Выбор редакции

Бензин вас оставит без штанов

В прошлой статье захотел донести читателю несколько полезных фактов и существующих истин на бензиновом рынке.

Приводил график в котором показано как в идеале должна меняться цена на бензин от стоимости нефти, как в США. Вот он:

                                   Бензин вас оставит без штанов


Однозначно можно утверждать, что США опережает нас в этом. Очень красиво, стабильно, показывает высокий уровень управления.

По результату публикации  https://smart-lab.ru/blog/415746.php, пришел к выводу, что это актуальная проблема для людей. Порядка 5000 просмотров, и 57 комментариев. Это личные рекорды для моих статей.

При помощи читателей пришел к выводу, что акцизы это проблема над бензиновыми ценами. Однако после самостоятельного поиска понял, что это всего 7 с половиной рублей от стоимости бензина. Ниже рисунок структура образования цены на бензин в России:

                                          Бензин вас оставит без штанов

То что, государственные поборы в России это не проблема, показывает следующая диаграмма ценообразования бензина в развитых Европейских странах:

                          Бензин вас оставит без штанов


Как видите на этом фоне, 7 с половиной рублей Гос. акцизов и 5,6 рублей налогов на 1 литр немного выше чем в США, где бензин стоит очень дешево всего 36 рублей за литр. Дешевле, чем у нас.

Другое дело, что оптовая стоимость бензина после Российских НПЗ, не отражает реальной себестоимости добычи. Этой слабостью и пользуется государство, компенсируя снижения налогов и сборов от сырой нефти внутри страны, и переводя доходы бюджета на бензин, увеличивая нагрузку на реальный сектор экономики в конечном итоге.

Увеличивают акцизы на бензин, с целью контроля. Что они контролирует таким образом, какие проблемы решают? Только проблема собственных карманов за счет потребителя, за счет автомобилистов.

Другой вопрос, какие возможности есть у населения, для того, чтобы пробовать ограничить рост цен на бензин, на фоне низкой стоимости нефти.

Скорее всего, каждый решает сам, хочешь бери, хочешь нет. Просто стараться думать и экономить бензин, не ездить без причины, возможно иногда пересаживаться на автобус, чаще гулять пешком. Еще и экологии поможете.

 

Ранее: В настоящее время бензин на автозаправочных станциях США стоит приблизительно 2,4 доллара за галлон. Или приблизительно 36 рублей за литр. В приведенных ниже графиках видно, как зависит цена галлона от стоимости сырой нефти марки WTI. В США можно сказать идеальное влияние нефти на стоимости бензина.

                                      Россия - США. Пути здесь разошлись.

Учитывая максимумы и минимумы по стоимости бензина, видно, что цена достигала 4 долларов за галлон, или 60 рублей за литр бензина, в моменты стоимости нефти порядка 100 долларов за баррель с 2011 года до 2014 года. Минимумы цены были достигнуты в 2016 году 2 доллара за галлон, или 30 рублей за литр, когда нефть просела до 30 долларов.

Когда в стране установлен порядок такого уровня, то решение проблем внутри государства при помощи цен на нефть, гораздо эффективнее.
Весь мир реагирует на информационную ситуацию в Штатах, выражая свое мнение на рынке нефти и участвуя в торговле нефтяными баррелями.
Возможно это так же косвенно влияет на стоимость бензина, потому что текущие 36 рублей за 1 литр автомобильного топлива, это сверх дешевая цена для любого американца. К примеру в Германии и Франции 98 бензин стоит свыше 1,4 евро за литр, или 97 рублей за литр. Так в этих странах. В принципе это нормальная цена, для людей с их достатками.

Что касаемо России, то нужно отметить отсутствие влияние нефтяных цен на стоимость бензина на автозаправках. Ниже приведен график, показывающий этот факт.

                                   Россия - США. Пути здесь разошлись.

Как назвать экономику в которой цена товара растет при снижении себестоимости производства. Алчной?
Ниже представлен рисунок показывающий куда нужно стремиться при расчете розничной стоимости бензина. На примере США.


                                                                      Россия - США. Пути здесь разошлись.

В Соединенных штатах при такой низкой стоимости бензина, умудряются импортировать порядка 6400 литров в сутки из-за границы. У России тоже есть альтернатива для импорта бензина, это Туркменистан в котором бензин стоит 17 рублей на заправках, Казахстан, в котором бензин стоит порядка 28 рублей на заправках, Саудовская Аравия, где бензин стоит порядка 14 рублей.

Если рассмотреть структуру самой большой нефтяной компании в России, ПАО НК «Роснефть», то станет понятно, что компания государственная, добывает свыше 40 % общей добычи нефти в России. В своем составе имеет, геологоразведку, добычу нефти, переработку, и розничную продажу. То есть это полная цепочка от поиска полезного ископаемого, до получения коечного продукта и реализация его потребителю. Так же полные цепочки имеют и другие основные игроки нефтяного рынка. Это ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Газпромнефть».

Общая доля добычи этих 4 компаний составляет порядка 76 процентов в общем обьеме добытой нефти в России в 2016 году.

То есть работа компаний по такой структуре несет в себе не адекватные экономические последствия. В виде бесконтрольного удорожания товара. В принципе этим 4 компаниям удалось достигнуть результата монополии, когда конечная цена полностью контролируется этими компаниями. Согласен, что де факто это сложившаяся ситуация не подтверждена юридически. И никто в государстве не может законодательно повлиять на такой результат деятельности от нефтяных компаний в России.

Раз уж затронул новое звено в своей статье имеющее так же прямое отношение к нефтяной промышленности России. То нужно отметить, что сложившаяся ситуация устраивает всех, возможно кроме Эльвиры Набиулинной, которая в свою очередь очень заботиться об инфляционных ожиданиях в России. Устраивают потому что, налоги от розничных продаж за бензин таким образом компенсируют снижение доходов бюджета от экспорта нефти, и снижения стоимости сырой нефти.

Хороший вариант решения проблемы пополнения Государственной казны, однако это отразилось на состоянии реальной экономики.