Выбор редакции

8 малоизвестных фактов о торговых центрах, которые перевернут представление о шопинге в супермаркетах

Магазины, по которым можно ходить до упаду...
«Магазины,
по которым можно ходить до упаду» - именно так называют в США
супермаркеты, и это название как нельзя лучше передает смысл
американской потребительской культуры, которая в последние десятилетия
распространилась по всему миру. Моллы достигли своего расцвета в 1980-х,
хотя на самом деле, существуют, зародившись в американских пригородах,
более 60 лет. В этом обзоре собраны малоизвестные факты о супермаркетах,
которые будут интересны всем, кто хотя бы раз заходил в такой магазин.

1. Оригинальный молл



Southdale Center в Эдине.
Когда
архитектору Виктору Грюну было поручено спроектировать в 1952 году
торговый центр в Эдине, штат Миннесота, вдохновением ему послужил его
родной город Вена. Southdale Center стал первым примером американского
крупномасштабного торгового центра с почти 75 магазинами, заполняющими
два уровня торговых площадей. В центре всего этого Грюн построил свою
версию европейской рыночной площади: крытый двор с фонтанами, золотыми
рыбками, скульптурами и растительностью.

Этот нюанс помог
сделать Southdale не только «огромным магазином», но и местом для отдыха
и общения. Идея торгового центра как социальной площадки приобрела
популярность, когда дизайн Грюна использовался в качестве модели для
большего количества торговых центров по всей стране.

2. «Это как парк, разбитый на деревенской улице...»



Фрэнк Ллойд Райт ненавидел первый молл.
В
октябре 1956 года открытие первого молла Southdale Center было
встречено восторженными отзывами, но у него был один известный критик.
После посещения этого торгового центра в ноябре того же года известный
архитектор Фрэнк Ллойд Райт выразил свое отвращение в газете Star
Tribune. «Это как парк, разбитый на деревенской улице, непонятно как это
может понравиться кому-то, - сказал он. - Кто захочет сидеть в этом
пустынном месте - неизвестно».

3. Дизайнер молла отказывался от своего изобретения



Виктор Грюн.
Виктор
Грюн жил достаточно долго, чтобы увидеть торговые центры, изменившие
американскую культуру в конце 1970-х годов, и то, что он увидел, глубоко
обеспокоило его. На самом деле, он сам не верил в то воплощение
архитектурных и общественных инноваций, которое построил в Эдине. В 1978
году в интервью Грюн сказал, что он не в ответе за то, что ему
заказали, дабы максимизировать прибыль.

4. Mall of America



В Mall of America есть парк развлечений, аквариум и симуляторы полета.
С
момента своего открытия в 1992 году в Блумингтоне, торговый центр Mall
of America обладает титулом крупнейшего торгового центра на земле. Этот
постоянно расширяющийся комплекс состоял из 530 магазинов площадью более
0,45 миллиона квадратных метров. В дополнение к достопримечательностям,
перечисленным выше, в торговом центре также есть комедийный клуб,
детский музей, зеркальный лабиринт и поле для мини-гольфа.

5. Вдохновение для Джорджа Ромеро



Кадр из фильма «Атака пауков».


































Торговые центры послужили вдохновением для
нескольких фильмов ужасов, в том числе для «Роботов-убийц» (1986),
«Фантом торгового центра: Месть Эрика» (1989) и «Атака пауков» (2002).
Но первым режиссером, который подчеркнул жуткую атмосферу пустого
торгового центра, был знаменитый автор ужастиков Джордж А. Ромеро.

После
режиссирования классического фильма о зомби «Ночь живых мертвецов»
(1968), Ромео направился в торговый центр для того, чтобы снять
продолжение «Рассвет мертвецов» (1978). Как режиссер сказал BBC в 1997
году, у него создалось впечатление от современных торговых центров, что
люди в них действительно становятся зомби.

6. «Перенос Грюна»



Southdale Mall в Миннесоте.
Наверняка
каждый когда-либо терял чувство времени и пространства, блуждая по
торговому центру. Это чувство приятной дезориентации известно как
«перенос Грюна», по имени создателя оригинального торгового центра. Как и
казино, торговые центры построены таким образом, что они предлагают
потребителям бесконечно потреблять товары и услуги, по сути не
предоставляя им выхода.

Это призвано усыпить самоконтроль
покупателя - после того, как он ненадолго прогуляется по бесконечному
лабиринту магазинов, то забудет, что искал и поддастся импульсивному
решению купить то, что приглянулось.

7. Штатные Санта-Клаусы



Санта-Клаус в торговом центре.
Санта-Клаусы
и Деды Морозы являются «завлечением» для покупателей с детьми во время
праздников. Естественно, владельцы торговых центров не забывают достойно
оплачивать услуги своих знаменитых сотрудников. Санта — это очень
неплохо оплачиваемая должность, на которой люди за шестьдесят рабочих
часов могут получить пятизначную сумму.

8. Америка — страна «мертвых» моллов



«Мертвый» молл...
Торговые
центры был одной из многих отраслей промышленности, которые стали
жертвой роста Интернета. В США в течение последних нескольких
десятилетий закрылись сотни торговых центров в США, и ожидается, что в
ближайшие пять лет будут закрыты еще сотни. В то время как некоторые
«мертвые торговые центры» начали заново использоваться в качестве
церквей, теплиц и жилых комплексов, другие так и стоят заброшенными.
 








ВЫБОР РЕДАКЦИИ