Выбор редакции

Нефтегазовое судостроение: выход из кризиса?

С января по май текущего года южнокорейские верфи — лидеры мирового судостроения — получили на 700% больше заказов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Три крупнейших мировых судостроителя из Южной Кореи: Hyundai Heavy Industries (HHI), Samsung Heavy Industries (SHI) и Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DMSE) подписали за этот период контракты на 9,37 млрд долларов США (сравните с 1,13 млрд долларов за пять месяцев 2016 г.). Так, на SHI пришлось 4,8 млрд, HHI — 3,8 млрд и DSME — порядка 0,8 млрд долларов.

Высокий технологический уровень и огромный опыт обеспечивают верфи Южной Кореи заказами на строительство нефтяных танкеров, газовозов, сложных буровых установок для шельфа, в том числе для работы на сверхбольших глубинах, а также наиболее продвинутых с технологической точки зрения конструкций для разработки углеводородного сырья, таких как FPSO и FLNG — плавающих установок для добычи, хранения нефти и производства сжиженного природного газа, соответственно.

Начиная с 2015 г. низкие цены на нефть сильно ударили по мировому судостроению для нефтегазовых проектов. Спрос на буровые установки упал, верфи массово сокращали персонал. Так, в 2016 г. южнокорейские SHI, HHI и DSME оставили без работы порядка 4,5 тыс. человек, большинство из которых были рекрутированы на китайские верфи (главные конкуренты корейцев в этом сегменте). Отметим, что в 2014–2015 гг. целый ряд уже размещенных на верфях заказов был отменен или перенесен на более поздний срок, многие — на 2017–2018 гг. В результате в ближайшие два года на южнокорейских верфях должны быть сданы заказчикам десятки единиц морской техники для нефтегазовых проектов. Списки строящихся сейчас на азиатских верфях судов, установок, платформ для добывающих компаний впечатляют: до десяти одновременно реализуемых заказов на крупную технику для нефтегазовых проектов.

Hyundai Heavy Industries по итогам прошлого года сократила свои доходы от нефтегазового шельфового и инжинирингового бизнеса на 24%. Объемы новых заказов рухнули на 75% по сравнению с 2015 г., упав до 395 млн долларов США. Но уже в 2017 г. HHI ожидает восстановления активности и роста выручки до 1,6 млрд долларов. Только за пять месяцев текущего года на верфи размещены заказы на 3,8 млрд долларов (62 судна).

Можно отметить целый ряд интересных проектов Hyundai Heavy Industries. Не так давно судостроительная компания успешно сдала две платформы американской Hess для малазийского газового проекта Бергадинг, запущенного в строй в июле 2017 г. Южнокорейская компания поставила две платформы для проекта Клэр Ридж компании BP в Северном море. Их запуск намечен на 2018 г. и оператор проекта надеется с помощью этих платформ добыть до 2050 г. порядка 640 млн баррелей н. э.

HHI строит для Statoil плавучую буровую платформу типа Spar для газового месторождения Оста Ханстин в Норвежском море. Кроме того, в марте HHI выиграла заказ на 240 млн долларов на строительство первого танкера (так называемого зеленого Афрамакса), использующего сжиженный природный газ в качестве топлива, для российской компании «Совкомфлот». Судно должно быть сдано в эксплуатацию уже в 2018 г. Танкер станет 65-м судном, построенным для «Совкомфлота» с 1989 г.

Hyundai Heavy Industries, также как и еще одна южнокорейская судостроительная компания Samsung Heavy Industries, надеются выиграть вновь объявленный тендер Chevron на платформу типа FPSO для североморского нефтегазового месторождения Розебанк. Американская добывающая компания отменила в прошлом году первый тендер, дополнительно проработала проект, сократив издержки на 30%, и предложила судостроительным компаниям в этом году новый тендер.

Среди основных специализаций SHI — строительство различных плавучих и стационарных платформ, а также судов поддержки для реализации шельфовых нефтегазодобывающих проектов и морских ветропарков. В отличие от своих конкурентов Samsung показала рост доходов на 7% в прошлом году. В первые пять месяцев 2017 г. компания обеспечила себя заказами на 4,8 млрд долларов (13 единиц морской техники), среди которых крупнейший контракт с итальянской Eni на строительство плавающей установки для производства сжиженного природного газа на шельфе Мозамбика — Coral FLNG. SHI должна сдать заказчику эту установку стоимостью в 2,5 млрд долларов США в 2022 г. Другие заказы, которые, безусловно, меркнут перед этим контрактом года, включают строительство небольших добывающих мощностей для шельфа, а также газовозы для перевозки СПГ. В частности, Samsung обеспечила себе контракт на плавающую установку по добыче нефти в рамках второй фазы на глубоководном месторождении Мэд Дог в Мексиканском заливе (США) компании BP.

Среди выполненных SHI заказов нельзя не отметить сданную Shell плавучую установку Prelude FLNG стоимостью в 3,4 млрд долларов США и мощностью в 5,3 млн т СПГ в год, которая в июле этого года была установлена на месторождении у берегов Австралии. Планируется запустить ее в эксплуатацию в следующем году. Samsung Heavy Industries построила и сдала платформу для добычи, хранения и отгрузки нефти для глубоководного проекта Total в Нигергии — Egina FPSO. Samsung также отправила в этом году заказчику крупнейшую в мире полупогружную платформу, получившую название Ichthys Explorer, которая будет добывать газ у берегов Австралии. Вторую платформу — FPSO Ichthys Venture — для этого проекта построила еще одна южнокорейская судостроительная компания — Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

Отметим скромные по сравнению с двумя лидерами успехи DSME, которая обеспечила себе в первые пять месяцев этого года заказы на два газовоза СПГ и пять нефтяных танкеров стоимостью в 0,77 млрд долларов. Тем не менее, у Daewoo два прорывных выполненных заказа — платформы для австралийского проекта Витстоун компании Chevron и недавно запущенного в эксплуатацию месторождения Джина Крог в Северном море норвежской Statoil.

Мария Кутузова

ВЫБОР РЕДАКЦИИ