным форматам рынок сужается — по вывескам, indoor-размещению роста нет. «Наружка» по-прежнему есть, она работает, но этот сегмент не расширяется. Сейчас нет драк за щиты, таких цен, какие были когда-то. В лучшие времена было загружено 90 процентов еврощитов в городе, а сейчас считается хорошо, если загружено 70 процентов.