Выбор редакции

Нужно ли менять налоги для нефтянки?

Аналитическая компания VYGON Consulting выпустила новое исследование: «Основные направления налоговой реформы нефтяной отрасли». По мнению авторов, российская нефтяная отрасль стоит на пороге больших перемен. В исследовании обсуждаются вопросы введения в стране налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) для пилотных проектов и полной отмены таможенных пошлин. Эксперты VYGON Consulting предлагают стратегически подойти к решению проблем перехода на новое налогообложение отрасли. Представляем наш репортаж с презентации доклада в ТАСС.

Налогообложение добычи углеводородного сырья в России базируется исключительно на валовых показателях, в то время как в мире главной тенденцией является переход к налоговой системе, базирующейся на налогообложении экономического результата (Норвегия, Великобритания). Но в российских условиях, считают в VYGON Consulting, с учетом необходимости обеспечивать высокий уровень налоговых изъятий в бюджет, полный отказ от налогообложения на основе валовых доходов нецелесообразен. «В России высокая зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов, что затрудняет налоговую реформу», – отмечает Сергей Ежов, главный экономист VYGON Consulting.

Авторы доклада призывают к осмысленной налоговой политике, рассчитанной на долгосрочную перспективу. «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый период на 2018 и 2019 гг. (ОННП) предусматривают возможность введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) для пилотных проектов и полной отмены таможенных пошлин (как вариант реформирования). Однако предусмотренного ОННП трехлетнего ориентира явно недостаточно для отрасли, в которой цикл геологоразведочных работ составляет 5-10 лет, а добычи – более 20 лет. При этом, в ОННП отсутствуют важные параметры будущей налоговой системы: какова должна быть компенсация отмены таможенных пошлин для НПЗ, в какой степени будет масштабироваться НДД, что будет с льготами по НДПИ и таможенной пошлине?», – отмечают авторы исследования.

По мнению экспертов VYGON Consulting, универсальную систему налогообложения, применимого ко всем месторождениям в стране, пока только предстоит создать. Текущий проект НДД хорош только для пилотных проектов и не предназначен для масштабирования на всю отрасль.

Для минимизации бюджетных рисков предлагается сохранить высокую ставку НДПИ, что приводит к необходимости льготирования, позволяющего стимулировать разработку трудноизвлекаемых запасов и поддерживать добычу на месторождениях, которые уже имеют льготы при действующей налоговой системе. «Параметры системы НДД весьма сбалансированы за исключением повышения НДПИ. Параметры НДД подобраны с учетом необходимости обеспечить положительную экономику гринфилдов с льготами. Повышать НДПИ для месторождений, не перешедших на НДД несправедливо ни при каких условиях», – утверждают эксперты.

За последние 14 лет налогообложение нефтедобычи в России менялось более 20 раз. Введенные льготы для разных типов месторождений являются обратной роста общей налоговой нагрузки в стране. Наличие льгот позволяет поддерживать добычу на зрелых месторождениях и обеспечивать эффективность разработки новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов. Занятный факт: мы проигрываем Соединенным Штатам в поддержке нефтяной отрасли. К уровню налоговых изъятий в США в нашей стране приближаются категории запасов только с самыми большими льготами. «В действующей налоговой системе у нас сейчас выживают без льгот только высокорентабельные проекты, добыча на которых возможна и при цене на нефть в 15-16 долларов за баррель. Добыча на льготируемых гринфилдах может вывести российскую нефтедобычу на новый исторический максимальный уровень, если не учитывать сценарий сокращения добычи. Компании уже вложили значительные инвестиции в эти проекты», – отмечает Антон Рубцов, директор по развитию бизнеса VYGON Consulting.

Льготируемые гринфилды ведут к росту добычи нефти в России в 2017-2018 годах, до новых рекордных уровней. Так, добыча на 17 крупнейших российских гринфилдах обеспечит добычу в этом году порядка 72,6 млн т.

Тем не менее, введение многочисленных льгот сделало российскую налоговую систему плохо администрируемой и сложной для внесения в нее изменений. Согласно данным VYGON Consulting, федеральный бюджет «софинансирует» нефтедобычу в части льготных категорий в размере 350-400 млрд рублей ежегодно. Эксперты отмечают, что льготы могут быть эффективны, если только они приводят к принятию налогоплательщиками положительных инвестиционных решений, и призывают к введению государственной экспертизы в отношении проектов, которым они предоставлены. «Тема пересмотра льгот непопулярна в отрасли. Нужно постепенно вводить и тестировать НДД. То, что есть сейчас, это неправильная и неустойчивая система, которая будет порождать новые льготы. Большинство из них основаны на параметрах, непригодных для налогового администрирования: это параметры государственного баланса запасов. Тем не менее, уйти от системы льгот в ближайшее время нельзя. Хотя реформа налогообложения и поможет принятию инвестиционных решений для многих проектов, но она не изменит сложившийся порядок…», – считает Григорий Выгон, управляющий директор VYGON Consulting.

 

ВЫБОР РЕДАКЦИИ