Выбор редакции

«Уралвагонбанкрот»

Печальная история ведущего производителя танков в России показывает полную беспомощность правительства перед лицом крупных лоббистских объединений и кланов.
3 мая Арбитражный суд Свердловской области зарегистрировал иск воронежского ОАО «Завод по выпуску тяжелых механических прессов» (Тяжмехпресс) о банкротстве АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ). Сумма исковых требований составляет свыше 12,2 млн руб. (дело № А60-21252/2017).
Это уже далеко не первый иск о банкротстве УВЗ и его дочерних предприятий. Летом прошлого года такое заявление подавал Барнаульский завод прессового оборудования (БЗПО), но производство по этому делу было прекращено. В марте 2016 года «Альфа-банк» подал в свердловский арбитраж иск о признании банкротом «дочки» УВЗ – «Уральского завода транспортного машиностроения». В итоге завод и банк заключили мировые соглашения. Кроме того «Альфа-банк» пытался добиться возврата долгов по кредитам от УВЗ и его дочерних структур – «ЧТЗ-Уралтрак» и «Технопарк «Тракторозаводский», этот иск рассматривался в закрытом режиме из-за опасности разглашения гостайны.
В декабре прошлого года заявление о признании Уралвагонзавода несостоятельным подал индивидуальный предприниматель из Новосибирска Анатолий Нестеров: «У завода перед нами задолженность более 10 миллионов. Сейчас решение суда вступило в силу, поэтому мы подали заявление о банкротстве. Мы в 2014 году начали поставлять им продукцию, закончили в июле 2015 года, а оплаты ни одной не было, ни за одну партию не заплатили. Мы поставляли металлические штоки – тяжёлый металл. Хотя никаких претензий по продукции не было, продукция качественная, а отсрочка по оплате была всего 30 дней».

Иск к УВЗ от Тяжмехпресса не принят к рассмотрению, суд усмотрел в нем некие «нарушения императивного законодательства РФ». Вряд ли увенчается успехом и иск новосибирского предпринимателя. В настоящее время УВЗ входит в крупнейшую в России оборонную госкорпорацию «Ростех», которая в состоянии расплатиться по еще оставшимся относительно небольшим долговым обязательствам УВЗ. По многомиллиардным долгам перед Альфа-банком, как я уже сказано, заключено мировое соглашение, и, на мой взгляд, оно может носить не чисто рыночный характер. На УВЗ не так давно заменено высшее руководство, вместо Олега Сиенко гендиректором назначен Александр Потапов, ранее занимавший пост заместителя министра промышленности и торговли России.
Причина всех этих исков одна — отсутствие у ведущего российского производителя танков и железнодорожных вагонов финансовых средств для оплаты заказанной им и полученной от поставщиков продукции и возврата взятых у коммерческого банка кредитов.
Миллиардные долги УВЗ возникли в основном, как неоднократно заявлял, к примеру глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, из-за убыточности вагоностроительного сегмента.
Чемезов объяснил долговые проблемы УВЗ тем, что дочка УВЗ, оператор «УВЗ-Логистик» «сама себе покупала вагоны», поскольку РЖД отказывались их приобретать в течение последних двух-трех лет. Он также сказал, что основную часть долга можно вернуть путем продажи «УВЗ-Логистик».
В итоге в начале февраля 100 процентов акций железнодорожного оператора «УВЗ-Логистик» были проданы аффилированному с РЖД негосударственному пенсионному фонду «Благосостояние». По оценкам банковских аналитиков НПФ мог заплатить за этот актив более 40 млрд руб.
Проблемы УВЗ начались еще в 2012 году в основном из-за падения спроса на железнодорожные перевозки, и, следовательно, на новые вагоны. Несмотря на меры Минпромторга по стимулированию спроса на них, этот рынок стабилизовался только к 2016 году. Резко возросли и затраты УВЗ на импортное оборудование, цены на которое возросли в два раза.
Убытки УВЗ в 2015 году составили 16,4 млрд руб. За 2015 год продажи снизились в 2,5 раза, до 16 млрд руб. С 5 млрд до 13 выросли коммерческие расходы, и с 2,5 млрд до 4,5 млрд руб — расходы на уплату процентов.
Общие обязательства корпорации по итогам 2016 года превысили 200 млрд руб. Это в основном кредиты банков и задолженность по лизинговым операциям. По информации базы «СПАРК-Интерфакс», среди кредиторов корпорации были не только Альфа-банк, но и Сбербанк, Газпромбанк и Связь-банк.
Для того, чтобы погасить долги, УВУЗ взял у «Газпромбанка» кредит сроком на пять лет под обеспечение государственными гарантиями на 15 миллиардов рублей.
А 27 декабря прошлого года, под самый Новый год, указом Владимира Путина государство передало 100% акций УВЗ госкорпорации «Ростех». Тем же указом «Уралвагонзавод» был исключен из перечня стратегических предприятий. Правительству было поручено за 18 месяцев обеспечить передачу акций.
Сергей Чемезов объявил, что в «Ростехе» может быть сформирован холдинг по выпуску бронетехники, так как вместе с УВЗ корпорации передали (полностью или частично) ряд других предприятий, в частности, концерн «Тракторные заводы».
Куратор российского ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что планируется создать «heavy metal холдинг». Он отметил, что военные стран НАТО «шутливо» называют бронетанковые части «heavy metal forces». «Если использовать их лексикон, мы планируем создать «heavy metal холдинг»,— сказал Рогозин. Рогозин также сказал, что «с гособоронзаказом у УВЗ нет «никаких проблем», а гражданское производство «просело» из-за кризиса».
Вице-премьер считает, что кооперация «Ростеха» и УВЗ «может здорово» поправить финансовое положение» предприятия -банкрота. Рогозин отметил, что УВЗ необходимо «немного поддержать», но не с помощью кредитов, «которые надо выплачивать с большими процентами», а внутренними средствами, которые «могут быть добыты внутри «Ростеха».
Отрадно, что куратор российской оборонки хорошо знаком со слэнгом натовских военных, но с экономической логикой он, как представляется, не в ладах. Конечно, экономический кризис и антироссийские санкции, которые закрыли УВЗ доступ к дешевым западным кредитам, сыграли свою роль в реальном банкротстве УВЗ. Но, если взглянуть правде в глаза, то основную роль в этом сыграло руководство РЖД, отказавшееся приобретать произведенные на УВЗ вагоны у его железнодорожного оператора. И если причиной этого чисто рыночные соображения — та самая убыточность вагоностроительного сегмента — то с какой стати аффилированный с РЖД пенсионный фонд «Благосостояние» приобрел эту компанию? То есть, если вагоны продает УВЗ, то это убыточно, а если РЖД, то прибыльно? Любой грамотный юрист усмотрит тут очевидные признаки если не коррупционной составляющей, то уж наверняка пресловутой картелизации российской экономики, о которой мы недавно писали.
Превращение УВЗ из предприятия, производящего как бронетехнику, так и вполне гражданскую продукцию, причем вполне конкурентоспособную, в чисто бронетанковый «хевиметлхолдинг» наносит тяжелый удар по призывам руководителей нашего правительства к менеджерам ВПК наладить производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
УВЗ как раз и был таким предприятием, ведущим производителем как танков, так и вагонов. Производить вагоны ему разрешили ( пока нет информации, что в РЖД передано еще и производство вагонов), а прибыль с их продажи будет в основном оседать в РЖД. Если это нормальная экономическая логика, то Ким Чен Ыну пора писать учебники по «экономикс».
На самом деле проблемы УВЗ были решены в рамках существующей клановой модели разделения сфер влияния, которая отрицает общегосударственный стратегический интерес. Сложившая ситуация реального конфликта интересов УВЗ и РЖД в очередной раз выявила несостоятельность Минпромторга и отсутствие у него реальных рычагов влияния на проведение единой государственной стратегии, там, где она, конечно, имеется. Но сам факт, что одно стратегическое государственное предприятия (УВЗ) производит в большом количестве крайне необходимые государству железнодорожные платформы, а другое стратегическое государственное предприятие (РЖД) ничтоже сумняшеся отказывается их приобрести, убедительно доказывает, что правительство РФ беспомощно перед лицом крупных лоббистских объединений и кланов.
Конфликт УВЗ с РЖД закончился победой крупнейших российских корпоративных монополистов РЖД и «Ростеха», который, возможно, незримо стоял за кулисами затяжной борьбы УВЗ со своими кредиторами.
Пока такая ситуация не изменится, какие бы планы вывода российской экономики из кризиса не докладывались главе государства, в реальности приоритет будет отдаваться клановым, а не общегосударственным интересам.
И это не сулит России ничего хорошего уже в ближайшей перспективе.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук


http://argumentiru.com/economics/2017/05/464787